Разное

Одиночество у подростков: Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте

Библиографическое описание:

Абдрахманова, Э. В. Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте / Э. В. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15186/ (дата обращения: 23.10.2022).



В данной статье рассматривается проблема одиночества у подростков. Автор акцентирует внимание на причинах возникновения данного феномена. Описывается взаимосвязь одиночества и депрессивного расстройства. Также приводится ряд факторов, которые могут стать причиной развития депрессии.

Ключевые слова: одиночество, депрессия, подростковый возраст, личность, конфликт, психосоциальные факторы.

Одиночество — проблема общества XXI века. В связи с ростом городов и населения, человек все менее ощущает свое единение с обществом и испытывает чувство ненужности и отчужденности. Наиболее уязвимыми становятся подростки в силу различных факторов. Душевные переживания могут стать причиной возникновения такого психического заболевания как депрессия. В связи с этим необходимо изучение причин данной проблемы с целью разработки профилактических мер для сохранения психологического благополучия подростков.

Изучением данного феномена занимались ученые различных направлений, таких как психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон), экзистенциальная психология (М. Бубер), социологические концепции (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Симен). Среди отечественных психологов проблему одиночества освещали: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. А. Меграбяна, В. С. Мухиной, И. С. Кона, В. В. Новикова, Г. М. Мануйлова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, М. В. Полевой, В. А. Абраменковой, Н. П. Фетискина [7].

Под чувством одиночества понимается эмоциональное переживание, сопровождающееся осознанием неудовлетворения субъективно значимой потребности в общении со значимыми другими. Как правило, одиночество рассматривается с двух позиций: социального окружения и внутреннего мира человека, испытывающего чувство одиночества [8].

По мнению Д. Рисмена главной причиной одиночества можно считать ориентацию личности на других людей. Личность стремиться всем нравиться и приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, при этом являясь обособленной от своего истинного Я, своих чувств и своих ожиданий, что может привести к возникновению беспокойства и зависимости от внимания со стороны окружающих людей. П. Слейтер называет современное общество индивидуалистическим, в котором становится невозможным достижение удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости. Вследствие чего у человека возникает одиночество.

Л. Зилбург считал причинами одиночества такие черты личности как нарциссизм, мания величия, враждебность, которые возникают в детском возрасте, когда ребенок одновременно ощущает радость быть любимым и одновременно испытывает потрясение от того, что он мал и слаб и вынужден ждать удовлетворения своих потребностей от других людей. Ф. Фромм-Рейхман ведущей причиной одиночества называет пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки [5].

Основными причинами появления одиночества у подростков являются:

1) неполноценное общение со сверстниками, низкий уровень развития коммуникативных умений;

2) отсутствие принятия подростка окружающими;

3) неспособность дать оценку себе и своему внутреннему миру;

4) завышенные требования и ожидания к другим людям;

5) нереалистичные представления о взаимоотношениях между людьми [1].

Г. Р. Шагивалеева выделяет следующие причины одиночества:

1) Осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству, а также тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, которые затрудняют коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.

2) Игнорирование, избегание, насильственное заточение и др. со стороны других людей.

3) Объективная изоляция, как следствие стечения обстоятельств [3].

Зарубежные ученые Л. М. Хоровиц, Р. де Френч и К. А. Андерсон считают, что большинство признаков одинокой личности почти полностью повторяются в прототипе депрессивной личности. Из этого следует, что, если личность одинока, то у личности проявляются некоторые основные признаки депрессии.

Такие исследователи как Д. Дж. Уикс, Дж. Мичела, П. Э. Пепло и М. Брэгг сделали вывод о том, что одиночество и депрессия представляют собой разные явления, хотя и связанные друг с другом. При этом, авторы утверждают, что явления возникают по общей причине. Одно не служит следствием другого.

Под депрессией понимается психическое состояние, которое является серьезным заболеванием, характеризующимся депрессивной триадой: сниженным настроением, нарушением мышления, двигательной заторможенность. Поведение человека основано на пессимистических убеждениях и отчаянии, у него нарушаются сон, аппетит и внимание [2].

Подростковые депрессии — это одна из сложнейших медицинских проблем, следствием которой могут быть самоубийства, насилие, наркомания и поведенческие девиации. М. Б. Келлер отмечает, что средний возраст больных к началу депрессии — это 14 лет.

В течение подросткового периода возникают конфликты между актуализированными потребностями и невозможностью их удовлетворения, так как ломаются и перестраиваются многие прежние отношения, что вызывает фрустрацию, на которую вероятными формами психического реагирования будут депрессивные реакции. У подростков причиной фрустрирующей ситуации выступают с одной стороны — притязания на чувство взрослости, а с другой — неизменная социальная ситуация, он по-прежнему остается учащимся. Данный конфликт является хроническим и может стать причиной психических заболеваний, в частности — расстройств настроения [6].

Депрессии у подростков могут возникать вследствие ряда причин:

  1. Инфекционные заболевания, где депрессия может стать осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).
  2. Генетическая предрасположенность. У ребенка может развиться заболевание, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства в 15 % случаев.
  3. Функциональные нарушения в головном мозге. Депрессии могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге — понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.).
  4. Психосоциальные факторы: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка [4].

Таким образом, анализ причин возникновения одиночества необходим для создания профилактических мер и методов преодоления негативного состояния, а также с целью формирования социально устойчивой, социально самостоятельной, ответственной, мобильной личности. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для возникновения различных психических заболеваний, поэтому так важно своевременное распознавание их признаков, и исключение неблагоприятных факторов, влияющих на ребенка.

Литература:

  1. Андриенко, О. А. Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте / О. А. Андриенко // Балканско научно обозрение. − 2019. − № 1. − С. 71–73.
  2. Заворотных, Е. Н. Особенности взаимосвязи одиночества и депрессии / Е. Н. Заворотных // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Социология. − 2008. − № 2. − С. 287–293.
  3. Климентьева Е. Н. Одиночество как социальная проблема современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение. № 3. 2009. С. 97–101.
  4. Костик, Л. Депрессии у детей и подростков / Л. Костик // Социальная сеть работников образования. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/05/07/depressii-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 11. 06.2019).
  5. Смирнова, А. О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления / А. О. Смирнова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». − 2010. − № 3. − С. 161–175.
  6. Солодкая, Е. В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е. В. Солодкая, И. П. Логинов // Дальневосточный медицинский журнал. − 2014. − № 2. − С. 127–133.
  7. Шелехов, И. Л. Внутриличностный конфликт и одиночество /И. Л. Шелехов, Е. С. Федчишина // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2013. − № 6. − С. 164–170.
  8. Юдич, Е. А. Проблема одиночества в контексте психологии / Е. А. Юдич // Известия Томского политехнического университета. − 2011. − № 6. − С. 97–102.

Основные термины (генерируются автоматически): депрессия, головной мозг, одиночество, Петровское, подростковый возраст, подросток, причина возникновения, причина одиночества, проблема одиночества, ребенок, чувство одиночества.

Ключевые слова

конфликт,

личность,

одиночество,

депрессия,

подростковый возраст,

психосоциальные факторы

Похожие статьи

Особенности субъективного

чувства одиночества

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные проявления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Особенности переживания

одиночества в подростковом возрасте

Актуальность данной темы обуславливается тем, что подростковый возрастной период является весьма сложным и трудным. Подростки сталкиваются с большим количеством проблем, в том числе и психологических, одной из которых является феномен одиночества.

Одиночество в психологии развития человека | Статья в журнале…

Проблема одиночества рассматривается с позиции ресурса для развития человека.

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом

Одиночествопроблема общества XXI века. В связи с ростом городов и населения, человек все менее ощущает свое. ..

Особенности переживания состояния

одиночества

В данной работе рассмотрены отдельные аспекты переживания состояния одиночества, а именно его частота, длительность, влияние, причины и способы выхода из данного состояния. Ключевые слова: состояние одиночества, частота одиночества, длительность одиночества

Особенности переживания

одиночества подростками из полных…

Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества.

Проблема современного общества — одиночество. Молодежное…

Проблема современного общества — одиночество. Из этого вышло что одиночество — социально психологическое состояние

Проблема современного общества — одиночество. переживание одиночества, подростковый возраст, ситуация уединения, одиночество

Личностно обусловленные переживания

одиночества

Ключевые слова: состояние одиночества, частота одиночества, длительность одиночества, влияние одиночества, причины одиночества.

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте. Позитивное одиночество не несет за собой отрицательного влияния…

Проблема одиночества в социальных сетях | Статья в журнале. ..

Среди стремительно развивающегося сегмента сети Интернет, которое занимают социальные сети, при всех достоинствах данного сервиса, автор рассматривает проблему одиночества, отчуждения в социальных сетях…

Переживание

одиночества у подростков, больных туберкулезом

Совокупность данных негативных условий может привести к возникновению одиночества у детей и подростков, имеющих заболевание туберкулезом. Учитывая особенности подросткового возраста, а именно ориентированность на общение и взаимодействие со…

Ты не один: как помочь подростку пережить чувство одиночества

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал чувство одиночества. Особенно остро оно ощущается в подростковом возрасте. Как поддержать ребенка в этот период, «Вечерней Москве» рассказал психолог семейного центра «Гармония» Дмитрий Ефременко.

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ

Переходным подростковым периодом считается промежуток между четырнадцатью и восемнадцатью годами. В организме идет полная перестройка. На поведение подростков оказывает влияние половое созревание, неравномерное и скачкообразное развитие во всем.

«Подростки в этот период бывают эмоционально нестабильны, обидчивы, замкнуты, агрессивны. Целеустремленность и напористость могут сменяться апатией и отсутствием желания что-либо делать, чрезмерная самоуверенность — робостью и ранимостью, доброжелательность и мечтательность — черствостью и цинизмом», — рассказывает Дмитрий.

Главные изменения на этом этапе взросления происходят в мировоззрении. Подростки пытаются найти свое место в мире взрослых, что, несомненно, сказывается на их поведении.

Они стараются подражать взрослым долгим отсутствием вне дома, поездками за город, копированием различных отношений, порой курением и употреблением алкоголя, тем самым показывая, что у них тоже есть личная жизнь.

БЫТЬ ЧАСТЬЮ ОДНОЙ КОМАНДЫ

Общение со сверстниками занимает особое место в жизни подростков. Для них важно быть частью определенной группы, коллектива в целом. В юности у молодых людей появляется особенная потребность в близости, единомышленнике, которому можно открыться, поделиться всем, что беспокоит, не боясь осуждения.

Если же подростку не удается найти себе верного друга, или, что еще хуже, он становится изгоем в группе, у него возникает чувство одиночества и оторванности от социально значимых людей.

Ситуация усугубляется, если внутри семьи подросток также не находит поддержки и взаимопонимания. Углубившееся и продолжительное одиночество может привести к депрессии, раннему алкоголизму и наркомании, игромании и даже попыткам суицида.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Семья должна стать оплотом поддержки для подростка, а дом — местом, где он будет чувствовать себя любимым и понятым, ведь, возможно, больше он нигде не может получить это.

«Когда ребенок переходит в юношеский возраст, родителям важно учитывать все следующие за ним психологические и поведенческие изменения. Сам подросток просто не успевает отрефлексировать происходящее с ним. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне, с пониманием относитесь к стремлению подростка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить свой внешний вид. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие», — отмечает психолог.

Важно наладить доверительное общение с ребенком, избегать резкой оценочной критики.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Одиночество тяжело (для детей и подростков)

Одиночество тяжело (для детей и подростков)

Иногда чувствовать себя одиноким – это нормально

Некоторые распространенные причины, по которым вы можете чувствовать себя одиноким, включают:

  • Переезд в новый район
  • Смена школы
  • Ваши родители разводятся
  • Ваш старший брат или сестра переехали
  • У всех твоих друзей есть романтические партнеры, а у тебя нет
  • Драки с друзьями
  • Запугивают
  • Просмотр сообщений в социальных сетях о мероприятиях, на которые вас не приглашали

Последствия одиночества

Когда вы часто одиноки, это может повлиять на вас разными способами.

Вы можете:

  • Почувствовать себя более напряженным;
  • Спать, но не чувствовать себя отдохнувшим;
  • Прекратите заботиться о своей внешности или гигиене;
  • Обнаружите, что ваш взгляд на жизнь стал негативным;
  • Начать проявлять признаки депрессии или беспокойства; или
  • Обратитесь к наркотикам или алкоголю, чтобы почувствовать себя лучше.

10 вещей, которые вы можете сделать, если вам одиноко

  1. Помогайте другим.
    Волонтерство — отличный способ наладить значимые связи с другими людьми и завести новых друзей. Это также естественный способ добавить в свою жизнь смысл — то, с чем многие из нас борются, когда чувствуют себя одинокими. Каковы некоторые причины, которыми вы увлечены? Есть ли в вашем храме волонтерская деятельность? Есть ли в вашей школе сервисный клуб?
  2. Восстановите связь со старыми друзьями.
    Вы потеряли связь с хорошим другом из начальной школы? Или, может быть, друг из летнего лагеря? Посмотрим, сможешь ли ты снова подключиться! Особенно, если в этом году вы в новой школе — то, что вы не видите кого-то каждый день, не означает, что он не может быть ценным другом.
  3. Попробуйте что-нибудь новое.
    Есть что-то, что вы всегда хотели попробовать, но никогда не пробовали? Сейчас идеальное время! Если вы заинтересованы в актерском мастерстве, попробуйте пройти прослушивание для участия в школьном спектакле или в местном театральном коллективе. Любите спорт? Присоединяйтесь к новой команде или, может быть, вы можете записаться на клинику выходного дня. Есть масса потенциальных новых увлечений!
  4. Выясните, чего не хватает в вашей жизни .
    Есть много разных способов почувствовать себя одиноким. Может быть, у вас есть отличная компания друзей, но хотелось бы, чтобы у вас был один лучший друг, к которому можно было бы обращаться во всем. Или, может быть, у вас есть замечательный друг, но вы скучаете по тому, чтобы быть частью группы. Знание того, чего не хватает, не приведет к тому, что оно появится волшебным образом, но сделает непреодолимое чувство одиночества более управляемым и даст вам то, над чем можно работать.
  5. Найдите время для большой семьи.
    Если у вас есть двоюродные братья или другие родственники примерно вашего возраста, которые находятся на разумном расстоянии, протяните руку и постарайтесь собраться вместе.
  6. Посмотрите что-нибудь, что заставит вас смеяться.
    Включите любимую забавную передачу или фильм — погрузившись в мир со знакомыми персонажами, вы почувствуете себя менее одиноким.
  7. Превратите занятия, которые вы делаете в одиночку, в групповые.
    В игры? Пригласите кого-нибудь поиграть с вами лично. Тебе нравится рисовать? Попросите родителей помочь вам найти урок рисования. Собираетесь на бейсбольный матч с семьей? Узнайте, смогут ли они получить дополнительный билет, чтобы вы могли пригласить друга.
  8. Проведите время с животными.
    Прогулки с домашними животными, особенно с кошками и собаками, — отличный способ почувствовать себя менее одиноким. Они будут любить вас безоговорочно и предоставят вам все, что вам нужно! Если у вас нет собственных домашних животных, узнайте, не захотят ли ваши соседи или родственники позволить вам проводить время со своими.
  9. Попробуйте приложение .
    Lyf — это приложение, которое помогает вам общаться с другими людьми, чтобы обсуждать различные темы. В Q Chat есть группы поддержки для молодежи ЛГБТК. NotOK — это приложение, которое помогает вам связаться с выбранными вами контактами, чтобы сообщить им, что вы боретесь. 7 Cups обучила слушателей оказывать вам эмоциональную поддержку.
  10. Напишите 5 вещей, которые вам нравятся в себе.
    Часть боли одиночества заключается в том, что вы начинаете думать о себе негативно. Потратьте несколько минут на то, чтобы записать все хорошее, что вы заметили в себе, — это простой способ повысить свою самооценку и напомнить себе, что вы по-своему прекрасны.

BNI Лечебные центры | Лечение и реабилитация подростков в стационаре

Врач в собственности и под управлением

Первичное психическое здоровье | Поведенческие проблемы | Dual Diagnosis

Программы стационарного лечения для подростков (12–17 лет)

Центры лечения BNI для подростков — это комплексная программа стационарного поведенческого лечения для детей в возрасте 12–17 лет. BNI занимается расширением прав и возможностей подростков, которые борются в различных аспектах своей жизни из-за своих конкретных условий или проблем. Лечебная группа разрабатывает индивидуальные планы лечения, чтобы преодолеть эти проблемы и вернуть их жизнь на позитивную траекторию.

Сострадательная клиническая команда BNI признает уникальные трудности, связанные с подростковым возрастом, которые могут привести к социальным проблемам, рискованному поведению, расстройствам настроения, таким как тревога или депрессия , или юридические проблемы. Команда клинического лечения BNI работает с подростками, используя метод лечения, который лучше всего подходит для лечения их уникального состояния или проблем.

Программа стационарного лечения в BNI включает в себя все элементы лечения, включая индивидуальную и групповую терапию, семейную терапию, питание и экспериментальную терапию. BNI использует подходы, основанные на фактических данных, те методы лечения, которые были научно проверены и доказали свою эффективность, такие как когнитивно-поведенческая терапия (CBT) , диалектическая поведенческая терапия (DBT) , терапия, основанная на осознанности (MBCT) , психодинамическая терапия и краткосрочная терапия, ориентированная на решение (SFBT) .

Прочитать отзывы о лечебных центрах BNI

Предложения по лечению подростков

Академическая поддержка на месте

Условия лечения

Семья и восстановление вместе 9050004

Лечебные центры BNI понимают, насколько трудно это время для родителей и семей борющегося подростка. Наша терапевтическая и клиническая команда будет оказывать терапевтическую поддержку и руководство для семьи в течение всего процесса.

Лечение сопутствующих заболеваний

Что отличает BNI

Лечебные центры Института поведенческой неврологии (BNI) были основаны и управляются двумя врачами с опытом работы в области наркомании и психиатрии, предлагая самый высокий доступный уровень помощи. Программа также аккредитована CARF, что гарантирует соблюдение отраслевых стандартов качества в лечебных центрах BNI.

LEARN MORE

PreviousNext

12345678910111213141516

Safe & Monitored Environment

Наши лечебные учреждения

Лечебные центры BNI для подростков расположены в частных местах в Агура-Хиллз и Калабасасе в Южной Калифорнии. Жилые комплексы BNI — это первоклассные роскошные номера, расположенные в безопасном, защищенном и уединенном месте. О вашем подростке будут заботиться по самым высоким стандартам, включая питание, удобства, квалифицированный персонал и круглосуточный уход.

ПОСМОТРЕТЬ ТУР ПО ОБЪЕКТУ

Познакомьтесь с нашими врачами

Арасту Аминзаде, доктор медицинских наук

Доктор Арасту Аминзаде или доктор А, как его называют большинство подростков, последние 20 лет работает в различных клинических учреждениях. Он пользуется уважением на национальном уровне за его опыт в области медицины наркомании и лечения подростков. Доктор А. является сертифицированным врачом тройного совета в области психиатрии, детской и подростковой психиатрии и наркологической медицины.

Оливер Ахмадпур, доктор медицины

Доктор Оливер Ахмадпур — взрослый и детский психиатр с почти сорокалетним опытом работы в области медицины, имеет степень доктора медицины в Швеции, где он практиковал в качестве врача-терапевта. В США он получил постдокторскую стипендию в области эндокринологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, а также резидентуру и стипендию в области взрослой, детской и подростковой психиатрии в Медицинской школе Кека Университета Южной Калифорнии.

ЗНАКОМЬТЕСЬ С НАШЕЙ КОМАНДОЙ

Утвержденный учебный центр

Провайдер непрерывного образования

СТРАХОВКА ПРИНЯТА

В настоящее время мы НЕ ПРИНИМАЕМ страховку Medi-Cal, Medicare, IEHP, Kaiser или государственную медицинскую страховку, финансируемую штатом/округом.

Позвоните по телефону

1-888-522-1504 или заполните нашу форму

ПОДТВЕРДИТЕ СТРАХОВКУ СЕЙЧАС

Последние статьи

  • Терапевтические школы-интернаты — не лучший вариант для трудного подростка
    10 октября 2022 г.
  • У вас проблемный подросток? Подумайте дважды, прежде чем рассматривать учебный лагерь
    10 октября 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *