Разное

Психологические особенности дошкольного возраста: Психологические особенности детей дошкольного возраста

Содержание

Психологические особенности детей дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное). Данная возрастная категория разделена на три этапа становления личности, для более детального рассмотрения психологических особенностей на каждом из них.

ABSTRACT

Psychological characteristics of children of preschool age has been comprehensively studied due consideration from different angles. First are considered the main criteria of psychological health of the preschooler. In the system of education and training is a fundamental volume of knowledge, whereas the psychological health of a person fades into the background. Hence the lack of satisfaction with life, all sorts of fears and phobias. Family relationships play an important role in the development of child’s personality, critical linkages teacher-parents. When correct alignment of roles at home and in educational institution development of the child is correct. Given the external factors of influence, namely social situation, initiation to adulthood through play, and the internal features of a preschooler. Particular to the attention of a preschooler for every year of life is undergoing significant change, they should be considered in the dynamics and in all manifestations.

 

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:

  •      Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
  •      Рефлексия – как одно из средств самопознания;
  •      Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Результаты современных исследований напрямую свидетельствуют о взаимосвязи нарушений психологического здоровья с успешностью детей в учёбе. Выраженное повышение тревожности является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания.Внутреннее напряжение, проявление которого обуславливает повышенную двигательную активность и защитную агрессию может привести к нарушению дисциплины. Страхи влекут за собой перманентное напряжение и, как результат, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.Деструктивная агрессия и социальные страхи проявляются у дошкольников в виде так называемой «боязни сцены», т.е. трудности при необходимости публичных ответов у доски, выступлений и самого процесса общения. Демонстративная агрессия провоцирует стереотипизацию поведения, направленного на получение негативного внимания[4, 102с].

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.

Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, безоценочного восприятия. Изучением семейного института, или института эмоциональных отношений, активно занимались: Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др. Ожидания ребёнка-дошкольника, связанные с семьёй это, прежде всего, безусловная, безоговорочная любовь матери, отца, бабушки, дедушки, сестёр и братьев. Ребёнок любим не за хорошее поведение или отметки, не за внешность или качества характера, а таким каков он есть со всеми положительными и отрицательными проявлениями личности.

Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь. Отсюда следует, что основной целью педагогов дошкольного учреждения является профессиональная помощь семье в вопросах воспитания:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности[8, 59c].

Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, идеальная форма – часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; сфера, в которую ребенок пытается войти.

Изучением данного вопроса активно занимался Д.Б. Эльконин, согласно его утверждениям, взрослый человек для дошкольника является прежде всего носителем общественных функций, своего рода ориентиром в системе отношений. Главным противоречием этого периода Д.Б. Эльконин выделял опосредованное общение ребёнка с миром, то есть через взрослого, при наличии острой необходимости быть частью социума.

Объединяя вышеприведённые утверждения можно сделать вывод: ребёнок не способен полноправно участвовать в жизни социума. Однако, благодаря игре у детей есть возможность смоделировать мир взрослых, войти в него и примерить на себя интересующие роли, поэтому процесс обучения на данном этапе тесно сопряжён с игровой деятельностью.

Игра – символико-моделирующий тип деятельности, в которой оперативно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны (по Эльконину Д. Б.). Тип деятельности дошкольника носит моделирующий характер, объект (взрослый) воссоздаётся с акцентом на взаимоотношениях. Данная операция невозможна без внутреннего плана, где система своих действий рассматривается с учётом последствий.

Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3–7 лет.

1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операции без предыстории и последующего развития. Они никак не характеризуют взаимоотношения.

2. Роли определены действиями, но с учётом разделения функций. Добавляются манипуляции с предметами. Логика игры определяется последовательностью действий в реальной жизни, их количество расширяется.

3. На данном уровне в игре появляются личностные взаимоотношения. Происходит создание целостного образа, ребёнок выживается в роль. Нелогичные действия со стороны одного из участников сопровождаются протестом со стороны другого.

4. Рациональность правил выходит на первый план. Роли строго очерчены и всесторонне характеризуют взаимоотношения. Процесс общения воссоздаётся в строго логической последовательности, с учётом всех деталей. Функции персонажей игры взаимосвязаны.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста: сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Выделяют следующие функции внимания:

  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации;
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание.

Что касается особенностей развития внимания в дошкольном возрасте, отметим следующие изменения:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы после произвольного (комбинация произвольного и непроизвольного, наиболее продвинутая форма) внимания.

Психологическое становление – особая форма предметных действий. По Л.Ф. Обуховой прорыв в отечественной психологии произошёл благодаря выделению ориентировочной и исполнительной частей в психическом развитии. Дальнейшие исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина подробно охарактеризовали ориентировочную часть, отделив её от самого действия и выявили уровни формирования ориентации у дошкольников. Следует отметить, что на данном этапе эта часть деятельности развивается особенно интенсивно. Задействованы три основных уровня: материальный, перцептивный и умственный[1, 15с]. Согласно исследованиям Л.А. Венгера, помимо всего прочего идёт интенсивное развитие сенсорных эталонов. Восприятие через призму эталонов приобретает опосредованный характер, позволяет перейти от субъективной к объективной характеристике окружающего мира.

Восприятие, мышление, память, воображение, речь, личностное развитие ребёнка из года в год претерпевают колоссальные изменения. Для наиболее объёмного и объективного представления о психологических особенностях дошкольников следует разделить данную категорию на три подгруппы.

От трёх до четырёх лет. Относительно социально-эмоциональной сферы можно отметить повышенное стремление к общению с детьми и взрослыми, позволяющее формироваться навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Этот этап сопряжён с освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины. Преобладает наглядно-образная форма мышления. Значительно увеличиваются речевые возможности, в обиходе появляются сложные предложения. Потребность в двигательной активности крайне высока (половина времени бодрствования). Скорость, сила, гибкость, координация, выносливость активно развиваются у детей данной возрастной группы. Ввиду ограниченных возможностей концентрации внимания следует чередовать разнообразную активную деятельность с отдыхом.

Основные задачи данного этапа: удовлетворить потребности ребёнка в двигательной активности, развить игровую деятельность, расширить знания об окружающем мире, сформировать навыки общения.

От четырёх до пяти лет дети овладевают различными способами взаимодействия с людьми. Расширяют диапазон знаний о взаимоотношениях. Ориентируются в специфике поведения с разными людьми. Особую роль приобретает сюжетно-ролевая игра. Формируется способность следовать правилам. Проявляются навыки обобщения и установления причинно-следственной связи. Любознательность усиливается, что позволяет педагогам в данный период дать огромное количество необходимой информации, которая в последствии займёт почётное место в оперативной памяти ребёнка. В физическом плане апогея достигают ловкость и координация. Дети могут удерживать равновесие, движения становятся более чёткими.

Основными задачами этого периода является укрепление психофизического здоровья ребёнка. Необходимо поддерживать интерес к игровой деятельности, к здоровому образу жизни, к общепринятым нормам поведения. Происходит формирование трудовой деятельности.

От пяти до семи лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети стремятся познать себя и других, разобраться в мотивах; выбирают собственную линию поведения, оценивают свои поступки. Проявляется склонность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Речь становится более грамотной, приобретает интонационный окрас, пополняется багаж обобщающих слов. Однако, растущие возможности предполагают увеличение нагрузки на организм в процессе различных форм деятельности. В плане физической активности следует обратить внимание на формирование осанки, развитие выносливости и силы[5, 56с ].

К задачам данного периода следует отнести укрепление здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры, приобщение к нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следует всячески поощрять любознательность, творчество, содействовать предпосылкам к овладению учебной деятельностью. На каждом из этапов развития ребёнка необходимо уделить достаточное внимание его психическим особенностям. Однако, не следует забывать и об индивидуальном подходе, так как дети разные и зачастую вышеперечисленные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. — М., 1995.
6. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.-682 с.
7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм — Еврознак, 2003.- 350 с.
8. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. — М., 2003.

Психологические особенности дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Колесникова Инна Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано
в

Молодой учёный

№48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.12.2018
2018-12-11

Статья просмотрена:

4984 раза

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск Дни науки Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (pdf)

Библиографическое описание:


Колесникова, И. С. Психологические особенности дошкольного возраста / И. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 02.10.2022).



В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольный возраст

Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка. Данный возраст — прямым продолжение раннего возраста в сфере общей сензитивности, которая осуществляется неудержимым онтогенетическим потенциалом к развитию.

В данный период условия жизни активно расширяются: границы семьи расширяются до границ улицы, города и страны. Ребенок испытывает большое желание войти во взрослую жизнь, а также принимать в ней активное участие, что пока ему недоступно. Он жаждет самостоятельности. Данное противоречие рождает ролевую игру — самостоятельную деятельность детей, моделирующих жизнь взрослых.

Охарактеризуем развитие различных сфер психологического развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Формирование эмоциональной сферы. Конец дошкольного возраста характеризуется частой сменой, интеллектуализацией и устойчивостью чувств. Ребенок начинает овладевать языком чувств в области осознания и обращения. Развивается эмоциональный контроль, зачатки высших, этических, и эстетических чувств [1].
  2. Процесс развития самосознания характеризуется появлением социальной категоризации — представления о себе, об отношении к нему окружающих, проявление себя в самооценке. Наблюдается тревожность, связанная с непостоянством самооценки [2,3].
  3. Развитие воли характеризуется установлением отношений между целями действия и мотивами [4].
  4. Развитие планирующей функции речи подразумевает процесс обсуждения ребенком с собой плана действий, озвучивание своих действий [5-7.
  5. Развитие познавательных процессов. Со стороны ребенка проявляется тенденция к словотворчеству, осознанию словесного состава предложений, формируется коммуникативная функция речи.
  6. Развитие (предметного) сенсорного восприятия. Формирование сенсорных эталонов восприятия (пространственных, геометрических фигур, спектров цветов, времени суток, сенсорных эталонов времени). Дошкольный возраст характеризуется цикличностью времени, а формирование действий равняется к сенсорному эталону и моделированию [8].
  7. Развитие памяти характеризуется сенситивным этапом развития памяти.
  8. Развитие внимания характеризуется тем, что непроизвольное внимание становится более стабильным (до 30 минут). Средствами для удержании внимания являются слова и жесты.
  9. Формирование планирующей функции речи. На данном этап функция речи коммуникативная, без ее развития она будет только ситуативной. Во время обучении развивается контекстная речь. У ребенка формируется словарный запас речи и грамматика, а также появляется мотив для совершенствования речи [9].
  10. Умственное развитие ребенка формируется из нижеперечисленных понятий: осведомленность, формирование наглядно-образного мышления как основного вида, формирование логического мышления, формирование знаково-символической деятельности, развитие умственных действий [10-12].

Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Данный период характеризуется сложными взаимоотношениями со сверстниками, которые в большой степени влияют на формирование его личности. Как правило мир ребенка имеет неразрывную связь с другими детьми. И с возрастом все большее значение для него обретают контакты с ровесниками.

Дошкольный период детства является сензитивным для развития у ребенка основных коллективистских качеств, а также человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложно восполнить.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — Спб.: Изд-во «Союз», 2011.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  4. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 2012.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2013.
  6. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 2011.
  7. Власова Ю. Ю., Казаков И. С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 2–5.
  8. Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
  9. Герасименко Ю. Е., Казаков И. С. Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 6–8.
  10. Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 15–16.
  11. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 20–22.
  12. Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, развитие, планирующая функция речи, психологическое развитие ребенка, ребенок, сенсорное восприятие, формирование, эмоциональная сфера.

Ключевые слова

дошкольный возраст,

познавательные процессы

познавательные процессы, дошкольный возраст

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по…

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу. ..

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по…

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу…

с чего начать, как преуспеть

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. Нередко одно только упоминание о «нежном возрасте» вызывает у взрослых людей улыбку умиления. Это пора искренности и непосредственности, наивности и чистоты. Однако вопреки бытующему мнению о безоблачности этого периода жизни нельзя не признать, что это едва ли ни один из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период ребенок является легкоранимым, уязвимым, социально неадаптированным, находится в стадии эмоционального становления. Представьте, как сложно приходится человеку в тот момент, когда он не обладает достаточным словарным запасом для выражения собственных мыслей и чувств, не может опереться на личный жизненный опыт и накопленные знания для объяснения явлений и событий, происходящих вокруг него. Впрочем, большая часть этих трудностей возникает только при взаимодействии со взрослыми, не готовыми признать в ребенке полноценную личность, увидеть в нем полноправного партнера, собеседника, друга.


Дошкольниками обыкновенно принято называть детей в возрасте от трех до семи лет.

От трех до четырех лет

В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Родители чувствуют, что ребенку необходимо детское общество. При этом он еще очень сильно привязан к дому, к родителям, и расставание с ними зачастую становится для малыша серьезным испытанием.

С трех-четырех лет происходят серьезные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и детьми.

Действия ребенка в этом возрасте приобретают целенаправленный характер – и это очень важное достижение. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью. Правда, ребенок довольно быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Это происходит из-за неустойчивости внимания. У людей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию. Для трехлеток очень характерно планирование игры по типу «А давай я буду зайкой, а ты волком! Привет, волк!» Пока ребенку проще играть со взрослыми, он только учится строить отношения с другими детьми. Игры с правилами пока непонятны.

В этот период жизни также развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре с другими детьми ребенок учится брать на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые являются для него образцом поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Самым главным видом деятельности в этом возрасте постепенно становится ролевая игра. И речь здесь не только об игре в дочки-матери, в летчиков или докторов. Ребенок посвящает ролевой деятельности большую часть своего активного времени. В игровом коллективе у него появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

Многие трехлетки с удовольствием рисуют, но, как правило, изображения получаются весьма абстрактными. Это происходит из-за того, что представления ребенка о предмете только начинают формироваться. Графические образы могут показаться бедными. В этом возрасте намного важнее знакомство ребенка с цветом и красками, чем то, что он может нарисовать. Поэтому не стоит предлагать ребенку изобразить что-то конкретное, как не стоит и навязывать использование определенных цветов. Частая ошибка педагогов: «Почему ты нарисовал солнце синим? Нужно нарисовать его желтым».

Огромное значение для развития мелкой моторики имеют лепка и аппликация – они оказывают положительное влияние на развитие восприятия.

Многие дети в этом возрасте любят играть в строительные кубики. Конструктивная деятельность пока ограничена возведением несложных построек по образцу или замыслу.

К трем-четырем годам дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. К концу этого возрастного периода дети способны запоминать значительные отрывки из любимых стихов и песен.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В возрасте четырех лет совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. В игре происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Четырехлетний человек способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

В этом возрасте в человеке просыпается «почемучка» – вопросы так и выплескиваются из малыша. Это признак того, как резко возрастает любознательность ребенка.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического роста и развития. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличие от простого намерения включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетноролевая игра. Именно в игре у детей формируются познавательные процессы, развиваются наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Сюжеты рисунков и построек становятся намного разнообразнее, хотя замыслы, возможно, покажутся взрослым недостаточно отчетливыми и устойчивыми.


Важным психическим новоприобретением детей этого возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому (как? зачем? почему?). На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

На пятом году жизни дети хорошо владеют речью, связно говорят, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или историю на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания, доступна сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшаются произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

В шесть лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, задавать рамки, в которых ребенок может вести поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество.

К шести годам человек умеет самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Особенно ярко это проявляется в творчестве.

Обязательным элементом образа жизни детей в этом возрасте является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению – перспектива школьного обучения рисуется ребенку весьма заманчивой. Пожалуй, самое важное – не убить этот интерес. В этот период нужно стремиться развить внимание и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.

Поведение шестилетнего человека так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. В процессе взаимодействия с внешним миром шестилетний ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания помогает разрешению конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

За этот короткий период жизни – с трех до семи лет – человек проходит несколько важнейших этапов в физическом, умственном и эмоциональном развитии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие внимания
Задание 1Распределение внимания, 2,5–5 летРебенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Глава 5. Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками

Глава 5. Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками
Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста
Голубева Л. Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения
Порой ребенок оказывается в незнакомой ситуации, где все для него ново, непривычно: обстановка, люди. При изменении привычной среды он теряется, резко снижается его эмоциональный фон. Малыш испытывает серьезный стресс,

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности

7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности
Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность,

Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей

Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей
Разумеется, сопоставив их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии. Дошкольная группа: проявления агрессивностиАгрессивное поведение уже в дошкольном

Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду

Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду
В соответствии с программой обучения детей 6-летнего возраста предельная учебная нагрузка в течение недели составляет не более 20 ч, а ежедневная – 4 ч, т. е. 4 урока в день. В отличие от

Как отучить кусаться и драться ребенка дошкольного возраста

Как отучить кусаться и драться ребенка дошкольного возраста
Итак, предположим, что мы уже установили ту одну (или не одну) причину, по которой наш «ангелочек» враз превратился в «дьяволенка». Нужно сказать, что улучшить семейную обстановку согласно предыдущему примеру

3.

3.2. Для детей возраста 8-12 лет

3.3.2. Для детей возраста 8-12 лет
Геласимов А. Кольцо белого волка. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – ISBN 978-5-699-45654-3Мур У. Дом зеркал. – М.: Рипол-Классик, 2011. – 256 с. – ISBN 978-5-386-02695-0Мурашова Е. Класс коррекции. – М.: Cамокат, 2007. – 192 с. – ISBN 978-5-91759-014-1; 978-5-902326-34-2Пеннак Д. Маленькая торговка

Рвота у детей более старшего возраста

Рвота у детей более старшего возраста
У детей более старшего возраста рвота обычно вызывается кишечной инфекцией, такой как желудочный (или кишечный) грипп, называемый гастроэнтеритом. Иногда рвота сопровождает часто случающиеся тяжелые заболевания, такие как отит,

Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении

Определение 1

Психологические особенности – это свойства психического развития личности в конкретный возрастной период, отражающиеся в ее характере, темпераменте, эмоциональном развитии, функционировании мыслительных и волевых процессов.

Психологические особенности тесно связаны с возрастным этапом развития ребенка. Психические процессы развиваются постепенно и отражают динамику становления личности и ее социальное развитие.

Каждый психический процесс имеет свои тенденции и особенности развития в дошкольном возрасте. Их необходимо учитывать при построении воспитательного маршрута дошкольника, поскольку от них зависит выбор форм и методов воспитательного воздействия, восприимчивость к нему.

Этапы развития мышления дошкольников

Дошкольный возраст делится на три основных этапа психического развития личности ребенка:

  1. Младший дошкольный возраст.
  2. Средний дошкольный возраст.
  3. Старший дошкольный возраст.

На каждом из этапов мыслительные процессы функционируют по-разному. Это обусловлено динамикой развития психологических функций организма и присущими, каждому возрастному этапу, особенностями их проявления.
Таким образом, мышление дошкольника проходит три этапа развития:

  1. Преобладание наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте. Ребенок в этот период мыслит действиями. Он познает мир и осознает реальность происходящего только при совершении реальных самостоятельных действий. Для этого, они занимаются разрушением и преобразованием объектов, познавая их устройства, связи, свойства.
  2. Развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте. В этот период активизируется воображение ребенка и он строит в своем сознании образы реальных объектов, формирует их модели и выстраивает различные операции. Все эти операции носят образный характер т.е. ребенок не совершает реальных действий с объектами, а только оперирует их образами. При этом, ребенку необходимо видеть реальный объект и действия, которые можно с ним совершить, для того, чтобы он сформировал в сознании его образ.
  3. Развитие логического мышления. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логика ребенка. Он использует абстрактные понятия и воспринимает объекты по словесному описанию, т.е. ему не требуется видеть наглядную картину или модель объекта, чтобы сформировать его образ в своем сознании.

Учет особенностей развития мышления дошкольников необходим для того, чтобы построить верную систему взаимодействия с ним и выбрать оптимальные методы обучения. Ведь, логическое мышление взрослого и его понимание мира не всегда доступно ребенку. Он не может осмыслить простых фраз, вроде того, что «папа работает допоздна» или «сегодня папа уехал и вернется только завтра». Ребенок может неоднократно спрашивать о том, куда же делся папа. В младшем и среднем дошкольном возрасте это можно объяснить путем совершения каких-то действий или событий. Например, «папа приедет, когда ты проснешься» или «посмотришь «Спокойной ночи малыши» и папа придет» и т.д.

Сенсорное развитие дошкольника

Восприятие формируется постепенно. Первоначально, у ребенка складываются представления произвольного характера. Они являются неосмысленными и нецеленаправленными.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться целенаправленное восприятие. Оно носит осмысленный характер: ребенок рассматривает объект, обращая внимание на его строение, отдельные аспекты. Он ищет в объекте что-то. Например, какой-то признак указанный взрослым.

В этот период требуется активно задействовать восприятие ребенка, использую для этого специальные упражнения. Такое восприятие становится способом познания мира, способствует лучшему пониманию ребенком его устройства. Постепенно, оно приобретает аналитический характер т.е. когда ребенок не просто наблюдает за объектами, а анализирует их, сопоставляет с другими объектами.

Сенсорное развитие дошкольников связано с освоением ими сенсорных эталонов т.е. познание свойств объектов и их различие: форма, размер, цвет. Ребенок учится соотносить формы, цвета, величины с реальными объектами, т.е. он может охарактеризовать объект по его отличительным признакам. Например, круглый красный шар, маленький мяч, зеленая трава и т.д.

Эталоны помогают ребенку в формировании опосредованного восприятия. Дети учатся давать объективную оценку предметам и формируют осознанное и непроизвольное восприятие действительности.

Рисунок 1. Основные особенности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сюжетно-ролевая игра как способ познания дошкольником окружающего мира

Особенности психологического развития дошкольника проявляются в использовании сюжетно-ролевой в качестве ведущего способа познания и приобщения к миру взрослых. Это выражается в следующем:

  1. Замещение объектов реального мира игрушками и иными заменителями, а также образов живых существ собственной личностью . В игре, ребенок становится тигром, выполняя его жесты и движения, имитируя звуки или выполняет роль мамы/папы, подражая их действиям в повседневной жизни. Таким образом, ребенок овладевает символами и знаками, которые активизируют развитие психических процессов и подготавливают к социальному восприятию и овладению различной социальном символикой;
  2. Развитие навыков группировки объектов, осуществляемой в ходе игрового действия, помогает в формировании ребенком классифицирующего восприятия и развитии интеллекта;
  3. В игре реализуется познание устройства окружающего мира. Это осуществляется за счет активного воздействия игры на формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Игра требует от ребенка сосредоточенности и запоминании: правил, событий, последовательности действий и т.д.;
  4. Активизация воображения. Именно в игре наиболее лучше развивается воображение. Ведь игра требует от ребенка переноса реальных событий в воображаемое пространство и их проигрывание в том виде, в каком они предстают в воображении дошкольника.

Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет (Таблица)

Справочная таблица содержит психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет включительно.





























Показатели, Возрастная группа и психологические особенности детей

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Мышление ребенка

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического мышления

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного мышления

Речь

Словосочета­ниями, понимает глаголы

Начало формирова­ния связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формиро­вания активной речи, учится излагать мыс­ли

Формирование плани­рующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произволь­ность позна­вательных процессов

Внимание и па­мять непроиз­вольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; на­чинает развиваться произвольное запо­минание в игре

Развитие целенаправ­ленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать уси­лия и концентрировать процecc усвоения

Физиологиче­ская чувстви­тельность

Высокая чувст­вительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствитель­ность к дискомфорту

Уменьшение чувстви­тельности к диском­форту

Уменьшение чувстви­тельности к диском­форту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект по­знания

Непосредствен­но окружающие предметы, их внутреннее уст­ройство

Непосредственно ок­ружающие предметы, их свойства и назна­чение

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нрав­ственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ по­знания мира

Манипулирова­ние предметами, их разбирание

Экспериментирова-ние, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментирование

Общение со Взрослым, сверстником, самостоя­тельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная дея­тельность, познава­тельное общение со взрослыми и сверстни­ками

Условия ус­пешности ребенка

Разнообразие развивающей сферы

Развивающая сфера и партнерские отно­шения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо раз­витая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Форма обще­ния

Ситуативно-личностное

Ситуативно-деловое

внеситуативно-деловое

внеситуативно-деловое, внеситуативно­пичностное

внеситуативно-личностное

Отношения со сверстниками

Малоинтересен

Малоинтересен

Интересен как парт­нер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в обще­нии

Собеседник, партнер по деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защи­ты, ласки и по­мощи

Источник способов деятельности, парт­нер по игре и творче­ству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональ­ной поддержки

Наличие кон­фликтов

Со взрослыми («Я-сам»)

Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)

Отсутствуют

Отсутствуют

К 7 годам — кризис, смена социальной роли

Эмоции ребенка

Сильной мо­дальности, рез­кие переходы

Сильной модально­сти, резкие переклю­чения

Более ровные, стара­ется контролировать эмоции

Преобладание ровного оптимистичного на-строения

Развитие высших чувств

Игровая дея­тельность ребенка

Предметно-манипулятивная игра «рядом»

Партнерская со взрослыми, индиви­дуальная с игрушка­ми; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игро­вая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответст­вии с ролью

____________

Источник информации:

1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993г.

2. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М. 1996г.

2.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

курсовая работа

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма; ребенок быстро прибавляет в росте, изменяются пропорции тела, существенные изменения в высшей нервной деятельности. Организма ребенка готовится к переходу на более высокую психо-физиологическую ступень возрастного развития. Здесь надо отметить половые различия в темпах созревания центральной нервной системы. Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что к 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется ближе к 8 годам. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста http: //pedsovet. su/load/312-1-0-14672

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6-7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 — 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6-7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов — способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Психологические особенности творчества в дошкольном возрасте

Худайбергенова Гулистан

Преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт им.

Американский журнал социальных и гуманитарных исследований ,
Том. 3 № 5 (2022): Американский журнал социальных и гуманитарных исследований.

  • Аннотация
  • Укажите
  • Каталожные номера
  • Авторов
    Детали

Реферат

Цель статьи — предоставить информацию о психологических особенностях творчества дошкольников

Ключевые слова

Творчество
психологическая лексика
способности
Особенности
модель творчества
структура творчества
формирование творчества

Гулистан К. (2022). Психологические особенности творчества в дошкольном возрасте. Американский журнал социальных и гуманитарных исследований , 3 (5), 190–195. Получено с https://www.grnjournals.us/index.php/ajshr/article/view/1095

Скачать цитату

Сноска/Zotero/Mendeley (RIS)

БибТекс

Литература

  1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2002. – 256 с.
  2. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. – №5.
  3. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура. Диагностика, развитие. – М: ЗА СЕБЯ; СПб: ИМАТОН-М, 2001. – 224 с.
  4. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарев. – М.: Совершенство, 1990. – С. 131-148.
  5. Лук А.Н. Мишление и творчество. – Москва: Политиздат, 1976. – 114 с.
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. — п. 29-33.
  7. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
  8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М: Наука, 1986. – 254 с.
  9. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов. – М.; Педагогика, 1983. – 448 с.
  10. Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровский, М.Т. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.