Разное

Определение гармония: гармония | это… Что такое гармония?

Модальная гармония Модальная гармония

Модальная гармония – понятие включающее широкий спектр явлений музыки разных эпох, которое является частью модального мышления в целом.
Слово модальность здесь идет от слова модус.
Модус — конкретный способ организации звуковой ткани, находящий выражение в определенной шкале звуков; модальность — общая характеристика состояния звуковысотной системы, выраженного средствами ладовой организации. (Гуляницкая)
Модальность же опирается на лад, как основную единицу мышления. То есть в качестве модуса используется конкретный набор звуков.
Организация звуков в любом модусе основана на особенностях работы нашего сознания.
Еще Древние греки обнаружили, что тетрахорд является лучшим способом организации звуков. Почему именно тетрахорд?
Как только в системе появляется более 4х звуков, наше сознание автоматически ищет еще одну опору среди набора звуков.
То есть 4 звука это предел, который наше сознание может воспринимать как ячейку лада.
В любой ладовой системе из 5 и более звуков всегда есть вторая опора. Сегодня мы называем её доминантой, в музыке эпохи средних веков она называлась реперкусса.
То есть система организации звуков внутри лада обусловлена психологическими факторами, необходимостью слуха-сознания найти опору.
Отсюда мы получаем первый уровень модальной иерархии. Финалис – неустой – реперкусса
Теперь нужно понять, как это работает с понятием гармония.
Под гармонией мы подразумеваем правила и законы сочетания 2х и более звуков, как по вертикали (интервалы и созвучия), так и по горизонтали (правила разрешения интервалов созвучий или законы их чередования). Значит для понимания модальной гармонии мы должны понимать, на основании каких принципов формируется вертикаль и горизонталь. Здесь есть радостная новость – в модальной гармонии горизонталь всегда формируется свободно-диффузным принципом соединения аккордов. Это значит, что нет строгих правил, какой аккорд должен следовать за каким. Но, очевидно, что мы не можем использовать те же варианты движения, что и в тональности или атональности. Итак, рассмотрим 3 главных вида модальной гармонии:
1) Полифония средних веков и эпохи возрождения
Это исторически первый тип модальной гармонии.
Принцип его достаточно прост: Несколько мелодий, движутся по диатоническим ладам, образуя созвучия, которые не имеют смысловой нагрузки, как единица музыкального языка.
То есть, важно движение каждого голоса и разрешение диссонансов в консонансы.
Так как мелодии писались в одном из 7 ладов (локрийский очень редко, но все же использовался), то получалась гармония с опорой на ладовое мышление. То есть, модальная гармония.
Сегодня это один из самых актуальных подходов в риффовой музыке.
Например, гитара играет рифф в конкретном ладу. Это фактически одна линия.
Вокал поет свою линию в ладу.
Бас играет свою партию
Могут быть партии других инструментов (например, саксофон, скрипка и т.д.)
Гармонии в классическом виде не существует.
В такой технике написано большое количество рок, джаз и EDM музыки
2) Модальная гармония на основе трезвучий
Второй тип гармонии, который мы можем встретить в музыке 15-17 веков и в рок/поп музыке.
Здесь используются трезвучия, построенные в рамках лада. Но принцип соединения трезвучий свободный, нефункциональный.
Основными вариантами соединения аккордов являются секундовый и терцевый, а не кварто-квинтовый как в классической гармонии.
Стандартные варианты движения, например в ионийском ладу:
С G F Em Bb (ладовая мутация) Am G C
Фригийский лад Em Dm F Am G Dm Em
В этой системе, аналогично первой мы очень легко можем перемещаться из одного лада в другой, создавая поток движения сквозь настроений и окраску разных ладов
3) Современная модальная гармония
Существует несколько видов современной модальной гармонии. Но большая часть из них использует принцип модальных аккордов.
То есть, для создания звучания лада используется один аккорд (например, лидийский, фригийский, дорийский)
Аккорды сменяют друг друга на основе принципа повторности и контраста, а также принципа роста или ослабления напряжения.
По звучанию лады располагаются от светлого до самого темного по схеме
Лид – ион – мик – дор –эол – фриг – локр
Двигаясь к ближайшему ладу, мы получаем слабое изменение фонизма. И наоборот, перейдя от лидийского сразу к локрийскому, мы получим максимальный рост напряжения.
Система соединения аккордов здесь также свободная и во многом зависит от мышления композитора.

*******************************************************
Напоминаем, что вы можете пройти практические курсы по гармонии. Как по классической так и по современной, модальной.

21.05.2022

Основы музыкальной теории. Что такое гармония

Гармония — система, которая определяет, как звуки сочетаются между собой. В этой части разберемся в ее устройстве и основных функциях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ляля Кандаурова

Лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito

Поговорим о гармонии.

🏛 Искусство музыки со времен древней Греции было теснейшим образом связано с основами мироздания, космосом, философией и математикой. И понятие гармонии — гармонии мира, гармонии сфер, сложного, но совершенного устройства — одно из основополагающих качеств музыки. В музыке гармония в широком смысле — это проекция философско-эстетического понимания на мир звуков.

🎼 Но есть более узкие значения: например, гармония как предмет музыкальной теории. Науку о гармонии как системе аккордов первым разработал французский композитор Жан-Филипп Рамо в середине 1720-х годов. Эта наука изучает отношения звуков внутри тональности: интервалы (то есть отношения одного звука к другому), аккорды (отношения трех и больше звуков) и взаимоотношения аккордов между собой.

✍️ Помните, в первой части мы говорили, что привычная нам классическая музыка — это то, что создано в промежутке от конца 17 до начала 20 века. «Окно», в которое попадает так называемая классико-романтическая гармония, еще более узкое — около 150 лет, со второй половины 18 до начала 20 века. Это база классической музыки, то, что изучают в музыкальных школах, училищах и консерваториях. В этой системе написана подавляющая часть привычной нам академической музыки. И хотя формальное временное окно узкое, те же принципы использовали композиторы уже в 17 веке, а многие продолжают использовать до сих пор. Вся «понятная» музыка 20 и 21 века, то, что кажется на слух ясным и знакомым, создано в рамках классико-романтической гармонии.

Из чего же состоит эта гармония 👇

🧱 Основа классико-романтической гармонии — трезвучие, условное «до-ми-соль». Трезвучия — кирпичики, из которых складывается здание музыкального произведения. Само устройство трезвучия восходит к гармонии сфер: складывается из первых четырех звуков (условные «до-до-соль-ми») натурального обертонового ряда — самых сильных и ярких — и таким образом концентрирует в себе естественный природный ореол основного звука (условного «до»).

🟠 То, как трезвучия взаимодействуют между собой, образует гармоническую систему. В классико-романтической гармонии есть три главных функции: тоника (трезвучие на первой ступени лада), доминанта (трезвучие на пятой ступени лада) и субдоминанта (трезвучие на четвертой ступени лада).

🔹 Тоника — это центр, самая устойчивая точка вселенной, с нее все начинается и ею все заканчивается.

🔹 Доминанта — это главный, самый деятельный оппонент тоники. Между ними существуют напряженные отношения: доминанта всегда должна разрешиться в тонику. Если этого не произойдет, у вас останется ощущение, что сочинение не окончено.

🔹 Субдоминанта — третья по значимости функция. Ее отношения с тоникой не такие острые, но она тоже требует разрешения.

🎹 Послушайте начало известной сонаты Моцарта до мажор. На протяжении 30 секунд он обходится исключительно этими тремя аккордами: тоника, субдоминанта и домината. Первый момент (0.28), который вы ощутите как остановку (но не завершение!) — это переход в царство доминанты.

Аудио-пример на Ютубе

🔄 Обратите внимание на момент в районе 0. 50: это окончание главной темы сонаты, и Моцарт два раза повторяет оборот «доминанта — тоника». Такой гармонический оборот называется «кадансовым» и выполняет роль точки в предложении. В классической гармонии он всегда завершает развитие темы и раздела формы.

🔝 От всех остальных ступеней лада тоже можно построить трезвучия. Их значение в системе подчиненное, в классической гармонии они не могут появиться просто так, без подготовки, а если появляются — значит, происходит что-то особенное.

➿ Продолжайте слушать сонату. На 1.42 начинается разработка и, чтобы сразу обозначить начало чего-то нового, Моцарт без предупреждения и перехода вместо мажорной тоники дает минорную. А затем начинает водить слушателя по лабиринту разных аккордов — мы чувствует себя неспокойно, неустойчиво, нет тоники — нет почвы под ногами.

Прослушайте всю разработку и попробуйте определить, на какой минуте вернулась главная тема и главная тональность?

💪 Давайте немного потренируем слух узнавать базовые гармонические последовательности с помощью знакомой музыки.

🔹 Послушайте самое начало Симфонии №40 Моцарта. С точки зрения гармонии она начинается хрестоматийно: тоника, субдоминанта, доминанта. Попробуйте почувствовать переходы между аккордами.
Дослушайте до второго проведения темы (около 0.25). Обратите внимание, что теперь Моцарт сопровождает мелодию совсем другими аккордами, и она меняет свое настроение на более светлое.

Аудио-пример на Ютубе

🔹 Потренируемся еще. С этих же трех аккордов — тоники, субдоминанты, доминанты (но в другой тональности) — начинается медленная часть знаменитой симфонии Гайдна «Сюрприз» (№94). Попробуйте услышать, как шагает бас, а с ним меняется гармония.

Аудио-пример на Ютубе

🔹 Из трех аккордов можно сделать очень много! Вот пять арий из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, в них вся первая часть арии построена только на трех главных аккордах, а «куплет» арии Фигаро «Мальчик резвый…» — на двух!

→ Ария Фигаро

Аудио-пример на Ютубе

→ Ария Фигаро

Аудио-пример на Ютубе

→ Ария Керубино

Аудио-пример на Ютубе

→ Ария Сюзанны

Аудио-пример на Ютубе

→ Ария Графини

Аудио-пример на Ютубе

🔹 Обратите внимание, что в сонате Моцарта из первой карточки, в симфониях Моцарта и Гайдна первая ощутимая остановка, «запятая» в музыкальной мысли, всегда происходит на неустойчивой гармонии — на доминанте. Это один из базовых законов классического синтаксиса в музыке, так называемая «вопросно-ответная структура». Чередование аккордов разных функций и разной удаленности от тоники позволяет создавать и музыкальный синтаксис, и форму и характер.

🔹 Если кирпичик гармонии — это трезвучие, но кирпичик в музыкальной форме называется «период». Он состоит из двух предложений: первое заканчивается на неустойчивой гармонии (часто доминанте), второе — на тонике. Доминанта — тоника, вопрос — ответ. Таким образом композиторы достигают ощущения завершенного целого.

🔹 Посмотрите, как это работает, например, в теме Аллегретто из Симфонии №7 Бетховена. Правда, Бетховен был нарушителем порядка, поэтому первую остановку он делает не на доминанте, а на третьей ступени (тихая музыка: включайте погромче).

Аудио-пример на Ютубе

🔹 Или возьмем начало Симфонии №3 Бетховена — первые 20 секунд. Все хорошо, начало с крепкого тонического аккорда. Но внезапно, «без объявления войны» происходит короткий сдвиг в далекую диссонирующую гармонию: помните, мы говорили, что это показатель сложно устроенного героя? Но так как это лишь начало истории, то Бетховен быстро возвращается на «правильный» путь и возвращается к устою через базовую последовательность «субдоминанта — доминанта — тоника».

Аудио-пример на Ютубе

🔹 А в «Оде к радости» (финал Симфонии №9) Бетховену нужно, чтобы все звучало просто, плакатно, поэтому в теме он обходится только двумя гармониями — тоникой и доминантой. Опять обратите внимание: «запятая» на доминанте, «точка» — на тонике.

Аудио-пример на Ютубе

🔹 Еще наглядный пример того, как работает в классической музыке синтаксис и «вопросно-ответная структура» — финал Симфонии №40 Моцарта.

Аудио-пример на Ютубе

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Все то, о чем мы говорили выше — это законы, которые работают в системе классико-романтической гармонии. Ее еще называют мажоро-минорной системой, так как все, что здесь происходит — происходит в рамках мажора и минора. Иногда могут вмешиваться старинные или народные лады, но эти случаи связаны с какой-то специальной выразительной задачей.

Давайте теперь посмотрим, что бывает с гармонией за рамками мажоро-минорной системы 👇

🎶 Чтобы возникло понятие гармонии, нужно минимум два звука, звучащих одновременно. Самый ранний вид европейского многоголосия — это органум, жанр и тип композиции церковной музыки. Органумы бывали разными, наиболее распространены варианты, когда один голос стоит на месте, а второй движется, или когда голоса движутся параллельно. Послушайте два примера.

Органум Леонина, композитора первой половины 13 века, одного из главных представителей парижской Школы Нотр-Дам, где процветал органум.

Аудио-пример на Ютубе

А вот пример параллельного органума.

Аудио-пример на Ютубе

〰️ В эпоху барокко начала формироваться мажоро-минорная система, но еще очень сильны были влияния старых ладов и полифонии, где законы вертикальной гармонии были подчинены линейной логике движений голосов. Однако наша привычная гармоническая система все больше крепла, хотя и могла вести себя причудливо.

Послушайте начало оперы Клаудио Монтеверди «Орфей». Ее открывает «Токката» (аналог увертюры), в ней полторы минуты звучит одна единственная гармония — тоника. Зато потом начинается короткая «симфония», в ней аккорды живут уже по законам привычной нам классической системы, хотя их соединения, последовательности еще не совсем такие, как у венских классиков.

Аудио-пример на Ютубе

А вот у Рамо, того самого, который написал первый теоретический труд по нашей гармонии, уже хорошо слышны привычные «тоника-доминанта»

Аудио-пример на Ютубе

Классический синтаксис в гармонии тоже продолжал устаканиваться на протяжении всего барокко. В музыке, где сильно влияние импровизационных жанров, он мог быть очень свободным. Послушайте с точки зрения гармонии начало Токкаты ре минор Баха.

Аудио-пример на Ютубе

А это хотя и обработка старинного лютеранского хорала «Проснитесь, голос к нам взывает», но гармония вполне классическая. Послушайте начало, слышите знакомую последовательность: тоника — субдоминанта — доминанта — тоника?

Аудио-пример на Ютубе

🎹 В 19 веке в музыке романтиков гармония могла использоваться по-разному. Иногда, как в первой песне из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, композитору достаточно пары-тройки основных аккордов.

Шуберт — «В путь»

Аудио-пример на Ютубе

🦋 А в главной теме из сюиты Шумана «Бабочки» гармония помогает создать образ: композитор не задерживается на основных аккордах, а сразу заставляет мелодию и гармоническую последовательность «взлетать», делать круг и лишь затем возвращаться к тонике.

Аудио-пример на Ютубе

В эпоху романтизма происходит очень важных процесс: ослабевает базовая связь «тоника — доминанта». Композиторы все больше любят красочное сопоставление тональностей, не скованных жесткой логикой причинно-следственных связей.

✍️ Много для разрушения традиционных ценностей классико-романтической гармонии сделал Рихард Вагнер. Послушайте начало вступления к опере «Лоэнгрин». Его занимает колористическое сопоставление аккордов.

Аудио-пример на Ютубе

📖 А во вступлении к «Тристану и Изольде» он впервые заглянул за пределы классической системы: в нем на протяжении долгого времени вообще нет ни одного устойчивого аккорда. Неслучайно даже появилась книга «Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера». Это действительно был кризис.

Аудио-пример на Ютубе

🎨 Система все больше продолжала разваливаться. Много для ее расшатывания сделали импрессионисты: помните их красочные гармонии, напоминающие смелые живописные сочетания?

Дебюсси, «Облака»

Аудио-пример на Ютубе
🌀 К концу 19 века роль центра, тоники все больше ослабевает. На этот процесс интуитивно работают очень разные композиторы: вспомните смелые уходы от тональности в поздней музыке Листа, в операх Рихарда Вагнера появлялись целые фрагменты, где тонику уловить было практически невозможно.

🔜 Радикальный выход за рамки мажоро-минорной системы в начале 20 века предприняли сразу несколько композиторов, но главным теоретиком атональности считается австрийский новатор Арнольд Шенберг. В молодости он сочинял очень красивую музыку, рождавшуюся на развалинах романтической гармонии. Послушайте начало его струнного секстета «Просветленная ночь», написанного в 1899 году.

Аудио-пример на Ютубе

🎹 Через десять лет в фортепианных пьесах опус 11 Шенберг нашел в себе силы полностью отказаться от тонального центра, от мажора и минора, от любой опоры — и вышел в открытый космос атональности.

Аудио-пример на Ютубе

курс Level One

Как слушать классическую музыку

Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5500₽

2750₽

подробнее о курсе

Гармония принципа дизайна | John Lovett Design

Принципы дизайна

 

 

 

 

Гармония – это визуально приятный эффект от объединения похожих или родственных элементов.

  • Смежные цвета

  • Подобные формы

  • Связанные текстуры

Гармония в картине или дизайне помогает создать единство. Однако всякая гармония и отсутствие контраста могут стать монотонными. Необходимо соблюдать баланс между областями гармонии и областями контраста.

 

На картине ниже гармоничные повторяющиеся прямоугольники разбавлены контрастными круглыми формами горшков и цветов. Общая теплая цветовая гармония подчеркивается холодными зелеными ставнями. Группировка второстепенных контрастных органических форм усиливает фокус.

Open Shutters – John Lovett, 2006. Смешанная техника, бумага Arches 300 г/кв. Сохраняя область контраста меньшей, чем большая гармоническая область, которую нужно смягчить, достигается визуально удовлетворительный баланс. Преуменьшение, как правило, лучше — иногда достаточно крошечной контрастной метки.

Ограниченная палитра позволит сохранить тесную цветовую гармонию. Затем тональный контраст становится основным инструментом для выделения фокуса.

В этой смешанной технике ниже ограниченная палитра обеспечивает плотную цветовую гармонию. Сильный тональный контраст в верхней правой части обуви и торчащий изношенный шнурок создают смещенный от центра фокус, нарушая симметрию объекта.

One Shoe Off – John Lovett 2003 Mixed Media на бумаге Arches 300 г/м².

 

Здания Ренцо Пьяно демонстрируют гармонию между формой и окружающей средой. В его здании Международной выставки Колумба в Генуе, Италия, используются парусные конструкции и замысловатые гики, которые отдают дань уважения истории древнего морского порта, на котором оно расположено.

Ренцо Пьяно, Международная выставка Колумбуса, 1985-1992 Генуя, Италия чтобы выветриться в ландшафте Северо-Западной Австралии. Большая часть внешней части конструкции построена из тяжелых сварных стальных панелей. Они промыты кислотой до ржавчины, перекликаясь с выходами железной руды из окружающей страны.

 

Никольское здание не только связано с окружающим ландшафтом, но и связано с верованиями традиционных владельцев земли. План здания представляет собой абстракцию гоанны, важного символа хранителей земли.

 

Никольс работал с традиционными владельцами, чтобы разработать внутреннюю планировку в соответствии с их убеждениями относительно важности символических зон варана. Таким образом, помимо визуальной гармонии с ландшафтом, здание имеет культурную гармонию с традиционными верованиями.

Anchor 1

John Nicholes – Центр посетителей национального парка Кариджини, Западная Австралия

 

 

Принципы гармонии и контраста кажутся совершенно противоречивыми, но баланс между ними жизненно важен для успеха любого произведения искусства.

Автор: Джон Ловетт

Что такое гармония в искусстве? 3 типа, определение, примеры

Раскрытие информации: этот пост может содержать партнерские ссылки. Это означает, что если вы что-то купите, мы можем получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас (см. раскрытие информации)

Что такое гармония в искусстве ? Как один из семи принципов искусства , гармония играет важную роль в обеспечении визуального удовлетворения произведения искусства.

Когда дополняющие друг друга элементы искусства создают приятную композицию, создается умиротворяющий и гармоничный эффект. Без гармонии произведение искусства может показаться резким или хаотичным, создавая ощущение визуального диссонанса.

В этой статье мы углубимся в художественное определение гармонии , три вида гармонии и как достичь гармонии в искусстве. Наконец, мы приведем 90 116 примеров 90 117 того, как гармония использовалась на протяжении всей истории искусства, взглянув на известные картины.

Что такое гармония в искусстве?

Гармония в искусстве — это приятное расположение визуальных элементов в произведении, где каждый элемент вносит свой вклад в единое целое. Это визуально удовлетворяющий эффект, возникающий при объединении сходных или родственных элементов в композиции для достижения единства.

Этот важный принцип искусства касается того, насколько хорошо все элементы работают вместе, например, когда используются схожие цветовые схемы, геометрические формы или текстуры.

Произведение искусства может считаться гармоничным, если один и тот же элемент искусства неоднократно используется среди контрастирующих элементов искусства, например, при использовании родственной цветовой схемы с различными формами.

Однако в искусстве необходимо соблюдать баланс, потому что слишком много гармонии без какой-либо формы контраста создает монотонность. Например, если все произведение находится в гармонии, за исключением одного элемента, это может отрицательно сказаться на всей художественной композиции.

Позже мы обсудим, как достичь гармонии с различными элементами искусства, чтобы произведение имело единую композицию и не было несбалансированным.

7 Принципы искусства

Гармония является одним из принципов искусства , а не элементами искусства. Вы можете узнать о каждом принципе искусства и элементе искусства в статьях по ссылкам ниже:

  1. Баланс
  2. Контраст и выделение
  3. Движение и ритм
  4. Единство и Разнообразие
  5. Гармония (мы сейчас читаем об этом!)
  6. Узор
  7. Пропорции и масштаб

7 элементов искусства

  1. Линия
  2. Цвет
  3. Форма
  4. Форма
  5. Значение
  6. Текстура
  7. Космос

В чем разница между гармонией и единством?

Важно отметить разницу между гармонией и единством, двумя отдельными принципами искусства. В искусстве можно легко смешать гармонию и единство, поскольку это схожие понятия, а единство не может существовать без гармонии.

Гармония в искусстве относится к тому, как элементы искусства соотносятся друг с другом в композиции. Для сравнения, необходимо учитывать общую целостность или «единство» художественной композиции, чтобы создать единство в искусстве.

Другими словами, гармония — это различные элементы искусства (цвет, форма, линия, форма, текстура, значение, пространство), которые работают вместе, а единство — это качество сплоченности произведения . Поэтому гармония усиливает единство в произведениях искусства.

Определение принципа Unity и примеры.

3 вида искусства Гармония

Достижение гармонии в искусстве достигается за счет использования важных художественных элементов , таких как цвет, насыщенность, форма, форма и текстура.

Давайте подробно рассмотрим примеры гармонии цвета и насыщенности, формы и текстуры, чтобы увидеть, как эти различные визуальные элементы взаимодействуют для создания гармонии в искусстве.

Посмотрите этот урок, если вас интересует гармония в отношении человеческой фигуры.

1. Цветовая и цветовая гармония

Цветовая гармония в искусстве создается при использовании сходных или дополнительных цветовых схем.

Глядя на цветовой круг, цветовая гармония может быть получена при использовании аналогичные цветовые схемы , представляющие собой цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Например, сочетания сине-фиолетового или пурпурно-красного цвета создадут ощущение визуальной гармонии.

Еще одним способом достижения цветовой гармонии в искусстве является использование монохроматических цветов , цветовой схемы, в которой используются вариации одного оттенка. Использование разных значений одного цвета в монохроматической схеме также может быть использовано для задания тона произведения искусства.

Помнить о балансе, дополнительных цветов или противоположных цветов на цветовом круге также можно использовать, чтобы сделать произведение более гармоничным.

Курс «Руководство по выживанию в цвете» отлично подойдет, если вы хотите узнать больше.

Примеры цветовой гармонии в искусстве

Клода Моне можно назвать мастером теории цвета, которая представляет собой науку и искусство использования цвета. Он понимал, как вызывать разные эмоции с помощью цвета, и уж точно знал, как создать цветовую гармонию в своих знаменитых картинах!

В знаменитом примере ниже картина «Водяные лилии» кисти Клода Моне обладает успокаивающей аурой благодаря использованию художником холодных синих тонов. Существует также сильное чувство гармонии из-за аналогичных цветов, отображаемых в сине-фиолетовых и сине-зеленых комбинациях.

Водяные лилии (1840–1926) Клода Моне. Оригинал из Художественного института Чикаго, через RawPixel

Ниже, в Клод Моне «Мост Ватерлоо, Лондон, на закате» картина , тонкое использование синего и серого цветов с оттенком розового и оранжевого тонов, разбавляющее монотонность, придает картине истинную гармонию.

Используются различные оттенки синего, и эти светлые цвета создают иллюзию спокойного туманного дня в Лондоне.

Мост Ватерлоо, Лондон, на закате (1901) Клода Моне. Оригинал из Национальной галереи искусств, через RawPixel

2.

Форма и гармония формы

Форма и гармония формы в искусстве создается, когда одинаковые фигуры или формы неоднократно используются для создания узора или согласованности в композиции произведения искусства.

Формы могут быть органическими, неправильными и часто встречающимися в природе, или геометрическими, такими как треугольники, прямоугольники, квадраты и круги.

Примеры формы и гармонии форм в искусстве

В картине Анри-Эдмонда Кросса «Две женщины у берега, Средиземное море» органические формы используются для создания гармония с формами.

Это также прекрасный пример того, как используется гармония, включая гармонию текстуры и цвета.

«Две женщины на берегу, Средиземное море» (1896 г.) картина в высоком разрешении Анри-Эдмонда Кросса, через RawPixel . Даже фон состоит из круглых форм. Картина Нэша визуально приятна, потому что все формы работают вместе.

Mineral Objects (1935) Пола Нэша. Оригинал из Художественной галереи Йельского университета, через Raw Pixel

Гармония в текстильных узорах

Повторяющиеся узоры, созданные британским дизайнером текстиля 19-го века Уильямом Моррисом , являются прекрасными примерами того, как формы и формы могут использоваться для достижения гармонии в искусстве.

Знаменитый узор с фруктами, представленный ниже, имеет идеальный баланс органических форм, цвета, движения и отрицательного пространства. Эти комбинированные художественные элементы создают гармоничный образ, не слишком однообразный.

Обои Уильяма Морриса «Фруктовый узор» (1862 г.). Известный рисунок, оригинал Смитсоновского института, через RawPixel

3.

Гармония текстуры

Гармония текстуры создается мазками кисти. Последовательные мазки по всей картине создадут гармонию, потому что все произведение состоит из одного и того же текстурного ритма.

Примеры гармонии текстуры

Текстура может быть создана с помощью художественных техник, таких как техника импасто , когда краска наносится толстым слоем на поверхность, чтобы сохранить отпечаток кисти художника. Этого можно добиться простыми кистями или такими инструментами, как мастихин.

В видео ниже вы можете посмотреть примеры импасто и сфумато:

Винсент Ван Гог классно использовал метод импасто для создания гармонии текстуры в своих картинах, которые мы рассмотрим ниже в двух примерах. .

Техника импасто

Оливковые деревья с желтым небом и солнцем. Винсент Ван Гог (1889 г.)) через WikiCommons

В «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем» Ван Гога гармония текстуры очевидна из-за постоянных соотношений похожих или родственных текстур на протяжении всей картины. От деревьев до желтого неба — все мазки прекрасно гармонируют друг с другом.

Кипарисы Винсента Ван Гога (1889 г.) через WikiCommons

В «Кипарисы», использование Ван Гогом техники импасто для создания текстуры чрезвычайно очевидно. Густо нанесенная краска и изогнутые линии создают почти трехмерный эффект, и эта текстура придает картине ощущение целостности.

Техника пуантилизма

Пуантилизм — это художественная техника, используемая для создания иллюзии текстуры путем рисования небольших отчетливых точек или мазков цвета. С помощью этого метода достигается текстура, если смотреть на нее человеческим глазом с расстояния.

Метод был впервые применен французским художником-постимпрессионистом Жоржем Сёра.

Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт (1884-1886) Жоржа Сёра; Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В очень влиятельной картине Сёра «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт, » стиль пуантилизм используется в каждой крошечной части картины, что создает единую текстуру.

Внимательно посмотрите на компактные микроскопические точки, чтобы увидеть, как они невероятно сливаются, образуя мягкую текстуру картины.

Розовое облако (1896 г.), картина Анри-Эдмона Кросса в высоком разрешении. Оригинал из Художественного музея Кливленда, через RawPixel

Картина «Розовое облако» Анри-Эдмонда Кросса — еще один пример того, как пуантилизм можно использовать для создания гармонии текстуры в искусстве.

Обратите внимание, что ни одна часть холста не обходится без этой техники, а точки всегда одного размера. Это значительно повышает общий уровень гармонии в картине.

Принцип гармонии – основные выводы

Гармония – один из семи принципов искусства .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *