Сухомлинский василий александрович проект 3 класс: Презентация «Сухомлинский» 3 класс
Сердце отдаю детям… — Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова (филиал КалмГУ)
By Пресс-служба in Новости, Образование, Преподавателям, Студентам on .
Отечественное и мировое педагогическое сообщество в этом году отмечает знаменательную дату: 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского, выдающегося советского педагога 20 века. Не осталась эта дата незамеченной и Башантинском колледже имени Ф.Г. Попова, где прошел научно-практический семинар «Василий Александрович Сухомлинский и его вклад в развитие современного образовательного процесса», посвященный талантливому учителю, великому ученому, Героя Соц. Труда, члену корреспонденту Академии Педагогических наук СССР, кандидату педагогических наук, создателю народной педагогики, заслуженному учителю школы Украины ВАС. Участники семинара, преподаватели колледжа и студенты педагогического отделения, прикоснулись к педагогическому наследию Сухомлинского.
О его основных вехах биографии и педагогической философии рассказала Л. И. Маликова, подчеркнув, что Сухомлинский является автором 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 сказок. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на разных языках мира. С некоторыми из них, присутствующие смогли познакомиться воочию. Книгой его жизни стала книга – «Сердце отдаю детям» переиздававшаяся 23 раза на 46 языках мира.
Я сердце детям отдаю, а это значит:
Когда душа порой болит и плачет,
И в жизни как-то шатко всё и зыбко,
Скрыть эту боль и в класс войти с улыбкой…..
Путешествие по страницам книги, получившей публичное признание, провели студенты 3-4 курса педагогического отделения: Ступа Е., Семенчук Е.., Багрянцева С., Демьянова А., Куприянова Н.
Свою точку зрения по этому педагогическому труду высказала Л.Ф. Архипова.
Дружный педагогический коллектив сегодня является залогом успеха учебно-воспитательной работы, отметила в своем выступлении Е.А. Михайлинова. Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей.
Особую роль в учебно-воспитательном процессе великий педагог отдавал личности учителя. Он говорил, что благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Профессия, эта нелегкая, но она творческая, интересная, жизненно нужная.
О роли личности учителя в педагогическом коллективе рассказала Е.В. Савкина. Предметом особого внимания педагогического коллектива Сухомлинского было эстетическое воспитание. В методике организации уроков, в системе внеклассной работы, в формировании духовных интересов коллектива- везде направленность воспитания на развитие гармонически развитой личности, развитие творческих способностей. О пути познания красоты и воспитания чувств поведала В.И. Какушкина.
Главным назначением учителя В.А. Сухомлинский считал не только дать определенную сумму знаний ученикам, но и развивать их ум, научить учиться, чтобы они видели плоды своего умственного труда, подчеркнула в своем выступлении С. Б. Джумашева.
С первых шагов работы в школе Сухомлинский прививал детям любовь к труду, воспитывал у них уважение к людям труда. Это был предмет его особой заботы. В течение многолетнего опыта трудового обучения и воспитания у Сухомлинского сложилась своя система и свои принципы трудового воспитания. Сухомлинский считал, что нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».О принципах трудового воспитания рассказала Т.П. Церенова.
Всю свою жизнь Василий Александрович посвятил самому сложному, трудному, но благородному делу – воспитание детей. Он хотел видеть их идейными, нравственными, трудолюбивыми, эстетичными, здоровыми, физически развитыми и патриотами своей Родины. Очень важно научить ребенка любить людей и творить для них добро, а начинать надо со стремления творить добро для матери, отца, дедушке и бабушке для близких. Об этом в своем выступлении говорил Е.С. Нимгиров.
Благородную задачу воспитания человека нельзя решить без содействия семьи, эта мысль часто прослеживается в трудах педагога- новатора. Отец и мать-это первые учителя и воспитатели. Сухомлинский постоянно напоминал родителям, что воспитание ребенка – это общественный, гражданский и патриотический долг. «Мы продолжаем себя в детях» этой мыслью пронизано все его творчество. Родителей следует учить умению и навыкам воспитывать детей. Сухомлинский был убежден, что педагогика должна стать наукой в первую очередь и для всех родителей. О родительской педагогике рассказала С.В. Майданикова.
Всю свою жизнь Василий Александрович посвятил благородному делу — обучению, воспитанию и развитию детей. Педагогический процесс в современном изложении это образование, воспитание и обучение. Сухомлинский В.А считается классиком педагогики. Так что же он внес для современников. На этот вопрос в своем выступлении ответила Р.Ф. Лалушева.
Хочется отметить, что каждый из выступающих не просто излагал основные принципы педагогического учения Сухомлинского, а проектировал его взгляды на свою педагогическую деятельность, приводя примеры из собственного опыта.
«Оригинальная система воспитания великого педагога, гуманного учителя с большой буквы-гуманна, ненасильственная, нестандартная интересует не одно поколение педагогов и родителей, потому что самое главное было в жизни Сухомлинского-это всесторонне развитие личности» – подвела итоги методист колледжа Л.А. Григорьева – «Его поиски не навязчивы, и в будущем помогут многим преподавателям найти себя. Его творчество неисчерпаемо, ведь «в мире есть единственное измерение богатства, красоты, величия-Человек».
В заключении семинара ярко и выразительно прозвучало стихотворение, посвященное В.А.Сухомлинскому «Я сердце детям отдаю», в исполнении С.Б. Джумашевой.
жизненный путь, книги и советы родителям — karpachoff.com
Наверняка вы слышали о Василии Сухомлинском — украинском педагоге и писателе. Но в чем суть его педагогической системы, знают не многие. В этой статье мы расскажем об этом великом человеке и о наследии, которое он оставил.
Биография Сухомлинского
Родился В. А. Сухомлинский в с. Василевка (Херсонская губерния) 28.09.1918. Окончил сельскую школу, а потом продолжил образование в Кременчуге на рабфаке. Потом поступил в Полтавский пединститут и параллельно с учебой преподавал в заочной школе в небольшом селе рядом со своей малой родиной.
После института работал учителем, а в 1941 году ушел на войну добровольцем. После ранения под Москвой и лечения на Урале вернулся в Украину — в поселок Павлыш Кировоградской области. Там устроился в местную школу, в которой проработал на должности директора всю оставшуюся жизнь.
Несмотря на скромные карьерные достижения, Сухомлинский не переставал двигаться по академической стезе, защитив в 1955 году кандидатскую диссертацию. А еще через два года стал член-корреспондентом Академии педагогических наук. В 1958 году ему присвоили звание заслуженного учителя УССР, а спустя 10 лет — звание Героя социалистического труда. В этом же году он стал член-корреспондентом Академии педагогических наук уже на всесоюзном уровне.
Оборвалась жизнь педагога и писателя рано — в 52 года. Но этой короткой жизни ему хватило, чтобы оставить ценнейшее для современников и потомков наследие:
- 48 монографий;
- 600 статей;
- 1 500 детских рассказов и сказок.
О педагогической системе
Василий Александрович Сухомлинский — автор новаторской педагогической системы, в основе которой — принцип гуманизма. Он ратовал за признание личности ребенка, как высшей ценности. Считал, что на нее должны быть ориентированы все воспитательные и образовательные подходы.
Учеба должна восприниматься детьми, как радостный труд, в котором развивается, прежде всего, их мировоззрение. Важно взращивать в детях личное отношение к тому, что происходит в мире. Начиная с понимания своей роли в нем и заканчивая осознанием долга, ответственности перед родителями и обществом.
Воспитание красотой
Это комплексная эстетическая программа, которую разработал Сухомлинский. Ее идея изложена в книге «Сто советов учителю»: ребенок, познает мир не только вокруг себя, но и в себе. И знания эти приходят как умом, так и сердцем.
В концепции воспитания красотой особое место отводится учителю. Знаменитая фраза Василия Александровича Сухомлинского — «По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает» — как раз об этом. Чем разнообразнее и богаче знания педагога, тем лучше он способен обучать.
Учеников нужно мотивировать на получение знаний, вызывать у них стремление быть не только умным, но и хорошим человеком. Радовать родителей, беречь природу, лелеять своих подопечных животных, помогать старшим, по-настоящему дружить и любить.
Взрастить человечность в ребенке — самая трудная задача, как считал Сухомлинский. Потому что для этого нужно вовлечь педагога в жизнь ученика — вместе с родителями заниматься его воспитанием.
Также читайте: «Двоечники и отличники: в чем разница и кто успешнее».
Принцип чуткости и такта
Дети должны видеть и ощущать к себе доброе и сердечное отношение от учителя. В этом заключается суть принципа чуткости и такта, который исповедовал Сухомлинский. По его мнению, каждый учитель должен:
- обладать высокими морально-нравственными качествами;
- применять творческий подход в процессе обучения и воспитания;
- самоотверженно любить свою работу;
- иметь высокую квалификацию.
Эволюция взглядов на наказание
На старте своей карьеры Сухомлинский считал наказания неотъемлемой частью учебного процесса. Однако со временем он отошел от этого убеждения и на базе Павлышевской школы, в которой был директором, создал экспериментальный проект — воспитание детей без каких-либо наказаний и штрафных санкций. Система поощрений была построена на оценке позитивных результатов учебы.
После эксперимента педагог окончательно пришел к выводу, что никаких отчитываний, высмеиваний и порицаний учеников в стенах школы быть не должно. Недопустимы любые формы унижения. Только положительное подкрепление и благодарность за старания.
Отношение к прекрасному
Как писал Василий Александрович Сухомлинский о своей системе воспитания, «в мире есть не только нужное и полезное, но и красивое». Он считал природу живительным источником для взращивания личности человека. И учил своих воспитанников замечать красоту окружающего мира. Но также помогал находить красоту и в других людях, и в себе.
Красота людей выражается в их поступках — этот тезис раскрыт в книге «Как воспитать настоящего человека».
Формировать отношение к прекрасному лучше всего через:
- позитивные эмоции, полученные во время созерцания объекта изучения;
- доверительные отношения с родителями, ведь именно семья открывает для ребенка мир прекрасного.
Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он правильно развивался и не имел психологических проблем — на бесплатном онлайн-мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Литературные произведения
Книги Василия Сухомлинского найдут своего читателя и среди детской, и среди взрослой аудитории. Вот список его изданий, которые стоит почитать родителям:
- «Как воспитать настоящего человека» — сборник бесед о морально-нравственных ценностях. Если откинуть пассажи о коммунистической идеологии (их там совсем немного), то можно получить практическое руководство для привития детям таких понятий, как порядочность, достоинство, честь, справедливость и чуткость.
- «Родительская педагогика» — рассказы о добре и зле, совести и любви. Книга поможет понять своего ребенка и воспитать родителя в себе. Автор раскрывает педагогические приемы с позиции общечеловеческих ценностей и учит воспитанию детей в атмосфере взаимоподдержки и искреннего диалога.
- «Сердце отдаю детям» — трилогия из связанных по смыслу произведений на психолого-педагогическую тему. Книга открывает нам практическую сторону концепции Василия Александровича Сухомлинского: как он относился к воспитанникам, как раскрывал их потенциал, знакомил с красотой окружающего мира и прививал морально-этические нормы.
Огромную часть творческого наследия Василия Сухомлинского занимают произведения для детей. Вот некоторые сборники, которые будут интересны дошкольникам и младшим школьникам:
- «Цветок солнца» — сборник коротеньких рассказов из жизни детей. В каждом из них — глубокий смысл, мораль, призыв задуматься над последствиями своих действий. Некоторые истории настолько трогательные, что вызывают слезы. Полезно читать вместе с детьми, чтобы после обсудить сюжет.
- «Я расскажу вам сказку…» — философские рассказы для детей. Открывают бескрайний простор для фантазии, размышлений и правильных выводов. Тонкий художественный стиль мастерски ограняет мощную морально-нравственную подоплеку каждой истории. Книга больше подходит для школьников, которым уже знакомы базовые понятия нравственности, чести, достоинства и справедливости.
- «Огнегривый конёк» — сборник для детей дошкольного возраста: сказки, мудрые притчи и новеллы. Сюжеты незамысловатые, но выразительно изображают красоту окружающего мира, всеобъемлющую силу добра и значение искренних отношений между людьми.
Заветы Сухомлинского: 5 правил воспитания
- Умение воспитывать. В семье создают фундамент, на который опирается ребенок в процессе своего становления. Отцу нужно постоянно самосовершенствоваться, не допускать лени, безразличия по отношению к детям. Ведь именно от пап они перенимают ценностные ориентиры. Мама же отвечает за формирование личностных качеств. Ее задача не только подавать хороший пример, но и поддерживать доверие в отношениях с ребенком, чтобы по-настоящему знать его.
- Констатация неуспеха ученика. Школа не должна отмечать низкую успеваемость учеников (особенно публично). Ее задача — найти и развить те способности, которые позволят ребенку быть максимально эффективным в своей роли и демонстрировать высокие результаты работы/усилий.
Как писал Василий Александрович, обращаясь к учителям, «ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет».
- Наказания. Если возникла в них необходимость, значит, были допущены пробелы в воспитании. Но даже если приходится наказать ребенка, то форма этой воспитательной меры должна быть корректной: без запугивания, давления, унижений. Все чрезмерные методы наказаний губительно сказываются на детской психике.
- Любознательность. Прививайте детям навык наблюдать за явлениями и объектами окружающего мира, находить причинно-следственные связи, анализировать их и делать выводы. Такая деятельность формирует новые нейронные связи в головном мозге и благотворно влияет на способность к обучению, развитию критического мышления.
- Свобода и самостоятельность. Нужно давать ребенку достаточно свободы для принятия собственных решений и осознания их последствий.