Разное

У новорожденного одно ухо не слышит: Ребенок не прошел аудиоскрининг — причины и что делать дальше

Слышит ли Ваш ребенок?

По данным статистики, ежегодно в России из 1 000 здоровых  новорожденных  1 ребенок рождается с тотальной глухотой. У детей, родившихся недоношенными, с низкой массой тела, с поражением ЦНС, эта цифра увеличивается в 20 раз. Однако, сегодня, глухота — не приговор. Главное вовремя заметить и обратиться к специалистам.

          Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи. А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым. Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

            1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

 Неблагоприятный материнский анамнез:

            1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

            2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

            3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

            1. Недоношенность.

            2.Гестационный возраст более 40 недель.

            3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

            4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

            5. Асфиксия новорожденного

            6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

            7. Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

            8. Внутричерепная родовая травма

            9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

            10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

            11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

            12. Менингит новорожденных.

            13.Лечение ототоксическими препаратами

            Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: «тест прошел» или «не прошел». На этом моменте, подробнее для тех, кто «тест не прошел»: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства. Существуют причины, непрохождения этого теста:

•         Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

•         Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

•         Поражение наружных волосковых клеток

•         Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области — в Областной детский сурдологический центр МКМЦ «Бонум». Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

            Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев. И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии.  Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

  • Цифровая обработка звукового сигнала

  • Точность настройки

  • Многоканальность

  • Программируемость

  • Многопрограмность

  • Направленность микрофона

  • Управление акустическими параметрами

  • Подавление акустической обратной связи

  • Шумоподавление

            Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит. И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент. Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ «Бонум», помогут  Вам справиться со всеми трудностями.

            На сегодняшний день — глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей  с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

             КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ — это система мероприятий и технических средств,  направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

            Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть — речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

  2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

  3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

  4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

 5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

 

·         Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

·         Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

·         Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

·         Отсутствие когнитивных проблем

·         Отсутствие психологических проблем

·         Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

·         Готовность родителей к длительному послеоперационному   реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания  к кохлеарной имплантации являются:

·         Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

·         Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч. )

·         Отрицательные результаты промонториального теста

·         Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

·         Интеллектуальная недостаточность

·         Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

·         Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации  или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.                    

            Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

            Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

            Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: » Маасьа, ся, я дя атя» что означает: «Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку». И это будут самые приятные моменты Вашей жизни. И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент,  когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: «Спасибо за все, милая мамочка». И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы. Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

Скрининг слуха новорожденных | Centrum Słuchu i Mowy MEDINCUS

Результаты скрининга слуха твоего ребёнка неудовлетворительны! Что это означает?

Результаты скрининга ребёнка, выполненного в отделении новорожденных, показывают что во время исследования твой ребёнок не слышал правильно одним или двумя ушами. Это может быть связано с нарушением слуха, но чаще всего причиной является окружающий шум, мазь или амниотическая жидкость в ухе. Эти факторы приводят к неправильным результатам исследования. Это означает, что твоему ребёнку необходимо повторить тест в первом триместре жизни, чтобы исключить возможность  нарушения слуха, требующего лечения.

Помните! Очень важно повторить скрининг или выполнить предварительное диагностическое исследование!

Повторный скрининг может подтвердить или исключить проблемы со слухом. Подтверждение означает, что будут необходимы следующие диагностические исследования в аудиологическом центре. Исключение означает, что во время исследования ребёнок слышал хорошо. Необходимо помнить, что вместе с развитием ребёнка формируются его слуховые умения. С течением времени очень важно наблюдать за развитием слуховых реакций и речи ребёнка в условиях ежедневной игры. Полезным будет “Тест развития слуховых реакций и речи”. Помните, что сомнения всегда требуют объяснения. Поговорите с семейным врачом, спросите его, где можно провести исследования слуха.

Как надо подготовить ребёнка к повторному скринингу или предварительному диагностическому исследованию?

Для получения хороших условий для исследования ребёнку необходимо спать. Также постарайтесь, чтобы у ребёнка был сухой подгузник, запасная распашонки и питье. В таких условиях наверняка удастся выполнить исследование.

Как выполняется повторный скрининг или предварительное диагностическое иccледование?

Основное исследование выполняется так же, как в отделении новорожденных, т.е. при помощи отоакустической эмиссии (ОАЭ) или слуховых вызванных потенциалов ствола мозга (КСВП). Различия только в предварительном опросе, медосмотре и выполнении дополнительного исследования (импедансометрия), которое определяет состояние среднего уха. Благодаря дополнительному исследованию мы можем подтвердить или исключить, например безболезненные изменения после отита, которые требуют лечения. Это происходит при помощи небольшого зонда, который вкладывается во внешнюю часть слухового канала. Исследование несложное, безболезненное и полностью безопасное для ребёнка. Длится оно около 5 минут.

Как часто бывают повреждения слуха у новорожденных и грудных детей?

Серьёзные расстройства слуха у около 2-4 из 1000 новорожденных. У 30% детей с тугоухостью не удается найти причин нарушеия слуха при медицинском осмотре. Дети не находятся в группе риска, в общем здоровые, в семье нет случаев тугоухости, родители не состоят в родстве. Причиной тугоухости ребенка, которая появляется в семье первый раз, может быть генная мутация. Иногда тугоухость может развиться или проявиться в течение первых лет жизни. Некоторые дети могут позже потерять слух из-за перенесённой инфекции, инфекционных заболеваний, менингита, травм головы и т. д. У каждого пятого ребёнка школьного возраста наблюдаются разные нарушения слуха. Большинство из них возникает в результате воспалительных процессов и их можно эффективно лечить при ранней диагностике.

Мы знаем результат предварительного диагностического исследования. Что дальше?

Если мы получим неправильный результат, подтверждённый на консультации врача, необходимо выполнить другие диагностические аудиологические исследования. В результате можно узнать, что у ребёнка неболезненные экссудативные изменения, требующие фармакологического лечения, или устойчивая тугоухость, которая требует многопрофильной реабилитации в слуховых аппаратах.

Помните! Потеря слуха в этот период жизни ребёнка может быть незаметна.

Первые месяцы жизни ребёнка – это, так называемый, “золотой период развития речи”, очень важный для развития будущих умений общаться с окружением при помощи речи. Ребёнок с потерей слуха не воспринимает правильно звуки окружения, и поэтому его умение говорить и усваивать язык значительно ограничено, а часто невозможно. Современные исследования показали, что мозг ребёнка формируется под влиянием слуховых стимулов из окружения, включая речь. У плохо слышащего ребёнка информация из слуховой системы достигает мозг в ограниченный способ. Это может стать причиной уменьшения или необратимой потери слуховых способностей ребёнка. Чем позже раскрыты нарушения слуха и начинается лечебный процесс, тем меньше шансов, что ребёнок научится говорить, поэтому очень важно своевременно выполнять назначенные исследования. Оптимальное время, чтобы окончить диагностические исследования и выбрать правильный способ лечения тугоухости – это первое полугодие жизни ребёнка. Позже шансы твоего ребёнка минимизировать последствия потери слуха, уменьшаются с возрастом, так как уменьшается пластичность мозга и из-за этого понижается эффективность реабилитации слуха и речи.

Мой ребенок не прошел проверку слуха на одно ухо. Что я должен делать?

Никогда не рано проверить слух вашего ребенка. Даже новорожденные дети подходят для диагностических оценок CCHAT. У нас есть целая учебная программа, предназначенная для того, чтобы помочь вашему ребенку преодолеть проблемы со слухом и поступить в общеобразовательную школу.

Но что произойдет, если вы обнаружите, что у вашего ребенка тугоухость всего одного уха?

  • Нуждаются ли в лечении новорожденные с односторонней тугоухостью?
  • Является ли один слуховой аппарат подходящим решением для вашего маленького ребенка?
  • Будут ли со временем естественным образом развиваться их речевые и языковые навыки?

В этом посте мы ответим на эти вопросы. Мы также рассмотрим наиболее эффективные решения для лечения УГЛ.

Односторонняя потеря слуха у младенцев

Односторонняя потеря слуха на самом деле довольно распространена: по оценкам, у 1/1000 новорожденных с этим заболеванием диагностируют при рождении. К моменту школьного возраста примерно 3 из 100 детей частично или полностью теряют слух только на одно ухо.

Если весь слух в пораженном ухе полностью потерян, это часто называют «односторонней глухотой» (ОДГ).

При отсутствии лечения односторонняя потеря слуха может отрицательно сказаться на важных навыках общения и обучения. Некоторые из наиболее распространенных проблем развития включают:

  • Задержки речи и языковых способностей.
  • Трудности в изучении новых языков (например, психолингвистическая дисфункция).
  • Задержка социальной или эмоциональной зрелости.
  • Поведенческие и академические нарушения.

В совокупности эти препятствия могут ухудшить общее качество жизни вашего ребенка — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Вот почему раннее вмешательство так важно.

С помощью лечения right можно улучшить способность вашего новорожденного слышать и общаться. Это может помочь вашему ребенку вести нормальную, продуктивную и счастливую жизнь среди своих слышащих сверстников.

Лечение односторонней потери слуха у детей

В CCHAT наш подход к лечению UHL начинается с диагностической оценки для определения типа и степени потери слуха у вашего ребенка. Ваш новорожденный , а не , должен быть в настоящее время зарегистрирован в CCHAT, чтобы иметь право на эти проверки слуха.

На основании наших выводов мы можем порекомендовать слуховой аппарат (да, даже новорожденные могут носить эти неинвазивные вспомогательные слуховые аппараты).

Мы также можем порекомендовать услуги по патологии речи (SLP), чтобы гарантировать, что коммуникативное развитие вашего ребенка не изменится. Помимо детских аудиологов, у нас также есть логопеды.

Независимо от того, зарегистрирован ваш ребенок или нет, мы можем помочь согласовать потребности вашего ребенка в области слуха с выбранными вами медицинскими работниками.

Для зарегистрированных семей мы также проводим семинары по поддержке родителей и нашу специальную программу Baby & Me.

Проверьте слух вашего ребенка сегодня

Если вы подозреваете, что у вашего новорожденного односторонняя потеря слуха, лучше не откладывать.

Чем раньше вы проведете осмотр вашего ребенка, тем лучше.

Чтобы наши аудиологи на месте проверили слух вашего ребенка в CCHAT, запишитесь к нам на диагностический осмотр сегодня.

Потеря слуха у младенцев Информация | Гора Синай

Глухота у младенцев; Нарушения слуха — младенцы; Кондуктивная тугоухость — младенцы; Нейросенсорная тугоухость — младенцы; Центральная тугоухость — младенцы

Потеря слуха — невозможность слышать звук одним или обоими ушами. Младенцы могут потерять слух полностью или только его часть.

Новорожденных регулярно проверяют на предмет слуха вскоре после рождения, чтобы предотвратить задержку нормальных языковых навыков. В одном тесте маленький наушник помещается во внешнюю часть уха ребенка. Наушник издает щелкающие звуки в ухо ребенка, а микрофон в наушнике улавливает близлежащие звуки. Звуки должны эхом отдаваться в слуховом проходе. Если эха нет, это признак потери слуха.

Причины

Хотя это не является обычным явлением, у некоторых младенцев может быть некоторая потеря слуха при рождении. Потеря слуха также может развиться у детей, которые в младенчестве имели нормальный слух.

  • Потеря может произойти в одном или обоих ушах. Он может быть легким, умеренным, тяжелым или глубоким. Глубокая потеря слуха — это то, что большинство людей называют глухотой.
  • Иногда потеря слуха со временем ухудшается. В других случаях он остается стабильным и не ухудшается.

Факторы риска потери слуха у младенцев включают:

  • Семейный анамнез потери слуха
  • Низкий вес при рождении

Потеря слуха может возникнуть при проблемах с наружным или средним ухом. Эти проблемы могут замедлять или препятствовать прохождению звуковых волн. Среди них:

  • Врожденные дефекты, вызывающие изменения в структуре слухового прохода или среднего уха
  • Скопление ушной серы
  • Скопление жидкости за барабанной перепонкой
  • Травма или разрыв барабанной перепонки
  • Предметы, застрявшие в слуховом проходе
  • Шрам на барабанной перепонке от многих инфекций

Другой тип потери слуха возникает из-за проблем с внутренним ухом. Это может произойти, когда повреждены крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые передают звук через ухо. Этот тип потери слуха может быть вызван:

  • Воздействие некоторых токсичных химических веществ или лекарств в утробе матери или после рождения
  • Генетические нарушения
  • Инфекции, которые мать передает ребенку в утробе матери (такие как токсоплазмоз, корь или герпес)
  • Инфекции, которые могут повредить головного мозга после рождения, например, менингит или корь
  • Проблемы со структурой внутреннего уха
  • Опухоли

Центральная потеря слуха возникает в результате повреждения самого слухового нерва или мозговых путей, ведущих к нерву. Центральная тугоухость редко встречается у младенцев и детей.

Симптомы

Признаки потери слуха у младенцев зависят от возраста. Например:

  • Новорожденный ребенок с нарушением слуха может не вздрогнуть, если поблизости раздается громкий шум.
  • Младенцы старшего возраста, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не реагировать, когда к ним обращаются.
  • Дети должны использовать отдельные слова к 15 месяцам и простые предложения из двух слов к 2 годам. Если они не достигают этих показателей, причиной может быть потеря слуха.

Некоторым детям может не быть поставлен диагноз потери слуха, пока они не пойдут в школу. Это верно, даже если они родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в работе в классе могут быть признаками невыявленной потери слуха.

Экзамены и анализы

Потеря слуха приводит к тому, что ребенок не может слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом будет слышать звуки ниже этого уровня.

Медицинский работник осмотрит вашего ребенка. Обследование может выявить проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут вызвать потерю слуха.

Медицинский работник будет использовать инструмент под названием отоскоп, чтобы заглянуть внутрь слухового прохода ребенка. Это позволяет медицинскому работнику видеть барабанную перепонку и находить проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих теста используются для скрининга новорожденных на предмет потери слуха:

  • Тест слуховой реакции ствола мозга (ABR). В этом тесте используются пластыри, называемые электродами, чтобы увидеть, как слуховой нерв реагирует на звук.
  • Проверка отоакустической эмиссии (ОАЭ). Микрофоны, помещенные в уши ребенка, улавливают близлежащие звуки. Звуки должны эхом отдаваться в слуховом проходе. Если эха нет, это признак потери слуха.

Младенцев старшего возраста и маленьких детей можно научить реагировать на звуки с помощью игры. Эти тесты, известные как аудиометрия визуальной реакции и игровая аудиометрия, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

Лечение

Более 30 штатов США требуют проверки слуха у новорожденных. Раннее лечение потери слуха может позволить многим младенцам быстро развить нормальные языковые навыки. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение следует начинать уже в возрасте 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и причины потери слуха. Лечение может включать:

  • Логопедию
  • Обучение языку жестов
  • Кохлеарный имплант (для пациентов с глубокой сенсоневральной тугоухостью)

Лечение причины потери слуха может включать:

  • Лекарства от инфекций
  • Ушные трубки при рецидивирующих ушных инфекциях
  • Хирургическое лечение структурных нарушений

Перспективы (Прогноз)

Часто потерю слуха, вызванную проблемами в среднем ухе, можно вылечить с помощью лекарств или хирургического вмешательства. Не существует лекарства от потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или нервов.

Насколько хорошо себя чувствует ребенок, зависит от причины и серьезности потери слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также логопедии позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха могут чувствовать себя хорошо при правильном сочетании методов лечения.

Если у ребенка заболевание, затрагивающее не только слух, прогноз зависит от других симптомов и проблем у ребенка.

Когда обращаться к медицинскому работнику

Свяжитесь со своим врачом, если у вашего младенца или ребенка младшего возраста проявляются признаки потери слуха, например, он не реагирует на громкие звуки, не издает звуки или не имитирует их или не говорит в ожидаемом возрасте.

Если у вашего ребенка есть кохлеарный имплант, немедленно свяжитесь со своим врачом, если у вашего ребенка появится лихорадка, ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у младенцев.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им сделаны все прививки.

Беременные женщины должны проконсультироваться со своим лечащим врачом, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Если вы беременны, избегайте действий, которые могут подвергнуть вашего ребенка опасным инфекциям, таким как токсоплазмоз.

Если вы или ваш партнер страдаете от потери слуха в семейном анамнезе, перед беременностью вам может потребоваться консультация генетика.

Эггермонт Дж. Дж. Ранняя диагностика и профилактика потери слуха. В: Eggermont JJ, изд. Потеря слуха . Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2017: глава 8.

Хаддад Дж., Додхия С.Н., Спитцер Дж.Б. Потеря слуха. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Нельсон Учебник педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020:глава 655.

Вор Б. Потеря слуха у новорожденного. В: Мартин Р.Дж., Фанарофф А.А., Уолш М.К., ред. Неонатальная и перинатальная медицина Фанарова и Мартина . 11-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 59.

Последнее рассмотрение: 24.02.2022

Рецензировал: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *