Разное

У новорожденного отсутствует сосательный рефлекс: Сосательный рефлекс. Отсутствие сосательного рефлекса у ребенка

Содержание

Сосательный рефлекс. Отсутствие сосательного рефлекса у ребенка


Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.


Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:




  • Гипоксия (внутриутробная или родовая)


  • Травма продолговатого мозга, полученная во время родов


  • Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов


  • Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры


  • Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ


  • Обострение какого-либо соматического заболевания


  • Умственная отсталость



   #PROMO_BLOCK#



Если обнаружено отсутствие рефлекса, вы должны сразу же обратиться к врачу — детскому неврологу и невропатологу. Неспособность ребенка сосать грудь или бутылочку со смесью влечет за собой опасность, что он будет голодать или недоедать. Малыш не сможет в необходимой мере развиваться (как физически, так и психически). Принимать какие-либо меры самостоятельно недопустимо, вы можете навредить ребенку. Если рефлекс отсутствует полностью, кроха обязательно должен находиться под наблюдением специалистов, которые смогут оперативно отреагировать на возможное ухудшение состояния новорожденного. Врач назначит правильное лечение, которое зависит от причины проблемы.



Несмотря на всю серьезность этой ситуации, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях плохой сосательный рефлекс можно разработать. Доктор может назначить специальный массаж лица, который нужно будет делать ребенку перед кормлением, и использование пустышки. Также педиатр поможет с разработкой правильного графика кормления и определит объем докармливания (когда малыш плохо сосет, это необходимо). Ребенка со слабым сосательным рефлексом обычно дополнительно кормят из ложечки смесью или сцеженным грудным молоком. Едят такие крохи совсем маленькими порциями, поэтому докорм производится часто. 


Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.

отсутствие или слабый рефлекс сосания

Жизнедеятельность организма каждого человека, в том числе и новорожденного, определяют рефлексы.

Рефлексы новорожденного – это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.

Сосательный рефлекс у новорожденного – это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию. Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве. При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.

Он возникает впервые часы жизни и относится к врожденным рефлексам, который обеспечивает выживание малыша. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс. Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает. Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.

Ответственными за рефлекс сосания являются 5 пар черепных нервов. Для малыша удовольствие посасывать пустышку и очень тяжелая работа сосать молоко из груди мамы.

К 12 месяцам сосательный рефлекс ослабевает, а к 3-4 годам пропадает.

Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.

Слабый сосательный рефлекс

Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут. В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.

Вот причины, по которым чаще всего бывает слабый рефлекс сосания и это очень просто проверить – необходимо положить палец в рот малыша, при отсутствии отклонений он инстинктивно сосет палец.

Основные причины снижения сосательного рефлекса:

  • тяжелые соматические состояния;
  • гипоксия во время беременности или при родах;
  • парезы лицевых нервов;
  • умственная отсталость;
  • иногда стоматит, ОРЗ, ОРВИ.

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки. Кормить ребенка необходимо каждые два – два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя. Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.
Также причиной слабого сосательного рефлекса может быть и неправильная форма сосков, или ребенок не активно и с перерывами сосет простуженный, с заложенным носом, или сонный ребенок.

Отсутствие рефлекса

Если отсутствует сосательный рефлекс, то это первый признак того, что повреждена центральная нервная система, а именно ствол головного мозга, что является нехорошим неврологическим признаком. При полном отсутствии этого рефлекса у новорожденных шансов на выживание нет. Кормление таких малышей происходит через зонд.

Затруднение сосания, и отсутствие сосательного рефлекса является следствием родовой травмы. Сказать, что «ребенок ленится сосать» неуместно. Ведь в данном случае дело не в лени, а в возможном повреждении важных центров нервной системы.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • круговой мышцы рта;
  • языка.

Травма шеи или шейно-затылочной зоны приводит к повреждениям продолговатого мозга и, как следствие, к снижению сосательного рефлекса. Такие травмы замедляют развитие ребенка.

Наличие рефлексов говорит о здоровье ребенка, о состоянии его нервной системы. При их формировании происходит более гармоничное развитие малыша.

Читаем также: 15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Остеопат для новорожденных в Москве

«Можешь ли ты представить себе что-то, о чем ты не знаешь, на самом деле существует? Если да, ты сможешь продвигаться по великому пути знаний. Но говори всегда только о том, что знаешь» Конфуций.

Невозможно себе представить область медицины, где роль остеопатии была бы столь же важна, как в акушерстве и педиатрии. Роды — это фактор, оказывающий значительное влияние на всю структуру: французский остеопат Гарольд Магун называл перинатальный период «долиной тени рождения». Процесс физического рождения сложный, требующий громадных усилий, как со стороны организма матери, так и ребенка. Организм ребенка адаптируется и восстанавливается после родов постепенно, но не всегда все приходит к норме самостоятельно. Поскольку предлежащей частью в 95% случаев является затылочная кость, следовательно, именно она испытывает на себе максимум давления. При наличии других отягощающих факторов относительно немногие дети рождаются без какой-либо патологии.

Cосательный рефлекс является одним из наиболее жизненно важных рефлексов новорожденного, именно этот факт обеспечивает ребенку столь высокую сохранность сосательного рефлекса даже при поражении ЦНС. Многие новорожденные отказываются от груди или сосут грудь очень плохо. Конечно, возможны варианты, когда у женщины плохо сформирован сосок или у ребенка может быть короткая уздечка языка, но чаще всего это связано с неврологической проблемой. Поэтому, всех детей, даже при незначительном нарушении функции сосания, необходимо отправить к специалисту, неврологу, остеопату- неврологу, для исключения органического поражения ЦНС.

Факторы, негативно влияющие на беременность, роды и здоровье ребенка:

  1.  Патология беременности: инфекции в период беременности, соматические болезни самой матери, генетические дефекты плода, применение лекарственных препаратов (безобидных лекарств нет). Жизненный потенциал человека закладывается, как известно, во время беременности, поэтому все, что происходит с женщиной во время беременности, отражается на росте и дифференцировке тканей эмбриона. Ткани имеют память, они сохраняют травмы — психические, травматические, токсические: все клетки вовлекаются в стресс, и нет клеток, не испытывающих его.
  2. Недоношенные дети. Малый вес, малая окружность головы, из-за чего не происходит правильной консолидации головы в родах, тем самым ребенок «пролетает» не тем размером, также незрелость многих систем организма, приводит к нарушению механизмов саморегуляции.
  3. Переношенные дети. У таких детей существует высокий риск травматизма в родах: крупный вес, несоответствие размеров ребенка, в частности окружности головы, с размером родовых путей, из-за чего нередко применяются различные виды акушерских методов, такие как выдавливание плода, эпизиотомия, наложение щипцов, «кесарево сечение».

Осмотр новорожденного

Расспросив маму о течение беременности и родов, остеопат оценит неврологическое соматическое и остеопатическое состояние ребенка:

  • прежде всего, обратит внимание на характер плача, и позу ребенка. Например, поза «лягушки» может быть связана с генерализованной (общей) мышечной слабостью, что часто приводит к вялости сосания. И, наоборот, поза «боксера», «кукольная голова» (голова как будто посажена на плечи), тремор подбородка и конечностей, а также частое запрокидывание головы назад — свидетельствуют об общем гипертонусе и может приводить к слишком сильному захвату соска.
  • обратит внимание на положение головы: ее фиксация может говорить об общем гипертонусе, что в свою очередь может указывать на фиксацию шейного отдела позвоночника. Определить мышечный тонус ребенка можно простым способом — для этого необходимо привести стопы к передней поверхности голени, если стопа полностью соприкасается с голенью без всякого сопротивления, это указывает на мышечную гипотонию, и наоборот, если стопы с трудом доходят до угла 90 градусов, это указывает на мышечный гипертонус, норма — угол стопы составляет 45 градусов.
  • оценит асимметрию черепа, лица, рта, а также наличие петехиальных – точечных — кровоизлияний в области лба и затылка. Часто их принимают за родимые пятна красного цвета или внутренние гемангиомы, но они свидетельствуют о внутрикостном повреждение лобной и затылочной костей, потому что именно эти зоны являются точками опоры в родах, вокруг которых происходит вращение головы и, следовательно, эти зоны подвержены максимальной компрессии.

Коррекция функции сосания

Механизм сосания слагается из взаимодействия 6 пар черепно-мозговых нервов (ЧМН). При патологии ЦНС, сосательный рефлекс может быть снижен или наоборот повышен. В родах происходит фиксация позвонков шейного отдела, внутрикостное повреждение (компрессия) височных, теменных или клиновидной костей. Но чаще всего это, внутрикостное повреждение касается затылочной кости. Повреждение любой из этих пар ЧМН может привести к слабости жевательной мускулатуры, проблемам с сосанием и глотанием.

Таким образом, даже незначительные изменения на уровне шейного отдела позвоночника, положение костей черепа, а также их внутрикостные повреждения существенно влияют на функцию сосания, а в более старшем возрасте — сказаться на многих других функциях ребенка:

  • положение и тонус языка определяет, в том числе формирование прикуса.
  • нарушение в снабжении нервами языка и мягкого нёба, асимметрия тонуса мышц шейного отдела позвоночника могут быть причиной логопедических нарушений в старшем возрасте.
  • нарушение формирования лицевого скелета — к ЛОР патологиям.
  • к желудочно- кишечным проблемам
  • к задержке психомоторного развития.

Роль врача-остеопата заключается в создании всех необходимых условий для нормального функционирования организма ребенка, обеспечении максимальной подвижности макро- и микроструктур.

Все остальное, сам акт лечения — это прерогатива самого организма, обладающего поразительной способностью к самоисцелению. Именно поэтому после каждого сеанса остеопатии организм сам начинает настраиваться и саморегулироваться, а задача остеопата заключается в контроле и корректировке этого процесса.

Татьяна Васильева, остеопат, доктор остеопатии Европы.

Праздник выживших детей. КАМЧАТКА-ИНФОРМ.

17 ноября 2016 10:53

Фото Эммы Кинас


17 ноября отмечается Международный день недоношенных детей. Чем опасно рождение раньше срока, как много труда нужно, чтобы выходить малыша, и можно ли предупредить преждевременные роды?


Международный день недоношенных детей отмечают многие страны мира, включая Россию. Современная медицина позволяет выхаживать малышей, родившихся на 22-й неделе беременности с весом от 500 граммов! Это кажется чудом, но за ним стоит колоссальный труд, и выжившие малютки все-таки имеют серьезные проблемы со здоровьем. Преждевременные роды – до 36 недель беременности – несут угрозы для жизни и здоровья и мамы, и младенца. Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме преждевременных родов, и был в 2011 году учрежден сегодняшний праздник.


Мы побывали в удивительном месте, которое заменяет малышам, рожденным раньше срока, пребывание в материнской утробе. Здесь, в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей Камчатской краевой детской больницы, под неусыпным надзором медиков, зреют и крепнут крошечные люди со всей Камчатки. Отделение рассчитано на 30 мест, и треть его пациентов (34 процента) составляют детки, рожденные раньше срока. О том, как трудно им приспосабливаться к нашему миру, и как много усилий прикладывают медики, чтобы подарить этим малышам счастливое детство, мы беседуем с заведующей отделением Мариной Хапалажевой.


— Марина Олеговна, так что это за глобальный повод – недоношенность, – которому посвящен целый Международный день?


— Прежде всего, конечно, это праздник выживших детей, родившихся раньше срока, и их родителей. Им пришлось пройти многие испытания, борясь за жизнь, и мы радуемся вместе с ними, когда добиваемся хороших результатов, когда у детей в дальнейшем нервно-психическое развитие соответствует возрасту, и они живут нормальной жизнью, как доношенные детки.


— Очень хочется добавить, что это и праздник врачей-неонатологов, и всего медицинского персонала, выхаживающего малюток. Ведь им требуется квалифицированный специфический уход.


— Это так. Чем раньше случаются преждевременные роды, тем больше проблем может быть со стороны органов и систем, потому что до 27 недель беременности организм – незрелый. Ребенок еще должен жить в утробе матери, в темноте, тепле и воде. А он попадает в агрессивную среду, где слишком много света и шума.


У ребенка нет сосательного и глотательного рефлекса – с 32-х недель мы учим малыша сосать и глотать, формируем у него эти рефлексы. Недоношенному ребенку очень трудно их скоординировать. Взрослый человек, не задумываясь, ест, дышит и разговаривает одновременно, а ребенок может, начав сосательные движения, забыть глотать или дышать. Тогда он поперхивается, и может случиться кратковременная остановка дыхания. За всем этим мы следим и, вместо ребенка, контролируем все системы его организма – это очень сложный процесс. И конечно, к содержанию таких детей предъявляются особые требования санитарно-эпидемиологического контроля, потому что малыши очень уязвимы для различных инфекций.


— Часто ли приходится выхаживать малышей с экстремально низкой массой тела?


— Такие дети рождаются не часто, но их число растет из года в год. В 2013 году их было 7, в 2014 – 8, в 2015 – 10.


— Сколько недоношенных детей в течение года проходит обычно через ваше отделение?


— В год – порядка 160 человек. Например, в 2015 году их было 166. Основную массу недоношенных детей составляют малыши от 1.500 до 2.500 г.


— Есть ли у недоношенного ребенка шанс на обычную полноценную жизнь в дальнейшем? От чего это зависит?


— Чем ближе к естественному сроку родов ребенок появился на свет, тем лучше будет у него качество жизни. Младенец, родившийся на 36-й неделе беременности с весом 2.200-2.400 г без дополнительных патологий может так же, как условно здоровые доношенные дети, из роддома быть выписан домой. Есть хорошие результаты, есть дети с хорошим качеством жизни. Но надо понимать, что преждевременные роды не происходят просто так – обязательно есть какая-то веская причина в материнском организме. А поскольку во время беременности система «мать – плацента – плод» едина, проблема затрагивает и ребенка.


— А какие проблемы со здоровьем типичны для детей с высокой степенью недоношенности? И что делается, чтобы их минимизировать?


— Это проблемы, связанные именно с незрелостью организма. Как я уже говорила, ребенок, который должен еще жить в полной темноте, попадает в мир, где слишком много света. Он воздействует на развитие сетчатки глаз и может привести к ретинопатии недоношенных детей и к полной отслойке сетчатки, если не контролировать заболевание и вовремя не оказать помощь. У нас есть ретинальная камера, с помощью которой в 31-32 недели постконцептуального возраста (т.е. возраста ребенка от предполагаемого момента зачатия) мы проверяем зрение детей, выявляем ретинопатию, устанавливаем степень и показания для оперативного вмешательства. Если оно необходимо, мы направляем детей на операции в Хабаровск, в МНТК «Микрохирургия глаза», либо вызываем специалистов сюда.


Любой резкий звук может негативно повлиять на развитие слуха детей, поэтому в палатах соблюдается тишина, нельзя пользоваться сотовыми телефонами. В 34 недели постконцептуального возраста мы проводим проверку слуха. По ее результатам направляем на сурдопротезирование в центральные клиники, где дети проходят более детальное обследование и получают помощь. У недоношенных детей могут быть проблемы с функционированием открытого артериального протока, который может отрицательно влиять на дыхательную деятельность. И необходимо либо медикаментозно закрывать этот проток, либо хирургическим путем. Для операций мы отправляем ребенка, если он транспортабельный, в хабаровский Центр кардиохирургии, или приглашаем специалистов сюда, и операция проходит на нашей базе, а дальнейшее выхаживание проводится в отделении реанимации детской краевой больницы. Выдержит ли ребенок дорогу – решает консилиум. Если решение положительное, ребенок едет в сопровождении врача-реаниматолога транспортом медицины катастроф, оснащенным специальным оборудованием, в кувезе, с кислородным концентратором и т.д.


В целом можно отметить, что технологии и качество оказания помощи таким детям улучшаются по всей России, требования ужесточаются, начиная с действий в родильном зале, поэтому статистика кардинально изменилась. Десять лет назад из 10 родившихся выживали 2, а сейчас выживают 8.


— Мы знаем, насколько важно для ребенка общение с матерью. Наверное, недоношенным детям оно особенно необходимо, а им приходится лежать в кувезе и выдерживать массу медицинских манипуляций. Как решается эта проблема?


— Мама обязательно госпитализируется, если она по своему состоянию может находиться в отделении. Медперсонал обучает ее уходу за ребенком, она приобретает большой опыт и становится помощником медицинской сестры в деле выхаживания своего ребенка. И, безусловно, контакт с матерью необходим. Мы пользуемся методикой «кенгуру»: выкладываем ребенка на грудь матери (сейчас практикуем это и с отцом), чтобы малыш чувствовал родителей, брал их флору. Замечено, что эта процедура улучшает показатели работы сердца ребенка, насыщение крови кислородом. Ребенку жизненно необходимо получать любовь и положительные эмоции от родителей, которые его ждали, и которым он очень нужен.


— А есть ли хоть какой-то способ предупредить преждевременные роды?


— Заботиться об этом нужно заранее – практически с детства будущей матери. Надо работать с девочками школьного возраста, готовить их к материнству: чтобы они вели правильный образ жизни, следили за своим здоровьем, чтобы читали литературу. Если семья планирует беременность, то до нее будущим родителям, особенно маме, следует пройти диагностические и лечебные мероприятия. Затем соблюдать все рекомендации врача женской консультации. И читать литературу по уходу за новорожденным ребенком – готовиться к материнству. В основном сейчас мамы не подготовлены. Не читают книжки, иногда даже не понимают, что младенец – живой человек, который требует к себе внимания. Мамы начинают страдать, у них происходят эмоциональные срывы. Так что, как бы банально это ни звучало, нужно готовить себя к материнству – чем более ответственно, тем больше радости оно принесет и родителям, и малышу.


Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»


17 ноября 2016 г.


(При использовании материалов активная ссылка на Российское Агентство Информации «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» обязательна!)

Кто такой «неонат» и чем он отличается от взрослых?


Неонатами называют щенков и котят в возрасте до 21 дня.


У новорожденных щенков и котят большая часть систем органов незрелая: максимально «похожими» на взрослые они становятся к возрасту 3-4 месяцев, но наибольшие отличия приходятся именно на первые недели жизни. Мы собрали основную информацию о маленьких пациентах, которую необходимо знать владельцам, чтобы избежать ошибок в уходе и выращивании.


Сразу после рождения


Когда щенок или котенок появился на свет, необходимо убедиться, что он хорошо дышит, активен, получил первую порцию молозива. Дальше проводится осмотр на предмет врожденных дефектов.


Осматриваем:


  • Ротовую полость — верхнее небо на предмет «волчьей» пасти.
  • Голова имеет нормальное строение (нет странных или слишком больших отверстий — родничка).
  • Тело и конечности нормального строения.
  • Анальное отверстие и мочеиспускательный канал сформированы нормально, кал и моча отходят из «привычных мест».
  • Пуповинный канатик и пупок нормального строения, на 3-5 день пуповинный канатик засыхает и отпадает. Покраснение или нагноение — не норма.
  • Дыхание должно быть регулярным 15-30 вдохов в минуту (измеряется в покое, во сне). Хрипы, учащенное дыхание — одышка, дыхание с открытым ртом, захватывание воздуха ртом говорят о серьезной проблеме, и не только после рождения!


При общении с малышами в первые 2-3 недели жизни используйте одноразовые перчатки!


Щенки и котята рождаются с незрелой нервной системой. Но часть врожденных рефлексов развита хорошо и необходима для выживания. Термотропизм позволяет малышам перемещаться к источнику тепла и не переохлаждаться. Сытые здоровые дети спят большую часть времени. Плач (вокализация) — это единственный способ коммуникации с внешним миром, он может говорить о любой проблеме.



Сосательный рефлекс — важнейший рефлекс для выживания и важнейший критерий здоровья малыша. Оценить его можно по характеру присасывания: в норме щенок/котенок присасывается к соску/пальцу/соске бутылки плотно, язык снизу охватывает сосок, сосательные движения интенсивные (создается впечатление что, если мать встанет и пойдет, дети останутся висеть на сосках как «клещики»). Если щенок/котенок присасывается и очень быстро отпускает сосок, если делает хватательные движения челюстью, это говорит о снижении /отсутствии сосательного рефлекса и о проблеме со здоровьем. Помните, что у сытых щенков/котят сосательный рефлекс может быть снижен в норме.


У здоровых новорожденных не должно быть выделений из глаз, ушей или носа. Глаза открываются к возрасту 10-14 дней, нормальное зрение формируется к возрасту 3-4 недель. Если есть выделения, если веко набухло до открытия глаз, это может говорить о инфекции — офтальмии новорожденных. Обратитесь за помощью незамедлительно.


Щенки и котята достаточно активно ползают, через 10 дней после рождения начинают вставать, а через 3 недели — ходить.

Температура


Новорожденные малыши не в состоянии самостоятельно поддерживать температуру тела (нет механизмов терморегуляции, запасов жира, большая поверхность тела), потому зависимы от параметров окружающей среды и склонны к быстрому перегреву и переохлаждению.


Новорожденные должны содержаться в сухом теплом месте. Необходимо избегать контактов с предметами, усиливающими потерю тепла (мокрое, стекло, металл). Если требуется дополнительный обогрев (помет содержится без матери или щенки переохлаждаются), можно использовать электрические и водяные грелки, бутылки с теплой водой, инфракрасные лампы. Помните, источник тепла не должен быть горячим во избежание ожогов (нельзя заполнять грелки водой температурой выше 40 градусов, их необходимо часто менять, электрогрелки используются на минимальных режимах, сверху грелки толстый слой полотенец).


Температуру новорожденным измеряют ректально, нельзя ориентироваться на собственные ощущения. Можно использовать обычный электронный градусник, предварительно смазав наконечник вазелином или вазелиновым маслом.


Нормальная температура тела новорожденных.






Возраст


Щенки


Котята


1-я неделя


35,5-36


36 — при рождении


2-3-и недели


36-37


37,5 и выше к 3-й неделе


4-я неделя


37-38


 


Рекомендуемая температура окружающей среды, если помет содержится без матери:

  • 1-я неделя — 30 градусов,
  • 2-3 недели — 24-29 градусов, 
  • 4-я неделя — 21,1-23,9 градуса.


Но стоит учесть, что эти параметры ориентировочны. Некоторые щенки/котята в первую неделю жизни при температуре 30 градусов в гнезде будут перегреваться. Поэтому, подходят ли созданные условия для малышей, стоит проверять, измеряя температуру ректально. Если она выше нормы — температуру в гнезде стоит уменьшить, и наоборот. Не стоит поднимать температуру в комнате до таких параметров, если щенки/котята содержатся с мамой, это может привести к ее перегреву. Если собаке/кошке жарко, она может уходить из гнезда, может уменьшиться лактация, снизиться аппетит.


Симптомы перегрева (если есть — измерить температуру и посмотреть на таблицу выше):

  • Щенки/котята лежат отдельно друг от друга и матери (нет стремления к источнику тепла).
  • Слизистые и кожа ярко-красные. 
  • Вокализация, одышка.


Не перегревайте и не переохлаждайте малышей, это может стать причиной болезни


Влажность воздуха в помещении с новорожденными должна составлять 40-65%, слишком низкая/высокая влажность может стать причиной болезней.

Мочеиспускание и дефекация


У новорожденных до возраста 2-3 недели нет самостоятельного мочеиспускания и дефекации (стула). Процесс стимулируется массажем — вылизыванием матерью. Если дети остались без матери или она не заботится о потомстве в полной мере — это ложится на плечи владельцев. После каждого кормления всегда массируйте круговыми движениями животик, анальное отверстие и половые органы слегка смоченным ватным диском.


Моча должна быть почти бесцветная. Желтое окрашивание как у взрослого может говорить об обезвоживании — рекомендовано обратиться к врачу, оценить не перегревается ли помет, достаточно ли молока (оценивается по привесу).


Кал в норме сформированный, регулярный. Если стула нет более 12 часов, это может говорить о запоре. При поносе нужно как можно быстрее обратиться к врачу. Диарея опасна для малышей быстрой потерей жидкости — обезвоживанием, развитием тяжелого воспаления кишечника, перитонита и сепсиса.

Вес


Адекватный привес — самый важный показатель здоровья новорожденных. Следить за привесом удобно, ведя дневник. А щенков и котят можно маркировать цветными ленточками — ошейниками. Взвешивания проводятся 1-2 раза в день. Особый контроль нужен ослабленным, малышам после кесарева сечения, после затруднённых родов, рожденных с малым весом.


Какой должен быть привес?


В первые сутки жизни щенки или котята могут не набирать вес или потерять до 5% массы тела — это нормально. То есть если малыш родился весом 100 г, то снижение веса до 95 г к концу первых суток не повод для беспокойства (при условии общего хорошего состояния, активного сосательного рефлекса).


Далее привес должен составлять примерно 10% от массы тела при рождении в день. В норме к 10-14 дню щенок/котенок должен удвоить вес при рождении.

Кормление



Лучшим питанием для новорожденных является материнское молоко. Если у матери нет проблем с лактацией, она заботится о детях, щенки/котята активны и имеют хороший сосательный рефлекс, убедиться в достаточности молока помогут регулярные взвешивания — контроль привеса.


Если щенки и котята со второго дня жизни не набирают вес, это может говорить о недостатке молока и необходимости докорма! Если при этом есть понос, вялость и снижение сосательного рефлекса — это повод обратиться за помощью к врачу.


Для искусственного кормления лучше использовать готовые коммерческие заменители сучьего и кошачьего молока, состав которых максимально приближен к материнскому молоку. Коровье и козье молоко, детские смеси не подходят по составу щенками и котятам и могут стать причиной поноса, болезни.


Разводить готовые смеси необходимо строго по инструкции. Нарушение технологии и пропорций может вызвать диарею, запор, тяжелое состояние.


Температура смеси перед выпаиванием должна быть 37-38 градусов! Холодным не кормить. Если у вас несколько малышей в помете — перед кормлением каждого проверяйте температуру молока (в бутылке оно очень быстро остывает). Можно использовать водяные бани для детских бутылочек. Одной бутылкой кормите, вторая греется. Чередование подогретых бутылок экономит массу времени.


Готовая смесь не хранится. Всегда разводите свежее, разведенное не хранить, даже в холодильнике. Несвежее молоко — отличная среда для развития бактерий, оно может стать причиной диареи, сепсиса.


Прикорм можно начинать с трехнедельного возраста, при необходимости с двух недель. Котят начинают прикармливать с трех-четырех недель. Для прикорма используйте коммерческие диеты. Паштеты и муссы разводят с водой 1:1, сухие «стартеры» замачивают с водой 1:4 не более 40 градусов. Тогда малыши будут получать достаточное количество воды. Пить из миски им еще тяжело.


В зависимости от состояния малышей искусственное вскармливание может быть осуществлено двумя путями — бутылочное кормление и зондовое.


Бутылочное кормление допустимо только для щенков/котят в хорошем состоянии — с нормальным сосательным рефлексом. Если сосательный рефлекс снижен/отсутствует, не происходит синхронного акта глотания, то молоко, попадающее в ротовую полость, малыш может не проглотить, а вдохнуть, что опасно развитием очень тяжелого состояния — аспирационной пневмонии. Потому перед кормлением обязательно проверьте сосательный рефлекс. Именно поэтому не стоит кормить ослабленных малышей, заливая молоко в рот из шприца, пипетки и подобного. Таких малышей кормят только по зонду.



Нельзя кормить переохлажденных щенков. При температуре тела ниже 35 градусов резко замедляется работа кишечника, снижается и пропадает сосательный рефлекс. Если что-то не так — измерьте температуру. Если она ниже 35 — сначала согрейте!


Для искусственного кормления используют бутылочку с соской. Идеальное отверстие соски: переворачиваем бутылку — капля свисает, но не падает. Для особых приверед и малышей, которые категорически не берут соски, допустимо использовать спонжевое кормление. Но сначала стоит попробовать нагреть соску перед кормлением (некоторые категорически не берут холодную), щенкам можно смазать соску сладким, котятам кислым. И не забывайте массажировать животик и область промежности после кормления.


Расчет объема молока и частоты кормления


Эти показатели ориентировочны и даны для общего понимания нормы. Малыши из бутылки скорее кормятся по требованию. А достаточно ли малыш съедает, оценивают по ежедневному привесу.


Объём съедаемого молока за одно кормление: щенок 4-5 мл на 100 г массы тела, котенок 3-4 мл на 100 г массы тела. То есть щенок 200 г может за раз выпить 10 мл молока. Котенок весом 200 г может за раз выпить 6-8 мл молока.


Частота кормления обычно:

  • для первой недели жизни 1 раз в 2-3 часа, 
  • для второй — раз в 3-4 часа, 
  • для третьей и четвертой — раз в 4-5 часов. 


Если что-то не так, обратитесь к врачу как можно скорее. Все болезни у малышей протекают крайне быстро и с худшими прогнозами. Чем раньше начать оказывать помощь, тем больше шансов спасти.

Когда малыш нуждается в помощи

В ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» год учебы в Школе практического мастерства завершен. Заключительное занятие медицинских сестер больницы имени Архиепископа Луки был посвящен вопросам ухода за новорожденными и недоношенными детьми. Вела его старшая медицинская сестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, медицинская сестра высшей квалификационной категории Татьяна Владимировна Балабаева.

 

Известно, что у новорожденного все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных процессов. Все это диктует необходимость создания особых условий и специального ухода за новорожденными, особенности которого необходимо знать квалифицированной медицинской сестре.

 

Одним из «краеугольных камней» ухода за малышом, только что появившимся на свет, является пеленание. И хотя дискуссий на эту тему и сегодня предостаточно, пеленать ребенка необходимо. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испарению с кожных покровов.

Доношенного новорожденного первые 2–3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей температуре воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.

Общепринятый метод пеленания имеет следующие недостатки: насильственно изменяется физиологическая поза ребенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нарушается кровообращение. Учитывая это, в родильных домах ввели специальную одежду для новорожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пеленки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сложенное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кладут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания движения новорожденного не ограничиваются, и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.

При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывают полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30×30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний – до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками, с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.

Суточное количество пищи, необходимое ребенку старше 7-8 дней, должно составлять 1/5 его массы.

Решающее значение для оценки достаточности количества молока, получаемого ребенком, имеют общее состояние ребенка и динамика кривой массы его тела.

Ежедневно при первом утреннем туалете (до первого кормления) детей нужно взвешивать. Масса тела ребенка в это время является основным показателем его физического развития.

 

Материнское молоко является самой лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни, оно имеет ряд преимуществ. Грудное молоко содержит все необходимые для ребенка пищевые ингредиенты и притом в таких количествах и соотношениях, которые наиболее полно удовлетворяют в этот период все потребности интенсивно растущего детского организма.

Белки, жиры и углеводы в грудном молоке находятся в таком сочетании (1:3:6), которое создает оптимальные условия для их переваривания и всасывания.

Материнское молоко — это ничем не заменимая пища для ребенка 1-го года жизни. С практической точки зрения грудное вскармливание экономит время и силы матери. Кроме того, кормление грудью помогает матери восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.

В течение 1-го месяца жизни ребенка кормят 6-7 раз в сутки (днем перерывы между кормлениями 3 ч, ночью – 6 ч), с 1 до 5 мес. – 5-6 раз (днем паузы между кормлениями 3,5 ч, ночью 7 ч), с 5 мес. до 1 года – 5 раз (днем перерывы между кормлениями 4 ч, ночью 8 ч). Такой порядок кормления ребенка необходим для выработки рефлекторной фазы в процессе пищеварения. Постоянный режим кормления очень быстро приводит к тому, что у ребенка вырабатывается устойчивый рефлекс на время, а это способствует выделению пищеварительных соков.

При выхаживании недоношенных детей особое внимание должно быть обращено на организацию их вскармливания. При этом не следует забывать, что у недоношенных детей имеется повышенная потребность в основных пищевых веществах. Однако наряду с этим выражено несовершенство функциональных возможностей органов и систем, особенно системы пищеварения: малый объем желудка, слабое выделение пищеварительных соков, хлористоводородной кислоты, ферментов и др. Все это создает определенные трудности во вскармливании таких детей.

При наличии у недоношенного ребенка выраженного сосательного и глотательного рефлексов его можно прикладывать к груди матери, обеспечивая при этом тщательное медицинское наблюдение, так как акт сосания груди для многих недоношенных является значительной функциональной нагрузкой. Следует учитывать, что даже при активном сосании недоношенный ребенок не всегда может высосать из груди необходимое ему количество молока, поэтому необходимо обеспечить контроль за количеством получаемой ребенком пищи и докармливать его сцеженным грудным молоком.

При наличии глотательного рефлекса и слабо выраженном сосательном рефлексе ребенка следует медленно кормить из ложечки и пытаться кормить из соски.

У глубоко недоношенных детей отсутствует глотательный и сосательный рефлексы, потому они не способны самостоятельно питаться грудным молоком матери. Получают пищу такие дети через специальное устройство – зонд.

Есть два вида техники кормления через зонд. В первом случае зонд для кормления вводят только на одно кормление. Во втором – зонд вводят для многократных кормлений в течение нескольких дней.

Перед началом кормления на зонде ставят метку, до которой его вводят в желудок (измеряя длину от переносицы до конца грудины). Перед кормлением через зонд вливают немного молока – проверить его проходимость и удалить воздух, зонд вводят в заполненном состоянии.

Ребенку приоткрывают рот и вводят зонд до метки точно посередине языка, часто недоношенным детям зонд вводят через нос. Перед тем, как начать зондовое кормление, необходимо убедиться, что ребенок не кашляет и не задыхается, и зонд находится в желудке, а не дыхательных путях.

Через несколько минут после установки зонда к его верхнему краю присоединяют шприц, заполненный теплым грудным молоком или смесью. Если после кормления зонд не удаляют, то на его верхнюю часть помещают специальный зажим и фиксируют зонд лейкопластырем.

При появлении сильной рвоты или позывов на нее кормление нужно прекратить, во время кормления голову и тело ребенка нужно повернуть на бок. Если у недоношенного ребенка появится глотательный рефлекс, его кормят не только через зонд, но и начинают давать пищу через пипетку, постепенно подготавливая его к обычному кормлению.

Подводя итоги годичных занятий в Школе практического мастерства для медицинских сестер ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова», главная медицинская сестра учреждения Елена Юрьевна Еремина отметила:
– Обучение среднего медицинского персонала на рабочем месте способствует созданию стабильного кадрового потенциала, высокопрофессионального и хорошо мотивированного к выполнению задач, стоящих как перед отделением, так и перед учреждением в целом.

Новым сотрудникам, принятым на работу, занятия в Школе практического мастерства помогают быстрее освоиться на рабочем месте и, что наиболее важно, ощутить свою необходимость в реализации задач нашей клинической больницы. Именно такой подход способствует созданию мотивации у новичков, а значит, их желанию работать.

Школа практического мастерства – один из шагов в формировании единой политики сестринского дела. Она призвана создавать условия для профессионального роста и развития лидерских качеств у медицинских сестер, совершенствования сестринской практики и создания системы непрерывного образования.

 

Прикусываем правильно — статьи о развитии детей

Родители часто задаются вопросами, в каком возрасте следует отучать ребенка от соски, является ли сосание пальца вредной привычкой и с какими последствиями может быть связано длительное сосание. Давайте разберемся вместе с нашим экспертом — врачом-ортодонтом.

О рефлексах

Питание новорожденного, а именно получение моло­ка и попадание его в желудочно-кишечный тракт, осуществ­ляется с помощью двух действий: сосания и глотания. Как это происходит? Млечные протоки груди матери окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребен­ку не требуется высасывать его из груди матери, а нужно лишь стимулиро­вать мягкие мышцы так, чтобы сокращаясь они выделяли молоко. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие сжимающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями. После попадания молока в рот ребенку требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. В этот момент язык продвигается вперед до соприкосновения с нижней губой.

Данная последовательность действий определяет младенческое глотание, так называемый инфантильный тип глотания, при котором происходит активное сокращение мус­кулатуры губ и круговой мышцы рта, продвижение кончика языка вперед до контакта с нижней губой и наверх для прижатия соска к небу.

Соприкосновение языка с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя.

Часто можно заметить, что если слегка потя­нуть за губу новорожденного, то кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен.

А теперь по-взрослому

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельно­сти, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает к концу первого года жизни ребенка. Происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости «спереди — назад» хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные «м», «п», «б», поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков («мама» или «папа»). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — «т», «д». Свистящие зву­ки «ч» и «щ», требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки «к», «г» и «р», поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими.

Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у 10–15% населения.

С ростом новорожденного увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере до­бавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий: для формирования пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. К 2–2,5 годам этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время, при помощи более сложных дви­жений языка в задней его части, инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Самый вкусный палец

Практически все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого, указательного паль­ца или похожих по форме предметов. У неко­торых наблюдается сосание больших пальцев уже в утробе, а подав­ляющее большинство новорожденных сохраняют эту привычку до 2 лет и дольше. Эта склонность имеет культурную ос­нову, поскольку дети в примитивных сообществах, имеющие боль­ший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие предметы.

По мере прорезывания молочных зубов на втором году жизни питье из чашки заменяет питье из бутылки и кормление грудью, и число детей с привычкой непищевого сосания уменьшается. Когда пре­кращается сосательная деятельность и сосательный рефлекс затухает, инфантильный тип глотания меняется на взрослый, при котором отсутствует губная активность. Во время глотания по взрослому типу губы ребенка полностью расслаблены, язык поднимается вверх к небу, кончик языка упирается в переднюю часть неба за верхними резцами, а зубы плотно смыкаются.

После затухания сосательного рефлекса полный переход ко взрослому типу глота­ния может потребовать нескольких месяцев. Однако длительное сохранение привычки сосания может еще дольше сохранить привычку прокладывания языка (инфантильного глотания).

Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора может привести к аномалиям прикуса. Это связано с изменением мышечного равновесия между давлением на зубы языка изнутри и действием мышц губ и щек снаружи. Во время сосания излишнее давление пальца, соски, языка на зубы изнутри и отсутствие адекватного давления со стороны щек и губ приводит к деформации зубных рядов и изменению положения зубов. Могут образоваться щели между верхними и нижними зубами или чрезмерный наклон верхних зубов вперед.

Степень смещения зубов зависит от того, сколько часов в день длится сосание, а не от величины оказываемого давления. У детей, которые сосут палец сильно, но с перерывами, деформации могут не возникнуть, в то время как дети, сосущие палец на протяжении 6 часов в сутки и более, особенно дети, спящие с пальцем во рту всю ночь, могут впоследствии страдать от серьезного нарушения прикуса.

Хотя привычка сосания является мощным фактором развития нарушений прикуса, сосание не создает серьезных проблем, если эта привычка не присутствует в период смешанного прикуса, когда смена зубов уже началась. Небольшое смещение молочных резцов наблюдается у 3-4-летних детей, которые сосут палец, но если избавиться от привычки на данном этапе, то нормальное давление со стороны губ и щек быстро возвращает зубы в их обычное положение — происходит так называемая саморегуляция. Если же эта привычка сохраняется после начала прорезывания постоянных резцов (обычно в 6 лет), то может потребоваться ортодонтическое лечение для коррекции положения зубов. Безусловно, нет никакого смысла начинать такое лечение, пока сохраняется привычка сосания.

Рекомендации

  1. Обязательно наблюдайте за физиологическим ростом и развитием зубочелюстной системы ребенка. Ведь своевременное и корректное развитие обеспечит нормальные функции со стороны полости рта: жевание (эффективность жевания), дыхание (носовое дыхание), речеобразование, эстетичное и гармоничное развитие лицевого скелета.
  2. Для детей старше 1 года, еще не отказавшихся от соски, или детей, использующих соску длительное время, спящих с соской во рту, подберите ортодонтическую соску. Такая соска занимает меньший объем и позволяет языку занять максимально высокое положение в полости рта.
  3. Если отказ от пустышки не происходит самостоятельно, отбирать пустышку не стоит, т. к. может возникнуть привычка сосания пальца, от которой еще труднее отучить малыша.
  4. Бороться с привычкой всерьез нужно с 2–3 лет. Для этого существуют профилактические ортодонтические аппараты, помогающие преодолеть сосательный рефлекс.
  5. Проводите регулярные профилактические осмотры: у врача-стоматолога каждые 3 месяца с момента прорезывания 8 зубов (с 12–18 месяцев) и у врача-ортодонта каждые 6 месяцев с момента формирования полного прикуса молочных зубов (с 2–3 лет).

Благодарим за консультацию Т. Е. Хван, врача-ортодонта Американского стоматологического центра (www.stom-adc.ru)

проблем с сосанием | Клиника медицины усыновления

Сосательный рефлекс — одна из первых и наиболее примитивных реакций младенца на оральную стимуляцию. Когда щекочут губы или щеку, мышцы координируются, чтобы сформировать ответную реакцию сосания, чтобы ребенок мог сосать и координировать работу мышц, необходимых для проглатывания молока.

Рефлекс сосания формируется примерно на 6-8 месяце беременности (беременность). Способность координировать сосание и глотание (способность глотать молоко) формируется примерно в последние 2 месяца перед доношенными родами.Младенцы, рожденные недоношенными, у которых нет последних нескольких месяцев для развития до рождения, могут не иметь этого рефлекса и им может потребоваться помощь для кормления до тех пор, пока рефлекс не разовьется. Эта помощь может включать трубку из носа в желудок для доставки молока. Недоношенному ребенку могут потребоваться недели, чтобы научиться выносить все кормления самостоятельно. Недоношенные младенцы обычно приближаются к ожидаемой дате родов к тому времени, когда они понимают, как самостоятельно сосать и глотать.

В то время как у недоношенных детей могут быть причины плохого сосательного рефлекса, у доношенных детей и детей старшего возраста рефлекс должен присутствовать.Даже у детей с травмами спинного мозга сосательный рефлекс обычно сохраняется. 1 Таким образом, поскольку этот рефлекс присутствует даже при неврологической травме у доношенных детей с проблемами сосания, это может указывать на более серьезные и серьезные неврологические проблемы. Исследования показали, что у младенцев с плохим или отсутствующим сосательным рефлексом обычно наблюдается умеренная или значительная перинатальная гипоксическая ишемическая энцефалопатия (недостаток кислорода во время рождения). 2 Пожалуйста, обратите внимание, что истинная гипоксическая ишемическая энцефалопатия определяется в соответствии с американскими стандартами и сильно отличается от терминов, используемых без разбора во многих восточноевропейских направлениях.Множественные врожденные синдромы связаны с плохим рефлексом сосания, обычно отмечаемым вскоре после рождения.

Возраст на момент направления важен при рассмотрении диагноза проблем с сосанием. Если ребенок еще совсем молод и ему предстоит пройти не так много вех, тогда ребенок с проблемами сосания подвергается ряду рисков для своего будущего потенциала. У более старшего ребенка с историей проблем с сосанием, если проблемы разрешились и ребенок процветает, в этот момент не будет никаких опасений относительно долгосрочного потенциала ребенка.

Сводка

Сосательный рефлекс: основной и примитивный рефлекс, который должен присутствовать у всех неврологически нормальных младенцев. Широкий спектр, но тяжелые формы — это те, которые могут быть упомянуты в предварительном обращении
Способность сосать и координация могут быть плохими у недоношенных детей
Также может быть признаком повреждения мозга и / или синдрома, который может ограничить будущий потенциал ребенка .

Список литературы

  1. Lanska MJ, Roessmann U, Wiznitzer M. Магнитно-резонансная томография при родовой травме шейного отдела спинного мозга.Педиатрия. 1990; 85 (5): 760.
  2. Caravale B, Allemand F, Libenson MH. Факторы, позволяющие прогнозировать судороги и неврологический исход перинатальной депрессии. Pediatr Neurol. 2003; 29 (1): 18-25.

Нам важно ваше мнение!

Пожалуйста, заполните этот опрос по темам здоровья для предоптивных родителей

Обзор сосательного рефлекса у новорожденных

Сосательный рефлекс, вероятно, один из самых важных рефлексов вашего новорожденного.Он сочетается с рефлексом укоренения, при котором новорожденный ищет источник пищи. Когда он его находит, сосательный рефлекс позволяет ему сосать и глотать молоко.

Ваш ребенок делает это, не задумываясь об этом, потому что это врожденный инстинкт, который на самом деле его успокаивает. Однако у некоторых младенцев с этим немного больше проблем. Есть простой способ проверить сосательный рефлекс вашего ребенка и что вы можете сделать, чтобы справиться с проблемами сосания.

Рефлекс сосания

Сосательный рефлекс — это один из семи естественных рефлексов новорожденных, включая рефлекс Моро, хватательный рефлекс, укорененный рефлекс, шаговый рефлекс и рефлекс фехтования.Они необходимы в их первые несколько недель и месяцев жизни. По прошествии месяцев они начинают сознательно выполнять действия и становятся способными контролировать их по мере их развития.

Сосательный рефлекс важен для кормления. Младенцы начинают практиковать его еще в утробе матери, и он полностью развивается к 36 неделе. Вот почему вы могли мельком увидеть, как ваш ребенок сосет большой палец или руку на УЗИ. Это своего рода разминка для реального мира.

Хотя вы можете думать о сосании как о простом процессе, на самом деле это происходит в два этапа.Сначала ребенок держит сосок между языком и небом. Затем он фактически начнет сосать, двигая языком вверх и вниз. Действие — это «сцеживание» молока, которое поставляет пищу.

Проверить рефлекс сосания

Если вы прикоснетесь пальцем, соской или соской к небу ребенка, он инстинктивно начнет сосать. Примерно в возрасте 2–3 месяцев такое сосание будет результатом сознательного усилия, а не рефлекса. Имейте в виду, что каждый раз, когда у вашего ребенка проявляется этот рефлекс, это не обязательно означает, что он голоден.Сосание само по себе успокаивает и приносит удовольствие. У младенцев также есть рефлекс рукопожатия, когда они могут сосать пальцы или руки.

Грудное вскармливание

Некоторые матери медленно начинают кормить грудью, и это может быть связано с тем, что вы не запускаете сосательный рефлекс. В рот ребенку должен входить не только сосок, но и значительная часть ареолы. Если у вас во рту только кончик соска, возможно, он находится недостаточно далеко назад, чтобы стимулировать сосательный рефлекс.Кроме того, молочные пазухи не будут должным образом сжаты языком и челюстью вашего ребенка.

Недоношенные и проблемы с сосанием

Недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую сосательную способность, потому что рефлекс еще не полностью сформирован. Вы можете заметить ряд проблем с сосанием, в том числе:

  • Неорганизованный или неэффективный характер сосания
  • Нарушение формы или движения языка
  • Нарушение синхронизации сосания и глотания с дыханием
  • Ослабленное манжетное уплотнение
  • Нарушение стабильности внутренней щеки

Последний пункт является частью осложнения, которое поражает недоношенных детей, известного как детский респираторный дистресс-синдром (РДС).Младенцы с RDS испытывают трудности с синхронизацией сосания, глотания и дыхания. Это может негативно сказаться на кормлении, поскольку они не выдерживают длительного кормления и быстро утомляются. В результате новорожденный может подвергаться риску плохого питания.

Сосательный рефлекс часто развивается у недоношенных детей в течение первых нескольких недель, даже к тому времени, когда они достигают своего первоначального срока. А пока их кормят через питательные трубки. Исследователи продолжают изучать сосательный рефлекс и его связь с глотанием и дыханием.Есть надежда на разработку возможных методов лечения, которые помогут недоношенным детям лучше развить этот важный навык.

Слово Verywell

Знание того, как работает сосательный рефлекс, может помочь вам решить любые проблемы с грудным вскармливанием, которые могут возникнуть у вашего ребенка. Иногда такие простые вещи, как смена позиции, могут иметь большое значение. Если у вас есть вопросы или вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не получает достаточно еды, обратитесь к врачу. Возможно, вам даже пригодится консультант по грудному вскармливанию.

Рефлексы новорожденного

Корневой рефлекс

Этот рефлекс начинается при прикосновении к уголку рта ребенка. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, чтобы следовать за ним и «укореняться» в направлении поглаживания. Это поможет ребенку найти грудь или бутылочку, чтобы начать кормление.

Корневой рефлекс длится примерно до 4-месячного возраста; затем сменяется произвольным поворотом головы к соску.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс, как и укоренение, является автоматическим действием выживания.Укоренение фактически помогает ребенку подготовиться к сосанию. При прикосновении к небу ребенка ребенок начинает сосать. Этот рефлекс начинается примерно на 32-й неделе беременности и полностью не развивается до примерно 36-недельного гестационного возраста. Следовательно, недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую способность сосать.

Младенцы также имеют рефлекс соприкосновения с ртом, который сопровождается укоренением и сосанием и может сосать пальцы или руки. Иногда можно увидеть, как плод сосет большой палец на пренатальном УЗИ.

Моро Рефлекс

Рефлекс Моро часто называют рефлексом испуга, потому что он обычно возникает, когда ребенок напуган громким звуком или движением. В ответ на звук ребенок запрокидывает голову, вытягивает руки и ноги, плачет, а затем подтягивает руки и ноги к телу. Даже собственный крик ребенка может вызвать этот испуганный рефлекс. Этот рефлекс сохраняется до 2-х месячного возраста.

Тонический шейный рефлекс

Тонический шейный рефлекс часто называют позицией «фехтования».Когда голова ребенка повернута на одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Тонический рефлекс шеи длится от 5 до 7 месяцев.

Рефлекс захвата

Поглаживание ладони ребенка заставляет ребенка сжимать пальцы в захвате. Это сильный рефлекс, который у недоношенных детей еще более крепкий. Хватательный рефлекс длится от 5 до 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского При сильном поглаживании подошвы стопы большой палец ноги сгибается назад к вершине стопы, а остальные пальцы ног расходятся.Это нормальный рефлекс примерно до 1 года.

Шаговый рефлекс

Этот рефлекс также называется рефлексом ходьбы или танца, потому что кажется, что ребенок делает шаги или танцует, когда его держат в вертикальном положении, когда его или ее ноги касаются твердой поверхности. Этот рефлекс исчезает в 2-х месячном возрасте.

Сосательный рефлекс у новорожденных

Знаете ли вы, что связано с сосательным рефлексом? Несомненно, вы много раз видели, что когда вы подносите что-то ко рту ребенка, он реагирует инстинктивно.

Последнее обновление: 19 ноября 2018 г.

Сосательный рефлекс у новорожденных непроизвольный и может быть признаком аномального развития, если он не работает должным образом. Это примитивный инстинкт присутствует у всех млекопитающих, и люди не исключение.

Если вы уже являетесь или собираетесь стать кормящей матерью, узнайте здесь все, что вам нужно знать о сосательном рефлексе.

Что такое сосательный рефлекс?

Младенцы рождаются с основными инстинктами, которые им необходимы для выживания, и хотя они действительно зависят от заботы родителей, врожденные и непроизвольные способности, такие как рефлекс сосания , необходимы для того, чтобы кормление стало возможным.

Младенцы практикуют сосательный рефлекс еще до рождения , в матке. Его можно увидеть на ультразвуковом сканировании примерно с четвертого месяца беременности.

Его можно идентифицировать , когда ребенок начинает сосать большой палец. Однако околоплодные воды также играют важную роль в развитии сосательного рефлекса, который идет рука об руку с глотательным рефлексом.

Этот процесс не следует путать с разновидностью классического кондиционирования; сосательные и глотательные рефлексы настолько древние, что они закодированы в генах человека младенцев , как и у детенышей всех млекопитающих.

Практика позволяет ребенку настроить координацию так, чтобы два рефлекса дополняли друг друга. При рождении ребенок должен использовать сосательный рефлекс в сочетании с глотательным рефлексом , , таким образом, позволяя ему приобретать способность правильно сосать и глотать материнское молоко.

Рефлекс временный

Грудь матери не требуется для определения наличия инстинктивного сосательного рефлекса; приложить палец к губам ребенка достаточно, чтобы он ответил на раздражитель желанием сосать.

Сосательный рефлекс обычно исчезает, когда ребенку от шести до девяти месяцев. Это не означает, что это нормальный возраст для прекращения кормления грудью или что ребенок теряет способность сосать.

На этом этапе младенцы начинают осознавать выполнение своих движений. Это означает, что сосание теперь является добровольным, а не рефлексивным , и что до конца первого года жизни младенцы могут демонстрировать поведение, которое представляет собой отторжение соска или соски, когда у них нет аппетита.

Различные типы сосания у младенцев

Есть два способа классифицировать рефлекс сосания: первый из прямой взгляд на то, как ребенок сосет, и другой, связанный с влиянием рефлекса на мать.

Обе классификации состоят из двух подтипов: зрелое и незрелое сосание и правильное и неправильное сосание соответственно.

Ниже мы объясним каждый из них:

Зрелое сосание

Сосательный рефлекс у младенцев определяется как зрелый, если ребенок сосет от 10 до 30 раз без остановки во время кормления.

Это указывает на то, что у ребенка нет проблем с координацией сосания, глотания и дыхания, и он может без усилий выполнять все три во время кормления грудью.

Неполовозрелое сосание

Это когда ребенок выполняет рефлекс неправильно или с трудом. Это значение можно сделать вывод, когда ребенок сосет от 3 до 5 раз, а затем останавливается, либо для отдыха, либо для дыхания.

Незрелое сосание может быть признаком плохой координации между импульсами, необходимыми для кормления.Когда кажется, что ребенок изо всех сил сосет материнское молоко и не может этого сделать, может возникнуть такая проблема, как короткая уздечка языка.

Правильное сосание

Правильное выполнение сосательного рефлекса является жидким и естественным , и в этом смысле оно не должно вызывать какого-либо повреждения или раздражения материнской груди.

Это обычно относится к зрелому сосанию. Но хотя повреждение груди матери не является обычным явлением при зрелом сосании, иногда это может случиться.

Неправильное сосание

Это когда ребенок болит или повреждает грудь матери . Это может привести к болезненному кормлению грудью или даже появлению инфекции сосков. Если младенец борется с сосанием и имеет недостаточный вес, это может быть признаком короткой уздечки языка.

Важно отметить, что это не обязательно означает патологическую проблему. Незрелое или неправильное сосание может быть из-за раннего использования бутылочек или пустышек, , что может помешать ребенку привыкнуть к форме груди матери.

Другие цели сосательного рефлекса

Процесс сосания не только позволяет ребенку без проблем кормиться. На самом деле это двусторонний стимул. Грудь матери автоматически стимулирует губы ребенка , чтобы начать кормление, и в то же время сосание ребенка стимулирует мать вырабатывать молоко.

Вдобавок ко всему, сосательный рефлекс успокаивает ребенка , в большей степени потому, что контакт с матерью удовлетворяет его потребность чувствовать себя в безопасности, а не из-за самого кормления.

Вот почему младенцы нередко чувствуют себя более комфортно, спя у груди матери, даже когда они не кормятся.

Как это влияет на кормление и питание

Сосательный рефлекс у младенцев — один из самых важных рефлексов, с которым родился ваш ребенок, так как он помогает ему при кормлении.

Сосательный рефлекс связан с рефлексом укоренения. Сначала возникает рефлекс укоренения, позволяющий вашему ребенку искать источник пищи и двигаться к нему. Сосательный рефлекс срабатывает, когда рта новорожденного дотрагивается пальцем, соском или даже соской бутылочки.Когда эта область стимулируется, ваш ребенок начинает «сосать» или извлекать молоко.

Поддержка матерей, кормящих из бутылочки

Сосательный рефлекс у младенцев

Сосательный рефлекс — один из семи естественных рефлексов новорожденных. Эти рефлексы представляют собой непроизвольные движения, которые происходят либо спонтанно, либо в ответ на различные раздражители.

Сосательный рефлекс развивается, когда ребенок еще находится в утробе матери. Возможно, вы даже заметили, что ваш ребенок сосет большой палец или палец во время обычного ультразвукового исследования! Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью развивается примерно до 36-й недели.

сосательный рефлекс у младенцев

сосательный рефлекс у младенцев фактически представляет собой двухэтапный процесс. Сначала ребенок держит сосок между языком и небом. Затем он закроет губы и фактически начнет сосать, двигая языком вверх и вниз. Это действие — сцеживание молока.

К 2–3 месяцам ваш ребенок будет сосать сознательно. Это больше не будет рефлексом.

Вот видео, которое показывает, как выглядит сосательный рефлекс у младенцев:

Проблемы с сосанием у недоношенных детей

У недоношенных младенцев может не быть сильного сосательного рефлекса при рождении.Они также могут быть не в состоянии синхронизировать сосание и глотание с дыханием.

У недоношенных детей разовьется сосательный рефлекс в течение первых нескольких недель после рождения. А пока их, возможно, нужно будет кормить через зонд, который вводят через нос в желудок.

сосательный рефлекс у младенцев

Общие проблемы с сосанием, наблюдаемые у недоношенных детей:
  • Неорганизованный или неэффективный характер сосания

  • Ослабленное манжетное уплотнение

  • Нарушение формы или движения языка

  • Ослабленная стабильность внутренняя щека

  • Невозможно синхронизировать сосание, глотание и дыхание.

Проблемы с синхронизацией сосания и глотания с дыханием могут быть причиной детского респираторного дистресс-синдрома (RDS), осложнения, которое поражает недоношенных. Младенцы, страдающие этим заболеванием, не выдерживают длительного кормления и склонны быстро уставать. Им может грозить плохое питание.

История продолжается

Сосательный рефлекс у младенцев и грудного вскармливания

Сосательный рефлекс важен для того, чтобы младенцы начали грудное вскармливание. Иногда мамам трудно начать грудное вскармливание, и это может быть связано с тем, что вы не запускаете сосательный рефлекс у новорожденного.

Для того, чтобы сработал сосательный рефлекс, необходимо также ввести изрядное количество ареолы, чтобы кончик соска мог касаться нёба ребенка. Неправильное сосание может вызвать болезненные ощущения в сосках, что приведет к болезненному кормлению грудью.

сосательный рефлекс у младенцев

Процесс грудного вскармливания на самом деле является двусторонним стимулом. Грудь матери автоматически стимулирует губы ребенка начать кормление, и в то же время сосание ребенка стимулирует мумию производить больше молока для своего малыша.

Сосательный рефлекс также успокаивает ребенка. Контакт с матерью не только удовлетворяет его потребности в питании, но и удовлетворяет потребность ребенка в безопасности и утешении. Вот почему младенцам кажется наиболее комфортным, когда они спят на груди матери.

Любые проблемы с сосательным рефлексом могут привести к недоеданию у младенцев. Если вас беспокоят рефлексы вашего малыша или вы замечаете, что он не укореняется или плохо сосет, проконсультируйтесь со своим педиатром или консультантом по грудному вскармливанию.

Также ПРОЧИТАЙТЕ: Кормление грудью вашего новорожденного 101: Один час, одна неделя, три месяца

(Источник: Healthline, VeryWell Family)

Сообщение Сосательный рефлекс у младенцев: как он влияет на кормление и питание, впервые появившееся у родителей-азиатов — Ваш путеводитель по беременности, младенцам и воспитанию детей.

Обучение сосанию l Университетские больницы l Северо-восточный Огайо

Язык вашего ребенка играет важную роль в кормлении грудью. Он должен лежать на дне рта кончиком над нижней десной.Когда ваш ребенок прижимается к вашей груди, его язык помогает втянуть ваш сосок и мягко изгибается, чтобы удерживать его на месте во время кормления.

Это упражнение, которое вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, если вам сказали, что язык находится в неправильном положении. Делайте это упражнение перед кормлением грудью. Тренировка сосания больше не требуется, когда ваш ребенок может непрерывно и правильно сосать в течение 10 минут, не меняя положения.

  1. Вымойте руки.
  2. Убедитесь, что ваши ногти гладкие и короткие.
  3. Погладьте середину нижней губы ребенка указательным пальцем, чтобы побудить его / ее широко открыть рот.
  4. Когда ваш ребенок открывает рот, поместите палец ногтем вниз в переднюю часть его рта.
  5. Ваш ребенок будет сосать ваш палец в рот.
  6. Если язык вашего ребенка не изгибается вокруг вашего пальца, погладьте его нёбо (нёбо), затем осторожно надавите на заднюю часть языка вашего ребенка, поглаживая языком вперед.Это немного вытянет ваш палец изо рта вашего ребенка.
  7. Позвольте ему / ей засосать обратно.
  8. Повторите это упражнение 3 раза или пока не почувствуете, что язык выступает над десной.

«Возвращение назад» на языке

  1. Коснитесь щеки ребенка пальцем, двигаясь к его губам. Затем почистите его / ее губы чистым указательным пальцем (ноготь следует обрезать) несколько раз, чтобы побудить его / ее открыть рот.
  2. Помассируйте внешнюю сторону десен ребенка указательным пальцем, начиная каждое движение с середины верхней или нижней десны ребенка и двигаясь в любую сторону.
  3. Когда ребенок открывает рот, с силой надавите кончиком указательного пальца на кончик языка ребенка и медленно сосчитайте до трех, прежде чем ослабить давление.
  4. Ослабьте давление, удерживая палец во рту ребенка, и отодвиньтесь немного дальше по языку, снова надавив на счет до трех.
  5. Сдвинуть язык назад еще один или два раза.
  6. Старайтесь не давить ребенку. Если ребенок давится, обратите внимание, как далеко ваш палец был во рту ребенка.Избегайте этого в следующий раз.
  7. Повторяйте всю «прогулку языком» три или четыре раза перед каждым кормлением.

Выталкивание языка вниз и наружу

  1. Поместите чистый указательный палец стороной с ногтем вниз (с обрезанным ногтем) в рот ребенка, аккуратно надавливая стороной ногтя на язык ребенка.
  2. Оставьте палец в этом положении примерно на тридцать секунд, пока ребенок сосет его.
  3. Медленно переверните палец так, чтобы подушечка пальца оказалась на языке ребенка, и надавите на его язык, постепенно вытягивая палец изо рта.
  4. Повторите это упражнение несколько раз, прежде чем положить ребенка на грудь.

Цитируемые работы

Вамбах, Карен и Риордан, Ян «Грудное вскармливание и лактация человека», пятое издание, Jones & Bartlett, 2016.

Watson Genna, Catherine «Поддержка навыков сосания у грудных детей», третье издание, Jones & Bartlett, 2016.

Укоренение и сосательный рефлекс | Родитель

Определения

Рефлекс укоренения

Рефлекс укоренения присутствует при рождении; он помогает при грудном вскармливании, исчезает примерно в 4-месячном возрасте, поскольку постепенно попадает под добровольный контроль.

Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по постепенно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. Привыкнув реагировать таким образом (при грудном вскармливании примерно через 3 недели после рождения), младенец будет двигаться прямо к объекту, не ища его.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс является общим для всех млекопитающих и присутствует при рождении. Это связано с рефлексом укоренения и кормлением грудью, и заставляет ребенка инстинктивно сосать все, что касается нёба, и внезапно начинает сосать, имитируя естественный способ еды.Действие состоит из двух этапов:

  1. Выражение: Активируется, когда сосок помещается между губами ребенка и касается его неба. Они инстинктивно сжимают его между языком и нёбом, чтобы выпустить молоко.
  2. Доение: Язык движется от ареолы к соску, уговаривая мать проглотить молоко.

Источник: Википедия

См. Также:

Поделитесь своим опытом с детьми и их новыми рефлексами, отправив электронное письмо chatback @ parent24.com .

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку , чтобы получать истории Parent24 прямо на свой почтовый ящик.

Мы живем в мире, где факты и вымысел размываются

Во времена неопределенности вам нужна журналистика, вы можете
доверять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *