Регресс в развитии: Регресс в развитии ребенка | Клиника Добрый Доктор
“Я думала, мы уже это переросли”: чем объясняется регресс в развитии
Иногда дети временно забывают, что уже научились спать в своей кровати и пользоваться горшком
Когда малыш овладевает новым навыком, делает следующий шаг в развитии, это всегда радует родителей. Но бывают и отступления: ребенок словно «забывает» о том, что уже умеет пользоваться горшком или говорить предложениями, а не отдельными слогами. Как определить, временный ли это регресс или лучше посоветоваться со специалистами?
Приобретения и потери
Регресс, то есть откат на предыдущую стадию развития, может случиться в любом возрасте под влиянием стресса и неблагоприятных жизненных событий. Например, дошкольник может скандалить, как малыш, и требовать грудь, если у него есть новорожденная сестра, а взрослая женщина — впасть в детство, оказавшись в больнице.
Если говорить только о детях, у них потеря ранее приобретенных навыков часто случается в возрасте 2–3 лет. Это связано с тем, что в первые годы жизни ребенок активно развивается и приобретает множество новых умений.
Но развитие протекает нелинейно, поэтому малыш может периодически возвращаться к поведению, характерному для более ранних этапов. Подобную особенность еще называют «два шага вперед, шаг назад».
В таких случаях разочарованная мама может посетовать: «Я думала, мы это уже переросли…»
Как проявляется регресс:
- ребенок начинает просить грудь среди ночи, хотя перестал это делать больше полугода назад;
- с ним снова случаются мелкие неприятности, хотя он вроде уже умеет пользоваться горшком;
- он цепляется за вас в детском саду, хотя еще на прошлой неделе все было в порядке;
- он вдруг перестает разговаривать словами и фразами, перейдя на отдельные слоги;
- он перестает самостоятельно есть или ходить.
Крайние случаи регресса — такие, как внезапная неспособность говорить или ходить на протяжении нескольких дней, — могут быть признаками неврологических проблем, и тогда нужно обращаться к врачу. А вот легкий и непродолжительный регресс — естественное явление, которое может случиться даже в младшем школьном возрасте.
Большой или маленький?
Главная причина отката назад — встреча с чем-то новым и вообще любой стресс. Например, большое путешествие, новый детский сад, переезд в новую квартиру, рождение еще одного ребенка или конфликт между родителями. В незнакомой ситуации маленькие дети испытывают тревогу, и возврат к прежнему поведению обеспечивает им дополнительное родительское внимание — а вместе с ним и ощущение возврата к безопасности.
Также регресс иногда может произойти после того, как ребенок освоил сразу много новых навыков одновременно. Или после другого резкого скачка в развитии, к которому психика ребенка не была до конца готова. Так проявляется внутреннее противоречие: с одной стороны, малыш хочет вырасти и во всем подражать взрослым, например, самостоятельно одеваться, а с другой — хочет быть уверенным, что о нем всегда позаботятся, и поэтому вдруг «разучивается» снимать ботинки и устраивает плач на ровном месте.
Хотя регресс происходит из-за того, что дети хотят больше родительской любви и заботы, регрессивное поведение часто проявляется в виде истерик и заставляет мам и пап сердиться. Но в этот момент любое внимание для ребенка лучше, чем отсутствие внимания.
Дети ведут себя так бессознательно, а вовсе не для того, чтобы специально сводить с ума родителей, — даже если иногда так кажется.
Целью регрессивного поведения иногда может быть получение контроля над происходящим. Например, утром ребенок непременно хочет первым из всей семьи оказаться за столом; если ему это не удастся, он будет рыдать. Устанавливая свои правила в этом пункте, он компенсирует недостаток контроля в других сферах своей жизни.
Что могут сделать родители
Искать причину
Если вы стали замечать признаки регресса у ребенка, попытайтесь выяснить причины подобного поведения. Возможно, изменился режим дня? Или, наоборот, стресс испытывают родители, а малыш часто становится свидетелем его проявлений и тоже тревожится? А может, он недавно совершил новый рывок в развитии, и освоение нового навыка потребовало от него много внимания и сил?
Часто причины регресса трудно определить самостоятельно, потому что взрослым они не приходят в голову. Например, причиной отказа ходить могут быть новые игрушки, которые удобнее раскладывать на полу, ползая при этом. Или малыш усвоил, что ползать у него пока что получается быстрее и безопаснее, — меньше падений и шишек.
Пытаясь выяснить мотивы нового поведения малыша, не давите на него слишком сильно: это может привести к противоположному эффекту, и период «отката» будет длиться дольше.
Смириться с временным отступлением
Какой бы ни была причина регресса, постарайтесь не отчаиваться: это временное явление. Чтобы быстрее и легче его пережить, уделяйте малышу больше внимания, чем обычно. Старайтесь чаще его поддерживать, вселять в него веру в свои силы.
Попробуйте описать чувства малыша. Скажите, что вы знаете: он чувствует себя неуверенно, беспокоится из-за изменившихся обстоятельств. Убедите его, что все будет хорошо. При этом дайте ему понять, что любите его и всегда будете рядом, что сможете позаботиться о нем, даже когда физически вы не вместе.
Поддерживать на расстоянии
Подумайте, как помочь ему почувствовать вашу близость, когда вы далеко. Если, к примеру, ребенок не хочет отпускать вас от себя утром в детском саду, можно положить ему в шкафчик небольшую семейную фотографию с мамой и папой или какую-то вашу вещь. Проследите, чтобы у малыша был под рукой «переходный объект» — любимая мягкая игрушка или кукла.
Заботиться, не поддаваясь на манипуляции
При регрессе важно не закрепить такое поведение моментальным удовлетворением потребностей ребенка. Поэтому в момент истерики не нужно давать ему то, чего он требует: больше внимания (пусть и негативного), дополнительное печенье или новую игрушку.
С другой стороны, нет смысла вставать в позицию строгого воспитателя или, что хуже, стыдить ребенка, если он внезапно разучился ходить в туалет: лучше не драматизировать это обстоятельство, а просто разобраться с ситуацией и жить дальше.
Поощрять прогресс
Спустя некоторое время регрессивное поведение, которое вы пытались устранить, будет проявляться реже. Хвалите его за это, чтобы закрепить новый навык. Скажите, как гордитесь, что он целый день проходил сухим без подгузника. Или, когда он снова начал засыпать без вечерних истерик, скажите ему об этом утром. Любовь и внимание в ответ на прекращение регрессивного поведения — лучший стимул для ребенка не возвращаться к нему в будущем.
Когда лучше обратиться к врачу
Чаще всего регресс в детском поведении — это естественный этап развития, и вмешательство не требуется. Но иногда причины утраты навыков могут быть более серьезными. Квалифицированная помощь нужна в следующих случаях:
- ребенок перестает выполнять просьбы родителей;
- он не поддерживает визуальный контакт и не может сфокусировать внимание на лице говорящего с ним человека;
- не следит взглядом, когда ему указывают на что-то интересное, ведет себя безразлично;
- внезапно перестал общаться, из его речи исчезли используемые ранее слова («дай», «нет», «там»), вместо этого свои желания он озвучивает с помощью криков;
- частое мочеиспускание может быть следствием инфекций, а нарушения стула — свидетельством расстройств пищеварения.
Любой из перечисленных симптомов — повод поделиться своими наблюдениями с педиатром, психологом или другими специалистами.
Фото: Коллекция/iStock
«Регресс» или откат в развитии ребёнка
В острой, кризисной стадии адаптации практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки самостоятельности, может появиться энурез.
Регресс в поведении является механизмом психологической защиты. Ребёнок в силу чрезмерного стресса как бы отказывается соответствовать своему календарному возрасту и скатывается на более примитивный уровень развития. Приёмные дети часто таким способом предоставляют родителю (буквально приносят на блюдечке с голубой каёмочкой) способ собственной реабилитации. Т.е. заново проживают этапы собственного детства, но в более стабильной обстановке и с установлением новых привязанностей.
На данном этапе адаптации очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе.
Мы попросили приёмных родителей поделиться своим опытом и рассказать, как в их семьях вели себя дети во время «откатов».
Брали неговорящим четырёхлеткой с мрачными перспективами. Детке сейчас восемь лет, пошли в массовую школу, прогноз был, что коррекционку не потянет, но учимся. Научились говорить, рисовать, читать, писать, считать, рассуждать. От полной водобоязни перешли к плаванию в бассейне, от жуткой неуклюжести — к вполне ловкому поведению на спорткомплексе и прыжкам на батуте с замысловатыми кувырками. Сейчас у нас регрессо-прогресс. В последние три месяца сын начал эмоционально проживать трёхлетний возраст: полюбил конкретную мягкую игрушку, не расстаётся с ней дома ни на минуту, одевает, качает, строит ей домики, сюсюкает. Я вижу в этом очень хороший знак, но со стороны достаточно крупный мальчик в стильных очках, ТАК проводящий свой досуг, выглядит весьма нетривиально.
***
У нас ребёнок в пять лет взят в семью. В два года оторвали от мамы, и он как бы «заморозился» в доме ребёнка, остановился в развитии. Не говорил, не понимал речи, только глупо улыбался и носился как гиперактивный. Через пару месяцев дома стал всё тащить в рот. Выхожу из магазина, а из уличной урны только ноги его торчат. Я его за ноги вытаскиваю, а он в это время судорожно обеими руками в рот всё из мусорки запихивает. Окурки, огрызки и т.д. Отмыла, от глистов пропоила. Хотела к психиатру вести. Ему шестой год, парень крупный. Хорошо детдомовская психолог всегда помогала, дай ей бог здоровья. Объяснила, что он проживает теперь тот возраст, на котором остановился. Как малыши мир на вкус познают, так и он. В жизни бы не догадалась. Жалею, что, когда одна из моих девчат сосала палец как соску, в 6 лет, я ей просто пустышку или бутылочку с соком не давала. Быстрей бы прошло, наверное.
***
Мой приёмный сыночек попал в семью в 3,5 года, адаптации почти не было — сразу любимый, родной, родителям — мама, папа. Но проходил почти год в садик, и от перенагрузок, видимо, вышел на «запинки». Посоветовались с логопедом и забрали на дачу, чтобы отдохнул, и тут предложили от Управы социальную путевку. Поехали мы вдвоем, а там – началось! Увидел, что дели малые — сосут грудь — ему тоже дай! Многие не говорят, но их понимают – замолчал, стал пальцем и жестами показывать, что именно ему нужно. Я как-то сразу решила, что он со мной проживает своё детство и мамству обрадовалась, а муж в это пансионат приехал на выходные и был в шоке: ребёнок почти пяти лет, а вернулся к двухлетнему состоянию… Потом все прошло и вернулось развитие с задержкой года на полтора.
***
Сына забрали в два с половиной года. Не говорил ни слова. Задержка была махровая. Первые несколько месяцев мы с ним активно занимались, ребёнок выдавал линейный прогресс: каждый день обучался чему-то новому. Правда, так толком и не заговорил, только лепетал, да и то мало. И всё время нервный какой-то был, напряжённый. Мы даже к неврологу ходили, нам выписали успокоительные для мальчика. А потом вдруг (вот натурально: «в одно прекрасное утро») как подменили человека. Напрудил под себя, хотя давно спит без памперса, как ложкой пользоваться — забыл. Всё, чему учили, тоже куда-то делось. Даже ходить разучился: только на четвереньках. Поднимаешь его вертикально — а он стоит, глазками луп-луп, и не знает, как шагать. Младенец как есть. Мы испугались сначала, думали — заболел. Оказалось, он так копил силы на речевой скачок. Вся нервная система перестраивалась.
Мы, конечно, не стали форсировать. Ну, ползает — и ладно. В одеялко нашего мальчика заворачивали, бутылку дали, подгузник нацепили. Несколько дней так было. А потом он как-то резко вернулся во «взрослое» состояние. И заговорил активно после этого. Вот уже десятый год не замолкает.
***
У нас приемный сын, ему два года и восемь месяцев. Совершенно не тактильный ёжик, с нами уже 2 года, всё это время «приручаем» мелкими шажочками. Недавно взяли второго, ему пять месяцев. У старшего начался второй круг адаптации.
Днём он, как и полагается, обычный шустрый независимый мальчик. При укладывании на дневной сон и на ночь, когда маленького рядом нет, превращается в «лялю». Просит полежать на плечике, чтоб носили столбиком «выпускать воздух и газики», чтоб гладили животик и пели колыбельные на ручках и обняв. Артистично с удовольствием хнычет (довольный комментирует в перерывах) и грызет не интересовавшие его никогда прорезыватели. Проживает лялечку, т.к. своё младенчество провел по больницам. Потом говорит «всё, мама, я подрос» и довольный ложится спать. Уже второй месяц так развлекаемся.
***
Бонус: «Весёлый откат у мужа»
От решения принять в нашу семью малыша решили впасть в детство вообще все.
Сначала сын (13 лет) начал кругами вокруг меня ходить, обниматься, лежать при любой возможности рядом. Готов уже мне на голову залезть, лишь бы насладиться, по всей видимости, последними минутами в качестве «ребёныша». Ну это ещё я понимаю.
Но вот муж (45 лет) начал просить петь ему колыбельные, сказки рассказывать, а то он иначе не заснёт! Товарищи, я угораю! Я им говорю: «А что будет, когда мелкий прибудет? Вы вообще меня заклюете?».
Регрессия в развитии ребенка и что с этим делать
Регрессия в развитии ребенка — это потеря ребенком определенных навыков развития, которые он приобрел ранее. Может показаться, что они почти отстают в своем развитии. Это отличается от задержки развития, когда дети достигают определенных вех позже, чем ожидалось, или их прогресс в развитии останавливается или останавливается.
Заболевание довольно редкое, хотя иногда оно связано с рядом диагнозов, каждый из которых требует немедленного внимания и вмешательства. Хорошей новостью является то, что при более распространенных состояниях лечение может быть эффективным, если проблемы обнаруживаются на ранней стадии.
Примеры состояний, наиболее часто связанных с регрессом детского развития:
- Расстройство аутистического спектра. Это состояние не всегда связано с регрессом развития ребенка, но, как отмечают исследователи, это наиболее частое состояние, при котором диагностируется регрессия. В редких случаях это может быть связано с синдромом Хеллера, также известным как детское дезинтегративное расстройство (CDD). Это характеризуется поздним началом (в возрасте 3 лет и старше) задержкой развития, социальных функций, двигательных навыков и даже когнитивных функций. Дети с CDD обычно развиваются в течение первых 2-10 лет, прежде чем резко регрессировать.
- Нейродегенеративные расстройства. К ним относятся такие состояния, как синдром Ретта и метахроматическая лейкодистрофия.
- Травма или стресс. Травматические или стрессовые события могут привести к тому, что некоторые дети в некоторых отношениях регрессируют или ведут себя моложе своего возраста. Примеры этого включают такие вещи, как несчастные случаи с горшком, нарушения сна, снижение независимости и нарушение поведения.
В этой статье мы сосредоточимся в первую очередь на регрессии в том, что касается аутизма. Однако следует отметить, что при других состояниях лекарства, методы лечения и другие виды поддержки, как известно, помогают справиться с симптомами, предотвратить осложнения и улучшить качество жизни.
Что мы знаем о регрессии детского развития и аутизме
Регрессия при аутизме происходит очень быстро или постепенно. В любом случае ребенок изо всех сил пытается восстановить утраченные навыки.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что, хотя регрессия у некоторых детей с аутизмом может быть вполне реальной, многие случаи, скорее всего, представляют собой нагромождение недостатков и упущенных признаков, которые в конечном итоге становятся безошибочными. Родительские отчеты, которые классифицируют начало аутизма, часто могут быть ошибочными — не потому, что родители не обращают внимания на своих детей, а потому, что они обычно не являются экспертами по детскому развитию, которые даже не знают, на что обращать внимание.
Другими словами, потеря социального интереса или дефицит общения могут иметь место в разном возрасте и в разной степени – просто в определенные моменты это становится более заметным. Когда это случается с детьми, которые немного старше, это может показаться резким и внезапным. Когда это происходит у детей, которые намного младше, это может показаться очень тонким.
В прошлом врачи считали «регрессивный аутизм» подтипом аутизма, но чем больше мы узнаем об этом состоянии, тем больше эти границы стираются. Одно исследование, опубликованное в Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics обнаружил, что 1 из 5 случаев аутизма связан с регрессом — этот показатель растет по мере того, как мы расширяемся, чтобы включать больше людей с уникальными проявлениями аутизма.
Часто это выглядит примерно так: 18-месячный ребенок, который, казалось, развивается, обычно «внезапно уходит», игнорируя свое имя, меньше говорит (вплоть до того, что вообще не разговаривает), игнорирует взаимодействие с другими детьми. играть почти исключительно с неодушевленными предметами, теряя прежние интересы и, по-видимому, одержимо сосредотачиваясь на нескольких вещах или действиях. Это может происходить одновременно с тем, что ребенок начинает демонстрировать поведение, характеризуемое как «странное» и повторяющееся.
Хотя раньше врачи считали «регрессивный аутизм» отдельной разновидностью заболевания, врачи все чаще утверждают, что такая классификация не так уместна, потому что большинство детей с аутизмом теряют некоторые навыки, и существует множество вариаций по этому поводу. типы навыков, которые они теряют, в какой степени и в каком возрасте. Исследование, опубликованное в журнале Autism в 2016 году, показало, что существует ряд начальных моделей: некоторые родители сообщают о задержках в раннем развитии без потери навыков или без задержек, а затем о явной потере навыков. В конечном счете, это может кое-что сказать нам о начале заболевания, но это не обязательно меняет подход и лечение, помогающие детям «наверстать упущенное» в их социальных, эмоциональных и коммуникативных навыках.
Регрессия детского развития обычно наблюдается у детей младше 3 лет, средний возраст которых составляет около 21 месяца. Риск того, что дети потеряют свои навыки развития, становится все более маловероятным по мере того, как они становятся старше, но ранняя логопедия, трудотерапия и АВА-терапия могут помочь им сохранить то, что у них есть, и добиться успехов там, где они отстали.
Терапия раннего вмешательства может помочь детям с регрессом развития
Когда речь идет о детях с аутизмом, независимо от модели начала, ждать, пока ребенок «догонит» себя, просто не сработает.
Наши специалисты по логопедии, трудотерапии, АВА-терапии, физиотерапии и специальному обучению в Брексвилле работают вместе, как одна команда, разрабатывая план раннего вмешательства, который может помочь детям с аутизмом общаться, играть и учиться. Наш подход будет основан на сравнении навыков, которыми они обладают, с навыками, которые они должны демонстрировать для ребенка их возраста.
Терапия не является «быстрым решением». Это обязательство для семей, но оно хорошо зарекомендовало себя как одно из наиболее эффективных средств лечения детей, которые испытали регресс в развитии, связанный с аутизмом.
Therapy & Wellness Connection — ваша связь с жизнью без ограничений — предоставляет услуги логопеда, трудотерапии, ABA-терапии, физиотерапии и специального образования детям в Акроне, Кливленде, Брексвилл-Бродвью-Хайтс и близлежащих районах. Мы также предлагаем летний лагерь, дневные программы, профессиональные консультации и многое другое. Позвоните нам по телефону (330) 748-4807 или отправьте электронное письмо.
Дополнительные ресурсы:
Зачем действовать раньше, если вас беспокоит развитие ребенка, Центры США по контролю и профилактике заболеваний
Другие записи в блоге:
В каком возрасте мой ребенок должен начать логопедическую терапию в Брексвилле? 16 октября 2021 г., Брексвиллский блог логопеда
Почему дети делают шаги назад в своем развитии и что вы можете сделать — Консультация по вопросам развития детей и родителей
Раньше Мэдисон хорошо спала. За последние несколько недель, поскольку карантин продолжался, время отхода ко сну ухудшилось. Все началось с того, что Мэдисон настояла, чтобы я остался с ней, пока она не заснет. Теперь она настаивает на том, чтобы спать в нашей постели всю ночь. – Отец четырехлетнего ребенка
Джексон был полностью приучен к горшку и во многих отношениях был «большим мальчиком». С тех пор, как родился его младший брат, он начал попадать в много несчастных случаев. Он требует бутылку и хочет, чтобы его несли 24/7. Это сводит нас с ума. Нам не нужны двое детей в этом доме! — Мама трехлетнего ребенка
Дети регрессируют, т. е. отстают в своем развитии, — обычное явление. Обычно это реакция на стрессор: переезд, появление в семье нового ребенка, смена школы или опекунов или… глобальная пандемия, и это лишь некоторые из них. Любое изменение или нарушение режима дня ребенка вызывает стресс.
Когда мы, как дети, так и взрослые, сталкиваемся с изменениями в нашем мире (особенно когда они неожиданны или сейсмичны, как COVID), наша психическая энергия отвлекается от функций головного мозга более высокого уровня , чтобы просто пытаться справляться изо дня в день. (Немногие люди, которых я знаю, сказали бы, что они сейчас находятся на вершине своей игры. Точно так же, как многим из нас труднее справляться с повседневными задачами и проблемами, так и нашим детям.) Это может привести к более сложному поведению и регрессу к менее зрелые уровни функционирования. Когда организм ребенка находится в состоянии стресса, он может легче расстраиваться, становиться более навязчивым, чаще ходить на горшок, испытывать нарушения сна или изменить свой режим питания. Имейте в виду, что высокочувствительные (HS) дети более склонны к регрессии, так как они более уязвимы и реагируют на изменения в своем мире.
Это не значит, что любой стресс вреден для детей. Например, поступление в дошкольное учреждение — это серьезное изменение. Большинство детей проходят через период дискомфорта, когда они учатся адаптироваться к этому новому опыту — справляться с разлукой с родителями/опекунами, выяснять правила в классе и как ладить со сверстниками. Это позитивный стресс, потому что он ведет к росту и развитию новых навыков. Но во время этого процесса адаптации следует ожидать некоторого регресса. В дошкольных учреждениях, где я консультирую, всегда есть дети, которые в первый месяц обучения в школе не будут перекусывать или пользоваться туалетом, а также могут мало разговаривать или взаимодействовать со своими сверстниками или учителями. Как только они адаптируются, почувствуют себя комфортно, их стресс снизится, они получат доступ ко всем своим навыкам — полному спектру своих функций — и преуспеют.
Также имейте в виду, что дети с высокой чувствительностью (HS) более склонны к регрессии, поскольку они более уязвимы и реагируют на изменения в своем мире.
РЕАГИРОВАНИЕ НА РЕГРЕССИЮ: ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ
Пристыдите своего ребенка за то, что он ведет себя как «младенец». Стыд оказывает глубоко негативное влияние на детей. Это атака на их самоощущение, которая приводит к более активному поведению. Это также снижает вероятность того, что они вернутся к более высокому уровню функционирования.
Попробуйте поговорить или подбодрить ребенка, чтобы он не переживал. Поскольку мы так сильно любим наших детей, нам тяжело видеть, как они борются. Мы просто хотим избавиться от «плохих» чувств, потому что считаем, что им вредно чувствовать грусть, злость или страх. Но игнорирование или сведение к минимуму чувств не приводит к их волшебному исчезновению, они просто «проигрываются» посредством поведения, такого как агрессия и регрессия, которые могут привести к большему, а не меньшему стрессу для вашего ребенка… и для вас.
Уговаривайте, подкупайте, вознаграждайте или наказывайте своего ребенка, чтобы заставить его «вести себя по возрасту». Эти стратегии имеют тенденцию иметь неприятные последствия по нескольким причинам:
Когда дети чувствуют, что вы пытаетесь их контролировать, это часто приводит к борьбе за власть, в результате которой они еще сильнее упираются в свои пятки.
Ваш ребенок регрессирует не специально. Она действует в соответствии со своими чувствами; таким образом, использование логики и попытка убедить ее «следовать программе» редко срабатывает и фактически может усилить ее регрессию.
Регрессия часто является бессознательным способом получить дополнительную поддержку и уверенность, в которых нуждаются дети, когда они испытывают стресс. Когда вы требуете, чтобы ваш ребенок вел себя более независимо — пользовался горшком, меньше цеплялся и т. д., — это усиливает его неуверенность, что ведет только к еще большему регрессу.
РЕАГИРОВАНИЕ НА РЕГРЕССИЮ: ЧТО ДЕЛАТЬ
Подтвердите опыт вашего ребенка. Признайте, что перемены могут быть трудными, и что вы поможете ей справиться с переменами, через которые она проходит. Дайте ей понять, что все чувства приветствуются. Помните, что проблема не в чувствах; то, что дети делают со своими чувствами, может быть продуктивным или проблематичным. Признание их не усиливает их (общая проблема). Как сказал г-н Роджерс: «Что достойно упоминания, тем можно управлять». Чем больше у них шансов проявить и выразить свои чувства, понять и принять их, а не стыдиться их, тем меньше вероятность того, что они отреагируют на них.
Следуйте примеру своего ребенка. Если вы похожи на большинство родителей, вы считаете, что должны что-то сделать, чтобы контролировать поведение вашего ребенка, заставить его вести себя так, как, по вашему мнению, будет лучше для него. Хотя это может показаться нелогичным, следование примеру вашего ребенка и предоставление ему пространства и времени, необходимых ему для восстановления чувства безопасности и защищенности, повышает вероятность того, что он вернется к более высокому, соответствующему развитию уровневому функционированию.
Если ваш ребенок все больше разочаровывается в какой-либо деятельности или задании, сообщите ему, что вы видите, что ему тяжело, и спросите, нужна ли ему помощь или он хочет сделать перерыв и повторить попытку позже.
Если ваш ребенок ведет себя беспомощно и цепко, подарите ему много любви и общения. Но обязательно уделяйте ему такое же внимание, когда он ведет себя как его возраст: прижимайтесь к нему, чтобы почитать несколько книг, и крепко обнимайте его в течение дня. Это сигнализирует ему о том, что вы будете заботиться и поддерживать его, даже когда он ведет себя более независимо.
Если ваш ребенок регрессировал в использовании горшка, не давите на него. Дайте ей понять, что это ее тело и только она может решать, как она писает и какает. Она может носить нижнее белье, если хочет пользоваться горшком. Если она не собирается пользоваться горшком, она носит подтяжки. Когда с ней случаются несчастные случаи, не стыдите и не наказывайте ее. (Стыд делает весь опыт хождения на горшке чреватым тревогой, что ведет к увеличению, а не к уменьшению несчастных случаев — как бы парадоксально это ни звучало.) Используйте практичный, непредвзятый подход. Признайте, что несчастные случаи случаются, затем помогите ребенку привести себя в порядок и двигаться дальше. Помните, устранение — это все о контроле. Когда дети чувствуют себя неуправляемыми внутри, они теряют контроль снаружи. Чем больше вы пытаетесь контролировать своего ребенка, тем больше вероятность того, что он будет сопротивляться. Если следовать ее примеру и не придавать этому большого значения, она скорее выберет горшок снова, скорее раньше, чем позже. (Дополнительные рекомендации по обучению пользоваться горшком можно найти в этих блогах.)
Если ваш ребенок ползает, как младенец, или просит бутылочку, наклонитесь к нему. Каким бы нелогичным это ни казалось, борьба с ним приводит к неприятным последствиям и еще больше подпитывает «детские» требования вашего ребенка. Это становится борьбой за власть, которая живет собственной жизнью. Хотя это может показаться неудобным, когда вы отвечаете на потребность, которую выражает ваш ребенок, он, скорее всего, довольно быстро вернется к нормальному для своего возраста функционированию. Например, когда вы даете детям постарше бутылочку, которую они требуют, они довольно быстро чувствуют себя глупо и вскоре отказываются от нее. Если они говорят как ребенок, просто отвечайте так, как будто вы понимаете, что они говорят, и не придавайте этому большого значения. «Мне кажется, вы хотите, чтобы я прочитал эту книгу. С удовольствием.» Чем прозаичнее вы будете реагировать на их «детское» поведение, тем быстрее они от них откажутся. Также имейте в виду, что поощрение или требование, чтобы дети старшего возраста вели себя «как большой мальчик или девочка», часто имеют неприятные последствия, поскольку в этот момент они не хотят быть большими детьми.
Если ваш ребенок становится более прилипчивым перед сном, признайте, что во времена таких больших перемен труднее отделиться для сна. Чтобы обеспечить больше поддержки и связи в этот момент дня, подумайте о расширении режима сна, добавив несколько книг и время, проведенное вместе. Но постарайтесь придерживаться уже установленных вами ограничений, например, что ваш ребенок спит в своей кровати. Вы хотите избежать настройки динамики, которую будет трудно отменить.