Разное

Монархизм это болезнь: Синдром монархии — Ведомости

Российский Императорский Дом — Ответы Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы редактора газеты «Монархист» М.Н. Кулыбина

1. Ваше Императорское Высочество, Вы являетесь наследником, продолжателем великой династии, которая отмечает в этом году 400-летие. Что это для Вас значит?

— Все люди должны помнить о своих предках и стараться быть достойными их. Следовать их примеру в том, что они совершили доброго, полезного и героического. И извлекать уроки из их ошибок и грехов.

Кто-то знает о своих предках больше, кто-то меньше. Мне в этом смысле повезло: история нашего рода известна за почти 700 лет, из которых 300 с лишним лет мои прародители правили Россией. Родственные отношения с другими династиями связывают нас с всемирной историей в еще более древние эпохи. Но это накладывает на меня серьезнейшую ответственность. Как и любой человек, я иногда добиваюсь каких-то положительных результатов, а иногда ошибаюсь и совершаю неверные действия. Но мои достижения по целому ряду объективных причин пока несопоставимы с достижениями моих предков. А вот вес каждой ошибки и слабости больше, чем у многих других людей. Я знаю и чувствую, что люди судят нас очень сурово и требовательно, сравнивая то, что делаем мы, с деяниями наших предшественников. Но даже когда мы сталкиваемся с недостатком объективности и недопониманием разницы обстоятельств, все равно в таком отношении к нам есть некая высшая справедливость. Ведь кому больше дано, с того больше и спросится.

Я вижу свой долг перед соотечественниками и перед моей матерью, перед всеми моими предками и потомками в том, чтобы беречь доброе имя и честь Романовых. Стремлюсь, чтобы наши традиции и духовные ценности сохранились и служили Отечеству при любом государственном строе. Я обязан как можно больше узнавать о родной стране, совершенствовать русский язык, прилагать все усилия, чтобы приносить реальную пользу соотечественникам, прежде всего, наиболее нуждающимся в помощи.

В то же время как наследник Российского Императорского Дома, внесшего неоспоримый вклад в жизнь нашей страны, я считаю себя вправе ожидать, что оценка моих дел и слов – пусть самая строгая – будет не бездушной, не злой, не политизированной, а родственной. Что мои сограждане поддержат меня в том, что у меня получается хорошо. А если я что-то сделаю не так, чему-то не сразу научусь или что-то не сразу пойму, то отнесутся к этому с братской любовью и с пониманием судьбы нашей династии, столько лет проведшей в вынужденном изгнании.

2. Православно-монархическая традиция насчитывает многие столетия. Что Вы думаете о прошлом и будущем монархической идеи?

— Идея монархии – это идея Государства-Семьи во главе с прирожденным отцом или матерью нации. Строй, основанный на этой идее, может переживать периоды расцвета и упадка, но сама идея будет существовать всегда, пока существует человечество. Кризис монархии происходил и происходит не изолированно, а вместе с кризисом всех традиционных ценностей – религии, семьи, государственного суверенитета, национальной идентичности.

Революции и распространение республиканской формы правления не избавили человечество от страданий и бед, а скорее, усилили их. В ХХ веке именно разрушение монархий привело к власти тоталитарные режимы, погубившие десятки, если не сотни, миллионов человек. В наши дни мы видим, что система либерально-демократических взглядов и политических методов ведет к упадку и деградации. В Западном мире происходит поляризация взглядов: с одной стороны, доводятся до абсурдных крайностей либеральные установки, а с другой стороны – в форме протеста распространяется ксенофобия, нетерпимость к инакомыслию, склонность решать проблемы насилием и вандализмом. Тем временем либеральная демократия вырождается в новые формы тоталитаризма, ставящего человеческую личность под абсолютный внешний контроль и тем самым порабощающего ее.

По моему глубокому убеждению, именно историческая законная наследственная монархия позволяет найти справедливый баланс между свободой и порядком, традицией и требованиями современности, интересами государства и правами личности. Я не хочу сказать, что монархия это панацея от всех социально-политических и экономических болезней человечества. Но это тот путь, на котором можно наиболее эффективно с ними бороться.

В семье гораздо легче достичь согласия и взаимной поддержки в трудную минуту, чем в среде партнеров, которых связывает лишь общее дело и выгода. И в монархии гораздо больше связей, основанных на любви, вере, чести и долге, соединяющих нацию в единое целое, чем в республике, где перечисленные мною чувства и убеждения воспринимаются как анахронизм. На новом витке истории рано или поздно придет понимание ограниченности и бесперспективности материалистического рационализма и потребительского эгоизма. Тогда настанет пора возрождения традиционных ценностей, среди которых легитимная монархия занимает одно из первых мест. Поэтому у монархической идеи, имеющей великое прошлое, несомненно, есть и великое будущее.

3. Вы пока живете на Западе. Не опасаетесь ли Вы, что Ваши взгляды повредят Вам в жизни и деятельности? Ведь там пока господствуют совсем иные настроения…

— У Романовых было и есть много недостатков, но боязливость им не была присуща никогда. Мне не свойственно делать резкие заявления, способные кого-то обидеть. Я способен видеть здравые и положительные идеи в самых разных доктринах, в том числе в либерально-демократической, в коммунистической, и в любой другой. Я никому ничего не навязываю. Но это совсем не означает, что я должен отречься от традиционных убеждений, присущих Императорскому Дому и разделяемых мной лично, или бояться о них говорить.

Миссия династии заключается в том, чтобы осуществлять независимый арбитраж. Для этого нужно оставаться равноудаленным от партий и равноприближенным к людям, независимо от исповедуемых ими взглядов. Конечно, для арбитража обязательно уметь идти на компромиссы, иногда очень серьезные. Но компромисс – это искусство, предполагающее достижение согласия на основе взаимного уважения, а не приспособленчество и не предательство собственных идеалов.

Мы принципиально не участвуем ни в каких формах политической борьбы и высказываемся только о духовных, нравственных и культурных аспектах жизни. Наши честные оппоненты и на Западе, и в России, я уверен, способны услышать наши аргументы, понимают и уважают нас, даже если не согласны с нами. И мы к ним относимся также.

Ну, а те, кого не устраивает сам факт нашего существования, все равно не удовлетворятся никакими уступками, потому что их позиция исключает конструктивность. Так что в опасениях высказывать свои взгляды нет даже практического смысла.

Единственное, в чем мы постоянно осуществляем самоконтроль и призываем верных нам людей контролировать себя – это чтобы наши высказывания и поступки не причиняли никому боль, не оскорбляли ничьи чувства. Св. Император Николай II очень верно сказал, что зло и неправду нельзя победить злом. Любую беседу и полемику нужно вести с уважением к собеседнику, даже если он позиционирует себя как противник того, что дорого нам. Только тогда мы имеем шанс переубедить его или найти компромиссное решение. Задача Императорского Дома заключается не в том, чтобы победить кого-либо или присоединиться к временным победителям, а в том, чтобы среди наших соотечественников не было побежденных.

4. В одном из своих первых интервью, еще юношей, Вы сказали, что из Русских Государей – Ваших предков, Вы особенно почитаете Императора Петра Великого. Изменились ли со временем Ваши симпатии?

— Я не перестаю восхищаться волей и энергией моего великого предка и его готовностью к самопожертвованию. Он много требовал от других, но к себе был требовательнее всего. Даже его смерть стала символом этих качеств, ведь он смертельно заболел, спасая зимой в ледяной воде солдат с севшей на мель шлюпки.

Петра Великого упрекают в чрезмерной увлеченности западным опытом. Эти обвинения становятся особенно популярными, когда в отношениях между Россией и Западным миром наступает очередное охлаждение. Но давайте не будем забывать, что Петр I не просто формально перенимал без разбора всё иностранное, а всегда действовал исключительно в интересах России. Проводя свои реформы, он не хотел сделать Россию удобной и послушной Западу. Наоборот, он заимствовал западный опыт, чтобы усилить свою страну, сделать ее самодостаточной и конкурентоспособной во всех отношениях. Конечно, Петр I совершал и ошибки. В чем-то он переусердствовал. Спустя столько лет легко об этом судить. Однако итогом его царствования стало приобретение Россией статуса великой державы, решение многовековой проблемы выхода к Балтийскому морю, создание Российского флота и регулярной армии и множество других реальных достижений. Не случайно его почитали такие патриоты как М. Ломоносов и А. Пушкин, которых никак нельзя упрекнуть в излишнем «западничестве».

Петр I своим собственным примером доказал, что любой труд достоин уважения, что нет «непрестижных»профессий, что нет никаких рангов, которые препятствуют работе в любых полезных сферах. Он сам освоил множество наук и ремесел. В своей деятельности я стараюсь следовать примеру моего предка. И в той работе, которую выполняю сейчас в компании «Норильский Никель», я надеюсь принести пользу моей Родине, развивая ее экономические связи с внешним миром и защищая репутацию отечественных производителей. Я стараюсь следовать традиции Петра I, которая заключается не в том, чтобы упрямо сохранять все свое только потому, что оно свое, и не в том, чтобы считать все чужое лучше своего, а в том, чтобы совмещать лучшее из собственного и из иностранного опыта и делать свою страну все сильнее. Тогда в любом случае, — и в сотрудничестве, и в конкуренции — мы сможем разговаривать с Западом и вообще с любыми внешними силами на равных.

Из предков, вызывающих мои особенные симпатии, кроме Петра I, теперь я назвал бы еще Александра Невского, Иоанна III, Николая I и Александра III. Эти государи, каждый по своему, воплотили в себе большинство положительных качеств, присущих русским монархам.

5. Согласно недавнему опросу общественного мнения, до четверти россиян не против возрождения в стране монархии. Видите ли Вы перспективы для ее восстановления и как Вы мыслите будущую монархию?

— Я ясно отдаю себе отчет, что восстановление монархии на настоящем этапе преждевременно. Действительно, времена разброда, всеобщего равнодушия, крайнего индивидуализма и стремления к безответственной и безграничной свободе уходят. Многие люди в поисках выхода из кризиса стремятся к усилению государственной власти. Но для восстановления монархии этого недостаточно. Необходимо понимать, что далеко не любая авторитарная власть является монархией, а тоталитаризм вообще глубоко чужд и враждебен монархическому мировоззрению. Монархия – это не одна из партийных доктрин, и тем более, не диктатура какой-то сильной личности. Монархия – это сложившаяся на протяжении столетий совокупность духовных и культурных ценностей, система традиционных методов управления, комплекс идей, основанных на вере, чести и служении. Поэтому ее нельзя восстановить путем некоей политической комбинации. Ни насилие, ни закулисный сговор с влиятельными силами, ни популистское использование сиюминутного всплеска общественных настроений не способны привести к восстановлению монархии. Необходимо, чтобы большинство сограждан получило верное представление и о преимуществах, и о недостатках монархии, всё взвесило и приняло свободное и осознанное решение, основанное на анализе и понимании главной сути этого государственного строя. Задача Императорского Дома и всех традиционалистских сил на настоящем этапе заключается в том, чтобы спокойно и уверенно заниматься просветительской работой, восстанавливать в сознании людей то, что было разрушено или искажено демагогической пропагандой.

Я не сомневаюсь, что монархия в России имеет будущее. Может быть, ее возрождение произойдет не при нашей жизни. Но, в любом случае, это будет современная и динамично развивающаяся легитимная наследственная монархия. Монархия, религиозно основанная на православии, но обеспечивающая свободу всех традиционных вероисповеданий и нерелигиозных граждан. Монархия, наделенная достаточным кругом полномочий, но опирающаяся на систему демократических учреждений всех уровней. Монархия, совершенно внепартийная, совместимая с любым общественно-экономическим строем, осуществляющая независимый арбитраж между всеми политическими, социальными, национальными и религиозными общностями и группами на основе права и справедливости. Монархия, гарантирующая сочетание традиционных устоев и здорового консерватизма с постоянной эффективной модернизацией. Другие, частные моменты предсказывать бесполезно. Жизнь сама подскажет формы и нюансы воплощения монархического принципа в современных условиях.

6. Православие исторически было одной из основ, на которых зиждилась Русская государственность. После десятилетий гонений со стороны богоборцев Церковь начала возрождаться, но в последнее время возобновились нападки. В чем Вы видите причину живучести атеистических предрассудков и что нужно делать в сложившейся ситуации?

— Дело, мне кажется, даже не в атеистических предрассудках. По крайней мере, не только в них. Абсолютных атеистов очень мало. Есть люди, далекие от Церкви или от иных конкретных вероисповеданий. Но в важнейшие моменты жизни почти все вспоминают о Боге. Кроме того, далеко не все атеисты относятся к Церкви враждебно.

Речь идет, скорее, о сравнительно узкой, но активной и агрессивной части общества, которая пытается навязать большинству свои представления. Эти люди стремятся снять все табу, оправдать любой грех и, в конечно итоге, уничтожить в сознании людей различие между добром и злом. Им кажется, что так будет комфортнее жить. Традиционные религии, а в России – в первую очередь Православная Церковь, становятся для этого меньшинства противниками, потому что продолжают настаивать на необходимости сохранения в обществе моральных принципов. В мире идет непрекращающаяся борьба за души и умы людей. Поэтому атаки на Церковь были, есть и будут. Нужно относиться к этому как к печальной неизбежности и просто правильно реагировать.

Безусловно, нужно уметь различать справедливую критику и злобные нападки. Реальные грехи и ошибки признавать не стыдно. Наоборот, умение каяться и исправляться вызывает уважение и понимание, что личные недостатки священнослужителей и верующих не способны ослабить авторитет религии.

Однако часто мы видим, что некоторых людей раздражают вовсе не негативные явления в жизни духовенства и паствы, а как раз, наоборот, то, в чем Церковь сильна, и чем она нужна людям. Их не устраивает рост численности верующих и строительство новых храмов, они возмущаются участием Церкви в жизни государства и общества, стремятся вытеснить Церковь в какое-то гетто. В ряде европейских стран мы видим, как это уже оборачивается откровенной дискриминацией верующих. В России, к счастью, эпоха воинствующего безбожия не искоренила веру, а наоборот, стала своего рода прививкой от религиозного индифферентизма и крайнего секуляризма. Люди не скрывают свою религиозность. Авторитет Церкви, Патриарха и духовенства находится на должной высоте. Большинству понятна разница между Церковью как институцией и отдельными ее оступившимися членами, проступки которых пытаются использовать для дискредитации православия в целом.

Чтобы это здравомысленное отношение общества к Церкви сохранялось, самое главное – не поддаваться на провокации и не принимать навязываемые нам правила игры. Если мы будем действовать теми же методами, как и агрессивные противники Церкви, то чем же мы тогда от них отличаемся? Нужно уметь твердо защищать свои права и моральные устои, но помнить, как мы уже говорили, что зло нельзя победить злом. Агрессивность есть следствие внутренней неуверенности в собственных силах и в правоте своего дела. Если мы даже в борьбе за нашу веру и наши идеалы не забудем о любви, спокойствии и терпении, то достигнем гораздо лучших результатов.

7. Вы уже многие годы достаточно часто посещаете Россию, видитесь и общаетесь с современными русскими людьми. Какие изменения, на Ваш взгляд, произошли в обществе за последние годы?

— У меня сложилось впечатление, что наши соотечественники с каждым годом обретают всё больше внутренней свободы. Увлечение внешними проявлениями мнимой свободы, оборачивающимися вседозволенностью и хаосом, проходит. В то же время укрепляется достоинство личности, правовая культура, понимание взаимосвязи прав человека и обязанностей гражданина. Люди становятся менее манипулируемы, их уже нельзя превратить ни в покорную массу, ни в беснующуюся толпу. Конечно, нам всем вместе нужно еще приложить много усилий, чтобы преодолеть тяжелые последствия революции, братоубийственной Гражданской войны, тоталитаризма, постсоветской разрухи. Не следует идеализировать и дореволюционную Россию – в ней тоже было много недостатков. Мы должны помнить о прошлом, но возрождать не отжившие формы, а вечные принципы. И идти только вперед с верой, надеждой и уважением к себе и к окружающим.

http://monarhist.info/newspaper/article/82/2030

 

BBC Russian — Блог Артема Кречетникова

На днях я побывал на любопытном мероприятии — конференции российских монархистов.

Отличить монархистов от гостей можно было по наличию бород и по поведению на фуршете: вторые налегли на красное вино, первые, предварительно перекрестившись, опрокидывали стопку исконного напитка.

Два основных докладчика отстаивали, один — самодержавие, другой — конституционную монархию. Первый был с бородой до глаз, второй — с ухоженной аристократической эспаньолкой и в «бабочке».

Мысленно сконструированные ими модели общества выглядели привлекательно. Но о знаменитом теоретике самодержавия Константине Победоносцеве в свое время говорили, что демократию он описывает такой, какая она есть, а монархию — такой, какой она должна была бы быть, но никогда не была.

Приятные, эрудированные люди толковали о «духовной санации народа» и «восстановлении институциональных основ», спорили, как правильно выбирать царя, и нужно ли при этом проводить люстрацию и реституцию. Мне вспоминались «Союз меча и орала» и старый анекдот про тигра в зоопарке: «Съесть-то он съест, да только кто ж ему даст?»

В ответ на мой вопрос, как они конкретно представляют себе реставрацию монархии, один из докладчиков выразил уверенность, что нынешние правители России добровольно признают себя временной и переходной властью и созовут Земский Собор, потому что захотят «достойно войти в историю, послужив обретенному государю». То-то Путин с Медведевым об этой блестящей идее не знают, а то бы сразу загорелись!

Рассуждая о монархии, надо, прежде всего, определиться, что мы имеем в виду: самодержавие или монархию европейскую, светскую и либеральную.

Абсолютизм, мне кажется, вообще невозможен в XXI веке, ибо он неотделим от очень сильной, истовой, не рассуждающей веры в бога. В этом вся его легитимность.

А нынешнее общество состоит, в основном, из атеистов, агностиков или людей, которые принимают идею Высшего Начала, но при этом считают, что религия — отдельно, а практическая жизнь и политика — отдельно. Скажи нашему современнику: «Вот его Бог благословил царствовать!» — он ответит: «Бог вам лично об этом сказал?»

Во всяком случае, я точно не испытываю ни малейшего желания становиться подданным самодержавного царя! С меня и «тандема» достаточно.

Что касается ограниченной монархии по британскому образцу, то это идея красивая и, теоретически, реализуемая.

Но в России, сколько ни собирай мотоцикл, все равно выйдет пулемет. При конституционной монархии власть принадлежит парламентскому большинству и сформированному им правительству. Кто будет побеждать на всех выборах? «Единая Россия» и Путин!

Так зачем огород городить? Чтобы в Кремле или в Зимнем дворце сидел еще и конституционный император и зачитывал тронные речи, написанные в аппарате премьер-министра?

Когда я поделился этими сомнениями с докладчиками, они сказали, что монархическая идея, разумеется, требует совсем иного состояния умов.

Я долго думал, где уже слышал нечто подобное. Наконец, вспомнил: «Коммунизм воплотится в жизнь, когда все общество достигнет высокой сознательности».

В нашей реальности есть еще одна трудноразрешимая проблема: кого призвать на престол?

В Испании, где реставрация монархии произошла после 40-летнего перерыва, имелся легитимный и очевидный для всех наследник.

Если серьезно относиться к династическим правам Романовых, надо столь же серьезно относиться и к законам Российской империи. А в соответствии с ними, ни один из здравствующих князей императорской крови (оснований титуловаться великим князем ни у кого давно нет) прав на престол не имеет. Династия пресеклась.

Видимо, на волне интереса к британской монархии в связи со свадьбой принца Уильяма кто-то вбросил в российскую блогосферу идею пригласить на трон принца Гарри, связанного с Романовыми двойными родственными узами по женской линии.

Бабушка принца, королева Елизавета II, является правнучкой сестры императрицы Марии Федоровны, а его дед, герцог Эдинбургский — внук сестры Александра III. Именно он сдавал кровь для анализа ДНК, когда надо было идентифицировать останки Романовых.

С точки зрения теории и практики монархизма, ничего из ряда вон выходящего здесь нет. И в России, и в Британии царствовали немецкие по происхождению династии. Екатерина II до конца жизни говорила по-русски с акцентом. Георг I на вопрос своих ганноверских приятелей, как же он собирается править англичанами, если даже языка их не знает, ответил: «Ба! У них есть министры!»

Оба докладчика решительно отвергли это предложение, потому что принц Гарри «чужой для России». Но и современные Романовы, в третьем поколении живущие за границей, в данном смысле мало от него отличаются.

Если же исходить из того, что в связи с отсутствием легитимных наследников нация вправе выбрать, или, как предпочитают выражаться монархисты, «определить» на царство кого угодно, то вместо соборности выйдет такая смута, что хоть святых выноси! Это что же начнется, если одни захотят вручить скипетр внуку Сталина, а другие — внуку Ельцина?

Вообще-то, интересно было бы провести опрос общественного мнения, а еще лучше — зарегистрировать монархическую партию и дать ей возможность поучаствовать в выборах. Тогда и выяснится, сколько россиян реально поддерживают эту идею, и есть ли тут вообще предмет для разговора.

Все участники конференции подчеркивали, что они, как и положено монархистам, против любых революций. Но через большинство выступлений красной нитью проходила мысль, что толчком к реставрации станет национальный кризис такого масштаба, что народ не будет знать, к чьей груди прильнуть.

Может, я чего-то недопонимаю, но, хоть убейте, не вижу вокруг никаких признаков «коллапса» и «катаклизма». Да эта система еще полвека простоит! По данному поводу можно радоваться или печалиться, но это факт реальности. Что-то может измениться, только если по воле истории наверху окажется реформатор, а снизу ни царь, ни Стенька Разин к власти не придут.

Лично мне жаль, что случилось то, что случилось, и Россия не проделала эволюционный путь от самодержавия к монархии британского или испанского типа, сочетающей демократию и традиции. Но, боюсь, в одну реку дважды не войдешь.

Подводя итоги, ведущий назвал состоявшуюся дискуссию «переплетением утопии и реальности». Я же реальности не увидел, а лишь одну утопию.

Монархия | Определение, примеры и факты

Август

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Джеймс Фокс
Томас Кромвель
Ансельм Святой Марии
Сэр Роберт Филмер
Низам аль-Мульк
Похожие темы:
священное царство
император
Лжедмитрий
сёгунат
царь

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое монархия?

Монархия — это политическая система, в которой верховная власть принадлежит монарху, единоличному правителю, выполняющему функции главы государства. Обычно он действует как политико-административная организация и как социальная группа знати, известная как «придворное общество».

В чем разница между монархией и демократией?

Монархия — политическая система, основанная на суверенитете одного правителя. Демократия, термин, означающий «правление народа», представляет собой политическую систему, в которой законы, политика, лидеры и основные государственные предприятия прямо или косвенно определяются гражданами.

Что такое божественное право править в монархии?

Божественное право на власть, также известное как «божественное право королей», представляет собой политическую доктрину, утверждающую, что монархи получают свою власть от Бога и не могут нести ответственность за свои действия человеческими средствами. Теорию божественного права можно проследить до средневековой европейской концепции, согласно которой Бог наделил земной властью политическую власть, а духовную власть — церковной властью.

Что такое конституционная монархия?

Конституционная монархия — это политическая система, в которой монарх разделяет власть с конституционно организованным правительством. Монархи в конституционных монархиях действуют как символические главы государств, отказываясь от большей части политической власти. Сегодня страны, управляемые конституционными монархиями, включают Великобританию, Бельгию, Норвегию, Японию и Таиланд.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

монархия , политическая система, основанная на единоличном суверенитете или правлении одного лица. Этот термин применяется к государствам, в которых верховная власть принадлежит монарху, индивидуальному правителю, который действует как глава государства и достигает своего положения по наследству. Большинство монархий разрешают наследование только мужчин, обычно от отца к сыну.

Монархия состоит из отдельных, но взаимозависимых институтов — правительства и государственной администрации, с одной стороны, и суда и различных церемоний — с другой, — которые обеспечивают общественную жизнь членов династии, их друзей и ассоциированная элита. Таким образом, монархия подразумевает не только политико-административную организацию, но и «придворное общество» — термин, введенный немецким социологом 20-го века Норбертом Элиасом для обозначения различных групп знати, связанных с монархической династией (или «королевской» династией). дом) через сеть личных связей. Все такие узы проявляются в символических и церемониальных приличиях.

В истории данного общества происходят определенные изменения и процессы, которые создают условия, способствующие возникновению монархии. Поскольку война была основным средством приобретения плодородных земель и торговых путей, некоторые из самых выдающихся монархов древнего мира оставили свой след как воины-лидеры. Таким образом, военные достижения Октавиана (впоследствии Августа) привели к его положению императора и установлению монархии в Римской империи. Инфраструктурные программы и государственное строительство также способствовали развитию монархий. Обычная для засушливых культур потребность в распределении плодородных земель и управлении режимом распределения пресной воды (то, что немецко-американский историк Карл Виттфогель называл гидравлической цивилизацией) объясняла основание древних китайских, египетских и вавилонских монархий на берегах реки. Монархи также должны были проявить себя как строители государства.

Монархия также является результатом желания общества — будь то городское население, племя или многоплеменной «народ» — вырастить местного лидера, который будет должным образом представлять его исторические достижения и продвигать его интересы. Таким образом, монархия опирается на культурную идентичность и символизм общества, которое она представляет, и тем самым материализует эту идентичность внутри общества, а также проецирует ее на аутсайдеров. Возможно, самое главное, считалось, что успешные и популярные монархи имеют священное право на власть: некоторые считались богами (как в случае с египетскими фараонами или японскими монархами), одних короновали жрецы, других назначали пророками ( царь Израиля Давид), а третьи были теократами, руководившими как религиозной, так и политической сферами своего общества, как и халифы исламского государства с 7 века н.э. Происходя из этих разных слоев общества, лидеры сначала пришли к власти благодаря своим способностям и харизме. Соответственно, монархии оказались способными приспосабливаться к различным социальным структурам, выдерживая при этом динамичные культурные и геополитические условия. Таким образом, некоторые древние монархии развивались как небольшие города-государства, в то время как другие стали крупными империями, наиболее ярким примером которых является Римская империя.

«Народный монархизм» Путина ведет Россию к гибели

24 февраля 2022 года, когда россияне завершали празднование Дня Красной Армии (российский аналог Дня ветеранов), Вооруженные силы России начали полномасштабное вторжение в Украину . Российские войска вошли в Украину с востока, севера и юга, одновременно бомбя крупные города Украины.

Мир с недоверием и ужасом отнесся к крупнейшей войне в Европе со времен Второй мировой войны, даже когда стойкость Украины сразу же стала очевидной. Однако внутренняя реакция россиян стала разочаровывающим сюрпризом для всего мира, поскольку широкомасштабного сопротивления войне не последовало. Хотя отсутствие массового антивоенного движения в России можно частично объяснить репрессивными мерами путинского режима, здесь действует и более глубокий культурный фактор: продолжение «народного монархизма».

Народный монархизм в исторической России

Народный монархизм, говоря простым языком, воплощает в себе власть Российского государства в одном человеке. Олицетворение политической власти имеет своим основанием канонизацию московских князей в Русской православной церкви, поскольку московские князья почитались не только за свою святость, но и за беззаветное служение государству. В западном христианстве Библия была основой веры. В русском православии, напротив, большее значение для большинства верующих имели религиозные тексты о житиях святых, в том числе канонизированных князей. Так сформировалась традиция эмоциональной связи между народом России и личностью, олицетворявшей политическую власть государства.

Советы, а со временем и президент Путин, стремились извлечь выгоду из этой удобной политической культуры. Получилась система, при которой все невзгоды жизни среднего россиянина, от крепостного права и голода до экономической катастрофы и политических раздоров, возлагались не на действующего главу государства — будь то царь, генеральный секретарь или президента, а на местных чиновников: бояр, комиссаров и олигархов.

Например, когда царь Александр II освободил русских крепостных на крайне невыгодных для русских крестьян условиях, последовавшие за этим восстания, вспыхнувшие по всей стране, были направлены не против царя, а против местных чиновников за то, что они якобы неверно истолковали истинное царское слово. В Советском Союзе, в разгар коллективизации, Сталин эксплуатировал народную монархию, возлагая вину за эксцессы коллективизации на чрезмерно усердных чиновников. (Аналогичное отрицание ответственности особенно характерно для путинского режима.)

Из народно-монархических рамок в России возникла уникальная традиция писать прошения и жалобы. Когда абсолютная власть принадлежала главе государства, многие россияне просто обратились бы непосредственно к царю. В царской России это часто принимало форму отправки крестьянина в столицу для представления просьб целой деревни, тогда как в советский период письма часто направлялись непосредственно в советские учреждения или секретарям партии.

Конец народного монархизма в царской России наступит с поражением России в русско-японской войне. Русские, недовольные ухудшением условий жизни и продолжающимися военными поражениями, окончательно разуверились в народной монархической идее, когда после прямого обращения к царю Николай II приказал расстрелять демонстрантов, что спровоцировало революцию 19-го века.05.

После русских революций 1917 года молодое советское государство, стремясь узаконить свое правление и донести ленинскую идеологию до преимущественно сельского и неграмотного населения на языке, понятном народу, переупаковало популярный монархический фрейм, создание культа Ленина и Сталина. По иронии судьбы, результаты отражали неудачи царизма, поскольку советский народный монархизм не смог сплотить страну перед лицом экономических и военных бедствий, в результате чего Михаил Горбачев демонтировал ту самую систему, которую он стремился реформировать.

Народный монархизм Путина и его недовольство

Путин стремился представить себя единственной властью государства в небольшой популистской манере, продолжая традицию отвечать на петиции народа. На своей ежегодной прямой пресс-конференции Путин принимает жалобы и вопросы со всей России, лично вмешиваясь в решение местных проблем. Во время таких мероприятий вождь укрепляет народный монархизм, показывая русскому народу, что единственное, что мешает ему решить все проблемы России, — это его неспособность знать все и быть везде одновременно.

В целом за последние двадцать лет путинский режим приложил огромные усилия для поддержания народной монархической системы, наделив правителя абсолютной властью и минимальной ответственностью. Путинская вертикаль власти поддерживает народный монархизм каждый раз, когда Путин публично унижает олигарха или местного чиновника за коррупцию или бесхозяйственность. Какой бы системной ни была проблема, и какой бы степенью ответственности за нее ни был сам Путин, ему всегда удавалось свалить вину на кого-то другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *