Речевая подготовка детей к школе: Речевая подготовка детей к школе
Речевая подготовка детей к школе
Вы здесь
Главная » Новости » Речевая подготовка детей к школе
Back to top
Речевая подготовка детей к школе
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Освоение ребёнком навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это — устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», «Считаем». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.
Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от таких игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке .Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:
Игры, развивающие устную речь ребёнка:
Пополнение словарного запаса
игра «Один-много» (назвать предметы в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа)
Развитие грамматического строя речи
«Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)
«Посчитай» (посчитать предметы по одному, по два, по пять)
«Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет)
«Линеечки» (прошагав пальчиками по словам-линеечкам, составить предложение)
«Составь рассказ»
(составить рассказ по схеме или опорным вопросам)
«Нелепица» (связно рассказать, что неправильно)
Ответить устно, правильно строя высказывание
Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость «как-бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому — пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.
* Учить придумывать смешные истории.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.
Вопрос к специалисту
Ваше имя *
Ваш электронный адрес *
Возраст вашего ребенка
Список выбора *
Выберите специалистаПедагог-психологУчитель-дефектологУчитель-логопедВоспитательИнструктор по ФК
Список выбора времени *
Выберите время оказания услуг9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:30
Список выбора формата *
Выберите формат предоставления услугиОчно (в Службе)Очно (выездная консультация)Дистанционно
Список выбора тематики
Выберите тематику обращенияВозрастные и индивидуальные особенности развития ребенкаорганизация образовательного процессавопросы межличностной коммуникациисопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностьювопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приемных родителей, опекунов, усыновителейвопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением (в т. ч. вопросы получения пособий)вопросы определения и развития способностей и мышления ребенкавопросы компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетямииное (указать в комментарии)
Ваш вопрос
Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Связаться с нами
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье» | Консультация по логопедии на тему:
Консультация
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Речь — это форма мышления. Основная функция речи — общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это — устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», « Возим в цирк». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.
Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.
Поэтому основная роль по развитию речи лежит на педагогах ДОУ: воспитателях, психологах, логопеде.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке — на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:
Игры, развивающие устную речь ребёнка:
* Испорченный телефон.
* Съедобное — несъедобное.
* Назвать любые слова на определённую букву
* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)
* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)
* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)
* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)
* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди. )
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.
Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость »как-бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому — пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.
* Учить придумывать смешные истории.
Как помочь ребенку написать речь (не делая это за него)
1 кредит
Родителям сложно помогать детям с домашним заданием, не делая это за них. Особенно трудно решить, с чего начать, когда ваш ребенок готовит речь к школе.
Вы можете обнаружить, что ваш ребенок больше откладывает начало выступления, чем выполнение других домашних заданий. Это может быть потому, что они беспокоятся об этом.
То, что они хотят сказать своему классу, может повысить уверенность и мотивацию вашего ребенка, когда он произносит речь. Положительный опыт выступления может повысить уверенность в себе в следующий раз, поэтому в некоторых школах систематически обучают публичным выступлениям.
Важно помнить, что публичное выступление состоит из двух частей: написания речи и ее произнесения.
Вот несколько советов, как помочь ребенку с обоими аспектами подготовки.
Написание речи
Во-первых, помогите ребенку найти то, что он хочет сказать своей аудитории.
Когда ребенок выступает перед классом, его слушают, наблюдают и наблюдают его сверстники. Большинство других классных работ читает только учитель. В речи они делятся своими идеями со всем классом.
Вот почему очень важно, чтобы они владели тем, что говорят, и говорили своими словами.
Важно, что они владеют темой (если это свободный выбор темы) или своей позицией, которую они занимают (если тема задана учителем).
Как родитель, сложно помочь своему ребенку найти собственные слова, но очень важно, чтобы вы не писали речь за него.
Помогите им подумать о том, что их волнует и чем они считают важным поделиться со своим классом.
Помимо того факта, что учитель за милю заметит написанную родителями речь, если ваш ребенок не владеет своей речью, он не будет заботиться о передаче идей классу.
Затем помогите ребенку подумать об организации своих идей.
Хорошо иметь зацепку или броское вступление к основной мысли выступления. Это может быть риторический вопрос, анекдот или удивительный факт. Затем они могут подумать о трех основных моментах по теме.
Задавайте ребенку вопросы, которые помогут ему подумать о некоторых примерах или доказательствах, подтверждающих его идеи.
Наконец, помогите им закончить речь. Часто окончание могло вернуться к началу, чтобы закруглить сделанную мысль — своего рода «я же говорил»!
Выступление — 4 совета для родителей
1. Поощряйте ребенка сосредоточиться на донесении своей идеи до аудитории.
Если они сосредоточатся на том, чтобы делиться своими идеями, а не беспокоиться о себе, все сойдется. Поощряйте их думать о том, чтобы смотреть на аудиторию и следить за тем, чтобы все могли их слышать.
2. Практикуйте скорость подачи и время своей речи.
Одна из самых простых вещей для практики, которая имеет большое значение для подачи речи, — это темп.
Самый большой совет — помедленнее. Когда выступающие нервничают, они, как правило, ускоряются, иногда совсем немного, но часто студенты произносят свои речи с головокружительной скоростью, спеша только для того, чтобы закончить это, чтобы они могли пойти и сесть.
Я прослушал тысячи студенческих речей и ни разу не слышал, чтобы они произносились слишком медленно. Но я слышал много звуков, похожих на призывы к скачкам.
3. Поддержите их речь.
Слушайте, как ваш ребенок занимается, когда он чувствует, что готов поделиться с вами, но не подталкивайте его, если он сопротивляется.
Сосредоточьтесь на том, чтобы укрепить их доверие, рассказывая им о моментах, когда, по вашему мнению, они общались с вами как с аудиторией. Цените их шутки или показывайте, что разделяете их чувства по поводу идей, которые им небезразличны.
Ваши дети ищут вашего одобрения — не скупитесь на него.
4. Если они чувствуют себя уверенно, предложите им поработать над нюансами их подачи.
Как только ребенок почувствует себя уверенно в произнесении речи, он может добавить разнообразие и текстуру.
Например, они могут замедлиться, чтобы выделить определенные слова, добавить паузу после вопроса или подумать о некоторых моментах, когда они могут говорить тише или громче.
Вариация добавит интереса к выступлению и поможет привлечь и удержать внимание аудитории. Это также помогает лучше передать идеи вашего ребенка.
Хорошая поддержка требует времени
Трудно найти правильный баланс, когда вы помогаете ребенку подготовиться к речи. Хитрость заключается в том, чтобы понять, что это займет не один присест.
Итак, запланируйте несколько отрезков времени и поработайте над их идеями и энтузиазмом.
Предоставлено
Разговор
Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.
Цитата :
Как помочь ребенку написать речь (не делая это за него) (2022, 16 августа)
получено 1 декабря 2022 г.
с https://phys.org/news/2022-08-child-speech.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
10 способов помочь ребенку подготовить речь
Ваш ребенок приходит домой из школы и объясняет, что ему нужно подготовить речь для своего класса через пару недель. С чего начать? Как вы помогаете им писать и произносить речь наилучшим образом?
Посмотрите последний блог «Создание среды обучения». В этом блоге автор Келли Пизани предлагает родителям и педагогам 10 способов помочь детям подготовить речь. Помните, что если вы считаете эту статью полезной, поделитесь ею со всеми своими друзьями и семьей.
Добро пожаловать в мой следующий блог, посвященный 10 способам помочь вашему ребенку подготовиться к речи. Многие родители чувствуют себя подавленными, когда им приходится помогать своему ребенку писать и выступать перед аудиторией. Это может быть из-за их собственного предыдущего опыта или из-за того, что они не понимают, как структурирована успешная речь и какие навыки презентации важны для того, чтобы речь была интересной.
Ниже приведены мои 10 лучших советов по подготовке успешного выступления:
1. Исследуйте тему
Детям либо дают тему, либо дают список возможных тем, либо дают возможность написать речь о чем угодно. Неважно, как была выбрана тема, важно, чтобы ребенок участвовал в ее исследовании, чтобы достичь более глубокого уровня понимания. Поработайте с ребенком, чтобы попытаться найти фактические доказательства, подтверждающие его точку зрения. Добавление цитат уважаемых профессионалов, текущих статистических данных и текущих новых заголовков придаст их выступлению много содержания.
2. Знайте цель и аудиторию.
Зная цель речи, вы поможете своему ребенку достичь цели задания. Обычно в начальной школе произносится речь, чтобы представить оценку, убедить, проинструктировать, вовлечь, принять участие в конкурсе публичных выступлений или развлечь. Цель речи может быть комбинацией нескольких из них. Речь должна быть написана с учетом цели. Это повлияет на то, что вы вложите в речь и как она будет произнесена.
Не менее важно знать аудиторию. Будет ли это сказано детям, взрослым, внешней судейской коллегии или их комбинации? Это повлияет на тип лексики в речи, типы историй, которые следует рассказать, и тип юмора (если таковой имеется), который может быть включен в речь.
3. Структура выступления и ограничение по времени
В большинстве случаев детям дается строгое ограничение по времени, в течение которого их речь должна быть произнесена. Если оно слишком короткое, в речи недостаточно информации, а если речь идет со временем, значит контента слишком много и его надо пересмотреть. Дети должны произносить свою речь медленно, но целеустремленно. Важно, чтобы они были четкими и использовали интонацию в своем голосе, чтобы подчеркнуть ключевые моменты. Большинство детей нервничают и торопят свою речь. Поощряйте ребенка говорить медленно, так как его речь будет иметь большее влияние, поскольку аудитория поймет, о чем идет речь.
Большинство выступлений должны иметь простую структуру: введение, аргументы с подтверждающими доказательствами и заключение. Используйте ограничение по времени в качестве приблизительного ориентира того, какой продолжительности должна быть каждая часть. 20% времени должно быть на вступление, 70% времени на аргументы с подтверждающими доказательствами и 10% времени на заключение.
4. Важность сквозняка
Важно, чтобы речь ребенка была их речь. Очень легко «взять на себя» и написать то, что, по вашему мнению, они должны сказать. Вам нужно найти способ направлять своего ребенка, но важно, чтобы его идеи определяли способ построения речи. Работайте над одной частью структуры речи за раз. Написание целой речи может быть сложной задачей, поэтому беритесь за небольшой раздел за раз. В идеале введение и заключение пишутся после того, как написана основная часть выступления. Ваш ребенок должен понимать, что речь можно изменять много раз. Его можно даже изменить, когда они отрабатывают свою «законченную речь», поскольку то, что они сказали, может звучать неправильно или звучать неправильно. Речь — это эволюция идей, и детей нужно поощрять вносить множество изменений на протяжении всего процесса подготовки речи.
5. Зрительный контакт
Произнесение речи — это не то же самое, что чтение речи. Многие дети не сосредотачиваются на своих навыках презентации и сосредотачиваются только на написании речи. Зрительный контакт необходим для вовлечения аудитории. Если ребенок не смотрит на аудиторию, можно увидеть, что ему не хватает уверенности, что он недостаточно тренировался, или это может привести к тому, что аудитория потеряет интерес. Если вашему ребенку трудно смотреть на людей в аудитории, предложите ему посмотреть на волосы на головах зрителей. Таким образом, они могут сосредоточиться на волосах людей, а не на их лицах. Зрители не будут знать, что это делает ребенок.
6. Вовлекающее введение
Важно, чтобы введение было увлекательным. Ребенку необходимо привлечь внимание аудитории с того момента, как они начнут произносить свою речь. Имея это в виду, мы не должны поощрять ребенка начинать с «Доброе утро…. или Добрый день…» Первые несколько слов жизненно важны для того, чтобы настроить аудиторию на интересную речь. Если вступление написано после основной части речи, у ребенка будет четкое представление о том, как ее вводить. Как мы можем побудить детей написать интересное введение? Ваш ребенок может захотеть начать с рассказа, в котором подчеркивается то, о чем он собирается говорить. Они могут начинаться со слов «Представь, что ты …..» или «К концу этой речи 500 человек будут…» или «Бах, шлепнуть, хлестать…. .» или «У меня есть секрет…» Их так много. Способы вызвать интерес у вашей аудитории. После того, как ваш ребенок рассказал свою историю и т. д., он может поприветствовать аудиторию. Например, доброе утро, судьи, коллеги и коллеги-участники, сегодня я здесь, чтобы рассказать вам о…».
7. Мощный вывод
Попросите вашего ребенка подумать о том, что он хочет, чтобы аудитория вынесла из его речи. Есть ли четкое сообщение, о котором они хотят, чтобы все подумали? Это то, что они должны включить в заключение. Вопросы в заключении могут стать мощным способом побудить аудиторию задуматься о представленном содержании. Последняя фраза самая сильная. Обычно я предлагаю ребенку задать вопрос, например, что вы будете делать, когда столкнетесь с этим выбором? или сделайте напоминание аудитории, например: «В следующий раз, когда вы выбросите мусор в океан, вспомните все жизни, которым вы подвергаете опасности». Я всегда препятствую этому, так как хочу, чтобы зрители запомнили последнее, что было сказано, и я не хочу, чтобы это было «Спасибо»
8. Использование жестов
Добавление жестов на протяжении всей речи добавит интереса аудитории, а также поможет ребенку подчеркнуть ключевые моменты. Чрезмерное использование жестов может превратить речь в драматическое представление. Общее правило — один жест за 30 секунд. Жесты могут включать в себя использование пальцев при счете, раскрытие ладоней при задании вопроса или движение одной руки при произнесении ключевой мысли.
9. Использование карточек с ладонями
Важно, чтобы ваш ребенок знал свою речь. Если они хотят, чтобы люди слушали, они должны быть вовлечены. Постоянный взгляд на пальмовые карты мешает аудитории оставаться сосредоточенной. Карточки с ладонями следует использовать в качестве напоминания ребенку о следующей части выступления. Мы называем их пальмовыми карточками, потому что речь должна быть написана на маленьких карточках, которые помещаются в ладони. Визитки лучше всего подходят для выступлений. Убедитесь, что пальмовые карточки пронумерованы, чтобы было легче проверить их порядок.