Стихи на звук с для дошкольников: 47 стихов про букву С для детей: изучаем алфавит
Какие стихи лучше использовать для отработки звуков. Из опыта работы логопеда
В нашей работе очень важна заинтересованность детей. Привлечь их внимание может необычная подача материала. Многолетний опыт работы показал: забавное стихотворение запоминается детьми легче, чем длинное объяснение, поэтому для фронтальных занятий пришлось придумывать “нечто интересное и смешное с рифмами”. Так появился цикл стихов о звуках.
Чтение каждого стихотворения сопровождаю показом предметных или сюжет¬ных картинок; использую также пальчиковые и кукольные театры, фланелеграф.
Текст каждого стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также определенным лексическим или грамматическим материалом. Таким образом, параллельно с работой над звукопроизношением идет большая словарная работа.
Стихи про гласные звуки
Гласные звуки
Этих звуков только шесть
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
[А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] —
Вот такие все они.
Нет для них нигде
преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
— [А]! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
Удивленно тянет он:
“А…” Забывчивый какой!
[У] надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда —
Будет дуться до обеда!
[И] — улыба, весельчак,
Он смеется звонко так!
На широком язычке
Скачет звук, как на седле!
Вот в задумчивом сомнение
[Э] высказывает мнение:
“Э-э-э… Не знаю, что
сказать.
Может, лучше помолчать?”
Округлив большие губы,
[О] прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул,
Спинку выгнул.
“О-о-о…” — вздохнул.
[Ы] хоть гласный, но
тихоня,
Все зевает он спросонья:
“Ы-ы-ы… Поспать еще
часок… Или, может, выпить сок?..”
Гласный звук [А]
Звук играет в прятки
Звук [А] ушел от нас вчера,
Ему наскучили слова.
Решил он спрятаться
в кусты,
Но были те не так густы.
Мы отыскать его смогли,
Нам в этом гуси помогли.
Они кричали: “Га-га-га!”
А эхо вторило им: “А-а-а”.
Проснулся пес цепной
Азор
И, устремив на куст свой
взор,
Залаял громко: “Ав! Ав!Ав!”
И был, конечно, очень
прав!
Ведь, не найди мы звука
[А],
Какими стали бы слова:
АРБУЗ, АРТИСТ, АКУЛА,
ПЛАН,
ПАЛЬТО, КАРМАН
и БАРАБАН?
Что ела детвора?
Рот пошире открывай,
Звук погромче распевай.
Петь мы будем, детвора,
Гласный звук веселый [А]!
Мы его везде найдем
И с собою заберем!
Вот расплакалась Алина:
“А-а-а!..
Не стану есть малину!”
А за нею детвора
Закричала громко: “А-а-а!..”
“Есть мы будем:
АПЕЛЬСИН,
АНАНАС, АЙВУ,
АНИС.
Мы на завтрак подберем:
АРТИШОК, АРБУЗ,
КОКОС. ..”
“Нет! — воскликнула
Алина,—
[А] в кокосе не нашли мы.
И поэтому кокос
нам заменит АБРИКОС!»
Звук из трубы
Этот звук найдем
в тру-у-бе,
На большущем корабле,
Что уйдет сегодня в море.
“У-у-у;” — гудит он
на просторе.
Мороз и волки
“У-у-у! — сказала, ёжась,
Зина,
— Ну, зимой и холодина!”
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: “У-у-у…”
Почему сердита утка?
УТКА ужасно сердита
с УТРА:
Куры не дали УСНУТЬ ей
вчера.
Громко кудахтали,
крыльями били,
Зерна в кормушке без
толку делили,
Пересыпали в большое
ведро
И относили к себе
на гумно.
Только напрасны были
труды:
В ведре не заметили куры
дыры.
Струйкой стекало зерно
из ведра,
Рядом — у крысы-соседки
нора.
Крыса зерно собирала
в мешок,
Будет на УЖИН каши
горшок.
Доскажи словечко
Красный клюв, из перьев
шубка,
Ну, конечно, это… (утка).
Возводит дом для нас
строитель,
А у доски стоит…
(учитель).
Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил… (урок).
Весь в чернилах озорник,
Он неважный… (ученик).
Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал …
(утюг).
Весело играла скрипка,
на лице у всех… (улыбка).
Над котом кружилась муха,
Навострил Василий… (ухо).
На редкость сытна
и вкусна
Из окуней и щук… (уха).
Свернулись под кустом ежи,
А рядом — скользкие…
(ужи).
Решить задачу можно
мудро,
Когда настанет в доме…
(утро).
Гласный звук [И]
Имена
На звуке [И] улыбаемся мы
И вспоминаем без труда
На звуки [И] мы имена:
Иван, Икар, Илона, Инга,
Илья, и Игорь, и Иринка.
Еще есть Инна иль Инесса,
Она красива, как
принцесса!
Истории про Ингу и Илью
Годы школьные пройдут,
Мы закончим ИНСТИТУТ.
Инга будет, например,
Знаменитый ИНЖЕНЕР.
А в газетах про Илью
Мы прочтем ИСТОРИЮ.
Как Илья поплыл в Алжир,
Закупать для нас ИНЖИР.
Там просили все Илью
Дать для прессы
ИНТЕРВЬЮ.
Храбрый Борис
Издавая жуткий звук,
Бородой трясет ИНДЮК.
Отнимает у Бориски
Из пакетика ИРИСКИ.
Но не так-то просто вдруг
Взять Бориса на ИСПУГ.
У него движенья быстры,
А в глазах от гнева
ИСКРЫ.
Доскажи словечко
Не зашьем мы дыры без…
(иглы).
[И] подставив к названью реки,
Мы получим, размыслив
слегка,
Птицы чудной название …
(иволга).
Вот на веточках в сильный
мороз
Как защита от зимних
угроз
Одеяла и пуха нежней
Серебрится иголками. ..
(иней).
Вот печально и красиво
Над водой склонилась…
(ива).
Рядом над водой повис
Сладко пахнущий… (ирис).
Подошел к концу июнь,
Вслед за ним идет… (июль).
Гласный звук [Ы]
Операция “Ы”
Ожидает всех нас.
Совершить нам ее
Предстоит в первый раз.
Звуки гласные знаем,
Их умеем искать.
Вот и этот звук сможем
Мы в словах выделять.
Надо только подумать
И дать верный ответ:
В слове БУСЫ откуда
Шлет он детям привет?
Постеснялся быть первым,
Примостился в конец.
В слове СЫН в серединку
Перешел удалец.
Долго, долго искали
Мы в начале его.
Только время теряли —
Не нашли ничего!
ДЫМ, КАМЫШ, СЫР,
КОПЫТО, МЫЛО, БЫК,
ПЫЛЕСОС,-
Серединку звук выбрал.
Ну, какой с него спрос?
Там же спрятался
скромник:
МЫШКА, РЫБКА,
БЫЧОК.
А в начало не хочет!
Почему? Невдомек!
Замыкающим вышел:
ГОРЫ, НОРЫ, СТОЛЫ,
ЗВЕЗДЫ, ГРОЗЫ,
СТАКАНЫ,
ШТОРЫ, КАРТЫ,
ШАРЫ
САМОЛЕТЫ, ВЕРБЛЮДЫ,
ИСКРЫ, ЗАЙЦЫ,
СЛОНЫ.
Подружитесь с [ы], дети,
Ведь все буквы нужны!
Гласный звук [О]
Осип и осы
ОСЛИК брел крутой
тропой,
Торопился ОН домой.
ОСИП правил им умело
И шагал по тропке смело.
Для себя и для друзей
Вез он ящик овощей.
Каждый ОВОЩ — прямо
с грядки,
В образцовом был порядке.
Щедрой ОСЕНИ дары
Дождались своей поры.
А еще на дне тележки
В сумке прыгали орешки.
ОСИ в той тележке пели,
А колеса в такт скрипели.
Но, как ОБЛАКО, вокруг
Закружили ОСЫ вдруг.
“Ой!” — вскричал в испуге
ОСИП
И, поводья сразу бросив,
Прыгнув, словно кенгуру,
Побежал он к ОЗЕРУ.
Напугав своих соседей:
Машу с Колей, ОЛЮ
с Федей,—
В ОМУТ кинулся шальной,
Окунувшись с головой.
ОСЫ тут же улетели,
В воду лезть не захотели.
Ну, а вскоре наш герой
Показался над водой.
Помахал он всем рукой
И отправился домой.
Доскажи словечко
Ветер лист бросает оземь,
Значит, наступила… (осень).
Если ты готовишь щи,
Не забудь про… (овощи).
Закрепив меж реек стекла,
Рамы превратились в…
(окна).
Травку щиплет серый
козлик,
Рядом с ним пасется…
(ослик).
Словно гладь стекла была
Вся поверхность… (озера).
Порыбачив здесь два дня,
Мы поймали… (окуня).
Гласный звук [Э]
Трудные слова
Как удержишь в голове
Все слова на гласный [Э]?
Их так трудно отыскать,
Но еще трудней сказать:
ЭЛЕВАТОР, ЭСКАЛАТОР, ЭТАЖИ и ЭКСКАВАТОР,
ЭМУ, ЭДИК, ЭСКАЛОП,
ЭРКЕР, ЭЛЬФ и ЭФИОП.
А еще ведь есть ЭСТРАДА, ЭТАЖЕРКА, ЭСТАКАДА,
ЭСТРАГОН, ЭТЮД,
ЭСКИЗ,
ЭММА, ЭХО, ЭПИКРИЗ.
Мы старались, мы учили
И зубрили их, зубрили,
Но противные слова
Не давались часа два!
Наконец, мы их поймали
И в один стишок собрали.
Получился винегрет:
Много слов, а смысла —
нет.
Чтоб построить
ЭЛЕВАТОР,
Пригласили
ЭКСКАВАТОР.
С ним приехал ЭКИПАЖ,
Заселил он весь ЭТАЖ.
После смены, очень смело,
Мальчики взялись за дело:
Без ЭСКИЗОВ, взяв
фанерки,
Смастерили ЭТАЖЕРКИ.
Не надеясь на награду,
Сколотили и ЭСТРАДУ.
ЭВКАЛИПТЫ притащили,
Возле дома посадили.
Не забыли ЭСТРАГОН,
Посадили на газон.
А в ближайшем магазине
ЭСКАЛОПЫ взяли Зине.
Зина та —
ЭКСКУРСОВОД,
Что ЭКСКУРСИИ ведет.
Мальчики в музей успели,
ЭКСПОНАТЫ посмотрели,
И под вечер всей гурьбой
ЭКИПАЖ пришел домой.
У ЭКРАНА все присели,
ЭСТАФЕТУ посмотрели.
Вот таким тот был денек.
Все. Чуть позже —
ЭПИЛОГ.
Не прошли и две недели,
ЭЛЕВАТОР сдать сумели.
Сели быстро все
В ЭКСПРЕСС,
Путь держа на ЭВЕРЕСТ.
Что такое эскимо?
Длинноногий страус ЭМУ
Составлял доклад на тему:
“Что такое ЭСКИМО
И зачем вообще оно?”
Рассуждал он очень просто
И вопрос поставил остро:
Почему же ЭСКИМОС
От него воротит нос?
Может быть, оно вредно,
Как табак или вино?
Но его же во всем мире
Рекламируют в ЭФИРЕ!
На ЭКВАТОРЕ, в Алжире,
Мозамбике и Заире,
На прогулках и в кино
Дети любят ЭСКИМО!
Удивлялся страус ЭМУ,
Освещая эту тему.
Ясность внес сам
ЭСКИМОС,
Так ответив на вопрос:
— На ЭКВАТОРЕ,
в Алжире,
Нет мороза и в помине!
А вот нас снега и лед
Окружают круглый год!
Интересные слова
Интересные слова:
ЭТА, ЭТОТ, ЭТО. Да?
Если много, будут — ЭТИ.
Вы запомните их, дети!
ЭТА кукла, рыбка, мышка.
ЭТА кошка и мартышка,
Мачта, краска и стена,
Галка, верба и весна.
ЭТА рыбка золотая,
ЭТА кошка очень злая,
ЭТА мышка-непоседа,
ЭТА кукла ждет обеда.
Ну, а ЭТОТ стол и крот,
Дом, корабль, актер и рот,
Слон, моряк, петух, мешок
Чайник, веник и горшок.
ЭТОТ дуб растет в лесу.
ЭТОТ стул я в дом несу.
ЭТОТ слон жует конфетку.
ЭТОТ кенар сел на ветку.
ЭТО зеркало, задание,
Горе, море, утро, здание,
Полотенце, эскимо,
Солнце, блюдо и трюмо.
ЭТО зеркало кривое,
ЭТО блюдо золотое,
ЭТО солнце очень жжёт,
ЭТО тесто маму ждет.
ЭТИ ножки, глазки, ручки,
Кости, двери, звери, тучки,
Брюки, вафли, грабли, пни,
Кони, ножницы, огни.
ЭТИ ножки так устали!
ЭТИ глазки заморгали.
ЭТИ ручки мы помыли.
ЭТИ звуки мы учили!
Стихи для отработки согласных звуков
Звуки-бойцы
Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
То подъем, а то овраг,
Крепость здесь построил
враг.
А за ней — крутая горка,
Спуск, забор, в заборе —
щелка.
Где ж находится все это?
Жду сейчас от вас ответа…
Да, преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
Победить должны их звуки,
Нету времени для скуки!
Понимаем мы прекрасно:
Звуки бьются не напрасно!
Ведь без шума той войны
Будут звуки не слышны!
Там в борьбе родится звук,
Не знаком ему испуг.
Как зовутся те бойцы,
Удалые молодцы?
А друзья ну просто
классные!
Это звуки согласные!
Звуки [П], [П’]
Губки сжались крепко,
крепко!
Словно сжала губки
скрепка.
Как же звуку здесь пройти?
Ведь плотина на пути!
Звук прорвался сквозь
преграду
И достался нам в награду.
Мы его произнесли,
Но без голоса, увы!
[П] – глухой взрывной
согласный,
Любит быть он рядом
с гласной:
Уп и ип, ал и оп:
СУП и СКРИП, КАП
и СТОП.
Пу и па, пы и по:
ПУЛЯ, ПАЛКА, ПЫЛЬ,
КАШПО.
Может твердым быть, как камень:
ПУШКА, ПОЛ, ПАРКЕТ
И ПАРЕНЬ.
Или мягким, словно пух:
ПЯТЬ, ПЕСОК, ПИСЬМО, ПЕТУХ.
Вспомним быстро те слова,
Где в начале было [ПА]:
ПАПА, ПАСТА, ПАРТА,
ПАР,
Слышу [ПА] — пишу
пожар.
А теперь на [ПО] слова:
ПОЛКА, ПОЛЕ, ПОЧКА.
Да?
Где же [ПУ] в словах
найти?
ПУМА, ПУХ, ПУШОК,
ПУТИ.
Ну, а [ПЫ] — в ПЫЖЕ
и ПЫШКЕ,
ПЫЛЕСОСЕ,
ТОРОПЫЖКЕ.
[П’Э]: ПЕНАЛ, ПЕЧЕНЬЕ,
ПЕРЬЯ,
ПЕРСИК, ПЕТЯ, ПЕНА,
ПЕСНЯ.
[П’И]: ПИНГВИН,
ПИРОГ, ПИСТОН,
ПИЛКА, ПИВО И ПИОН.
Петрушки в гостях у ребят
В гости к нам пришли
Петрушки,
Принесли они
ПАМПУШКИ,
ПИРОГИ и ПЫШКИ.
— Кушайте, мальчишки!
И девчонок не забыли,
Им подарки накупили:
ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.
— Кушайте, подружки!
Угощения на славу
На столе стоят по праву!
Но Петрушки неспроста
Принесли их нам сюда!
Проведут они опрос:
— Кто ответит на вопрос:
Звук какой стоит, дружок,
Первым в слове
ПИРОЖОК?
Он такой же и
в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще
ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий
тающий,
Словно пух, в окно
влетающий
— Звук немного изменился
Перед вами извинился.
Стал другим в словах:
ПАМПУШКИ, ПАПА, ПАСТИЛА
и ПЛЮШКА.
Уловили?
Стал он твердым.
Важным, пыхающим,
гордым!
Но при этом все ж
ПАМПУШКА, ПРЯНИК, ПАСТИЛА
и ПЛЮШКА
Так же свежи и вкусны,
Не черствы и не пресны!
Звуки [Б], [Б’]
У нас в гостях Буратино
Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ,
БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук какой лежит на дне?
Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути — он согласный.
Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ
и БИЛЕТ
А под ними звук другой,
Мягкий! Знаешь ли, какой?
Эти звуки: [Б] и [Б’] —
Надо нам в словах
найти.
Вот послушайте стишок,
Слов найдете вы мешок!
Мишка и белки
Бурый мишка лег в БЕРЛОГУ,
БОРМОЧА, что БЕГАЛ много.
БРОСИЛ взгляд он
на дорогу.
Видит: гости у порога.
Ба! Кого я вижу?
БЕЛКИ!
Наигрались вы в горелки?
Те, треща наперебой,
Завалились всей гурьбой:
— БЕЗЗАБОТНО мы
скакали,
Злого волка не видали.
БОМ! — Упала шишка
с ветки.
БУХ! — Ну разве мы так
метки?
БАМ! — И по лбу угодили
Мы зубастому громиле!
Он поклялся нас поймать,
Всем хвосты поотрывать.
И теперь боимся мы
За грибами слезть с сосны!
Ты за нас замолви слово,
Защити от волка злого!
А уж мы тебе малины
Наберем полны корзины.
БОЧКУ меда принесем
И в БЕРЛОГЕ приберем.
Доскажи словечко
Шерсти целая гора,
Щиплет травку он с утра.
Круторог, драчлив, упрям.
Любит жить в степи…
(баран).
Нас поднимет в час любой,
Не допустит в службе сбой.
Лежебок и сонь противник,
А зовется он. .. (будильник).
Словно девица-краса,
Ниже пояса коса.
Зеленеет возле леса
Белоствольная … (береза).
В ней хранят компот
и джем,
Сок, томат, повидло, крем.
Ненадежна, правда,
склянка,
Ведь недаром это… (банка).
Примостилась на пенек.
Хвост как рыжий огонек.
Беззащитна, с виду мелка,
Но ловка, прыгуча…
(белка).
Маслянисты и румяны,
Жить не могут без
сметаны.
Ароматны и вкусны
Ноздреватые… (блины).
Не забудь его купить,
Контролеру предъявить,
По нему держать ответ,
Потому что он… (билет).
Толстокож, но не урод,
У него огромный рот.
Очень много он жует,
А зовется… (бегемот).
Роет землю, словно плуг,
Скромный труженик…
(барсук).
Дифференциация звуков [П] — [Б]
Звуки-буки
Сжали губки эти звуки.
Фу! какие они буки!
Не хотите говорить?
Рот придется приоткрыть!
Вот звук (П] — всегда
глухой
И застенчивый такой!
Знаем мы, что он
согласный
И стоять везде согласный:
И в начале, и в середке,
И, конечно же, в конце.
А вот [Б] — совсем другой,
Ты сейчас поймешь какой!
Звонкий — лишь в начале слова:
БЫК, БАТОН, БИЗОН,
БАГРОВО.
В серединке — не всегда:
Шибко, робко, рыбка. Да?
А в конце вот — никогда!
Здесь возможна с ним беда!
Гриб, зуб, столб, клуб.
Он не звонок стал, а глух.
Но зато — грибы, столбы —
Снова звонко слышим мы.
Беличьи проблемы
Прибежали белки к мишке,
Попросили сбросить
шишки:
— Помоги нам, дорогой,
Елку потряси с сосной!
На носу уже зима,
И припасов нужна тьма!
А у нас в кладовках пусто,
Ведь грибов в лесу
не густо!
Были желуди, и те
Уступить пришлось свинье!
Вот поднялся косолапый,
Размахнулся мощной
лапой —
Только гул стоит в бору,
Шишки сыплются в траву.
Собирают белки шишки,
Говорят “Спасибо!” мишке.
— Не страшна теперь зима,
Все заполним закрома!
- «Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда.»
Статья из журнала «Дошкольное воспитание».- Файл в формате Word (40 Кбт),
- Тот же файл в zip-архиве (15 Кбт).
От звука к букве, или Утилитарный взгляд на поэзию для детей
1.
«Улавливание» и усвоение звуков речи – важнейшая задача того возрастного периода, когда малыш начинает говорить. При этом важно, что маленький ребенок чувствителен к звуковому ритму и реагирует на рифмы, через которые более отчетливо и выразительно проявляются те или иные звуки. Ритм и рифма удерживают детское внимание. Поэтому у родителей не возникает никаких сомнений, что книжный путь малыша должен начинаться с потешек и коротких стишков.
Но по мере того как ребенок растет, стихов в его жизни становится все меньше и меньше. Иногда это исчезновение носит «идеологический» характер и распространяется даже на сказки в стихах.
Один продвинутый папа с гордостью говорил, что его четырехлетняя умница-дочка «все эти складные сказочки давно переросла и слушает только толстые книги». А иногда никакой идеологии за исчезновением стихов не стоит – просто самому взрослому интереснее читать «толстые книги», какие-нибудь сказочные повести. Даже если ребенок просит читать ему одну и ту же книгу по несколько раз, длинная история не успевает приесться взрослому так, как это случалось с короткими рассказами и сказками в стихах.
Но ребенку – даже подросшему, слушателю длинных сказочных повестей – очень нужны стихи. Не будем вдаваться в рассуждения о прекрасном, а посмотрим на них с практической, утилитарной точки зрения – потому что стихи готовят дошкольника к самостоятельному чтению.
2.
В 60-х годах прошлого века отечественные психологи пришли к выводу, что в основе умения читать лежит не знание букв, а так называемый развитый фонематический слух, т. е. способность различать и выделять в словах звуки (или, точнее, фонемы). Фонема – это обобщенный звук. У разных людей могут быть индивидуальные отличия в произнесении, например, звука «о». Но во всем этом многообразии мы все же выделяем нечто общее, некое среднее «о», которое позволяет нам отличить слово «дом» от слова «дам» или слово «Бом» от слова «Бим». Звуков в силу индивидуального характера их звучания великое множество, а фонем в языке ограниченное число. Они все пересчитаны и имеют названия, как элементы таблицы Менделеева.
Это была своего рода революция в представлениях об обучении грамоте. До нее детей всегда учили читать, используя метод «от буквы к звуку»: сначала показывали ребенку букву, потом говорили, как эта буква «читается», а затем обучали буквы сливать. И читали дети сначала по слогам, и только потом переходили к словам, не разбитым на слоги. Сливать буквы – это была первая сложность, с которой сталкивались и сталкиваются дети. Увидеть за слогами целое слово – другая сложность.
И вдруг оказалось, что этот способ обучения – через последовательное сливание букв – противоречит физиологии процесса чтения.
Эксперименты, фиксирующие движение глаз и речевого аппарата во время чтения, показали, что читаем мы, не последовательно двигаясь от буквы к букве, как считалось раньше, а совсем иначе. Наш глаз во время чтения движется «с опережением»: он ищет букву, которая обозначает гласный звук, а потом возвращается назад, к букве, обозначающей согласный звук. И голосовые связки заранее «настраиваются» на гласный – до того, как мы начали его произносить. Только после этого наш мозг «выдает» решение – как читать слог или слово.
