Разное

Норма давления у мальчиков 11 лет: норма и отклонения ~ лечение в Киеве

Содержание

Возрастные изменения артериального давления и характеристик дисперсионного картирования электрокардиограммы у подростков г. Магадана | Лоскутова

Введение

Одной из основных задач в борьбе с распространением заболеваний являются скрининг-исследования населения, которые позволяют своевременно выявить группы риска. Дисперсионное картирование (ДК) электрокардиограммы (ЭКГ) широко применяется в ранней диагностике нарушений сердечно-сосудистой системы среди взрослого населения (≥18 лет). Главной структурной компонентой метода является анализ дисперсии низкоамплитудных колебаний электрокардиосигнала PQRST от цикла к циклу с последующей визуализацией “портрета сердца” [1-3]. Он очень чувствителен к метаболическим отклонениям, наблюдаемым при нарушении коронарного кровотока [4], имеет высокую чувствительность (87%) и специфичность (97%) в диагностике инфаркта миокарда [5]. Прогностическая значимость метода показана при скрининге лиц, ранее считавших себя здоровыми, у которых из-за превышения порога нормы индекса “Миокард” впервые были выявлена и подтверждена сердечно-сосудистая патология в 7,3% случаев. При лечении больных установлено улучшение электрофизиологического состояния миокарда по показателям ДК ЭКГ и общего самочувствия [6].

В отличие от скрининг-анализа дисперсионных изменений ЭКГ-сигнала, характерного для взрослых людей, у детей и подростков ДК ЭКГ можно использовать лишь для контроля тенденций изменения дисперсионных характеристик [7]. Это обусловлено тем, что в детском и подростковом возрасте показатели возбудимости, проводимости и метаболизма миокарда связаны с процессами гетерохронного развития правого (ПЖ) и левого (ЛЖ) желудочков сердца на разных этапах онтогенеза, формированием механизмов нервно-гуморальной регуляции сердечной деятельности [8]. Подростковый возраст является критическим периодом развития, который определяется важнейшим биологическим этапом — половым созреванием. На данном этапе происходит интенсивная перестройка и созревание сердечно-сосудистой системы, ее вегетативной регуляции. Вследствие этого может наблюдаться напряжение адаптационных механизмов организма, возникновение дисфункций [8][9]. Немногочисленные исследования ДК ЭКГ у подростков подтверждают диагностическую ценность дисперсионных отклонений низкоамплитудных колебаний кардиоцикла в выявлении группы высокого риска по развитию артериальной гипертензии (АГ) [10-12]. Вместе с тем, скрининг-исследования ДК ЭКГ в оценке донозологических состояний у детей и подростков, не имеющих хронических заболеваний, остаются малоизученными.

Цель исследования — изучить возрастные изменения показателей ДК ЭКГ у подростков с нормальным уровнем артериального давления (АД).

Материал и методы

За период 2017-2019гг были проанализированы данные 1140 школьников в возрасте 12-17 лет (590 мальчиков и 550 девочек), проживающих в городе Магадан. Критерии включения в исследование были следующими: возраст, информационное согласие родителей на обследование и обработку персональных данных детей, 1-2 группа здоровья; критерии невключения в исследование: возраст до 12 лет, АГ, наличие в анамнезе хронических заболеваний, ранее перенесенных острых заболеваний или прививки (<1 мес. ). Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации (2008г).

Проводили офисное измерение АД на цифровом тонометре “A&D Company Ltd” (Япония) и определяли нормативность показателей по центильным таблицам с учетом возраста, пола и длины тела [13]. Подростки с АГ (АД ≥95% кривой распределения в популяции, для подростков старше 16 лет АД >140/90 мм рт.ст. [13]) были исключены из анализа на этапе обследования — всего 160 (12,3%) школьников из 1300 чел.

На приборе “КардиоВизор-06с” (2004г. Россия, г. Москва, ООО “Медицинские Компьютерные Системы”) регистрировали ЭКГ покоя в положении сидя в течение 60 сек с 4-х электродов, наложенных на конечности (отведения I-aVF). В программе после автоматического выделения и анализа низкоамплитудных колебаний ЭКГ-сигнала фиксировали индекс микроальтернаций миокарда “Миокард” (далее индекс “Миокард”), значения которого <15% свидетельствуют об отсутствии значимых отклонений, 15-19% о пограничных состояниях, ≥ 20% о вероятной патологии. Для индекса “Ритм”, характеризующего деятельность вариабельности сердечного ритма, отсутствие существенных отклонений соответствует значениям <20%, значения, равные 100%, — максимально выраженным изменениям характеристик вариабельности R-R интервалов, свойственным при аритмиях или сильном стрессе. Индекс “Ритм” позволяет оценить отклонения в регуляции сердечного ритма: если симпатические и парасимпатические влияния оптимально сбалансированы, то индекс находится в диапазоне от 0 до 20%. С превышением этой величины вероятность начальных и пограничных вегетативных дисфункций возрастает [7].

Степень выраженности и локализации электрофизиологических изменений де- и реполяризации миокарда предсердий и желудочков определяли по “Коду детализации”, включающего в себя временные интервалы кардиокомплекса PQRST: G1-G2 — деполяризация правого (ПП) и левого (ЛП) предсердий (Р зубец), G3-G4 — деполяризация ПЖ и ЛЖ (~60-90 мс QRS), G5-G6 — реполяризация ПЖ и ЛЖ (интервал ST-T), G7 — симметрия деполяризации желудочков (~30…70 мс QRS), G8 — внутрижелудочковые блокады (0…90 мс QRS), G9 — гипертрофия желудочков, показатель симметрии деполяризации в начальной части комплекса QRS (~0…40 мс QRS) [1][4][7].

Цифра “0” в “Коде детализации” указывает на отсутствие электрофизиологических нарушений, увеличение числовых значений свидетельствует об отклонениях от нормы и сходстве дисперсионных показателей с эталонами патологий сердца, которые определяются следующими значениями: G1 — 17 эталонов патологий, G2 — 10 эталонов, G3 — 16 эталонов, G4 — 22 эталона, G5 — 3 эталона, G6 — 14 эталонов, G7 — 21 эталон, G8 — 2 эталона, G9 — 21 эталон. Пограничные состояния, при которых наблюдаются начальные изменения в границах нормы, обозначены кодом “S”, а вплотную приближенные к определенной патологической градации — “L” [7]. При статистической обработке коды “S” и “L” принимались за цифру “0”, т.к. они не имеют сходства с эталонами патологий.

Статистическую обработку результатов выполняли в программе Statistica 6 параметрическими и непараметрическими методами анализа, используя: t-тест Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с вычислением F-статистики, Н-критерий Краскела-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни с вычислением U- и Z-статистик, критерий χ2 с поправкой на непрерывность Йетса. Показатели, соответствующие закону нормального распределения, представлены средней и ошибкой средней (М±m), не соответствующие — медианой (Mе) и 5-, 25-, 75-, 95-м процентилями. Критическое значение уровня статистической значимости различий принималось при р<0,05.

Результаты и обсуждение

В погодовой динамике с 12 до 17 лет определено направленное увеличение АД (таблица 1). В этот период показатели систолического и диастолического АД (САД и ДАД) у мальчиков изменились на 15,9 и 5,1 мм рт.ст., а у девочек — на 6,6 и 5,0 мм рт.ст., соответственно. Возрастное увеличение инотропных механизмов сердечно-сосудистой регуляции отражается в урежении частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 9,4 уд./мин у мальчиков и на 8,8 уд./мин у девочек. Средневозрастные значения данных показателей соответствуют региональным нормативам [14]. Период статистически значимых изменений ЧСС отмечается в 14-15 лет (t≥2,53 р<0,05), при отсутствии гендерных различий (р>0,05). Погодовые различия АД у девочек наблюдались в 13 лет относительно младшей группы (t≥2,68, р<0,01), у мальчиков были установлены во всех возрастных группах только по показателю САД (t≥2,22, р=0,027-0,002), за исключением 1415 лет. По показателю ДАД гендерные различия определены в 13 лет (t=2,21, р=0,026), тогда как по показателю САД более высокие значения отчетливо прослеживаются у мальчиков с 14 лет (t≥2,31, р<0,05). Результаты настоящего исследования сопоставимы с данными в других регионах России, в которых более значимое повышение САД выявлено у мальчиков в подростковый период развития по сравнению с девочками [15][16].

Таблица 1

Показатели АД и ДК ЭКГ у подростков г. Магадан, М±m, Ме (Q25; Q75)

Примечание: М — среднее значение, m — ошибка среднего значения, Ме (Q25; Q75) — медиана (интерквартильный размах), F — статистика для однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), H — статистика для критерия Краскела-Уоллиса, * — р<0,05 по сравнению с предыдущим возрастом; # — р<0,05 между одновозрастными группами разного пола, ДАД — диастолическое артериальное давление, САД — систолическое артериальное давление, ЧСС — частота сердечных сокращений.

По показателям ДК ЭКГ определено направленное уменьшение признака только по индексу “Ритм” (таблица 1). Статистически значимые изменения в регуляции сердечного ритма наблюдались у мальчиков в 13-14 лет (U=4307, Z=2,62, р=0,008), а у девочек в 14-15 лет (U=3453, Z=2,27, р=0,022). Распределение частоты встречаемости значений по индексу “Ритм” в каждый год изучаемого возраста свидетельствует о положительной погодовой динамике увеличения доли лиц с нормальными значениями среди мальчиков и девочек (χ2=9,46, р=0,002; χ2=6,07, р=0,014) (рисунок 1). Это согласуется с возрастными закономерностями совершенствования механизмов вегетативной (автономной) нервной системы и постепенным превалированием автономного контура регуляции в управлении сердечным ритмом [8]. В каждой группе обследования превышение нормальных значений индекса “Ритм” может указывать на сохранение напряжения механизмов вегетативной регуляции у значительной доли подростков и продолжающемся у них становлении симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм. Чем более выражено напряжение механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма, тем существенней могут быть неблагоприятные изменения в миокарде [7][11].

Рис. 1 Доля лиц с нормальными и отклоняющимися значениями индекса “Ритм” у мальчиков (М) и девочек (Д), %.
Примечание: обозначения 0-20% — норма, >20% — отклонение от нормы.

Данные о зависимости индекса “Миокард” от пола и возраста обследуемых групп противоречивы. В работе Иванова Г. Г. и др. (2018) [17] выявлена слабая, клинически не значимая возрастная зависимость индекса “Миокард” от возраста (585 лет) и пола обследуемых. Однако установлена возрастная зависимость распространенности диапазонов значений индекса “Миокард”: “норма”, “пограничные значения”, “патология”. Отмечается, что в пограничной зоне находится примерно равное количество “нормы” и “патологии” — общей и сердечно-сосудистой. Согласно нашим данным, в возрастных группах по индексу “Миокард” наблюдалось сопоставимая частота встречаемости значений “норма” и “пограничные значения”; только в 15 лет отмечалась тенденция различий доли лиц с нормальными значениями между мальчиками и девочками (χ2=3,62, р=0,057) (рисунок 2). Вероятная патология по индексу “Миокард” (>20%) была выявлена в 2,4% случаев (2,5% мальчиков и 2,2% девочек). Доказано, что с увеличением индекса “Миокард” и дисперсионных характеристик, отличающихся от нормы, возрастает вероятность начальных и пограничных признаков дисфункций в миокарде [7].

Рис. 2 Доля лиц с нормальными и отклоняющимися значениями индекса “Миокард” у мальчиков (М) и девочек (Д), %.
Примечание: обозначения 0-14% — норма, ≥15% — отклонение от нормы.

Оценка показателей “Кода детализации” в общей группе обследования 12-17 лет указывает на наибольшую локализацию сходства с эталонами патологии по дисперсионным отклонениям при деполяризации ПП и ЛП сердца (G1-G2) у 45,640,8% мальчиков и 48,2-46,5% девочек (χ2=0,67, р=0,415, χ2=3,53 р=0,060) (рисунок 3). Выявлено значительное сходство с эталонами патологии по показателю G9, где встречаемость ненулевых значений установлена у 35,1% мальчиков и 39,6% девочек (χ2=2,52, р=0,112). По показателям G3-G4 и G7, G8 данные случаи не превышали 10% (р>0,05), однако по G5-G6 частота отклонений от нулевых значений была больше у девочек: 14,2-13,1%, чем у мальчиков: 6,9-7,1% (χ2=9,5, р=0,002; χ2=6,6, р=0,010), соответственно.

Рис. 3 Пограничные состояния и отклонения от нормы характеристик “Кода детализации”, %.
Примечание: М — мальчики, Д — девочки, S — пограничные состояния, при которых наблюдаются начальные изменения в границах нормы, L — пограничные состояния, вплотную приближенные к определенной патологической градации. Числовой номер “S” и “L” соответствует характеристикам “Кода детализации”: G1-G2 –деполяризация правого и левого предсердия, G3-G4 — деполяризация ПЖ и ЛЖ, G5-G6 — реполяризация ПЖ и ЛЖ, G7 — симметрия деполяризации желудочков, G8 — внутрижелудочковые блокады, G9 — гипертрофия желудочков, показатель симметрии деполяризации в начальной части комплекса QRS [7].

При этом по показателям G3-G9 установлена значительная процентная доля пограничных состояний в начале изменений микроальтернаций в границах нормы (“S”) и приближенных к определенной патологической градации (“L”) по G1-G2, соответственно.

Случаи сходства с эталонами патологий были в различном соотношении в каждый год изучаемого возраста. Детализация по показателям G1-G2 свидетельствует о преобладании в группах у мальчиков и девочек сходства с эталонами патологии, отражающих начальное уменьшение потенциалов деполяризации с доминированием во всех отделах предсердия сердца. На это указывают значения медианы и 75-го процентиля, которые в среднем по показателям G1-G2 не превышали 6 и 4 усл. ед., соответственно. Однако, согласно 95-му процентилю, разброс значений достигал 13 и 5 усл. ед., что указывает на случаи сходства с эталонами патологий умеренных и выраженных уменьшений потенциалов деполяризации во всех отделах предсердия сердца (рисунок 4). При этом ненулевые значения чаще наблюдались по G1 среди девочек 17 лет по сравнению с младшей группой (U=2097, Z=2,10, p=0,035). Патологические значения G1, которые отражают деполяризационные процессы в ПП сердца, могут свидетельствовать о временных или стойких изменениях в функции ритмовождения [7].

Рис. 4 Диаграмма размаха дисперсионных характеристик, входящих в “Код детализации” у мальчиков (I) и девочек (II). Ме (5-95-й процентили).
Примечание: Справа-налево: G1-G2 — деполяризация ПП и ЛП, G3-G4 — деполяризация ПЖ и ЛЖ, G5-G6 — реполяризация ПЖ и ЛЖ, G7 — симметрия деполяризации желудочков, G8 — внутрижелудочковые блокады, G9 — гипертрофия желудочков, показатель симметрии деполяризации в начальной части комплекса QRS [7].

При преобладании нулевых и пограничных значений в возрастных группах наблюдаются случаи умеренного и выраженного изменения микроальтернаций при завершении деполяризации ПЖ и ЛЖ (G3-G4), а также их симметрии деполяризации (G7). На уровне тенденции наблюдается наибольшее сходство с эталонами патологии по показателю G3 у мальчиков по сравнению с девочками (χ2=2,74, р=0,097). Случаи отклонений, отличных от нуля, одновременно по G3-G4, G7 указывают на патологические признаки ишемии миокарда, а изменения по G7 при отсутствии отклонений G3-G4 — об отклонениях неишемического генеза, преимущественно кардиомиопатии и миокардиты [7].

По показателям G5-G6, отражающим изменения реполяризации миокарда ПЖ и ЛЖ, были определены сходства с эталонами отклонений во всех возрастных группах. При этом у девочек частота их встречаемости была практически в 1,5-2 раза выше, чем у мальчиков. Нарушение процессов реполяризации отражается в изменении (смещении) сегмента ST и зубца Т на ЭКГ, которое в норме не должно превышать 1 мм (мВ) ниже изолинии. У старших детей и подростков может быть его элевация до 4 мм вследствие ранней реполяризации желудочков. Оценка сегмента ST крайне важна при анализе ишемических изменений в миокарде [18]. По данным ДК ЭКГ вероятная ишемия миокарда может наблюдаться, если одновременно имеются сходства с эталонами патологий реполяризации миокарда желудочков (G5-G6) и выраженные изменения по G3-G4 [7].

Показатели G8-G9 характеризуют высокоспецифичные дисперсионные изменения, выраженные формы которых соответствуют блокадам и гипертрофиям. По данным настоящего исследования сходства с эталонами патологий, отражающих замедление и/или отставание по фазе от нормы деполяризации в области межжелудочковой перегородки и ЛЖ (G8), были единичными (до 2%). По показателю G9, согласно 75-му перцентилю, наблюдалось увеличение значений до 7 усл. ед., что может указывать на сходства с эталонами патологий начальных признаков гипертрофии ЛЖ [7]. Также среди подростков встречались случаи с максимально допустимыми значениями — 17-21 усл. ед. (4,3%). В погодовой динамике у мальчиков в 15 лет отмечалось уменьшение числовых значений относительно младшей группы сравнения (U=3275, Z=2,21, p=0,026) и 15-летних девочек (U=3074, Z=2,02, p=0,043). Доказано, что динамичное увеличение числовых значений по G9 в последовательных обследованиях является ранним признаком нарушений процесса электрической симметрии деполяризации желудочков в начальной части комплекса QRS. Чем выше показатель G9, тем больше асимметрия возбуждения желудочков в начале деполяризации. Отклонения по G9 ≥5 усл. ед. требуют контроля динамики, т.к. высока вероятность сходства с эталонами комбинированного изменения асимметрии деполяризации [7].

Краевая Н. В. и др. (2014) [11] установили, что патологические значения индекса “Ритм” у пациентов с хронической патологией желудочно-кишечного тракта и с лабильной АГ встречаются значимо чаще в сравнении с контрольной группой здоровых детей. Наибольшая доля патологических значений характеристик “Кода детализации” выявлена среди подростков с АГ (включая лабильную и стабильную АГ) по G1, G3-G7, G9 и с синдромом вегетативной дисфункции по симпатикотоническому типу по G2, G9 относительно контрольной группы здоровых детей. Выявлено, что у подростков патологические значения G2, в сочетании с отклонениями от нормы G4 и G9, являются прогностически неблагоприятным признаком в отношении формирования АГ и поражения органов-мишеней (гипертрофии ЛЖ) [10]. Доказано, что у подростков проявление различной степени отклонений от нормы показателей кардиоритма, “Миокард”, “Ритм” и G1-G2, G9 встречается тем чаще, чем сильнее выражен уровень влияния автономного контура вегетативной регуляции на сердечный ритм [19]. При выраженном преобладании симпатических влияний на сердечный ритм (центральной тип вегетативной регуляции) установлена бóльшая частота отклонений от нормы индекса “Ритм” и G9 относительно подростков с умеренным преобладанием симпатической регуляции [20].

В подростковый период развития отклонения характеристик ДК ЭКГ могут отражать транзиторные функциональные изменения в регуляции сердечно-сосудистой системы или ее дисфункции. Поэтому в случае определения у подростков отклонений по характеристикам ДК ЭКГ от значений нормы необходимо обратиться за консультацией к детскому кардиологу.

Заключение

В период с 12 до 17 лет динамика изменения показателей АД и ЧСС у подростков соответствует общим закономерностям развития. Наиболее высокие темпы увеличения показателей АД наблюдались у девочек в 12-13 лет, тогда как у мальчиков в 12-13 лет значимые изменения обнаружены только по показателю САД. Гендерные различия определены в 13 лет по средним значениям ДАД, а с 14 лет у мальчиков по показателю САД отчетливо прослеживаются более высокие значения. В погодовой динамике установлено закономерное совершенствование механизмов вегетативной регуляции сердечной деятельности. Периоды значимых изменений вегетативной регуляции сердечного ритма у мальчиков приходятся на возраст 13-15 лет и у девочек на 14-15 лет, что сопровождается урежением ЧСС на фоне снижения активности симпатического звена вегетативной (автономной) нервной системы.

Оценка степени выраженности и локализации электрофизиологических изменений в миокарде предсердий и желудочков сердца указывает на наибольшее сходство с эталонами патологии дисперсионных отклонений при деполяризации ПП и ЛП сердца (G1-G2) у 45,6-40,8% мальчиков и 48,3-46,5% девочек, а также гипертрофии желудочков (G9) у 35,1 и 39,6%, соответственно. Процентная доля лиц по показателям G5-G6, отражающим реполяризацию ПЖ и ЛЖ, была значимо меньше среди мальчиков (6,9 и 7,1%) по сравнению с девочками (14,2 и 13,1%) (р=0,002, р=0,010, соответственно). По остальным показателям “Кода детализации” отклонения от нормы у мальчиков и девочек были следующими: G3 (9,8 и 7,1%), G4 (4,9 и 4,0%), G7 (5,4 и 6,0%), G8 (1,4 и 1,1%), соответственно (р>0,05).

В погодовой динамике с 12 до 17 лет по индексу “Ритм” отмечалось направленное увеличение доли лиц со значениями нормы у мальчиков с 28,7 до 50,0%, у девочек с 29,4 до 61,7%, соответственно. Медиана индекса “Миокард” во всех возрастах приближалась к верхней границе нормы (15%), зависимость от возраста и пола отсутствовала. Возрастные и гендерные различия наблюдались у мальчиков в 15 лет по G9 и были связанны с уменьшением случаев сходства с эталонами патологий по отношению к 14-летним мальчикам и 15-летним девочкам. У девочек в 17 лет сходства с эталонами патологий по G1 отмечались чаще, чем в 16 лет. По остальным показателям “Кода детализации” зависимость от возраста и пола отсутствовала.

Высокая распространенность сходства с эталонами патологий при деполяризации предсердий сердца и гипертрофии желудочков сердца среди подростков г. Магадан может свидетельствовать о вероятных отклонениях в сердечно-сосудистой системе, что требует использования дополнительных методов обследования. Контроль динамики функционального состояния организма детей и подростков должен быть ежегодным с целью своевременной организации профилактики и коррекции функциональных нарушений.

Отношения и деятельность: автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Подростковый кризис у девочек и мальчиков


Содержание статьи


  • Физиологические причины

  • Психология подросткового кризиса

  • Фазы подросткового кризиса

  • Проявления в подростковом возрасте

  • Особенности протекания у девочек и мальчиков

  • Рекомендации родителям по преодолению кризиса


Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.


Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.


В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.


Физиологические причины


Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.


Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.


Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.


В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:


  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;

  • головокружения, головные боли;

  • слабая концентрация, рассеянное внимание;

  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;

  • одышка;

  • обморочные состояния;

  • быстрая утомляемость;

  • повышенная возбудимость, расстройства сна.


Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.


Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.


Психология подросткового кризиса


Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.


Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.


В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.


Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.


В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.


С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:


  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;

  • принимает свою внешность со всеми изменениями;

  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;

  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;

  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.


Фазы подросткового кризиса


Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:


  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.

  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.

  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.


Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.


Проявления кризиса в подростковом возрасте


Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:


  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.

  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.


По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:


  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.

  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.

  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).


Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков


У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.


У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:


  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.

  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.

  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.

  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.

  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.

  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.

  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.


У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:


  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.

  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.

  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.

  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.


Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.


Рекомендации родителям по преодолению кризиса


Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.


Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:


  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.

  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.

  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.

  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.


В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:


  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.

  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.

  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.

  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.

  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.

  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.


Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.


Записаться на прием



Запись через сайт является предварительной.


Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.


 


Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30


Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург


 


Подробнее о гарантии качества медицинских услуг


 

Наши преимущества

Комплексный подход

В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.

Собственная лаборатория

На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.

Современное оборудование

Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики

Акции и скидочная система

Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.

Нормальные значения у детей — Медицинское обучение ACLS

Во время оценки проведите первичную оценку, вторичную оценку и диагностические тесты. Если в какой-то момент будет установлено, что состояние угрожает жизни, немедленно вмешайтесь.

Оценка

Методы оценки

Аномальные результаты

Вмешательства

А – авиалиния

Наблюдайте за движением грудной клетки или живота; Прислушайтесь к звукам дыхания в груди

Засорено, но ремонтопригодно

Держите дыхательные пути открытыми, запрокидывая голову/поднимая подбородок

Заблокирован и не может быть открыт простым вмешательством

Держите дыхательные пути открытыми с помощью расширенных вмешательств

B – Дыхание

Ставка

<10 или >60 = Патология (апноэ, брадипноэ, тахипноэ)

Требуется немедленное респираторное вмешательство

Усилие

Раздувание носа, покачивание головой, качающееся дыхание, втягивание

Требуется немедленное респираторное вмешательство

Расширение грудной клетки или живота

Асимметричное или отсутствие движения грудной клетки

Требуется немедленное респираторное вмешательство

Звуки дыхания

Стридор, кряхтенье, свистящее дыхание, хрипы, хрипы

Требуется немедленное респираторное вмешательство

Насыщение кислородом (O2 насыщ. )

<94% на комнатном воздухе

<90% в любое время

Дополнительный кислород

Продвинутые дыхательные пути

C – Тираж

Частота сердечных сокращений

Брадикардия

Алгоритм брадикардии

Тахикардия

Алгоритм тахикардии

Отсутствует

Алгоритм остановки сердца

Периферические импульсы (лучевая, задняя большеберцовая, тыльная мышца стопы)

Уменьшен или отсутствует

Тщательный мониторинг

Центральные пульсации (бедренные, плечевые, сонные и подмышечные)

Уменьшен или отсутствует

Лечение детского шока

Капиллярный наполнитель

>2 секунды

Лечение детского шока

Цвет/температура кожи

Бледные слизистые оболочки

Лечение детского шока

Центральный цианоз

Требуется немедленное респираторное вмешательство

Периферический цианоз

Лечение детского шока

Артериальное давление

Вне нормального диапазона для возраста

Лечение детского шока

D – Инвалидность

Весы AVPU

A lert – Бодрствует, активен, реагирует на родителей (в норме)

U офис – отвечает только на голос

P ain – Реагирует только на боль

U не отвечает – не отвечает

Мониторинг и консультация невролога

Шкала комы Глазго

Детская шкала комы Глазго

 

Ученики

Неравный или нереактивный

 

E – Воздействие

Общая оценка

Признаки кровотечения, ожогов, травм, петехий и пурпуры

Лечение детского шока

Таблица 3: Модель первичной оценки

Используйте Первичную оценку для оценки состояния ребенка с использованием показателей жизнедеятельности и модели ABCDE: открыть дыхательные пути быстро и без использования расширенных дыхательных путей. Маневр с выдвижением челюсти предпочтительнее, когда есть подозрение или невозможность исключить травму шейного отдела позвоночника.

Расширенные вмешательства для поддержания проходимости дыхательных путей могут включать:

  • Ларингеальная маска (LMA)
  • Эндотрахеальная (ЭТ) интубация
  • Постоянное положительное давление в дыхательных путях (CPAP)
  • Удаление инородного тела, если его можно визуализировать
  • Крикотиротомия, при которой делается хирургическое отверстие в трахее.

B – Дыхание

Частота дыхания ребенка является важной оценкой, которую следует проводить в начале процесса первичной оценки. Клиницист должен знать нормальные дыхательные диапазоны по возрасту:

Возрастная категория

Возрастной диапазон

Нормальная частота дыхания

Младенец

0-12 месяцев

30-60 в минуту

Малыш

1-3 года

24-40 в минуту

Дошкольник

4-5 лет

22-34 в минуту

Школьный возраст

6-12 лет

18-30 в минуту

Подросток

13-18 лет

12-16 в минуту

Таблица 4: Нормальная частота дыхания

Частота дыхания, которая постоянно ниже 10 или выше 60 вдохов в минуту, указывает на проблему, требующую немедленного внимания. Периодическое дыхание не является чем-то необычным для младенцев; поэтому вам, возможно, придется проводить больше времени, наблюдая за дыханием младенца, чтобы определить истинное брадипноэ или тахипноэ. Раздувание и втягивание носа указывают на повышенную работу дыхания. Покачивание головой или качающееся дыхание являются потенциальными признаками надвигающегося ухудшения состояния. Точно так же медленное и/или нерегулярное дыхание предполагает неизбежную остановку дыхания.

C – Кровообращение

Частота сердечных сокращений ребенка – еще одна важная оценка, которую следует проводить при первичной оценке. Нормальная частота сердечных сокращений по возрасту:

Возрастная категория

Возрастной диапазон

Нормальный пульс

Новорожденный

0-3 месяца

80-205 в минуту

Младенец/ребенок раннего возраста

от 4 месяцев до 2 лет

75-190 в минуту

Детский/школьный возраст

2-10 лет

60-140 в минуту

Дети старшего возраста/подростки

Более 10 лет

50-100 в минуту

Таблица 5: Нормальная частота сердечных сокращений

Артериальное давление ребенка должно быть еще одной частью первичной оценки. Нормальное артериальное давление по возрастным группам:

Возрастная категория

Возрастной диапазон

Систолическое артериальное давление

Диастолическое кровяное давление

Аномально низкий уровень

Систолическое давление

1 день

60-76

30-45

<60

Новорожденный

4 дня

67-84

35-53

<60

Младенец

До 1 месяца

73-94

36-56

<70

Младенец

1-3 месяца

78-103

44-65

<70

Младенец

4-6 месяцев

82-105

46-68

<70

Младенец

7-12 месяцев

67-104

20-60

<70 + (возраст в годах x 2)

Дошкольное учреждение

2-6 лет

70-106

25-65

<70 + (возраст в годах x 2)

Школьный возраст

7-14 лет

79-115

38-78

<70 + (возраст в годах x 2)

Подросток

15-18 лет

93-131

45-85

<90

Таблица 6: Нормальное кровяное давление

D – Инвалидность

Одной из оценок уровня сознания у ребенка является педиатрическая шкала комы Глазго (ШКГ).

Ответ

Оценка

Вербальный ребенок

Довербальный ребенок

Отверстие для глаз

4

3

2

1

Спонтанно

На устную команду

До боли

Нет

Спонтанно

В речь

До боли

Нет

Устный ответ

5

4

3

2

1

Ориентирован и разговаривает

Запутался, но говорит

Неуместные слова

Только звуки

Нет

воркование и лепет

Плачущий и раздражительный

Плакать только от боли

Стоны только от боли

Нет

Реакция двигателя

6

5

4

3

2

1

Подчиняется командам

Локализуется с болью

Сгибание и отведение

Аномальное сгибание

Аномальное расширение

Нет

Самопроизвольное движение

Убирается при прикосновении

Отступает с болью

Аномальное сгибание

Аномальное расширение

Нет

Всего возможных баллов

3-15

   

Таблица 7. Детская шкала комы Глазго

При подозрении на травму головы или подтверждении ее наличия оценка по ШКГ от 13 до 15 считается легкой, от 9 до 12 — средней тяжести, а от 3 до 8 — тяжелой. У детей с интубацией или седацией наиболее важную информацию дает двигательная реакция. Чем ниже оценка двигательной реакции, тем серьезнее дефицит/травма.

E – Воздействие

Если медицинский работник обнаружит какие-либо аномальные симптомы в этой категории, он должен обследовать и лечить ребенка от шока (см. Раздел седьмой: Лечение детского шока, особенно Вмешательства при начальном лечении шока). Если во время первичной оценки состояние ребенка стабильно и нет проблем, потенциально угрожающих жизни, продолжайте проводить вторичную оценку.

BLS

Сертификация

  • 100% онлайн-обучение
  • Неограниченное количество повторных экзаменов
  • Сертификация на 2 года
  • Гарантированное принятие
  • Гарантия возврата денег

Просмотреть курс

ACLS

Сертификация

  • 100% онлайн-обучение
  • Неограниченное количество повторных экзаменов
  • Сертификация на 2 года
  • Гарантированное принятие
  • Гарантия возврата денег

Просмотреть курс

PALS

Сертификация

  • 100% онлайн-обучение
  • Неограниченное количество повторных экзаменов
  • Сертификация на 2 года
  • Гарантированное принятие
  • Гарантия возврата денег

Посмотреть курс

НОВОРОЖДЕННЫЕ

Реанимация

  • 100% онлайн-обучение
  • Неограниченное количество повторных экзаменов
  • Сертификация на 2 года
  • Гарантированное принятие
  • Гарантия возврата денег

Просмотреть курс

Все сертификаты 100% Онлайн и Приняты или ваши деньги обратно

  • Последние рекомендации ECC и ILCOR
  • Проверка навыков не требуется
  • Круглосуточный онлайн-доступ
  • Мгновенный доступ к карте
  • Двухлетняя сертификация
  • 100% гарантия возврата денег

Низкое кровяное давление у детей: причины, симптомы и лечение

Низкое кровяное давление — это когда АД человека ниже нормального диапазона. Иногда это кратковременно, но если это происходит часто, следует обратиться к врачу. В то время как взрослые могут легко определить колебания артериального давления по симптомам, дети не могут. Немногие родители знают, что существует низкое АД у детей или низкое артериальное давление у детей. Дети, не зная, что происходит, могут запаниковать, поэтому родителям очень важно следить за признаками и симптомами низкого АД у детей. В этом месяце в категории месяца, посвященной onlymyhealth, основное внимание уделяется теме «Гипертония». Мы расскажем как можно больше историй о гипертонии, чтобы повысить осведомленность. Прокрутите вниз, чтобы прочитать о низком кровяном давлении у детей

Что такое низкое кровяное давление у детей?

По данным Доктор Суреш Кумар Пануганти, ведущий консультант по детской реанимации и педиатрии, больницы Яшода, Хайдарабад, . ).

Низкое кровяное давление или гипотензия у детей вызываются несколькими причинами. Кроме того, нормальный диапазон артериального давления у детей варьируется, поэтому фактические цифры неверны. Для диагностики гипотонии у детей лучше обратиться к педиатру. Нормальное артериальное давление колеблется в пределах 90/60 (систолическое давление) и 130/80 (диастолическое давление).

  • Для непосвященных систолическое давление — это давление крови в артериях во время сокращения сердечной мышцы.
  • Диастолическое давление, с другой стороны, представляет собой кровяное давление в артериях, когда сердце бьется.

Читайте также:
Как контролировать артериальное давление за 3 минуты?

Таблица артериального давления для детей

Родители должны обращаться к этой таблице диапазонов артериального давления для детей. Если они видят частое падение диапазона артериального давления, немедленно обратитесь к педиатру.

Младенцы (1-12 месяцев)

  • Систолическое-72 -104
  • Диастолический- 37-56

Малыши (1-3 года)

  • Систолическое — 85-106
  • Диастолический- 42-58

Дошкольник (3-5 лет)

  • Систолическое — 90-110
  • Диастолический- 48-70

Посещение школы (6-12 лет)

  • Систолическое — 93-120
  • Диастолический- 60-78

Каковы признаки низкого АД у детей?

Вот возможные признаки и симптомы низкого артериального давления у детей, на которые должны обратить внимание родители:

  • Обморок
  • Головокружение
  • Слабость
  • Затуманенное зрение
  • Рвота и тошнота
  • Чувство сонливости
  • Путаница
  • Опасаясь высоты
  • Внезапное похолодание и потливость конечностей
  • Иногда ребенок может терять сознание

Читайте также:
 Симптомы, причины и лечение высокого кровяного давления у детей

Что вызывает у детей низкое кровяное давление или гипотонию?

Существуют некоторые ситуации или причины, повышающие риск низкого кровяного давления у детей. Важно следить за своим ребенком, чтобы предотвратить риски. Вот распространенные причины низкого АД у детей:

  • Обезвоживание
  • Инфекция
  • Заболевание(я) сердца
  • Аритмия (аномальный сердечный ритм)
  • Тяжелая аллергическая реакция, такая как анафилактический шок
  • Частый прием лекарств от беспокойства или обезболивающих
  • Некоторые медицинские состояния, которые могут вызвать гипотонию, включают эндокринные проблемы, сердечные заболевания, включая нарушения ритма и потерю крови из-за травмы.
  • У некоторых детей младшего возраста и взрослых может быть гипотензия из-за внезапного изменения положения, называемая постуральной гипотензией или ортостатической гипотензией.
  • У девочек-подростков часто бывают эпизоды пониженного артериального давления, особенно во время менструации.

Большинство этих симптомов связано с уменьшением кровоснабжения головного мозга. У младенцев и детей раннего возраста низкое кровяное давление может стать опасным для жизни, требуя госпитализации и интенсивной терапии. Гипотензия обычно имеет больше побочных эффектов, чем легкая гипертония.

Читайте также:  Вот 5 эффективных изменений в диете, позволяющих контролировать уровень артериального давления

Педиатрические формы низкого артериального давления

Знаете ли вы, что существуют различные типы гипотензии или гипотонии. Но у детей гипотония классифицируется на три типа:

  • Неврально-опосредованная гипотензия — это наиболее распространенный тип низкого артериального давления, встречающийся у детей. Чаще всего это происходит из-за длительного стояния.
  • Ортостатическая гипотензия — Это вызвано резкой сменой положения. Например, если ребенок резко встает или резко садится, у него может резко снизиться артериальное давление. Это временно и через какое-то время станет нормальным.
  • Тяжелая гипотензия- Это серьезное состояние низкого давления, вызванное сильной кровопотерей, аллергической реакцией, инфекцией, травмой и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *