Стихи логопед с буквой р: Логопедические стихи «Автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №14 «Олененок» » Стихи на букву (звук) — Р.
22 Апр 2020
Страница логопеда
628
Сороконожки. На рассвете по дорожке В класс бегут сороконожки. Раньше всех они проснулись, Раньше всех они обулись, Натянув на сорок ног Сорок маленьких сапог. И теперь бегут из норок Раньше всех минут на сорок. В. Орлов. Терка. Ната и Егорка покупали терку. – Ну и терка, – шепчет брат. – Будем брать! – Не будем брать! – Возражает Ната. – Терка дыровата! Мы по городу пойдем, Может, целую найдем! А. Клюшев. Ведра. Ведра пустые – ленивые ведра. Им неохота идти за водой: Очень морозная нынче погода, Холодно в прорубь нырять с головой. В. Степанов. Во-первых, собачку слегка раздражает, Что дачу высокий забор окружает. Ведь если б не этот противный забор, То с кошками был бы другой разговор. Б. Заходер. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку – Велика для норки корка. **** Разобиделся Макар – Искусал его комар. Но поймите комара: Ничего не ел с утра! **** Получили мы подарки. Кирпичи, бруски и арки Из коробки мы берем, Строим мы красивый дом. Строим быстро, строим споро, Без цемента, без раствора. Дом растет все выше, выше, Есть карниз, труба и крыша… Дом построен. У ворот Ждет игрушечный народ. Проходите, Черепашка, Крокодил и Чебурашка, И Петрушка, и Матрешка, И игрушечная кошка! Радуйтесь, игрушки, звери, Открывайте окна, двери, Новоселье затевайте, Пойте, прыгайте, играйте! И. Лопухина
Драка. В реке большая драка: поссорились два рака. Рак пятится от рака четвёртый час подряд. Хотят другие раки Подраться в этой драке, но тоже почему-то все пятятся назад. Зелёная рачиха Сказала очень тихо, взяв за клешню усатого сынишку своего. Она сказала: «Раки Не могут жить без драки! Но с этим не поделать, как видно, ни-че-го». Р. Сэф. Рыбак и червяк. — Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре? — Я пришёл сюда на ранней на заре. — Где же рыба? — я спросил у рыбака. — Не ловил — учил я плавать червяка! Г. Бойко. Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли. Но однажды буква А в гости к рыбкам приплыла... и сейчас же у реки появились рыбаки! Рыбкам сразу стало ясно: с буквой А дружить опасно! А. Шибаев Норка у норки Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, может, норка — возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка — здесь, а норки — нет! А. Шибаев На уроке У доски стояла Вера, не могла решить примера. В потолок она глядела и в руках вертела мел. Вижу я, что плохо дело,— и помочь ей захотел. Хоть решён пример теперь, только я — попал за дверь. А разве я подсказывал? Конечно, нет. На пальцах я показывал правильный ответ. М. Пляцковский. Катер. Из букв собрал я слово КАТЕР. Нам покататься можно, кстати: ведь в слове КАТЕР есть РЕКА. Я отправляюсь в путь: «Пока!» Куда поедем? Добрый КАТЕР мне подсказал, что к тёте Кате. Но разве слов других в нём нет? Мчит КАТЕР мой быстрей РАКЕТ. И подсказал опять мне КАТЕР избрать себе маршрут по КАРТЕ. Выходим в море. Хватит РЕК. Ура! Причалили. «АРТЕК». В. Шумилин. Буква Р. Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей»,— вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи — метро. В метро поедем к дяде». - Нет,— отвечает он хитро,— В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква Р немножко портит дело. Не так легко сказать ремень, мороз, река, простуда. но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово. А. Барто.
Егор и забор Во дворе стоит забор. На забор полез Егор. - Куд-куда! — кричит петух. Оборвёшь все перья в пух! Находка. Смелый и робкий по городу шли, на тротуаре коробку нашли: «Белая береста, сосчитаешь до ста и откроешь просто». — Брось её! — воскликнул робкий, — Может быть змея в коробке! Лучше в руки не бери! Но пугаться храбрецу, как известно, не к лицу. Нет, не стал считать он до ста, он открыл коробку просто. А в коробке той — пирог,— не пирог, а городок. Город праздничный, нарядный, пряничный и шоколадный. Вот и подпись у ворот: «Смелость города берёт». Г. Сапгир. Барабан. Левой, правой! Левой, правой! На парад идёт отряд. На парад идёт отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит полтора часа подряд. А. Барто Через прозрачный шарик. Прозрачный красный шарик на нитке я держу, через прозрачный шарик на всё вокруг гляжу. Я вижу речку красную, и красный солнца шар, и много, много красного, как будто всё — пожар. Н. Сидельникова. Егор и Мухомор. Шёл Егор через бор, Видит, вырос мухомор. — Хоть красив, а не беру,— вслух сказал Егор в бору. — Верно ты сказал, Егор! — так ему ответил бор. А. Прокофьев Кто же первый. — Первый! — Первый! — Я! — Нет, я! — петушки заспорили. Расшумелись — не унять, застучали шпорами. Каждый быть желает первым. Бьются, бьются петушки. Полетели пух и перья, затрещали гребешки... Бьются, глупые, напрасно. Лучше кончить спор игрой. Даже маленькому ясно: первый тот, кто не второй! Г. Ладонщиков. Переполох. Слушай… Слушай… — КРАжа! — КРажа! — Грабят, братцы, — Где же стРАжа? — Что укРАли? — Два пеРА. — Безобразие! — С утРА? — Вы укРАли? — Мы не бРАли. — БРАли! БРАли! — КРАли! КРАли! Это я грачиный крик перевёл на наш язык. А. Шибаев. Радость Рады, рады, рады светлые берёзы, и на них от радости вырастают розы. Рады, рады, рады тёмные осины, И на них от радости растут апельсины. То не дождь пошёл из облака и не град, то посыпался из облака виноград. К. Чуковский. Кружок. На стекле узоры — реки и озёра. А вокруг дозором — голубые горы. И вплотную там и тут папоротники растут, На стекло подуй разок — будет маленький кружок. Реки затуманятся, горы поломаются, А в кружке увидишь двор, горку, санки и забор. Н. Поляков Наоборот. Рыба плавает в море. Кот сидит на заборе. Под землёю роется крот. Ну, а если наоборот? Чтобы рыба была на заборе, чтобы крот очутился в море, чтобы в землю зарылся кот? Не получится наоборот! Рыба вниз полетит и убьётся, крот утонет, кот задохнётся. Потому что к добру не ведёт это самое «наоборот». М. Кудинов
Насыпал Парамошка Горошка на дорожку. Зовёт теперь к порожку Дорожка из горошка. До порожка – дорожка, У порожка – рогожка. Не просыпь, Парамошка, На рогожку горошка! Доктор-логопед. Раз, два, тр-ри, четыр-ре, пять Вот как я могу считать! И на празднике вчера Громче всех кричал "Ур-ра"! С "р" мы долго были в ссоре, Я дружить с ней не хотел, И все время в разговоре Заменял её на "л". Но смешно звучит " я вылос" И не скажешь - "повзлослел"! С "р" решил я помириться Попытался, но не смог, С буквой накрепко сдружиться Добрый доктор мне помог! Я открою вам секрет: Этот доктор - логопед! Этот доктор учит деток Без ошибок говорить, Мы его должны за это Дружно поблагодарить! Ведь с коварной буквой "р" Очень дружим мы теперь! Метро. Нам проехать нехитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землёй Самый быстрый и прямой. И. Лопухина. Трамвай. Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит. Кто хочет прокатиться? И. Лопухина. Вертолет. Вот готовится в полет Винтокрылый вертолёт. Ни разгона, ни разбега: Раскрутили винт – И в небо! И. Лопухина. Грузовик. Грузовик огромный, Труженик большой, Грузы многотонные Возит день-деньской. Кирпичи – на стройку, Трубы – на завод. В детский сад игрушки Грузовик везёт. И. Лопухина. Троллейбус. Затормозил у тротуара Синий троллейбус, Круглые фары. Вошли пешеходы, Лишь двери открылись, И в пассажиров Все превратились. И. Лопухина. Корабль. Посмотри: корабль старинный С парусами, с мачтой длинной, У штурвала – рулевой, Ветер парус надувал, По морям кораблик гнал. И. Лопухина.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Рама, рак, гора, нора. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Роза, роща, рот, перо. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Руки, ружья, кенгуру. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, Рыба, рынок, рыжик, рысь.
Про страусов Страусы строят гнёзда в сторонке. Странными смотрятся эти воронки. Ямы в песке роют быстро и просто Стройные птицы высокого роста.
Радуга. В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит, В небе радуга стоит. С. Маршак.
Верочка с Егоркой. У костра под горкой Верочка с Егоркой. Верочка с Егоркой Твердят скороговорки. Разговор у них проворный, Быстрый и скороговорный: «Марширует офицер, Рапортует инженер, Разгорается костер», - Рады Вера и Егор.
Ворона. - Кар! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку. - Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана У тебя ведь нет кармана. - Как! – подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. - Что ж вы раньше не сказали! Караул! Карман украли! В. Орлов.
Дворняга. Вышла дворняга Под дождь из сарая. Стала дворняга Сырая-сырая. Долго дворняга Сушилась, вздыхая. Стала дворняга Сухая-сухая. Вышла дворняга Опять из сарая. Снова дворняга Сырая-сырая. И тяжело рассказать на бумаге, Как не везло этой бедной дворняге! Н. Слепакова.
Мне вчера донесли обезьяны, Что ты ездил в далекие страны, Где растут на деревьях игрушки И сыплются с неба ватрушки. Вот и пришел я сюда О чудесных игрушках послушать И небесных ватрушек покушать. К. Чуковский.
Потерялась буква Р. Где? В трамвае, например. Или мы её вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали (проверьте!) В распечатанном конверте? Может, милиционер Приведет нам букву Р? Но сказала громко Маша: - Отыскалась буква наша! Посмотри, как просто это: Рыба! Рак! Рука! Ракета! В. Творогова.
Роя норку, старый крот Разрыхлил нам огород. Л. Ульяницкая
Дни и ночи напролёт Роет крот подземный ход. Что же надо там кроту? Потемнее темноту. А. Кондратьев
У Олесика всегда С буквой «эр» была беда. Скажет «рак» - Выходит «лак». Вместо «рожь» - Выходит «ложь». У щенка, который злился, Он рычанью научился. И теперь назло беде Произносит «эр» везде: «Крокодир» и «мороток», «Мороко» и «коробок». В зоопарке «рев» и «рвица»… У кого же «эл» учиться? Н. Тимчак.
Трах-трах-тарарах! Раскатился гром в горах. Прогремел над черной тучей, Прорычал над рыжей кручей, Пусть в горах грохочет гром! Все равно гулять пойдем! С. Погореловский.
Ружье, заряженное пробкой, Ёрш подарил рыбешке робкой. С тех пор драчливый черный рак Не затевает с нею драк. Г. Сапгир.
Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. В. Лунин.
К нам во двор забрался крот. Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (экскаватор)
Краб. Крабу невежливым кажется тот, Кто подойти не отважится. Краб с удовольствием руку пожмёт И от ноги не откажется. А. Кондратьев
У нас в реке живут бобры, Бобры бодры, бобры добры. Мудры плотин строители Бобры – речные жители. В. Лившиц.
Носорог бодает рогом, Не шутите с носорогом. С. Маршак.
В тихой речке. В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала: - Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? - На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю – чудака. - Где же твой рыбак? Попался? - Нет, ушел хитрец! Сорвался. Е. Чеповецкий.
«Небылицы» Как у нашего Мирона На носу сидит ворона. А на дереве ерши Строят гнёзда из лапши. Сел баран на пароход И поехал в огород. В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.
Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши? шо-шо-шо, шо-шо-шо — Я пишу уж хорошо, шу-шу-шу, шу-шу-шу — Всё, что хочешь, напишу, ши-ши-ши, ши-ши-щи «Ешьте кашу»,— напиши, шу-шу-шу, шу-шу-шу — Это я уж напишу, шо-шо-шо, шо-шо-шо — Вижу, пишешь хорошо. *** Дали Маше манной каши. Маше каша надоела. Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай! Хороша швея Наташа Шила шубку — сшила юбку. Шила шапку — сшила тапку. *** Шепчет кошке петушок: — Видишь, пышный гребешок? Шепчет кошка петушку: — Шаг шагнёшь — и откушу! *** Школьник, школьник, ты силач: шар земной несёшь, как мяч. Мышонок и Мышь Мышонку шепчет мышь: — Ты что шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише. А. Капралова. Лягушки У речушки, вдоль опушки, мимо вспаханных полей шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей. И. Демьянов. Шишки у Мишки Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две. Е. Петрищева. Шарфик Шёл я лесом и боялся... Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал. — Эй, кто шарфик потерял?! Г. Виеру. Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника восемь плошек молока. Проводник Гав-гав смущён. Вход собакам запрещён! А. Строило. Мышь как мышь Мышь как мышь, Сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали... Г. Лагздынь. *** Шорох, шептанье, шумок под окном, шлёпанье лёгкое. .. Кто это — гном? Шшш! Там за шторами, возле окна шустрым мышонком шуршит тишина. В. Лунин. Ну и Наташа! — Наташа, как мышка шуршит бумагой? — Ши-ши-ши! — А как уж шипит? — Ш-ш-ш-ш! — А как люди шепчутся? — Шу-шу-шу! — И откуда ты, Наташа, всё это знаешь? Ромашки Нарядные платьица, жёлтые брошки, ни пятнышка нет на красивой одёжке. Такие весёлые эти ромашки — вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки! Е. Серова. Уронила белка Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутёк, чуть не сбил медведя с ног... Под корнями старой ели размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели... Нападают на меня». В. Шульжик. Мешок смеха (В сокращении.) Шёл медведь, косматый мех, нёс в мешке весёлый смех, зацепил мешком за сук — смех и высыпался вдруг. Раскатились по тропинке тридцать три смешинки, а за ними из мешка тридцать три смешка. М. Вайнилайтис. Мышка или кошка? Жил на свете кот-котишка по прозванью Хитрый Тишка. И жила на свете мышка по прозванью просто Мышка. Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь. А за нею очень тихо, а за ней крадётся Тихон. Что ж произошло потом с этой мышкой и котом? Я не знаю — темнота. В ней не рассмотреть кота. И кругом такая тишь, что не слышно даже мышь... Только знаю: утром в норке грызла мышь сухие корки. Грызла корки? Очень странно! Ну а где ж тогда сметана? Кто же пробовал творог? Сыр и лакомый пирог? Корки грызла мышка... Кто ж тогда воришка? С. Иванов. Я лишний. Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят. Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, бежит Серёжа в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! — Ребята говорят. А. Барто. У нас в квартире. На лестнице нашей ребятишек не счесть: Катя, Миша и Саша, и Машенька есть. Два Пети живут на втором этаже. Там жил ещё третий, но вырос уже. И в нашей квартире ребята растут. Кроватки четыре — их четверо тут. Четыре пальтишка и восемь галош... Дружней ребятишек нигде не найдёшь! З. Александрова. Про большого малыша. Не шумит в реке камыш, Не шуршит под полом мышь. В этот час такая тишь! Только слышно: — Спи, малыш. У большого шалаша Слон качает малыша, А мамаша не спеша Шубку шьёт для малыша. На широком мшистом пне шьёт и порет при луне... Будет шубка хороша у большого малыша! Я про шубку напишу, но сперва слонов спрошу: «Сколько меха закупили на шубейку малышу?!» И. Демьянов. Бабушка У бабушки нашей хватает забот: для Тани с Наташей вяжет и шьёт. - Читает им книжки, поёт перед сном, гулять ребятишек ведёт вечерком. 3. Александрова. Пекарь Я песок мешаю с глиной, как муку. На горячем камне к ужину пеку: крендель для матрёшки, клоуну — лепёшки, пряники для мишки, заиньке — коврижки. Г. Ладонщиков. Пугливые камыши Я сижу и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши! Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо! Я хожу по берегу и кричу: — С вами я шушукатьcя не хочу! Я спою над речкою и спляшу! Даже разрешения не спрошу! Я спляшу у самого камыша! Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша! Словно просят шёпотом: — Не пляши! До чего пугливые камыши! В. Орлов. *** — Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не клюёшь? — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин. *** Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки — будто луговые. Ромашки, ромашки — прямо как живые. М. Пляцковский. Грибы По тропинке шла, белый гриб нашла. Походила по опушке — отыскала три волнушки. Пошла леском — моховик под листком. А шагнула напрямик — увидала боровик. Везёт нас лошадка Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка — ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко. Стегнуть бы кнутом бы лошадку, да — жалко... А. Шибаев. Наша бабушка Бабушка наша очень добра. Бабушка наша стала стара... Если на лбу появляется шишка, пуговки нет, изорвётся пальтишко или другая какая беда,— Бабушка нам помогает всегда. Бабушка тёплые варежки свяжет, бабушка вечером сказку расскажет. Слушать её мы готовы часами! Что позабудет, подскажем ей сами. Е. Трутнева. Сон. — Мама, подожди немножко, Не буди! — кричит Алёшка. Одеяло — к носу ближе: — Я во сне пятёрки вижу. Л. Корчагина. Миша пишет. Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша. В зверинце Тигра увидев, мышонок смеялся: — Кто это? Кто в мышеловку попался? Мамочка! Мама! Скорей посмотри — кошка сидит в мышеловке внутри! Мышка вздохнула: - Не радуйся, крошка! Тигр в этой клетке сидит, а не кошка... Л. Рашковский. *** На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: ничего вкуснее нет! А. Шибаев. *** Барашки! Барашки! Барашки на речке! — Какие барашки? — сказали овечки. — Какие барашки? Ну, где они, где? Барашки не могут Ходить по воде... А. Шибаев. Когда играешь сам Когда один играешь, танцуешь и поёшь, то маме не мешаешь и ныть перестаёшь. Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь. И шума ты не слышишь, хоть сам весь день шумишь. Катюшки В деревушке три Катюшки взяли в руки три катушки, Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан, сшили бабушке жакет, сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам, сшили яркие штанишки, сшили пёстрые рубашки. А. Стройло. Мошки. Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжете ножки! В. Лунин. *** Лягушки-попрыгушки, Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки! Кошки Однажды по дорожке я шёл к себе домой. Смотрю и вижу: кошки сидят ко мне спиной. Я крикнул: — Эй, вы, кошки! Пойдёмте-ка со мной. Пойдёмте по дорожке, пойдёмте-ка домой. Скорей пойдёмте, кошки, я вам на обед из лука и картошки устрою винегрет. — Ах, нет! — сказали кошки.— Останемся мы тут! — Уселись на дорожке и дальше не идут. Д. Хармс. Штанишки. Хороши штанишки У нашего малышки – Что за кармашки, Ремешки да пряжки! И. Лопухина. Шапка. У шапки-ушанки Шнурочки на ушках, Чтоб кверху завязывать Шапкины ушки. И. Лопухина. Шарф. Для Мишутки-малыша Вяжет Маша тёплый шарф, Шарф на шею он повяжет И «спасибо» Маше скажет. И. Лопухина. Варежки. Вяжет Мише бабушка Тёпленькие варежки, Чтобы греть ладошки Мишутке-крошке. И. Лопухина. Шубка. Тёплую шубку Наденем на Мишутку. В шубке малышка Как медвежонок Мишка! И. Лопухина. Рубашка. На Мишиной рубашке Вышиты ромашки, Вышиты ромашки, Ландыши да «кашки». И. Лопухина. *** Маша нашему малышке Шила новые штанишки, Шила шубу, шила шарф, Для Мишутки – малыша. На Малышкиной рубашке Шёлком вышила кармашки. Наш Мишутка так хорош – Краше Миши не найдёшь! Он шагает по дорожке В шитой Машею одежке. И. Лопухина. *** Шалунишка наш Павлушка! Потрошит малыш подушку! И рубашка, и штанишки – Всё в пушинках у малышки! И. Лопухина. *** Кормит малыша Наташа Из широкой плошки кашей: - Ешь, малышка, жуй, Антошка! Вот тебе большая ложка! И. Лопухина. *** Шапка, варежки и шуба, Пряжка, ремешок, штаны… Так укутан – даже губы Из-под шарфа не видны! И. Лопухина. Мышонок и Мышка (шепталка) Мышонку мама – мышка Шептала: - Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ты маме шить мешаешь! А я, - шептала мышка, - Подушку шью, малышка! В подушке не пушинки, А шутки и смешинки. Поешь пшена немножко И спать ложись, мой крошка. Лишь голову положишь – Во сне увидеть сможешь То, что шепнёт на ушко Волшебная подушка. И. Лопухина. * * * Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка боброва, Маша черноброва. * * * У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку. *** Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлёпнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что ещё в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша. М. Яснов. * * * Шмель продаёт шары воздушные. Шары такие непослушные! Шары шуршат и в небо рвутся, А шелковинки-нитки рвутся. Г. Сапгир. * * * Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял, Столько дел он натворил – Даже шершня разбудил. А. Пудваль. *** Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш И дождь шуршит. И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. Но все вокруг возмущены: - Как расшумелись шалуны! А. Усачёв. *** Шмель и шершень шумно жили, На машинке швейной шили Шубки, шапочки, штаны Небывалой ширины. В. Кожевников. *** Мишка милый, мишка славный, Неуклюжий и забавный. Мишка весь из плюша сшит, Ватой пышною набит. *** Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший. А. Барто
советы логопеда. Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей. Во сколько лет ребенок говорит букву Р? Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?
Содержание
- Небольшое отступление. Звук или буква?
- Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»
- Возрастные нормы
- Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
- Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
- Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
- Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
- Что является причиной неправильного произношения
- Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
- Подготовка артикуляционного аппарата
- Упражнения на дыхание
- Постановка твердого звука
- Видео: Постановка звука «р»
- Как научить ребенка говорить мягкую «р»?
- Упражнения для выработки произношения звука Р
- Нужна ли помощь логопеда?
- Когда нужна коррекция
- Игровые упражнения – лучший помощник родителей
- Упражнения для закрепления навыка
- Разминка
- Применяй рычащие слова
- Игры с буквой Р
- Чистоговорки
- Скороговорки
- Стишки
- Логопедические песенки
- Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
- Метод Богомоловой
- Постановка звука «Р» по Хватцеву
- Способ по Левиной
Небольшое отступление. Звук или буква?
Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.
На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.
Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).
Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».
Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»
Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.
Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв
А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.
Помните, подход к проблеме, когда ребенок плохо говорит букву «Р», должен быть комплексным. Упражнения со специалистом должны обязательно чередоваться с занятиями дома.
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук [р] (рука – ука), или заменяют его на смягченный [л] (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный [р], нужно помочь ему исправить неправильное произношение.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом.
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука [р]. Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука [р].
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка.
Что является причиной неправильного произношения
Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.
К ним относятся:
- Дефекты органов артикуляционного аппарата
- неправильное строение зубного ряда,
- неверный прикус,
- слишком высокое или слишком низкое нёбо,
- короткая подъязычная связка,
- малоподвижная верхняя губа,
- слишком большой или слишком маленький узкий язык.
- Физиологические
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
- общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
- снижение слуха,
- неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
- Педагогические
Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.
Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:
- Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
- Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
- Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:
- Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
- Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
- После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках
Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».
Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
youtube.com/embed/3gnUtoUD20A?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»>
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Постановка твердого звука
Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.
Видео: Постановка звука «р»
Как научить ребенка говорить мягкую «р»?
Мягкая буква «р» встречается в словах: словарь, рис, ряба. Постановка мягкой «р» происходит аналогично твердой. Однако вместо звука «з-з-а-а» нужно говорить звук «з-з-и-и».
Если ребенок освоил твердую «р», то он обязательно освоит мягкую.
Важно: Ребенку необходимо усвоить постановку буквы и автоматизацию произношения. Если на постановку может уйти одно занятие, то автоматизация может растянуться на полгода.
Упражнения для выработки произношения звука Р
На сегодняшний день существует целый ряд упражнений для постановки звука Р, которые выполняются перед зеркалом. Самыми популярными и действенными являются:
1. При широко открытом рте произносится звук Д. При этом для разработки подвижности кончика языка нужно сильно ударять языком в район спрятанных за верхними зубами бугорков.
2. При широкой улыбке легкое покусывание кончика языка для активизации его мышц.
3. Выгибание языка при широко открытом рте так, чтобы кончик его касался неба, а средняя часть – расположенных за передними зубами бугорков.
4. Широким языком «барабанят» в области за верхними зубами, произнося при этом звук Д. При этом посредством указательного чистого пальца необходимо как бы расшатывать язык в ротовой полости. Это обеспечит особый рокочущий звук. По прошествии некоторого времени упражнение можно начинать выполнять уже без помощи рук.
Для того чтобы любые логопедические упражнения имели должный эффект, выполняют их не спеша, но ежедневно. При этом ребенка важно поощрять за малейшие успехи, сдвиги в положительном направлении. В любом случае, от взрослых потребуется терпение и внимание. Как только нужный звук встанет, можно переходить к произношению различных слов с его участием.
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
- определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
- изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
- составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Игровые упражнения – лучший помощник родителей
Если вы взялись учить ребенка говорить букву «Р», то важно сделать это так, чтобы для него все проходило в игровой форме. Ни в коем случае не применяйте грубый тон, даже в том случае, если у ребенка что-то не получается. И никогда не думайте о том, что ваша затея провальная, так как неуверенность малыши чувствуют очень хорошо.
Мама и дочь тренируются правильно произносить буквы, читая интересную книжку
К маленькому ребенку, который только начал говорить, предъявляйте меньше требований. Вполне возможно ваша помощь в освоении этой сложной буквы ему и не потребуется. Если же вы все-таки боитесь упустить момент, то поиграйте с ребенком в слова.
Подготовьте карточки с животными, фруктами и растениями, в которых присутствует звук «Р», и акцентируйте внимание на нем в процессе игры. Малышу такая игра будет интересной, поэтому он и сам со временем захочет поиграть в нее.
1) Выбираем детские прически для маленьких модников и модниц.
2) При каких заболеваниях мамам противопоказано, а при каких — разрешено грудное вскармливание, читайте тут.
Упражнения для закрепления навыка
Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.
Разминка
Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!
Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.
Применяй рычащие слова
Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:
- Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
- Где тонко, там и [рвё]тся.
- [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков.
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек,
Покажи рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога!
Чистоговорки
В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:
- Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
- Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»
Скороговорки
Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.
Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.
Стишки
Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:
- ру-ру-ру – ходил я к повару;
- ро-ро-ро – красивое перо;
- ри-ри-ри – делим все на три;
- ра-ра-ра – высокая гора.
Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Стихи и загадки на букву Р
Кар! – кричит ворона. – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку
– Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
– Как! – подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
– Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
Шел Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
***
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
– Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
youtube.com/embed/ymOhYwcUmhs?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»>
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
Совет!Лучше всего проговаривать стишки с выражением, чтобы малышу было интересно. Так ему проще их запомнить.
Логопедические песенки
Можно предложить малышу пропевать слоговые песенки, например, ря-рё-ри-ре, ырь-урь-арь-эрь и т.д. Популярны также короткие песни, текст которых содержит слова с буквой «Р».
Ребенка можно научить говорить букву «Р» правильно при соблюдении условий: следование рекомендациям логопеда, правильное выполнение упражнений, регулярные уроки, положительный настрой взрослых и малыша.
youtube.com/embed/JjKXy3wg-FY?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»>
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
- Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
- Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
- Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
- Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
- Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
- Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
- Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
- Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
youtube.com/embed/MG8EX8-iTng?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»>
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривается на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Источники
- https://kukuriku.ru/razvitie/rech/ychim-govorit/bykvi-r-l-zh-sh-s/
- https://lovingmother.ru/uxod-za-rebenkom/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
- https://vospitanie.guru/rech/kak-naucit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r-v-domasnih-usloviah
- https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-sovety-logopeda
- https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
- https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r. html
- https://mamairebenok.com/vospitanie-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-bukvu-r.html
- https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
- https://kaknazvat.com/deti/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
Как песня «Гамильтон» помогла Аманде Горман преодолеть дефект речи
‘Вау, ты потрясающий’: Купер потерял дар речи из-за лауреата молодежного поэта
08:32
— Источник:
Си-Эн-Эн
Си-Эн-Эн
—
Вы бы не догадались об этом по ее властному выступлению на инаугурации, но еще несколько лет назад лауреат Национального молодежного поэта Аманда Горман изо всех сил пыталась преодолеть дефект речи.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_8707B576-D620-F703-7782-25500F9CBCFE@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>На протяжении большей части своей жизни, в том числе, когда она была еще студенткой Гарварда, у Горман были проблемы с произношением буквы «Р».
Чтобы попрактиковаться в произнесении буквы, она слушала на повторе одну песню, которая, по ее словам, была «набита буквами «Р» — «Аарон Берр, сэр» из исторического опуса Лин-Мануэля Миранды «Гамильтон».
Национальный молодежный поэт-лауреат Аманда Горман читает свое инаугурационное стихотворение во время 59-й инаугурации президента в Капитолии США в Вашингтоне, среда, 20 января 2021 года. Джо Байден стал 46-м президентом Соединенных Штатов в среду. (AP Photo/Патрик Семански, Пул)
Патрик Семански/Бассейн/AP
ЧИТАЙТЕ: Инаугурационное стихотворение лауреата молодежной поэтессы Аманды Горман
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_9847CC49-5438-83CA-3702-25500FA30913@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>«Я бы постарался не отставать от Лесли Одома-младшего (который играл Берра в оригинальном бродвейском составе), поскольку он, знаете ли, исполняет этот потрясающий рэп», — сказал Горман Андерсону Куперу из CNN в среду после ее триумфального инаугурационного выступления. «Я бы сказал, что если я смогу научиться петь эту песню, то я смогу научиться произносить это письмо».
Конечно же, рэп вместе с Одомом-младшим и быстрыми рифмами Миранды сработали, и исполнение Горман своей пьесы «Холм, на который мы взбираемся» вошло в число ярких моментов инаугурации президента Джо Байдена.
Преодоление дефекта речи — это веха, которую она разделяет с 46-м президентом, а также любовь к «Гамильтону» (первоначальный бродвейский состав выступал в Белом доме, когда он был вице-президентом, и воссоединился в 2020 году для предвыборного видео Байдена).
Горман сказала, что она многим обязана мюзиклу, получившему Пулитцеровскую премию, назвав его «частью (ее) речевой патологии».
ВАШИНГТОН, округ Колумбия — 20 января: Молодежный поэт-лауреат Аманда Горман выступает на инаугурации президента США Джо Байдена на западном фасаде Капитолия США 20 января 2021 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Во время сегодняшней церемонии инаугурации Джо Байден становится 46-м президентом США. (Фото Роба Карра/Getty Images)
Роб Карр / Getty Images
Аманда Горман призывает американцев «оставить после себя страну лучше, чем та, которую оставили мы» в мощном стихотворении на инаугурации.
«Вот почему я включила его в вступительное стихотворение», — сказала она Куперу. «Кроме того, я думаю, что «Гамильтон» — это отличный образец американской культуры, демонстрирующий, что значит быть лучшей страной».
Горман украдкой вставила несколько ссылок на «Гамильтона» в свое волнующее стихотворение, некоторые из которых уловила Миранда. Он похвалил ее выступление в твиттере.
«Ты был идеален. Отлично написано, отлично поставлено», — написал он. «Каждый кусочек. Брава!»
Политики и культурные титаны, такие как Барак Обама, Хиллари Клинтон и Опра Уинфри, поддержали похвалу Миранды. В свои мимолетные моменты на инаугурационной сцене, когда Горман призывала американский народ проявить храбрость, необходимую для того, чтобы «быть» светом, она также стала светом для страны.
Мэри Оливер | Poetry Foundation
Мэри Оливер была «неутомимым проводником в мир природы», — писала Максин Кумин в Women’s Review of Books, , — «особенно в ее менее известных аспектах». Поэзия Оливера сосредоточена на тишине явлений природы: трудолюбивых колибри, белых цапель, неподвижных прудов, «тощих сов / притаившихся со своими ламповыми глазами». Кумин также отметил, что Оливер «довольно удобно стоит на краю вещей, на линии между землей и небом, на тонкой мембране, отделяющей человека от того, что мы условно называем животным». Поэзия Оливера завоевала множество наград, в том числе Пулитцеровскую премию, Национальную книжную премию и литературную премию Ланнана за жизненные достижения.0043 . Рецензируя Dream Work (1986) для Nation, критик Алисия Острайкер назвала Оливера одним из лучших поэтов Америки, таким же «дальновидным, как [Ральф Уолдо] Эмерсон».
Мэри Оливер родилась и выросла в Мэйпл-Хиллз-Хайтс, пригороде Кливленда, штат Огайо. Она уходила из трудного дома в близлежащий лес, где строила хижины из веток и травы и писала стихи. Она училась в Университете штата Огайо и Колледже Вассара, но не получила степени ни в одном из этих учебных заведений. Будучи молодым поэтом, Оливер находился под сильным влиянием Эдны Сент-Винсент Миллей и некоторое время жил в доме Миллея, помогая Норме Миллей организовывать бумаги своей сестры. Оливер, как известно, сдержан в отношении своей личной жизни, но именно в этот период она встретила свою давнюю партнершу Молли Мэлоун Кук. Пара переехала в Провинстаун, штат Массачусетс, и окружающий пейзаж Кейп-Кода оказал заметное влияние на творчество Оливера. Поэзия Оливера, известная своими четкими и пронзительными наблюдениями и вызывающим воспоминания использованием мира природы, прочно укоренилась в традициях романтической природы. Ее работа рано привлекла внимание критиков; American Primitive (1983) , ее пятая книга получила Пулитцеровскую премию. По словам Брюса Беннетина в New York Times Book Review , American Primitive, «настаивает на примате физического». Беннет высоко оценил «отличительный голос и видение» Оливера и заявил, что «коллекция содержит ряд мощных, существенных работ». Холли Прадо из Los Angeles Times Book Review также приветствовала оригинальный голос Оливера, написав, что American Primitive «прикасается к жизненной силе знакомого, что придает ему новую интенсивность».
Dream Work (1986) продолжает поиски Оливера, чтобы «понять и чудо, и боль природы», согласно Прадо в более позднем обзоре для Los Angeles Times Book Review. Острикер считал Оливера «одним из немногих американских поэтов, которые могут описывать и передавать экстаз, сохраняя при этом практическое осознание мира как одного из хищников и жертв». Для Острикера, Dream Work — это, в конечном счете, том, в котором Оливер перемещается «из мира природы и его желаний, «небес аппетита»… в мир исторических и личных страданий. … Она также неуклонно противостоит, — продолжил Страйкер, — тому, что она не может изменить.
Переход от взаимодействия с миром природы к более личным сферам был также очевиден в New and Selected Poems (1992), получившем Национальную книжную премию . Том содержит стихи из восьми предыдущих томов Оливера, а также ранее не публиковавшиеся новые произведения. Сьюзен Солтер Рейнольдс, в Книжное обозрение Los Angeles Times, заметил, что самые ранние стихи Оливера почти всегда были ориентированы на природу, но они редко исследовали себя и почти никогда не были личными. Напротив, Оливер постоянно появлялся в ее более поздних работах. Но, как заметил Рейнольдс, «это самосознание — богатое и изящное дополнение». Точно так же, как участник Publishers Weekly обратил особое внимание на всепроникающий тон изумления в отношении того, что можно увидеть в работах Оливера, Рейнольдс обнаружил, что произведения Оливера обладают «качеством откровения с черными глазами». Оливер резюмировал ее стремление к изумлению в своем стихотворении «Когда приходит смерть» от 9.0043 Новые и Избранные Стихи: «Когда кончится, хочу сказать: всю жизнь / Я была невестой, замужем за изумлением. / Я был женихом, взявшим мир в свои объятия».
Оливер продолжила прославлять мир природы в своих следующих сборниках, в том числе «Зимние часы: проза, стихи в прозе и стихи» (1999), «Почему я просыпаюсь рано» (2004), «Новые и избранные стихи», том 2. (2004 ), и Лебедь: Стихи и стихи в прозе (2010). Критики сравнивали Оливера с другими великими американскими поэтами-лириками и поклонниками природы, включая Марианну Мур, Элизабет Бишоп, Эдну Сент-Винсент Миллей и Уолта Уитмена. «Поэзия Оливера», — писал 9Автор журнала 0043 Poetry Ричард Тиллингаст в обзоре White Pine (1994) «парит над школами и спорами современной американской поэзии и вокруг них. В ее знакомстве с миром природы есть несложное ощущение девятнадцатого века».
Плодовитый автор стихов и прозы, Оливер регулярно публиковал новую книгу каждый год или два. Ее основными темами по-прежнему остаются пересечение человеческого и природного мира, а также пределы человеческого сознания и языка при артикуляции такой встречи. Джанет МакНью в Contemporary Literature описал «дальновидную цель Оливера» как «построение субъективности, которая не зависит от отделения от мира объектов. Вместо этого она уважительно наделяла природу субъектностью, тем самым моделируя своего рода идентичность, определение которой не зависит от оппозиции. … В наиболее интенсивном своем проявлении ее поэзия стремится заглянуть под конструкции культуры и разума, которые обременяют нас отчужденным сознанием, чтобы прославить примитивные, мистические видения, которые раскрывают «мшистую тьму — / сон, который никогда не дышал воздухом / и был привязан к твоей самой дикой радости / как тень ». Ее последние книги включали Тысяча утр (2012), Dog Songs (2013), Blue Horses (2014), Felicity (2015), Upstream: Selected Essays (2016) и Посвящения: Избранные стихи Мэри Оливер (2017).