Такой механизм чтения обусловлен особенностями русского алфавита. Как известно, буквы в нашем алфавите должны изображать звуки (если быть точным, фонемы). Но букв недостаточно: не каждой фонеме соответствует своя, отдельная буква. «Р» и «РЬ», согласно лингвистике, – это две разные фонемы. Поэтому и букв, по идее, должно быть две: одна – для твердой фонемы, другая – для мягкой. Но в нашем алфавите для них предусмотрена всего одна буква Р (ЭР). Названия букв часто не соответствуют звучанию фонем.
И когда мы видим в слове букву Р, мы не знаем, как именно нужно ее прочитать – твердо или мягко, – до тех пор, пока не увидим следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если видим РО(В) – читаем твердо. Если видим РЁ(В) – читаем мягко.
Но чтобы задаться таким вопросом: «Как прочитать букву – твердо или мягко?», нужно знать о существовании твердых и мягких согласных. И, конечно же, о существовании гласных. То есть для начала их нужно уметь «слышать» в словах – различать, выделять. В ходе экспериментов психологи выяснили, что если детей сначала тренировать на различение звуков в словах, то они потом намного быстрее осваивают чтение.
Это похоже на упражнения с пирамидкой. Прежде чем малыш научится собирать пирамидку, он должен научиться снимать колечки со стержня. Сначала ребенок учится расчленять звучащее слово на звуки, а потом учится «собирать» написанные буквы в целое слово, сливать звуки, изображенные буквами, в слова.
Иными словами, революция в обучении грамоте заключалась в том, что на смену принципу «от буквы к звуку» пришел принцип «от звука к букве». Стало ясно, что перед тем как приступить собственно к знакомству с буквами, нужно всеми возможными способами развивать у детей фонематический слух – их способность снимать звуковые колечки со словесного стержня.
3.
Есть дети, которые сами очень рано научаются читать. Как это происходит, никто не знает.
Возможно, эти дети от природы одарены фонематическим слухом, как другие дети – слухом музыкальным. (Возможно, из таких детей впоследствии вырастают поэты.)
Но это исключения из правила. Обычно детей учат читать родители. А они, как правило, увлекаются буквами. Это объяснимо: буква – «предмет», нечто материальное. И, вроде бы, понятно, как по поводу букв общаться с ребенком: разглядывать их на картинке, отыскивать в тексте, рисовать, лепить, из веревочек выкладывать. По общему убеждению, чем раньше ребеночек узнает буквы, тем раньше научится читать. Иногда такое и правда случается. Но в большинстве случаев дети, к трем годам узнавшие все буквы, читать так и не начинают.
И вряд ли стоит по этому поводу расстраиваться и заставлять ребенка страдать над букварем в его четыре года на том основании, что «так делают все».
Гораздо плодотворнее будет вспомнить про революцию в обучении грамоте, которая произошла 60 лет назад, вспомнить про фонематический слух, про принцип пирамидки – и взять за правило с раннего возраста, без всяких перерывов, непременно читать ребенку перед сном стихотворение.
Ведь стихи – это концентрированное взаимодействие звуков. Это форма языка, содержанием которой часто является звуковая игра.
Взял я зонт,
будто прут,
И по Ветру
хлоп, хлоп!
Ну а Дождь –
тут как тут:
Мне с размаху
в лоб, в лоб!
(Тим Собакин)
Это стихотворение можно «прописывать» для отработки парных согласных звуков и интенсивного движения губ: Т, П, Б! (Понятно, что для поэта чередование согласных работает на образ: мы прямо физически ощущаем толчки и хлопки ветра. )
Вот еще один пример:
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
… … … … … ….
Раз-два-три, огонь зажжен –
Кочерыжка, выйди вон!
(Марина Бородицкая)
Это же какая концентрация шипящих (естественно, работающих на образ: на плите булькают, кипят, шипят щи!). Это ж какое счастье для логопеда!
А вот Р (злополучное):
Разбегаюсь и лечу,
За собою след черчу.
Есть и крылья, и мотор!
Ну а неба – целый двор!
(Юлия Симбирская)
По строению такие стихи часто тяготеют к считалкам (собственно, в названии стихотворения Марины Бородицкой – «Щи-талочка» — это и обыгрывается).
Умение воспринимать стихи развивает способность по-новому слышать речь, обращать внимание на ее звуковую сторону. Если вы не отодвинули стихи в сторону и позволили им «расти» вместе с ребенком – усложняться по форме и содержанию, вы почти наверняка обеспечили своему малышу развитие фонематического слуха.
И когда ваш ребенок в один прекрасный момент спросит вас, какая это буква, как она читается, его новое знание ляжет на его умение различать и вычленять в словах звуки. Вполне возможно, от вас больше ничего и не потребуется (ну, может, прочитать ему какую-нибудь азбуку в стихах) – пятилетка сам откроет для себя механизм слияния букв.
А вы лишний раз убедитесь в том, что искусство и в виде детской поэзии – действительно сила.
Марина Аромштам
Прослушать — Архив детской поэзии
Учебный ресурс
Слушайте
Как и музыкальное произведение, стихотворение нужно снять со страницы, чтобы его произнесли и услышали. Для маленьких детей большая часть удовольствия заключается в звучании стихотворения, в то время как дети постарше часто не возражают, если они не полностью понимают стихотворение, которое слышат.
С большинством стихотворений лучше всего знакомиться сначала на слух. Чем больше мы слушаем поэзию, тем больше мы настраиваемся на то, как смысл передается через звук.
В свободное время
Не торопите детей давать предписанный ответ на стихотворение. Убедитесь, что у них есть время, чтобы проникнуть внутрь и отреагировать по-своему.
СОВЕТ: помните, что поэзия — это «медленная» форма искусства. Некоторым стихам нужно время, чтобы раскрыть свой смысл. Семена поэзии, которые вы посадите сейчас, могут принести плоды через много лет.
«Поэзия лежит мертвой на странице, пока какой-нибудь голос не оживит ее». Бэзил Бантинг, поэт
Попробуйте это
Дождитесь поэта
Прочтите стихотворение, послушайте исполнение других чтецов – и только , затем послушайте поэта. Обсудите, как изменилось настроение и смысл.
Вот несколько примеров:
Представьте себе.
Попросите детей закрыть глаза и представить сцену, которую вы читаете. Вы можете сначала смоделировать это с другим стихотворением, рассказывая им, что вы видите после каждой строки. В конце концов, дети могли рисовать или писать о своей сцене.
Вот несколько примеров:
Послушайте.
Прочтите стихотворение, создающее звуковой пейзаж. Попросите детей обратить внимание на все различные звуки, которые он описывает. Они могли бы попробовать создать, а затем записать «саундтрек к стихотворению».
Вот пример:
Почувствуй себя первым.
Пусть дети почувствуют и поразмышляют над чем-то, прежде чем рассказывать об этом стихотворение.
Вот пример:
Нет лайков.
Избегайте вопроса, вам понравилось это стихотворение? (Хотя дети все равно могут рассказать вам, особенно если они этого не сделали!) Вместо этого поощряйте их думать о том, что они услышали, увидели и почувствовали.
Все присоединяйтесь!
По мере того, как вы продолжаете читать стихотворение, побуждайте их присоединиться к вам, особенно если есть рефрен, повторяющаяся строка или явная рифма в конце.
Я знаю это чувство.
Соберите несколько стихотворений на определенную тему. Перед прочтением обсудите тему и попросите детей записать свои мысли или чувства по этому поводу. Прочитайте стихи, затем попросите детей выбрать одну строчку или фразу, которая лучше всего соответствует их собственному представлению или чувству по этому поводу. Затем спросите их, кто бросает вызов их идеям?
Назовите это стихотворение.
Прочитайте стихотворение, не называя названия, затем попросите детей предложить несколько вариантов. Раскройте настоящее название и сравните предложения детей. Как каждое из них меняет смысл стихотворения?
Вот несколько примеров:
Уголок для прослушивания.
Для стихотворений с яркими образами дети могут выбрать серию изображений и создать иллюстрации или раскадровку.
НАГГЕТ: Зрение — наше главное чувство, и зрительный стимул имеет тенденцию превосходить слуховой. Это означает, что дети, возможно, не смогут так хорошо воспринимать звук стихотворения, если текст стихотворения вообще виден. Поэтому, даже если вы поместите стихотворение на экран или позже дадите детям распечатанные экземпляры, убедитесь, что их первое знакомство происходит только через звук. Таким образом, слуховое и зрительное воображение могут работать свободно.
Музыкальная поэзия для детей | ICAN
Эмма Риггл
Апрель — Месяц национальной поэзии! Есть много стихов, написанных для детей (или для взрослых, которые любят играть и использовать свое воображение)! И до тех пор, пока люди сочиняли стихи, люди тоже пели стихи!
Одна из замечательных особенностей поэзии заключается в том, что нет предела тому, как разные люди могут услышать одно и то же стихотворение! В этом списке вы прочтете пять причудливых стихотворений, а затем послушаете пять способов, которыми классические композиторы положили эти стихотворения на музыку. Музыка может придать стихотворению новые краски и перспективы, но помните, что каждая песня здесь — всего лишь представление одного человека о том, как может звучать стихотворение! Вы также можете придумать свои собственные звуки для каждого стихотворения.
Вот интересный способ слушать: когда вы читаете каждое стихотворение, представляйте, какую музыку вы сочинили бы к нему. Дикая, удивительная музыка? Громкая и страшная музыка? Высокая или низкая музыка? Музыка для одного певца или музыка для целой группы певцов? Возможности безграничны!
Тогда послушайте музыку, которую каждый классический композитор написал для стихотворения. Отличается ли он от того, что вы ожидали? Заставляет ли это вас увидеть или услышать новые идеи в стихотворении, которые вы раньше не представляли?
Кто видел ветер
Кристина Россетти
Кто видел ветер?
Ни я, ни ты:
Но когда листья дрожат,
Ветер гуляет.
Кто видел ветер?
Ни ты, ни я:
Но когда деревья склоняют головы,
Ветер гуляет.
В этом маленьком стихотворении рассказывается, что значит замечать то, чего не видишь: ветер. В этой песне американского композитора Литы Гриер можно услышать дикий, порхающий ветер в фортепиано.
«Кто видел ветер» из «Пять песен для детей » Литы Гриер
Сова и кошечка
Эдварда Лира
I
Сова и Кошка отправились в море
В красивой гороховой лодке,
Меда взяли, да денег много,
Завернутые в пятифунтовую купюру.
Сова взглянула на звезды выше,
И запела под маленькую гитару,
«О милая Киска! О Киска, любовь моя,
Какая ты красивая Киска,
Ты,
Ты!
Какая ты красивая киска!»
II
Киска сказала Сове: «Ты элегантная курица!
Как очаровательно-сладко вы поете!
О, давай поженимся! слишком долго мы медлили:
Но что нам делать с кольцом?
Они отплыли, на год и день,
В страну, где растет Бонг-Дерево
И там в лесу Поросенок стоял
С кольцом на кончике носа,
Его нос,
Его нос,
С кольцом на кончике носа.
III
«Дорогой Свин, ты готов продать за один шиллинг
Ваше кольцо?» Сказал Поросенок: «Я буду».
Итак, они забрали его и поженились на следующий день
На индейке, которая живет на холме.
Они обедали фаршем и кусочками айвы,
Которую они ели ложечкой;
И рука об руку, на краю песка,
Они танцевали при свете луны,
Луна,
Луна,
Они танцевали при свете луны.
Это стихотворение наполнено удивительными образами в мистической ночной атмосфере. В этой песне русского композитора Игоря Стравинского можно услышать таинственный лунный свет и множество удивительных звуков.
«
Сова и кошечка» Игоря Стравинского
Бармаглот
Льюиса Кэрролла
Это было блестяще, а скользкие товы
Закружились и попрыгали в вабе:
Все мимсы были бороговцы,
И моме раты перехватят.
«Остерегайся Бармаглота, сын мой!
Челюсти, которые кусают, когти, которые ловят!
Остерегайтесь птицы Джубджуб и избегайте
Яростного Брандашмыга!
Он взял в руку свой ворпальный меч;
Долго врага-человека он искал —
Так отдохнул он у дерева Тумтум
И постоял некоторое время в раздумьях.
И, как в оффшорной мысли он стоял,
Бармаглот с огненными глазами,
Пронесся сквозь талгейский лес,
И заурчал на ходу!
Раз, два! Один два! И насквозь
Ворпаловый клинок хихикает!
Он оставил его мертвым, а с головой
Он поскакал назад.
«И ты убил Бармаглота?
Подойди ко мне на руки, мой лучезарный мальчик!
О чудный день! Калух! Калли!
Он засмеялся от радости.
Это было блестяще, и хитрые бабки
Закружились и попрыгали в вабе:
Все мимсы были бороговцы,
И моме раты перехватят.
Бармаглот — бессмысленная поэма о приключении: мальчик намеревается убить (воображаемого) монстра Бармаглота! Американский композитор Кэролин Дженнингс положила это стихотворение на музыку для пения хором. В музыке звучит серьезный тон, что, конечно же, шутка, потому что это глупое стихотворение! Знаете ли вы, что музыка может так шутить?
«Бармаглот» Кэролайн Дженнингс
Блоха и муха
Огдена Нэша
Блоха и муха в дымоходе
Посадили, что им оставалось делать?
Сказала муха: «Бежим!»
«Полетим!» сказала блоха.
Так они пролетели через дыру в дымоходе.
Это маленькое стихотворение из пяти строк называется лимериком . Одна замечательная особенность лимериков заключается в том, что они почти всегда забавны! Этот играет с идеей омонимы — слова, которые звучат одинаково, но означают что-то другое (например, «блоха» и «беги»!) Афроамериканский композитор Флоренс Прайс написал эту веселую песенку, используя это стихотворение.
«Блоха и муха» из
«Четыре песни на бис» Флоренс Прайс
Колыбельная Печати
Редьярда Киплинга
О! Тише, мой малыш, ночь позади
И черны воды, что так зелено искрились.
Луна над гребенками смотрит вниз, чтобы найти нас
На отдыхе в лощинах, что шелестят между ними.
Где вал встречается с валом, там и подушка мягкая.
О, утомленный ласточек, завивайся, расслабься!
Не разбудит тебя буря, и не настигнет тебя акула
Спит в буре медленно качающихся морей.
Это стихотворение представляет собой нежную колыбельную, которую мать-тюлень поет своему детенышу. Американский композитор Эрик Уитакр написал милую постановку для хора и фортепиано.