Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна: Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна
Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна
На свете есть множество синдром разной этиологии и с различной симптоматикой, в стороне не остались хромосомные болезни, которых частота появления среди новорожденных увеличилась.
Хромосомные болезни – это комплекс множественных врожденных пороков развития, вызываемых изменением структуры и числа хромосом, часто сопровождающихся тяжелыми нарушениями психического и соматического развития хромосом – это участок ДНК, который содержит в себе гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основным дефектом является различные степени интеллектуальной недостаточности, что может осложняться нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, более выраженными нарушениями чем интеллектуальный дефект могут быть расстройства речи, эмоционально- волевой сферы и поведения [1, с. 108].
Синдром Дауна – это самая часто встречающаяся хромосомная болезнь, ее появление зависит от количественного изменения 21 первой хромосомы, т. е. в связи с неправильным делением клетки хромосом добавляется еще одна лишняя хромосома – этот процесс называется трисомия по 21 хромосоме. Встречается с частотой 1:760. Данный синдром назван в честь английского врача, впервые открывшего и изучившего его в медицинском аспекте в 1866 г [3, с. 98].
Появление дополнительной хромосомы может быть обусловлено генетической случайностью (нерасхождение парных хромосом в овогенезе или сперматогенезе), нарушением клеточного деления уже после оплодотворения либо наследованием генетической мутации от матери или отца, а так же большую роль играет возраст матери, чем старше женщина тем больше увеличивается процент появления такого ребенка.
При синдроме Дауна изменяются не только мыслительные, когнитивные способности, но и появляются специфические особенности в физической внешности ребенка, с помощью этих особенностей можно уже во время внутриутробного развития заметить данное хромосомное заболевание.
Характерными признаками синдрома Дауна является плоское лицо с выступающими скуловыми дугами, уменьшенные размер головы – микроцефалия, уплощенный затылок, узкие глазные щели, маленькие пятна по краю радужки глаза – пятна Брушфилда. Наблюдаются маленькие ушные раковины расположенные ниже обычного, что касается речевого аппарата рот находится всегда в полуоткрытом положении, это еще может говорить о том, что обычное физиологическое дыхание у данного ребенка или подростка может быть нарушено. Твердое небо высокое – готическое, часто отмечается большой бороздчатый язык – макроглосия, плоский короткий нос и большие губы, так же аномалии зуба-челюстной системы.
Наблюдаются изменения не только в лицевой области, но и всего скелета и тела, что приводит к нарушению выполнения каких-либо движений – апраксия и их координации [2, с. 125].
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с синдромом Дауна заключается в следующем: психомоторное развитие с рождения запаздывает, это в дальнейшем влияет на появление речевой деятельности. Присутствует относительная сохранность эмоциональной сферы, дети с синдромом Дауна неплохо могут воспроизводить некоторые эмоции. Умственная отсталость у данной категории детей проявляется в различной степени и хорошо становится заметна после 2-3 лет. Дети отличаются конкретикой мышления, нарушенными вниманием и памятью. Механическая память остается более сохранной.
По отношению к другим людям в социуме они безобидны, приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют чрезмерную привязанность к своим близким и родным людям, они стараются как можно больше ухаживать за ними. Агрессивные эмоции у ребенка с синдромом Дауна моно встретить очень редко, чаще это будет зависеть от второстепенных дефектов, например такие как умственные нарушения. Для таких детей характерно позднее половое созревание и раннее появление признаков строения [3, с. 101].
В последние годы все большее внимание привлекается к вопросам ранней реабилитации детей различных нозологических категорий. Реабилитация – это комплекс медико- психолого- педагогических мероприятий, направленных на восстановление и развитие утраченных или нарушенных функций. Дети с синдромом Дауна тоже не остались без внимания в этой области. Зная, что дети эмоционально привязываются к своим родным и близким, большая роль отводится взаимодействию ребенка с матерью.
Разрабатываются семейно-центрированные модели обучения и воспитания, в которых разрабатываются направления коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи. Эти мероприятия в значительной степени помогают преодолевать резкое снижение интеллекта, наблюдающееся у детей данной категории в определенные возрастные периоды, являются методом профилактики инвалидности и сиротства, увеличения продолжительности и качества жизни. Дети с синдромом Дауна получают раннюю помощь, посещают интегративные (инклюзивные) детские сады и школы. Их права защищает Международное и Российское законодательство [2, с. 134].
Таким образом, наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и проходить общие для всех этапы развития. По современным данным эти дети не остаются в стороне и для них создаются множество групп при детских садах и школах, также различные реабилитационные и абилитационные центры, которые оказывают не только медицинскую педагогическую помощь ребенку, но и психологическую поддержку его родителям.
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна. | Материал по коррекционной педагогике на тему:
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.
Девочка посещает структурное подразделение ГБОУ СОШ № ххх с ххх, где получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию (плавание). Основанием для зачисления в структурное подразделение ГБОУ СОШ №ххх является направление ОПМПК. Заключение ОПМПК: синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР I уровня речевого развития (в рамках системного недоразвития речи).
Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, избирательность контакта со специалистами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал), негативная реакция на звучание музыкальных инструментов, резкий аффективный отказ от участия в праздничных мероприятиях, присутствовал аттитюд защиты.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный.
В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Заинтересована в конечном результате. Стремится завершить начатое. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в полном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Носовое дыхание затруднено, ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий, сиплый. В строении артикуляционного аппарата отмечается ложная макроглоссия(толстый, вялый, малоподвижный язык),значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен (со слов матери).
Моторно неловка, дискоординирована.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой.
Развитие и обучение для людей с синдромом Дауна
Люди с синдромом Дауна также испытывают трудности в обучении, что приводит к задержкам во многих областях развития. Однако затронуты не все области развития.
в равной степени — существуют определенные модели трудностей в обучении. Эти шаблоны могут информировать о более эффективных подходах к обучению и терапии.
Развитие и обучение
- Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей
- Однако не все области развития затронуты в равной степени
- Понимая, чем отличаются развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективные подходы к обучению и терапии.
Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей. Однако не все области развития затронуты в равной степени. Eсть
специфический паттерн когнитивных и поведенческих особенностей, наблюдаемый у детей с синдромом Дауна, отличающийся от такового у типично развивающихся детей
и дети с другими причинами умственной отсталости. Мы называем этот образец характерных сильных и слабых сторон «профилем развития».
Понимая, чем отличаются развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективные подходы к обучению и терапии.
Относительные силы
Социальное развитие
Социальное функционирование младенцев и детей с синдромом Дауна относительно меньше задерживается, чем другие области развития. Дети с синдромом Дауна смотрят на лица и
улыбаются всего на неделю или две позже, чем другие дети, и обычно это общительные младенцы. Младенцы с синдромом Дауна любят общаться и хорошо используют невербальные
навыки, включая болтовню и жестикуляцию в социальных ситуациях.
Большинство детей и взрослых с синдромом Дауна продолжают развивать хорошие социальные навыки и соответствующее социальное поведение, хотя у значительного меньшинства могут развиться трудности.
поведения, особенно с наибольшей задержкой речевого и языкового развития.
Обучение с визуальными опорами
Исследования показывают, что люди с синдромом Дауна лучше учатся, когда видят иллюстрации. Этот вывод был продемонстрирован в ряде областей
развитие, включая приобретение языка, двигательных навыков и грамотности. Это говорит о том, что обучение будет более эффективным, когда информация представлена
поддержка изображений, жестов или объектов.
Чтение слов
Многие дети с синдромом Дауна могут развить способности к чтению раньше, чем можно было бы ожидать для их когнитивного и языкового уровня. Чтение делает важным
вклад в развитие словарного запаса и языка для всех детей, и это может быть особенно полезным для детей с синдромом Дауна, учитывая их особый язык
задержки.
Характерные трудности
Разработка двигателя
Двигательные навыки развиваются медленнее у детей с синдромом Дауна, чем у детей без него. Эти задержки в моторном развитии снижают возможности младенцев для
исследовать и узнавать об окружающем мире и, следовательно, еще больше влиять на когнитивное развитие. Плохой контроль оральной моторики может повлиять на развитие речи
навыки и умения.
Выразительный язык, грамматика и разборчивость речи
Дети с синдромом Дауна демонстрируют определенные задержки в обучении использованию разговорной речи по сравнению с их невербальным пониманием. Почти у каждого ребенка есть выразительные
язык, который задерживается по сравнению с их пониманием языка. У детей возникают два типа выразительных трудностей — задержка в усвоении структур предложений.
и грамматики, а также особые трудности в развитии четкой речи.
Разрыв между пониманием детей и их способностью выражать себя является причиной большого разочарования и иногда может привести к проблемам с поведением. Может
также приводят к недооценке познавательных способностей детей. Задержка речи также приводит к задержке когнитивных функций, поскольку большая часть человеческого обучения происходит через язык и
язык используется для мышления, запоминания и самоорганизации.
Количество навыков
Большинство детей с синдромом Дауна плохо осваивают базовые навыки счета, а их навыки счета обычно отстают примерно на 2 года от навыков чтения. Есть потребность в
дополнительные исследования причин этого. В настоящее время лучший доступный совет — опираться на то, что известно о способностях детей к обучению, и использовать математику.
обучающие системы, которые в полной мере используют визуальную поддержку для обучения числовым понятиям
Вербальная кратковременная память
Кратковременная память — это система непосредственной памяти, которая удерживает информацию «в уме» в течение коротких периодов времени и поддерживает всю учебную и познавательную деятельность. Оно имеет
отдельные компоненты, специализированные для обработки зрительной или вербальной информации.
Способность детей с синдромом Дауна удерживать и обрабатывать вербальную информацию не так хороша, как их способность удерживать и обрабатывать визуальную информацию. Эти словесные
Проблемы с кратковременной памятью затрудняют изучение новых слов и предложений. Они также затрудняют обработку устной речи, что может отрицательно сказаться на
влияют на обучение в классе.
Исследования показывают, что обработка и запоминание устной информации улучшается, когда она поддерживается соответствующим графическим материалом. Эта информация привела к
педагоги подчеркивают важность использования визуальной поддержки, включая изображения, знаки и печатные издания, при обучении детей с синдромом Дауна, поскольку такой подход делает
использовать свои более сильные навыки зрительной памяти.
Дополнительная информация
- О синдроме Дауна
- Здоровье и медицинские вопросы
- Исследовательская работа
Сильные стороны и недостатки синдрома Дауна
Посмотреть наши демонстрации уроков
Люди с синдромом Дауна больше похожи на своих обычно развивающихся сверстников, чем отличаются от них. Дети и подростки с синдромом Дауна каждый день совершают удивительные и обычные вещи. У них есть мечты и надежды на свое будущее и решимость достичь своих целей.
Хотя люди с синдромом Дауна испытывают трудности в обучении, что приводит к задержке во многих областях развития, не все области затронуты одинаково. Если вы обучаете ребенка с этим заболеванием на дому, вы можете максимизировать эффективность его обучения, используя его сильные стороны и сводя к минимуму его слабости.
- Является ли синдром Дауна нарушением обучаемости?
- Сила обучения с синдромом Дауна
- Синдром Дауна Трудности в обучении
- Лучшие образовательные стратегии для учащихся с синдромом Дауна
- Как Time4Learning помогает учащимся с синдромом Дауна
Является ли синдром Дауна нарушением обучаемости?
IQ большинства людей с синдромом Дауна находится в диапазоне от легкой до умеренной умственной отсталости. Одна дополнительная хромосома может определить, есть ли у кого-то генетическое заболевание, но она не обязательно определяет, на что этот человек способен. В то время как дети и подростки с синдромом Дауна, как правило, имеют некоторый тип неспособности к обучению, это часто может маскировать широкий спектр талантов и способностей.
Также важно отметить, что дети с синдромом Дауна обычно развиваются не так, как их сверстники. Тот факт, что они могут не достичь образовательной вехи в то же время, что и другой ребенок/подросток их возраста, не означает, что они вообще не достигнут ее. Как и у всех учащихся, у детей с синдромом Дауна наблюдается широкий диапазон способностей, поведения и физического развития.
Сильные стороны обучения с синдромом Дауна
Вас, конечно, не нужно убеждать в том, насколько потрясающий ваш ребенок, но не повредит напоминание о том, что те самые черты, которые делают его таким замечательным, — это те черты, на которые вы можете опираться, чтобы максимизировать его потенциал обучения. Некоторые из конкретных сильных сторон обучения, которые характеризуют многих детей с синдромом Дауна, включают:
- Явное предпочтение визуального обучения
- Высокая способность к эмпатии и социальному пониманию
- Сильная зрительная кратковременная память
- Приобретение устойчивого словарного запаса
- Соответствующие возрасту навыки самопомощи и повседневные жизненные навыки
- Естественное мастерство с технологиями
Синдром Дауна Трудности в обучении
Конечно, у вашего ученика с синдромом Дауна есть проблемы, которые повлияют на то, как он учится. Помня о них, вы сможете выбрать правильное сочетание материалов, учебных программ и вспомогательных технологий, которое сведет к минимуму их последствия. Некоторые из специфических трудностей в обучении, характерных для многих детей с синдромом Дауна, включают:
- Слабость слуха и зрения
- Нарушение мелкой моторики из-за низкого мышечного тонуса
- Слабая слуховая память
- Короткая продолжительность концентрации внимания и отвлекаемость
- Трудности секвенирования
Лучшие образовательные стратегии для учащихся с синдромом Дауна
Теперь, когда вы начали понимать уникальные сильные и слабые стороны вашего ребенка с синдромом Дауна, следующим шагом будет определение того, как максимизировать его сильные стороны при минимизации слабых сторон. При домашнем обучении это достигается путем выбора программ, материалов и подходов, адаптированных к конкретным потребностям вашего сына или дочери.
Вот несколько идей, как поддержать вашего ученика при обучении на дому:
- Создайте языковую среду. Наклеивайте большие красочные этикетки на часто используемые предметы в вашем доме, проводите много времени за чтением вместе с ребенком и для него, и не стесняйтесь использовать язык жестов в своем общении, особенно для детей с задержкой речи.
- Установите четкие поведенческие ожидания. Ваш ребенок будет процветать от структуры в его / ее день.
- Распределяйте свой день соответствующим образом. Запланируйте большую часть своего учебного времени на ту часть дня, когда ваш ребенок/подросток проявляет себя лучше всего. Делайте частые перерывы во время занятий.
- По возможности уменьшите фоновый шум и отвлекающие факторы.
- Делайте инструкции ясными, прямыми и простыми; используйте визуальные инструкции как можно чаще, особенно во время переходов.
- Разбить информацию на мелкие кусочки.
- Свободно используйте вспомогательные технологии, визуальные учебные программы и материалы.
Как Time4Learning помогает учащимся с синдромом Дауна
Онлайн-учебная программа
Time4Learning фокусируется на образовательных стратегиях, которые задействуют технологические и визуальные способности детей с синдромом Дауна. Его можно использовать в качестве основной образовательной программы, летнего обучения или в качестве дополнения после школы.
Это программа для учащихся, наполненная четкой графикой и простыми звуками, которые не мешают. Уроки идут от дошкольного до двенадцатого класса, а уровни предметов можно устанавливать самостоятельно. Это помогает детям, которые успевают или прогрессируют на совершенно разных уровнях по этим основным предметам. Дети развиваются со своей скоростью, используя мультисенсорное обучение, которое помогает каждому стилю обучения.
Удобство делать перерывы, когда ваш ребенок устает или расстраивается, повторять уроки, с которыми он испытывает затруднения, и быстро переходить к тем, которые он быстро набирает, оказывается чрезвычайно полезным для многих семей детей с этим диагнозом.
Ознакомьтесь со всеми демонстрационными примерами уроков для своего класса и различных предметов, чтобы узнать, как Time4Learning может помочь вашему ребенку.
Дополнительные ресурсы, связанные с домашним обучением ребенка с синдромом Дауна
У вас есть другие вопросы о домашнем обучении вашего ребенка с синдромом Дауна? Вы можете найти следующие страницы полезными.