Ресурсный класс: Что такое ресурсный класс, в каких школах есть?
Что делать, если вы хотите организовать ресурсный класс — РОО помощи детям с РАС «Контакт»
- Собрать родительский актив
Найдите родителей в вашем районе, заинтересованных в создании особых условий для обучения детей (ресурсного класса).
Приготовьтесь к тому, что вам придется быть постоянно включенными в процесс и научиться договариваться с самыми разными людьми (с другими, очень разными, родителями, с администрацией образовательных комплексов, возможно и с Департаментом образования, с другими общественными организациями, фондами, жертвователями и т.д.). Бояться не надо — у других получилось, значит получится и у вас. Напомним, в 9 школах уже работают ресурсные классы, и в еще 6 будут открыты в этом году).
- Изучить информацию
- Законодательство по образованию (http://contact-autism.ru/lit/)
- Познакомьтесь с разделом о «ресурсных классах» у нас на сайте
- Приходите к нам на консультацию (информацию о времени, месте и т. д. можно посмотреть тут)
- Книга «Ресурсный класс»
- Изучите тематические страницы в соц.сетях
- Пообщайтесь с активистами действующих ресурсных классов (родители ресурсных классов школы 2009, 1367, 1540, “Ковчег” и других комплексов с удовольствием поделятся с вами своим опытом)
- Посетите школу с действующими ресурсными классами (2009, “Ковчег”, 1367, 1540 — принимают заявки на посещение как родительскими группами, так и специалистами).
- Выбрать школу
- Выбрать школу, в которой собираетесь открыть ресурсный класс (Это может оказаться и ваша дворовая школа, но легче всего договориваться со школами, в которых уже учатся дети с ограниченными возможностями).
- Убедиться в готовности администрации к такому проекту (сходить на прием к директору всего холдинга, а не конкретной школы из него).
- Предоставить администрации школы всю необходимую информацию (например, принести распечатанные материалы с сайта “Контакта” https://contact-autism. ru/projects/resource_zones)
- Выяснить наличие в штатном расписании тьюторов и других специалистов, а также возможности включения их в штат школы.
- На основании всей собранной информации сделать предварительный расчет затрат на оборудование и оплату привлеченных специалистов (сроком на 1 год). Вариант возможной сметы, для того, чтобы было на что ориентироваться, мы вам предоставим.
- Определиться с примерным списком необходимых сторонних специалистов (персонально).
- Оценить возможности самостоятельного финансирования и определить источники целевого финансирования проекта.
- Если вы решили присоединиться к программе поддержки ресурсных классов РОО помощи детям с РАС «Контакт»
- Мы поможем вам разобраться что же такое “ресурсная зона” и “ресурсный класс” и как это работает.
- Сходим вместе с вами на презентацию проекта в образовательное учреждение (РОО помощи детям с РАС “Контакт” является официальным партнером Департамента образования по проекту “Инклюзивная молекула”, а наши члены участвовали в организации самых первых ресурсных классов — все это существенно помогает в ведении переговоров).
- Обговорим вместе с вами с директором все условия, возможные риски, план проекта и возможности для решения разных задач
- Расскажем вам о возможных путях решения именно ваших конкретных задач исходя из нашего опыта, и будем внедрять эти решения в жизнь вместе с вами
Следующими этапами идут:
- Заключение договора о сотрудничестве между образовательным учреждением и РОО помощи детям с РАС «Контакт».
- Помощь вам в построении оптимального маршрута ВК-ПМПК-МСЭ
- Помощь в оформление заявки на доп. финансирование проекта (при необходимости).
- Помощь в поиске источников доп.финансирования.
- Заключение договоров со специалистами, реализация проекта.
- Бухгалтерское сопровождение проекта.
- Помощь в подборе и обучении специалистов.
- помощь в разрешении возникающих вопросов и проблем в рабочем порядке, в том числе при поддержке МГАРДИ и рабочей группы по детям с ОВЗ при Департаменте образования
Обязанности уполномоченного по проекту Ресурсный класс
- Уполномоченное лицо выбирается из числа родителей детей, обучающихся в ресурсном классе. Избрание оформляется протоколом.
- Уполномоченное лицо действует на добровольных началах.
- Уполномоченное лицо непосредственно на месте (в школе) следит за реализацией проекта:
- Следит за надлежащим выполнением услуг по договорам ГПХ, оформляет акты выполненных работ, согласует с ведущим проект бухгалтером РОО «Контакт» суммы, перечисляемые по договорам, следит за правильным оформлением первичных документов по проекту и т.п.
- Информирует РОО «Контакт» о смене исполнителей по договорам ГПХ (при необходимости).
- Согласовывает с администрацией школы и с РОО «Контакт» закупку необходимого оборудования, а также передачу его школе (при необходимости).
Ресурсный класс
«Фонд «Шаг в Инклюзию» – благотворительная организация, созданная в 2007 году для помощи людям с расстройствами аутистического спектра в Московской области.
Цель, которую ставит перед собой Фонд сделать так, чтобы ни один ребенок с аутизмом не оставался за бортом системы образования или попадал в интернат при живых родителях.
В целях реализации прав детей с расстройствами аутистического спектра на образование и жизнь в обществе с 1 сентября 2018 года в МАОУ НОШ № 28 реализуется пилотный проект «Ресурсный класс».
Ресурсный класс (ресурсная зона) — это не класс, как устойчивый школьный коллектив. Это пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации (мероприятия для социальной адаптации) и инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, сопутствующие тяжелые нарушения речи и поведения, низкие социальные коммуникации. Ресурсный класс – это одна из форм специальных образовательных и коррекционных условий, которые включают в себя:
– специальный педагогический штат: поведенческий психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ресурсный учитель;
– комплекс дидактическо-стимульного материала;
– профессиональную библиотеку и информационное обеспечение;
– комплекс средств альтернативной коммуникации;
– пространство для поиска, сбора и систематизации креативных идей и уникальных подходов;
– пространство и условия для альтернативных способов тестирования и оценки динамики.
Эта специальная образовательная модель позволяет ученику сочетать в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание – все разрабатывается на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка и позволяет организовать обучение в наименее ограничивающей среде.
Для данной категории обучающихся каждый маленький результат каждого взятого в отдельности ребенка является большим успехом всей педагогической команды, школы, родителей.
Московский Областной Общественный Благотворительной Фонд (МОО БФ) «Шаг в инклюзию» во главе с Президентом А.А. Сергеевой является социальным партнером «Школы №28№ в реализации проекта.
Фонд оказывает широкую информационную и дополнительную финансовую поддержку в оснащении Ресурсного класс, повышении квалификации педагогической команды, проведении семинаров и конференций, встреч разного уровня.
В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ и решения ПМПК для данных обучающихся в школе разработана Адаптированная основная образовательная программа (АООП), а также индивидуальные адаптированные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей.
Все дети из ресурсного класса обучаются в общеобразовательных классах. В общеобразовательный класс дети с РАС включались постепенно по мере адаптации.
Время, проведенное на учебных занятиях в общеобразовательном классе у каждого ребенка индивидуальное. В течение всего учебного процесса обучающиеся находятся в сопровождении тьютора. Прежде чем «включить» особого ребенка в среду нормотипичных сверстников, в общеобразовательных классах проводятся уроки доброты и толерантности.
Дети включались в образовательный процесс, посещая уроки в регулярном классе со сверстниками, библиотеку, столовую, общешкольные мероприятия, участвуя в праздничных мероприятиях (читали стихи, пели песни, играли в инсценировках, принимали участие в творческих школьных и городских конкурсах и благотворительных акциях; вместе проводили перемены, общались.
В результате реализации индивидуальных образовательных маршрутов удалось сформировать у учащихся ресурсного класса навыки, которые отсутствовали у них ранее: умение слушать и действовать по инструкции педагога, выполнять режимные моменты и школьные правила, владеть навыками самообслуживания и коммуникации.
Эти результаты достигнуты совместными усилиями квалифицированных, прошедших специальную подготовку педагогов: тьюторов (сопровождают ребенка во время всего образовательного процесса), учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, специалиста по прикладному поведенческому анализу, учителя регулярного класса (оказывает индивидуальную помощь и поддержку во время урока, способствует формированию навыков коммуникации и правильных взаимоотношений в детском коллективе).
Уверены, что благодаря реализации проекта «Всероссийская модель образования детей с ОВЗ «Шаг в инклюзию», позволит распространить такую образовательную модель инклюзии на другие муниципальные школы всего Подмосковья».
Последствия пропуска уроков с частичной занятостью для учащихся с легкой/средней степенью инвалидности
Просмотры сообщений: 4856
Интересно, что так много заголовков и постов, которые я пишу о школьной реформе, связаны с потерей. Ресурсный класс для учащихся с ограниченными возможностями обучения, а иногда и с поведенческими проблемами — еще одна потеря, когда речь идет об учащихся и их государственных школах.
Ресурсные классы были разработаны, чтобы помочь учащимся начальной, средней и старшей школы, предоставляя более индивидуализированную помощь в таких областях, как чтение, английский язык, словесность и математика. Они также проводили занятия по другим предметам, иногда, особенно, на уровне средней школы. Такие классы служили важным связующим звеном для учащихся с легкой/средней степенью инвалидности, помогая им встать на правильный путь.
Преподаватели ресурсного класса сосредоточились на последних идеях исследований, стратегиях обучения, адаптации, укреплении слабых мест и помощи учащимся в адаптации к урокам, которые им кажутся трудными. Учителя со специальным образованием и сертификацией по ограниченным способностям к обучению обладали уникальной квалификацией для решения таких проблем, как дислексия, затруднения при чтении и математике, общая и мелкая моторика, письмо, правописание и гиперактивность. Учащиеся с серьезными нарушениями чтения часто находили ресурсный класс убежищем.
Ресурсный класс также помог учащимся приобрести навыки, необходимые им, чтобы успешно провести остаток учебного дня в общеобразовательных классах. Если все сделано правильно, учителя специального образования сотрудничали с учителями общего образования, чтобы убедиться, что учащиеся делают все возможное в общих классах. Действительно, часть задачи ресурсного класса заключалась в том, чтобы вооружить учащихся необходимыми инструментами для достижения успеха в общих классах.
К сожалению, ресурсный класс для учащихся с ограниченными возможностями обучения скоро закончится, если еще не закончился. Меня всегда огорчает, когда я слышу, как родители жалуются, что их ребенок с дислексией или множеством других легких/умеренных нарушений не может найти практически никакой помощи в их государственных школах. Родители все больше недовольны тем, что у них меньше услуг. Классы ресурсов все больше уходят в прошлое.
Некоторые родители прибегают к домашнему обучению. Хотя это прерогатива родителей, это может стать дополнительным бременем для семьи, и мало исследований, подтверждающих, что это лучший подход. Однако я не виню родителей за домашнее обучение — вовсе нет. Тем не менее, я считаю, что они и их дети очень плохо обслуживаются школьным округом.
Другие родители искали ваучеры, чтобы перевести своих детей из государственной школы в частные школы. Это кажется чем-то особенным, но это не волшебная палочка, и это поддается планам приватизации государственных школ. В большинстве случаев нет доказательств того, что частные школы предоставляют полезные услуги учащимся с ограниченными возможностями. Если у них меньшие размеры классов, это может быть фактором. Но нет никаких исследований, о которых я знаю, указывающих на то, что частные или приходские школы хорошо обслуживают учащихся с ограниченными возможностями. Фактически, когда учащийся покидает государственную школу, он может потерять все права, которые он имел в соответствии с Законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA).
Многие возмущены риторикой и стратегией Арне Дункана по ликвидации специального образования. Хотя я не фанат Дункана, я считаю, что марш за прекращение услуг специального образования начался давно.
Еще в начале 1980-х учителя ресурсных классов начали слышать, что их ученики на самом деле не имеют проблем с обучением — что у учеников возникают трудности из-за плохих учителей. Хотя это могло содержать зерно истины, конечно, всегда будут плохо подготовленные учителя, которые не работают хорошо, в этом не было смысла. Есть много переменных в том, как учащийся учится и почему учащийся испытывает трудности в обучении. И можно было бы легко спросить: трудно ли учителю достучаться до ученика из-за неспособности учащегося к обучению?
Повторная авторизация PL 94-142 в IDEA 1997 и IDEA 2004 также подтолкнула всех учащихся с ограниченными возможностями к общеобразовательным классам, в значительной степени игнорируя индивидуальные потребности учащихся. Широкую общественность заставили поверить, что включение лучше для всех учащихся . Но учащиеся по-прежнему имеют инвалидность и нуждаются в услугах, которые не могут быть хорошо индивидуализированы в общем классе.
Неспособность к обучению также плохо изучена. Они не сразу идентифицируются — часто имеют нюансы. Для меня это то, что делает их увлекательными, особенно когда речь идет о том, как дети учатся и что можно сделать, чтобы помочь им учиться лучше. Но те, кто хочет универсальную учебную программу, могут легко сказать, что таких нарушений не существует.
Я считаю, что занятия по ресурсам имеют решающее значение для понимания проблем с обучаемостью, и что их должны вести высококвалифицированные учителя, которые сотрудничают с учителями общего образования и имеют опыт исследований в области передового опыта. И такие учителя должны также работать в тесном контакте с родителями, которые могут предложить дополнительную ценную информацию об индивидуальных потребностях своих детей.
Именно об этом должен быть большой ресурсный класс для детей в каждой государственной школе.
Но Дункан и его предшественники не хотят, чтобы государственные школы использовали исследования в специальном образовании. Специальное образование обходится им слишком дорого и не стоит затраченных усилий. Для них меньше значит больше. Common Core четко соответствует этому мышлению, наряду с риторикой, которая говорит каждый ребенок может достичь X стандартов с помощью универсальных методов (технологий), и это составит идеальную группу выпускников средней школы, готовых к поступлению в колледж.
Использование учителей, работающих по совместительству или подготовленных по ускоренной программе, также облегчит отрицание необходимости специальных образовательных услуг. Совсем недавно мы узнали о программе Teach for America, работающей со студентами с ограниченными возможностями.
Эти коммерческие псевдоидеалисты превращают специальное образование во что-то плохое, чего, если подумать, мы десятилетиями изо всех сил пытались избежать в этой стране. Когда учащиеся с легкой/умеренной инвалидностью, которые легко исправить, терпят неудачу из-за того, что у них не было услуг, не было страховки, где они окажутся?
Я сожалею о том, что считаю кончиной класса ресурсов.