Развитие

Развитие речи у детей 2 лет: Развитие речи ребенка в 2 года

Содержание

Развитие речи ребенка 2 года

    Вы здесь:  

  1. Главная
  2. от 1 года до 2 лет

Диагностика речи

Подготовка к школе

 

На втором году жизни понимание того, что говорят ребенку окружающие, заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверенны, что ваш малыш понимает, как что называется, знает как обозначаются разные действия.

Ребенок всюду лезет, все норовит ухватить, у него развивается чудесное качество — любознательность. При этом возрастает тревога родителей за его безопасность. И вот раздается грозное: «Не трогай!», «Не лезь!», «Не бери!». Попробуйте не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания, просто уберите на время ножи, ножницы, лекарства, бытовую химию, стекло и все, что кажется вам опасным.

Ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: «Что ты увидел?». Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.

Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.

Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор. Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при этом.

К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.

Старайтесь играть с ребенком на его уровне. Сползите на ковер, так вы сможете смотреть не свысока, а на одном уровне. В такой игре гораздо проще получить обратную связь от ребенка. Возьмите в руки зайку, продемонстрируйте малышу как он ходит, спит, танцует. Пусть ребенок позовет его,а вы подскажите как позвать.

Дети очень любят когда озвучивают для них игрушки. На втором году жизни малышу уже в некоторой степени доступна интонация и он прекрасно понимает, что волк и медведь говорят грубым голосом, а заяц тоненьким голоском.   О животных теперь рассказывайте более подробно: где живет, чем питается, какие у него повадки. Предложите ему для сравнения пару игрушек, например двух собачек разной величины.

Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны закончится победой.

Развитие речи ребенка 2 года

Обучаем всегда

Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, идем на прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша, прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на едущую машину, объясняйте ему: «Смотри, Коля, машина едет. Вот она остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они — крутятся. Все, уехала машина».

Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: «Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, на нем сидят, а это плита, на ней мама готовит еду» и т. д.

Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно делать и комментируйте  все свои действия6 «Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно — башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком? Он …» и т. д.

Во время еды называйте что он ест, объясняйте как нужно есть, как держать ложку, вилку или чашку.

Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.

Развитие речи ребенка 2 года

Карточки

Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т.д. С помощью таких карточек вводим понятия большой-маленький, а позже и сравнение трех предметов по величине. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины, состояния.

Чтение

Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения.

Звуки

Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.

Очень важно

Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Петю, Васю или Наташу. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший, самый любимый и вообще самый-самый.

 

Перейти на раннее развитие

 

Игры для развития речи

Раннее развитие

Для занятий

Проблемы речи

 

Как развивать речь у ребёнка с 1 до 3 лет: рассказывает педагог

Ближе к году ребёнок уже может произносить от 4 до 15 слов.  Вскоре мышление и речь объединяются, и ребёнок начинает думать словами. К трём годам он слушает и понимает короткие рассказы, инструкции взрослых, говорит о своих желаниях. В этот период важно правильно поддержать малыша — выстроить общение в семье так, чтобы оно способствовало активному говорению и расширению словарного запаса.

Как развивается речь у детей раннего возраста и как создать подходящие условия, рассказываем в статье.

Содержание

  • Главное условие развития речи ребёнка без задержек
  • Особенности развития речи у детей
    • С 1 до 2 лет
    • С 2 до 3 лет
  • Что помогает развитию речи, а что может вызвать нарушения
  • Коротко о главном

Главное условие развития речи ребёнка без задержек

Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:

  • Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
  • Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым

Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.

После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить.

Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.

Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.

Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.

Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.

Особенности развития речи у детей

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте тесно связано с его практической деятельностью. Он начинает самостоятельно ходить, постоянно взаимодействует с предметами, узнаёт от взрослого и запоминает их названия, учится использовать новые слова самостоятельно. Всё это стимулирует к общению.

Во время занятия по аранжировке цветов ребёнок может выучить очень много слов: цветок, стебель, лепестки, роза, стакан, вода, горшок, земля и др. В следующий раз он сможет повторить те, что уже запомнил, и узнать новые

С 1 до 2 лет

К концу первого года жизни у ребёнка начинает формироваться активный и пассивный словарь. Активный словарь — это те слова, которые он уже может произнести, а пассивный — слова, которые он понимает. В активном словаре к 12–14 месяцам может быть от 4 до 15 слов. Пассивный словарь примерно в 3 раза шире: слов, которые понимает ребёнок, больше, чем тех, которые он может произносить.

В этом же возрасте речь переходит на новую стадию: теперь ребёнок воспринимает её как средство общения. Если раньше малыш воспринимал слова как единые нечленораздельные звуковые комплексы, то теперь разделяет их в речи родителя. Как следствие, он начинает активно произносить известные ему слова, адресуя их взрослому.

Чтобы познакомиться с предметом, ребёнок тянется к нему, сопровождая свои действия мимикой и звуками, и плачет или капризничает, если не получает желаемого. Потом смещает фокус на родителя: переводит свой взгляд с предмета на взрослого, чтобы тот достал его, или указывает на предмет жестами.

Малыш произносит слова осмысленно и с привязкой к ситуации, но их значения очень неустойчивы. Так происходит потому, что он осваивает речь ассоциативно: например, видя птицу, указывает на неё и говорит «кар». Затем может увидеть изображение птицы на монетке — эту монетку он тоже назовёт «кар». Потом увидит птицу в часах с кукушкой, и часы станут «кар».

С 1,2 до 1,3 лет начинается активное подражание взрослому. Ребёнок повторяет слова и фразы: смотрит на родителя, наблюдает за движениями его губ, челюстей и языка, пытается произнести слово и назвать предмет, который ранее показал или дал подержать в руках взрослый. Постепенно у малыша это получается.

Затем он переходит к осмысленному употреблению слов. Однако за словом всё равно стоит конкретный предмет: например, слово «чашка» обозначает только ту чашку, из которой ребёнок ест. Все остальные чашки, которые он видел, не относятся к этому слову. Со временем ребёнок, контактируя с похожими друг на друга предметами, отмечает сходства и начинает называть эти вещи общим словом («чашек» становится много). А вскоре, примерно к полутора годам, в речи появляются глаголы.

С 1,3 до 1,8 лет малыш начинает употреблять слова, вкладывая в них смысл целых предложений. Жесты и мимика помогают окружающим понимать его речь.

Когда малыш тянется к игрушке и говорит «мама», он подразумевает «мама, дай игрушку». Так, слово «мама» может иметь совершенно разные значения в зависимости от контекста, ситуации

После 1,5 лет движения, звуки и жесты всё больше заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. На этом этапе особенно важно, чтобы не было «сюсюканья» с ребёнком, ведь малыш усваивает те формы слов, которые он слышит от взрослого. Также важно, чтобы не было информационной перегрузки — это часто приводит к задержкам в развитии речи. Вводить новые слова и фразы следует постепенно.

С 1,6 до 1,8 лет возникает период латентного развития речи. Окружающие не замечают каких-то ярких изменений, но у ребёнка происходит накопление, развитие речи, которое внешне никак не проявляется.

С 1,8 до 1,10 лет в речи появляются предложения из двух слов. Ребёнок строит фразы, которые включают в себя существительное и требуемое действие. Например, «мама, ням-ням», — и мама догадывается, что ребёнок хочет кушать.

После 1,10 лет предложения начинают состоять уже из трёх слов и более. Ребёнок начинает произносить своё имя. Пока он говорит о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать».

С 2 до 3 лет

У ребёнка в 2 года происходит «речевой взрыв»: резко пополняется словарный запас — в активном словаре теперь до 200–300 слов. Малыш постоянно задаёт вопросы: «Что это?» Ему хочется слышать как можно больше новых слов, и эти слова моментально включаются в его речь, поэтому важно отвечать на каждый вопрос.

В этом же возрасте происходит объединение двух психических функций — мышления и речи. Речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Ребёнок начинает думать словами.

В период от 2 до 3 лет увеличивается количество предложений, а слова в них начинают грамотно согласовываться между собой. Также в возрасте около 2 лет и на третьем году жизни ребёнок начинает по своей инициативе отражать в речи всё, что он воспринимает в окружающем мире. Таким образом возникает описательная речь, и малыш начинает различать предметы по признакам, понимать разницу «много—мало» и всё это переносить в речь.

Ребёнок начинает воспроизводить услышанные стихи, песенки, сказки. У него работает механическая память, которая активно включается в работу речи. Продолжает развиваться понимание речи: уже к концу второго года оно основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

Примерно к 3 годам активный и пассивный словарь выравниваются. То есть ребёнок может произносить все слова, которые он понимает. Всё, что слышит, он тут же начинает воспроизводить.

Через слова ребёнок управляет вниманием взрослого, и взрослый тоже может привлечь внимание ребёнка с помощью слов. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции — малыш понимает, что требует от него взрослый. На третьем году жизни малыш по инструкции взрослого может не только начать, но и прекратить свою деятельность, что создаёт новые возможности для его коммуникации со взрослым, воспитания малыша и усвоения правил поведения.

Важнейшее достижение в понимании речи ребёнком раннего возраста — это формирование речевого внимания: умения сосредоточиться на звуковой стороне слова, слушать другого человека, понимать, о чём он говорит. Это отправная точка для дальнейшего речевого развития. Ребёнок начинает понимать содержание небольших литературных произведений, текстов, стихотворений, а в 3 года уже воспринимает рассказ взрослого, который состоит из 3-4 предложений. Лучше, когда все тексты связаны с его личным опытом — описываются ситуации, которые ему хорошо знакомы и вызывают у него эмоциональный отклик.

До трёх лет ребёнка сильнее увлечёт история о том, как дети играют в прятки, чем приключения говорящих зверей

Что помогает развитию речи, а что может вызвать нарушения

Речь ребёнка с 1 до 3 лет отражает опыт его взаимодействия с окружающим миром. Он называет предметы, людей, действия и желания, с которыми непосредственно сталкивался. В этом возрасте малыш наиболее чувствителен к нормам языка.

Вот что помогает, а что мешает развитию речи ребёнка.

Затормаживает

Помогает

слова-паразиты и ошибки в речи взрослого или сложная, слишком беглая, перенасыщенная информацией речь взрослогограмотная, разборчивая и понятная (достаточно медленная, чтобы малыш мог разобрать слова) речь у членов семьи
редкое общение со взрослымпостоянное общение со взрослым
когда взрослый не слушает и перебивает ребёнка, не даёт договаривать фразыготовность взрослого слушать своего ребёнка
закрытые вопросы (предполагают односложный ответ «да» или «нет»)открытые вопросы, отвечая на которые малыш учится выражать свои мысли и желания с помощью устной речи
мало книг, они не подходят по возрасту и неинтересны малышучтение и слушание книг, подобранных по возрасту
отсутствие самостоятельной деятельности у малыша, однообразностьнасыщенная деятельность дома, в детском саду или на площадке — так малыш знакомится с новыми предметами и процессами, учится общаться с другими
гиперопека — предвосхищение желаний ребёнка (когда малыш ещё не успел сформулировать желание и попросить, а взрослый уже его исполнил)взрослый позволяет ребёнку проявлять самостоятельность и не навязывает свою помощь, когда малыш справляется сам
«сюсюканье» со стороны взрослых, обилие уменьшительно-ласкательных в лексиконеречь взрослого направлена на малыша, тон дружелюбен, слова произносятся правильно и чётко

Рассмотрим пример развития речи у ребёнка в разных обстоятельствах. Всё время с момента рождения Маши её мама была рядом: постоянно разговаривала с девочкой и ждала, пока она начнёт сама произносить слова. Показывала ей разные предметы, называла их, давала подержать в руках. К одному году малышка уже пробовала произносить 6 слов, а понимала намного больше.

В 2 года у неё произошёл «речевой взрыв». Ребёнок активно изучал окружающий мир, узнавал слова в процессе повседневных занятий по дому с мамой и игр, а чтение книг на ночь помогало закрепить материал и поддержать интерес. Когда Маша хотела попросить маму о чём-то, та не предугадывает желания малышки, а ждала, пока дочь сама произнесёт фразу до конца: это помогало развивать грамотную речь, учиться выражать мысли полноценно и понятно.

Когда Маше исполнилось 2,4 года, мама вернулась на работу. Теперь большую часть времени девочка проводит с няней. Хоть ребёнок знает много слов и может выражать простые мысли самостоятельно, ей ещё многому нужно учиться. Однако няня, думая, что гиперопека — это хорошо, стала предвосхищать её желания буквально во всём.

Стоило девочке посмотреть в сторону корзины с фруктами, няня уже несла ей сочный плод. Не успей Маша заговорить о прогулке, тут же начинала её одевать, не спрашивая, куда она хочет пойти. Не давала возможность выбрать и надеть вещи самостоятельно.

На детской площадке всё только усугублялось: как только у Маши отнимали игрушку, няня бежала «разбираться» сама, не оставляя девочке шанса пообщаться со сверстником и вернуть игрушку или, наоборот, дать ему поиграть или предложить сделать это вместе, обменявшись игрушками.

Приходя вечером домой, мама всё чаще замечала, что её дочь стала говорить мало и неохотно. Она больше не бежала помогать в бытовых делах, а если и просила о чём-то вообще, делала это преимущественно жестами. Не договаривала фразы, хуже произносила отдельные звуки. Речь ухудшалась, и казалось, что всё заложенное в более раннем возрасте, пошло насмарку.

Стало понятно, что нужно было ещё при знакомстве обсудить с няней подход к общению с ребёнком. Это помогло бы избежать негативных последствий.

Чтобы исправить ситуацию, мама поговорила с няней: донесла до неё, что чрезмерная забота и помощь там, где ребёнок способен справиться сам, мешают ему развиваться. Что упор нужно делать на развитие самостоятельности у девочки, а не пассивное поведение. Побуждать как можно больше говорить, а не угадывать желания. Иначе у Маши начнутся проблемы в общении и выражении мыслей, своего мнения — ведь из-за гиперопеки ей кажется, что все вокруг, даже малознакомые люди, должны её понимать с полуслова.

Няня изменила подход к работе, и уже через пару недель всё вернулось на свои места. Теперь Маша снова с удовольствием общается и познаёт мир слов и звуков.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут правильно подойти к развитию вашего ребёнка



 

Стоит ли вводить иностранные языки? До 3 лет ребёнок способен начать осваивать одновременно два, три и даже четыре языка. Но есть нюансы:

  • рядом должны быть носители этих языков (или люди, в совершенстве владеющие ими), с которыми можно общаться;
  • один взрослый — один язык: мама говорит с малышом только по-русски, папа по-английски, а по выходным приходит учитель и общается на немецком;
  • ребёнок осознаёт пользу речи на любом языке: этого поможет добиться коммуникация в естественной среде, в повседневных ситуациях, с привязкой к контексту;
  • занятия и уроки в стандартном «школьном» понимании не подойдут, ведь без связи с реальной жизнью речь не будет освоена.

Подробнее о билингвизме у детей рассказали в отдельной статье.

Коротко о главном

  1. Чтобы ребёнок успешно освоил речь, нужно как можно больше общаться с ним, даже когда он ещё не говорит. Взрослый — главный источник и образец речи для малыша.
  2. Словарный запас ребёнка пополняется во время практической деятельности. Видя и держа предметы в руках, используя их по назначению, малыш запоминает названия и учится правильно употреблять их в своей речи.
  3. Речь у ребёнка будет развиваться активнее, если родитель предложит книги по возрасту. При этом сюжеты должны быть близки к реальности, описывать знакомые ребёнку повседневные дела: до 3 лет сказки читать не рекомендуется.
  4. Гиперопека в воспитании, неправильное произношение, высокая скорость речи, различные ошибки и использование слишком сложных речевых оборотов взрослыми мешают ребёнку научиться говорить.
  5. С 1 до 2 лет развитие речи проходит так: ребёнок начинает разделять слова в речи родителя → наблюдает за артикуляцией взрослого и повторяет за ним слова, постепенно делая это всё лучше → осмысленно называет предметы, с которыми взаимодействовал → узнаёт и использует глаголы, чтобы заявить о своих желаниях → реже использует жесты и чаще слова → активно и незаметно для других пополняет словарных запас → произносит предложения из двух и трёх слов.
  6. В 2 года начинается «речевой взрыв». Ребёнок с огромным интересом узнаёт и легко усваивает новые слова, начинает думать словами. Постепенно слова в предложениях становятся согласованными.
  7. К 3 годам малыш использует столько же слов, сколько понимает. Учится сосредотачиваться и слушать, воспринимать сюжеты литературных произведений и рассказов взрослого длиной до 4 предложений. Усваивает правила поведения, о которых говорит родитель.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой

Редактор: Камила Кленовиц

Развитие речи и языка (от 12 до 24 месяцев)

Целью этой страницы является предоставление родителям и опекунам информации и советов, которые помогут развитию речи и языка их ребенка. В брошюре объясняются нормальные этапы раннего развития речи и языка в возрасте от 12 до 24 месяцев. Цель – помочь вам понять, на каком этапе жизни находится ваш ребенок, и действия, которые вы можете выполнять, чтобы стимулировать и поощрять его дальнейшее развитие.

Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приложенной информации.

Существует ряд этапов, через которые проходят дети по мере развития речи и языковых навыков после первого года обучения. Указанный возраст предназначен только в качестве приблизительного ориентира.

Этап 3 (9-18 месяцев)

Понимание

В дополнение к тому, чтобы слушать первые слова, по-прежнему важно думать о том, как ваш ребенок понимает слова. Например, ребенок начинает понимать некоторые общеупотребительные слова, такие как «мама, папа, мячик, тедди, бисквит», в зависимости от того, какие слова он часто слышит. Имейте в виду, что пониманию языка также поможет слово, встречающееся в контексте. Например, ваш ребенок может проявлять больше понимания, когда язык используется наряду с частыми рутинными действиями, такими как купание.

На этом этапе очень часто ваш ребенок понимает намного больше языка, чем может сказать. По оценкам, в возрасте от одного до двух лет ребенок может понять примерно в пять раз больше слов, чем он может произнести.

Разговор

К концу первого года или началу второго года ваш ребенок может начать произносить цепочки звуков, например «маба, гана», где второй согласный отличается от первого. Он или она может начать сочетать свой разговор с жестами, такими как указание на то, что он или она хочет, качание головой в знак «нет» или махание рукой «пока-пока».

Он или она может начать пробовать такие слова, как «мама, папа». Вокализации вашего ребенка на этом этапе могут больше походить на настоящий разговор, поскольку звуки более мелодичны и ритмичны и продолжаются дольше. Ваш ребенок также начнет использовать свой голос, чтобы привлечь внимание или предъявить требование.

Возраст, в котором ребенок начинает произносить свои первые слова, сильно различается. Как правило, как только ваш ребенок произносит одно или два слова со значением, он или она может начать использовать эти слова постоянно. Например, изначально собака или любое другое четвероногое животное всегда может быть «гав!».

Этап 4 (начиная с 12 месяцев)

Понимание

Вскоре ваш ребенок сможет понимать ряд отдельных слов и некоторые простые вопросы, сопровождаемые жестами, например, «где папа?», и следовать коротким одношаговым инструкциям, например, «принеси мне своего мишку».

Он или она также разовьет понимание своих повседневных дел и начнет предвосхищать обычные повседневные действия, когда он или она увидит определенные предметы и услышит знакомые слова. Например, время ужина можно узнать по словам «ужин» или «еда, вкуснятина», а также, возможно, по виду ложки, тарелки или бутылки. Ваш ребенок также начнет ассоциировать названия предметов с самим предметом и может принести вам знакомый предмет, например, обувь, из другой комнаты, когда вас об этом попросят.

На этом этапе вашему ребенку будет интересно слушать, как вы называете части тела, например, глаза или живот, и он начнет указывать на них, когда их называют. Он или она, вероятно, будет учить несколько новых слов каждую неделю. Вашему ребенку понравится подпрыгивать, смеяться, пинать, бросать, дергать, отталкивать и показывать пальцем, чтобы сообщить о своих потребностях. Теперь он или она сможет поддерживать интерес к книге или картинкам в течение двух или более минут, если ему поможет взрослый.

Говоря

Теперь у вашего ребенка может быть в среднем три четких слова; например, «мама», «папа» и обычно какое-нибудь знакомое название объекта, например, «машина» или «напиток». Будет полезно, если вы будете повторять слова обратно своему ребенку, чтобы дать четкую модель и форму этим первым словам. Он или она будет использовать лепет и сочетание слов. Вместе с использованием интонации все это помогает передать смысл.

Ваш ребенок также начнет более регулярно повторять знакомые слова. Дети любят копировать! Он или она будет много смеяться и кричать, много шуметь и хрюкать. Ему или ей понравится издавать звуки знакомых животных и предметов.

Этап 5 (начиная с 18 месяцев)

Понимание

Поскольку понимание вашего ребенка продолжает быстро развиваться, он или она сможет следовать инструкциям, содержащим два ключевых слова, например, «дай мне ложку и ключ». Он или она также сможет понять некоторые слова-действия, такие как «садись», «иди сюда».

Ваш ребенок будет указывать и жестикулировать, чтобы привлечь ваше внимание к событию или показать, что он хочет. Он или она также начнет указывать на части тела, например, на глаза, нос, волосы, живот, когда его об этом попросят.

Он или она, вероятно, сможет распознавать и идентифицировать наиболее распространенные предметы и изображения обычных предметов, когда они названы. Он или она сможет понимать некоторые сложные предложения и, кажется, понимает значение более длинных предложений.

Разговор

Начиная с 5-го уровня, ваш ребенок сможет очень четко сказать «нет» и «мое»!! Теперь он или она будет использовать примерно от 10 до 20 слов, включая имена людей. Он или она начнет произносить два слова вместе, например, «все ушли» и «папа, пока». Звуки и слова будут скопированы более точно.

Не волнуйтесь, если на этом этапе слова вашего ребенка непонятны. Ваш ребенок теперь будет знать и произносить названия нескольких предметов. Он или она продолжит болтать, но с более значимыми словами.

Он или она может напевать и петь простые мелодии. Ему или ей понравятся детские стишки и особенно «стишки-действия», например, «Колеса в автобусе»; Голова плечи колени и пальцы ног. В возрасте около двух лет ваш ребенок, вероятно, создаст основной словарный запас примерно из одной-двух сотен слов и научится соединять два слова вместе. Важно помнить, что дети на этом этапе часто нечетко произносят слова, и это совершенно нормально. Если это не проходит, вам следует сообщить об этом врачу вашего ребенка или логопеду.

Второй год: что ты умеешь

Прослушивание звуков

Продолжайте знакомить ребенка с новыми звуками и всегда говорите и показывайте ему или ей, что издает звук, например, «это звонит дверной звонок». Познакомьте ребенка с символическими звуками, то есть звуками со значением, например, «о-о», когда вы что-то уронили, и звуками животных, такими как «мяу», когда он или она видит настоящую кошку или ее изображение.

По очереди

Поиграйте в отдачу и получение, когда ваш ребенок начнет понимать ваши просьбы и следовать инструкциям, например, «дай мне машину». Играйте в игры, в которых можно по очереди, например, катать друг другу мяч.

Изучение новых слов

Помогите своему ребенку выучить описательные слова , сказав: «Разве твое мороженое не холодное?». . .» или «Хочешь еще спагетти?» Используйте новый опыт, чтобы познакомить ребенка с новыми словами, например, посещение детской площадки (цветы, песок, качели). Сейчас самое время ввести такие слова, как «вверх», «вниз», например, «Вы спускаетесь с горки!»

Учимся классифицировать слова, которые сочетаются друг с другом

Во время игры, например, назовите и покажите ребенку знакомые игрушки – например, машинку, мяч, плюшевого – и произнесите слово «игрушки». Еще одна хорошая возможность – время приема пищи, когда вы можете познакомить ребенка с категорией «еда».

Дайте вашему ребенку как можно больше возможностей использовать слова, которые он выучил. Например, держите его или ее любимую игрушку вне досягаемости, но там, где он или она может ее видеть, и поощряйте его или ее «попросить» плюшевого мишку, прежде чем вы принесете его. Отвечайте и вознаграждайте усилия вашего ребенка говорить, даже если его или ее речь неясна или если он или она произносит слово неправильно.

Если ваш ребенок смотрит на свою тарелку и говорит «гетти», вы можете сказать: «Хочешь еще спагетти?». Дети второго года часто неразборчиво произносят слова. Однако постоянная проблема может потребовать вмешательства логопеда.

Играть

Дайте ребенку вещи, которые он может ощупать и посмотреть, например, детское зеркальце или мягкие мягкие игрушки, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например колокольчики и кубики.

Поощряйте его или ее следить за игрушками глазами — например, пускать пузыри/воздушные шары перед ним или использовать пальчиковые куклы. Вы также можете поиграть с ребенком в игры, в которые нужно прятаться: пусть кусок ткани или платок упадет вам на голову или накроет игрушку и предложите ребенку снять ее. Поиграйте с ребенком в «притворные» игры, например, приготовьте воображаемые чашки чая. Вы также можете развлекаться, кормя плюшевых мишек или кукол и укладывая их спать.

Глядя на книги

Продолжайте поощрять вашего ребенка смотреть на книги. Когда вы просматриваете книгу, назовите и укажите на знакомое изображение предмета в книге, а затем попросите ребенка указать на него или сказать «где мишка?»

Потешки и песенки

Слушайте вместе с ребенком детские стишки или песенки или смотрите вместе с ним его любимые видео. Вы также можете спеть ему или ей любимые детские песенки вашего ребенка. Выполняйте действия, когда поете слова, например: «Колеса автобуса крутятся и крутятся». Когда песни и слова станут знакомы вашему ребенку, предложите ему или ей вставить звуки, действия или слова, которые идут в конце строки, например, «Голова и плечи, колени и ____»

Самое главное, весело проводите время со своим ребенком!

Составитель:

Департамент речи и языка в сотрудничестве с Информационной группой по делам детей и семьи

Дата последней проверки:

Сентябрь 2016 г.

Ссылка:

2016F0554

2-летних вех — речь и язык + контрольный список — Разговор с малышом

Речевые и языковые этапы24–36 месяцев24–36 месяцев

Автор Стефани Кеффер

Вехи развития речи и языка 2-летнего ребенка

Сколько слов должен сказать 24-месячный ребенок? А что могут понять двухлетки?

Скачать контрольный список

2-летние вехи развития восприимчивой и выразительной речи

Сколько должен говорить двухлетний ребенок?

В возрасте 24 месяцев количество слов, которые ожидают услышать логопеды, продолжает существенно увеличиваться! А 2-летние, кажется, все время разговаривают!

2-летние дети произносят примерно от 100 до 500 слов.

По мере увеличения количества слов, которые произносят двухлетние дети, они начинают произносить больше глаголов (слова действия) и прилагательных (описательные слова). Это важно, потому что это готовит почву для того, чтобы они начали говорить короткими предложениями.

Если вы хотите помочь своему малышу увеличить количество слов, которые он может произнести, ознакомьтесь с одним из наших бесплатных уроков (ссылки ниже), которые научат вас самым важным вещам, которые вы можете сделать как их родители, чтобы подбодрить их. говорить.

  • Ссылки на уроки:

    1. Обучение малышей новым словам с помощью целенаправленной стимуляции

    2. Как общение лицом к лицу помогает малышам научиться говорить

    3. Как меньшее количество вопросов может помочь вашему малышу научиться говорить

    4. Следуйте за воображением вашего малыша, чтобы практиковать речь дома

Как двухлетние дети рассказывают вам, что они хотят или в чем нуждаются?

В возрасте 24 месяцев дети чаще всего говорят вам, что им нужно, сказав слово или фразу.

К 2 годам 90 119 малышей начинают использовать для общения больше слов, чем жестов 90 120 .

Это потому, что их словарный запас увеличился до достаточного количества слов, чтобы они могли конкретно сказать вам, что они хотят и в чем нуждаются.

Несмотря на то, что большую часть времени они используют слова, чтобы попросить что-то, 24-месячные дети могут использовать жесты, звуки или слова. Несмотря на то, что языковые навыки малышей развиваются быстро, двухлетние дети будут продолжать использовать невербальные формы общения, такие как жесты (например, указывание) и мимика. Ожидается, что малыши продолжат использовать все коммуникативные стратегии, которым они научились до этого момента. Две самые важные вещи, на которые следует обращать внимание, это то, что 24-месячные дети используют комбинацию коммуникативных стратегий (включая каждую из следующих: жесты, звуки и слова) и что они используют слова и фразы чаще, поскольку продолжают развивать свои способности. языковые навыки.

Примерно в то время, когда малыши могут сказать более 100 слов,

они начнут собирать слова, чтобы просить что-то .

24-месячные дети будут произносить 2 или несколько слов вместе, например «Еще сок» и «Мама, посмотри на меня!» для выражения своих желаний и потребностей. Способность складывать слова во время разговора значительно увеличит количество сообщений, которые могут передать малыши. Это способствует переходу от общения преимущественно жестами к преимущественно словесному.

Забавный факт: Малыши обычно сначала учат слова, обозначающие их любимые вещи. Эти слова часто слышат раньше других, потому что двухлетние дети более заинтересованы в том, чтобы попытаться их произнести.

Сколько слов должен понимать двухлетний ребенок?

В логопедии 2-летний ребенок знает больше слов, чем может сказать. На самом деле будет трудно подсчитать количество слов, которые они знают или понимают, потому что это число очень велико.

Если бы вам нужно было подсчитать количество слов, которые знают двухлетние дети, вы бы насчитали более 1000 слов.

Родители могут наблюдать за увеличением количества направлений, которым могут следовать двухлетние дети, и за их способностью начинать отвечать на различные вопросы.

Малыши в этом возрасте могут следовать указаниям с помощью одного или двух действий. Например, «Закрой холодильник» и «Возьми свою чашку и поставь ее на стол». Если они не смогут следовать указаниям с первого раза, они научатся следовать им после небольшой практики.

Точно так же малыши начинают отвечать на вопросы «кх» в возрасте 2 лет. Такие вопросы, как «Что у вас есть?» «Что ты делаешь?» и «Кто на кухне?» станет все легче отвечать.

Вехи развития речи в 2-летнем возрасте. Как малыши развивают навыки произношения

В то время как речь зависит от того, сколько слов может сказать ваш малыш, логопеды используют термин «речь» для обозначения того, насколько четко малыши произносят слова.

Когда речь заходит об этапах развития речи в возрасте 2 лет, наиболее важным этапом является разборчивость речи или то, насколько четко говорит ваш ребенок. В 24 месяца вы хотите быть уверены, что понимаете хотя бы половину того, что говорит ваш малыш. Четкая речь (по крайней мере, в 50% случаев) является показателем того, что речевые навыки вашего ребенка развиваются правильно. Когда вашему малышу исполнится 3 года, его станет еще легче понять.

Чтобы узнать больше о разборчивости речи и достижениях двухлетнего ребенка, продолжайте читать здесь.

Что делать, если мой 2-летний ребенок не достигает своих речевых и языковых вех?

Как родитель, вы всегда хотите для своего ребенка самого лучшего. И это может быть очень сложно и тревожно, если вы чувствуете, что развитие вашего ребенка может отставать.

Навыки выражения (выразительная речь)

Как ваш малыш «рассказывает» вам о чем-то?

▢ Говорит больше слов, чем вы можете сосчитать; Кажется, есть слово почти для всего

▢ Говорит разные слова: существительные, глаголы, прилагательные, наречия

▢ Складывает 2 слова вместе

▢ Использует слова для выражения своих желаний, потребностей, идей и чувств

▢ Повторяет фразы из 2-3 слов регулярно

Навыки понимания (Рецептивная речь)

Какие слова знает ваш малыш?

▢ Отвечает на некоторые вопросы «чт»: кто, что

▢ Выполняет указания, которые имеют 1 действие:  дайте  мне чашку,  закрой дверь, вымой руки

▢ Прислушивается к моим указаниям в ситуациях безопасности: Нет! Останавливаться!

▢ Общается между собой, даже если вы не понимаете, о чем они говорят

▢ Продолжает изучать значение новых слов при знакомстве с новыми вещами

Навыки речи

Какие звуки вам следует слушать?

▢ Произносит большинство согласных звуков: P, B, T, D, K, G, M, N, H, W, F

▢ Гласные звуки: Может произносить все гласные звуки

▢ Вы можете понимать 50-75% того, что говорит ваш ребенок

▢ Может оставлять согласные звуки на концах слов

▢ Заикание в связи с развитием может возникать при этом возраст – подробнее см. здесь

Навыки общения

Как ваш малыш играет и взаимодействует с другими?

▢ С удовольствием общается со знакомыми детьми и взрослыми

▢ Уделяет внимание любимому занятию в течение нескольких минут

▢ Предвидит, что произойдет дальше во время ваших повседневных дел

▢ Понимает тон голоса других людей

▢ Знает, как привлечь ваше внимание или попросить о помощи, когда это необходимо

Загрузить контрольный список сейчас ↓ 9001 сейчас ↓ 9001

Поддержите 2-летнего ребенка дома

Развивайте язык своего малыша, играя в прятки

Играйте в прятки с игрушками вашего ребенка! Это занятие — отличная возможность попрактиковаться в том, чтобы отвечать на вопросы вместе с ребенком, чтобы он не чувствовал себя на месте.

Спрячьте свою первую игрушку, допустим, вы прячете машинку под подушку дивана, и ваш ребенок наблюдает, как вы ее прячете. Как только вы «спрятали» объект, спросите «Где машина?» при совместном поиске.

Вы спросите: «Это под одеялом?» и ответить «Нет!» Затем вы заглядываете под подушку дивана; — Это под подушкой? и ответьте «Да!»

А может и не отвечают, но все равно веселятся! Веселье – важнейшая составляющая домашней практики!

Если ваш ребенок сначала не отвечает, дайте ему несколько секунд подумать. На то, чтобы придумать ответы, может уйти несколько секунд.

А если после ожидания они все равно не отвечают, вы можете за них ответить! Не нужно просить их повторить ответ или сказать его самим. Помните, что слушать свой пример — важный шаг в процессе обучения.

Продолжайте прятать и находить предметы вместе с ребенком и дайте ему возможность самим прятать свои игрушки. Как мы уже говорили, двухлетние дети любят все контролировать!

Играя вместе, ищите своего малыша:

▢ Начните отвечать на несколько простых вопросов «чт» — Где это? Что мы ищем?

▢ Начните задавать некоторые из тех же вопросов, которые вы повторяли во время игры

Вот список других распространенных вопросов, которые задают родители двухлетних детей:
  • В 2 года дети учатся ходить, говорить, бегать, карабкаться, прыгать и есть (без особого беспорядка!). Акцент с этих навыков раннего развития на академические навыки обычно происходит после 3 лет (дошкольный возраст).

  • У 2-летнего ребенка должно быть слово, чтобы попросить о большинстве вещей, которые он хочет или в которых нуждается. Как правило, логопеды будут слушать двухлетних детей, чтобы они произнесли не менее 100 слов.

  • 3 Общие признаки задержки речи в возрасте 2 лет:

    • ваш ребенок еще не говорит

    • ваш ребенок еще не начал складывать слова

    • вашему ребенку трудно понять

    Чтобы узнать больше о задержке речи, продолжайте читать здесь.

  • Как правило, родители должны прислушиваться к тому, чтобы их двухлетний ребенок произнес не менее 100 различных слов, которые они могут понять. Ничего страшного, если другие люди, которые проводят время с вашим ребенком, могут понять меньше, на самом деле этого и следовало ожидать.

    Узнайте больше о вехах для ясности речи здесь.

Должен ли двухлетний ребенок четко говорить?

Слушайте 24-месячных детей, чтобы они говорили четко в 50-75% случаев. К тому времени, когда детям исполняется 3 года, логопеды слушают, чтобы они говорили четко в 75-100% случаев.

Сколько слов должен четко произнести двухлетний ребенок?

Как правило, родители должны прислушиваться к тому, чтобы их двухлетний ребенок произнес не менее 100 различных слов, которые они могут понять. Ничего страшного, если другие люди, которые проводят время с вашим ребенком, могут понять меньше, на самом деле этого и следовало ожидать.

Стоит ли мне беспокоиться, если мой двухлетний ребенок не разговаривает?

Если ваш 2-летний ребенок не говорит, рекомендуется пройти проверку речи и языка, чтобы помочь вашему ребенку в развитии его коммуникативных навыков. Подробнее о том, как найти логопеда рядом с вами, читайте здесь.

Автор: Стефани Кеффер, MS CCC-SLP

 © 2020-2023. Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены 

Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *