Развитие

Развитие детей в 4 года: Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Содержание

Ребенку 4 года ✔️ Что должен уметь и знать

Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.

Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.

Содержание:

  • Основные знания и умения в 4 года
  • Нормы физического развития
    • Различия между мальчиками и девочками
    • Вес и рост
    • Физические навыки
  • Двигательные навыки
  • Мелкая моторика
  • Развитие органов чувств и уход за зубами
  • Речь ребёнка в 4 года
    • Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
    • Изучение второго языка
  • Социализация: общение, эмоции
  • Психологическое состояние
  • Интеллектуальное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Навыки в быту
  • Режим дня и уход за ребёнком
  • Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
  • Как помочь развитию ребёнка?

Основные знания и умения в 4 года

Prostock-studio/Shutterstock. com

Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:

  • хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
  • уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
  • достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
  • владеть навыками самообслуживания;
  • понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.

Нормы физического развития

В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.

Различия между мальчиками и девочками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:

  1. Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
  2. Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.

Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.

С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.

Вес и рост

Prostock-studio/Shutterstock.com

Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.

Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.

Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.

Физические навыки

Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:

  • уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
  • едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
  • умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.

Двигательные навыки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:

  • умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
  • старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
  • стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
  • становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
  • умеет ходить на цыпочках;
  • одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.

Мелкая моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:

  • раскрашивает картинки, не выходя за контур;
  • старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
  • обводит карандашом образцы, трафареты;
  • запускает юлу;
  • складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
  • сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
  • нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
  • достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.

Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.

Развитие органов чувств и уход за зубами

Prostock-studio/Shutterstock. com

В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.

Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.

У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.

Читайте также Почему так важно беречь молочные зубы? Всё о зубных проблемах детей.

Речь ребёнка в 4 года

Prostock-studio/Shutterstock.com

Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.

В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.

Если ребёнок не говорит или плохо говорит?

Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.

Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.

Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.

Изучение второго языка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.

Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.

Социализация: общение, эмоции

Prostock-studio/Shutterstock. com

В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.

В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.

Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.

Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.

Психологическое состояние

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.

В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:

  • учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
  • быть по возможности самостоятельным;
  • уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.

Интеллектуальное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:

  • знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
  • концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
  • знает и называет не меньше семи цветов;
  • запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
  • различает и называет времена года и времена суток.

У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.

Окружающий мир

Prostock-studio/Shutterstock.com

Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:

  • названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
  • названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
  • особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
  • названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
  • как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.

Математика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Знания четырёхлетки в области элементарной математики:

  • различает понятия «много» и «мало»;
  • знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • различает правую и левую сторону;
  • ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
  • сравнивает размеры разных предметов.

Музыка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Развитие ребёнка в 4 года в сфере музыкального творчества:

  • отстукивает ритм в такт любимым мелодиям;
  • пробует исполнять детские песни;
  • определяет настроение и темп музыки: радостная или грустная, быстрая или медленная.

Рисование

Prostock-studio/Shutterstock.com

В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:

  • аккуратно раскрашивать раскраски;
  • использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
  • схематично изображать людей, животных, растения.

Конструирование

Prostock-studio/Shutterstock.com

В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:

  • сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
  • умеют аккуратно вырезать ножницами;
  • учатся работать с природными материалами.

Когнитивное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.

Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

Память

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети постепенно учатся «управлять» своей памятью. Они уже умеют запоминать не только то, что интересно, но и то, что важно запомнить: например, домашний адрес, стих к празднику в детском саду.

На правильное развитие памяти указывает умение ребёнка описать прошедший день, начиная с утра. Если во время такого рассказа ребёнка попросить детальнее описать конкретное событие прошедшего дня — малыш вспомнит это событие и расскажет о нём подробнее.

Внимание

Prostock-studio/Shutterstock.com

Детское внимание тесно связано с памятью. В 4 года дети могут направлять внимание на неинтересные им предметы по просьбе взрослого — так формируется произвольное внимание. Четырёхлетнему малышу ещё трудно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, но иногда ему это удаётся. Внимание становится цепким: ребёнок может посвятить увлекательному занятию довольно много времени, не отвлекаясь.

Мышление

Prostock-studio/Shutterstock.com

Процесс мышления у четырёхлеток происходит уже не только через действия, как в более раннем возрасте, но и через образы. Малыш начинает делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.

Мышление в четыре года развивается нормально, если умеет:

  • находить отличия на двух похожих изображениях;
  • находить лишний предмет среди предметов, объединённых общим признаком: например, дикое животное среди домашних, дерево среди цветов;
  • по описанию рассказчика угадывать загаданный им предмет или явление.

Навыки в быту

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.

В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:

  • заправлять кровать;
  • уносить грязные вещи в стирку;
  • следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.

Режим дня и уход за ребёнком

Prostock-studio/Shutterstock.com

Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:

07.00Подъём, гигиена
08.00Завтрак
09.00Спокойные игры, развивающие занятия
10.00Прогулка
12.00Обед
13.00Дневной сон
15. 00Полдник
16.00Активные игры или прогулка
18.00Ужин
19.00Общение с родными, развивающие занятия
20.30Гигиена
21.00Отход ко сну


Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.

Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:

  • напоминайте малышу о важности личной гигиены;
  • подольше гуляйте в хорошую погоду;
  • включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:

  • не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
  • не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
  • не играет с игрушками и не интересуется ими;
  • не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
  • слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.

Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.

Как помочь развитию ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Занятия, которые помогут малышу в 4 года развиваться правильно:

  1. Простые физические и химические опыты. Например, с замерзающей на морозе водой, со смешением отстоявшейся воды с чернилами.
  2. Изучение новых математических понятий: «поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
  3. Чтение детских книг, пересказы их фрагментов. Пересказы можно начинать с одного абзаца, со временем малыш сумеет пересказать целую главу.
  4. Аппликации и лепка.
  5. Соответствующий возрасту спорт: катание на лыжах, плавание, бег.

Игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игры для развития памяти, внимания и мышления четырёхлетних детей:

  1. Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть импровизированными или организованными: дети могут сами поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в «Один день в школе» или «На приёме у врача».
  2. Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка эмоционально изобразить разные настроения: показать очень уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
  3. Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки — «доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для наведения чистоты».
  4. Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы, развивающие карточки.
  5. Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха.

Несмотря на заметное взросление, главным занятием для четырёхлетнего малыша остаётся игра. Попробуйте включать игровые моменты в разные жизненные ситуации — даже процесс одевания можно обставить как весёлую игру. Не чувствуя давления и требований, ваш ребёнок будет развиваться вовремя и в комфортном именно для него темпе!

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4. 7 / 5. Голосов: 25

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Что умеет ребёнок в 4 года?

С четырёхлетними детьми очень интересно общаться! Как правило, они уже хорошо разговаривают, задают много вопросов, любят творчество и игры. Проверьте, правильно ли развивается ваш ребёнок?

Что должен уметь ребёнок в 4 года?

— Ваш дошкольник к этому возрасту, как правило, умеет говорить полными предложениями, отвечать на простые вопросы и поддерживать двустороннюю беседу.

— Кроме того, он должен уметь выполнять усложненные задания, состоящие из трех и более шагов: например, получив инструкции, поднять игрушку с пола, положить ее в корзину для игрушек, а затем вернуться и сесть с вами рядом, чтобы почитать книгу.

— Когнитивные навыки также быстро развиваются в этом возрасте: большинство детей умеют считать, различают цвета, формы, правильно используют местоимения. Также дети должны уметь рисовать человека как минимум с тремя частями тела.

— В 4 года дети любознательны, хорош усваивают новую информацию, многое понимают, неплохо запоминают прочитанные и рассказанные сказки и истории. они смогут вспомнить большую ее часть.

— Развивается воображение: ребенок уже может сочинить собственные истории.

Когнитивное развитие ребенка в 4 года

Он начинает понимать, как работает время.

Он должен знать, как произносить свое имя и фамилию.

Большинство 4-летних детей могут запоминать и повторять некоторые слова или фразы из детских песен и стихов.

Дети этого возраста могут предсказывать, что произойдет дальше в рассказе или книге.

Ребенок должен говорить простыми предложениями примерно из пяти слов и знать от 1000 до 2000 слов.

Физическое развитие ребенка в 4 года

  • 4-летний ребенок не только становится выше, но и его мелкая и крупная моторика также становятся более зрелыми. Развивается ловкость, дети в этом возрасте могут хорошо бегать и прыгать, балансировать на одной ноге и ходить задом наперёд, катаются на самокатах, играть в мяч.
  • Он умеет пользоваться ножницами, обращаться с письменными принадлежностями, пользоваться столовыми приборами.
  • Хорошо собирает пазлы.
  • Ребенок должен уметь прыгать, забираться по лестнице.
  • Может стоять на одной ноге в течение 10 и более секунд.
  • Может одеваться и раздеваться без посторонней помощи.
  • Учится наливать воду в чашку, почти не проливая.

Социальные навыки

  • У ребенка появляются друзья, он начинает формировать настоящие связи со своими сверстниками, учится лучше сотрудничать.
  • Он помнит об эмоциях других, умеет утешать тех, кому больно или грустно.
  • Также может быть один или даже несколько воображаемых друзей.
  • В 4 года ребенок может менять свое поведение в зависимости от того, где находится (например, в библиотеке или на детской площадке).
  • Ему нравится помогать взрослым: накрывать на стол, участвовать в уборке.

На что обратить внимание?

Все дети растут в своем собственном темпе и по-своему, но есть определенные признаки задержки развития: если вы их видите, стоит обратиться к педиатру и неврологу.

— Ребенок не играет с другими детьми, ему трудно общаться с ними.

— Его речь неразборчива, он неправильно использует местоимения.

— Он не может повторить за вами короткую историю или связный текст.

— Ребенку трудно следовать указаниям или понимать просьбы.

— У него не получается прыгать на одной ноге.

— Он еще не научился держать карандаш, рисовать простые элементы.

— Ребенок еще не умеет одеваться сам.

— Все еще есть регулярные промахи в использовании горшка.

Читайте также:

Развитие дошкольника: 7 вопросов для проверки

Развитие ребёнка: зачем на самом деле водить в кружки?

Ребёнок не говорит: это задержка речевого развития?

фото: Freepik

развитие

Этапы развития 4-летнего ребенка – Лондонская гувернантка

Для родителей нет ничего лучше радости, когда они видят, как их ребенок празднует свое 4-летие. В это время начинается подготовка ребенка к школе.

Ребенок вырос, и если вы достаточно внимательны, вы начнете замечать, что он становится более уверенным в себе и независимым. Если еще нет, то это произойдет раньше, чем позже, если только у них не возникнут проблемы с развитием, для решения которых потребуется помощь детского эксперта.

Большинство детей в этом возрасте начинают развивать самоконтроль, творческие способности и большую независимость. Они начинают проявлять удовлетворение, играя со своими игрушками в течение более длительного времени, и всегда стремятся попробовать что-то новое. Кроме того, они теперь лучше выражают свои эмоции, когда расстраиваются.

На этом этапе родителям важно внимательно следить за своими детьми. Также очень важно, чтобы вы понимали ключевые вехи развития, которые приходят с этим возрастом. Это поможет вам убедиться, что ребенок находится на правильном пути и что он получает нужное внимание, пока вы можете его предложить.

Кроме того, изучение этапов поможет вам узнать и понять навыки, которые могут понадобиться ребенку для обучения. Кроме того, это облегчит вам выявление и изучение любых признаков, которые может проявлять ребенок и которые вам и педиатру, возможно, потребуется обсудить.

Несмотря на то, что каждый ребенок растет и развивается в своем пространстве, ваш, скорее всего, достигнет большинства этапов развития, перечисленных ниже, в этом возрасте. Если нет, вам следует связаться с контактным лицом по вопросам развития или педиатром, если развитие вашего ребенка идет немного по-другому.

  1. Вехи физического развития и движения

По мере того, как ваш 4-летний ребенок растет и развивается физически, он не только становится выше или расширяется телом. Скорее, они также будут продолжать улучшать свои навыки мелкой моторики и лучше справляться со своим весом. Моторные навыки включают координацию мелких мышц, таких как руки и пальцы, с глазами.

Мелкая моторика обычно связана с мелкими мышцами, обеспечивающими такие функции, как захват мелких предметов, застегивание одежды, рисование и письмо. Они также включают в себя ловкость, силу и мелкую моторику.

Кроме того, 4-летний ребенок все еще учится управлять своим телом. На этом этапе они с большей вероятностью будут пробовать новые вещи по мере достижения успеха. Теперь ребенок лучше развивает свои движения. Ключевые вехи здесь включают:

  • Мелкая моторика: – в этом возрасте у ребенка должны быть улучшены руки и пальцы и зрительная координация. Вы можете проверить это и подтвердить, если ребенок умеет собирать пазлы, нанизывать бусинки и раскрашивать внутренние линии.
  • Крупная моторика: – на этом этапе ребенок начинает осознавать свое место и пространство. Таким образом, у них будет меньше шансов столкнуться с другими людьми во время движения. Кроме того, они значительно улучшат свои беговые способности и, возможно, даже смогут водить крошечные мячи.
  • Основные особенности: – в возрасте четырех лет большинство детей могут одеваться сами. Они также учатся пользоваться горшком и даже могут чистить зубы под присмотром.
  • Большую часть времени ловит отскакивающие мячи.
  • Ловко двигаться вперед и назад.
  • Надежда и стояние на одной ноге около пяти секунд.
  • Удар ногой по мячу вперед.
  • Подниматься и спускаться по лестнице без какой-либо поддержки.
  • Бросание мяча сверху.
  1. Социальное развитие

В таком возрасте мы надеемся, что истерики и вспыльчивость сократятся и станут менее частыми. Это может произойти, если ребенок изучает различные механизмы выживания. Однако важное событие в жизни ребенка, такое как рождение брата или сестры, переезд или даже развод, может повлиять на настроение и поведение ребенка.

Также в этом возрасте ребенок начинает ценить влияние других людей на свою жизнь. Хотя их первоначальным или основным источником взаимодействия являются доверенные взрослые, такие как родители, старшие братья и сестры, другие родственники, такие как тети и дяди или бабушки и дедушки, изменения могут начать проявляться. Ребенок может начать прислушиваться к мнению сверстников и друзей, как только он научится доверять им.

Основные вехи на этом уровне:

  • Установление настоящих дружеских отношений: – у ребенка может даже быть «лучший друг», о котором он может постоянно упоминать вам.
  • Все еще ищут надежного взрослого, когда им нужна помощь.
  • Готовьтесь делиться чаще и по очереди с коллегами.
  • Во время игры ребенок играет роль «мамы» или «папы».
  • Ребенок ведет переговоры о разрешении конфликтов.
  • Ребенок становится все более изобретательным в фантастических играх.
  1. Вехи когнитивного развития и языка

Теперь ваш 4-летний ребенок, скорее всего, научился решать проблемы самостоятельно. Ребенок хорошо понимает, как он может внедрить решение, которое, по его мнению, удовлетворит всех (по крайней мере, он попытается это сделать).

В этом возрасте большинство детей, скорее всего, будут рифмовать, петь и составлять слова. Они также будут показывать молодого человека, который более энергичен, шумен, временами неприятный и глупый.

Речь и язык

Кроме того, ребенку теперь легко поддерживать беседу. Они также увеличивают свой словарный запас в зависимости от их мыслительного процесса. Кроме того, ребенок не только сможет логично и легко отвечать на простые вопросы, но и сможет лучше выражать свои чувства.

На четвертом дне рождения ребенок определенно будет болтливым. Они также будут развивать больше языковых навыков с поразительной скоростью. Удивительно, но у них должно быть от 2500 до 3000 слов, которые они понимают в четыре года.

Ключевые вехи когнитивного развития и языковые вехи:

  • Проявление интереса к постановке целей для себя: – такой интерес будет включать в себя обучение тому, как качать качели или научиться кататься на двухколесном транспортном средстве.
  • Растет желание принимать решения самостоятельно.: – Эти решения могут включать в себя выбор перекуса или выбора одежды, которую они хотят надеть для особого случая.
  • Понимание концепции чисел: – например, определенное число представляет собой количество мячей, ручек, книг или цветов на столе.
  • Четко говорить, используя более сложные предложения.
  • Подсчет десяти или более объектов.
  • Лучшее понимание концепции времени, а также порядка повседневной деятельности. Они запомнят, когда пора завтракать, а обед – днем, а ужин – вечером соответственно.
  • Правильно назвать не менее трех форм и четырех цветов.
  • Обладает большей концентрацией внимания.
  • Распознавание некоторых букв и, возможно, написание их имен.
  • Следуя командам из двух-трех частей, например: «Почисти зубы, поешь, убери книгу и ложись в постель».
  • Распознавание знакомых слов, таких как «стоп, давай и нет».
  • Знать свой адрес, номера телефонов и имена родителей, если научили.
  • Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомцы могли их понять.
  1. Эмоциональное развитие

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он, скорее всего, начнет проявлять большее стремление к независимости. Они также будут настаивать на том, чтобы им разрешили делать столько, сколько они могут сами.

Вы также должны быть готовы к истерикам рядом с ними. В один момент они будут очень склонны к сотрудничеству, а в следующий момент станут слишком требовательными. Однако со временем ребенок будет лучше контролировать свои эмоции.

Ключевые вехи, за которыми нужно наблюдать, включают:

  • Они начинают осознавать чувства других людей.
  • Они могут стать более сосредоточенными и заинтересованными в победе, когда играют в игры.
  • Они испытывают широкий спектр эмоций, например, волнение, страх, гнев и ревность.
  1. Другие вехи

Другими вехами и заметными событиями в возрасте четырех лет является признание ребенком своей сексуальности. Не удивляйтесь, если они начнут задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Они также могут начать спрашивать, чем мальчики отличаются от девочек, или начать задавать вопросы об их репродуктивных органах.

Таким образом, вы должны быть готовы к наиболее актуальным, но не запутанным ответам на их вопросы. Крайне важно, чтобы родитель предлагал базовую, но актуальную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего ребенка.

Кроме того, родитель должен стараться использовать правильную терминологию, говоря о частях тела ребенка. В противном случае было бы источником смущения, если бы вы использовали обычное слово для обозначения их репродуктивных органов, и ребенок невинно произносит это имя, когда у вас дома куча гостей.

Как родитель, вы также должны избегать наказания или порицания своего ребенка за то, что он прикасался к своим гениталиям. Лучшей идеей было бы обескуражить их самым добрым языком и тоном. Кроме того, вы можете начать с них и сообщить им, что является социально приемлемым, а что нет, например, неприемлемое прикосновение к их интимным местам.

Например, вы бы объяснили, когда и кому следует прикасаться к своим интимным местам. Врач или родитель, например, должны быть исключениями, и ребенок вырастет, зная, что им разрешено прикасаться к ним.

  1. Когда вам следует беспокоиться о развитии вашего ребенка?

Все дети растут и развиваются с относительно разной скоростью. Они также будут демонстрировать разные признаки на разных стадиях, даже если они находятся в одной возрастной группе. Тем не менее, есть несколько случаев, на которые должен обратить внимание каждый родитель. Это красные флажки, которые сообщат вам, достигает ли ваш ребенок вехи развития, а если нет, то кому звонить и когда.

Поэтому важно, чтобы вы поговорили с уполномоченным правительством персоналом, если какой-либо из следующих признаков появится у вашего 4-летнего ребенка. Условия если:

  • Ребенок становится очень застенчивым, испуганным или агрессивным.
  • Ребенок не может прыгать на месте.
  • У ребенка проблемы с каракулями.
  • Ребенок начинает отдаляться от своих сверстников или если он не проявляет интереса к воображаемым или интерактивным играм.
  • Ребенок не поддерживает зрительный контакт или избегает реагировать на других людей.
  • Малыш не может назвать свои полные имена.
  • Ребенок не может понять или использовать слова «такой же» и «другой», «я» и «ты» или другие основные слова.
  • Ребенок не выполняет команды, состоящие из двух-трех частей.
  • Малыш неразборчиво говорит.
  • Ребенок не может пересказать любимую сказку.
  • Через короткое время ребенок начинает терять навыки, которые у него когда-то были.
  • Ребенок сопротивляется или испытывает проблемы со сном, использованием туалета, сном или не может чистить зубы, умываться или вытирать руки без посторонней помощи.
  • Ребенок не может сложить четыре кубика, не может захватить мелки между большим и указательным пальцами и не участвует в фантазийных играх.

Если вы заметили что-либо из вышеперечисленного, лучше всего обратиться к семейному педиатру или любому другому детскому специалисту.

Резюме

По мере развития ребенка вы обязательно заметите некоторые большие изменения, чем когда их было один или два. Особенно в четыре года изменения будут более глубокими и не должны вас удивлять. Также не стоит удивляться, если в какой-то момент вы заметите у ребенка некоторый регресс. Самое главное, узнайте, что происходит, когда и как с этим бороться. Поскольку большинство вех связаны с разработкой, они не должны застать вас врасплох и вызвать панику. Некоторые из проблем, к которым вы должны быть готовы, даже когда ребенку четыре года, — это временные неудачи, такие как ребенок, который будит вас в полночь, хотя он достаточно выспался, или ребенок иногда демонстрирует детский лепет.

Типичная разработка 4-летней давности: вехи, на которые стоит обратить внимание

 Обратите внимание: этот пост содержит партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Поэтому, если вы купите что-то по этим ссылкам, я получу небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Спасибо за Вашу поддержку. 

Как родитель/опекун вы часто будете сталкиваться с, казалось бы, безобидными вопросами окружающих о развитии вашего ребенка. Посмотрим правде в глаза, это начинается почти сразу после рождения вашего ребенка и продолжается по мере его взросления. Например, вас могут спросить: «Ваш ребенок ходит… разговаривает… заполните пропуск… еще?» Но такие вопросы могут заставить вас беспокоиться о том, что ваш ребенок не достигает должного прогресса. Поэтому позвольте мне начать с основного заявления об ограничении ответственности (которое я разделяю с семьями моих учеников). Это может быть сложно, но постарайтесь не сравнивать развитие вашего ребенка с чьим-либо еще. Важно помнить, что каждый ребенок будет развиваться в своем собственном темпе. Кроме того, более важно, чтобы ваш ребенок добивался последовательного прогресса, а не достигал определенных вех к определенному моменту времени. В сегодняшнем посте я поделюсь примерами типичного 4-летнего развития и способами поощрения роста.

Что могут сделать родители, чтобы способствовать типичному развитию 4-летнего ребенка?

Один из самых простых и эффективных способов поощрения развития сразу нескольких областей — игра. Дети приобретают новые знания и навыки, когда им предоставляется достаточно возможностей для практического обучения и исследования. По данным Национальной ассоциации образования детей младшего возраста (NAEYC):

«Игра (например, самостоятельная, управляемая, одиночная, параллельная, социальная, совместная, со зрителем, предметная, фантазийная, физическая, конструктивная и игры с правила) является центральной педагогической практикой, которая способствует развитию и обучению детей младшего возраста. Игра развивает у маленьких детей символическое и образное мышление, отношения со сверстниками, язык (английский и/или дополнительные языки), физическое развитие и навыки решения проблем».

NAEYC

Кроме того, организация заявляет, что «Все маленькие дети нуждаются в ежедневных постоянных возможностях для игр как в помещении, так и на улице. Игра помогает детям развивать крупную и мелкую моторику, исследовать мир и осмысливать его, взаимодействовать с другими, выражать и контролировать свои эмоции, развивать символические способности и способности решать проблемы, а также практиковать новые навыки».

Если вы хотите узнать больше о важности игры в раннем детстве, прочитайте мою статью «Важность игры в дошкольном возрасте: обучение через развлечения и игры».

Как выглядит типичный четырехлетний ребенок?

Когда я оцениваю успеваемость учащегося в своем дошкольном классе, я буду рассматривать развитие ребенка в четырех основных областях: когнитивной, языковой/коммуникативной, социально-эмоциональной и физической/моторной. Я поделился некоторыми примерами типичных 4-летних вех в каждой из этих областей.

Я также поделился некоторыми из моих любимых предметов и игрушек, которые я использую дома или в классе, чтобы обучать важным навыкам развития посредством игры. (Если я не мог найти точных совпадений, я рекомендовал похожие продукты.)

Я также должен отметить, что многие игрушки и игры для детей младшего возраста могут способствовать развитию многих навыков одновременно. Например, математическая игра может одновременно стимулировать когнитивные и языковые навыки. Но для целей этого поста я разделил их по категориям.

Когнитивные: 

По данным Центра знаний и обучения детей младшего возраста (ECKLC), «Познание или когнитивное развитие включает в себя рассуждение, память, решение проблем и навыки мышления. Маленькие дети используют эти способности, чтобы осмыслить и организовать свой мир». Вот некоторые из когнитивных навыков, которые я обычно вижу у 4-летних учеников.

  • Сосчитайте 10 или более объектов
  • Назовите основные цвета, а также 2D- и 3D-формы
  • Понимайте и используйте позиционные слова, такие как позади, между, над и под
  • Начинайте называть буквы и соответствующие им звуки
  • Следуйте инструкции из двух-трех шагов
  • Посещайте задания в течение более длительных периодов времени
Игра на счет сов (учебные ресурсы)
Игра с позиционными словами (учебные ресурсы)
Игра ABC Cookie (учебные ресурсы)
Фермерский рынок: игра «Сортировка фруктов» (обучающие материалы)

Язык/общение: 

Эта область охватывает способность ребенка эффективно выражать свои потребности и желания, а также то, как он взаимодействует с другими. Четырехлетний ребенок должен уметь:

  • Отвечать на вопросы «да» или «нет»
  • Отвечать на такие вопросы, как кто, что, когда, где и почему
  • Обращаться за помощью к другим
  • Искать ответы на вопросы
  • Используйте больше слов и деталей для описания людей, мест и вещей
  • Повторяйте песни или стишки  

Язык и общение напрямую связаны с обучением грамоте. Если вам нужна дополнительная информация о том, как способствовать развитию грамотности вашего ребенка, загрузите мое бесплатное руководство по грамотности здесь.

Barefoot Books — одно из моих любимых издательств детских книг. Их книги визуально привлекательны, в них представлены разнообразные истории и персонажи, и они отлично подходят для развития языка. Это два фаворита моих учеников каждый год. У них обоих есть музыкальные клипы для пения, которые также сопровождают их.

We All Go Traveling By (Шина Робертс)
Дыра на дне моря (Джессика Лоу)

Социально-эмоциональный: 

На самом базовом уровне социально-эмоциональное обучение (SEL) относится к тому, как мы развиваемся самопознание, а также понимание других. Например, SEL может включать в себя то, как мы учимся правильно взаимодействовать с другими людьми, устанавливать и поддерживать здоровые отношения, а также определять и управлять своими эмоциями (а также понимать эмоции других). Вот некоторые из социально-эмоциональных навыков, которые необходимы 4-летний ребенок обычно может выставлять:

  • Проявлять индивидуальность в своем выборе (т. е. выбирать, с чем и как играть, какую книгу читать и т. д.)
  • Активно взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми
  • Участвовать в творческих и ролевых играх
  • Начать понимать, как делиться, играть по очереди и совместно играть с другими
  • Начать распознавать такие эмоции, как радость, грусть, разочарование и т. д., а также пытаться саморегулироваться, сталкиваясь с этими чувствами
  • Проявлять заботу и заботу о других

Лично я считаю, что SEL не менее важен, чем академическое обучение. Узнайте больше о том, почему я считаю, что воспитатели и педагоги должны сосредоточиться на этом типе развития, нажав здесь.

Кухонные притворства (Мелисса и Дуг)
Куклы веселых помощников (Мелисса и Дуг)
Кассовый аппарат (учебные материалы)
Городской игровой набор (Мелисса и Дуг)

Физические/двигательные: 

Физическое развитие включает как мелкая моторика (задействующая мелкие мышцы рук и запястий), так и крупная моторика (задействующая крупные мышцы рук, ног и/или туловища). Как правило, четырехлетний ребенок может:

Gross-Motor
  • Легко ходить вперед и назад
  • Подниматься и спускаться по лестнице без посторонней помощи
  • Балансировать на одной ноге не менее 5 секунд 0016
  • Попытка бросать и ловить мяч
Ползти через туннель (Мелисса и Даг)
Игра в бросок мешка с фасолью (Мелисса и Дуг)
Мелкая моторика
  • Кормиться, используя подходящую по возрасту посуду
  • Складывайте кубики, используйте головоломки и игрушки из мелких деталей
  • Начните рисовать/писать, т. е. копировать буквы, имена и основные фигуры (Нажмите здесь, чтобы узнать больше об этапах развития письма в дошкольном возрасте.)
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться (с небольшой помощью)
  • Пользоваться ванной и мыть руки (с небольшой помощью) 
Бусины для шнуровки (Мелисса и Дуг)
Доска базовых навыков (Мелисса и Дуг)

Вот еще несколько моих постов о поощрении типичных 4-летнее развитие через игру:

  • Как музыка и движение способствуют развитию в дошкольном возрасте
  • Ранняя математика с кубиками: как научить дошкольника важным навыкам дома
  • Бесплатные занятия для дошкольника: как поощрять осмысленную игру с предметами домашнего обихода

Когда следует воспитателю быть обеспокоенным?

В заключение: я всегда говорю опекунам, что они лучше всех знают своего ребенка. Поэтому, если они видят, что их ребенок со временем делает незначительные успехи в какой-либо из вышеупомянутых областей или если они начинают замечать ухудшение навыков, которые они когда-то могли делать, было бы разумно поговорить с педиатром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *