Разное

Что надо делать чтобы создать хорошую семью: Как создать хорошую семью. Как создать счастливую семейную жизнь

Как создать хорошую семью — Азбука супружества

Каж­дый день заклю­ча­ют­ся бра­ки и созда­ют­ся новые семьи. Но семей­ное сча­стье не выда­ет­ся во Двор­це бра­ко­со­че­та­ния или после вен­ча­ния в Церк­ви, оно выстра­и­ва­ет­ся сами­ми супру­га­ми – посте­пен­но, прак­ти­че­ски всю жизнь.

Ека­те­ри­на Ани­ки­на, ведущая:

– Здрав­ствуй­те, доро­гие теле­зри­те­ли, в эфи­ре про­грам­ма «Сло­во». Каж­дый день заклю­ча­ют­ся бра­ки и созда­ют­ся новые семьи. Но семей­ное сча­стье не выда­ет­ся во Двор­це бра­ко­со­че­та­ния или после вен­ча­ния в Церк­ви, оно выстра­и­ва­ет­ся сами­ми супру­га­ми – посте­пен­но, прак­ти­че­ски всю жизнь. На нашем сай­те огром­ное коли­че­ство вопро­сов посвя­ще­но имен­но семье и бра­ку. На неко­то­рые из них сего­дня поста­ра­ет­ся отве­тить док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной рабо­те Санкт-Петер­бургской Духов­ной Ака­де­мии, про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап. Здрав­ствуй­те, отец Владимир.

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

– Здрав­ствуй­те.

Ека­те­ри­на Ани­ки­на, ведущая:

– Наши доро­гие теле­зри­те­ли спра­ши­ва­ют: как создать хоро­шую семью – ведь в цер­ков­ных книж­ных лав­ках в основ­ном пуб­ли­ка­ции о том, как ее сохранить?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

– Если мы гово­рим о созда­нии хри­сти­ан­ской семье, то, конеч­но, речь идет преж­де все­го о некой общ­но­сти в вере и о неко­ем общем пони­ма­нии того, что такое брак. Посколь­ку для веру­ю­щих людей, конеч­но, это очень важ­ный шаг, и это шаг не про­сто перед лицом госу­дар­ства, не про­сто перед лицом жен­щи­ны в ЗАГСе, кото­рая со сто­ро­ны госу­дар­ства, от лица госу­дар­ства про­воз­гла­ша­ет их мужем и женой, но и важ­ный шаг перед лицом Божи­им. Посколь­ку, если мы посмот­рим на Свя­щен­ное Писа­ние, мы уви­дим, что образ бра­ка про­хо­дит через весь Вет­хий и Новый Завет. В пер­вых же гла­вах Кни­ги Бытия гово­рит­ся о том, что имен­но Бог сотво­рил муж­чи­ну и жен­щи­ну, что имен­но Бог при­вел Еву к Ада­му и послед­няя кни­га Ново­го Заве­та – «Апо­ка­лип­сис» завер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем брач­но­го пира Хри­ста и Церкви.

То есть брак – это нечто настоль­ко высо­кое, настоль­ко чистое и важ­ное, что он при­ла­га­ет­ся и к отно­ше­нию меж­ду Богом и Цер­ко­вью, и меж­ду Богом и веру­ю­щи­ми – то есть это чистые и высо­кие отно­ше­ния люб­ви. Поэто­му созда­ние семьи – это путь к этой люб­ви, и дей­стви­тель­но, очень часто наши отно­ше­ния на этом пред­ва­ри­тель­ном эта­пе они явля­ют­ся и оста­ют­ся толь­ко влюб­лён­но­стью – когда мы видим некий такой иде­ал чело­ве­ка, кото­рый не име­ет ника­ких нега­тив­ных, отри­ца­тель­ных черт; мы созна­тель­но или бес­со­зна­тель­но созда­ем этот иде­ал, вся­че­ски его леле­ем, и поэто­му, конеч­но, до созда­ния бра­ка важ­но понять: что же это за чело­век на самом деле. Не в плане про­сто кри­ти­че­ско­го како­го-то под­хо­да к это­му чело­ве­ку, наобо­рот, выис­ки­ва­ния каких-то отри­ца­тель­ных черт, но пони­ма­ния того, могу ли я дове­рять это­му чело­ве­ку самое важ­ное, что у меня есть – мою жизнь и мою любовь. Посколь­ку брак это то, что, по край­ней мере, в иде­а­ле заклю­ча­ет­ся для хри­сти­ан на всю жизнь, поэто­му само­му близ­ко­му, люби­мо­му чело­ве­ку я дол­жен отдать само­го себя. Готов я к этой жерт­ве – к отда­че само­го себя, и готов ли я при­нять на себя как раз вот это­го дру­го­го чело­ве­ка – со все­ми его недо­стат­ка­ми, со все­ми его про­бле­ма­ми, но вме­сте с тем и со всем пре­крас­ным, что есть в этом человеке?

В Кни­ге Бытия, в 24 гла­ве повест­ву­ет­ся о бра­ке Иса­а­ка и Реве­ки – Иса­а­ка, сына Авра­ама. И мы видим в этом повест­во­ва­нии два таких важ­ных момен­та, как мне кажет­ся. С одной сто­ро­ны, это молит­ва о том, что­бы дей­стви­тель­но этот брак про­изо­шел, это молит­ва о том, что­бы най­ти пра­виль­ную неве­сту, най­ти ту, кото­рая, как гово­рит­ся в этом тек­сте, «пре­диз­бра­на для него Богом», то есть пред­на­зна­че­на для него Богом. Но вме­сте с тем это не какое-то пас­сив­ное ожи­да­ние, когда моло­дой чело­век или его отец про­сто сидят и ждут, когда отве­том на эту молит­ву будет некое осо­бен­ное чудо. Мы видим, что они посы­ла­ют слу­гу в дру­гую зем­лю – для того, что­бы най­ти для Иса­а­ка невесту.

Но в этом рас­ска­зе, как бы он ни отли­чал­ся от наших совре­мен­ных реа­лий, мы видим два важ­ных момен­та. С одной сто­ро­ны, бра­ки для хри­сти­ан созда­ют­ся Богом, поэто­му без молит­вы Богу о том, что­бы Гос­подь устро­ил этот брак уже на пути их под­го­тов­ки к это­му бра­ку; и с дру­гой сто­ро­ны, нико­им обра­зом не отри­цая каких-то соб­ствен­ных чело­ве­че­ских уси­лий. И дей­стви­тель­но, если мы верим в то, что нет ниче­го слу­чай­но­го в жиз­ни не быва­ет, то вот в этой молит­ве и сто­ит огля­ды­вать­ся вокруг себя, сто­ит смот­реть на тех людей, кото­рые нахо­дят­ся рядом с нами, как на тех людей, кото­рых посы­ла­ет к нам Бог для того, что­бы что-то в нашей жиз­ни изме­ни­лось, для того, что­бы мы полу­чи­ли какие-то уро­ки, кото­рые поз­во­лят нам достичь неко­е­го боль­ше­го духов­но­го роста и так далее.

И в таком настро­е­нии мы можем ска­зать, что обя­за­тель­но рядом кажет­ся какой-то чело­век, кото­рый рано или позд­но ста­нет тем послан­ни­ком, тем отве­том на наши молит­вы, кото­рые мы обра­ща­ем к Богу. Конеч­но, очень важ­но, что­бы этот пери­од сов­мест­но­го узна­ва­ния вклю­чал в себя, мне кажет­ся, и некие пери­о­ды про­блем, в том чис­ле и кри­ти­че­ские ситу­а­ции, когда моло­дой чело­век и девуш­ка не про­сто гуля­ют, взяв­шись за руки, в неко­ей такой эйфо­рии, но когда они смо­гут сов­мест­но понять – как они смо­гут отве­чать на вот эти кри­зи­сы. Посколь­ку имен­но в кри­зис­ной ситу­а­ции чело­век ста­но­вит­ся тем, кто он есть на самом деле – когда сры­ва­ют­ся все мас­ки, когда ухо­дит некий такой внеш­ний налет искус­ствен­ный, и чело­век ста­но­вит­ся самим собой. И вся семей­ная жизнь будет состо­ять не толь­ко из радо­стей, но вот и из этих про­блем. И если моло­дой чело­век и девуш­ка гото­вы решать про­бле­мы вме­сте, то это уже некая осно­ва для сов­мест­но­го созда­ния креп­кой семьи, посколь­ку семью раз­ру­ша­ют преж­де все­го про­бле­мы, кото­рые моло­дые осо­бен­но супру­ги не уме­ют решать. Сопри­кос­но­ве­ние какое-то на вот этом повсе­днев­ном быто­вом уровне при­во­дит к тому, что выяс­ня­ет­ся, что это была не любовь – это влюб­лен­ность, это было чув­ство, кото­рое подоб­но вет­ру – при­шло и ушло. А на самом деле любовь это не нача­ло, и не столь­ко нача­ло, сколь­ко цель бра­ка. Брак начи­на­ет­ся с влюб­лен­но­сти. Любовь это то, что в резуль­та­те еже­днев­но­го сов­мест­но­го бытия, еже­днев­ных подви­гов, в том чис­ле семей­ных, еже­днев­но­го отка­за в боль­шом и малом от себя ради дру­го­го люби­мо­го чело­ве­ка, при­но­сит вот эту любовь – через 5, через 10, через 15 лет, но эта любовь не созда­ет­ся про­стым щел­ка­ньем выклю­ча­те­ля. Нель­зя ее про­сто совер­шить или создать через опре­де­лен­ное вре­мя – это есте­ствен­ный про­цесс. Подоб­но тому, как хоро­шее вино тре­бу­ет опре­де­лен­но­го пери­о­да выдерж­ки, так и насто­я­щая любовь, насто­я­щее семей­ное сча­стье тре­бу­ет опре­де­лен­но­го и неред­ко очень-очень боль­шо­го пери­о­да вре­ме­ни, и если моло­дые люди гото­вы к вот это­му сов­мест­но­му тру­ду люб­ви, то, соот­вет­ствен­но, об этом мож­но и нуж­но раз­мыш­лять на пери­о­де под­го­тов­ки к заклю­че­нию брака.

Ека­те­ри­на Ани­ки­на, ведущая:

– А что делать, если моло­дой чело­век и девуш­ка хотят женить­ся, а род­ствен­ни­ки про­тив их сою­за? Како­ва роль роди­тель­ско­го бла­го­сло­ве­ния в созда­нии брака?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

– Дей­стви­тель­но, если мы посмот­рим на доре­во­лю­ци­он­ную исто­рию Рос­сии, Руси, то мы уви­дим, что роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние было очень и очень важ­ным. Роди­те­ли бла­го­слов­ля­ли осо­бы­ми ико­на­ми сво­их детей на брак, и эти ико­ны как вен­чаль­ные ико­ны, как семей­ные ико­ны пере­хо­ди­ли из дома роди­те­лей в дом моло­дых, они ста­но­ви­лись как бы их домаш­ним алта­рем, духов­ным цен­тром, перед кото­рым они совер­ша­ли свои молит­вы. Но вме­сте с тем мы видим, что обще­ствен­ная ситу­а­ция, и вооб­ще взгляд на отно­ше­ния меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, взгляд на брак, очень изме­ни­лись в послед­нее вре­мя, поэто­му, конеч­но, сей­час, преж­де все­го под­чер­ки­ва­ет­ся лич­ный аспект – отно­ше­ния моло­до­го чело­ве­ка и девуш­ки. То есть не так, как это было в древ­но­сти – не семьи заклю­ча­ют брак, но имен­но моло­дые люди, поэто­му это их ответ­ствен­ность, и это их реше­ние, поэто­му никто не может им запре­тить это делать. И никто, наобо­рот, не может наста­и­вать на том, что­бы брак заклю­чал­ся имен­но таким каким-то кон­крет­ным обра­зом. Поэто­му, навер­ное, для того, что­бы ситу­а­ция была более мир­ной, сле­ду­ет про­сто спо­кой­но пого­во­рить для нача­ла с роди­те­ля­ми, и понять, в чем здесь про­бле­ма, в чем, может быть, пред­рас­суд­ки, и в чем заклю­ча­ет­ся вот это неже­ла­ние заклю­че­ния это­го бра­ка, посколь­ку, дей­стви­тель­но есть ряд пред­рас­суд­ков в нашем обще­стве – про­тив бра­ка, напри­мер, с лицом дру­гой наци­о­наль­но­сти, или чело­ве­ком, кото­рый при­над­ле­жит не тому соци­аль­но­му ста­ту­су, как сын или дочь этих роди­те­лей, и так далее.

Неред­ко роди­те­ли, мне кажет­ся, пыта­ют­ся в бра­ке сво­е­го ребен­ка реа­ли­зо­вать что-то, что не полу­чи­лось у них самих в семье. Неред­ко мама про­сто не хочет отпус­кать свою дочь и отда­вать ее чужо­му моло­до­му чело­ве­ку, посколь­ку мама оста­ет­ся одна. Вот такой, эго­и­сти­че­ский в какой-то мере, под­ход не дает доч­ке реа­ли­зо­вать­ся, не дает ей достичь пол­но­ты ее уже соб­ствен­но­го жен­ско­го сча­стья. Поэто­му, конеч­но, мир семей­ный дол­жен быть, посколь­ку все-таки вме­сте с заклю­че­ни­ем бра­ка мы всту­па­ем в опре­де­лен­ные отно­ше­ния и с род­ствен­ни­ка­ми наше­го избран­ни­ка, нашей поло­вин­ки, поэто­му такой мир­ный диа­лог явля­ет­ся осно­вой для мир­но­го заклю­че­ния бра­ка. И вме­сте с тем, конеч­но, мяг­ко, но, тем не менее уве­рен­но, мож­но и нуж­но ска­зать, что это мой выбор, мне идти по жиз­ни с этим чело­ве­ком, и роди­те­ли долж­ны давать ребен­ку, в том чис­ле, и как мне кажет­ся, и пра­во на ошиб­ку, посколь­ку это ребе­нок уже совер­шен­но­лет­ний. Напри­мер, в прит­че о блуд­ном сыне мы видим, что отец раз­ре­ша­ет сыну уйти из дома – что было, может быть, непе­да­го­гич­но, и с нашей точ­ки зре­ния не совсем пра­виль­но, – для того, что­бы ребе­нок совер­шил ошиб­ки и вер­нул­ся домой уже с вот этим новым жиз­нен­ным опы­том. Поэто­му если Бог не отни­ма­ет у чело­ве­ка сво­бо­ду выбо­ра, то тем более сво­бо­ду выбо­ра в плане заклю­че­ния бра­ка не могут отобрать у ребен­ка и его родители.

Ека­те­ри­на Ани­ки­на, ведущая:

– Соглас­но пра­во­слав­но­му пони­ма­нию, брак – это все­гда дети, а что делать, если муж с женой еще не гото­вы к рож­де­нию ребен­ка – напри­мер, из-за каких-либо финан­со­вых или жилищ­ных условий?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

– Дей­стви­тель­но, в систе­ме при­о­ри­те­тов совре­мен­но­го обще­ства и совре­мен­ной семьи неред­ко дети ока­зы­ва­ют­ся на каком-то самом послед­нем или пред­по­след­нем месте – после соб­ствен­но­го жилья, маши­ны, отды­ха, неких ком­форт­ных усло­вий, сво­бод­но­го вре­мя­пре­про­вож­дения и так далее. Конеч­но, дети – это цель бра­ка. Но это не самая глав­ная цель бра­ка, посколь­ку люди всту­па­ют в брак для того, что­бы достичь един­ства на раз­ном уровне – на уровне телес­ном, на уровне душев­ном, на уровне духов­ном – достичь вот этой новой пол­но­ты бытия, но ребе­нок – это плод вот этой брач­ной люб­ви, плод супру­же­ской люб­ви. То есть любовь, направ­лен­ная друг на дру­га, долж­на не замы­кать­ся вот эти­ми дву­мя любя­щи­ми серд­ца­ми. Если она дей­стви­тель­но любовь пол­ная, любовь радост­ная, любовь жерт­вен­ная, она изли­ва­ет­ся вовне и плод этой люб­ви – это ребе­нок. И поэто­му если мы посмот­рим на чино­по­сле­до­ва­ние пра­во­слав­но­го вен­ча­ния, заклю­че­ния бра­ка, мы видим посто­ян­ную прось­бу о детях имен­но как о том, что явля­ет­ся даром Божи­им, осо­бым даром, кото­рый слу­жит про­дол­же­нию чело­ве­че­ско­го рода, и вме­сте с тем даром, кото­рый дает осо­бое сча­стье этой семье.

Ведь неред­ко ока­зы­ва­ет­ся так, что жен­щи­на – да, всю жизнь зани­ма­лась карье­рой, зани­ма­лась зара­ба­ты­ва­ни­ем денег, покуп­кой квар­ти­ры или каких-то новых гад­же­тов, и так далее. Но мы не моло­де­ем, мы ста­ре­ем – это есте­ствен­ный про­цесс. Насту­па­ет такой воз­раст, когда, вро­де бы все уже есть, мож­но родить ребен­ка, а орга­низм уже к это­му не спо­со­бен. И жен­щи­на на зака­те лет ока­зы­ва­ет­ся успеш­ной, успеш­ным пред­при­ни­ма­те­лем, реа­ли­зо­вав­шем­ся в самых раз­ных сфе­рах, но не реа­ли­зо­вав­шей­ся в этом отно­ше­нии – имен­но в той обла­сти, в кото­рой уже по есте­ству Гос­подь даро­вал ей чудо и радость быть матерью.

И конеч­но, гово­ря, о всех этих стра­хах с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, мы долж­ны пом­нить и верить в то, что если Гос­подь дает ребен­ка, то Он обя­за­тель­но даст и все то, что необ­хо­ди­мо для вос­пи­та­ния и раз­ви­тия это­го ребен­ка. И толь­ко от роди­те­лей – не от раз­ме­ра их дохо­да, а от раз­ме­ра и от каче­ства их серд­ца любя­ще­го, зави­сит то, како­ва будет его жизнь. А иде­ал этой жиз­ни – любовь, радость и счастье.

Ека­те­ри­на Ани­ки­на, ведущая:

– Вот на такой заме­ча­тель­ной ноте нам, к сожа­ле­нию, пора про­щать­ся. Мне теперь все понят­но, спа­си­бо. Доро­гие теле­зри­те­ли, на нашем сай­те «slovotv.ru» вы може­те оста­вить любой вол­ну­ю­щий вас вопрос, а так­же посмот­реть все преды­ду­щие выпус­ки про­грам­мы «Сло­во». Спа­си­бо, что были с нами, до новых встреч!

Рас­шиф­ров­ка видео­сю­же­та теле­ка­на­ла “Союз”

Как создать хорошую семью: ждать или действовать?

Семей­ное сча­стье не выда­ёт­ся во двор­це бра­ко­со­че­та­ния или после совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния в Церк­ви. Как создать такую семью,  в кото­рой двое  не толь­ко соеди­нят­ся в плоть еди­ну, но и будут жить душа в душу?

Веду­щая про­грам­мы «Сло­во» теле­ка­на­ла «Союз» бесе­ду­ет с про­то­и­е­ре­ем Вла­ди­ми­ром Хула­пом, док­то­ром бого­сло­вия, про­рек­то­ром по учеб­ной рабо­те Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Академии.

– Отец Вла­ди­мир, как создать хоро­шую семью? 

– Если мы гово­рим о созда­нии хри­сти­ан­ской семьи, то речь идёт о некой общ­но­сти в вере и общем пони­ма­нии того, что такое брак, посколь­ку для веру­ю­щих людей это очень важ­ный шаг.

Это шаг не про­сто перед лицом госу­дар­ства, перед лицом жен­щи­ны в ЗАГСе, кото­рая от лица госу­дар­ства про­воз­гла­ша­ет их мужем и женой, но и важ­ный шаг перед лицом Божьим. 

Если мы посмот­рим на Свя­щен­ное Писа­ние, то мы уви­дим, что образ бра­ка про­хо­дит через весь Вет­хий и Новый Завет. В пер­вых же гла­вах Кни­ги Бытия гово­рит­ся о том, что имен­но Бог сотво­рил муж­чи­ну и жен­щи­ну, при­вел Еву к Ада­му. И послед­няя кни­га Ново­го Заве­та, Апо­ка­лип­сис, завер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем брач­но­го пира Хри­ста и Церкви.

Брак – это нечто настоль­ко высо­кое, настоль­ко чистое и важ­ное, что он при­ла­га­ет­ся к отно­ше­ни­ям меж­ду Богом и Цер­ко­вью, меж­ду Богом и веру­ю­щим. Это чистые и высо­кие отно­ше­ния люб­ви. Поэто­му созда­ние семьи – путь к этой любви. 

И дей­стви­тель­но, очень часто наши отно­ше­ния на вот этом пред­ва­ри­тель­ном эта­пе явля­ют­ся и оста­ют­ся толь­ко влюб­лен­но­стью, когда мы видим некий такой иде­ал чело­ве­ка, кото­рый не име­ет ника­ких отри­ца­тель­ных черт. Мы созна­тель­но или бес­со­зна­тель­но созда­ем этот иде­ал и вся­че­ски его лелеем.

И поэто­му, конеч­но, до созда­ния бра­ка важ­но понять, что же это за чело­век на самом деле, и не в плане како­го-то кри­ти­че­ско­го под­хо­да – выис­ки­ва­ния отри­ца­тель­ных черт, но для пони­ма­ния того, могу ли я дове­рять это­му чело­ве­ку самое важ­ное, что у меня есть: мою жизнь и мою любовь.

Брак – это то, что, по край­ней мере, в иде­а­ле заклю­ча­ет­ся для хри­сти­ан на всю жизнь, поэто­му само­му близ­ко­му и люби­мо­му чело­ве­ку я дол­жен отдать само­го себя. 

Готов я к этой жерт­ве отда­чи само­го себя, и готов ли я при­нять на себя вот это­го дру­го­го чело­ве­ка – со все­ми его недо­стат­ка­ми, со все­ми его про­бле­ма­ми, но, вме­сте с тем, и со всем пре­крас­ным, что есть в нём? 

В Кни­ге Бытия, в 24 гла­ве, повест­ву­ет­ся о бра­ке Иса­а­ка, сына Авра­ама, и Ревек­ки, и мы видим в этом повест­во­ва­нии два важ­ных момента.

С одной сто­ро­ны, это молит­ва о том, что­бы этот брак дей­стви­тель­но про­изо­шёл; это молит­ва о том, что­бы най­ти пра­виль­ную неве­сту, най­ти ту, кото­рая, как гово­рит­ся в этом тек­сте, «пре­ды­з­бра­на для него Богом», то есть пред­на­зна­че­на для него.

Но вме­сте с тем это не какое-то пас­сив­ное ожи­да­ние, когда моло­дой чело­век или его отец про­сто сидят и ждут, когда отве­том на эту молит­ву будет некое осо­бен­ное чудо. Мы видим, что они посы­ла­ют слу­гу в дру­гую зем­лю для того, что­бы най­ти для Иса­а­ка невесту.

И в этом рас­ска­зе, как бы он ни отли­чал­ся от наших совре­мен­ных реа­лий, мы видим два важ­ных момен­та. С одной сто­ро­ны, бра­ки для хри­сти­ан созда­ют­ся Богом, поэто­му нель­зя обой­тись  без молит­вы Богу о том, что­бы Гос­подь устро­ил этот брак уже на пути под­го­тов­ки к это­му бра­ку. И с дру­гой сто­ро­ны, нико­им обра­зом не отри­ца­ют­ся соб­ствен­ные чело­ве­че­ские усилия.

И дей­стви­тель­но, если мы верим в то, что ниче­го слу­чай­но­го в жиз­ни не быва­ет, то вот в этой молит­ве и сто­ит огля­ды­вать­ся вокруг себя.

Сто­ит смот­реть на тех, кто нахо­дит­ся рядом с нами, как на тех людей, кото­рых посы­ла­ет к нам Бог, что­бы в нашей жиз­ни что-то изме­ни­лось, что­бы мы полу­чи­ли какие-то уро­ки, кото­рые поз­во­лят нам достичь боль­ше­го духов­но­го роста. 

И в таком настро­е­нии мы можем ска­зать, что обя­за­тель­но рядом ока­жет­ся какой-то чело­век – рано или позд­но, – кото­рый ста­нет тем послан­ни­ком, тем отве­том на наши молит­вы, кото­рые мы обра­ща­ем к Богу.

И, конеч­но, очень важ­но, что­бы вот этот пери­од сов­мест­но­го узна­ва­ния вклю­чал в себя и некие пери­о­ды про­блем, некие, в том чис­ле, и кри­ти­че­ские ситу­а­ции, когда моло­дой чело­век и девуш­ка не про­сто гуля­ют, взяв­шись за руки, в некой эйфо­рии, но и когда они смо­гут сов­мест­но понять, как они будут отве­чать на эти кри­зи­сы, посколь­ку имен­но в кри­зис­ной ситу­а­ции чело­век ста­но­вит­ся тем, кто он есть на самом деле.

Тогда сры­ва­ют­ся все мас­ки, тогда ухо­дит некий внеш­ний искус­ствен­ный налёт, и чело­век ста­но­вит­ся самим собой. Ведь вся семей­ная жизнь будет состо­ять не толь­ко из радо­сти, но из проблем.

И если моло­дой чело­век и девуш­ка гото­вы решать эти про­бле­мы вме­сте, то это уже некая осно­ва для сов­мест­но­го созда­ния креп­кой семьи, посколь­ку семью раз­ру­ша­ют, преж­де все­го, имен­но про­бле­мы, кото­рые осо­бен­но моло­дые супру­ги не уме­ют решать.

Сопри­кос­но­ве­ние на повсе­днев­ном быто­вом уровне при­во­дит к тому, что выяс­ня­ет­ся, что это была не любовь, а влюб­лен­ность. Это было чув­ство, кото­рое, подоб­но вет­ру, при­шло и ушло.

На самом деле любовь – это не нача­ло, и даже не столь­ко нача­ло, сколь­ко цель бра­ка. Брак начи­на­ет­ся с влюбленности. 

Любовь – это то, что в резуль­та­те еже­днев­но­го сов­мест­но­го бытия, еже­днев­ных подви­гов, в том чис­ле и семей­ных, еже­днев­но­го отка­за в боль­шом и в малом от себя ради люби­мо­го чело­ве­ка при­хо­дит через пять, через десять, через пят­на­дцать лет.  

Но эта любовь не созда­ет­ся про­стым щел­ка­ньем выклю­ча­те­ля. Нель­зя ее про­сто совер­шить или создать через опре­де­лен­ное вре­мя, это есте­ствен­ный процесс.

Подоб­но тому, как хоро­шее вино тре­бу­ет опре­де­лен­но­го пери­о­да выдерж­ки, так и насто­я­щая любовь, насто­я­щее семей­ное сча­стье тре­бу­ет опре­де­лен­но­го и неред­ко очень-очень боль­шо­го пери­о­да времени.

И если моло­дые люди гото­вы к вот это­му сов­мест­но­му тру­ду люб­ви, то об этом мож­но и нуж­но раз­мыш­лять в пери­од под­го­тов­ки к заклю­че­нию брака.

– А что делать, если моло­дой чело­век и девуш­ка хотят женить­ся, а род­ствен­ни­ки про­тив их сою­за? Како­ва роль роди­тель­ско­го бла­го­сло­ве­ния в созда­нии брака?

– Дей­стви­тель­но, если мы посмот­рим на доре­во­лю­ци­он­ную исто­рию Рос­сии, Руси, то мы уви­дим, что роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние было очень и очень важным.

Роди­те­ли бла­го­слов­ля­ли сво­их детей на брак осо­бы­ми ико­на­ми, и эти ико­ны – как вен­чаль­ные ико­ны, семей­ные ико­ны  пере­хо­ди­ли из дома роди­те­лей в дом молодых.

Они ста­но­ви­лись как бы их алта­рём, домаш­ним духов­ным цен­тром, перед кото­рым они совер­ша­ли свои молитвы.

Но вме­сте с тем мы видим, что и обще­ствен­ная ситу­а­ция, и вооб­ще взгляд на отно­ше­ния меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, и взгляд на брак –  все эти взгля­ды очень силь­но изме­ни­лись в послед­нее время.

Сей­час преж­де все­го под­чёр­ки­ва­ет­ся лич­ный аспект отно­ше­ний моло­до­го чело­ве­ка и девуш­ки. То есть не так, как это было в древ­но­сти – не семьи заклю­ча­ют брак, но имен­но моло­дые люди. 

Поэто­му это их ответ­ствен­ность и их реше­ние. Никто не может им запре­тить это делать, и никто, наобо­рот, не может наста­и­вать на том, что­бы брак заклю­чал­ся имен­но вот таким кон­крет­ным образом. 

Поэто­му, навер­ное, для того, что­бы ситу­а­ция была более мир­ной, сле­ду­ет про­сто спо­кой­но пого­во­рить для нача­ла с роди­те­ля­ми и понять, в чем здесь про­бле­ма, в чем могут быть пред­рас­суд­ки, или в чем заклю­ча­ет­ся их неже­ла­ние заклю­че­ния это­го бра­ка;  посколь­ку, дей­стви­тель­но, есть ряд пред­рас­суд­ков в нашем обще­стве про­тив бра­ка, напри­мер, с лицом дру­гой наци­о­наль­но­сти или с чело­ве­ком, кото­рый при­над­ле­жит не к тому соци­аль­но­му ста­ту­су как сын или дочь этих роди­те­лей, и так далее.

Мне кажет­ся, что неред­ко роди­те­ли в бра­ке сво­е­го ребён­ка пыта­ют­ся реа­ли­зо­вать что-то, что не полу­чи­лось у них самих. Неред­ко мама про­сто не хочет отпус­кать свою дочь и отда­вать ее чужо­му моло­до­му чело­ве­ку, посколь­ку оста­ёт­ся одна. Вот такой эго­и­сти­че­ский, в какой-то мере, под­ход не дает доч­ке реа­ли­зо­вать­ся и не дает ей достичь пол­но­ты ее соб­ствен­но­го жен­ско­го счастья.

Поэто­му, конеч­но, семей­ный мир дол­жен быть, посколь­ку вме­сте с заклю­че­ни­ем бра­ка мы всту­па­ем в опре­де­лен­ные отно­ше­ния и с род­ствен­ни­ка­ми наше­го избран­ни­ка, нашей поло­вин­ки. Мир­ный диа­лог явля­ет­ся осно­вой для мир­но­го заклю­че­ния брака.

И вме­сте с тем, конеч­но, мяг­ко, но тем не менее уве­рен­но, мож­но и нуж­но ска­зать, что это мой выбор, мне идти по жиз­ни с этим чело­ве­ком. И роди­те­ли долж­ны давать ребён­ку, в том чис­ле, и пра­во на ошиб­ку, посколь­ку  он совершеннолетний. 

Напри­мер, в прит­че о блуд­ном сыне мы видим, что отец раз­ре­ша­ет сыну уйти из дома, что­бы ребё­нок совер­шил ошиб­ки и вер­нул­ся домой  с новым жиз­нен­ным опы­том –  что было, может быть, непе­да­го­гич­но, и с нашей точ­ки зре­ния не совсем правильно.

Поэто­му, если Бог не отни­ма­ет у чело­ве­ка его сво­бо­ду выбо­ра, то тем более сво­бо­ду выбо­ра в плане заклю­че­ния бра­ка не могут отобрать у ребён­ка и его родители.

– Соглас­но пра­во­слав­но­му взгля­ду на брак, семья – это все­гда дети. А что делать, если моло­дые люди не гото­вы к рож­де­нию ребен­ка – ну, напри­мер, из-за каких-либо финан­со­вых или жилищ­ных обстоятельств?

– Дей­стви­тель­но, в систе­ме при­о­ри­те­тов совре­мен­но­го обще­ства или семьи неред­ко дети ока­зы­ва­ют­ся на каком-то самом послед­нем или пред­по­след­нем месте после жилья, маши­ны, отды­ха, ком­форт­ных усло­вий, сво­бод­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния и так далее.

Конеч­но, дети – это цель бра­ка. Но это не самая глав­ная цель, посколь­ку люди всту­па­ют в брак для того, что­бы достичь един­ства – на уровне телес­ном, на уровне душев­ном, на уровне духов­ном, достичь вот этой новой пол­но­ты бытия. 

Но любовь, направ­лен­ная друг на дру­га, долж­на не замы­кать­ся вот эти­ми дву­мя любя­щи­ми серд­ца­ми. Если это дей­стви­тель­но любовь пол­ная, любовь радост­ная, любовь жерт­вен­ная, то она изли­ва­ет­ся вовне, и плод этой люб­ви – это ребёнок. 

И поэто­му, если мы посмот­рим на чино­по­сле­до­ва­ние пра­во­слав­но­го вен­ча­ния, заклю­че­ния бра­ка, то мы уви­дим посто­ян­ную прось­бу о детях имен­но как о том, что явля­ет­ся даром Божьим, осо­бым даром, кото­рый слу­жит про­дол­же­нию чело­ве­че­ско­го рода, и вме­сте с тем даром, кото­рый дает осо­бое сча­стье этой семье.

Ведь неред­ко ока­зы­ва­ет­ся так, что жен­щи­на всю жизнь зани­ма­лась карье­рой, зара­ба­ты­ва­ни­ем денег, покуп­кой квар­ти­ры или каких-то новых гад­же­тов, и так далее. Но мы не моло­де­ем, мы ста­ре­ем, это есте­ствен­ный про­цесс. Насту­па­ет такой воз­раст, когда вро­де бы все уже есть, мож­но родить ребен­ка, а орга­низм уже к это­му неспособен.

И жен­щи­на на зака­те лет ока­зы­ва­ет­ся успеш­ным пред­при­ни­ма­те­лем, реа­ли­зо­вав­шей­ся в самых раз­ных сфе­рах, но не реа­ли­зо­вав­шей­ся вот в этом отно­ше­нии – имен­но в той обла­сти, в кото­рой по есте­ству Гос­подь даро­вал ей чудо и радость быть матерью.

Гово­ря об этих стра­хах с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, мы долж­ны пом­нить и верить в то, что если Гос­подь даёт ребен­ка, то Он обя­за­тель­но даст и всё то, что необ­хо­ди­мо для вос­пи­та­ния и для раз­ви­тия это­го ребен­ка. И толь­ко от роди­те­лей – не от раз­ме­ра их дохо­да, а от раз­ме­ра и от каче­ства их любя­ще­го серд­ца, зави­сит, како­ва будет его жизнь. А иде­ал этой жиз­ни – любовь, радость и счастье.

10 советов, как лучше проводить время с семьей

Родители и их дети проводят меньше времени, общаясь друг с другом. В результате многие дети получают меньше личной любви и внимания, чем их родители. American Demographics сообщает, что сегодня родители проводят со своими детьми примерно на 40 процентов меньше времени, чем родители поколение назад.

Имейте в виду, что количество и качество времени важны при выборе занятий. Так что создавайте воспоминания, проводя семейное время творчески и весело. Вот 10 советов, как лучше проводить время с семьей.

1. Ешьте вместе и слушайте друг друга.

Большинство современных детей не понимают, что такое семейный обед. Тем не менее, общение и единство, построенные в этой обстановке, являются неотъемлемой частью здоровой семейной жизни. Совместная трапеза дает возможность поговорить о жизни друг друга. Это время для родителей, чтобы выслушать, а также дать совет и поддержку. Внимательное слушание показывает, что вы заинтересованы друг в друге. Это также придает чувство собственного достоинства и помогает развивать доверие.

2. Часто читайте.

Исследования показывают, что чтение детям развивает интерес к знаниям и стимулирует развитие речи. Это также увеличивает продолжительность их внимания и помогает им стать более любопытными. Найдите книги, которые вашему ребенку было бы интересно читать. После прочтения задавайте вопросы по содержанию.

3. Делайте работу вместе.

Частью того, что происходит дома, является развитие командной работы. Функциональная семейная жизнь зависит от вклада каждого. Распределение обязанностей по дому — самый продуктивный способ научить детей ответственности и подотчетности. Выполнение домашних дел вместе с ребенком поможет развить хорошие коммуникативные навыки.

4. Помощь в учебе.

Проводите время с детьми с пользой, помогая им в учебе. Стремление родителей помочь вызовет у ребенка больший интерес к школе, улучшая его или ее оценки. Регулярные походы в библиотеку по школьным проектам — недорогое и приятное времяпрепровождение с детьми. Помощь должна начинаться с понимания того, что дети несут ответственность за домашнее задание. Родители здесь, чтобы помочь своим детям организоваться и подбодрить их, когда они застревают.

5. Займитесь хобби или проектом.

Выберите веселое занятие, которое интересует вашего ребенка. Такие занятия, как приготовление пищи, рукоделие, рыбалка или катание на велосипеде, станут отличным хобби, которое откроет двери для увлекательного семейного времяпрепровождения. Как только ребенок выучит новый рецепт или сможет точно забросить приманку, позвольте ему или ей взять на себя инициативу под вашим присмотром.

6. Играйте в игры.

Новые технологии сделали видеоигры более распространенными. Играйте с ними, но также пробудите интерес к настольным или карточным играм. Это даст вам дополнительное время для разговоров и развития отношений.

7. Спланируйте семейный отдых.

Иногда важно выбраться из дома. Садись в машину и катайся. Приготовьте пикник и посетите местный парк. Найдите время, чтобы поиграть в мяч или покататься на велосипеде. Прогулка по лесу поможет вам взаимодействовать. Кроме того, посещение зоопарка или музея может вызвать у ребенка энтузиазм и привести к хорошим обсуждениям.

8. Поощряйте занятия спортом.

Занятия спортом не только укрепляют тело, но и воспитывают характер и решительность. Находить время для спортивных мероприятий важно для эмоционального и физического развития ребенка. Это также отличная возможность для семейного общения.

9. Создайте семейный календарь.

Поскольку у многих родителей напряженный график, время с детьми часто становится второстепенным. Повесьте календарь на холодильник и помогите детям отметить особые события. Заранее зная, когда вы собираетесь встретиться, вы можете получить больше времени, чтобы подумать о творческих занятиях. Постарайтесь не прерывать этот график.

10. Молитесь вместе и посещайте богослужения.

Нет ничего более особенного, чем ежедневно уделять несколько минут молитве с ребенком перед сном. Нет ничего более особенного, чем ежедневно уделять несколько минут молитве с ребенком перед сном. Объясняя цель молитвы, дети узнают о важности веры как основы семьи. Также, когда родители ходят на богослужения, они прививают своим детям благоговение перед Богом. Церкви также могут предложить неоценимую поддержку семьям.

Без звука: Какие ваши любимые семейные занятия?

10 способов подготовить большое будущее для вашей семьи

В 1993 году AT&T выпустила серию рекламных роликов под названием «You Will». В рекламе AT&T задавался вопрос: «Вы когда-нибудь были?» и продолжили этот вопрос несколькими сценариями, которые мы считали безумными в 1993 году. Вот несколько примеров: «Вы когда-нибудь проезжали через всю страну, не останавливаясь, чтобы узнать направление?» Тем временем в рекламе был показан экран на центральной консоли автомобиля с озвученным экраном навигации. «Вы когда-нибудь платили за проезд, не сбавляя скорости?» — говорит голос за кадром, когда машина быстро проезжает через платную дорогу. «Вы когда-нибудь отправляли факс с пляжа?» — говорит голос за кадром, в то время как реклама показывает мужчину на пляже, который пишет слова на цифровом планшете и нажимает «Отправить». AT&T была невероятно точна в своем предсказании будущего 20 лет спустя. Заставить людей подготовиться к будущему было отличной бизнес-стратегией.

Как насчет 20-летнего плана для вашей семьи? Ваши дети вырастут и уйдут. Вы можете быть бабушкой и дедушкой в ​​этот момент. Вы, вероятно, будете оглядываться на свою жизнь, удивляясь, как время пролетело так быстро. Вы можете поставить себя в прекрасное положение, применив 10 способов планирования для своей семьи через 20 лет и достижения своих семейных целей.

1. Живите так, как мы хотим сегодня.

Это может показаться нелогичным, но это не так. Иисус рассказал замечательную историю о человеке, который каждый час бодрствования собирал вещи на будущее и строил все более крупные сараи, чтобы все это сложить. К сожалению, ему так и не удалось увидеть «20 лет вперед». Если мы будем осторожны, живите так, как мы это делаем сегодня, тогда мы строим прочный фундамент на долгие годы.

2. Тренируйте баланс.

Мудрость не в том, чтобы идти в магазин за молоком прямо перед завтраком. Жить так, как мы понимаем сегодня, включает в себя надлежащее планирование завтрашнего дня. Сегодня сбалансировано с завтра, семейные отношения сбалансированы с зарабатыванием на жизнь. Найдите этот баланс, потому что он не найдет вас.

3. Каждый месяц тратьте меньше, чем зарабатываете.

Это простое руководство со сложными последствиями. Выкапывать долги — все равно, что строить стену из сухого песка: более половины каждого груза лопаты возвращается обратно. Во-первых, стабилизируйте свои расходы. Во-вторых, погасить долг. Помните, что вы будете платить больше процентов по своему долгу, чем вы можете заработать на свои сбережения. Теперь вы можете строить на будущее.

4. Вкладывайтесь в своих детей.

Вот математика (не волнуйтесь, это довольно безболезненно!). Пренебрежительное отношение родителей к своему пятилетнему ребенку + пару лет = 40% жизни ребенка. Но если ты изменишь ситуацию сейчас, к тому времени, когда ему исполнится десять, ты навсегда станешь лучшим отцом в мире. Чем больше лет мы пропускаем, тем глубже становятся отношения. Это похоже на ежедневное начисление отрицательных процентов. Проще говоря, сегодня самое подходящее время, чтобы быть отличным отцом. Вы будете иметь эти инвестиции через 20 лет и в пиках.

5. Сделайте трудный выбор сегодня.

– Не говорите: «Я проведу время со своими детьми в следующем году…», инвестируйте время в семью сегодня.

— Не обсуждайте отдаленные отношения с женой «как только мы устроим детей в школу…», столкнитесь с музыкой до того, как ущерб затвердеет.

– Не говорите: «Мы позаботимся о себе, о бюджете или о наших приоритетах после того, как дети пойдут в колледж…», – кусайте пулю прямо сейчас.

6. Красноречиво любите свою жену.

Слишком много родителей пренебрегают друг другом ради детей. Большая ошибка. Ваш лучший подарок своим детям сегодня — это любить их мать. Если вы разведены, справьтесь с этим, предложив уважение и поддержку. Неважно, сколько лет детям сегодня, через 20 лет они будут взрослыми. Два десятилетия любви и уважения — лучшая подготовка к тому, что нас ждет в 2033 году.

7. Создайте воспоминания, которые заставят вас улыбнуться.

Это прямое ответвление 1-5 выше. Мы можем жить или не жить в этом районе, с таким уровнем дохода или с таким физическим здоровьем через двадцать лет, но наша семья сохранит эти воспоминания на всю жизнь.

8. Никогда не сдавайся (No Ordinary Family).

Обычные семьи борются. Борьба — это часть определения жизни, но вы тоже не можете быть обычной семьей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *