Нормы речевого развития детей 3 4 лет: Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения | Статья по развитию речи (младшая группа) на тему:
Нормы речевого развития у детей
Дата публикации 11 октября 2020
Обновлено 1 марта 2022
Родителей часто волнует вопрос: вовремя ли начал говорить малыш и правильно ли развивается его речь? И я всегда рада, что родители этим интересуются! Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка и неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).
Давайте посмотрим, как должна развиваться речь в норме.
-
0 мес — один из важных показателей — крик младенца во время рождения. Самостоятельно появился ли крик малыша или была стимуляция. -
2-3 мес – время активного гуления. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м) -
5-8 мес – 1 год – вокализация, согласные П, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.
Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.
-
1 год 3 мес – 1год 8 мес – согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты, появление согласных Ль, Сь. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы. -
1 год 8 мес – 2 года – согласные Х, Й. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь (60-80 слов), малыш использует до 3, 4 слов во фразе. -
2 – 3 года – согласные С, З, Ц. Могут появиться звуки Ч, Щ, Ш, Ж. Лексический запас – около 500 слов (которыми ребёнок пользуется в речи). Ребёнок использует в речи распространённые, сложные предложения. К 3 годам ребёнком усвоен в общих чертах грамматический строй языка. Усваиваются служебные слова. -
3 – 4 года – согласные звуки могут произносится смягчённо. К 4 годам могут появиться звуки Л, Р. Лексический запас 800-1000 слов. Развивается сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Усваиваются категория рода, морфологическая система речи. Это возраст словотворчества (ребёнок придумывает свои слова путём словообразований). -
4 – 5 лет – согласные С, З, Ш, Ж дифференцированы. Произнесение отдельных согласных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформирована. 1800-2000 слов в активной речи. Речь ребёнка связная, последовательная, состоит из сложных и распространённых фраз. Усваиваются все частные грамматические формы, использование правильного чередования, ударения. -
5 лет – 5 лет 6 мес – звуковая сторона речи усвоена полностью. Лексический запас до 2500-3000 слов. Иногда возникают затруднения в построении придаточных предложений с союзными словами. -
6 – 7 лет – слоговая структура слов не нарушается (ребёнок без труда может произнести сложные слова со стечениями согласных), связная речь развита. Ребёнок окончательно овладевает всеми типами склонения, согласования числительных с существительными в косвенных падежах, не делает ошибок в использовании притяжательных прилагательных.
Перед поступлением в школу у ребёнка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Ребёнок свободно использует сложные фразы, на вопросы отвечает развёрнуто, без труда описывает сюжетные картинки, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.
Если речь вашего ребёнка не соответствует выше приведённым нормам, обращайтесь за консультацией к логопеду. Очень важно вовремя провести диагностику и получить логопедическую помощь.
Записаться на прием
Статья не заменяет прием врача. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который определит диапозон и назначит лечение.
Развитие речи ребенка 1 года жизни
Как запустить речь у ребенка в 1 год? Научные исследования показывают, что появление речи зависит не только от созревания нужных отделов мозга, но и от среды, в которой воспитывается ребенок. Зная особенности малыша, родители могут создать для него нужное окружение и помочь преодолеть сложности с ранним развитием речи.
Особенности речевого развития детей 1 года жизни
В первые месяцы после рождения ребенок внимательно слушает родителей и других окружающих его взрослых. Постепенно он учится различать голоса разных людей, поворачивает голову на звук, когда с ним разговаривают.
Вначале ребенок овладевает произношением гласных звуков, затем, примерно к 4 месяцам, появляются первые согласные звуки, и малыш начинает гулить.
В возрасте 6–12 месяцев ребенок уже активно имитирует звуки речи взрослых людей. Он начинает лепетать, произносить слоги «па-па», «ма-ма». В 10 месяцев он начинает отзываться на свое имя. К году ребенок начинает произносить простые слова (мама, папа, дай, на).
Словарный запас в этом возрасте
Норма речевого развития детей 1 года —словарный запас от 3 до 20 слов. Помимо этого, малыш начинает понимать просьбы что-то дать или показать. В годик он начинает выговаривать простые слова, которые постоянно слышит, затем начинает произносить прилагательные. Для привлечения внимания малыш в этот период использует жесты и звуки.
Сложные сочетания в речи он пропускает, выговаривая слова так, как ему удобно (например, вместо «плохой» он говорит «пахой»).
Ребенок начиная с года больше двигается, перемещается самостоятельно и начинает активно накапливать знания об окружающем мире. Его словарный запас активно пополняется. До полутора лет малыш использует всего 30-40 слов, а к двум годам в его арсенале уже 300-400 слов.
Фонетика
К трем-четырем месяцам малыш начинает издавать осознанные звуки. В это время преобладают гласные, затем к ним постепенно начинают добавляться согласные. Появляются первые слоги (например, «гу»). Начиная с 8 месяцев в речи появляются первые открытые слоги «ба-ба», ма-ма».
Что помогает развивать речь ребенка в 1 год
Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).
Осязание. В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.
Зрение. Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами. Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары). Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.
Слух. Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».
Вкус. Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что чем раньше младенец познакомится с основными вкусами, тем менее привередливым в еде он будет в более старшем возрасте.
Крупная моторика. Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.
Мелкая моторика (движения пальцев рук, кистей). Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.
Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год
Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.
Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.
Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.
Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:
1. Пение, чтение книг. Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова. Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.
2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).
3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.
4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.
5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).
6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».
7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:
-
Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки. -
Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики. -
Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.
Выводы
Развитие речи — это довольно сложный процесс, который у каждого малыша протекает по-своему.
Если ребенок здоров и нормально развивается, то речь формируется сама собой, при общении с родителями и другими взрослыми людьми. Малыш наблюдает за ними, старается копировать речь и постепенно у него начинает получаться произносить вначале звуки, а затем слова. От родителей требуется создать благоприятную среду для развития.
Если вы понимаете, что ребенок испытывает трудности с речью и его развитие сильно отстает от нормы, то необходимо показать малыша специалисту, чтобы исключить медицинские проблемы и задержку психоречевого развития.
Помните, что каждый ребенок, даже самый маленький — это личность, в которую заложен свой уникальный путь развития. Не нужно торопить его. Ваше доверие и любовь помогут малышу развиваться гармонично и легко.
От трех до четырех лет
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.
[en Español]
Отказ от ответственности. Основные этапы коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие сроки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.
Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?
Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.
Что должен уметь делать мой ребенок?
Слух и понимание | Разговор |
---|---|
и тетя . |
|
Чем я могу помочь?
- Вырежьте картинки из старых журналов. Делайте глупые картинки, склеивая части разных картинок вместе. Например, вырезать собаку и машину. Приклейте собаку в машину в качестве водителя. Помогите ребенку объяснить, что глупо на картинке.
- Распределяйте изображения и объекты по категориям, таким как еда, животные или формы. Попросите ребенка найти картинку или предмет, который ему не принадлежит. Например, ребенку не место среди животных.
- Читайте, пойте и говорите о том, чем вы занимаетесь и куда ходите. Используйте рифмующиеся слова. Это поможет вашему ребенку выучить новые слова и предложения.
- Читайте книги с простым сюжетом. Обсудите эту историю с ребенком. Помогите ей пересказать историю или разыграйте ее с реквизитом и нарядной одеждой. Расскажите ей свою любимую часть истории. Спросите ее любимую часть.
- Посмотрите семейные фотографии. Предложите ребенку рассказать историю по картинке.
- Помогите своему ребенку понять, задавая ему вопросы. Пусть он попытается одурачить вас своими вопросами. Превратите это в игру, притворившись, что некоторые из его вопросов обманывают вас.
- Разыгрывайте повседневные действия, такие как приготовление пищи или поход к врачу. Используйте переодевания и ролевые игры, чтобы помочь ребенку понять, как другие говорят и действуют. Это поможет вашему ребенку освоить социальные навыки и научиться рассказывать истории.
- Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Американская ассоциация речи, языка и слуха
Контрольный список основных этапов речи 3-летней давности
Перейти к содержимому
Вехи развития речи в возрасте 3 лет
Какие речевые и языковые навыки должны быть у 3-летнего ребенка? Как выглядит логопед для 3-летнего ребенка? На этой странице представлены вехи речи для трехлетнего ребенка, а также языковые вехи для трехлетнего ребенка.
Имейте в виду, что эти вехи основаны на исследованиях типично развивающихся детей, но эта информация не предназначена для диагностики задержки речи или языка. Существует широкий диапазон «нормальных», и только то, что у ребенка небольшая задержка в некоторых из этих областей, не обязательно означает, что у него или нее задержка речи или языка. Если вас беспокоят речевые и языковые навыки вашего ребенка, обратитесь к логопеду или специалисту в вашем районе для проведения скрининга.
Речевые и языковые упражнения
Планы для 39 наиболее распространенных навыков | 59,99 долл. США на TPT
Купить сейчас
Вехи развития речи в возрасте 3 лет (постановка звуков)
Вехи развития речи в возрасте 3 лет относятся конкретно к звукам, которые ребенок может произносить. Мы используем термин «речь» для обозначения того, как ребенок произносит слова, тогда как «язык» используется для описания того, как дети используют эти слова для создания предложений и общения с окружающими.
- Разборчивость: Речь 3-летнего ребенка должна быть понята как минимум в 50% случаев (источник: Hustad et. al, 2021)
- Правильные звуки речи: 3-летний ребенок должен правильно произносить следующие звуки: /b/, /n/, /m/, /p/, /h/, /w/, /d/ (источник: Кроу и Маклеод, 2020 г.)
- Фонологические процессы: 3-летний ребенок больше не должен использовать следующие модели речевых ошибок (фонологические процессы):
- Велар Ассимиляция: Преобразование невелярных звуков в велярные, чтобы отразить другой звук в слове (kack вместо tack или guck вместо duck)
- Носовая ассимиляция: Замена не носовых звуков на носовые, чтобы отразить другой носовой звук в слове (деньги вместо смешного или нянька вместо кролика)
- Прекращение фрикативных звуков /f/ и /s/: Замена звуков /f/ и /s/ смыкающимся (кратким) звуком, таким как /t/ и /p/ (каламбур для развлечения или tee для просмотра)
- Удаление конечного согласного: Удаление конечного согласного из слова (bu для автобуса или no для носа)
- Источник: Страница ресурсов ASHA
Речевые вехи 3-летнего ребенка
Рассматривая языковые вехи 3-летнего ребенка, мы смотрим на то, как ребенок использует слова и складывает эти слова, чтобы общаться с окружающими. Многое зависит от языковых навыков. Вот контрольный список языковых вех трехлетней давности:
- Длина предложения: 3-летний ребенок должен говорить предложениями, длина которых в среднем составляет около 3 слов. Некоторые должны быть короче, а некоторые должны быть длиннее 3 слов. (Источник: Райс и др., 2010 г.)
- Нажмите здесь, чтобы просмотреть наш ресурс по увеличению длины предложения
.
- Нажмите здесь, чтобы просмотреть наш ресурс по увеличению длины предложения
- Грамматические маркеры: По словам Брауна в 1973 году, трехлетний ребенок должен начинать использовать некоторые грамматические маркеры, в том числе следующие:
- «-ing» в настоящем времени в конце глаголов (таких как «бег» и «прыжки»)
. - Предлоги «в» и «на»
. - Множественное число «-s» (например, носки)
. - Неправильные глаголы прошедшего времени (глаголы прошедшего времени, которые не оканчиваются на «-ed», такие как «упал» и «бежал»)
. - Притяжательные «ы» (как у мамочки)
. - Несокращаемая связка (полная форма глагола «быть», когда он является единственным глаголом в предложении, например, «это Элисон?», «да, это»)
.
- «-ing» в настоящем времени в конце глаголов (таких как «бег» и «прыжки»)
- Местоимения: Использует некоторые местоимения (например, «я», «оно», «мне», «мой», «мой», «ты», «твой», «она», «он», «твой= «, и «мы») (источник: Vollmer 2023)
. - Задавать вопросы: Задает простые вопросы «кто», «что», «где» или «почему» (например, «где мама») (Источник: CDC)
. - Словарный запас: 3-летний ребенок должен уметь говорить почти обо всем (Источник: ASHA) и должен уметь использовать слова-действия, такие как «бег» и «есть», чтобы описать картинки, когда их спросят (Источник CDC)
. - Следование указаниям: 3-летний ребенок должен уметь следовать указаниям, состоящим из двух частей, например «возьми ложку и положи ее на стол». (Источник: АША)
Вехи социальных навыков/взаимодействия для трехлетних детей
Еще одним аспектом вех развития речи в трехлетнем возрасте является то, насколько хорошо они могут взаимодействовать с другими. Вот некоторые вехи, связанные с социальными навыками и взаимодействием.
- Замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть (Источник: CDC)
- Разговаривает со знакомым опекуном в «разговоре» с не менее чем двумя обменами мнениями (Источник: CDC)
- Говорит имя, когда его спрашивают (Источник: CDC)
- Может играть с 1–2 сверстниками, с поочередной игрой и совместными голами (Источник: Малик и Марваха, 2022 г.)
- Начинает использовать воображение/фантазию, например, притворяться кошкой (Источник: Malik & Marwaha, 2022)
- Использует привлекающие внимание слова (Источник: ASHA)
- Уточняет и просит разъяснений (Источник: ASHA)
- Понимает, что другие могут чувствовать себя иначе, чем вы сами (Источник: ASHA)
Для получения дополнительных ресурсов по обучению детей социальным навыкам щелкните здесь.
Занятия и идеи для улучшения языковых навыков у детей:
Если вы ищете терапевтические идеи или домашние занятия для улучшения языковых навыков ребенка, ознакомьтесь с нашей электронной книгой с планами уроков и упражнениями для обучения 39 различным речевым и языковым навыкам:
Речевые и языковые упражнения
Планы для 39 наиболее распространенных навыков | $59,99 на TPT
Купить сейчас
Руководство SLP для не говорящих детей
Учебный курс по логопедии
Купить сейчас
Бесплатные терапевтические материалы для работы с детьми с задержкой речи:
Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей Библиотеке бесплатных терапевтических материалов!
Шпаргалка по эхолалии
Словарные карточки и карточки с вопросами
Где вопросы Папка с файлами Игра