Развитие

Развитие одаренности: Развитие одаренного ребенка: создавать условия, оставляя свободу

Содержание

Развитие одаренного ребенка: создавать условия, оставляя свободу

Почему развитие креативности может вызвать проблемы в обучении? Объясняет психолог Мария Богоявленская

Талант, как говорят, пробьет себе дорогу, но ему будет легче, если одаренность ребенка окружающие заметили рано и помогли ему развить природные способности. Казалось бы, поддержать увлечение сына или дочери, создать условия для обучения — лучшее, что могут сделать родители для своего одаренного ребенка. Какие же тут могут быть опасности? Объясняет психолог Мария Богоявленская.

Одаренный ребенок и талантливый взрослый: в чем разница

Одаренность в нашем представлении всегда связана со способностью к творчеству. Одаренный человек — это тот, кто не просто виртуозно владеет какими-то навыками, а способен изменять мир, открывать новые законы, определять пути развития общества. В творчестве происходит преобразование и переосмысление действительности, создается то, чего раньше не было: новый подход к уже известному в науке, новый взгляд на мир в искусстве, новые возможности в технике.

Когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду качество деятельности взрослого человека, который уже сложился как личность и реализовался в профессии. Если же говорить о творчестве применительно к детям, то это творчество состоит в постижении мира. Постигая мир, ребенок одновременно творит себя самого, свою личность.

Замечательные способности, которые проявились в детстве, не гарантируют выдающихся достижений во взрослом возрасте. Способности и достижения ребенка могут быть следствием индивидуального темпа развития или условий жизни, но не отражать проявление свойств личности, характерных для творческого, одаренного человека.

Само понятие одаренности не имеет точного определения: ученые до сих пор не смогли договориться даже о том, много ли одаренных детей или это редкие избранники судьбы? То, что взрослые принимают за признаки одаренности ребенка, может исчезнуть со временем. И наоборот, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому о детской одаренности имеет смысл говорить тогда, когда из ребенка может вырасти талантливый взрослый, который проявит свой талант в каком-то деле. Как же создать условия для этого превращения?

Формула одаренности

Все согласны с тем, что одаренные люди отличаются инициативностью, ответственностью, самостоятельностью, приверженностью делу, которое они выбрали. В конце XIX века выдающийся английский ученый Фрэнсис Гальтон предложил такую формулу одаренности: единство таланта (способностей), характера, который обеспечивает реализацию таланта (мотивации, познавательной потребности) и способности к усердному труду.

Признаки одаренности у ребенка

Признаки одаренности проявляются в деятельности и поведении ребенка. Они могут отражать зарождение таких свойств личности, которые характерны для творческого человека. Часто мы принимаем за признаки одаренности любые способности ребенка, которые не свойственны детям его возраста (например, более раннее овладение счетом, чтением или письмом, большой словарный запас, употреблению в речи сложных слов и предложений; большой объем памяти, склонность к «философским», абстрактным суждениям, использование в речи научной лексики, участие во взрослых разговорах). Но эти проявления говорят лишь о частных аспектах развития ребенка, на их основании не стоит делать однозначных выводов об одаренности. Заранее ожидая от ребенка успехов в определенной области, мы можем искусственно вмешаться в его судьбу.

Какие качества развивать у ребенка, чтобы он вырос одаренной личностью

  1. Способности ребенка, прежде всего — умственные. От их сочетания со специальными способностями зависит возможность достичь успеха в будущей профессии. 
  2. Упорство, то есть умение доводить начатое до конца, не бояться ошибок и трудностей на этом пути. 
  3. Потребность в познании мира, открытость опыту. Это начало личности, которая сможет познать еще не познанное.

Креативность: одобрять или нет?

Под развитием одаренности часто понимают развитие креативности, то есть нестандартного мышления: умения видеть необычное в обыденном, использовать необычные способы, предлагать не одно, а много решений проблемы.

Где можно действовать не по правилам

Новизна, оригинальность действительно характеризуют подлинное творчество. Но в детстве оригинальность в действиях или речи ребенка возникает и тогда, когда ребенок что-то пробует делать, еще не умея. Такой процесс называют детским экспериментированием. Ребенок удовлетворяет свое любопытство, открывает для себя неочевидные свойства окружающего предметного мира, пробует делать что-то самостоятельно, «как взрослый».

Знакомая ситуация: малыш впервые берет в руки ложку и стучит ею по тарелке, радуясь новым звукам. И только при помощи взрослого ребенок постепенно осваивает функциональное назначение ложки — возможность зачерпнуть ей кашу, например.

Там, где родители уверены, что отступление от правил приведет к неуспешности ребенка, они жестко требуют послушания и действий по образцу.

Вряд ли взрослые захотят, чтобы ребенок использовал ложку не по назначению: ни у кого и мысли не возникнет, что это — проявление творчества. Но как только действия ребенка выходят за те рамки, где у взрослых есть точные ориентиры (как «правильно» держать ложку или шариковую ручку, застегивать пуговицы), такой вид экспериментирования принимают за проявление оригинальности, творчества. Обычно оригинальность ценится в интеллектуальной, речевой и художественно-эстетической областях.

Оригинальность хороша как развитие умения

Стимулируя оригинальность в деятельности ребенка (сейчас популярны подобные методики раннего развития), можно искусственно спровоцировать у него проблемы обучаемости. Малыш, чувствуя восхищение взрослых, может специально нарушать принятый в культуре способ действия. В этом случае есть риск, что малыш привыкнет «оригинальничать» и начнет бояться того, что если он научится делать что-то правильно, взрослые перестанут его замечать и любить. Как следствие, он теряет способность, необходимую каждому человеку, — действовать по образцу. Ему будет очень трудно учиться, тем более успешно!

Если же ребенок по собственной инициативе продолжает исследование уже усвоенного, того, что он уже умеет делать «правильно», и в результате порождает новое знание, открывает новые способы действия, — это первый шаг на пути формирования творческой личности.

Иногда взрослые этого не одобряют, воспринимают как непослушание или невоспитанность, ведь ребенок уже знает, как надо, но хочет действовать иначе. Но малыш-то рассчитывает на положительную реакцию, показывая свое достижение: «смотри, как я еще умею». Поэтому, если у родителей есть уверенность, что ребенок уже умеет делать нечто «хорошо», но пробует делать «по-своему», важно выяснить, какую задачу он решает. Можно спокойно спросить, зачем он так делает, почему ему делать именно так нравится больше, обсудить сильные и слабые стороны его способа.

Хорошо, если взрослые не будут давать оценок во время такого разговора: одобрение или восхищение будут стимулировать ребенка нарушать правила по любому поводу, а недовольство — блокировать развитие познавательной потребности, которая лежит в основе творческого потенциала личности.

Вырабатывая отношение к желанию ребенка что-то делать «не как все», «креативно», важно учитывать, что на начальном этапе «оригинальничанье» является подступом к умению, а на позднем ─ дальнейшим развитием этого умения. На первом ─ способом вхождения ребенка в мир и адаптации к нему, на втором ─ способностью этот мир преобразовывать. Это правило действует в любом возрасте и в любой деятельности, которой мы учимся.

Когда вопросы говорят о любознательности

Страсть к познанию присуща всем детям. Но в ходе взросления она претерпевает изменения. В младенчестве и раннем возрасте характерна потребность в новых впечатлениях, любопытство. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, живо реагирует на новизну.

К младшему дошкольному возрасту начинает складываться детская любознательность. Она лежит в основе исследовательского поведения. Ребенок задает вопросы об устройстве вещей, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

«Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, — писал Василий Александрович Сухомлинский, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность… Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

О любознательности мы можем судить по количеству вопросов, которые задает ребенок. Но многочисленные вопросы — это не обязательно проявление страсти к познанию. Он может задавать их еще и потому, что это, например, нравится маме, или потому, что так делает старший брат, или чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Главное тут — не количество и даже не содержательная глубина вопросов, а умение выслушать ответ взрослого и применить новое знание в игре, учебе, любимых занятиях.

Такое умение свидетельствует о развитии познавательной мотивации как признаке одаренности. Ребенок, открытый познанию, развивается оптимально.

Предлагать разное, но не ждать слишком многого

Одаренность часто проявляется в успешности такой деятельности, которая складывается стихийно и инициирована самим ребенком. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить модели, но при этом не проявлять активности в специально организованной среде.

Дети часто проявляют интерес «ко всему» — что бы им ни предложили, в какой бы кружок их не привели родители. В этом случае можно говорить о том, что у ребенка еще не выработалось отрицательное отношение к какой-либо деятельности и он «открыт ко всем предложениям». Но такое поведение может означать и то, что у него отсутствует собственный интерес к чему-нибудь.

Здесь важно разумно подходить к нагрузке — если она превысит физиологические или психологические возможности ребенка, то вместо желания познавать новое у него возникнет апатия, равнодушие в любой деятельности.

Иногда родители слишком нацелены на достижения ребенка и не учитывают его реальных возможностей. Но если дети чувствуют, что их достижения не соответствуют уровню ожиданий значимых взрослых, то всеми силами и способами будут стараться преодолеть это несоответствие.

Низкая самооценка, эмоциональная нестабильность, страх ошибки, отказ от незнакомой деятельности или от новых способов деятельности, когда нет гарантий, что это приведет к успеху, — лишь часть последствий, к которым приводят завышенные ожидания. Развитие познавательной потребности при этом блокируется.

Познавательная мотивация развивается, если родители создают ребенку условия для экспериментирования и обогащают его жизненный опыт. Стараясь вложить в сына или дочку как можно больше знаний в надежде, что этим он помогает ребенку стать успешным в жизни, взрослый упрощает и обедняет сложный процесс развития.

Приоритет воспитания

Умение анализировать, сравнивать, обобщать ─ умение мыслить; вкус к непрерывному познанию мира; желание привнести нечто новое в этот мир — все это необходимо развить и сохранить в ребенке. Развитие ребенка как одаренной личности в конечном счете разворачивается как диалог ребенка и взрослого о законах и красоте мира.

Сейчас популярна позиция, которая сводит развитие одаренных детей к развитию их способностей. Но очень часто, идя вслед за способностями ребенка, стараясь развить их еще больше, мы не учитываем его потребности и интересы, делаем его послушным исполнителем нашей воли.

Какова должна быть мера нашего вмешательства, чтобы в результате не выросла личность пассивная и управляемая или, наоборот, агрессивная и протестная? В обоих случаях развитые способности остаются невостребованными или человек их использует в эгоистических целях, а иногда и во зло другим.

В развитии одаренного человека решающую роль играет не образование, а воспитание. Переданные взрослым ценности и нравственные ориентиры, способность видеть и ценить красоту, — вот главное условие, при котором ребенок сможет стать творцом в избранном им деле, «автором и распорядителем» своей жизни. 

                               

Источники:

Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская «Одаренность: природа и диагностика» (2018)

В.Т. Кудрявцев «Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания» // Психологический журнал. 1998. № 3. С. 17–33

В.Т. Кудрявцев «К проблеме творчества дошкольников» // Одаренный ребенок. 2004. № 5. С. 47–66

«Одаренность: Рабочая концепция» (2-е изд., расш. и перераб., М., 2003)

Фото: Depositphotos, Pexels 

                           

Мария Богоявленская, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО 

Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования

   

начальник структурного подразделения

отдела краеведения, туризма и экологии

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

В современном мире внимание к проблеме одарённости детей тесно связано с поиском решений общенациональных задач по раскрытию инновационного потенциала экономики. Сегодня открываются широкие возможности и перспективы для одарённых детей и молодёжи, разрабатываются федеральные и региональные программы по реализации творческих возможностей одарённых детей, активно разрабатываются учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения.

Разработка вопросов одарённости детей относится к 1970-м годам, когда Комитет по образованию США опубликовал сферы проявления одарённости детей, а С. Марлэнд предложил основные категории одарённости. Проблему одарённости фундаментально разрабатывали такие исследователи как Дж. Рензулли, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и многие другие отечественные исследователи.

В настоящее время роль дополнительного образования определяется в спектре задач по формированию у детей «социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности», «индивидуальному развитию творческих способностей», «проектированию персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности»[1]. К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, В.Н. Терской, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и многие другие педагоги говорили об особенной роли дополнительного образования в развитии одарённости ребёнка. Исследования и практика показали, что сетевое взаимодействие в учреждении дополнительного образования способствует развитию одарённости детей и раскрытию их потенциала при соблюдении ряда условий[2].

Особенности дополнительного образования для развития одарённости детей сегодня видятся в персонализации (индивидуальный образовательный маршрут), непрерывности (многоуровневости), вариативности, информальности содержания, практикоориентированности, разновозрастности коллектива. Дополнительное образование, как особый вид образования, за многолетнюю историю выработало специальные педагогические технологии и подходы для развития личности ребёнка и раскрытия его одарённости. Концепция развития дополнительного образования обобщает основные конкурентные преимущества дополнительного образования детей, подчёркивая «ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества», акцентируя внимание на:

– возможности свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

– вариативности содержания и форм организации образовательного процесса;

– доступности глобального знания и информации для каждого;

– адаптивности к возникающим изменениям.

Признанный сегодня в мире личностно-ориентированный (индивидуальные интересы) и системно-деятельностный подходы (прикладной характер) на протяжении длительного времени были методологической основой дополнительного образования детей. Распространёнными формами дополнительного образования детей являлись клубы и кружки по интересам, те самые общности, на которые предлагает опираться в воспитательной деятельности современная педагогика и где роль педагога заключается в координации и наставничестве одарённого ребёнка.

Следует отметить открытость дополнительного образования, проявляющуюся во взаимодействии с общностями взрослых, включении явлений социокультурной реальности в воспитательный процесс и проектной деятельности, которая является своего рода «социальным лифтом», проектируя условия для социальной успешности одарённого ребёнка. В условиях информационной социализации дополнительное образование детей становится инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, повышает адаптивность детей и подростков к социальным переменам.

Современное дополнительное образование – «пространство, в котором подросток реализует свою потребность в общении, творческую индивидуальность, удовлетворяет свои профессиональные и социальные пробы, формируя продуктивное просоциальное поведение»[3]. Дополнительное образование в силу своей динамичности становится «инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке»[4].

Интересно, что именно дополнительное образование в силу своей специфики обладает сегодня огромным потенциалом освоения и применения новых инструментов сетевой педагогики для развития одарённости детей. Особенностью компетентностного подхода является формирование нового типа результатов, выходящих за рамки совокупности знаний и сведений, и направленный на формирование готовности личности к решению проблем. На фоне индивидуализации и компьютеризации педагогических процессов важно своевременно выработать новые приёмы, формы и методы деятельности. Для учреждений дополнительного образования событийный подход всегда был одним из основных в воспитательной деятельности, и сегодня события, благодаря сетевым технологиям, способны выйти на качественно новый уровень, а возможности сетевого взаимодействия способны значительно повысить воспитательный потенциал события.

Актуальность приобретает развитие одарённости детей для построения инновационной экономики и раскрытия потенциала молодёжи. Дополнительное образование сегодня обладает потенциалом для развития одарённости учащихся благодаря особенностям реализации воспитательного процесса, которые открывают возможности для сетевого взаимодействия, формируя условия для развития горизонтальных связей, основанных на обоюдной заинтересованности. Сетевое взаимодействие, организованное мотивированными и подготовленными субъектами воспитательной деятельности способно расширить горизонты воспитания и повысить качество воспитательной деятельности внутри образовательной организации, а также совершенствовать имидж образовательной организации.

Система дополнительного образования создаёт мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Перед дополнительным образованием сегодня стоит задача превращения в «социокультурную практику развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту … в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства». Создание воспитывающей среды невозможно без компетентных педагогов и образовательной программы. Обязательными компонентами общеобразовательной развивающей программы должны быть: пояснительная записка, учебный план с содержанием, календарный учебный график, методическое обеспечение, список литературы (дифференцированный для родителя и обучающегося), приложения. Методическое обеспечение программы должно включать формы работы (беседа, практикум, дискуссия), дидактические материалы (презентации, наглядные пособия), методы обучения (наблюдение, экскурсия, дистанционные технологии), формы подведения итогов (защита проектов, опрос, решение задач).

Развитие детской одарённости возможно при наличии специализированной программы, прошедшей экспертизу, которую реализуют компетентные педагоги. Развитие образования невозможно без обновления содержания программ как основного компонента деятельности педагога и механизма внедрения инноваций: программа может быть авторской (включать результаты экспертизы), экспериментальной или модифицированной. По форме содержания и процесса педагогической деятельности программа может быть комплексной, интегрированной, модульной или сквозной и реализовываться в срок от 1 до 3 лет по одному из шести направлений, организовываться по одному из трёх уровней сложности: стартовому, базовому или продвинутому.

Открытость учреждения дополнительного образования для сетевого взаимодействия в первую очередь с учреждениями общего образования как партнёра по реализации воспитательной деятельности и формированию преимущественно деятельностного уровня компетенций одарённого ребёнка, вариативность программ, реальная возможность построения индивидуального образовательного маршрута за счёт меньшего количества учащихся в группах, клубная форма работы и колоссальные традиции воспитательной деятельности создают возможности для формирования уникальной воспитывающей среды и развития одарённости.

Главный принцип дополнительного образования – добровольность, ведь невозможно заставить ребёнка посещать занятие или кружок насильно, в противном случае деятельность его не будет привлекательна для учащегося, а педагог лишится воспитанников. При организации деятельности учреждения дополнительного образования в соответствии с принципами сетевого взаимодействия прогнозируется огромный потенциал в развитии одарённости учащихся.

Таким образом, можно заключить, что дополнительное образование сегодня является благоприятной средой для развития детской одарённости, благодаря длительной истории существования, за которую сложились своеобразные принципы, приёмы, методы и формы работы с учащимися по развитию из одарённости. Говоря о системе работы с одарёнными детьми, важно подчеркнуть мысль о равной мере работы со всеми детьми для наиболее полного развития их способностей, ведь «способности – объяснение вашего успеха».


[1]Блинова Е.А. Взаимодействие общего и дополнительного образования// Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. – 2014. – №1. – С.99.

[3] Ромм Т.А., Ромм М.В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. – №4. – С.56.

[4] Ромм М.В., Ромм Т.А. Сетевой подход в дополнительном образовании: стратегия и тактика = Network Approach to the Additional Education: Strategy and Tactic // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2019. – № 3 (200). – С.36

Количество просмотров: 795  

Асинхронное развитие одаренного ребенка и его уникальные потребности

Причины | определение одаренности | Асинхронное развитие одаренных учащихся | Вызовы | Как воспитывать одаренного ребенка

Что такое асинхронное развитие

Асинхронное развитие возникает, когда разные части человеческого мозга развиваются не синхронно. Асинхронность приводит к неравномерному развитию различных навыков. Как правило, асинхронный ребенок преуспевает в учебе и когнитивных способностях, опережая свой хронологический возраст, но испытывает трудности в общении 9.0009 1 .

Асинхронность может возникать в любом направлении. Ребенок с эмоциональной зрелостью подростка и физическими способностями 7-летнего, а также ребенок с телом подростка и умом 7-летнего асинхронны.

Асинхронное развитие широко обсуждается в обучении одаренных детей, где этот термин относится к одаренным детям, которые могут быстро овладеть определенными навыками, но испытывают трудности с другими.

Асинхронное развитие мозга — распространенная проблема среди одаренных учащихся. Он характеризуется отсутствием координации между когнитивными и аффективными процессами. Несмотря на свои интеллектуальные способности, эти дети часто борются с социальным взаимодействием и эмоциональной регуляцией.

Что вызывает асинхронное развитие

При асинхронном развитии две или более частей организма развиваются с разной скоростью. Например, один глаз может развиться раньше, чем другой.

Асинхронность встречается у многих животных, включая людей. Условия могут быть вызваны генетическими проблемами, окружающей средой ребенка или и тем, и другим ​2​ . Асинхронное созревание может привести к различиям в различных областях развития, таких как интеллектуальное развитие, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие.

Определение одаренности

Одаренность — это термин, используемый для описания людей, которые являются исключительными в определенных областях интеллекта ​3​ .

Дети, одаренные не по годам развитыми способностями, демонстрируют замечательные способности в таких областях, как математика, музыка, искусство, язык и наука. Кроме того, они, как правило, являются независимыми учениками и мыслителями. Часто они могут учиться гораздо быстрее, чем обычные дети.

Традиционное определение одаренности концентрируется на факторах, которые могут привести к более высоким достижениям во взрослой жизни или возможности добиться успеха.

К сожалению, это определение увязло в метафоре «подарков». Многие люди считают, что самая важная часть одаренности заключается в том, что «дары» можно превратить в достижения. Представление о том, что одаренность является синонимом успеха во взрослой жизни, часто вызывает негативную реакцию со стороны тех, кто считает, что им отказано в равных возможностях для достижения успеха.

Таким образом, одаренное асинхронное развитие ставит уникальные задачи, которые обычно не вызывают сочувствия или помощи.

Что такое асинхронное развитие у одаренных учащихся

Чтобы точно изобразить характеристики атипичного развития, Columbus Group (1991) предложила следующее определение одаренности ​1​ .

Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются, чтобы создать внутренние переживания и осознание, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития.

Проблемы асинхронного развития у одаренных учащихся

Несправедливые ожидания

Родители или взрослые часто ожидают от асинхронно развивающихся детей необоснованных и несправедливых действий. Поскольку они умны, говорят и думают, как дети старшего возраста, взрослые иногда предполагают, что они обладают таким же эмоциональным контролем, как и дети старшего возраста, даже в раннем возрасте. Это предположение приводит к ожиданиям, которые трудно оправдать.

Кроме того, благодаря своему интеллекту многие родители ожидают, что их дети будут преуспевать в учебе без каких-либо усилий с их стороны. Когда одаренные дети испытывают трудности в школе, их родителям очень трудно понять 4 .

Интенсивность эмоций и уязвимость

Одаренные дети не только думают по-разному, но и чувствуют по-разному. Когда более высокий уровень эмоциональной напряженности сочетается с развитыми когнитивными навыками, одаренные дети лучше осознают жизненные события и испытывают более сильные чувства. Их интеллект и сострадание часто приводят их к осознанию того, что они эмоционально не готовы справиться.

Этих детей часто называют «слишком чувствительными», потому что они очень чувствительны к окружающей среде и легко поддаются ей ​5​ .

Борьба за социальное развитие

Одаренных детей часто считают умнее других детей в их возрастной группе. Одаренные дети могут решать проблемы так, как не могут другие, и видеть вещи иначе, чем большинство людей.

Тем не менее, это не означает, что эти ученики всегда лучше других адаптируются к жизни.

Бывают времена, когда им трудно вписаться в социальные ситуации, потому что их социальное развитие еще не догнало их. Этим детям также может быть трудно найти и сохранить друзей 6 . Некоторые даже подвергаются издевательствам из-за своих различий и низких социальных навыков ​7​ .

Попытка вписаться в

Социализация — серьезная проблема для маленьких детей.

Асинхронные дети часто страдают от одиночества не потому, что они недружелюбны по своей природе, а потому, что их попытки приспособиться быстро терпят неудачу. Другие дети не говорят так же, не любят те же вещи или думают о тех же проблемах. Как будто умным детям суждено жить в социальной изоляции и отчуждении.

Чтобы одаренные чувствовали себя «нормальными», иногда им приходится отказываться от своих убеждений, поведения и ценностей. Интенсивный самоанализ, самокритика и неспособность признать свои пределы могут досаждать им.

Одаренные люди, интровертированные, имеющие низкую самооценку и чувствующие себя беспомощными, более склонны к развитию большой депрессии ​8​ .

Как воспитывать одаренного ребенка с асинхронным развитием

Одаренных асинхронных детей часто неправильно понимают и изолируют. Их обычно называют «особенными» или «другими», и к ним относятся не так, как к их сверстникам. Они обладают набором характеристик, которые однозначно уязвимы.

Хотя эти дети чувствуют себя не так, как их сверстники, и часто сталкиваются с трудностями в различных сферах жизни, им редко предлагается помощь, необходимая для преодоления трудностей.

Уход за одаренными детьми требует изменений в воспитании. Признайте, что чем более одаренный ребенок, тем более он асинхронен. Прислушивайтесь к ним и поддерживайте эмоциональные потребности ребенка, а не обвиняйте его в том, что он «слишком чувствительный».

Каталожные номера

  1. 1.

    Сильверман Л.К. Конструкция асинхронной разработки. Образовательный журнал Пибоди . Опубликовано в Интернете, июнь 1997 г .: 36–58. дои: 10.1080/0161956x.1997.9681865

  2. 2.

    Wang H. Дефицит амидгидролазы жирных кислот ограничивает ранние случаи беременности. Журнал клинических исследований . Опубликовано в Интернете 1 августа 2006 г.: 2122-2131. дои: 10.1172/jci28621

  3. 3.

    Sternberg RJ, Davidson JE, ред. Концепции одаренности . Издательство Кембриджского университета; 2005. Дои: 10.1017/cbo9780511610455

  4. 4.

    Моравска А., Сандерс М.Р. Воспитание одаренных и талантливых детей: концептуальные и эмпирические основы. Ежеквартальный отчет одаренных детей . Опубликовано в Интернете 21 апреля 2009 г .: 163–173. дои: 10.1177/0016986209334962

  5. 5.

    Ловецкий Д.В. Развитие личности у одаренных детей: Нравственная чувствительность. Роупер Обзор . Опубликовано в сети, декабрь 199 г.7:90-94. дои: 10.1080/02783199709553862

  6. 6.

    Сильверман Л.К. Социальное и эмоциональное воспитание одаренных: открытия Леты Холлингворт. Роупер Обзор . Опубликовано в Интернете, март 1990 г .: 171–178. дои: 10.1080/0278319

    53265

  7. 7.

    Петерсон Дж. С., Рэй К.Е. Запугивание и одаренные: жертвы, преступники, распространенность и последствия. Ежеквартальный отчет одаренных детей . Опубликовано в Интернете в апреле 2006 г .: 148–168. дои: 10.1177/001698620605000206

  8. 8.

    Kaiser CF, Berndt DJ. Предикторы одиночества у одаренного подростка. Ежеквартальный отчет одаренных детей . Опубликовано в Интернете, апрель 1985 г .: 74–77. дои: 10.1177/001698628502

    6

О Памеле Ли, MS, MBA

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт

Развитие талантов в образовании для одаренных

Нажмите на
Делайте покупки на странице Hoagies до
, когда вы посещаете свои любимые интернет-магазины.
включая Амазонку
и многие другие ваши любимые магазины. Спасибо за
сделать возможным сообщество одаренных Hoagies!


Пожертвования

Ваши пожертвования помогают поддерживать онлайн-страницу Hoagies для одаренных.

Поддержите страницу Хогиса!

Развитие талантов в образовании для одаренных


Информационный центр ERIC по вопросам образования для детей с ограниченными возможностями и одаренных (ERIC EC)
Электронная почта: [email protected]
Интернет: http://eric.hoagiesgifted.org


ERIC Дайджест ЕС № E610
Автор: Джон Ф. Фельдхузен
июнь 2001 г.


В последние десятилетия двадцатого века появилось большое количество исследований и разработок, связанных с концепцией интеллекта. Новые концепции способствовали новым подходам к выявлению и развитию одаренности у молодых людей. В этом дайджесте представлена ​​модель воспитания одаренных детей и молодежи, основанная на концепции развития талантов. Также обсуждаются конкретные способы выявления и развития талантов.

Новые концепции интеллекта и таланта

Давняя традиция в области образования для одаренных предполагает, что можно и желательно идентифицировать детей как «одаренных» на основании высоких показателей IQ и/или высоких результатов тестов. Одаренное программирование развивалось на основе понятия глобального и фиксированного интеллекта и часто приводило к созданию эксклюзивных универсальных программ обучения. Такой подход игнорировал индивидуальные сильные стороны и потенциал некоторых одаренных учащихся.

Напротив, работа Штернберга (1991) и Гарднера (1983) привела к диагностическому подходу к способностям, при котором конкретные таланты или способности стали центром для идентификации и услуг. Теория Штернберга предложила ряд компонентов интеллекта в трех широких категориях: метакомпоненты (планирование, мониторинг и оценка), компоненты производительности (навыки и способности) и компоненты приобретения знаний (обработка и кодирование). Теория Гарднера о множественном интеллекте (первоначально лингвистическом, логико-математическом, пространственном, музыкальном, кинестетическом, межличностном и внутриличностном) также развивала взгляд на человеческие способности как на многомерный.

Исследования Ганье (1985, 1993) и модель развития талантов явным образом заложили основу для сосредоточения внимания на талантах. Он предложил основной набор способностей или дарований, которые представляют собой интеллектуальные, творческие, социально-аффективные, перцептивно-моторные и другие неуказанные способности. Обладая этими базовыми способностями, ребенок взаимодействует с катализаторами, такими как учителя или родители, и участвует в обучении, обучении и практическом опыте. При поощрении и поддержке таланты ребенка проявляются из этого опыта.

Модель признания и развития талантов в школах

Программы, учебные планы и услуги для одаренной и талантливой молодежи могут наилучшим образом удовлетворить их потребности, продвигать их жизненные достижения и способствовать улучшению нашего общества, когда школы выявляют сильные стороны конкретных талантов учащихся и сосредотачивают образовательные услуги на этих талантах. Школы имеют уникальную возможность выявлять и развивать таланты учащихся в четырех основных областях: академической, художественной, профессионально-технической и личностно-социальной. Академическая область включает естественные науки, математику, английский язык, социальные науки и языки. Танец, музыка, драма, фотография и графика составляют художественную область. Профессионально-технические направления: домашнее хозяйство, торгово-промышленное, делопроизводство, сельское хозяйство, компьютерная техника. Наконец, в сфере межличностных отношений лидерство, забота и человеческие услуги являются потенциальными областями, в которых может осуществляться выявление и развитие конкретных талантов.

Несколько рейтинговых шкал и контрольных списков полезны для выявления талантов во всех четырех областях. К ним относятся десять шкал для оценки поведенческих характеристик отличников, разработанные Renzulli et al. (1997), Шкала академического рейтинга Purdue и Шкала профессионального рейтинга Purdue (Feldhusen, Hoover, & Sayler, 1997). Для выявления академических и некоторых профессионально-технических способностей можно использовать широкий спектр тестов способностей и достижений. Прослушивания являются предпочтительным способом оценки талантов в исполнительском искусстве и портфолио в графическом искусстве. Портфолио также полезно для выявления талантов в академических областях, когда они содержат результаты детских проектов, действий по решению проблем и творческих постановок.

Однако процесс распознавания и развития талантов не следует рассматривать как однократное определение с помощью тестов и рейтинговых шкал, помечающих учащихся как «талантливых» или «бездарных». Скорее, это долгосрочный процесс, в котором родители, школьный персонал и сами учащиеся признают, понимают и работают вместе, чтобы способствовать развитию уникальных талантов учащихся.
Чтобы привлечь учащихся, родителей, учителей и консультантов к признанию и развитию талантов учащихся, Фельдхузен и Вуд (1997) представил систему «планирования роста», в которой учащиеся 3–12 классов поздней весной планируют свои школьные программы на предстоящий год. Они проводят инвентаризацию и обзор своих достижений, оценивают свои интересы и стили обучения и записывают личные цели (академические, карьерные и социальные). Затем они выбирают курсы, внеклассные мероприятия и внешкольный опыт, которые соизмеримы с их предыдущими достижениями, отражают цели, которые они перед собой поставили, и являются достаточно сложными.

Фельдхузен и Вуд использовали эту систему с несколькими сотнями одаренных и талантливых учеников и обнаружили, что это эффективный метод вовлечения детей и молодежи в процесс развития талантов. Талантливые учащиеся часто могут участвовать в учебной деятельности при незначительном или минимальном участии учителя. Фельдхузен сообщил, что способность студентов к самостоятельной работе в индивидуальной работе и работе в малых группах была очень высокой, если их учителя предоставляли хороший учебный материал и начальные указания. Студенты быстро росли в своей способности осуществлять самостоятельное и индивидуальное обучение.

Стратегии признания и развития талантов

Все учащиеся всех возрастов обладают относительно сильными талантами, и школы должны помочь им определить и понять свои особые способности. Те, чьи таланты находятся на уровне исключительно выше, чем у их сверстников, должны иметь доступ к учебным ресурсам и занятиям, которые соизмеримы с их талантами (Feldhusen, 1998). Им нужна большая помощь и эмоциональная поддержка со стороны родителей, обширный образовательный вклад и ресурсы школы, благоприятная среда сверстников и наставники, которые могут продемонстрировать и смоделировать продвинутый уровень знаний и творчества в своих областях таланта (Pleiss & Feldhusen). , 1995).

Учителя и другой школьный персонал могут использовать следующие стратегии для реализации этой модели (Feldhusen, 1996).

  • Будьте внимательны к признакам таланта в четырех областях таланта. Укажите на сильные стороны учащегося и родителей и проведите тест, чтобы проверить возможные новые таланты.
  • Структурируйте учебные мероприятия, которые дадут учащимся возможность продемонстрировать свой талант.
  • Используйте похвалу, чтобы распознавать и подкреплять признаки таланта.
  • Помогите учащимся, у которых есть способности в определенных областях, установить цели обучения в этой области.
  • Найдите ресурсы в школе и сообществе, которые могут помочь развитию талантов учащихся.
  • Привлекайте родителей к выявлению и развитию талантов своих детей, предоставляя ресурсы и опыт и поощряя целеустремленное поведение.

Конечная цель признания и развития талантов состоит в том, чтобы помочь учащимся понять сильные стороны и потенциал своих собственных талантов, узнать, как проводить и участвовать в лучших мероприятиях по развитию талантов, а также посвятить себя развитию своих талантов.

Ссылки

Фельдхузен, Дж. Ф. (июнь 1998 г.). Программы для одаренных немногих или развитие талантов для многих? Фи Дельта Каппан, 79 (10), 735-738.

Фельдхузен, Дж. Ф. (1996). Как выявить и развить особые таланты. Образовательное лидерство, 53 (5), 66-69.

Фельдхузен, Дж. Ф., Гувер, С. М., и Сайлер, М. Ф. (1997). Выявление и воспитание одаренных и талантливых на средней ступени. Нью-Йорк: Триллиум Пресс.

Фельдхузен, Дж. Ф., и Вуд, Б. К. (1997). Разработка планов развития для одаренных учащихся. Одаренный ребенок сегодня, 20 (6), 24–28.

Ганье, Ф. (1985). Одаренность и талант: пересмотр пересмотра определения. Ежеквартальный журнал для одаренных детей, 29 (3), 103–112.

Ганье, Ф. (1993). Конструкции и модели, относящиеся к исключительным человеческим способностям. В К.А.
Хеллер, Ф. Дж. Монкс и А. Х. Пассоу (ред.), Международный справочник по исследованиям и развитию одаренности и таланта (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2020 All Rights Reserved.