Развитие

Развитие мальчика в 2 года: Что должен уметь и знать ребенок в 2 года: памятка для родителей

Содержание

особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров

В этом возрасте ребенок меняется почти каждый месяц, и именно в этот период закладываются основы успешного будущего. Происходит скачок в развитии, растет словарный запас. Малыш уже бегает, рисует, поет, учится различать цвета и обычно умеет есть ложкой. 

Что должен уметь ребенок в 2 года и на что обратить внимание родителям, рассказываем вместе с педиатром и психологом.

Полезная информация о двухлетнем малыше

Средний рост Мальчики — 85–92 см,
девочки — 82–90 см
Средняя вес Мальчики — 12,4–13,7 кг,
девочки — 11,7–14,1 кг
Количество зубов16-20

Физическое развитие ребенка в 2 года

Темп роста малыша уже не такой интенсивный, как в первые 12 месяцев. Теперь ребенок выглядит более пропорционально, меньше спит, становится подвижным и ловким: уверенно ходит и бегает, пытается подпрыгивать, перелезает через препятствия и поднимается по лестнице. 

Развитие тела

Рост и вес ребенка измеряют раз в три месяца. К 2 годам малыш вырастает примерно на 8-12 см, у него увеличивается грудная клетка, развиваются легкие, растет сердце. Продолжает формироваться иммунитет. 

К 18 месяцам закрывается большой родничок, но иногда это происходит позднее, к 2 годам. Если ребенок уже старше, а родничок все еще открыт — обратитесь к врачу. 

Улучшается зрение: теперь кроха намного лучше видит предметы вдали и даже может «рассчитать» расстояние до них.

Двигательные навыки

Малыш начинает ходить без опоры примерно в год (плюс-минус). Но ничего страшного, если это произойдет чуть позже. Двухгодовалый ребенок уже не только уверенно ходит, но и бегает, перелезает или ловко обходит препятствия, попавшиеся на пути. За интересным предметом он может довольно быстро забраться на диван.

А еще карапуз не прочь потанцевать под музыку. В такие моменты можно показывать определенные движения: хлопки, притопы и «фонарики». Еще одно приобретение этого возраста — ходьба по лестнице. В 1,5 года ребенок ставит две ножки на ступеньку. Но постепенно учится подниматься чередующимися шагами. 

Психическое развитие ребенка в 2 года

Фото: Alexander Dummer, pexels.com

Развитие малыша в этом возрасте тесно связано с движением. Чем оно разнообразнее, тем больше у него возможностей что-то исследовать, а соответственно, ребенок быстрее развивается. 

Нервная система становится более выносливой, и кроха может сосредоточенно заниматься чем-то до 10-15 минут.

Эмоции и общение

Малышу нравится играть с мамой, папой или другими взрослыми. И он готов к диалогу: если что-то не получается, просит помощи. Двухлетка понимает, что существуют какие-то ограничения, а также может выполнить некоторые указания и поручения взрослого.

Восприятие

Эта психическая функция доминирует в раннем детстве. Дети до двух лет не воспринимают то, чего не видят. В одном психологическом эксперименте ребятам нужно было сесть на камень. Это задание оказалось сложным для них, так как прежде они должны были отвернуться от камня, то есть он исчезал из их поля зрения (1). Поэтому так важно показывать все, что вы хотите объяснить своему малышу: на улице, дома, вокруг себя, на картинках. 

Познавательное развитие 

В этом возрасте дети очень сообразительны. К примеру, двухлетка уже помнит, где оставил своего любимого мишку или подставляет стульчик, чтобы залезть на стол. Учится кроха, во всем подражая взрослым. Поэтому уже с годика можно с ним заниматься. Какие навыки и знания получает ребенок от года до двух лет? 

  • Складывает с простейшие пазлы и пирамидку;
  • слушает короткие сказки;
  • узнает, что такое шар и куб;
  • знакомится с понятиями тяжелый, горячий, твердый, большой-поменьше-маленький. Если взять три стаканчика, ребенок вставляет самый маленький в большой или в средний;
  • учит основные цвета;
  • различает «один» и «много»;
  • находит и называет знакомые предметы на картинках;
  • рисует первые каракули;
  • знакомится с погодными явлениями;
  • строит башню из 3-4 кубиков;
  • показывает части тела;
  • пытается подпевать любимой песенке;
  • играет с песком и водой.

Социальное развитие ребенка в 2 года    

Фото: Charlein Gracia, unsplash.com

Кроха еще эмоционально привязан к родителям, но если его чем-то увлечь, то охотно будет проводить время с хорошо знакомым человеком. Он знает свое имя, имена родственников и друзей семьи. Узнает этих людей на фотографиях.  Именно в этот период малыш заявляет о своей самостоятельности. В лексиконе появляются слова «хочу» и «не хочу». Ребенок уже понимает свои желания, ощущения и может их выразить: «Мама, го боля» («Мама, голова болит»). Маленький непоседа хочет играть с другими детьми, но пока он только подражает действиям сверстников или может делиться с ними игрушками. В этом возрасте крохе уже полезно объяснять правила поведения, например, почему нельзя выбегать на дорогу. 

Речевое развитие ребенка в 2 года

Фото: Jeremiah Lawrence, unsplash.com

К 1,5 годам карапузу можно давать какие-то поручения, например, принести мячик из детской. А перешагнув отметку в 1 год и 6 месяцев ребенок начинает строить предложения из 2-3 слов. Всего в его лексиконе примерно 100 слов — но еще много «лепетных». Например, «Мама, няня фок» — «Мама, нужен сок». В целом малыш правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки. Соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

К двум годам в речи к существительным и глаголам добавляются и прилагательные, а словарный запас составляет не менее 200 слов (2).

Как развивать речь

Родителям следует читать ребенку хотя бы одну книгу в день для пополнения словарного запаса. Ученые из Университета Огайо выяснили, что дети, которым читают 5 минут в день, уже к детскому саду услышат примерно на 300 тысяч слов больше, чем малыши, которым никогда не читали. Такой внушительный словарный запас помогает детям быстрее развивать собственную речь и легче осваивать чтение в будущем (3).

Важно разрабатывать мелкую моторику. В этом помогут игры с небольшими предметами под наблюдением взрослого, лепка пластилином, пальчиковое рисование. Пусть малыш сам «читает» книги с картинками, переворачивая страницы.

Как можно больше общайтесь с ребенком. Обсуждайте все, что видите вокруг, рассказывайте истории, делитесь своими мыслями и эмоциями. 

Норвежские исследователи считают, что в этом возрасте нужно особое внимание уделять развитию речи. Дети, которые не могут общаться со сверстниками, как правило, не играют с ними. И эта социальная дистанция может сохраняться вплоть до средней школы (4).

Здоровье ребенка в 2 года

Чтобы кроха не досаждал взрослым капризами, хорошо развивался и усваивал информацию, он должен много спать. Кроме того, важно уже в этом возрасте формировать привычки здорового питания, которые сохранятся у него и в будущем.

Питание

Ребенок от года до 1,5 лет должен съедать в сутки 1000-1200 г пищи, в возрасте от 1,5 до 3 лет — 1200-1500 г. Этот объем распределяется на завтрак, обед, ужин и два перекуса. Порция еды — не больше 300-350 мл. 

Маленький гурман уже может есть со «взрослого» стола. Его питание должно включать мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла. Педиатры запрещают давать детям грибы, маринованные овощи и фрукты, острые соусы, горчицу, хрен, перец, уксус, майонез, кофе, сладкие газированные напитки, торты и пирожные (5).

Всю еду режьте на маленькие кусочки. И не забывайте про воду: 50 мл на 1 кг веса ребенка.

Сон

С 1,5 лет малыш может переходить на один дневной сон длительностью 2,5-3 часа. Ночной сон продолжается 10-11 часов.

Осмотр в поликлинике

В возрасте 2 лет дети не проходят обширный диспансерный осмотр, но должны обязательно посетить педиатра и стоматолога.  

Вакцинация

В 15 месяцев делают вакцину против пневмококка.

В 18 месяцев: первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ревакцинация гемофильной инфекции типа b.

В 20 месяцев — вторая ревакцинация против полиомиелита.

Навыки самообслуживания ребенка в 2 года

Фото: Sven Brandsma, unsplash.com

Самостоятельно есть, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, умываться и одеваться — все эти умения помогают двухлетке почувствовать себя более взрослым и независимым. А еще таким образом ребенок больше узнает о мире вокруг, улучшает моторику, привыкает соблюдать правила, выполнять инструкции и действовать по образцу. 

Прием пищи

В 2 года ребенок уже ест небольшие порции густой пищи ложкой. Учится пользоваться салфеткой. А вот из чашки обычно пьет еще с помощью родителей.

Навыки одевания и раздевания

Малыш при содействии взрослых может снимать и надевать носки, колготки, ботинки, шапку. Складывает свои вещи на место.

Двухлетка уже видит недостатки в своем внешнем виде и стремится их исправить: замечает дырку на футболке или хочет причесать волосы. 

Гигиена

Уже с года стоит чистить зубы два раза в день пастой без фтора. Руки ребенок моет самостоятельно (родители только открывают кран с водой) и вытирает полотенцем. С 1,5 лет нужно приучать карапуза проситься на горшок. Но не стоит настаивать, если он не хочет. Как правило, этот навык вырабатывается только к 3-летнему возрасту.

Безопасность

Нельзя оставлять малыша одного на детской площадке, у дороги, у водоема. Храните в недоступных местах лекарства, бытовую химию. Используйте защитные устройства на окнах, дверях, балконе, плите и кранах для воды. Крепите к стене комоды и шкафы. Следите, чтобы в руки двухлетки не попадали мелкие предметы (за исключением игр с участием взрослых).

Комментарии специалистов

Своим мнением поделилась Мария Красовская, врач-педиатр клиники «Медси» в Одинцово:

— Этот возраст отличается необыкновенной активностью, эмоциональностью и яркими речевыми проявлениями. Поэтому если мы видим не активного, не проявляющего эмоций ребенка, есть повод прийти за советом к педиатру. 

И особое внимание надо уделить речи. Когда с ребенком разговаривают, он учится понимать речь и формирует пассивный словарный запас: запоминает, как называется предмет, какого он цвета, хотя в настоящий момент может и не говорить эти слова. Лучше и быстрее всего дети начинают говорить в семьях, где взрослые много общаются между собой, то есть ребенок слышит не обращенную к нему речь, а разговор взрослых людей. У ребенка возникает большое желание поучаствовать в разговоре, он начинает произносить слова, звуки (зависит от возраста), пытается привлечь к себе внимание. Причем, если громкость разговора усиливается, то и ребенок громче произносит свою «речь». Именно таким образом формируется желание говорить и устанавливать контакт. Альтернативой может быть прослушивание аудиосказок, где речь эмоционально окрашена и прекрасно передает все оттенки характеров героев и их переживаний.  

В двухлетнем возрасте дети часто придумывают новые слова или составляют из двух слов одно. Это не считается тревожным признаком, а наоборот, указывает на активное развитие речи. Поправлять их необходимо, но аккуратно и спокойно. В этом возрасте малыши крайне эмоциональны, их настроение неустойчивое и быстро меняется с хорошего на плохое и обратно. Но есть и огромный плюс: деток-двухлеток легко отвлечь от переживаний и заинтересовать новой деятельностью. 

В возрасте двух лет в вакцинации ребенка наступает затишье: основные прививки уже сделаны (заканчиваются в возрасте 20 месяцев), а следующие делаются только через несколько лет. Если ребенок прививается по индивидуальному графику, то он в этом возрасте будет получать те препараты, которые спланированы наблюдающим его педиатром.

Своим мнением поделилась Юлия Баженова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета:

— Примерно во второй половине второго года жизни родители начинают замечать учащение капризов, плача, протестов в поведении малыша. Эти изменения понятны: то, что накапливалось в предыдущие месяцы, требует непосредственного и прямого использования. Зря, что ли, мы вкладывали в руку малыша ложку во время обеда? Теперь он отталкивает нашу руку с ложкой, и пытается самостоятельно зачерпнуть суп из тарелки. Или зачем тогда бабушка показывала малышу лейку и то, как из нее льется вода? Теперь подайте крохе эту лейку и непременно с водой. 

Еще одна яркая особенность в жизни двухлетнего ребенка — это проявление консерватизма. Склонность к постоянству распространяется на все, что есть в его жизни: от режима дня до местонахождения его игрушек и вещей, от многократного чтения одной и той же книжки до ритуала приветствия или прощания со взрослыми. Постоянство — условие спокойствия, устойчивости окружающего мира, уверенности. Маленькие дети не любят сюрпризы, того, что по мнению взрослых, должно вызвать положительные и яркие эмоции малыша, чувство приятного удивления. На практике все получается иначе. Ребенок пугается и плачет при виде новой яркой игрушки, вдруг появившихся на пороге шумных гостей.

Конечно, это не означает, что к двухлетке нужно относиться, как к хрупкому капризному растению, оберегая его от излишних стрессов. Если взрослые предчувствуют или точно знают о том, что сейчас что-то новое возникнет или произойдет в присутствии ребенка, постарайтесь «смягчить эмоциональный удар»: будьте рядом, не оставляйте его один на один с «сюрпризом», возьмите на руки или обнимите, не проявляйте сами бурных эмоций. 

Популярные вопросы и ответы

В процессе воспитания родители боятся упустить что-нибудь важное. Постараемся ответить на частые вопросы, которые волнуют мам и пап.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

— Взрослые должны следить за развитием ребенка по разным параметрам. Стоит насторожиться, если ребенок отстает от нормативов своего возраста.

В физическом развитии:

• плохо ест без видимой причины;
• не ходит самостоятельно, часто падает;
• не может удержать равновесие при сидении, стоянии, ходьбе;
• не играет в подвижные игры; 

В психоэмоциональном развитии:

• не откликается на свое имя;
• не умеет различать эмоции взрослых и сам не выражает никакие эмоции;
• избегает общения со сверстниками и не устанавливает зрительный контакт как со взрослыми, так и с детьми.

В умственном развитии:

• не знает назначения хорошо знакомых предметов, используемых в быту: чашек, ложек, телефона;

• не проявляет интереса к окружающему миру, играм, предметам, которыми часто пользуются родные.

Если пришлось встретиться с какими-то вышеперечисленными проблемами, то безусловно, нужно обратиться к неврологу, чтобы понять причину происходящего.  И самое главное, не откладывать выяснение причин на более позднее время, чтобы успеть вовремя помочь ребенку.

Очень важно, чтобы в семье были установлены правила поведения, которые все воспитывающие ребенка взрослые поддерживают одинаково. Однозначно для детей важен режим питания, сна, отдыха.

Эти простые правила помогают правильно развивать и укреплять нервную систему.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 2 года?

Рассказывает врач-педиатр Мария Красовская:

— Родителям стоит встревожиться, если ребенок:
• не слышит (не откликается) и не понимает обращенную к нему речь;
• не произносит самых простых слов, даже на своем на «детском» языке;
• не может составить фразу из двух-трех простых слов;
• не может ответить на простой вопрос;
• не выражает (не пытается выразить) словами свои потребности.

Психолог Юлия Баженова, рассказала, как можно развивать речь у двухлетки:
— В этот период жизни активно развивается пассивная речь. Вы когда-нибудь замечали, что кроха понимает все, что ему говорят: он приносит то, о чем его просят, дает руку, когда идет по улице, показывает, где стоят его ботинки и многое другое. Но при этом его активная речь находится как бы в ожидании. И такое «ожидание» связано с тем, что в этом возрасте происходит физиологическое развитие голосового аппарата, его, так сказать, доформирование. Да, это генетическая особенность, но ей нужно помочь.
 
Родителям нужно создать активную речевую среду вокруг малыша: читайте сказки, стихи, постоянно разговаривайте с ребенком. Например, если вы гуляете с малышом в парке, обязательно говорите о том, что происходит вокруг (каркает ворона, проехала машина, дворник подметает листву, девочка идет из школы с тяжелым рюкзаком на спине и т. п.).

Даже если ребенок слушает вас молча, это вовсе не означает, что он не слышит и не понимает. Он накапливает слова! По мере развития речедвигательного аппарата он будет пытаться эти слова произнести. И родители заметят, как вчерашняя «мя» превратилась в «коку» (кошка), а «бррру» стала «мсиной» (машиной).

Вредно ли смотреть телевизор или на экран смартфона ребенку в 2 года?

Хотя все слышали, что просмотр телевизора или смартфона для малыша вреден, но не всегда получается оградить своего ребенка от гаджетов, которые так прочно вошли в нашу жизнь. 

Исследования французских ученых показали, что телевизор может быть даже полезен (6). Если смотреть мультик вместе с ребенком, попутно ему объяснять и уточнять содержание видео, то такой просмотр только поможет в развитии малыша. К тому же так он учится общаться, ведь у него есть образец для подражания. Но в любом случае гаджеты — это только дополнительный инструмент, который не должен заменять другие занятия и общение.

Что понимает ребенок в 2 года?

Малыш в этом возрасте понимает речь взрослых, к знакомым людям обращается по именам. Он может воспроизводить то, что раньше видел и слышал, поэтому уже запоминает правила, выполняет инструкции и поручения.

Например, снимает уличную обувь в прихожей или может по просьбе принести лопатку из песочницы. Юный исследователь мира уже понимает свои желания, у него появляется внутренний план действий. Он проявляет настойчивость в достижении цели, так как хочет получить результат. Ну а если его постигла неудача — попросит папу или маму помочь.

Примерно в 2 года у ребенка появляется первичная форма самосознания — он начинает узнавать себя в зеркале. Пока он эгоцентрист: общаясь с другими детьми, не учитывает их желания и не умеет сопереживать. Малыш к 2 годам ориентируется в величинах, цветах, фактурах, количестве предметов и температурах.

Источники

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 
    URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf10386 55ba85. pdf
  2. Ярощук Т. Г., Олейник В. Н. Периодизация развития детей от 0 до 3 лет в пределах возрастной нормы. Справочное пособие – Иркутск: ГАУ ИО ЦПММиСП, 2018. 
  3. Jessica A. R. Logan. When Children Are Not Read to at Home: The Million Word Gap // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics 40(5): p. 383-386, June 2019.
    URL: https://journals.lww.com/jrnldbp/Abstract/2019/06000/When_Children_Are_Not_Read_to_at_Home__The_Million.9.aspx
  4. The University of Stavanger. Two-year-olds with poor language skills fall behind  at play // Science Daily, 10 November 2015.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/11/151110083123.htm 
  5. Питание детей от 1 года до 3 лет. Союз педиатров России.
    URL: https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/pitanie-detey-ot-1-goda-do-3-let/ 
  6. Bfhia Guella, Eszter Somogvi, Rana Esseily, Adrien Chopin. Effects of screen exposure on young children’s cognitive development: A review.
    URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.923370/full

Развитие детей на втором году | Мамоведия

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделяют 4 возрастных периода: от 1 года до 1 года 3 мес, от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес, от 1 года 6 мес до 1 года 9 мес и от 1 года 9 мес до двух лет.

Развитие ребенка определяется степенью понимания речи взрослого («понимаемая» речь), развитием речи самого ребенка («активная» речь), умением ориентироваться в величине, форме окружающих предметов (восприятие), развитием навыков самостоятельности в движениях, игре и т. д.

В каждом квартале жизни ребенок умеет делать лишь то, что позволяют ему возможности его организма в этом периоде.

Так, к 1 году 3 мес у ребенка накапливается запас понимаемых из речи взрослого слов, он легко находит знакомые предметы по их названиям (мишку, ложку и т. д.), а к 1 году 6 мес малыш способен различать предметы, сходные по своим признакам, и тоже находит их по вашей просьбе (несет всех мишек — пластмассового, мягкого, маленького и большого, находит ложки — столовую, чайную, игрушечную, десертную).

В 1 год 9 мес он понимает ваш несложный рассказ по картинке в книжке и может ответить на простые вопросы, а в 2 года рассказ будет ему понятен без показа картинки.

Для родителей важно создать соответствующие условия в семье для нормального развития ребенка. К этим условиям, помимо питания, режима дня, ухода, закаливания, наличия игрушек соответственно возрасту, относится еще и обучение ребенка всем необходимым правилам поведения.»

Ребенок, которого правильно обучают в процессе воспитания, всегда жизнерадостен, активен, охотно выполняет требования и пожелания взрослого.

Родители должны внимательно относиться к просьбам малыша, и если она вполне выполнима, то ее следует удовлетворить. В тех случаях, когда ребенок просит то, чего нельзя давать, надо спокойно отказать ему и постараться тут же отвлечь внимание, переключить на другую деятельность.

Родители допускают большую воспитательную ошибку, когда сначала отказывают в чем-то ребенку, а потом разрешают, уступая крику и слезам. Таким путем ребенок легко привыкает добиваться удовлетворения своих капризных желаний.

Еще одна ошибка родителей — это обещать детям то, чего они никогда не смогут выполнить. Такие «обещания» подрывают родительский авторитет.

Грубое обращение, обман, окрики, выговоры, наказания, запугивания делают ребенка нервным.

С малышом надо разговаривать спокойно, стараться, чтобы он понимал вашу речь, ласковые и дружелюбные интонации вашего голоса должны привлекать его внимание.

В течение 2-го года жизни особенно быстро развивается активная речь ребенка. При общении с ним родителям надо побольше рассказывать о том, что окружает малыша. Называйте предметы, действия с предметами, показывайте и называйте свойства предметов.

Ребенку в возрасте 1 года 6 мес можно задавать вопросы «кто это?», «что это?».

На прогулку ребенок может взять лопатку, совочек, ведерко для игры с песком, со снегом и т. д.

С малышом уже можно играть в прятки, догонялки, читать ему стихи-потешки, слушать музыку, показывать книжки . с картинками, на которых изображены игрушки, животные, машины.

Для ребенка следует определить постоянное место, где бы он мог играть. В этом уголке нужно поставить детский стол и стул, ящик для игрушек, можно повесить полочку для книжек, разместить комнатный спортивный инвентарь.

Помните: все время, свободное от еды и сна, ребенок должен быть занят игрой. Причем игру малыша надо организовывать и направлять таким образом, чтобы приучить в дальнейшем играть самостоятельно.

От 1 года до 1 года 3 мес

В этом возрасте ребенок хорошо ходит, сам встает, садится, осмысленно занимается игрушками. Он любит общество взрослых, проявляет чувство любви к близким, ласков.

У ребенка появляется большой познавательный интерес к окружающему миру — предметам, вещам, игрушкам. Он разглядывает их, трогает, берет в рот, пробует на зуб, на вкус.

Малыш продолжает расти, в этом возрастном периоде средняя масса тела мальчика составляет 11 465 г ± 1 300 г, рост 79,4 см ± 3,6 см, средняя масса тела девочки — 10 520 г ± ±1 275 г, рост 76,7 см ± 3 см.  

Важно, чтобы росту соответствовала масса тела ребенка — в таких случаях говорят о гармоничном физическом развитии.

За этими и другими показателями следит участковый детский врач. В течение 2-го года жизни ребенка следует показывать детскому врачу в поликлинике не реже 1 раза в квартал.

Ребенок понимает много слов из речи взрослого, и запас их постоянно растет. Малыш легко подражает часто слышимым словам. 

В игре воспроизводит действия, которые вы ему показывали, сопровождая их лепетом или отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями положительных эмоций.

Во время бодрствования или прогулки ребенок может довольно долго ходить, не проситься на руки, не присаживаться. В процессе ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, пятится, останавливается.

За едой, если вы его учили этому, малыш умеет самостоятельно есть ложкой густую пищу. Правда не всегда еще аккуратно, но уверенно подносит ложку с пищей ко рту.

От 1 года 3 мес до 1 года 6 мес

Ребенок уже вполне хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов из речи взрослого, но сам говорит пока мало. Его речь состоит в основном из облегченных детских слов «би-би», «ав-ав», «ля-ля» и т. п.

Вы, наверное, заметили, что малыш может подолгу заниматься с игрушками каким-то видом деятельности — это очень хорошо, так как в основе его психического развития лежит именно игровая деятельность. В ходе ее у ребенка развиваются движения рук, а в моменты наиболее сильной заинтересованности стимулируется речь самого ребенка.

Если вы учили, то малыш к этому сроку умеет различать формы шара, куба, призмы, сравнивать предметы разной величины — контрастной и близкой.

Он также научился вытирать нос носовым платком, строить домик из кубиков, самостоятельно есть жидкую и густую пищу десертной ложкой из глубокой тарелки.

Средняя масса тела мальчика в этом возрастном периоде составляет       11 805 г ± 1 185 г, девочки 11 400 ± 1120 г.

 Средний рост мальчика — 81,7 см ±  3,3 см; девочки — 80,8 см ± 3 см.

В этом же возрасте прорезываются коренные зубы и клыки.

От 1 года 6 мес до 1 года 9 пес

Малыш продолжает расти: средняя масса его тела 12 670 г ± 1 410 г.

Рост мальчика в этом возрасте составляет 84,5 см ±  2,8 см.

Девочки имеют несколько меньше массу тела и рост, чем мальчики          (12 270 г ± 1 375 г; 83,7 см ± 3,6 см).

Ребенок часто пользуется речью в общении с вами: что-то просит, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Облегченные детские слова («ав-ав», «би-би» и т. д.) в речи ребенка заменяются правильными словами ; («собачка», «машинка»).

Но если с малышом не заниматься, не помогать ему осваивать речь, а это, повторяем очень сложный для ребенка процесс, то в его общении со взрослыми преобладает «жестовая» речь.

Например, девочка в возрасте 1 года 9 мес, встречая бабушку, вернувшуюся после работы, спешит поделиться с ней новостью и говорит: «папа». ., затем показывая на ванную комнату, трет себе щеки руками. Бабушка спрашивает: «Папа умывается?» И внучка, довольная, кивает головой — бабушка ее поняла.

Как видим, у этого ребенка явная задержка в развитии активной речи.

Во время самостоятельной игровой деятельности малыш обычно строит что-то из кубиков, возится с куклой — кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает. Он любит рассматривать знакомые книжки с картинками, слушать четверостишия, песенки-потешки, охотно повторяет то, чему вы его научили.

Ребенок в этом возрасте зачастую в своей игре копирует движения мамы, действия папы, которые он видит.

Направляя игру малыша, родители должны стараться воспитывать у него такие качества, как умение доводить начатое дело до конца, например собрать игрушки, навык самостоятельной игры и т. п.

Проследите за тем, чтобы ваш ребенок умел сам раздеться (частично), аккуратно есть, держать ложку в правой руке, наклоняться во время еды над тарелкой, не спешить, хорошо пережевывать пищу.

Стол, за которым он ест, должен быть удобным. Высота стола не должна превышать 40 см, а стула — 20 см. Если стол и стул соответствуют росту ребенка, то у него не нарушается осанка, ноги плотно упираются в пол.

Малыш хорошо ориентируется в величине предметов, различает понятия «большой», «маленький», «поменьше», «побольше».

Но различные умения и навыки формируются лишь тогда, когда с ребенком занимаются каждый день, терпеливо объясняя, показывая все, чего не знал и не умел он раньше.

Однако встречаются еще факты неправильного воспитания детей: отсутствует единство воспитания, плохо организовано детское питание (дают ребенку беспорядочно фрукты и сладости, зачастую даже то, что вовсе не полагается — горчицу, соленья, пряности).

От 1 года 9 мес до двух лет

За 2-й год жизни масса тела малыша увеличивается в среднем на 2 кг, рост — на 11 см, у него должно быть около 20 молочных зубов.

У мальчиков в возрасте двух лет рост составляет 88,2 см ± 3,7 см т. е. максимальный 91,9 см, минимальный 84,5 см.

 Масса тела мальчика должна быть 13 040 г ± 1 240 г, т.е. максимальная   14 280 г, минимальная 11 800 г

У девочек в возрасте двух лет масса тела составляет 12 649 г ± 1 760 г, т. е. максимальная — 14 400 г, минимальная —10 890 г.

Рост в среднем составляет —86,13 см ± 3,87 см, т.е. максимальный —90 см, минимальный —82,26см.

Физическое развитие ребенка оценивается по соответствию его массы тела и роста со средними показателями, а также с учетом гармоничности развития. 

К двум годам малыш должен довольно четко знать и уметь выполнять ряд простых правил, например обязательно мыть руки перед едой. Старайтесь, чтобы он делал это и без напоминания.

Ребенок должен уметь, правда, пока еще с помощью взрослых, сам раздеваться и одеваться. Помогая, не торопите малыша, предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Ведь он так хочет этого: «Я — сам!».

Обратите внимание на то, как ходит малыш. Движения его стали более координированными, он хорошо шагает по ровной дорожке, если встречается препятствие (ямка, бугорок, палка, камень), то он преодолевает его, уже не приставляя шаг, а чередуя — это пример более совершенной ходьбы.

Умение ребенка чередовать шага в этом возрасте является показателем своевременного развития движений. Поэтому проверьте, как ваш ребенок преодолевает препятствия.

Если он не умеет чередовать шаги, обратите особое внимание на развитие движений у него. Малышу надо много раз показать, как перешагивают препятствие, только тогда он и сам сможет научиться.

Очень важный момент в развитии 2-летнего ребенка — появление способности различать цвета предметов. Обратите внимание на этот показатель развития малыша Обычно в этом возрасте ему легче различать цвет, глядя на предлагаемый образец.

Например, среди детских игрушек найдите несколько кубиков или пластинок красного, желтого и зеленого цвета. Теперь покажите и назовите малышу один из кубиков — «красный кубик» — и попросите найти еще такой же. Повторите задание с предметами другого цвета.

При закреплении и развитии этого умения, следите за тем, чтобы у малыша под рукой среди многих других игрушек находились те предметы, найти которые вы просите.

Днем ребенок спит уже один раз, поэтому у него остается много времени для общения с вами и для игры.

Знаете ли вы, что надо учить ребенка играть? В этом возрасте игра ребенка должна складываться из ряда последовательных действий, например берет куклу, умывает ее, причесывает, заворачивает, укачивает, или берет машину, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора, или расставляет солдатиков, переставляет их, как на поле боя, издает звуки «пах-пах» и т. п.

Остановимся на развитии речи ребенка. Вы, наверное, отметили, что он понимает почти все, что вы ему говорите, особенно если речь идет о событиях, знакомых малышу.

Этот факт доказывает, что понимание речи у ребенка развито соответственно возрастным требованиям. При этом и сам он должен уже говорить двух- трехсловными предложениями.

Строя фразу, малыш может употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи — прилагательные (большая, маленькая, красивая и т. п.), местоимения (он, мы, я).

Хороший показатель развития речи — умение задавать вопросы «что?», «где?», «куда?».

Укрепить здоровье ребенка, обеспечить правильное его развитие вам поможет детский врач. Когда ребенку исполнится 2 года, даже если он вполне здоров, обязательно посетите детскую поликлинику.

Для хорошего физического и умственного развития ребенка необходимо соблюдать режим дня: четырехразовое питание, дневной сон и прогулки.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет I Начальные блоки

Информация о коронавирусе (COVID-19) и помощь в поиске открытых детских садов.

Теперь ваш ребенок начинает проверять границы и может закатывать истерики, поэтому важно, чтобы вы нашли для него возможность сделать перерыв, чтобы перезарядить свои батареи. Их память быстро развивается, и теперь они могут говорить о людях, которых в данный момент с ними нет. Это время, когда воображение вашего ребенка парит. Им нравится заниматься чем-то вне дома, поэтому это прекрасное время для посещения парков и игровых площадок. Время игры превращается в игру-притворство, в которой они отрабатывают навыки и имитируют ситуации, которые видят вокруг себя. Используйте это время, чтобы поговорить с ребенком об уважении к другим, чтобы он научился играть честно.

Следующая информация была получена из брошюры Рамки обучения в раннем возрасте Вехи развития, разработанной Community Child Care Co-operative Ltd NSW (CCCC) для Министерства образования.

Как вы можете поощрять обучение вашего ребенка?

  • Подарите им больше впечатлений, посетив разные места, например. парк, пляж, общественный бассейн, магазины
  • Пойте песни, слушайте музыку и танцуйте вместе
  • Опишите, что они могут видеть и слышать в своем окружении, т.е. горячий, холодный, большой, громкий, зеленый
  • Попросите их решить повседневные проблемы, например. Идет дождь, что нам нужно взять, когда мы выходим на улицу?
  • Попробуйте начать приучение к туалету. Начните с «wees» сначала
  • Дайте им коробки и блоки для сборки вещей, например. притворяться дома и мосты
  • Помогите им развить свои моторные навыки и понять такие понятия, как «ниже» и «больше», создав полосу препятствий дома, например. прохождение «над» подушками, «через» туннель, «под» стулом
  • Поощряйте ребенка использовать свое воображение и развивать мышцы рук с помощью мелков, красок или мела

 

Какие вехи развития вы можете наблюдать?

 

Физический
  • Легко ходит, бегает, лазает, пинает и прыгает
  • использует шаги по одному
  • приседает для игры и поднимается без опоры руками
  • ловит подкатившийся к нему мяч
  • подходит к мячу, чтобы пнуть его
  • прыжки с низкой ступеньки или через низкие предметы
  • попыток балансировать на одной ноге
  • объезжает препятствия
  • способен открывать двери
  • быстро останавливается
  • движется под музыку
  • перелистывает страницы по одной
  • держит карандаш пальцами
  • использует карандаш для рисования кругов и линий; все еще можно держать в кулаке
  • одевается с помощью
  • самостоятельное кормление из посуды и чашки
Социальные
  • игры с другими детьми
  • принимает участие в простой притворной игре
  • может предпочесть однополых товарищей по играм и игрушки
  • вряд ли будет делиться игрушками без протеста
Эмоциональный
  • демонстрирует сильную привязанность к родителю (или основному опекуну)
  • показывает дистресс и протест, когда родитель или другой опекун уходит и хочет, чтобы этот человек что-то сделал для них
  • начинает проявлять вину или раскаяние за проступки
  • может с меньшей вероятностью делиться игрушками со сверстниками
  • может потребовать внимания взрослых
Познавательный
  • строит башню из пяти-семи объектов
  • выстраивает предметы в ряд в стиле «поезда»
  • распознает и идентифицирует обычные объекты и изображения, указывая
  • любит играть с песком, водой, тестом; исследует, на что похожи эти материалы, а не делает из них что-то
  • использует символическую игру, т. е. использует блок как автомобиль
  • демонстрирует знание гендерно-ролевых стереотипов
  • идентифицирует ребенка на картинке как мальчика или девочку
  • участвует в притворной игре
  • начинает считать с цифр
  • распознает сходства и различия
  • имитирует ритмы и движения животных
  • осознает пространство через физическую активность
  • может следовать в двух или более направлениях
Язык
  • использует два или три слова вместе, например. «иди на горшок сейчас»
  • «взрыв» словарного запаса и использование некоторых правильных грамматических форм языка
  • обращается к себе по имени и часто говорит «мой»
  • задает много вопросов
  • использует местоимения и предлоги, простые предложения и словосочетания
  • помечает собственный пол
  • копий слов и действий
  • занимается музыкой, поет и танцует
  • любит слушать сказки и книги

 

Если ваш ребенок:

  • не хочет играть, обратитесь за советом к местному медработнику или врачу. 0014
  • много падает
  • с трудом использует мелкие предметы
  • не понимает простых инструкций
  • не использует много слов
  • не объединяет слова в осмысленные фразы
  • не интересуется едой
  • не интересуется другими

Развитие ребенка (5) — от одного до двух лет

Действия для этой страницы

Резюме

Читать полный информационный бюллетень

  • Ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек.
  • Дети второго года жизни понимают многие слова, но не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители.
  • К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.

В течение этого года ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек. Это не только заставляет их беспокоиться о возможности того, что вы их бросите, но и часто повторяет слова «я» и «моё».

Несмотря на то, что они могут понимать многие слова, дети второго года жизни не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители. Они часто не реагируют на голосовые команды, и их очень часто нужно двигать, поднимать или отвлекать. Кажется, они понимают «нет», но не могут контролировать свои импульсы. Характеристики развития включают:

  • Ваш ребенок любознателен и энергичен, но нуждается в поддержке и внимании взрослых.
  • Ваш ребенок очень зависим и привязан и, вероятно, боится разлуки.
  • Им нравится играть в игры со взрослыми, особенно в повторяющиеся игры.
  • Они проявляют интерес к другим детям, но обычно играют в одиночку или вместе. Понятия обмена пока нет.
  • Они подражают другим, например, «разговаривают» по игрушечному телефону.
  • Они могут быть более склонны к сотрудничеству в одежде из-за желания копировать и «сделать это самому».
  • Они могут хотеть делать что-то «правильно» и испытывать невыносимое разочарование, если им мешают.
  • Улучшается способность есть самостоятельно, и они, вероятно, будут разборчивы в еде.

Развитие понимания

Понятия времени, расстояния и скорости недоступны вашему ребенку. Однако они усердно работают над категориями, распределяя увиденные объекты по понятным группам. Другие характеристики развития включают:

  • Улучшение памяти
  • Способность определить, какие предметы сочетаются друг с другом, например, мелки и бумага
  • Способность решать простые головоломки
  • Способность запоминать и копировать прошлые события
  • Удовольствие от простого воображения, например, притворяться, что разговаривает с кем-то по игрушечному телефону
  • Непонимание размера и пространства — они могут, например , бойтесь поскользнуться в сливном отверстии в ванне.

Физические навыки

Быстрый рост активности вашего ребенка может означать серьезную реорганизацию дома. Убирайте бьющиеся и опасные предметы вне досягаемости — вам (или вашему малышу) нехорошо говорить «нет» или «не трогать» каждые пять минут. Характеристики развития включают в себя:

  • Годовалые дети могут кататься на четырехколесной игрушке для верховой езды.
  • К 15 месяцам они могут ходить в одиночку, широко расставив ноги и высоко подняв руки.
  • В 15 месяцев они встают на ноги с помощью рук, но к двум годам могут вставать без помощи рук.
  • К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.
  • К двум годам большинство малышей могут спускаться по лестнице, держась за нее, но встают на ступеньку обеими ногами, прежде чем перейти к следующей.
  • К двум годам ваш ребенок уже может нажимать на кнопки и крутить ручки.

Развитие речи

Характеристики развития включают:

  • Ваш ребенок в среднем произносит 10 слов в возрасте 15 месяцев.
  • Ваш ребенок в среднем произносит 50 или более слов в возрасте от 18 месяцев до двух лет.
  • К двум годам они могут сказать вам большую часть того, что хотят, словами.
  • К двум годам предложения становятся длиннее и точнее.
  • Их понимание языка улучшается, поэтому они могут помнить две вещи одновременно — например, «Возьми мяч и принеси его папе».
  • В возбужденном состоянии они могут заикаться или колебаться, произнося отдельные слова.

Предлагаемые занятия

Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:

  • Дайте им игрушки с ручками и кнопками, на которые можно нажимать (чтобы не было телевизора и других приборов).
  • Раздайте им простые головоломки.
  • Им нравятся игрушки, которые связаны друг с другом, например, наборы из молотка и колышков.
  • Вашему ребенку понравится рассматривать книжки с картинками, особенно если вы дадите им названия и разрешите иногда переворачивать страницы.
  • Играйте в игры, в которых у ребенка есть много возможностей сказать «нет», например, «Папа под кроватью?»
  • Маленькие дети любят копировать других, поэтому предоставьте им предметы для переодевания и ролевых игр.
  • Позвольте вашему ребенку иногда играть одному, без помех, чтобы он научился развлекать себя. Они попросят о помощи, если они в ней нуждаются.

Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш малыш не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он занимается какой-то другой областью обучения и развития. Однако, если ваш малыш сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что оно отстает, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения. Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии, включают:

  • Не проявляет внимания к разным людям
  • Не проявляет предпочтения к знакомым людям
  • Не проявляет беспокойства по поводу разлуки
  • Еще не ходит
  • Ходит неравномерно, особенно если ребенок хромает
  • Не часто бормочет
  • Не начинает использовать некоторые осмысленные слова
  • Не слушает, когда другие говорят с ними
  • По-прежнему в основном молчит во время игры
  • Не отвечает, когда другие говорят с ними
  • Не может указывать на предметы, когда им дают имя
  • Использует знаки, мычание или жесты только тогда, когда они чего-то хотят.

Где можно получить помощь

  • Ваш врач
  • Медсестра по охране здоровья матери и ребенка.
  • Служба охраны здоровья матери и ребенка, Виктория (круглосуточно) Te. 132 229

Что нужно помнить

  • Ваш малыш понимает, что он совершенно отдельный от вас человек.
  • Несмотря на то, что они могут понимать многие слова, дети второго года жизни не понимают абстрактных понятий; они строго конкретные мыслители.
  • К двум годам они могут бегать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться, когда это необходимо.

  • Bowler, P & Linke, P, 1996, Ваш ребенок от года до десяти , Австралийский совет по исследованиям в области образования, Мельбурн.
  • Миллер, К., 1985, Возрасты и стадии – описание развития и деятельности, от рождения до восьми лет , Telshare Publishing Co.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена
к:

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена
к:

Оставить отзыв об этой странице

Была ли эта страница полезной?

Дополнительная информация

Отказ от ответственности за содержание

Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *