Разное

Сказка терапия в детском саду: Сказкотерапия в детском саду | Картотека по развитию речи:

Содержание

Статья «Сказкотерапия в детском саду»

«Вышгородская ОШ» филиал МБОУ «Льговская СШ»

Статья на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила:

воспитатель

Чернявская М.Ю.

с. Вышгород 2020 год

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл совершенного поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» — так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития .

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/425631-statja-skazkoterapija-v-detskom-sadu

Сказка для дошкольников: «Зайчик в детском саду»

  1. Главная
  2. Сказкотерапия
  3. Сказки для сказкотерапии
  4. Сказка для дошкольников: «Зайчик в детском саду»

Терапевтический эффект — позитивный настрой на посещение детского сада, адаптация ребенка к детскому саду.

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста: «Зайчик в детском саду»

class=»eliadunit»>

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький — зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • Главная

  • org/Article»>

    Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»

  • Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»

  • Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»

  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Терапевтические сказки: Для детей и семей, переживающих трудные времена — Серия книг

Просмотреть все Серия книг

СЕРИЯ КНИГ



О серии


«Современные сказки» — это уникальная серия терапевтических книг, которая включает в себя ряд прекрасно иллюстрированных и деликатно написанных сказок для поддержки детей, переживающих травмы, страдания и сложные испытания. Эти короткие рассказы разработаны как эмоциональная поддержка, чтобы помочь детям с их чувствами в чрезвычайно сложных ситуациях. Истории помогают начать разговор со взрослыми, включая учителей, консультантов и терапевтов. Сказки — старый способ исследовать трудные, иногда невыносимые темы жизни и смерти, и этот неподвластный времени формат используется здесь как поддержка детей и взрослых в трудные времена.

  • Названия серии
  • Авторы

12 названий серий

На странице

122448

Сортировка

Дата публикацииЗаголовок (по возрастанию)Заголовок (по убыванию)


Включить будущие заголовки

Дисплей

В лес: для тревожных детей

1-е издание

Ожидается

By Пиа Джонс
31 мая 2023

Эта прекрасно иллюстрированная и трогательная терапевтическая сказка предназначена для терапевтического использования родителями, опекунами и специалистами, поддерживающими детей с чувством тревоги. С увлекательными и нежными иллюстрациями, которые можно использовать для начала разговора, он рассказывает историю мальчика…

The Sky Fox: для детей с чувством одиночества

1-е издание

Ожидается

Автор: Пиа Джонс
31 мая 2023 г.

Эта прекрасно иллюстрированная чувствительная терапевтическая сказка создана для детей, испытывающих чувство одиночества и социальной изоляции. С увлекательными и нежными иллюстрациями, помогающими вести разговор, в нем рассказывается история молодой девушки, которую побуждают чувствовать себя более уверенно в …

Волны: для детей, живущих с ОКР

1-е издание

Готовится к выпуску

By Pia Jones
31 мая 2023

Этот прекрасно иллюстрированный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям с ОКР (навязчивые мысли/компульсивное поведение). С увлекательными и нежными иллюстрациями, побуждающими к разговору, в ней рассказывается история девушки, которой помогли . ..

Терапевтические сказки, том 2: В лес, на небесную лису и на волны

1-е издание

Готовится к выпуску

Автор: Пиа Джонс
31 мая 2023 г.

Этот прекрасно иллюстрированный сборник терапевтических сказок, том 2, предназначен для того, чтобы помочь детям исследовать чувства тревоги, социальной изоляции и ОКР (навязчивые мысли/компульсивное поведение), используя природу как поддержка. Эти книги могут быть использованы родителями, опекунами и специалистами …

Терапевтические сказки: для детей и семей, переживающих трудные времена

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Терапевтические сказки — это серия коротких современных сказок, посвященных поддержке маленьких детей в сложных жизненных ситуациях и потерях, охватывающих различные темы, такие как распад семьи, неизлечимая болезнь и родительская депрессия. Каждый рассказ оживает благодаря увлекательным, …

Сборнику рассказов.

Введение в терапевтическую и творческую работу со сборниками рассказов

1-е издание

By Pia Jones, Sarah Pimenta
07 августа 2020 г.

Этот ресурс был разработан, чтобы помочь практикующим врачам и лицам, осуществляющим уход, с практическими и творческими идеями о том, как использовать иллюстрированные сборники рассказов в терапевтических целях с детьми. Хотя эту книгу также можно приобрести как часть набора с тремя терапевтическими сказками, все содержание, …

Остров: для детей, чьи родители живут с депрессией

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, родители которых страдают от депрессии. С увлекательными, нежными и красочными иллюстрациями, которые могут быть использованы для стимулирования разговора, он рассказывает . ..

Остров и сборник рассказов: для детей, чьи родители живут с депрессией

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, чьи родители переживают разлуку. С увлекательными и красочными иллюстрациями, которые можно использовать для разговора, он рассказывает историю о …

Ночной переход: Колыбельная для детей о последнем путешествии в жизни

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и лицами, ухаживающими за детьми с неизлечимыми заболеваниями. С увлекательными, нежными и красочными иллюстрациями, которые могут быть использованы для начала разговора, он рассказывает историю финала . ..

Ночной переход и сборник рассказов: Колыбельная для детей о последнем путешествии в жизни

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и лицами, ухаживающими за детьми с неизлечимыми заболеваниями. С нежными и красочными иллюстрациями, которые могут помочь детям со страхами и чувствами, он рассказывает историю финала …

Буря: для детей, растущих в условиях разлуки родителей

1-е издание

К Пиа Джонс, Сара Пимента
07 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, чьи родители переживают разлуку. С увлекательными и красочными иллюстрациями, которые могут быть использованы для начала разговора, он рассказывает историю . ..

Пособие «Буря и сборник рассказов: для детей, растущих в условиях разлуки родителей»

1-е издание

Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.

Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, родители которых страдают от депрессии. С увлекательными, нежными и красочными иллюстрациями, которые можно использовать для начала разговора, он рассказывает …

Сказкотерапия | Readmio

Сказки — огромный источник знаний и мудрости. Они учат другим способам мышления и действия. Сказки показывают модели поведения, которые поддерживают людей в различных эмоционально заряженных ситуациях, помогают снять напряжение и найти решение проблем. Кроме того, они укрепляют связь между родителями и детьми, обеспечивая более тесный контакт, что помогает родителям лучше понять эмоции, чувства и мировоззрение ребенка.

Сказки – это терапевтическое средство примирения с реальностью. Любимые истории часто очень тесно связаны с симптомами конкретной проблемы, личным опытом или поведением. По этой причине сказки используются в различных видах психотерапии не только для детей, но и для взрослых. Они предлагают лучший подход к проблемам, особенно из-за их образного характера и эмоционального изображения. Для того чтобы иметь терапевтический эффект, необходимо, чтобы сказка вызывала широкий спектр эмоций.

Вы тоже можете стать психотерапевтом для своего ребенка

Когда родитель читает ребенку сказку, это не считается автоматически сказкотерапией. Это становится таковым только тогда, когда родитель ставит четкую цель в отношении того, чего он хочет достичь. Они должны выбрать подходящую сказку, похожую на ситуацию, с которой столкнулся их ребенок. Тогда ребенок сможет найти решение своих проблем, чувствуя себя в безопасности в своем мире фантазий.

Ребенок может слушать историю и сам находить решения. Однако гораздо эффективнее, когда ребенок идентифицирует себя с главным героем сказки, но это зависит от конкретной проблемы, типа сказки, ее направленности и скрытого смысла. Эффект от терапии можно вывести на новый уровень с помощью рисунков, игр, игр или создания фигурок главного героя или других персонажей.

Родитель лучше всех знает своего ребенка и поэтому может создать собственную сказку с учетом его потребностей. В этом случае важно соблюдать следующие принципы:

  • Выберите и опишите героя, максимально похожего на ребенка характером или внешностью. Используйте соответствующего героя в соответствии с возрастом ребенка. Например, для возраста от 6 до 7 лет подходят персонажи-животные. В возрасте 7–8 лет можно использовать ведьм и ведьмаков, а в возрасте 8–13 лет — рыцарей, драконов, принцесс и героев-людей. С 14 лет и старше правдивые истории очень эффективны.
  • Подробно опишите окружение и обстоятельства, в которых находится герой, должны быть похожи на ситуацию, в которой находится ребенок.  
  • Опишите задачу, похожую или похожую на ту, которую должен решить ребенок.
  • Опишите эмоции, мысли, идеи, чувства и поведение героя.
  • Опишите, как герою удается решить проблему даже в критической, сложной ситуации. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что таким же образом он может решить и собственную задачу. Самое главное, чтобы у героя, как и у всех остальных участников истории, был счастливый конец.

В приложении Readmio вы также найдете сказки, посвященные конкретным проблемам, таким как парализующий страх, скорбь по утрате, выход из кризисной ситуации, проблемы в школе или детском саду и многое другое. Их можно познакомить с детьми, чтобы создать подходящую атмосферу для решения детских проблем с заботой и чуткостью.

Источники:

Вачков И. В. 2016. Сказкотерапия сегодня: определение ее границ и содержания. Ежегодная международная научная конференция «Воспитание и образование детей младшего возраста», ECCE 2016, 12-14 мая 2016 г. , Москва, Россия.

Петрушкевич О. 2019. Воспитание через сказкотерапию. https://www.creativeschool.com.ua/ru/blog/vyhovannya-za-dopomogoyu-kazkoterapiyi-interv-yu-z-kazkoterapevtom-olenoyu-petrushkevych/

Dieckmann, H. 1997. Сказки в психотерапии. Журнал Аналитическая психология. 1997 г., апрель; 42 (2): 253–68. doi: 10.1111/j.1465-5922.1997.00253.x.

Левин К.А., Психотер Дж. 1996. Бессознательные фантазии в психотерапии. Пружина;50(2):137-53. doi: 10.1176/appi.psychotherapy.1996.50.2.137.PMID: 8804517.

Руини, Ч., Масони, Л., Оттолини, Ф., Феррари, С. 2014. Позитивная нарративная групповая психотерапия: использование традиционной сказки для повышения психологического благополучия и роста. Психология благополучия: теория, исследования и практика 2014, 4:13. http://www.psywb.com/content/4/1/13

Kuciapiński, MJ 2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *