Разное

Зависть как влияет на человека которому завидуют: Негативное влияние зависти на человека, которому завидуют

Содержание

Зависть — удел несчастливых?

ПСИХОЛОГИЯ / 18 ОКтября

«Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Р. Декарт

Почему мы завидуем даже любимым друзьям? Бывает ли «добрая» зависть? Как связана зависть с поиском целостности? Наша статья посвящена одной из самых «стыдных» эмоций, которую испытывают люди и которой часто не уделяют должного внимания.

Зависть как область интереса исследователей

Феномен зависти, знакомый каждому человеку, привлекал многих мыслителей с давних времен. Аристотель определял зависть как «некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей», Сократ говорил, что зависть в среде дружественно настроенных нравственных людей устраняется тем, что они все считают общим.

Философы Нового времени, такие как Ф. Гегель, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ларошфуко, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр внесли новые оттенки в изучение вопроса зависти, различая ее причины и условия возникновения. Например, Фрэнсис Бэкон в своем «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого.

Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха)

В католическом богословии зависть (лат. invidia), определяясь как «скорбь о благополучии ближнего», является одним из семи смертных грехов, потому что предполагает мысль о несправедливости установленного Богом порядка. Предостережения по поводу зависти содержатся уже в десятой заповеди Моисея: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». И, конечно, главным прообразом зависти часто называют то, что двигало Каином, когда он убил своего брата.

В психологии проблемы зависти касались представители самых разных направлений. Зигмунд Фрейд придавал большое значение зависти и считал, что на фаллической стадии развития у мальчика развивается кастрационный комплекс, а у девочки — зависть к пенису, когда она обнаруживает, что этот орган у нее отсутствует. Зигмунд Фрейд в работе «Будущность одной иллюзии», а за ним Альфред Адлер в своем исследовании порядка рождения говорят о зависти, которая возникает у братьев и сестер по отношению друг к другу и рассматривают ее влияние на развитие характера.

Адлер также рассматривает зависть как явление, которое сопутствует стремлениям человека к власти и превосходству, а завистливость — как один из очевидных признаков неполноценности. Он даже постулирует, что зависть может «привести к тому, что человек будет получать удовольствие, причиняя своим ближним боль», но при этом настаивает на том, что в небольшой степени зависть может помогать нам продвигаться по жизни.

Гордон Олпорт подчеркивал, что «разрушительные эффекты ненависти, тревоги и зависти в личной жизни — чрезвычайно важная проблема психической гигиены. Сложными путями такие индивидуальные состояния психики вмешиваются в меж­дународные отношения. Иногда человек с неразрешенной агрессивностью рассматривает войну как хорошее средство уклонения от семейных сложностей и охотно следует призыву под знамена. Иногда он видит во враге (оправданно или нет) при­чину своих страданий».

В гуманистической теории личности Абрахама Маслоу зависть — пережиток психологического нездоровья, который препятствует самоактуализации.

Освещал в своих трудах проблему зависти и создатель логотерапии Виктор Франкл, указывая на то, что даже в условиях концлагеря минимальные преимущества одних заключенных над другими порождали зависть. Из этих наблюдений становилось понятно: больших привилегий иметь не обязательно, у зависти всегда может найтись причина.

Зигмунд Фрейд

Альфред Адлер

Виктор Франкл

Зависть и ревность

В контексте разговора о зависти важно разграничить два довольно близких понятия — зависть и ревность (второе тоже, кстати, вполне могло стать мотивом Каина). Обе эмоции заставляют нас прибегать к сравнениям. Но вот только, ревнуя, мы будем представлять, как кому-то хорошо с моим другом, моей женой или моим мужем, а завидуя, будем думать о том, как кому-то хорошо с его другом, его семьей, с его имуществом.

Ревность строится на нашей убежденности в том, что мы чем-то (конкретным) обладаем. И это что-то у нас отнимают.

А завидуя, мы можем не только не обладать предметом зависти в прошлом, но по-настоящему не нуждаться в нем в настоящем и будущем. Мы часто просто хотим оказаться на месте кого-то в момент его блага, почувствовать то, что испытывает другой человек, у которого есть несколько высших образований или новый дом у моря. Только именно эти дипломы, именно эти знания и точно такой дом лично нам в жизни могут быть совершенно не нужны.

Кто и кому завидует чаще?

Кто-то придерживается мнения, что чаще люди завидуют близким друзьям. Даже Сократ в диалоге «Филеб» говорит: «А между тем завистник радуется злоключениям ближнего». Другие считают, что решающую роль играет статус и положение. Если социальные и культурные условия изначально равны или похожи, то тому, «кто тебя обогнал», вроде бы есть причина завидовать. Но кто-то на это возразит: «Я завидую звездам и богатым людям!»

Вот только скорее всего, если зависть присуща человеку, то объектом ее может стать любой, даже самый близкий и самый, казалось бы, далекий человек. Смотря чего, по мнению самого завистника, ему не достает. Комфорта, славы, восхищения, покоя или всего сразу.

Опираясь на данные исследований отечественных авторов Л.С. Архангельской, Т.В. Бесковой, К. Муздыбаева, Ю. Щербатого, можно утверждать, что зависть «утихает» после 60 лет. А ее пик приходится на возраст 15-25 лет. В это время молодые люди часто нацелены на поиск места в жизни. Кроме этой отметки есть еще два возрастных рубежа, по достижению которых зависть одолевает взрослых чаще обычного: в 30-34 года и в 55-59 лет. В эти периоды мы сравниваем то, что у нас есть, накоплено с тем, что есть у других. Так что же плохого в сравнении?

Так есть ли зависть «белая» и зависть «черная»?

Цвет в определении зависти говорит о степени злорадства, направленного на обладающего тем, чего у нас нет. В «черном» варианте того, кому мы завидуем, мы хотим оскорбить, унизить, снизить градус его счастья и довести до состояния, в котором находимся мы. В «белом» варианте сравнивается свое и чужое, но при этом враждебных чувств не возникает, в данном случае человек способен адекватно оценить чужие успехи и вместо уничижительной позиции заняться улучшением своего положения. Такая зависть может пробудить наши соревновательные способности.

Но какого тогда цвета та зависть, которая не влечет за собой злости и желания унизить другого, но при этом и не мотивирует на собственное развитие? Вариант, который вполне хорошо иллюстрирует герой романа И.А. Гончарова Илья Ильич Обломов, говоря, что все «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Зависть ли он выражает или отчаяние?

Глубинная природа зависти

Отвечая на эти вопросы, самое время поговорить о причинах и природе зависти. Американский психоаналитик Карен Хорни пишет о зависти и ее роли в развитии неврозов: «<…> Постепенно развивающаяся безнадежность является той основой, которая постоянно ее порождает. Это не столько зависть к чему-то конкретному, сколько <…> общее чувство зависти к каждому, кто более спокоен, более уравновешен, более счастлив, более открыт, более уверен в себе».

Наш современник, немецкий профессор Гюнтер Х. Зайдлер, специалист в области неврологии и психиатрии, а также психосоматической медицины и психотерапии, придерживается концепции, согласно которой зависть тесно связана с переживанием собственной целостности и возникает вместе с попыткой эту целостность восстановить. По его мнению, человек, которому мы завидуем, является для нас обладателем того, чего нам не хватает для восстановления потерянного всемогущества.

Нужно понимать, что зависть не существует изолированно. Можно сказать, что тщеславие, нарциссизм, любовь к власти, горделивость являются как причиной зависти, так и ее следствием, а точнее сопутствующими факторами. Очевидно лишь то, что зависть связана с ощущением самоценности. Завистливому поведению подвержены люди с незрелым «Я», которые хотят таким образом найти недостающие части себя, восполнить пустоту и обрести целостность.

Eugênio Latour — Invídia, 1906

Жизнь с завистью

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Союзмультфильм 1951

Зависть может доставлять серьезные неудобства, заставлять испытывать стыд и отчаяние. Она мешает строить здоровые отношения с людьми, в семье и на работе. Влияет на самочувствие. Негативные переживания забирают очень много сил, поэтому часто завистливые люди вынуждены прибегать к определенным моделям поведения, якобы спасающим их от разъедающей зависти.

Вот некоторые из них:

  • Избегание

    Чтобы не испытывать зависть и злость по отношению к тому, кто живет «лучше», человек может перестать общаться с тем, кому завидует, заблокировать его во всех средствах связи, стараться не ходить в места, где возможна встреча.

  • Уничижение

    Унижение достоинств и принижение значимости достижений другого человека. Завистник может прибегать ко множеству изощренных способов того, как объяснить незначительность успехов друга, коллеги, соседа.

  • Вызывание зависти у других

    Иногда человек начинает намеренно общаться с теми людьми, которые по его мнению ниже его по каким-то параметрам и (опять же, по его мнению) должны ему завидовать. Так он старается компенсировать свои негативные эмоции.

  • Месть

    Действия из мести могут быть так хорошо замаскированы, что увидеть их в других и в себе порой очень сложно. Мы можем специально проводить время с человеком, которому завидуем, чтобы чаще иметь возможность высмеивать его перед другими.

Как избавиться от зависти?

Итак, навязчивое наблюдение за чужой жизнью и «черная» зависть отводят человека от самого себя, удаляют от исполнения желаний и мечт. Вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью и ее наполнением, завидуя, мы тратим драгоценные моменты и годы на негатив.

С завистью важно работать. При этом помня, что, несмотря на всю ее отраву, в ней есть большая польза: зависть помогает понять, чего нам не хватает.

Цель работы с собственной завистью в том, чтобы научиться:

  • находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, в том числе негативных;

  • жить настоящим моментом;

  • спокойно планировать будущее и выстраивать конкретные шаги к исполнению желаемого;

  • принять себя, в том числе себя завистливого, потерянного и ищущего;

  • сосредоточиться на собственной реализации как уникального индивида с уникальным набором качеств и способностей;

  • развить эмпатию и научиться любить людей.

Вот простые шаги для работы с завистью, которые помогут справляться с ней здесь и сейчас:

  • Выпишите все, чему завидуете. Дополняйте список по мере появления новых ощущений или ситуаций, в которых вы чувствовали зависть.

  • Возьмите первый пункт. Допустим, он такой: «Я завидую своему другу, потому что он нашел свое дело в жизни, каждый день занят тем, что любит, и получает за это деньги». 

  • Поразмышляйте, что для того, чтобы находиться в таком положении, сделал ваш друг. Если этот человек вам близок, вы скорее всего будете знать подробности его биографии. Но не стоит забывать, что искренний разговор по душам может помочь выявить неизвестные факты. Вероятны такие итоги размышлений: либо ваш друг много учился, работал и сейчас получил заслуженное. Либо он вовсе не находится в такой ситуации, как вам кажется, а сам недоволен своим положением, и всю его историю успеха придумали вы, идеализируя жизнь других.

  • Перепишите фразу так: «Я на пути к тому, чтобы найти свое дело в жизни, каждый день заниматься тем, что люблю, и получать за это деньги». 

  • И дальше работайте над планом достижения этой цели. Скорее всего, первым делом в большом путешествии в сторону целостности и самореализации будет поиск ответа на вопрос: чего же действительно я хочу?

Материал подготовила Марина Буткевич

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Зависть: что это, чем опасна, как избавиться

. А еще — все о «белой» и «черной» зависти и их проявлениях

Обновлено 10 января 2023, 19:02

Shutterstock

В религии и культуре зависть часто изображают негативным чувством, которое приводит к разрушительным последствиям. С детства некоторым внушают, что «завидовать нехорошо», но современные психологи полагают, что у этого чувства может быть и положительная сторона. РБК Life разбирался, из-за чего человек испытывает зависть и бывает ли она «белой» и «черной».

Содержание

  1. Что это
  2. Проявления
  3. Виды
  4. Причины
  5. Чем опасна
  6. Как избавиться

Что такое зависть

Зависть — это чувство досады, вызванное успехом или благополучием другого человека. [1] Слово в древнерусском языке появилось только в XI веке, а глагол «завидовать», скорее всего, имел значение «видеть вдали» или «засмотреться». Прилагательное «завистливый» в современном значении появилось в словарях только к концу XVIII века. [2]

По словам психотерапевта и кандидата психологических наук Дениса Федоряка, в психологии зависть — это особое чувство, которое входит в понятие агрессии. Туда же можно включить злость, обиду, вину и даже подозрительность. Почвой для зависти является глубокое и мощное ощущение недовольства собой и своей жизнью.

«Часть ученых (Ильин, Хорни, Муздыбаев) определяют зависть как исключительно негативное переживание, которое носит антисоциальный и дисфункциональный характер. Часто человек, испытывающий его, характеризовался учеными как эгоистичный, себялюбивый, тщеславный и бессильный.

В современных исследованиях стали отмечать, что зависть может иметь позитивные последствия, такие как собственное развитие и рост».

Полина ЦветковаПсихолог-психотерапевт, организационный консультант

Проявления зависти

Чувство зависти нередко становилось предметом изображения в религиозных текстах и картинах. Один из самых ярких и хорошо известных примеров — история о братьях Каине и Авеле из Ветхого Завета. Сыновья Адама и Евы, земледелец Каин и пастух Авель, принесли Богу дары. Овец от Авеля Бог принял, а плоды земли от Каина отверг. Каин позавидовал брату и убил его. [3]

В Новом Завете зависть считается одним из семи смертных грехов. Также не завидовать призывает десятая заповедь, гласящая «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…».

Shutterstock

Зависть проявляется, когда человек чувствует негативные эмоции при виде успеха другого, например досаду или раздражение. При этом длительность переживания может быть разной: от нескольких секунд до недель или даже месяцев.

К признакам зависти можно отнести отсутствие радости за человека, достигшего успеха, желание преуменьшить его усилия, осуждение или восторг, когда кто-то терпит неудачу. [4]

«Мы чаще всего завидуем не всем подряд, а тем, кто по каким-то признакам схож с нами. Например, у нас такой же социальный статус, образование, возраст, гендерная идентичность, личностные характеристики и так далее. Или же наоборот — мы оцениваем другого человека, как недостаточно хорошего для того, чтобы обладать значимым предметом.

Частая история, когда кто-то получает повышение (в должности или зарплате), а мы негодуем, поскольку, например, работаем сверхурочно и не понимаем, по какой причине получаем меньше».

Полина ЦветковаПсихолог-психотерапевт, организационный консультант

Психологи отмечают: чаще всего зависть — это нормальная человеческая эмоция. Но некоторые люди проявляют нездоровый уровень зависти к жизни других. Из-за этого они испытывают сильный стресс и решаются на деструктивные действия.

Виды зависти

Одна из основательниц детского психоанализа Мелани Кляйн придерживалась мнения, что зависть является врожденным чувством, а первые ее проявления у ребенка начинаются, когда он понимает, что мать не принадлежит ему. [5]

Существует и другая точка зрения. Карл Абрахам и Эрнест Джонс считали, что дети учатся завидовать постепенно, во время социализации. Современник Кляйн, психоаналитик Уолтер Джоффе, также критиковал теорию о «врожденности» зависти и предлагал рассматривать эмоцию или черту характера как нечто, что возникает в ходе развития личности. [6]

«Белая» зависть

Психологи придерживаются мнения, что как таковой «белой» зависти не существует. Схожие чувства человек испытывает, когда восхищается другим человеком или объектом в позитивном ключе.

«Когда мы восхищены, то стремимся подражать, достичь того же. Если это человек, то он является для нас примером. Это очень важно в воспитании детей и подростков. А вот чем восхищаться и кто должен быть примером — вопрос скорее социально-философский, нежели психологический.

Любой искренне заражающий нас положительный пример становится мощной мотивацией и призывом к действию. Именно поэтому в рекламе используют известных людей, статусных, влияющих на мнение окружающих и даже формирующих его».

Денис ФедорякаПсихотерапевт, кандидат психологических наук

Shutterstock

«Черная» зависть

«Черная» зависть считается негативным чувством и ведет к психологическим проблемам. В основе эмоции лежит агрессия. Завидующий «по-черному» желает забрать у другого желаемое. Зависть на основе агрессии может проявляться еще в детстве, когда ребенок неосознанно пытается забрать игрушку у соседа в песочнице и доводит дело до драки. В результате завистник не получает игрушку, а родители еще и упрекают его в том, что завидовать плохо.

«Неумение определять истинную природу своих чувств, отсутствие навыка их регуляции приводит к конфликтам и агрессивному поведению по отношению к другим людям или же аутоагрессии (самоуничижению), которая снижает активность, субъектность человека. Другое дело, что осуждение этого чувства и человека, испытывающего его, тоже не способствует улучшению ситуации».

Полина ЦветковаПсихолог-психотерапевт, организационный консультант

Отличия «белой» зависти от «черной»

Психологи предлагают рассматривать зависть как конструктивную (доброжелательную) и деструктивную (злобную). [7]

Конструктивная зависть помогает человеку развиваться, совершенствоваться. Но чтобы извлечь из этого чувства положительный опыт, необходимо относиться к нему с интересом и любопытством.

Деструктивная зависть связана с негодованием, обидой и раздражением по отношению к другим людям. Завистник хочет принизить их и испытывает потребность в собственном превосходстве. Согласно исследованиям, даже в культуре, где нет разделения зависти на типы, опыт проживания описывается двумя способами — мотивирующим или похожим на обиду.

Shutterstock

О мотивирующей стороне зависти спорят многие специалисты. Ряд психологов также считают, что зависть помогает осознать желания, поставить цели и работать для их достижения. Однако в 2018-м исследователи Редзо Муйчич и Эндрю Дж. Освальд провели исследование при участии 18 тыс. людей в трех разных городах и не обнаружили доказательств действия зависти как полезного мотиватора. [8]

Причины зависти

Психолог Полина Цветкова считает, что в основе зависти лежит неудовлетворенная потребность или значимая ценность, которая не реализуется в нашей жизни, но присутствует в жизни другого человека (или нам кажется, что она там есть).

Согласно психологу Альфреду Адлеру, в нормальных условиях желание побороть комплекс и прийти к цели становится движущей силой человека, но при неблагоприятных обстоятельствах оно препятствует развитию. «Здоровое» стремление к превосходству приводит к работе на пользу общества. «Нездоровое» — удаляет человека от социума.

Немецкий социолог Эдуард Баумгартен отмечал, что некоторые формы поведения у животных напоминают зависть. [9] Например, самка и ее потомство, занявшие высокое место в стае за счет сильного партнера, вызывали у других особей чувство мщения. В присутствии вожака самка пользовалась уважением, но как только лидер исчезал из поля зрения «низких» особей, его семья подвергалась преследованию и оказывалась в конце очереди на получение пищи. Как считает Баумгартен, животные поступали бессознательно. Это похоже на соперничество людей за более высокую ступень в иерархии, «место под солнцем».

Чем опасна зависть

Опасность зависти состоит в разрушении личности. Чувство даже может привести к деградации, когда нарушаются отношения с людьми, появляется раздражение от окружающих. Оно также может обернуться:

  • апатией;
  • пассивной агрессией;
  • замкнутостью;
  • низкой самооценкой;
  • чувством неполноценности.

Если зависть долгое время остается непереработанной и неосознанной, то разрядка чувств произойдет неожиданно и нанесет вред.

«Первый вариант: зависть направится внутрь себя, сжигая на пути все хорошее, что есть в человеке. Этот механизм работает чаще у людей трусоватых, которым «и хочется, и колется». В итоге — выход в депрессию, психосоматические заболевания, инфаркты, инсульты.

Второй вариант: зависть направляется вовне, на окружающих, в виде мощной волны агрессии. Причем как на человека, которому завидуют, так и на тех, кто вообще не имеет к этому никакого отношения. Этот механизм больше присущ активным, бойким людям. Итогом станет тотальное одиночество, асоциальное поведение, вплоть до той самой библейской истории».

Полина ЦветковаПсихолог-психотерапевт, организационный консультант

И первый, и второй вариант несут угрозу для общества, поэтому зависть будет осуждаться нравственными и социальными критериями. Но следует помнить, что агрессия остается частью жизни человека, поэтому специалисты допускают, что все периодически могут испытывать чувство зависти. Главное — вовремя распознавать и начинать работу над собой.

Как избавиться от зависти

1. Найдите причину зависти

Психотерапевт Денис Федоряка советует простое упражнение «Проекция» для обнаружения чувства зависти. Для выполнения необходимо вспомнить, кто вызывает максимальное отторжение, неприязнь и почему. Например, человек, который ведет себя в обществе так, как считает нужным, не оглядываясь на приличия. В позитивной трактовке такое поведение отражает смелость. Можно сделать предположение, что причина зависти к этому человеку — желание тоже быть смелым.

Работа над искоренением зависти должна продолжаться постоянно. Для этого необходимо наблюдать за изменениями в себе, в отношении к людям, особенно близким. Как только вы обнаружили негативную эмоцию, постарайтесь понять, чему именно вы завидуете.

«В следующий раз, когда испытаете зависть, спросите себя: «Чему именно я завидую? Для чего мне иметь такую же карьеру / отношения / доход? Что мне это даст?» Далее попробуйте определить, как вы сможете получить желаемое. Какую цену вам придется за это заплатить? Какие ресурсы у вас для этого есть? Что необходимо подготовить? Если справились с предыдущими ответами и взвесили все за и против, то можете составить план по достижению желаемого и приступить к его реализации.

Если мы говорим о зависти, сопровождающей желание собственного превосходства, то здесь задача сложнее. Поскольку чаще всего такое произрастает из глубокого опыта унижения и стыда в прошлом. И для коррекции подобных реакций, если они случаются достаточно часто и отравляют вам жизнь, не обойтись без психологической помощи».

Полина ЦветковаПсихолог-психотерапевт, организационный консультант

2.

Сосредоточьтесь на достигнутом

Проведите «работу над ошибками»: проанализируйте причины появления чувства зависти и сосредоточьтесь на собственных достижениях. Важно зафиксировать переживаемые чувства. Например, завести дневник и описывать опыт.

Психологи также советуют вести журнал благодарности — заполняйте его ежедневно, перечисляя, за что вы благодарны сегодня. Так вам будет легче ценить то, что у вас уже есть.

Shutterstock

3. Измените жизнь

Еще один способ справиться с чувством — внести изменения в собственную жизнь. Зависть может быть признаком того, что пришло время сделать следующий шаг в достижении цели. Сублимируйте энергию в рост: займитесь саморазвитием, изучайте новое, начните строить отношения.

Не лишним будет обратиться к психологу или психотерапевту. Специалисты помогают людям не только распознавать эмоции, но и работать над их здоровым выражением.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Карина Халикова

Вас может заинтересовать

Зависть — IResearchNet

Зависть Определение

Зависть относится к часто болезненной эмоции, вызванной осознанием преимущества, которым пользуется другой человек. Это сложная социально неприятная эмоция, состоящая из смеси чувства неполноценности, враждебности и обиды. Зависть отличается от восхищения, которое представляет собой восторг и одобрение, вызванное другим человеком. Восхищение может способствовать желанию подражать успеху другого человека, в то время как зависть порождает стремление превзойти и даже в некоторых случаях унизить человека, которому завидуют. Зависть может показаться жадностью, но жадность подразумевает ненасытное желание все большего и большего чего-то, а не желание конкретной вещи, которой обладает конкретный человек. Зависть также отличается от ревности. Зависть касается двух людей и возникает, когда одному не хватает чего-то, что нравится другому. Ревность обычно затрагивает трех человек и возникает, когда кто-то боится потерять кого-то, обычно романтического партнера, из-за соперника. Таким образом, мы говорим, что Кассий завидовал власти и престижу Цезаря, тогда как Отелло завидовал тому, что Дездемона проявляла интерес к Кассио.

Кому и чему завидуют люди?

Зависть — универсальная эмоция, но это не неизбежный ответ на превосходство другого человека. Люди завидуют тем, кто похож на них по таким признакам, как пол, возраст, опыт и социальное положение. Эти сходства позволяют людям представить, что было бы, если бы они имели преимущество человека, которому завидуют. Однако зависть возникает тогда, когда на самом деле шансы на обладание желаемым атрибутом кажутся ничтожными, несмотря на это сходство. Также люди завидуют тем, чьи преимущества на саморелевантных доменах. Если Сальери завидовал Моцарту, то это потому, что самооценка Сальери была связана с успехом в качестве композитора, а превосходный музыкальный талант Моцарта уменьшал собственные способности Сальери в области, которая имела для него большое значение.

Враждебная природа зависти

Преимущества, которыми пользуются другие люди, могут иметь серьезные последствия для вас самих. Превосходство других людей дает им лучший доступ к культурно ценным ресурсам в школе, на работе, в романтических отношениях или вообще в любой области, где наилучшие результаты определяются конкуренцией. Поэтому, когда другой человек пользуется относительным преимуществом в какой-то важной сфере жизни, часто естественным образом возникает смесь негативных чувств, характерных для зависти. Большая часть этих чувств носит враждебный характер, поскольку враждебность может служить необходимым толчком для самоутверждения. В долгосрочной перспективе покорные реакции, вероятно, приведут к проигрышу в игре жизни.

Важно признать враждебную природу зависти. Эта враждебность объясняет, почему зависть связана со столь многими историческими случаями агрессии (такими как ужасающее кровопролитие между тутси и хуту в Руанде), а также с бесчисленными литературными и библейскими рассказами об убийствах и саботаже (такими как убийство Цезаря в шекспировской пьесе). пьеса и убийство Авеля Каином). Лабораторные исследования также показывают эту связь. Было показано, например, что зависть создает условия для злонамеренной радости или злорадства, если завистник терпит несчастье.

Подавление зависти и ее превращений

Люди сопротивляются признанию в своей зависти, возможно, больше, чем в любых других эмоциях. Ведь зависть — один из семи смертных грехов. Людей учат радоваться чужому счастью. Признаться в зависти — значит объявить, что чувствуешь себя одновременно неполноценным и враждебным, что постыдно. Зависть также чрезвычайно опасна для самого себя, а это означает, что люди часто не признают ее и в частном порядке. Следовательно, зависть, скорее всего, будет подавлена ​​или преобразована в другие, более социально приемлемые эмоции, обманывая как наблюдателей, так и самого себя. Хотя первые приступы эмоции можно распознать как зависть, из-за угрозы для себя, присущей этой эмоции, люди, испытывающие зависть, могут присвоить ей другое название для публичного и частного потребления. Обычно они находят способы оправдать свою враждебность, воспринимая преимущество как несправедливое или завидующего человека как морально ущербного. То, что начинается как зависть, может затем превратиться в негодование и возмущение. Со временем даже сам желанный атрибут может обесцениться, так как возобладает отношение кислого винограда. Поскольку люди, испытывающие зависть, чувствуют, что открытая враждебность нарушает социальные нормы, они обычно избегают прямого проявления своей враждебности. Они склонны к злословию и сплетням и готовы к тайному удовольствию, если несчастье постигает человека, которому завидуют. Иногда их поведение будет предполагать противоположное их чувствам (например, бурные комплименты), так что наблюдатели (и, возможно, сами завистливые люди) не будут приписывать их действия зависти.

Зависть и несчастье

Зависть считается серьезной причиной несчастья. Отчасти причина в том, что чувство зависти означает, что человек определяет самооценку по тому, как он сравнивает себя с другими. Это вероятный путь к неудовлетворенности, потому что для большинства людей всегда найдутся другие, которые сравнится с ними лучше. В конечном счете, зависть может отравить способность человека наслаждаться хорошими вещами в жизни и подавить чувство благодарности за многочисленные дары жизни. Люди, завистливые по характеру, особенно склонны воспринимать нелестное сравнение как демонстрацию своей неполноценности и могут стать особенно озлобленными и обиженными. Такие тенденции вряд ли способствуют счастью и гладкому взаимодействию с другими. Может пострадать как физическое, так и психическое здоровье. Таким образом, людям рекомендуется найти способы обуздать свою зависть, сосредоточив внимание на причинах чувства благодарности и, в целом, избегая осуждения себя, используя стандарты, полученные в результате социальных сравнений.

Ссылки:

  1. Parrott, WG (1991). Эмоциональные переживания зависти и ревности. В П. Саловей (ред.), Психология ревности и зависти (стр. 3-30). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  2. Смит, Р. Х. (2004). Зависть и ее трансмутации. В LZ Tiedens & CW Leach (Eds.), Социальная жизнь эмоций (стр. 43–63). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Зависть | Энциклопедия MDPI

Зависть (от латинского invidia) — это эмоция, возникающая, когда человеку не хватает чужого превосходного качества, достижения или обладания, и он либо желает этого, либо желает, чтобы у другого этого не было. Аристотель определял зависть как боль при виде чужого счастья, вызываемую «теми, у кого есть то, что должно быть у нас». Бертран Рассел говорил, что зависть — одна из самых сильных причин несчастья. Мало того, что завистник становится несчастным из-за своей зависти, утверждал Рассел, но этот человек может также желать причинить несчастье другим, чтобы понизить их статус.

1. Типы зависти

Психологи предложили отличать настоящую или злонамеренную зависть от «благотворной зависти» — злонамеренная зависть рассматривается как неприятная эмоция, вызывающая у завистливого человека желание обрушить благополучие даже при их собственная цена, в то время как доброкачественная зависть включает в себя признание того, что другие более обеспечены, но заставляет человека стремиться быть таким же хорошим. Доброкачественная зависть по-прежнему является негативной эмоцией в том смысле, что она кажется негативной. [1] [2] Тем не менее, Шерри Теркл считает, что появление социальных сетей и культуры селфи создает у пользователей отчуждающее чувство «зависти к себе», и утверждает, что это еще больше влияет на проблемные области, связанные с привязанностями. [3] Зависть и злорадство имеют параллельные структуры эмоций. [4] [5]

По мнению исследователей, доброкачественная зависть может способствовать подражанию, мотивации к улучшению, позитивным мыслям о другом человеке и восхищению. [6] Этот тип зависти, если с ним правильно справиться, может положительно повлиять на будущее человека, мотивируя его стать лучше и добиться успеха. [7] Человеческий инстинкт – избегать негативных аспектов жизни, таких как отрицательные эмоции, зависть. Однако можно превратить это негативное эмоциональное состояние в мотивационный инструмент, способный помочь человеку добиться успеха в будущем. [8]

2. Социально-эволюционный взгляд

Инвидия , аллегорическая картина Джотто ди Бондоне, ок. 1305-1306 гг. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1801111

Одной из теорий, помогающих объяснить зависть и ее влияние на человеческое поведение, является социоэволюционная теория. Современная социоэволюционная теория, основанная на теории Чарльза Дарвина об эволюции путем естественного отбора 1859 года, предсказывает, что поведение людей способствует воспроизведению их генов. В соответствии с тем, что зависть является мотивацией, она может повысить внимание и память. [9] Основываясь на модели развитой реакции на тех, кто более обеспечен, Шныцер утверждал, что зависть увеличивает поддержку экономического перераспределения. [10]

3. Злорадство

Злорадство означает наслаждение несчастьем других и может быть понято как результат зависти в определенных ситуациях.

Зависть и Злорадство очень похожи и связаны эмоциональными состояниями. Обе эмоции считаются очень сложными и часто рассматриваются как антиобщественное поведение. [11]

Две социальные эмоции, зависть и злорадство , действуют вместе как сестринские эмоции на стадиях развития у подростков. Обе эмоции имеют сильное присутствие на этих ранних этапах жизни ребенка.

В предыдущих исследованиях было показано, что по мере взросления ребенка зависть становится менее распространенной. Исследователи считают, что это является результатом усиления регуляции эмоций завистливого типа по мере того, как человек стареет и обретает больше мудрости в отношении жизни. В зависимости от возраста увеличивается соотношение зависти и злорадства . Например, ребенок младшего возраста чаще принимает злобные решения, когда испытывает зависть к человеку.

4. Об имуществе или статусе

Иероним Босх, Семь смертных грехов и четыре последние вещи (Инвидия). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1137702

Часто зависть связана с мотивом «превзойти или свести на нет преимущества соперника». [12] Частично этот тип зависти может быть основан на материальной собственности, а не на психологических состояниях. По сути, люди обнаруживают, что испытывают непреодолимые эмоции из-за того, что кто-то другой владеет или владеет желаемыми вещами, которых нет у них. Чувство зависти в этой ситуации будет проявляться в формах эмоциональной боли, отсутствия самооценки, пониженной самооценки и благополучия.

В Old Money Нельсон В. Олдрич-младший указывает: [13]

Зависть настолько неотъемлемая и болезненная часть того, что оживляет человеческое поведение в рыночных обществах, что многие люди забыли полное значение этого слова, упростив его до одного из симптомов желания. Это так (симптом желания), вот почему оно процветает в рыночных обществах: их можно назвать демократиями желания, с деньгами на избирательные бюллетени, вбросы разрешены. Но зависть больше или меньше желания. Начинается с почти неистового чувства пустоты внутри себя, как будто насос твоего сердца всасывает воздух. Конечно, нужно быть слепым, чтобы воспринимать пустоту, но это и есть зависть, избирательная слепота. Invidia , что на латыни означает зависть, переводится как «незрячий», и Данте заставил завистников брести под свинцовыми плащами, их глаза были зашиты свинцовой проволокой. К чему они слепы, так это к тому, что есть у них в самих себе, Богом данное и взращенное людьми.

5. Преодоление

Зависть может отрицательно сказаться на близости и удовлетворенности отношениями. Преодоление зависти может быть похоже на борьбу с другими негативными эмоциями (гнев, негодование и т. д.). Люди, испытывающие гнев, часто обращаются за профессиональной помощью (управление гневом), чтобы помочь понять, почему они так себя чувствуют и как с этим справиться. Субъекты, испытывающие зависть, часто имеют искаженное представление о том, как достичь истинного счастья. Помогая людям изменить эти представления, они смогут лучше понять истинное значение удачи и удовлетворения тем, что у них есть. Согласно Лазарусу, «копинг — неотъемлемая черта эмоционального процесса». [14] Существует очень мало теорий, которые подчеркивают процесс преодоления эмоций по сравнению с доступной информацией о самой эмоции.

Существует множество стилей преодоления трудностей, по которым было проведено значительное количество исследований; например, избегание против подхода. Справиться с завистью можно так же, как справиться с гневом. Проблема должна решаться когнитивно, чтобы проработать эмоцию. Согласно исследованиям Саловея и Родена (1988), «более эффективные стратегии для уменьшения первоначальной зависти, по-видимому, ориентированы на стимулы, а не на себя». [15] Саловей и Роден (1988) также предполагают, что «поддержка себя (например, «думая о своих хороших качествах») может быть эффективной стратегией для сдерживания этих самоуничижительных мыслей и приглушения негативных аффективных реакций». [15] Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять зависть, а также помочь людям справиться с этой эмоцией.

6. Преимущества

Рассел считал, что зависть может быть движущей силой движения экономик, и ее нужно терпеть, чтобы достичь системы «не отставать от Джонсов». Он считал, что именно это помогает поддерживать «демократию» как систему, в которой никто не может добиться большего, чем кто-либо другой. [16] Зависть может сообщить человеку о том, кем он восхищается и чего хочет. Доброкачественная зависть может заставить человека работать усерднее, чтобы добиться большего успеха. [17]

7. В подростковом возрасте

Дети проявляют признаки зависти в раннем возрасте. Взрослые могут быть такими же завистливыми; однако они, как правило, лучше скрывают эмоции. Зависть играет значительную роль в развитии подростков. Сравнение с собой — универсальный аспект человеческой природы. Независимо от возраста или культуры, социальное сравнение происходит по всему миру. Сравнение может варьироваться от физических качеств, материальных благ и интеллекта. [18] Однако дети более склонны завидовать материальным объектам, таким как обувь, видеоигры, дорогие мобильные телефоны и т. д. Дети считают, что эти материальные объекты коррелируют с их статусом.

Социальный статус тесно связан с самооценкой. [19] В первые годы самооценка подростка очень хрупка и сильно зависит от мнения сверстников. Если ребенку комфортно с тем, кто он есть, и он уверен в себе, он с меньшей вероятностью станет завидовать материальным объектам других, потому что он не идентифицирует себя с материалами. Подростки завидуют не только материальным объектам; однако он является наиболее распространенным.

Когда дети становятся старше, у них развивается более сильная нематериальная зависть, такая как романтические отношения, внешний вид, достижения и популярность. Иногда завистливые чувства интернализуются у детей, оказывая негативное влияние на их самооценку. Зависть возникает из сравнения; эти сравнения могут служить напоминанием о том, что они не соответствуют социальным нормам и не соответствуют своим сверстникам. Чувство неадекватности может возникнуть и стать разрушительным для счастья ребенка и вызвать дальнейшее внутреннее повреждение.

Личность ребенка формируется в раннем возрасте. Развитие личности считается центральной задачей в подростковом возрасте. [20] Когда дети вырастают, понимая, кто они такие, они могут лучше определять свои сильные и слабые стороны, сравнивая себя с другими. [21] Сравнение может иметь два исхода: оно может быть полезным для самосовершенствования или может быть нездоровым и вызывать зависть/ревность, которые могут перерасти в депрессию. Вот почему самопознание и развитие личности имеют решающее значение в подростковом возрасте.

Важно выявить здоровую и нездоровую зависть у ребенка в раннем возрасте. Если ребенок проявляет признаки нездоровой зависти, лучше всего научить его продуктивным способам справляться с этими эмоциями. Гораздо легче научить ребенка контролировать свои эмоции, пока он мал, чем позволить ему выработать привычку, от которой трудно избавиться, когда он станет старше.

8. В зрелом возрасте

То, что сводит людей с ума от зависти, меняется на протяжении всей их жизни. Исследования показали, что чем моложе человек, тем больше он завидует другим. [22] Взрослые в возрасте до 30 лет чаще испытывают зависть по сравнению с людьми в возрасте 30 лет и старше. Однако то, чему люди завидуют, во взрослом возрасте различается.

Молодые люди в возрасте до 30 лет завидуют социальному статусу, отношениям и привлекательности других людей. [22] Это начинает исчезать, когда человеку исполняется 30 лет. Как правило, на этом этапе жизни человек начинает принимать себя как личность и реже сравнивает себя с другими. Однако они по-прежнему завидуют другим, просто по разным аспектам жизни, таким как карьера или зарплата. [23] Исследования показали уменьшение зависти с возрастом; однако чувство зависти к деньгам было единственным, что постоянно возрастало по мере того, как человек становился старше. [22] С возрастом человек начинает принимать свой социальный статус. Тем не менее, завистливые чувства будут присутствовать на протяжении всей жизни человека. От человека зависит, позволят ли они этим завистливым чувствам мотивировать или разрушить их.

9. Нарциссизм

Люди с нарциссическим расстройством личности часто завидуют другим или считают, что другие завидуют им. [24] Нарцисс может обеспечить чувство превосходства перед лицом способностей другого человека, используя презрение, чтобы преуменьшить другого человека. [25]

10.

В Философии

Аристотель, в Риторике, определял зависть (φθόνος phthonos ) как «боль, вызванную удачей других», 60 90 [2] , в то время как Кант в «Метафизике морали» определил его как «нежелание видеть, как наше собственное благополучие затмевается благополучием другого, потому что критерием, которым мы пользуемся, чтобы увидеть, насколько мы благополучны, является не внутренняя ценность нашего собственного благополучия, а то, насколько оно сравнивается с другими».

11. Религиозные взгляды

11.1. В буддизме

В буддизме термин иршья обычно переводится как зависть или ревность. Иршья определяется как состояние ума, при котором человек очень взволнован, чтобы получить богатство и славу для себя, но не в состоянии вынести превосходство других.

Термин мудита (сочувственная радость) определяется как получение радости от удачи других. Эта добродетель считается противоядием от зависти и противоположностью злорадству.

11.2. В христианстве

Как в Ветхом, так и в Новом Завете встречаются различные описания зависти и связанных с ней событий, в основном с драматическим исходом.

Зависть — один из семи смертных грехов в католицизме. В Книге Бытия говорится, что зависть была мотивом убийства Каином своего брата Авеля, поскольку Каин завидовал Авелю, потому что Бог предпочел жертву Авеля жертве Каина.

Зависть относится к числу вещей, которые исходят из сердца, оскверняя человека. [28] Все тело полно тьмы, когда око, светильник тела, испорчено. [29] Тот, кто радуется бедствию, не останется безнаказанным, сказал Соломон. [30] Зависть губит здоровье тела, разлагая кости [31] и запрещая наследовать Царствие Божие. [32] Иногда в наказание люди остаются в своих грехах, становясь жертвой зависти и других тяжких грехов. [33]

Зависть считается основой всех трудов и навыков людей. [34] Например, человечество будет выбирать занятия для получения богатства, славы и удовольствий, равных или превосходящих своих соседей. Таким образом, зависть является грехом, глубоко укоренившимся в человеческой природе. [34] Оно возникает, когда человеку не хватает определенных вещей, обстоятельство, которое существует, когда к Богу не обращаются за обеспечением или когда обеспечение используется для собственных эгоистичных страстей и удовольствий. [35]

Зависть может быть вызвана богатством [36] (Исаак, которому завидуют филистимляне), [37] блеском богатства, могущества и красоты (Ассирийское царство завидовало другим царствам), [38] политическим и военным подъемом (Саул посмотрел на Давида с того момента, как услышал женскую песню радости), [39] плодородие (Лия, завидовавшая Рахили), [40] социальное восхождение (Иосиф, которому завидовали его братья), [41] [42] бесчисленные чудеса и исцеления (апостолы завидовали высоким священник и саддукеи), [43] популярность (Павел и Варнава, которым завидовали неверные иудеи из Антиохии), [44] успех христианизации многих фессалоникийцев (Павел и Сила, завидовавшие неверным иудеям из Фессалоники), [45] добродетели и истинная сила исцелять, творить чудеса и учить людей (Иисус завидовал главному священники). [46] [47]

В Новом Завете христиан-евреев увещевают не смотреть сглаза на последних новообращенных («язычников» или христиан-язычников), чтобы не стать последними, пропустив царство Бог. [48] Они должны радоваться за каждого спасенного, как Христос, пришедший спасти заблудших, как пастырь, ищущий заблудшую овцу. [49] [50] Закхей, главный мытарь, был среди заблудших и ему удалось принести спасение ему и его дому. [51]

Возникшая иногда из софистики, [52] зависть не может сосуществовать с истинной и духовной мудростью, но с ложной, земной, бездуховной, бесовской мудростью. [53]

Отказ от зависти — важнейшее условие на пути к спасению. [54] [55] [56] Зависть рассматривалась апостолом Павлом как реальная опасность даже в первых христианских общинах. [57] [58] Зависть должна остаться грехом прошлым, побежденным учением Божиим, [59] [60] которое, как и в десятой заповеди, запрещает нам желать ближнего, женщина и прислуга, [61] [62] и призывает нас радоваться с радующимися и плакать с плачущими, как сказал Апостол Павел, [63] и любить ближних, как самих себя. [64] Потому что братская, христианская любовь окончательно изгоняет зависть из наших сердец. [65]

  • Семь смертных грехов — Зависть , гравюра Жака Калло. Змея и собака являются символами зависти. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1665449

  • Каин убивает Авеля , картина Бартоломео Манфреди, ок. 1610 г., Художественно-исторический музей, Австрия. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1735165

  • Арка зависти в нефе с готической фреской 1511 года, изображающей человека с собачьей головой, символизирующей зависть (Дальбинедерская церковь [да], Дания). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1263977

11.3. В индуизме

«Тот, кто не завидует, но сострадателен ко всем… такой преданный очень дорог Мне». — Господь Кришна в Бхагавад-гите, глава 12, стих 15.

В индуизме зависть считается пагубной эмоцией. Индуизм утверждает, что все, что заставляет ум терять равновесие с самим собой, ведет к страданию. Эта концепция изложена в эпосе «Махабхарата», где Дурьодхана начинает войну на Курукшетре из зависти к предполагаемому процветанию своих кузенов. Известно, что он заметил:

«Отец! Процветание Пандавов (кузенов) глубоко сжигает меня! Я не могу есть, спать или жить, зная, что они живут лучше меня!»

Таким образом, индуизм учит, что зависть можно преодолеть, просто признав, что мужчина или женщина, являющиеся объектом чьей-либо зависти, просто наслаждаются плодами своих прошлых кармических действий, и что нельзя позволять таким коварным эмоциям взять под контроль их разум, чтобы их не постигла та же участь, что и противников Махабхараты.

11.4. В Исламе

В Исламе зависть ( ḥasad حسد по-арабски) является нечистотой сердца и может разрушить добрые дела. Нужно довольствоваться тем, что пожелал Бог, и верить в справедливость Творца. Мусульманин не должен позволять своей зависти причинять вред тому, кому завидуют.

Мухаммед сказал: «Не завидуйте друг другу, не ненавидьте друг друга, не противодействуйте друг другу и не разрывайте отношений, а лучше будьте рабами Аллаха как братья. Мусульманину не дозволено отделяться от своего брата более трех дней так, что они встречаются, и один игнорирует другого, и лучший из них тот, кто инициирует салам». Сахих аль-Бухари [англ. Транс. 8/58 нет. 91], Сахих Муслим [англ. Транс. 4/1360 нет. 6205, 6210]

Мусульманин может желать себе блага, подобного тому, что есть у кого-то другого, не желая, чтобы его отняли у другого человека. Это допустимо и не называется хасад . Скорее, он называется ghibṭa .

«Не должно быть зависти, кроме как в двух случаях: (к) человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который правит ею и учит ей людей, и (к) человеку, которому Аллах даровал богатство и имущество, а также возможность тратить его на дело Истины». [Аль-Бухари и Муслим]

11.5. В иудаизме

В иудаизме (в еврейской Библии «ревность» является ключевой чертой личности Бога – Он в ярости от ревности (за безраздельное поклонение Своего народа). ЙеГовах ревнует о Своих. Бог Израиля есть, «медленн на гнев и велик в сострадании» (Исход 34:6), но когда Его ревность и гнев накопились, разразился взрыв наказания (Исход 34:6; Числа 14:18; Псалом 102:8; Пс 85:15). ; Пс 145:8; Иона 4:2; Наум 1:3; Неемия 9:17; Иоиль 2:13 и т. вне иудаизма, в библейском (так называемом Ветхозаветном) контексте это сильный аспект Божьего характера и, следовательно, не порочная характеристика — в отличие от зависти, которую Бог осуждает (Исход 20:14; Второзаконие 5:9).и стих 18)

Мы завидуем людям, когда хотим того, что у них есть. Мы ревнивы, когда хотим оставить себе то, что принадлежит исключительно нам. Поэтому мы видим устрашающее разрешение, данное Богом мужьям, которые стали ревновать своих жен, заставить их взять на себя проклятие, если бы они спали с другим мужчиной, в то время как они принадлежали своему мужу. (Числа 5:11 – 31)

Это указывает на близость и исключительность, в которых Он заинтересован со стороны Своего народа. Ефрем «блудодействовал» против ЯХВХ и тем самым осквернил народ Израиля. Поэтому Он удалился от них, в ущерб им: «Горе тем, когда Я уйду от них!» (Осия 9:12), Он предупреждает. «Они воззовут к ЯХВХ, но Он сокроет от них Свой лик». (Михей 3:4) Говорит раненый Любовник. «Ты заплатила, но не получила плату за свое блудодеяние. Итак, о блудница, выслушай Слово ЯХВХ: Я обращу против тебя ревность Мою, и они будут яростно расправятся с тобой». (Иезекииль 23:25) ЯХВХ показал Иезекиилю, как люди в Иерусалиме воздвигли «образ, вызывающий зависть». (Иезекииль 8:11, 12, 1 Царств 14:22, 2 Паралипоменон 14:2)

Бог также любит, как ревнивый любовник: Он сказал Моисею сделать нагрудник для священника Аарона, чтобы носить его, когда он идет в Наибольшей Святое место. На нагруднике он должен был отображать имена всех колен Израилевых, чтобы Он мог видеть их всякий раз, когда Аарон шел на работу там, где было Присутствие ЯХВХ (Исход 28:29).). В другом месте Он говорит: «Твоё имя выгравировано на Моей ладони». (Исаия 49:16) Бог Израиля хочет, чтобы Его народ был в браке верности, справедливости, доброты и сострадания, и чтобы они знали Его. (Осия 2:21,22)

Он даже завидует самой земле, земле Израиля. (Иоиль 2:18) «Ревную я об Иерусалиме и о Сионе великой ревностью. ЯХВХ еще утешит Сион и еще изберет Иерусалим. ее среди». (Захария 1:14, 17, Захария 2:9)

Еврейская Библия говорит, что Иуда спровоцировал ЯХВХ на ревность всеми своими грехами и своими ложными богами. (1 Царств 14:22) Существует заметная разница в значении между завистью (к чему-то, что принадлежит человеку) и завистью (которая является жадностью к чужому имуществу). (Исход 20:14; Притчи 27:4)

12. Культурные ссылки

В англоязычных культурах зависть часто ассоциируется с зеленым цветом, например, «зеленый от зависти» и желтый. [66] Желтый – цвет амбивалентности и противоречия; цвет, ассоциирующийся с оптимизмом и весельем; но также с предательством, двуличием и ревностью. [66] Фраза «зеленоглазый монстр» относится к человеку, чьи текущие действия кажутся мотивированными ревностью, а не завистью. Это основано на строке из шекспировского « Отелло ». Шекспир упоминает об этом также в «Венецианский купец» , когда Порция заявляет: «Как все другие страсти улетают в воздух, когда сомнительные мысли и опрометчивость охватывают отчаяние, трепетный страх и зеленоглазую ревность!»

Персонаж Энви из серии «Стальной алхимик» — один из семи гомункулов, названных в честь семи смертных грехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *