Ранняя помощь детям с овз в россии: Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт
«Ранняя помощь»
Главная
Гранты
Инновационные социальные программы субъектов Российской Федерации
Программы субъектов Российской Федерации
Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Содействие созданию в субъектах российской Федерации систем реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, условий для развития и доступности услуг ранней помощи.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ
Дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Семьи, воспитывающие таких детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим.
Организация и развитие межведомственного взаимодействия медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания населения, негосударственных организаций, включая социально ориентированные некоммерческие организации, на всех уровнях работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.
Поддержка создания новых и/или развития деятельности ранее созданных служб ранней помощи на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования.
Внедрение эффективных методик абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе специализированных методик для детей с редкими и генетическими заболеваниями.
Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих социальной поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения и сопровождения родителей.
Содействие повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей и семей.
Развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим.
Поддержка добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, их воспитывающим.
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Численность детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, включенных в программы ранней помощи (за отчетный период), чел.
Доля детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, включенных в программы ранней помощи, в общей численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье (за отчетный период), %.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективные изменения в системе ранней помощи в субъектах Российской Федерации детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, семьям, их воспитывающим, способствующие достижению такими детьми максимально возможного уровня развития и социализации.
Своевременное выявление детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности, детей с риском развития инвалидности, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включение родителей в процесс оказания ранней помощи, повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.
Улучшение состояния здоровья детей, максимальное использование их реабилитационного потенциала, содействие их всестороннему развитию, повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов, оказывающих раннюю помощь детям и семьям, их воспитывающим.
Формирование современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Укрепление ресурсной базы, методических, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных и других возможностей служб ранней помощи.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа выполняется посредством финансовой поддержки (предоставления грантов) инновационных социальных программ и комплексов мер субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, участвующих в реализации программы и отобранных по результатам конкурсов.
Средства (грант) на реализацию мероприятий инновационных социальных программ, комплексов мер субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.
Направление финансовых средств (гранта) осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; договора с органами местного самоуправления, организациями.
Возврат к списку
Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения | Бутко
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 15-21.
2. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Степанов А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. 2005. №4. С. 46-51.
3. Бутко Г.А., Викторова Л.В., Борисова Ю.Н., Смирнов Ю.О. Использование инновационного оборудования для детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Специальная психология. 2010. №2. С. 21-28.
4. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
5. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. №7. С. 42-45.
6. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2013. № 3. С. 49–55.
7. Кательсон Т.А. Сопровождение детей младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост. : О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М., 2016. С. 108-113.
8. Кательсон Т.А. Экспериментальное изучение динамики развития младенцев с перинатальной патологией под влиянием психолого-педагогической коррекции // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. М., 2018. С. 143-147.
9. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е.В. Клочковой; пер. с нем. К.А. Шарр. М.: Теревинф, 2010. 240 с.
10. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. Москва, 2016. С. 154-161.
11. Левченко И. Ю. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. М., 2016. С. 205-211.
12. Левченко И.Ю. Основные направления деятельности системы ранней помощи на современном этапе ее становления // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.С. Павлова. М., 2017. С. 149-154.
13. Левченко И.Ю. Ранняя многоэтапная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 150-190. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).
14. Левченко И.Ю., Бутко Г. А., Ортина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №2. С. 17-23.
15. Левченко И.Ю., Сорокоумова С.Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Н. Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. 117 с.
16. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: Логомаг, 2013. 244 с.
17. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
18. Приходько О.Г. История становления системы ранней помощи детям в России // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 12-33. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).
19. Приходько О.Г. Современный этап развития ранней помощи детям в Российской Федерации // Приходько О. Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 61-73. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).
20. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. 378 с.
21. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».
22. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. №ВК-15/07.
23. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 203 с.
24. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, №2(4). С. 889-893.
25. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). URL: http://j-chr.com/ru/site/journal/14/article/102 (дата обращения: 17.10.2019).
26. Сорокоумова С.Н., Заварзина О.О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. №4. С. 121-123.
Концепция раннего вмешательства разработана в России
Правительство РФ утвердило концепцию развития системы ранней помощи детям до 2020 года
лиц с инвалидностью или генетическими нарушениями в России до 2020 года разработана Министерством труда и социальной защиты населения совместно с сообществом специалистов.
Настоящая основа подготовлена по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец в результате исследования, проведенного Правительственным советом по опеке в социальной сфере. К этой работе был привлечен и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Эта система предназначена для самых маленьких, то есть детей до трех лет. Понятно, что это чрезвычайно деликатный вопрос. Очень важно, чтобы первые шаги ребенка были источником большой радости, а не боли. Эти дети и их семьи нуждаются в помощи. Конечно, мы должны сделать так, чтобы они не были оставлены на произвол судьбы и чтобы их поддерживало государство и общество. Чем больше помощи можно будет оказать на ранней стадии, тем эффективнее будет медикаментозное вмешательство в профилактику осложнений, а также преодоление болезней и решение других социальных вопросов», — заявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Схема, которая была представлена на встрече с министром труда и социальной защиты Российской Федерации Максимом Тополиным, определяет круг детей, которым будет оказана ранняя помощь, т. не могут быть полностью включены в систему, оказывающую образовательные услуги (как это предусмотрено психолого-медико-педагогической комиссией). Документ также даст детям возможность продолжать получать услуги раннего вмешательства до семи-восьми лет.
Чтобы обеспечить охват неблагополучных семей, а также здоровья, схема также включает семьи, живущие в трудных условиях, как это предлагается общественными организациями.
«Каких результатов мы ожидаем достичь? Основная цель — максимально раскрыть потенциал ребенка, а также нормализовать жизнь семей, оказавшихся в такой ситуации, и уменьшить количество детей, страдающих проблемами со здоровьем», — говорит Тополин.
По словам Ольги Голодец, структура должна быть не просто «поддержкой, а приоритетом в работе целого ряда министерств и ведомств».
«Хочу отметить, что мы получили очень высокий уровень межведомственного сотрудничества при подготовке этого рамочного документа. То же самое можно сказать и о наших отношениях с представителями гражданского общества, поскольку этот вопрос неоднократно тщательно рассматривался Попечительским советом правительства. Тот документ, который мы сейчас имеем, со всеми его сложностями и нюансами согласован и находится на контроле у профильных министерств и ведомств и представителей гражданского общества», — сказал Голодец.
Дмитрий Медведев сообщил, что реализация рамочного документа должна предусматривать подготовку подробной схемы поэтапного плана работ, «все это необходимо рассчитать исходя из государственных и внебюджетных источников финансирования».
Данная программа является идеей НПО, и по результатам ее реализации к 2020 году должен быть сформулирован комплекс мер, направленных на создание в Российской Федерации необходимых условий для оказания услуг раннего вмешательства целевым детским группам.
Информационная справка
Раннее вмешательство включает набор медицинских, социальных, психологических и образовательных услуг, определенных на межведомственной основе, направленных на раннее вмешательство в целевые детские группы, раскрытие их полного потенциала, поиск после их физического и психического благополучия, включая их в компанию своих сверстников, интегрируя их в общество, поддерживая семьи и повышая родительские (законные представители) навыки.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), количество детей-инвалидов в России остается постоянным на протяжении последних пяти лет и составляет около 2% детского населения. Наиболее часто наблюдаемыми формами инвалидности являются психические и поведенческие расстройства (22,8%), врожденные аномалии (врожденные дефекты), деформации и хромосомные аномалии (20,6%), нервные расстройства (20%).
Автор: Ирина Лактюшина
http://www.asi.org.ru/news/rannyaya-pomoshh/
 
От стационарной помощи к поддержке семьи: развитие эффективной сети раннего вмешательства в Нижегородской области, Российская Федерация, для поддержки семейного ухода за детьми, подверженными риску институционализации
. 2014 март-апрель;35(2):172-84.
doi: 10.1002/imhj.21433.
Epub 2014 22 января.
Дана Э Джонсон
1
, Святослав В Довбня, Татьяна У Морозова, Мелинда А Ричардс, Юлия Г Богданова
принадлежность
- 1 Университет Миннесоты.
PMID:
25798523
DOI:
10.1002/imhj.21433
Дана Э. Джонсон и соавт.
Психическое здоровье младенцев Дж.
2014 март-апрель.
. 2014 март-апрель;35(2):172-84.
doi: 10.1002/imhj.21433.
Epub 2014 22 января.
Авторы
Дана Э. Джонсон
1
, Святослав В Довбня, Татьяна Ю Морозова, Мелинда А Ричардс, Юлия Г Богданова
принадлежность
- 1 Миннесотский университет.
PMID:
25798523
DOI:
10. 1002/imhj.21433
Абстрактный
Несмотря на усилия правительства по реформированию системы защиты детей, Россия продолжает полагаться на интернатные учреждения из-за отсутствия служб поддержки семей в кризисной ситуации, детей-инвалидов, приемных и приемных родителей. Целью проекта было создание воспроизводимой профессиональной модели, которая направит систему защиты детей в Нижегородской области от интернатного ухода к услугам для детей младшего возраста и их семей, которые снижают риск институционализации. Программа осуществлялась в течение 3 лет в рамках государственно-частного партнерства, в которое вошли министерства социальной политики и здравоохранения Нижегородской области, Firefly и KPMG при частичном финансировании Агентства США по международному развитию (USAID). ). Профессиональное участие было превосходным, во взглядах произошли обширные изменения, и произошли значительные улучшения в понимании и использовании концепций раннего вмешательства. В ходе проекта количество посещений сайтов программы увеличилось практически с нуля до почти 1000 в месяц. Возникли трудности с использованием стандартизированных показателей успеха детей и разработкой систем сбора данных в министерствах. Изменения в системе защиты детей в России возможны, но требуют грамотной и адекватно финансируемой и поддерживаемой программы в регионах, восприимчивых к изменениям.
© 2014 Мичиганская ассоциация психического здоровья младенцев.
Похожие статьи
Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.
Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи.
Шор Э.Л. и соавт.
Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71.
Педиатрия. 2003.PMID: 12777595
Политика патронатного воспитания и усыновления в Румынии: предложения по международному вмешательству.
Джонсон А.К., Эдвардс Р.Л., Пувак Х.
Джонсон А.К. и соавт.
Благополучие детей. 1993 сен-октябрь; 72(5):489-506.
Благополучие детей. 1993.PMID: 8404252
Поведенческое развитие корейских детей в специализированных учреждениях и международных приемных семьях.
Lee RM, Seol KO, Sung M, Miller MJ; Команда Миннесотского международного проекта по усыновлению.
Ли Р.М. и др.
Дев Психология. 2010 март; 46(2):468-78. doi: 10.1037/a0017358.
Дев Психология. 2010.PMID: 20210506
Достижение своевременного принятия.
Карночан С., Мур М., Остин М.Дж.
Карночан С. и соавт.
Социальная работа на основе J Evid. 2013;10(3):210-9. дои: 10.1080/15433714.2013.788950.
Социальная работа на основе J Evid. 2013.PMID: 23705651
Обзор.
Здоровье детей, усыновленных из Гватемалы: сравнение детского дома и приемной семьи.
Миллер Л., Чан В., Комфорт К., Тирелла Л.
Миллер Л. и соавт.
Педиатрия. 2005 г., июнь; 115 (6): e710-7. doi: 10.1542/пед.2004-2359.
Педиатрия. 2005.PMID: 15930199
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Основанные на данных рекомендации для поставщиков услуг, работающих с уязвимыми детьми и семьями во время пандемии COVID-19.
Уилке Н.Г., Ховард А.Х., Поп Д.
Уилке Н.Г. и соавт.
Жестокое обращение с детьми Негл. 2020 декабрь; 110 (часть 2): 104642. doi: 10.1016/j.chiabu.2020.104642. Epub 2020 30 июля.
Жестокое обращение с детьми Негл. 2020.PMID: 32753231
Бесплатная статья ЧВК.Институционализация и деинституционализация детей 2: политические и практические рекомендации для глобальных, национальных и местных субъектов.
Goldman PS, Bakermans-Kranenburg MJ, Bradford B, Christopoulos A, Ken PLA, Cuthbert C, Duchinsky R, Fox NA, Grigoras S, Gunnar MR, Ibrahim RW, Johnson D, Kusumaningrum S, Agastya NLPM, Mwangangi FM, Nelson CA, Ott EM, Reijman S, van IJzendoorn MH, Zeanah CH, Zhang Y, Sonuga-Barke EJS.
Голдман П.С. и соавт.
Lancet Child Adolesc Health. 2020 авг; 4 (8): 606-633. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30060-2. Epub 2020 24 июня.
Lancet Child Adolesc Health. 2020.PMID: 32589873
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Аннотация недоступна.
Раннее взаимодействие воспитателя и ребенка и развитие детей: уроки исследовательского проекта вмешательства в приюты Санкт-Петербурга и США.
МакКолл Р.Б., Гроарк С.Дж., Хоук Б.Н., Джулиан М.М., Мерц Е.К., Росас Дж.М., Мухамедрахимов Р.Дж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В.
МакКолл Р.Б. и соавт.
Clin Child Fam Psychol Rev. 201922 июня (2): 208-224. doi: 10.1007/s10567-018-0270-9.
Clin Child Fam Psychol Rev. 2019.PMID: 30196471
Обзор.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ опекунов, а также предшествующий семейный опыт детей как условия для раннего развития в детских учреждениях.
Хоук Б.Н., Макколл Р.Б., Гроарк С.Дж., Мухамедрахимов Р.Дж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В.
Хоук Б.Н. и др.
Infant Ment Health J. 39 июля 2018 г.(4):432-448. doi: 10.1002/imhj.21721. Epub 2018 28 июня.
Детское психическое здоровье J. 2018.PMID: 29953627
Бесплатная статья ЧВК.Наращивание потенциала лиц, определяющих политику, и специалистов по планированию для укрепления систем охраны психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода: систематический обзор.