Обучение письму леворуких детей: Ребенок-левша: особенности обучения леворуких детей — методики обучения письму
Программа для леворуких детей (левшей)
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или в группе до 6 человек. Особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Поэтому наша Студия даст серию заданий для тренировки моторики, зрительно-пространственного восприятия именно для леворуких детей, подготовит руку левши к письму и даст рекомендации по написанию прописных букв , для тех деток, которые уже скоро идут в школу (займёмся работой в специальных прописях). Родителям для справки. Выше приведённые понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите, что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно. Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики. |
|
Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению. Задания на развитие этих функций обязательно проводятся в нашей Студии , особенно с леворукими детьми (в рамках этой программы) .
10 советов родителям леворукого ребенка.
- Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
- Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
- Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
- Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
- Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
- Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
- Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
Формируя навыки правильной посадки и письма, особое внимание необходимо уделить леворуким детям. Существует несколько способов письма левой рукой. Первый способ: зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов. Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма. Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо
- При обучении письму помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
- Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
- Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.
Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.
- Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .
- Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой (М.Безруких).
Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:
- «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или
- «Положи книгу слева от себя».
Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить,
- что справа — это ближе к правой руке,
- слева — ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
- Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева;
- где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91
/ Дошкольный логопед / Логопед для школьника / Логопедический массаж / Помощь при ОНР, ЗРР, ЗПРР / Групповые занятия / Группа развития детей с 3-х лет / Группа по подготовке к школе детей с 5 лет / Группа по подготовке к школе детей с 6 лет / Группа развития детей «Психолог + развивающие игры» / Группа по развитию мелкой моторики рук и Творческая Мастерская для детей с 3 до 7 лет / Группа по английскому языку для дошкольников / Группа по английскому языку для детей начальной школы / Группа по английскому языку для старших школьников / БЫСТРОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / Программа для леворуких детей (левшей) / Совершенствование чтения (повышение скорости чтения) / Коррекция почерка / Летний интенсив / Детский психолог / Группа ОСОБЫЙ РЕБЁНОК / Подготовка к школе / Развивающая математика / Развитие внимания, памяти, логики / Обучение грамоте, развитие речи / Подготовка к ОГЭ по английскому / Подготовка к ЕГЭ по английскому / Дефектолог / Логоритмика / Заикание / ЗАПУСК РЕЧИ / Заикание /
Обучение письму леворукого ребенка.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
1. Обучение письму леворукого ребенка. Практические рекомендации для учителей и родителей. Кинезиологические упражнения для
адаптации леворукого ребенка к школе.
2. Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?
Левшами мы называем людей, у которых доминирует правое полушарие
мозга. Изначально они были «задуманы» так, что левая рука, левая нога у них
ведущие, а также левый глаз и левое ухо. А леворукие – это люди, которые
хотя и родились правшами, но по каким-то причинам стали активнее
пользоваться левой рукой. Леворукие – это дети с доминирующим левым
полушарием, но активизации правой половины тела у них не произошло.
3. Количество левшей в мире составляет от 1 до 30% в популяции.
4. С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?
Им тяжело даются сравнения «больше –
меньше», если речь идет об отвлеченных
понятиях. Более того, поскольку они испытывают
пространственные трудности, то могут поставить
знак равенства между цифрами 13 и 31.
Правополушарным детям трудно работать по
образцу – это хорошо видно на уроках труда и
рисования.
На уроках физкультуры им трудно даются
движения, в которых поочередно участвуют руки
и ноги. Порой они не могут освоить
асинхронные движения правой и левой
половины тела.
5. В чем правополушарный ребенок успешен?
У этих детей хорошее чувство
ритма. На уроках физкультуры
они успешны, когда надо
чувствовать действия партнера.
Например, в командной игре.
Они могут освоить
математический материал,
используя статьи в деловых
газетах и журналах. Они
успешны в музыке, рисовании,
но не в копировании форм, а
там, где требуется творческий
подход, допустим, при
иллюстрировании текста.
6. Приемы работы с левшами. Задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания
Выделение лишнего понятия из
логической цепочки.
Игры в слова.
Найти различия на картинках.
Найти на листе буквы, которые
написаны неправильно (зеркально,
с лишними элементами или
отсутствием положенных
элементов).
Дорисовать половинку предмета
(яблока, гриба, морковки, машины).
7. Обучение письму. Посадка, положение тетради, способ держания ручки.
Посадка при письме
леворукого ребенка
стандартная, но выдвинуто
немного вперед не правое, а
левое плечо. Положение
тетради при этом может быть
различным. Рекомендуется
повернуть тетрадь или лист
бумаги так, чтобы верхний
правый угол лежал с наклоном
вправо, а верхний левый угол
располагался напротив груди.
Неправильный способ
держания ручки часто создает
много дополнительных
трудностей при обучении
письму. Особого внимания
требуют леворукие дети,
которые держат при письме
ручку или карандаш над
строчкой, при этом рука
находится в так называемом
инвертированном положении и
согнута в виде крючка
9.
Требования к освещению рабочего места
При письме, рисовании, чтении
свет должен падать с правой
стороны. В то же время ориентация
парт в классе, положение доски те
позволяют посадить леворукого
ребенка так, чтобы свет падал
справа (иначе он сидел бы лицом к
классу, спиной к доске), поэтому
хорошо бы посадить его у окна,
слева за партой. Там больше
освещение, а кроме того, он не
будет мешать соседу,
работающему правой рукой. Но
дома необходимо поставить лампу
справа.
10. Трудности в письме
У леворуких детей гораздо чаще,
чем у праворуких, отмечается
весь комплекс трудностей
письма: выраженные нарушения
почерка, тремор, неправильное
начертание букв (оптические
ошибки: п—т, л—м, н—к, х—ж и
др.), искажение их
конфигурации, искажение
соотношения частей, зеркальное
письмо. Леворуких детей
отличает более медленный темп
письма.
11. Упражнения
копирование различных фигур и их
сочетаний, воспроизведение их по памяти,
различение фигур среди других
12.
Последовательность обучения:
сначала учитель объясняет, как выполняются действия, из каких элементов буква
складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где
заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом
картинок, карточек, выполнением элементов на доске;
на следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять
действие, сначала попросите его “поруководить” вашими движениями: “Начинай
здесь, веди сюда, поворачивай…”;
самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке
учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет
руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать
это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет
выполняться мысленно;
на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент
— анализ сделанного.
13.
Зеркальное письмо
14. Рекомендации для учителей и родителей
1. Ненавязчиво развивать правую руку, не
снижая при этом активности левой.
2. Ребёнка-левшу нужно более внимательно
готовить к школе, при этом не следует учить
его прописным буквам – только печатным,
главное помочь ему преодолеть
особенности зеркального восприятия букв.
3. Если у левши возникли проблемы с
освоением чтения, то «рисуйте» буквы и
слова в воздухе, на руке, на столе.
4. При поступлении в школу необходимо
поставить педагога в известность и
попросить учесть эту особенность ребёнка.
5. Обратить внимание на то, как
обустроено рабочее место ребёнка.
6. В нерабочей части комнаты организовать
всё, что необходимо для его творчества и
фантазии.
15. Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или
фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные
рисунки, буквы.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала
на одной руке, затем на другой, затем на обеих.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к
третьим суставам, затем к плоскости ладони.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти
пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.
5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все
карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол.
6. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову
к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах
крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое
плечо.
16. Литература и интернет-ресурсы
Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и
родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250.
Гоглев С. «Какой рукой вращается колесо прогресса» // Школьный психолог №5 2008
Николаева Е. «Леворукий ребенок: обучение и воспитание» // Школьный психолог №5
2008
Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические
рекомендации. — М.: Вентана-Граф, 2001
http://fat-al.chat.ru/levscha/13.htm — школьные трудности леворуких детей
http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200702206 Левшество и леворукость.
Проблемы адаптации. Особенности обучения
http://www.levshei.net/15metod.html Методические рекомендации по обучению
левшей
17. Спасибо за внимание!
советов по обучению ребенка-левши письму
1.6K
акции
Facebook81
Все мальчики в моем доме — левши… Мой муж, мой сын-подросток и мой сын из детского сада. За обеденным столом приходится стучать локтями, но это ничто по сравнению с борьбой с почерком! Обучение моих детей-левшей мелкой моторике (в частности, письму) было одной из самых сложных задач для этой мамы-правши! За это время я научился нескольким приемам и с радостью поделюсь некоторыми советами по обучению вашего ребенка-левши письму!
1. Слегка наклоните бумагу
Итак, мы, правши, обычно пишем, наклонив бумагу так, чтобы правый верхний угол был слегка приподнят. Для наших левшей нужно сделать наоборот! Настройте их для письма так, чтобы верхний левый угол бумаги был слегка наклонен вверх.
2. Сохраняйте пример справа
Я начал замечать, что в большинстве рабочих листов или документов пример находится в левой части страницы, что имеет смысл, потому что мы читаем и пишем слева направо! Однако это проблема для детей-левшей, потому что их рука закрывает пример, когда они пишут! Так что я начал показывать своему сыну, с чего начать — с левой стороны, но я также ставил пример с другого конца линии — с правой стороны. Теперь он может легко видеть это, пока пишет! Я также стараюсь помнить о том, что копии или отдельные примеры, на которые он смотрит, должны располагаться немного правее.
3. Правильный захват карандаша
Правильный захват карандаша был самой большой проблемой при обучении моих детей-левшей письму. Все мои девочки (все правши) вышли из утробы, инстинктивно зная, как держать карандаши, цветные карандаши, фломастеры и т. д. Не было никакого обучения. А вот мои мальчики-левши – совсем другая история!
Они оба очень расстроились, когда я попытался помочь им правильно держать карандаши… И даже если им удавалось поставить пальцы на место, они писали всей рукой!
У моего старшего сына (сейчас 18 лет) очень хороший почерк. Но. Он держит свои карандаши совершенно неуклюжими способами. Я понятия не имею, как он это делает. Он отличник с очень аккуратным письмом, так что, очевидно, он понял, как адаптироваться, даже не поняв, как правильно держать карандаш. Но я думаю, что это всегда делало вещи немного сложнее . Я помню, как это его задело. длинный. выписывать вещи! И во многом я виню в этом то, что он никогда не умел правильно держать карандаш. В какой-то момент мы даже пошли к терапевту, который только сказал, что ему нужно делать упражнения для укрепления рук.
Хотя я уверен, что сдавливание маленьких шариков и раздавливание пластилина полезно для развития силы рук и пальцев, на самом деле это никогда не помогало ему правильно класть пальцы на карандаш. У детей вырабатываются привычки, и его плохую привычку держать карандаш было просто невозможно исправить. Я боялся, что мы движемся по той же дороге с моим сыном из детского сада, но потом я нашел удивительный инструмент для тренировки захвата карандаша под названием Write-It-Left! Он имеет форму рыбы, так что мой сын сразу же был заинтригован и готов попробовать! Мне действительно пришлось помочь ему положить пальцы на рукоятку первые несколько раз — но ВАУ — он стал писать лучше почти сразу.
Он практиковался в рисовании и письме не меньше часа, когда впервые попробовал! Ручка Write-It-Left определенно превзошла все мои ожидания. Кроме того, я был рад видеть, что он, наконец, додумался держать руку на месте, двигая только пальцами! Я так взволнован этим продуктом!
Идеи для учебного плана и формальной практики
Я большой поклонник «Почерка без слез»! Я думаю, что это отличная учебная программа для обучения и практики правильного построения букв.
Как только мы перестали писать буквы, я всегда заставлял своих детей копировать, чтобы практиковать почерк. Я люблю копирайтинг, потому что он помогает детям развивать сразу несколько навыков. Они изучают орфографию, грамматику и часто запоминают библейские стихи, факты или замечательные цитаты — и все это, одновременно практикуя чистописание!
(В моей бесплатной библиотеке ресурсов для подписчиков есть несколько наборов сезонных копирайтеров! Вы можете подписаться на мою рассылку на этой странице или взять несколько страниц ABC Handwriting Pages, чтобы подписаться!)
Заключительные мысли об обучении письму
Я очень верю в практику аккуратного письма! Это не должно быть чрезмерно, полностью утомляя детей и вызывая у них неприязнь к письму. Если вы видите, что ваш ребенок расстраивается, не думайте, что вам нужно закончить весь лист рукописного ввода. Назначьте то, что подходит для вашего малыша!
Я также обнаружил, что дети берут на себя немного больше ответственности, когда вы просите их провести самооценку. Поэтому для практики письма я всегда прошу сына выбрать букву (или цифру), которая, по его мнению, выглядит лучше всего, и обвести ее. Затем я говорю ему, какой из них мой любимый. Он почти сразу начинает искать свою лучшую работу… «Мама, я думаю, это будет лучшая работа!»
И моя последняя поддержка: вы молодец ! Ваш ребенок получает гораздо более индивидуализированную помощь с почерком, чем в обычном классе. Просто нет времени, чтобы сфокусировать лазер на отдельных проблемах с почерком в классе. (Я знаю, потому что когда-то преподавал во 2-м классе!) Просто будьте терпеливы — они это поймут!
С любовью,
Джен Хо
Рубрики: Раннее обучение, Элементарное, Домашнее обучение С тегами: Партнерская программа, Почерк, Домашнее обучение, Как учиться дома, Дети-левши
Советы для детей-левшей
Просмотры сообщений: 2044
Автор статьи: Vanessa Fiorelli, COTA/L
Приблизительно 10% населения — левши. Наш мир создан для доминирования правшей. Быть левшой сопряжено с некоторыми трудностями, особенно для детей, развивающих навыки.
Будучи ребенком-левшой, выросшим в семье, где преобладали правые, я столкнулся с трудностями при выполнении некоторых повседневных задач.
Несколько ежедневных задач, которые повлияли на меня как на левшу:
- Использование консервного ножа было затруднено, левшам приходилось тянуться через банку и поворачивать рукоятку под неудобным углом. (к тому времени, когда я добился успеха, крышка банки часто побивалась)
- Писать в блокноте или скоросшивателе на 3 спирали (это раздражало, позвольте мне сказать вам)
- В колледже при использовании лекционного зала парты расположены справа сторона. Это потребовало от меня наклона моего тела и бумаги. (Я не копировал и не жульничал!)
- В начальной школе я научился пользоваться ножницами и компьютерной мышью правой рукой.
Почерк считается самым сложным повседневным занятием для левшей, я могу это подтвердить. Моя базовая ориентация (письмо на линии) и пространственное восприятие были проблемой в начальной школе. Я размазывал свою работу, пока не научился наклонять бумагу почти до упора по горизонтали. Дети-левши толкают карандаш по странице, а дети-правши тянут карандаш. Тяговое движение — более плавное действие. Я часто чувствовал усталость, когда писал в течение учебного дня, что создавало «неряшливый» почерк, который часто бывает точным у детей-левшей. Это утверждение часто делают родители детей-левшей.
Как клиницист (эрготерапевт), работающий как в школе, так и в больнице, я заметил, что мои клиенты-левши испытывают трудности с почерком, что является общей проблемой для родителей, приводящих своих детей для получения услуг.
Вот несколько советов для родителей, которые помогут ребенку-левше лучше писать почерком.
Советы:
- Наклоните верхнюю часть бумаги ребенка вправо, параллельно предплечью. Это уменьшит смазывание.
- Держите карандаши и мелки острыми, чтобы принадлежности легче скользили по странице. Механические карандаши меньше пачкаются, чем обычные карандаши.
- Обратите внимание на то, как ребенок держит карандаш и как пишет. Удерживая письменные принадлежности на 1,5 дюйма выше кончика, это позволит им видеть, что они пишут, стараясь избежать захвата крючком. эффективный захват. Это может вызвать боль и усталость, поскольку потребность в почерке увеличивается с переходом на более высокие уровни обучения.
- Оставьте больше места с левой стороны стола, чтобы ведущая рука могла отдохнуть. Дети-правши пишут, отводя руку от тела. В то время как дети-левши пишут, двигая рукой к телу, это усложняет задачу.
- Левшам трудно использовать прокладку в качестве пальца. Представьте, что вы пишете букву O между словами, чтобы получить более точный размер интервала, или попросите ребенка немного (примерно на ¼ дюйма) передвинуть небольшой лист бумаги размером с заметку и начать следующее слово или адаптивную бумагу.
В Интернете есть много ресурсов, специализирующихся на принадлежностях для левшей.