Не могу найти общий язык с сыном 9 лет: Как найти общий язык с ребёнком? Инструкция для родителей
Как найти общий язык с ребёнком? Инструкция для родителей
Дэйли Бэби
#психология
#подростки
#общение
Многие родители сталкиваются со сложностями в общении с детьми. Не всегда получается построить диалог, некоторые дети закрываются от родителей. Как заслужить доверие ребёнка? Что мешает найти с ребёнком общий язык? Ответим на самые популярные вопросы и разберём основные ошибки родителей вместе с Павлом Зайцевым — детским и подростковым врачом-психиатром Европейского медицинского центра.
Почему не получается вывести ребёнка на разговор
Частая причина — родителям не интересны темы, на которые хотят поговорить их дети. В свою очередь, родители задают важные только на их взгляд вопросы, касающиеся учёбы или будущего, и часто такие вопросы задаются в негативном ключе, или начинается «чтение морали». Поэтому ребёнок закрывается и не идет на контакт.
Ещё одна причина — беседа часто бывает формальной. Если задавать ребёнку только вопросы из разряда «как дела?», «все хорошо?», «как в школе?», то построить по-настоящему живую, глубокую беседу не получится.
Это связано с тем, что ребёнок, сталкиваясь с формальными вопросами, не чувствует искренней заинтересованности в разговоре со стороны родителей, поэтому отвечает коротко и не стремится продолжать диалог.
Как построить доверительный диалог с ребёнком
Говорите с детьми как о том, что интересно им, так и о том, что интересно лично вам. Человеку любого возраста свойственно открываться в разговоре с заинтересованным собеседником.
Делитесь с ребёнком своими мыслями и эмоциями. Конечно, не нужно рассказывать ему о ссоре с начальником, зато можно рассказать про неожиданно вкусное блюдо, интересную мысль или же выставку. За день у вас точно наберется несколько моментов, которыми можно поделиться.
Обсуждайте, а не осуждайте. Если ребёнок пришел к вам с какой-то проблемой или просьбой, спросите его, почему он так решил, что именно его волнует или зачем ему это. Отвечая на вопросы, дети сами начинают глубже осознавать ситуацию и себя, а вместе с ними — и вы. Но помните, что чаще всего дети приходят к нам именно за поддержкой, проявите эмпатию. Но не путайте: поддержка и совет — это разные вещи.
Молчите. Иногда просто помолчать бывает очень сложно, но, если ребенок решил с вами чем-то поделиться, дайте ему возможность высказаться и не перебивайте. Ещё очень важно не давать советов и оценок, если ребёнок об этом не просит. Не давать советов — задача не из лёгких, но это важный момент в построении доверительных отношений с детьми.
Не забывайте о юморе. В отношениях родителей и подростков должен присутствовать юмор. С помощью шуток можно вывести обсуждение на новый уровень, а не сводить всё к чтению нотаций, растопить лёд в отношениях. Если же дело доходит до морализаторства или крика, дети сразу прячутся за стену «поорёт/проговорится и отстанет». С помощью юмора можно добиться от разговора больших результатов.
Какие вопросы можно задавать ребенку в открытом разговоре
Основная проблема в построении общения заключается в том, что родители не знают своих детей. Старайтесь задавать интересные вопросы для того, чтобы лучше узнать ребёнка и вывести его на открытый разговор. Вопросы могут быть абсолютно разными, например:
- С чем ты был не согласен сегодня?
- Что у тебя получилось сегодня лучше всего?
- Что тебя сегодня рассмешило?
- Помог ли ты кому-то сегодня? А тебе?
- С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь? Почему?
- Что тебя злит?
- От чего ты можешь заплакать?
- Что тебя пугает?
- Каким бы был твой идеальный день?
- Если бы можно было на один день стать кем-то другим, кем бы ты стал?
- Если бы ты был супергероем, какой бы суперсилой ты обладал?
- Чего взрослые про тебя не понимают?
- Какой праздник ты любишь больше всего?
- Какое занятие делает тебя счастливым?
Будьте готовы сами честно ответить на эти вопросы. Если поначалу разговор не клеится, ребёнок стесняется, то можете с этого и начать.
Что такое личные границы и почему это важно
Личные границы — это правила игры в вашей семье. Они нужны для того, чтобы ребёнок понимал, что вы с ним не во всём равны, вы взрослые и несёте за него ответственность.
Личные границы нужны не только для того, чтобы установить правила в вашем доме, но и для того, чтобы ребенок научился сам говорить «нет» при угрозе нарушения его границ. Так ребенок сможет отстаивать свои интересы. Ведь дети с четко выстроенными границами менее подвержены насилию, например буллингу, потому что уже умеют давать пропорциональный отпор.
Но тут важно, чтобы родители не только устанавливали правила, но и сами не нарушали их. Если ребёнок попросил не заходить к нему в комнату, уважайте его просьбу. Можно постучаться перед тем, как зайти к нему, спросить разрешения. Также не следует выбрасывать, разбирать вещи ребёнка без его разрешения, «наводить порядок» в его отсутствие. Родителям часто кажется, что это мелочи, но что бы они почувствовали, если бы с ними поступали так?
Что касается моральных границ — не нужно, например, рассказывать своим друзьям о секретах, которые доверил вам ваш ребёнок. Это подрывает доверие к родителям. Прилюдное обсуждение недостатков ребёнка тоже нарушает его личные границы.
Важно отметить, что сначала обсуждение границ и правил происходит между родителями. Только после того, как родители приходят к единой позиции и готовы её придерживаться сообща, следует рассказать ребенку обо всех правилах.
Любое изменение заранее оговоренных границ должно происходить планово в спокойной обстановке, без скандалов и не по их горячим следам. В противном случае это будет не граница, а наказание. За движением границ идёт изменение объема ответственности, это должно быть очевидно и для ребёнка, и для взрослого. Опять же, изменения объёмов прав и обязанностей должны быть не импульсивным наказанием, а заранее оговорённым следствием его действий.
Разговоры родителей с детьми — важный этап становления личности ребёнка и эволюции всей семьи как единого целого. Однако они возможны, только если дети чувствуют искренний интерес в общении со стороны родителей. Поэтому так важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, узнавать его и поддерживать в самых разных ситуациях.
— поделитесь с друзьями!
Эксперты:
Павел Зайцев
Читать дальше
- Более половины россиян испытывают проблемы в общении со своими пожилыми родителями
- Детей в Англии будут со школы учить правилам общения в интернете и реальной жизни
- Ученые: для психического здоровья полезно общаться с родственниками и друзьями не чаще раза в месяц
Как найти общий язык с сыном?
Главная
Родителям
Консультации специалистов
Консультация психолога
Возраст ребёнка: 8 лет
Теги:
7-12 лет
поведение
воспитание
Как найти общий язык с сыном?
Не могу найти общий язык с сыном, он будто мне не доверяет. Если начинаю, что-то спрашивать или вдруг ругать, то замыкается и стоит молчит. Выглядит при этом, как затравленный ребенок, которого постоянно избивают за малейшую провинность, хотя это совершенно не так. Пробовала говорить по душам, но ни чего не выходит. Муж работает вахтой и дома бывает редко, ребенок больше тянется к мужу. Хотя на откровенные разговоры не идет. В школе такая же ситуация, если учитель хотя бы слегка повысит голос, то сын замыкается и стоит просто молча смотрит. Редко отвечает на уроках, боится ошибиться, хотя он очень умный и ответы на вопросы по школьной программе знает. Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенка и раскрепостить его. В семье нас 4 (мама, папа, сын, дочь). Отношения в семье очень теплые и дружелюбные.
Валентина
Здравствуйте, Валентина.
Страх неудачи возникает обычно тогда, когда успех слишком важен для ребенка, когда от этого зависит одобрение и любовь родителей к нему. Конечно, мы понимаем, что, ругая ребенка за проступок, мы не перестаем его любить, но ему самому это может быть не понятно. Иногда мы используем неподходящие слова или даже прямо говорим, что «мама не будет тебя любить, если ты будешь вести себя плохо». Ребенок искренне верит в наши слова, и в результате развивается боязнь ошибок, а возможно, и повышенная тревожность.
Поэтому важно объяснять мальчику, что, если он повел себя неправильно или ошибся, то это совершенно не значит, что Вы перестанете его любить, это означает только то, что Вам не нравится его поведение либо пока он чему-то не научился, но скоро научится. Однако при этих словах необходимо быть честными с самим собой и с ребенком: если Вы чувствуете разочарование, раздражение или злость, он почувствует это. Для общения с сыном Вы можете использовать «Я-сообщения», особенно в тот момент, когда Вы испытываете сильные негативные эмоции.
Также очень важно эмоционально поддерживать ребенка. Необходимо обязательно замечать его успехи, даже незначительные, и хвалить как можно чаще. Но лучше использовать в похвале не слова оценки («хороший», «красивый», «самый лучший»), а описание его личного вклада в работу («ты старался», «вот тут ты нарисовал дом с трубой», «ты решил пример верно»).
Вы можете помочь сыну обрести уверенность в себе, выполняя рекомендации психологов. Если Вам в этом нужна помощь или Вы хотите более подробно разобраться с причинами такого поведения Вашего сына, Вы можете обратиться на психологическую консультацию лично.
Анастасия Вялых,
Семейный психолог
Психологи делятся 9 правилами, которые помогут найти общий язык с ребенком / AdMe.ru
Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что наиболее распространенными причинами таких конфликтов являются нарушения детских границ, которые малыши начинают ощущать в возрасте 3 лет. Дети активно сопротивляются указаниям родителей. Это утверждение независимости может продолжаться в возрасте 3, 7 и 9 лет, принимая разные формы. Так как же найти общий язык с ребенком?
В AdMe.ru, мы начали исследовать, как обучение ребенка необходимым правилам поведения может обойти некоторые острые углы и показать им, что они важны.
9. Найдите преимущества
Никто не любит критиков. Если вы попытаетесь вспомнить свои чувства, когда получаете резкую критику или запреты, то поймете волну возмущения, которая поднимается внутри вашего ребенка.
Раздражение, испытываемое детьми, мешает им идти на контакт, в результате чего они не говорят о выполнении того, что от них просят. Научитесь смягчать свою критику, хотя иногда это очень сложно. Используйте критику плюс похвалу, и вы получите совершенно другой результат!
8. Предложите выбор
Соблюдение режима или выполнение домашних обязанностей, конечно, необходимо. И часто сопротивление вызывается не тем, что это нужно сделать, а строгим голосом. Предложите выбор — но не слишком широкий, помните о возрасте вашего ребенка.
Возможность выбора и принятия решения значительно повышает самооценку, и вы по-прежнему можете контролировать поведение своего ребенка.
7. Не отвлекайте ребенка от важных дел
Такое простое правило для родителей часто трудновыполнимо, просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Вы когда-нибудь думали: «Ты коллекционируешь Лего? Ну и что, это всего лишь игра, и твоей маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас», или «Ты разговариваешь со своей подругой? В любом случае, ты говоришь ерунду, а твоя бабушка хочет показать тебе, как делать блины.
Нужно не обесценивать действия ребенка и при этом стараться расставлять приоритеты над своими. Уважайте их личное пространство. Представьте, как отреагировал бы взрослый на месте ребенка.
Отличное решение этой проблемы — спросить ребенка, может ли он или она отложить то, что они делают, на мгновение.
6. Уметь отступать
Когда взрослый играет с ребенком, в его сознании часто предполагается, что все правила игры давно «сформированы». Мы думаем, что принуждение ребенка следовать правилам — хороший воспитательный момент, потому что во взрослой жизни есть много «необходимых» правил, которые мы должны соблюдать, даже если мы этого не хотим.
А как же творчество, инициатива и воображение? Взрослому они пригодятся лучше, чем торчать в коробке. Пусть ребенок придумает свои правила и назовет игру по-другому. Внезапно новая игра может оказаться намного веселее и увлекательнее, чем обычно. А если нет, то это отличная иллюстрация того, что что-то новое не обязательно лучше, но все же стоит попробовать.
5. Не навязывайте свою помощь
Сколько у вас может быть терпения, когда ваш ребенок делает что-то долгое время и постоянно делает ошибки? Вы просто хотите взять у них все, что они делают, и быстро сделать это сами!
«Включите свой дзен» и постарайтесь не навязывать свою помощь, если в этом нет крайней необходимости. Хотите, чтобы ваш ребенок рос уверенным в себе человеком? Тогда вы должны набраться терпения и не предлагать помощь, пока он не попросит. Фраза «Позвольте мне сделать это за вас!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Пусть ваш ребенок делает свои собственные ошибки.
И даже если ваш ребенок попросил помощи, оцените, насколько хорошо он может справиться с заданием самостоятельно. Если ваш ребенок справляется с заданием довольно хорошо, предложите сделать еще одну попытку самостоятельно.
4. Спросите совета
Когда с вами консультируются, это очень приятно и означает, что ваше мнение ценят. Просьбы о совете особенно эффективны с детьми младшего возраста. В этом возрасте они стремятся брать на себя больше ответственности.
Задавайте им прямые вопросы и получайте помощь в принятии решений. Это позволит ребенку почувствовать себя взрослым, показывая ему, что вы доверяете тому, что он говорит.
3. Сопереживайте своему ребенку
Когда наши дети рассказывают о своих проблемах, нам их жалко и хочется сразу научить их всем правильным действиям. Такие фразы, как «Я же говорил тебе!» вырываются из нас автоматически. Мамы часто могут нервничать, волноваться или давать советы и судить – все это потенциально может оттолкнуть ребенка.
Не переходите с позиции сверху вниз и не недооценивайте заботы ребенка. Будьте рядом с ним/ней. Ваш ребенок хочет плакать? Пусть он/она плачет. Пусть они поймут, что их чувства важны, и спокойно обсудят ситуацию и то, как они могут ее исправить.
2. Обсуждение гипотетических ситуаций
Обсуждение гипотетических ситуаций о других детях и родителях или обсуждение фильмов и книг — это довольно эффективная техника, если вы хотите, чтобы ребенок открывал для себя понятия самостоятельно. Но залог успеха — спокойная обстановка и желание ребенка обсудить тему.
Пример вопроса: «Джейсон начал драться довольно часто. Как вы думаете, почему он это делает? Помогут ли ему родители?»
Важно помнить, что при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами вроде «Ты знаком с этой ситуацией?» Не думайте, что ребенок не поймет вашего трюка. Если ситуация ему близка, ваш малыш будет обдумывать ее без вашего руководства, а также слышать все, что вы хотите до него донести. Изменение ситуации, чтобы она лучше соответствовала базовому пониманию ребенка, разрушит всю «магию».
1. Не забывайте использовать юмор
Если не родители, кто научит ребенка тому, что юмор помогает справляться с трудными моментами и разрядить обстановку?
Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, возможность просто вместе посмеяться при просмотре мультфильма — все это создает веселую атмосферу в семье. Демонстрация своих актерских способностей и развлечение с фантазией научит вашего ребенка делать то же самое. Кроме того, многие проблемы решаются быстрее, не по правилам, а с помощью юмора.
Следите за тем, чтобы это было легко — дети очень остро реагируют на сарказм и грубые шутки.
Находят ли отклик у вас эти советы психологов? Какие методы и приемы вы используете при общении с ребенком? Пожалуйста, поделитесь ими в комментариях!
Обратите внимание, : эта статья была обновлена в апреле 2022 года, чтобы исправить исходный материал и фактические неточности.
AdMe.ru/Психология/Психологи делятся 9 правилами, которые помогут найти общий язык с ребенком
Задержка речи у детей | Raising Children Network
Что такое задержка речевого развития?
Речевая задержка — это когда у ребенка возникают трудности с пониманием и/или использованием разговорной речи. Эти трудности нехарактерны для возраста ребенка.
Трудности могут быть связаны с:
- реакцией на язык
- пониманием слов или предложений
- произнесением первых слов или изучением слов
- соединением слов для составления предложений
- пополнение словарного запаса.
Некоторые задержки речи связаны с такими состояниями, как аутизм, синдром Дауна и глухота или потеря слуха. Но многие языковые задержки происходят сами по себе.
Задержка речи, нарушение речи или нарушение развития речи?
Задержка речи отличается от расстройства речи или нарушения развития речи.
Речевое (звуковое) расстройство — это когда у детей возникают трудности с произношением звуков в словах. Это может затруднить понимание их речи, хотя они понимают слова и предложения и могут правильно составлять фразы и предложения.
Если у ребенка задержка речевого развития не проходит, это может быть признаком расстройства развития речи . Дети с нарушением развития речи испытывают трудности с пониманием и/или речью, что влияет на их повседневную жизнь.
Дети с нарушениями речи не обязательно имеют задержку развития речи или нарушение речи. И не у всех детей с задержкой речи есть проблемы с речью.
Может показаться, что дети, выросшие в двуязычных или многоязычных семьях, изучают язык медленнее, чем дети, говорящие только на одном языке. Это не считается задержкой речи. Двуязычные дети школьного возраста могут научиться читать и писать по-английски так же хорошо, как и их сверстники.
Признаки задержки развития речи в разном возрасте
Дети развивают речь с разной скоростью. Таким образом, сравнение вашего ребенка с другими детьми того же возраста может не помочь вам узнать, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития.
Вот почему лучше обратиться за профессиональной консультацией, если вы наблюдаете у своего ребенка в разном возрасте какие-либо из следующих признаков.
К 6 месяцам
Ваш ребенок:
- не пытается использовать зрительный контакт
- смотрят на вас, когда вы называете их имя
- поворачиваются, чтобы посмотреть на предметы, когда вы говорите о них.
К 12 месяцам
Ваш ребенок не:
- не играет в игры по очереди, такие как прятки
- пытается общаться с вами с помощью звуков, жестов и/или слов
- пытается общаться с вами, когда им нужно помочь или хотеть что-то.
К 18 месяцам
Ваш ребенок:
- не отвечает на повседневные инструкции и такие вопросы, как «Помашите рукой, пока», «Где папа?» или «Дай мне мяч, пожалуйста»
- из двух слов, например, «Еще выпить» или «Выйти на улицу».
К 2 годам
Ваш ребенок не:
- произносит около 50 разных слов
- соединяет 2 или более слов, например, «Еще выпей», «Мама, вставай» или «Я тоже иду»
- произносит слова спонтанно, т. е. ваш ребенок только копирует слова или фразы других
- называет хотя бы один цвет
- отвечает на повседневные инструкции и вопросы, такие как «Возьми обувь», «Хочешь выпить?» или «Где папа?»
Задержка речи довольно часто встречается в этом возрасте. Примерно у 1 из 6 детей наблюдаются признаки задержки развития речи, и они считаются «поздно заговорившими». Но к 4 годам большинство «поздно заговоривших» догоняют других детей того же возраста.
Примерно в 3 года
Ваш ребенок:
- не умеет объединять слова в более длинные фразы или предложения – например, «Помоги мне, мама» или «Хочу еще выпить»
- отвечать на более длинные инструкции и такие вопросы, как « Возьми свою обувь и положи ее в коробку» или «Что ты хочешь съесть сегодня на обед?»
- интересуется книгами
- задает вопросы.
От 4-5 лет и старше
Некоторые дети все еще испытывают трудности с речью к моменту поступления в дошкольные учреждения или школу. Если эти трудности не могут быть объяснены другими факторами, такими как аутизм или потеря слуха, это может быть расстройство речи, связанное с развитием.
В этом возрасте дети с нарушением развития речи могут:
- с трудом изучать новые слова и вести разговор
- используют короткие простые предложения и часто пропускают важные слова в предложениях
- отвечают только на часть инструкции
- пытаются правильно использовать прошедшее, настоящее или будущее время – например, они говорят «пропустить» вместо « пропущены», когда говорят о деятельности, которую они уже сделали
- им трудно использовать правильные слова и вместо этого использовать общие слова, такие как «вещи» или «вещи»
- не понимают значения слов, предложений или историй.
В любом возрасте
У вашего ребенка:
- диагностирована потеря слуха, задержка развития или синдром, при котором могут быть нарушены речевые функции, например, аутизм, синдром Дауна или ломкость X
- перестает делать то, что ему раньше делали – например, перестают говорить.
Детям с языковыми трудностями нужна помощь как можно раньше. Если вы обеспокоены, доверьтесь своим инстинктам и поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой, учителем вашего ребенка или логопедом. Если этот специалист не беспокоится о вашем ребенке, но вы все равно беспокоитесь, рекомендуется узнать мнение другого специалиста.
Где можно получить помощь при задержке речи
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью, поговорите со специалистом. Например, вы можете поговорить с:
- учителями или воспитателями центра раннего развития вашего ребенка, дошкольного учреждения или школы
- логопедом
- сурдологом
- терапевтом или педиатром
- детской и семейной медсестрой
8 психолог.
Если вы считаете, что основная трудность вашего ребенка связана с пониманием и использованием языка , вы можете посетить логопеда. Логопеды могут использовать языковые тесты, чтобы оценить, как ваш ребенок использует слова и отвечает на просьбы, команды или вопросы.
Если вы считаете, что ваш ребенок плохо слышит или имеет потерю слуха, лучше всего проверить слух вашего ребенка у аудиолога. Потеря слуха может помешать развитию речи и общению вашего ребенка.
Поддержка детей с задержкой развития речи
Если у вашего ребенка диагностирована задержка развития речи, медицинский работник, с которым вы работаете, может порекомендовать групповые программы для развития языковых навыков . Профессионал может также помочь вашему ребенку развить другие способы общения, такие как использование картинок, игр и/или книг.
Специалист может дать вам стратегий, которые вы можете использовать дома , чтобы помочь вашему ребенку общаться. Это может включать в себя предоставление вашему ребенку достаточно времени, чтобы начать разговор. Вы также можете помочь своему ребенку, отвечая и расширяя его усилия по общению, будь то словами, действиями или звуками.
Причины задержки речи
В большинстве случаев мы не знаем, что вызывает задержку речи.