Россыпи родительской педагогики: В НЕМ И ЗОЛОТИСТЫЙ МЕД, И ЯДОВИТОЕ ЖАЛО. КАРМЕН СИЛЬВА.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Педагогические россыпи. | Материал по теме:
Педагогические россыпи.
Вам поручен ребенок: смотрите ж, что этот ребенок будет отроком, потом юношею, а там и мужем, и потому следите за развитием его дарований, и, сообразно с ним, переменяйте методу вашего ученья, будьте всегда выше его, иначе вам будет худо: этот ребенок станет в глаза смеяться над вами. Уча его, еще больше учитесь сами, а не то он перегонит вас: дети растут быстро.
В.Г. Белинский.
Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.
Н.И.Пирогов
Чтобы учить другого, требуется больше ума, чем научиться самому.
М. Монтень
Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует, и в какой мере усвоил это.
М.Монтень
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, — он совершенный учитель.
Л.Н.Толстой
Кто не может взять лаской, тот не возьмет строгостью.
А.П.Чехов
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д.И.Менделеев
Нужно самому много знать, чтобы научить других.
В.Г.Короленко
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Н.А.Умов
Из наследия В.А.Сухомлинского
Что значит хороший учитель?
Хороший учитель — это прежде всего человек, который любит детей, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком…
Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый предмет…
Хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знаний науки о воспитании работать с детьми не возможно.
Хороший учитель – это человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела…
Свободное время учителя – это корень, питающий ветви педагогического творчества.
Источником интеллектуального богатства коллектива является, прежде всего, индивидуальное чтение учителя. Настоящий педагог – книголюб.
Урок – это совместный труд детей и педагогов. Успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися.
Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. В воспитании все главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношений воспитанников в коллективе.
Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, — это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание.
Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовывать воскресное пробуждение.
Слово учителя – ничем не заменимый инструмент на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.
Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчиваются большой бедой, имеет своим источником неумения учителя говорить.
Педсовет-тренинг «Особенности работы с семьями учащихся с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе»
“Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями”. (Старый
школьный афоризм)
План проведения педсовета
- Анкетирование классных руководителей (вопрос 1,2 анкеты) см. приложение
1 - Доклад и выступление “свежей головы”
- Тренинг “Разработка родительского собрания”
- составление приглашения родителей на собрание
- выбор темы собрания
- начало собрания
- основная часть
- заключительная часть собрания
- презентация разработанного собрания
(Для разработки сценариев родительских собраний использовались материалы
книги Л. П. Кибардина, Е.П. Алексеева “Родительское собрание” см.
приложение 2)
- Анкетирование классных руководителей (вопрос 3,4 анкеты)
Классные руководители работали в группах
Темы собраний для тренинга
- Правовые основы семейного воспитания
- Формирование здорового образа жизни детей и подростков
- Культура межличностных отношений родителей и детей
- Воспитание трудолюбия в семье
- Особенности задач семь в воспитании и социализации ребенка
- Как уберечь детей от беды, предупреждение вредных привычек
- Золотые россыпи родительской педагогики
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии
- Как обрести свою педагогическую позицию
- Как воспитать себе помощника и подготовить ребенка к семейной жизни.
Доклад и выступление “свежей головы”
Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа
с их родителями”. Главными задачами классного руководителя в этом направлении
являются способствование единению, сплочению силы, установлению взаимоотношений
родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания
ребенка.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности:
усиливаются расслоения семей по уровню доходов, растет число разводов,
разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, бедна
– не только материально, но и духовно. Объясняется это просто: родителям, чтобы
обеспечить семью приходится работать в двух-трех местах, что сводит общение с
ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи.
Теперь подумает – зачем родитель идет в школу? Узнать про то, как учится его
ребенок. Нужны ли для этого родительские собрания в том виде, в котором они
традиционно проводятся: общее состояние дел в классе, потом про каждого ребенка
вслух, при всех – его недостатки, иногда успехи, затем – количество денег на
нужды класса? Ответом на этот вопрос должны стать наши рассуждения и решение
этого педагогического совета.
Институт семьи и школы существует для детей и из-за детей, и через них
проходит вся наций. Родитель как учитель и воспитатель детей в части своей
ответственности за потенциал ребенка должен квалифицированно быть на том же
уровне, что и школа.
Нам нужно суметь всем вместе преодолеть традицию неучастия родительского
сообщества в делах школы (т.е. в делах их же собственных детей). Вместе с семьей
в школу придут ее труд и ресурсы. Одновременно мы увидим те семьи, которые не
захотят придти в школу и таким образом идентифицировать трудные семьи.
Участие большинства семей в деятельности школ будет помогать решению проблемы
воздействия на трудные семьи, их вовлеченности в “жизнь других”.
Участие родителей в различной деятельности школы существенно усиливают
мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополняется ощущением ответственности за
своих родителей, а это усиливает у него ответственность за самого себя.
Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира
ребенок в этом случае, напротив, открывается, и его “жизнь в школе” становится
для него “нашей” (семейной) жизнью в ней”. Это всегда меняет школьную
социализацию и поведение ребенка в лучшую сторону.
Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, и это может влиять
на некоторые существенные моменты учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень
важно знать социологический портрет семей учащихся. Знание их особенностей,
социального положения поможет снять целый ряд негативных моментов
сотрудничества, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал
семьи, найти разнообразные формы взаимодействия.
Типы семей и семенного отношения (выступление “свежей головы”) (см
презентация слайд 1)
Типы семей и семейных отношений
Типы семей классифицируются :
По количеству детей многодетная
- малодетная
- однодетная
- бездетная
- семья однодетная может сформировать и “балованное дитя” (с безудержно
растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом), одинокого
человека (с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе,
неудачного) , и “узурпированного” родительской любовью (желающего как можно
быстрее вырваться из-под этой гиперопеки). - семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов,
но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным поведением и даже
антисоциальным поведением – если родители заняты постоянным добыванием
средств к существованию, а не жизнь и воспитание детей пущены на самотек
В педагогике рассматривается классификация семей по характеру взаимоотношений. В этом случае Азаров делит семьи на:
- идеальную
- среднюю
- негативную или скандально-раздражительную
Исследователь Буянова называет следующие типы семей:
- гармоничная
- распадающаяся
- распавшаяся
- неполная
Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может
породить маскулинизацию девочек или феминизацию мальчиков
У педагогов – практиков деление семей принято на “неблагополучные” и
“благополучные” Их признаки таковы:
- В “благополучной” семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное
материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей - “Формально благополучная” – благополучие нередко носит видимый характер и
определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей. - “Неблагополучная семья”, где явно просматриваются дефекты воспитания –
постоянные окрики, наказания детей - Рождается новый тип семьи “новых русских” — высокообеспеченные и
сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший
кризис в семейных отношениях и воспитании детей
Одной из ключевых функций семей – коммуникативная. Существует несколько
моделей внутрисемейных коммуникаций. Наиболее оптимальная из них –
демократическая, при которой ребенок вносит определенный вклад в обсуждение
общих проблем. Типы внутрисемейных коммуникаций, господствующий в семье,
определяет коммуникативные навыки ребенка, его социальную роль. При нарушении
этих отношений, ребенок начинает играть в семье следующие роли.
Роли ребенка в семье (выступление “свежей головы”) (см. презентация
слайд 2)
Роли ребенка в семье
“Кумир семьи”. Ребенок взвывает всеобщее восхищение и умиление у
домашних. В такой семье чаще всего вырастают изнеженные капризные, а главное –
глубоко эгоцентричные дети. Иногда демонстрация беспредельной любви к ребенку
отражает соперничество взрослых, которые пытаются таким образом утвердить свое
главенство в семье.
Возможен другой вариант “кумир семьи” сам того не подозревая поддерживает
семейные связи в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Общее восхищение
ребенком превращается в символ семейного “единства”. Как правило, такие дети
обладают завышенной самооценкой, поэтому в общении со сверстниками и взрослыми
терпят фиаско. Это может привести к замкнутости, а порой и эмоциональному срыву.
Положение усугубляете тем, что родители, создавая атмосферу сверхзначимости
ребенка, лишают его возможности здраво оценить реальность.
“Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище”. Эта роль близка к “кумир
семьи” Единственное отличие в том, что в данном случае ребенок не всеобщий
кумир, а только одного из членов семьи. Роль, навязанная ребенку, зачастую
свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми.
“Болезненный ребенок”. Дети со слабым здоровьем, которые требуют особого
внимания и ухода. Однако семье иногда складывается такая ситуация: ребенок
выздоровел, а к нему продолжают относиться как к слабому и болезненному. В этом
случае возможна условная “выгода” болезни ребенка для кого–то из членов семьи,
который использует ее для самоутверждения.
Ребенок со своей стороны может, пользоваться ролью, манипулируя родителями,
чтобы решить свои проблемы. С другой стороны, возможен и протест ребенка,
выражающийся в активной или пассивной форме.
“Ужасный ребенок”. Чаще всего ребенка вынуждают играть эту роль ожидания
старших, воспринимающих его как постоянный источник неприятностей. Он
непослушен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие
его поступки рассматриваются как действия “назло взрослым”. Все в семье ругают и
наказывают. Но поскольку применяемые к нему меры безрезультатны, ребенок
начинает играть роль “мучителя”. В общении со взрослыми он конфликтен и
агрессивен.
Иногда “ужасный ребенок” становится “козлом отпущения” для членов
семьи. Все в семье считают его плохим, и это дает право разряжать на нем сою
агрессивность. При таком общении ребенок из “ужасного” превращается в
“забитого”: он начинает бояться наказания
Нередко ребенку приходится исполнять роль – “путающегося под ногами”:
он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних раздражение. Как правило,
использование двух последних ролей приводит к тому, что дети становятся
замкнутыми и сводят к минимуму свое общение с членами семьи. В общении со
сверстниками они ведут себя зачастую избирательно: общаются с теми, кто
оказывает им положительное подкрепление
Характер взаимоотношений классного руководителя с семьями должен быть
дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия.
Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности
семейного воспитания, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса.
Массовый охват родителей одинаковыми формы работы малоэффективен, здесь нужен
личностный подход. Знание особенностей тех или иных семей дает возможность
прогнозировать определенные педагогические проблемы, которые необходимо решать
вместе. Чаще источником таких проблем являются издержки семейного воспитания:
безудержный авторитаризм родителей, со временем взывающий резкий протест детей,
или наоборот, попустительство, отчуждение формальное отношение родителей к
сложностям становления ребенка и своим родительским обязанностям, порой
отсутствие свободного времени, занятость родителей, откладывание важного
разговора на “потом”, перекладывание проблем с ребенка на школу.
Одной из форм знакомство с семьей – посещение семей школьников. Особенно они
актуальны, если мы берем новый класс. Дело это деликатное, потому следует
тщательно все продумать и постараться предотвратить любую ситуацию, которая
сможет произойти. Существует несколько правил, которые следует помнить во время
таких посещений.
(Выступление “свежей головы) (см. презентация
слайд 3)
- Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше
ничего, - Не планировать свой визит больше чем на один час.
- Не беседовать у двери, на ходу.
- Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть
дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо
не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не
стоит превращать разговор в допрос. - Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты
разговора. Записи делать не желательно. Однако после посещения надо записать все
услышанное, а также записать выводы. - Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь
со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так
как говорят о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда
присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители
под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.
Надо помнить, что для ребенка ваш приход – событие. Порой, он совершает
прями-таки “революцию” в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и
дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь “свой”.
Рассмотрим основные принципы, на которых должно строиться продуктивное
сотрудничество педагогов и родителей (выступление “свежей головы”) (см.
презентация слайд 4)
Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество
педагогов и родителей:
- Равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за
воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или
отдавать распоряжения друг другу - Этичность – отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем
следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым
в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения. - Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной,
когда ее организаторы хорошо представляют себе, чем заняты школьники и к чему
они стремятся. - Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома
Л.И. Маленкова в книге для учителя “Воспитание в современной школе” выделяет
пять функций работы классного руководителя с семьей. (см презентация
слайд 5)
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса - Психолого-педагогическое просвещение.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми -участие во всех видах внеурочной деятельности
- участие в профориентационной работе
- ведение кружков, секций для учащихся
- оказание спонсорской помощи
- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
- оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания
различным категориям учащихся - оказание психолого-педагогической в решении проблем семейного воспитания
- индивидуальная работа с семьями
- Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими
комитетами школы и класса, советом школы и т. д.
Педагогическое просвещение или педагогическая пропаганда среди родителей не
столь проста. Родители приходят в школу не с целью слушать лекции или
рассуждения. Уставшие от работы и массы собственных проблем, смогут и захотят ли
они слушать, понимать и усваивать психологические и педагогические идее. Тем
более, что некоторые их них учились так давно (а может и недолго), что само
восприятие теоретических и методических идей вызывает у них большие трудности.
И, наконец, многие из них глубоко уверены, что и сами хорошо разбираются в том,
как надо воспитывать собственных детей.
И, тем не менее, психолого-педагогическая пропаганда среди родителей
необходима. И участвовать в ней должны в первую очередь школьные педагоги. Для
этого можно использовать индивидуальные беседы, но особенно – классные и
школьные собрания родителей. Рассматривать методические и теоретические идеи,
целесообразно отталкиваясь от тех или иных случаев, затруднений и тупиков
школьной, классной, внутрисемейной жизни учеников, от тех жизненных проблем, с
которыми сталкиваются учителя и родители. Выступая перед родителями, надо чаще
использовать диалог, втягивать их в обсуждение и ставить в позицию не учеников,
а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями
на равноправной основе.
Научиться выступать перед родителями с научными идеями не скучно, “заумно” и
наукообразно, а увлекательно, интересно и в тоже время содержательно, просто и
убедительно – не так уж просто. Для овладения искусством устной популяризации
знаний педагогу надо кое-что почитать из работ по риторике, много самому
размышлять над проблемами воспитания, а также не забывать каждый раз тщательно
подготовиться и вообще стараться чаще выступать перед родителями, чтобы накопить
нужный опыт.
Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько
говорить сам. Поэтому нужно постараться организовать на родительском собрании
такую жизнь, что бы родители могли действительно учиться брать советы, решения,
оптимизм – не только от классного руководителя, но и друг от друга (со – брание
–“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы
сами.
И еще один маленький “секрет”: во многих статьях можно встретить совет
начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный
совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы. И еще вот о чем :
скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание – не
“вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”), т.к. очень нуждаетесь в их
совете, поскольку никто лучше них не знает какой подход нужен их ребенку. И если
родители пойму, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют
собой “истину в последней инстанции”, то охотно пойдут на контакт.
Формы работы
Знания, которые стоит передать родителям.
На практике и в литературе сегодня можно встретить такие официальные и
неофициальные формы передачи педагогических знаний родителям.
К неофициальным относится форма “сарафанного радио”, опыт и информацию
передают друг другу соседи, родственники, “одна дама сказала”. Так же приемы
воспитания черпают их художественной и популярной литературы, журналов, газет.
Теле и радио передач.
Официально педагогические знания сообщают родителями посредством следующих
форм:
- индивидуальные консультации, личное общение
- совместная с родителями исследовательская деятельность: проектная методика,
конференции, совещания;
Групповая работа: тренинги, лекции, инструктажи – рекомендации.
Микрогрупповая работа с родителями. На встречу приглашаются только те
родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Разумно
пригласить на такое собрание специалиста. Кстати, такие микрогрупповые собрания
можно практиковать и между классами, где есть дети со сходными проблемами.
Собрание – прецедент (прецедент – случай, служащий примером, оправданием для
последующих случаев такого же рода). Такое собрание проводится в начале учебного
года. На это собрание целесообразно пригласить родителей из параллели или
классов разного возраста. Для родителей, будет полезно вспомнить какие проблемы,
решались ими несколько лет назад и поделиться своим опытом. Родителям
предлагается проблемная ситуация. И после этого классный руководитель
провоцирует родителей на обсуждение, обмен мнениями, опытом, советами. Следующий
этап – просмотр “развития события” и родители, могут убедиться, к чему может
привести следование их советам.
Родителей можно разделить на группы, которые обсуждают данную проблему. Затем
обсуждают варианты решения. Так родители могут увидеть конфликтную ситуацию с
разных сторон, увидеть многообразие вариантов решения, научиться анализировать
свои поступки.
Аналогично можно провести собрание – тренинг, на котором можно обсудить
различные ситуации, предложив родителям готовые варианты ответов либо вопросы
для обсуждения.
Интересной формой передачи знаний может стать знакомство родителей с трудами
выдающихся педагогов, ученых, философов. Родителям предлагаются карточки с
описанием жизни ученых и отрывки их трудов. Участникам собрания предлагается
обсудить практические советы известных педагогов и общественных деятелей. При
обсуждении крайне важно вызвать родителей на разговор о проблема, именно их
детей. Таким образом, вы сможете не только понять реальное положение в семьях
учащихся, но и еще раз укрепить доверительные отношения с родителями.
Родительский университет, в рамках которого организуются как эпизодические,
так и систематические курсы. С ними родителей можно ознакомить заранее, формируя
их на основе плана воспитательной работы школы и класса или же индивидуальных
тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность, могут поведать педагогу
через родительский почтовый ящик.
И еще одна форма собрания, которую можно назвать “с ног на голову”. Раз в
месяц в классе имеет место 20 или 17 (по числу детей) родительских собраний
втроем: ребенок, родитель, учитель. Только на таком собрании не учитель
рассказывает маме о проблемах ребенка, а ребенок рассказывает маме и учителю о
себе. Установка такая – рассказать о себе как о хорошем ученике: что
интересного, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о
хорошем за отчетный период. Классный руководитель интересуется как дела дома,
мама как в школе. Причем, интересуются хорошими делами, а не плохими. И
спрашивают не друг у дружки, а у ребенка (правильно, кто же лучше знает!).
Школа накопила значительный опыт взаимодействия педагогов с родителями для
повышения качества воспитательного процесса. Используя разные формы связи –
встречи, беседы, родительские собрания, контакты по телефону, совместное
проведение мероприятий, — может повысить эффективность воспитательной работы. Но
добиться успеха педагог можно только в том случае, если он не будет жаловаться
родителям на детей, навязывать им свое мнение и перекладывать на них свою
работу, а находить пути взаимопонимания и взаимосотрудничества.
Тренинг “Разработка родительского собрания”
- составление приглашения родителей на собрание
- выбор темы собрания
- начало собрания
- основная часть
- заключительная часть собрания
- презентация разработанного собрания
Решение педагогического совета
- Отметить положительную работу по привлечению родителей к образовательному
процессу классных руководителей: - Обратить внимание классных руководителей на слабое использование
положительного опыта такой формы воспитательной работы как презентация класса,
показавшей свою высокую эффективность - В 2007 – 80 учебном году провести презентацию классов
- Заместителю директора по воспитательной работе систематизировать материал
по работе с родителями и составить картотеку совместно со школьной библиотекой
Ознакомить с инновационными методиками работы с семьей классных руководителей на
секции классных руководителей до конца учебного года. - Заместителю директора, старшей вожатой оформить стенд “Работа с родителями
как эффективное средство повышения качества образовательного процесса” в помощь
классным руководителям, на котором разместить актуальные материалы педсовета. - Классным руководителям при планировании системы работы с родителями
учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем. - Заместителю директора по воспитательной работе на секции классных
руководителей квалифицированно с конкретными рекомендациями рассмотреть
содержание работы с детьми из группы “социального риска” с целью активного
использования этих материалов в практической деятельности. - Классным руководителям при планировании работы с родителями
руководствоваться рекомендациями педсовета и разделом “Работа с родителями”
Программы развития школы
Информирование родителей об образовании | Edutopia
Взаимодействие с семьей
Сегодня многие родители придерживаются образовательной точки зрения, основанной на педагогике и методологии 20-го века. Учителя должны информировать их о том, где сейчас находится образование.
Том Уитби
17 сентября 2014 г.
Слишком во многих классах в Америке родители часто рассматриваются как противники учителей. Хотя это верно не для каждого школьного округа, даже одного слишком много. Отношения между родителями и учителями — лишь один из многих факторов, усложняющих нашу систему образования, и это яркий пример. Почему это отношение такое переменное? Личный опыт родителей в сфере образования, вероятно, возглавляет список, но то, как культура школы принимает и относится к родителям, занимает второе место. Конечно, заботой номер один для каждого родителя будет: «Получит ли мой ребенок надлежащее образование, чтобы конкурировать и преуспевать в нашем мире?»
Все изменилось
В прошлом общение всегда было ключевым фактором в объединении учителей и родителей. Сегодня мы могли бы добавить прозрачность как ключевой фактор понимания родителями того, что происходит в школе.
Единственное, что объединяет большинство американцев, — это опыт работы с нашей системой образования. В результате почти у каждого есть свое мнение о том, что правильно, и даже чаще озвученное, что не так в системе.
Еще больше усложняет эти взгляды тот факт, что большинство из нас получили образование у учителей, которые использовали педагогику и методологию 20-го века, а это означает, что 20-й век является основой нашего образовательного опыта. Поскольку мы сейчас почти на полпути во втором десятилетии 21-го века, нам нужно ввести всех в курс дела. Для этого необходимо информировать родителей о воспитании их детей. Например:
- Качество учителя больше не может оцениваться по объему заданного домашнего задания.
- Спокойные и самодовольные дети не обязательно являются признаком того, что ученики увлечены учебой.
- Опыт учителя больше не должен быть контролирующим или ограничивающим фактором в обучении учащегося.
- Нам не нужны ряды столов, чтобы привлечь внимание.
- Все обучение не ограничивается классной комнатой.
Сегодня мы боремся за то, чтобы преподаватели были в курсе всех последствий нашей жизни в технологическом обществе. Это оказало глубокое влияние на педагогику, методологию и философию образования многих педагогов. Образование — это консервативный институт, который медленно меняется, но не заблуждайтесь — изменения происходят. Какой бы большой ни была борьба за то, чтобы повлиять на мышление педагогов, когда они моделируют и делятся этими изменениями со своими учениками, мы должны признать, что родители почти полностью исключены из этого процесса.
Информирование родителей
Если мы не хотим враждебных отношений с родителями, нам нужно информировать их об образовании их детей. Технология предоставляет ряд методов для информирования родителей. Конечно, самый эффективный способ – это личная встреча. Раньше «Родительский вечер» или «Снова в школу» были стандартным способом информирования родителей об ожиданиях учителей. Это был один вечер, отведенный родителям, чтобы проверить подлого учителя, о котором они так много слышали за ужином. Вероятно, нам нужно сделать этот процесс более совместным. Эти вечера могли бы быть более эффективными, если бы мы позволили родителям предлагать занятия по интересующим их темам. Учителя могли бы предлагать темы, о которых, по их мнению, родители должны знать. Вечер «Снова в школу» может быть именно таким — вечером, чтобы узнать о темах, актуальных для образования в 21 веке. Сессии могут быть гибридной формой модели edcamp.
Веб-сайт класса может быть наиболее полезным для обеспечения прозрачности. Родители могли получить к нему доступ в любое время, чтобы увидеть, что в данный момент происходит в классе. Конечно, это влияет на учителя как на еще один набор задач, поэтому мы должны ожидать большой поддержки со стороны школьного округа, чтобы учителя выполнили это. Эффективные веб-сайты часто приводят к поддержке родителей, а также к признательности за то, что они видят, как работа их ребенка моделируется в Интернете. Дети тоже реагируют по-разному, поскольку теперь у них есть голос и аудитория, в которую входят и их родители.
Существуют такие приложения, как Remind, которые позволяют учителям общаться с родителями с помощью текстовых сообщений, не раскрывая номера телефонов учителя или родителя. Сообщение как хороших, так и плохих новостей может происходить мгновенно в среде, с которой знакомы многие люди. Текст не занимает два дня, чтобы пройти по почте, чтобы его, возможно, смахнул из почтового ящика подкованный в почтовых уведомлениях студент.
Учителя могут сохранять работы учащихся в цифровых файлах или портфолио. Ими можно мгновенно поделиться с родителями. Оценки в табель успеваемости — это только субъективные обещания потенциала, в то время как портфолио показывает реальную работу, которая является доказательством достижений и, надеюсь, примером мастерства.
Обучение родителей начинается с нас
Сегодня педагоги делают много вещей, которые не входят в сферу образования родителей или учителей. Мы не можем ожидать, что родители поймут эту новую динамику образования, если их об этом не учат. Возраст может породить мудрость, но над актуальностью нужно работать каждый день. Помимо той нагрузки, которую уже несут учителя, воспитание родителей должно каким-то образом стать приоритетом. Если мы хотим, чтобы образование наших детей продолжалось, им потребуются модели, которые могут предоставить как учителя, так и родители. И мы должны усерднее работать над тем, чтобы держать родителей в курсе.
Как вы информируете родителей и вовлекаете их в происходящее в классе?
Поделиться этой историей
Подано в соответствии с
- Семейство. ресурсы учителей, школ, образовательных компаний и даже музеев. Семьи имеют доступ к материалам, но теперь должны решить, как наилучшим образом реализовать их для своих детей. Как педагог, который обучал детей в возрасте от 5 до 12 классов и во всех типах условий, от традиционных классных комнат до детских игр, я хотел поделиться стратегиями, которые я нашел полезными. Мы надеемся, что это может быть полезно непосредственно для родителей или для педагогов, руководителей школ и округов, чтобы поделиться своими мыслями, чтобы помочь семьям справиться с потоком ресурсов и заданий, которые им предстоит выполнить. Parent Pedagogy 101 — это серия обзоров, состоящая из нескольких частей, в которой основное внимание уделяется стратегиям, которые являются основой для отличного обучения, будь то дома или в школе. В этой серии мы обсудим методы постановки вопросов, нормализацию ошибок, включение времени ожидания и поддержание положительного результата, даже если вы не знаете ответа.
ЧАСТЬ 1 из нашей серии: НЕ ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАВАЙТЕ ИХ.
«Готово!» — кричит из-за кухонного стола ваша первоклассница, заполняя лист из 30 вопросов по математике. Когда вы начинаете изучать ее ответы, вы видите, что № 1 неверен, № 2, № 4, № 6, № 8 и № 9.тоже ошибаются. Поток вопросов начинает течь в вашем мозгу. Что я должен делать? Это был обзор или новый материал? Сколько она должна была получить правильно? Могу ли я научить этому? Я сделал что-то неправильно? Должен ли я написать ее учителю? Как она так скучала?
Теперь, прежде чем вы возьмете красную ручку и на бумаге начнут скапливаться крестики, давайте остановимся на минуту и обсудим серию вопросов, которые могут превратить проблемы домашнего обучения в возможности успешного обучения для всей семьи.
Одно из самых значительных изменений, которые я внес в свой класс за эти годы, заключалось не в использовании новых технологий или смене учебников, а в том, как я общался со своими учениками. Дело не в том, что это неважно; но принципиально мне не нужно было быть хранителем знаний в классе. Гораздо важнее было быть фасилитатором, который помогал учащимся находить связи между старыми и новыми темами и находить различные способы решения проблем. Итак, я взял на себя обязательство меньше говорить, больше задавать вопросов и не давать ответов.
Одно это изменение значительно улучшило успеваемость учащихся и помогло им понять, где они промахнулись, и мне не пришлось прямо указывать на это. Эти простые настройки могут сделать то же самое для вашей домашней учебной среды.
Начало работы:
Старайтесь не поддаваться на то, чтобы сообщить ребенку ответ, что делать дальше или как исправить ошибку. Получение правильного ответа важно, но не так важно, как мыслительный процесс. Если вы воздержитесь от быстрого ответа и вместо этого будете использовать вопросы, это позволит вашему ребенку позитивно усвоить материал. Это обучающая стратегия, позволяющая разделить владение знаниями с вашим ребенком, а не только вы.
ПОЧЕМУ , КАК и ЧТО — три ключевых слова, которые следует использовать при работе с ребенком. Вот несколько примеров вопросов, которые я чаще всего использовал со своими учениками:
- Как вы это сделали?
- Что ты имеешь в виду?
- Откуда ты это взял?
- Почему ты так поступил?
- Почему это сработало?
- Как еще ты мог это сделать?
- С чего ты это взял?
Как это работает:
Давайте посмотрим на этот пример из задания первого класса по разрядности (поймите, что две цифры двузначного числа представляют количество десятков и единиц). В то время как общее количество соломинок верное, ребенок сделал распространенную ошибку в колонке десятков таблицы. Вместо того, чтобы перечислять количество связок по десять, указывается общее количество соломинок в связках по десяткам. Взрослая реакция может быть такой: «Здесь 3 десятка, а не 30 десятков». Это правда, но у ребенка нет возможности обнаружить ошибку и извлечь из нее урок. Вместо того, чтобы начинать с ответа, попробуйте начать с «Давайте вместе посмотрим на первый вопрос», а затем задайте такие вопросы, как:
- Как вы пришли к числу десятков и единиц?
- Сколько групп соломинок вы видите? Сколько соломинок в каждой группе? Итак, сколько групп десятков существует?
Вы также можете использовать другие утверждения и вопросы, чтобы помочь обучению. Несколько примеров:
- Расскажите мне больше.
- Можем ли мы подумать об этом по-другому?
- Ты близко. Давайте попробуем еще раз.
- Вы уверены в этом?
Посмотрите это в действии:
Вот короткий ролик, в котором мои бывшие 11-классники используют друг с другом эти техники вопросов. Пока Итан и Бретт помогают своим одноклассникам, слушайте ответы на следующие вопросы:
С каким треугольником вы работаете?
Сторона, угол, сторона?
Можем ли мы пропустить здесь целую область? Или есть место, где они все связаны?
Что это значит, когда у вас есть сторона, сторона, угол?
Поймать себя, прежде чем дать ответ, может быть непросто, и для этого требуется практика. Пока это не стало для меня естественным, я приклеивал стикеры с вопросом «ПОЧЕМУ?» написанные на них по всему классу, чтобы напомнить мне и моим ученикам о том, что в первую очередь нужно расспрашивать друг друга. Не бойтесь делать то же самое на кухне, в офисе или там, где учится ваш ребенок. Важно отметить, что некоторые учащиеся не привыкли к таким вопросам. Если ваш ребенок борется или расстраивается (или вы тоже можете быть), найдите минутку.