Разное

Куклы с двигающимися руками и ногами: Куклы с подвижными руками и ногами – купить на Ярмарке Мастеров

Содержание

Н.В. СМОЛЯНСКАЯ Между эротическим и «жутким»: куклы Синди Шерман


МЕЖДУ ЭРОТИЧЕСКИМ И «ЖУТКИМ»: КУКЛЫ СИНДИ ШЕРМАН

Автор: Смолянская Наталья Владимировна, доцент института РАШ РГГУ, e-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-0223-1510

Аннотация: Исследование мотива куклы и манекена в искусстве позволяет уточнить природу симулякра и репрезентации в массовой культуре и обозначить условия аутентичности эротического искусства.

Ключевые слова: кукла, эротическое искусство, секс и страх в культуре

EROS AND UNHEIMLICHE: SINDY SHERMAN’S DOLLS

Author: Smolianskaia Natalia, Chair of the Russian School of Anthropology, Russian State University for the Humanities (RSUH, Moscow, Russia), e-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-0223-1510

Summary: Investigation of uses of doll-like images in modern art (mannequins, statues, simulations of moving bodies) allows us to specify the nature of simulacra and representations in mass culture more precisely and to mark some conditions of erotic art per se.

Keywords: doll, erotic art, sex and horror

Ссылка для цитирования:

Смолянская Н.В. Между эротическим и «жутким»: кукля Синди Шерман // Артикульт. 2012. 6(2). С. 1-10.

скачать pdf

У него еще никогда не бывало столь прилежной слушательницы. Она не вязала и не вышивала, не глядела в окно, не кормила птиц, не играла с комнатной собачонкой, с любимой кошечкой, не вертела обрывок бумаги или еще что-нибудь, не силилась скрыть зевоту тихим притворным покашливанием – одним словом, целыми часами, не трогаясь с места, не шелохнувшись, глядела она в очи возлюбленному, не сводя с него неподвижного взора, и все пламеннее, все живее и живее становился этот взор…

Он трепетал от внутреннего восторга, когда думал о том, какое удивительное созвучие их душ раскрывалось с каждым днем.

Так оно, надо полагать, и было; а если Натанаэль в светлые, рассудительные минуты и вспоминал о полнейшей пассивности и немногословии Олимпии, то все же говорил: «Что значат слова, слова! Взгляд ее небесных очей говорит мне более, нежели любой язык на земле! »

Э. Т. Гофман «Песочный человек»[1]

 

Любовь романтичного юноши к кукле балансирует у Гофмана в том диапазоне между жутким и эротическим, которое практики современного искусства населяют разнообразными подобиями человеческого тела: с некоторой долей условности мы могли бы назвать и комбинированных персонажей и трансформеров братьев Чэпмен, и соединения видеопроекции и объектов Тони Урслера, и действующих лиц инсталляций Тони Мателли или Маурицио Каттелана, и воспроизведенных на фотографиях героев Синди Шерман[2] «куклами». Правда, эти «куклы» отличаются от милых пупсов, привычных нам с детства; они зачастую вовсе не милы, а в некоторых случаях вызывают странные чувства отторжения и любопытства, ужаса и притягательности, болезненности и наивности. Кукольные качества, представленные в этих персонажах, весьма условны. Мы говорим о «куклах», имея в виду функциональные характеристики всех кукол, присущие им со времен самой далекой древности: практику замещения человека его подобием, похожим на него, но лишенным жизни. Но сходство позволяло предположить возможность перехода из одного состояния в другое: вспомним о «живой» и «мертвой» воде и различных всем известных мифах воскресения.

Видимо, именно амбивалентность объекта, способного представлять сочетание живого и мертвого, сделало его столь «привлекательным» для многих современных художников, стремящихся снять все запреты и табу, обращаясь в одно и то же время и к мифологической составляющей искусства, и к его повседневному, всем знакомому бытованию в предметах, обычно не воспринимаемых с точки зрения их эстетических качеств. Причем фотографии Синди Шерман представляют особый интерес, поскольку в них моделью будет и сама художница, и кукольные разновидности, причем в какой-то момент становится непонятно, какой момент, «оживления» или безжизненной «куклы», выбран для снимка. Что же представляет из себя, что таит в себе столь знакомый с детства и поливалентный объект, как кукла?

Возможность перехода из мертвого в живое и наоборот придает такому объекту неопределенность и двойственность. Причем, двойственность связана с тем, что неизвестно, в какой стадии перехода находится объект: то ли ему предстоит «оживление», то ли он всем своим обликом напоминает об исчезнувшем, живом персонаже. В первом случае «кукла» находится на стадии принятия новой или повторения старой роли, но в новом временном цикле. Речь идет о мифах воскресения, а также о различных формах театрализации этих мифов. Во втором случае отсутствие персонажа компенсируется его заместителем.

Куклы обладают той же возможностью воплощения, что и их первые прототипы, представлявшие мифологических персонажей в сакральных действиях и/или ритуалах древности. Первые куклы служили вполне взрослым задачам: они воплощали души умерших предков, божества, заменяли собой людей, предназначенных в жертву, и врагов, которых нужно было уничтожить. Скорее всего, куклу тогда вообще не воспринимали как детскую игрушку. Первые предметы, хотя бы отдаленно напоминающие человека или же его замещающие, осуществляли символическую связь между человеком и тем миром, который его окружал. Первая символическая идентификация – сакральная: происходит формирование новых смыслов в отождествлении снопа колосьев, деревянной колоды или каменного изваяния с человеческой фигурой. Эти смыслы уточняют позицию человека по отношению к неизведанным и таинственным силам природы, помогают ему, олицетворяя, обрести защитника или победить врага сначала в символическом мире, а потом и в реальном.

Кукла воплощает возможности семантического коллажа, обусловленные самой ее конструкцией и мифологическим происхождением. Семантический коллаж соединяет области игры и культа: многие дошедшие до нас традиционные игры позволяют реконструировать древние обряды, а серьезность и торжественность, с которой происходили «похороны куклы» (например, утопление куклы-чучела Костромы в Древней Руси), одновременно предполагали некоторую условность происходящего.

В то же время, многие куклы и сейчас маркируют область сакрального, особое культовое «пространство», по известному выражению И. Хейзинги[3]. В его концепции вся культура в целом носит игровой характер. С этим утверждением можно спорить, но интересно сравнение игровых и ритуальных форм культуры как создающих свое особое, отгороженное пространство: и в игре, и в культовом действии очерчиваются пределы, за которыми «сила» сакрального или правила игры уже не действуют. И в том, и в другом случае участники осознают и условность, и серьезность происходящего, но «по-настоящему» вживаются в свои роли. И сейчас на торжественных католических празднествах фигуры святых выносят из храмов, это шествие по-своему окрашивает, семантически переиначивает окружающее пространство. Сюда же можно отнести и обычай вертепов, представляющий на Рождество евангельский сюжет. Процедуры переодевания кукол тоже повторяют традиционные ритуалы переодевания, сопутствующие всем видам культа. По сути, это примеривание иного облика, символическое перевоплощение. Перемена платьев позволяет кукле менять занятия, выводить ее на новые дороги и дорожки игрового пространства, а не взывать к богам. Но куклы всегда сохраняли эту возможность: перейти из близкой действительности в волшебную и таинственную неизвестность.      Изображения людей с давних пор наделялись магической силой охотники на наскальных рисунках приносили удачу своему племени. Зачем же понадобилось изображение делать еще более похожим на человека, облекать его в объемную форму? Соприкосновение человека с окружающим миром неразрывно связано с ощущениями своего тела, с осознанием своего положения в природе и обществе. Объемное изображение позволяет создать удивительное подобие, идеальное, если вспомнить о скульптурах греческих богов.        

Куклу можно рассматривать как объект, в котором соединяются выражение

неподвластного символической интерпретации тела и та реакция на окружающее, которая позволяет очертить знаки соприкосновения с ним. Куклы с прикрепленными на шарнирах руками и ногами существовали уже в древних культурах это подтверждают археологические находки. Но в какой мере было возможно свободное и непринужденное обращение с ними? Трудно определить теперь, где проходила грань между сакральным и игровым пространством. Понятно, что кукла с двигающимися руками и ногами была создана не для того, чтобы на нее просто смотрели, ее можно было взять в руки, сгибая и выпрямляя суставы, имитировать движения, подобные собственным. В общем, эта кукла уже была способна не только служить воплощением какого-либо персонажа: она вступала в разговор. Она была способна на жест. Здесь мы понимаем под «жестом» то знаковое соединение, которое начинает работать в результате действий того, кто «играет» или «одушевляет» куклу, заставляя ее двигать руками и ногами, ступать по земле, прикасаться к своей руке или другому кукольному персонажу. Каждое движение куклы определено вниманием, интенцией играющего и его желанием претворить одну из возможностей, кроющихся в кукольном персонаже, в некую живую форму. Но она никогда не осуществляется до конца. Оставшись в игровом (или сакральном) пространстве, мы не заметим неудачу. Кроме того, что с неудачей связано неприятное ощущение поражения, оно же будет означать и поражение живого, победу мертвого. Поэтому эти два пространства традиционно отгорожены целым рядом ритуалов. Если же и происходит стирание границ, то в случае преступания запретов, взгляда со стороны, не принадлежащего представителю данной религии, игровой и/или ритуальной общности, культуры.

Особое, четко отгороженное игровое пространство с высокой степенью условности возникает в кукольном театре. Здесь происходит перенос человеческих качеств на кукольных героев, при этом некоторые характерные черты утрируются, становятся более выпуклыми и очевидными.

Возможности семантического коллажа, представляемые самой фактурой куклы, многократно обыгрывались в современном искусстве. «Куклы» современного искусства продолжают игры своих предшественников, сюрреалистов, во главе с автором «испорченной малютки» Гансом Беллмером, играют на сходстве куклы и ее живого прототипа (или, наоборот, копии?), чтобы проявить двойственность влечения.  Ганс Беллмер создал необыкновенно сексуальный образ в серии кукол девушки-подростка, одним из первых использовал эффект ее притягательности. женский персонаж, который мог разбирать и моделировать так, как ему вздумается. Он сфотографировал этот персонаж и на основе фотографий выпустил книжку «Кукла», где использовал принцип семантического коллажа, свойственный сюрреалистам: во второй половине двадцатых годов в изобразительном искусстве, да, возможно, и в литературе повсеместно происходит переход от коллажа синтаксического к семантическому. Под «синтаксическим» коллажом понимается структурное соединение, разбирающее на составные части объект, имеющий смысл в своем целостном проявлении, но теряющий его в стадии «разборки». К подобного рода «коллажам» прибегали и абстрактные художники, и дадаисты, и приверженцы русского кубофутуризма в «зауми». Беллмер находится на перекрестье этого перехода, так как, разбирая женский фетиш как структуру, синтаксически перекраивая ее, он создает и своеобразное «кривое зеркало», на которое спроецированы его фантазмы. Его фотоколлажи с различными транcформациями кукольного тела на фоне интерьеров, пейзажа, и других обыденных моментов действительности действенны на обоих уровнях: как на уровне структурной, синтаксической перестройки, так и на смысловом, наполняя столь знакомые интерьеры странным, волнующим содержанием.

Тип кукольной фигуры, который использует Беллмер, и который впоследствии приводит к изобретению куклы Барби – это манекен. Сюрреалисты, вслед за дадаистами, увлекались манекенами, их переодеваниями, клоунадой, возможными их превращениями. Куклы-манекены были внове: их повсеместное распространение началось лишь в начале ХХ века, до того «манекенами» называли девушек, показывающих на своем теле модную одежду. Эротические коннотации просматривались тут не случайно: сюрреалисты, столь внимательно относившиеся ко всему, окрашенному эротическим влечением, на парижской выставке 1938 года выстроили целую улицу манекенов (в этой акции приняло участие большинство сюрреалистов, среди них были и те, кто обычно не использовал такого рода конструкции). Эротическое в манекенах следовало не только из их сходства с предполагаемыми объектами влечения, возможностями проецировать на эти гладкие и не сопротивляющиеся сочленения все фантазии, но и сексуальными коннотациями, связанными с тем, что манекены в витринах, ярко освещенные и хорошо заметные с улицы, напоминали проституток. «Парижские улицы», воссозданные сюрреалистами, были погружены в сумрак, лишь манекены освещались направленным светом, проявляя ассоциации как с женщиной с улицы – проституткой, так и с моделью высокой моды. Если обычно манекенам предназначалось показывать одежду, то в этом контексте им была поручена трансляция социальных и политических посланий. Манекены были слишком похожи на настоящих женщин, но при этом находились на грани перехода, концентрировали в себе не только возможности новых соединений и новых семантических коллажей, но и отсутствие всяческих качеств, нейтральный предмет, способный принять те значения, которые хотел передать ему автор.

«Манекены – совершенные симулякры (копии в отсутствии оригинала), они находятся в пространстве идеализации. Манекены рассыпаются на фрагменты в лучах рекламы, они воплощают в себе мечту простого человека. В контексте сюрреализма невозможная похожесть на человеческое тело делает из манекена объект желания, поклонения художника мужчины. Искусственная женщина – идеальная женщина, она и на расстоянии, и доступна, и становится объектом художественной и эротической манипуляции»[4].

Итак, манекены представляют объект для примерки: из живой женщины они превращаются в кукол, но особых, обезличенных, и именно поэтому ставших лучшей формой для «идеальной» проекции желаний играющего с ней, примеривающего на нее платья ребенка или взрослого человека, примеривающего эротические фантазии мужчины. Такова была и безответная и все «воспринимающая» кукла, к которой воспылал чувством Натанаэль. Она становится своего рода зеркалом, в котором молодой человек видит себя, отраженным без помех, главное – это «ее глаза», становившиеся все более и более «влюбленными».

Идеальная проекция лучше всего ложится на незамутненную поверхность, – существует тип кукол со стандартной внешностью, которые пользуются огромной популярностью не только у детей, но часто и у взрослых, это куклы Барби. Призвание этой куклы – представлять образ красавицы. А какой девочке не хочется быть красавицей, хотя бы и в собственных фантазиях!

В проведенном исследовании[5] особенностей игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста сравнивались темы игр с Барби и другими куклами. В результате выяснили, что с пяти лет игры с Барби отличаются от занятий с другими куклами. Барби особенно подходит для роли невесты, жены и помогает детям перейти в новое «взрослое» семантическое пространство, где гендерная принадлежность имеет свою характерную специфику. Кукла помогает осуществлению гендерной идентификации в новом мире. В этом один из секретов всемирной популярности Барби. Женские качества ее облика позволяют сделать ее и принцессой, и красавицей, и невестой. В фигуре Барби соблюдается нужная мера реалистичности и условности. Но при этом она очень сексуальна. В чем же выражается сексуальность Барби? Прежде всего, у этой куклы есть грудь, очень тонкая талия и непомерно длинные изящные ноги. Сочетание таких пропорций с бюстом напоминает девушку-подростка и говорит о невинности. Возможно, в этом и кроется еще один секрет популярности. Как тут не вспомнить о набоковской Лолите! Впрочем, не только о ней.

В кукле Ганса Беллмера также сохранены пропорции девушки-подростка, так проявляется родственная связь этой куклы с манекеном. В кукле-манекене эротическое просматривается как в ее «пассивной» роли, столь успешно считываемой юным Натанаэлем и Гансом Беллмером, так и в возможности «идеальной проекции», и в том, как контекст витрины преображает обычный образ в особо желанный и амбивалентно-порочный, или эталона женской красоты.

Не случайно Ганс Беллмер создал свою «малютку» не только под впечатлением от юной кузины, но и после просмотра пьесы по Гофману «Песчаный человек». Важно также то, что сам Гофман, как и многие его современники, вдохновлялся тогда «автоматами» (особо интересны они были в 18 веке, когда технические возможности позволили вдохновиться ими первым мастерам). Это были механизмы, имитирующие человека[6].

Механическое, губящее живое, – так образ техники и научно-технического прогресса становился антропоморфным, вновь разыгрывался старый миф о двойнике, принявшем вид жены, мужа, возлюбленной и т.д. Этот миф проявился снова в кукольном образе в «Метрополисе» Ланга. Но, если у куклы Беллмера есть оригинал, а она – ее структурная трансформация, обманка, у которой обман на виду, то у куклы Натанаэля оригинала нет, она маркирует пустое место, предназначенное для проекции идеального образа самого себя – ведь он сам любим живой, реальной девушкой, но попался в сети кукольного образа.

Что же происходит, когда он понимает, что место оригинала на самом деле пусто? Оказывается, здесь он во власти «жуткого», как называет эту ситуацию Фрейд в одноименной статье[7]. Придя однажды, как обычно, к Олимпии, Натанаэль застал того человека, которого считал ее отцом, Спаланцани, и оптика, итальянца Копполу, напоминавшего ему страшного «Песчаного человека» из детской страшилки, которые тащили и дергали в разные стороны какую-то женскую фигуру. Когда Натанаэль хотел вырвать из их рук эту фигуру, в которой он узнал Олимпию, то Коппола нанес сильный удар Спаланцани, затем «взвалил на плечи фигуру и с мерзким визгливым смехом торопливо сбежал по лестнице, так что слышно было, как отвратительно свесившиеся ноги Олимпии с деревянным стуком бились и громыхали по ступеням»[8].

Именно в этот момент он почувствовал ужас, потому что увидел, что лицо Олимпии лишено глаз: «на их месте чернели две впадины: она была безжизненною куклою». Особая черта того ужаса, «жуткого», овладевшего молодым человеком, связана с тем, что он увидел мертвое в том, что так было похоже на живое, в том, что идеальная модель уступила место изначальному оригиналу – пустому месту, черной глазнице.

Фрейд видит в этом развитии темы двойника инфантильность невротика:

«часто и легко впечатление жуткого возникает, когда стирается грань между фантазией и действительностью, когда перед нами предстает нечто реальное, что до сих пор мы считали фантастическим, когда символ принимает на себя полностью функцию и значение символизируемого и даже больше того. На этом же основывается добрая часть жуткого, присущего магической практике. Инфантильность, владеющая и душевной жизнью невротика, состоит в чрезмерном подчеркивании психической реальности по сравнению с материальной, черта, смыкающаяся с всевластием мыслей».[9]

Важно, что «жуткое» было осознано Натанаэлем, когда он оказался перед фактом не просто деструкции, но фактом структурной перестановки, разъятия синтаксических элементов, которые таким образом создают новое семантическое пространство, фрагментированное не только кусочками истории Олимпии, но и осколками детских впечатлений, которые и провоцируют вспышку безумия Натанаэля.

Такой путь проходят и образы Синди Шерман – от пассивных и «идеальных» моделей, то структурно-разомкнутых кукол в «Sex Pictures»[10] и «жуткого» в коллажах с образцами патологоанатомии. Развитие темы «жуткого» проходит, таким образом, несколько этапов: оно начинается с ощущения разомкнутости, переходит к куклам-мутантам, перекроенным с помощью структурного коллажа, а затем – к «жуткому» и разбитым куклам, не оставляющим никакой надежды.

О работах Синди Шерман много писала Розалинда Краусс.[11] В своем анализе сексуальных кукол она также обратилась к работам Беллмера и к их анализу известным арт-критиком Халом Фостером: «Куклы», пишет Фостер, «выявляют и осмысляют как этот страх перед деструктивным и диффузным, так и попытку преодолеть его при помощи насилия против женщины как другого – в этом скандальность и урок кукол»[12]. И все-таки, прежде всего проект Беллмера – эротический коллаж, преображающийся в семантический коллаж, в котором проявляются и страх перед деструктивным, и эмоциональная инфантильность, и попытки создания художественно сублимированного пространства на фотографиях в «милом, домашнем» интерьере или на природе. Это напоминает практику эротических фотографий начала ХХ века.

Несмотря на то, что Синди Шерман также прибегает к приему семантического коллажа в своих фотографиях на тему «жуткого», она проходит другой путь. Синди Шерман начинает работать над темой не с копирования и структурирования оригинала, а в отсутствии его. Ее первые фотографии – имитация кадров из будто бы поставленных фильмов: воссоздание ситуаций и персонажей, которых не было. В процессе создания работ художница насыщает семантически пустую матрицу. Поэтому ее первая модель – она сама – копия без оригинала, сама является той идеальной проекцией. Она упивается своим инфантилизмом, переодевая не игрушку с одежками, а саму себя. Создавая куклу из себя самой, автор не может вырваться из того семантического коллажа, который всегда окружает эту куклу, будучи ее аксессуаром.

В фильме «Cindy, the Doll is mine»[13], созданного как самостоятельный комментарий к работам Синди Шерман, как реминесценция на тему «куклы» у художницы, показано взаимоотношение художника и модели – здесь художник отражает происходящее с моделью, в свою очередь представляющую эту самую «идеальную проекцию». Одна из героинь фотографирует другую: темноволосая художница, немного напоминающая мальчика, работает с моделью – нежной и хрупкой блондинкой. И модель, и художницу исполняет одна и та же актриса, Азя Арженто. Модель воплощает в себе стереотип «сексуальной блондинки», а бинт, завязанный на руке, напоминает о «кукольной» ранимости и ущербности: брюнетка кажется более «мужественной», но настоящие слезы могут быть только у нее. В конце концов, блондинка принимает горизонтальную позу, которая знаменовала перелом в творчестве Синди Шерман в 1981 г., когда ей заказали большие развороты (по образцу разворотов в «Плейбое») в журнал «Арт Форум». Журнал отказался тогда от ее фотографий, потому что побоялся нападок феминисток, поскольку горизонтальная позиция модели ассоциируется прежде всего с позицией жертвы. Но Синди выставила свои фотографии на выставке и добилась необычного для себя финансового успеха, это был первый большой успех художницы. Но с тех пор началась трансформация: «упавший» идеальный образ рассыпался на «нескладушки», в которых эротическое, несмотря на название «Sex pictures», уступает постепенно место «жуткому», а затем зеркало окончательно разбивается.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. / Его же. Эликсиры сатаны. Ночные рассказы; / пер. с нем. А. Морозова, М.: Республика, 1992.

2. Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1994

3. Хейзинга Й. Homo ludens. M.: Прогресс-Академия. 1992

4. Шерман С. Холостяки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

5. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4.

6. Lehmann, U. Stripping Her bare: The Mannequin in Surrealism // Adressing the Century: 100 Years of Art and Fashion Exhibition Catalogue Hayward Gallery Publishing. 1998.

 


[1]        Э.Т.А. Гофман. Песочный человек. / Его же. Эликсиры сатаны. Ночные рассказы; / пер. с нем. А. Морозова, М.: Республика, 1992. С. 283.

[2]              Синди Шерман (род. 1954) — одна из самых известных художниц нашего времени. Начала с серии черно-белых фотографий, на которых запечатляла самое себя в образе героини из популярного фильма. С тех пор она создала множество других серий, но продолжает использовать свое тело как модель  для переодевания и «документации». В энциклопедиях указано, что Синди Шерман является и художником, и моделью. Живет и работает в США.

[3]     Хейзинга Й. Homo ludens. M.: Прогресс-Академия. 1992

[4]        Lehmann, U. (1998) “Stripping Her bare: The Mannequin in Surrealism” from “Adressing the Century: 100 Years of Art and Fashion Exhibition Catalogue Hayward Gallery Publishing.

[5]        Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 53-69.

[6]              Сообщениями о таких модных механических игрушках-автоматах, говорящих, двигающихся, исполняющих музыкальные пьесы (на флейте, барабане, клавикордах) и даже играющих в шахматы, пестрят в то время газеты и журналы. Множество подобных примеров приведено в любимой книге Гофмана «Естественная магия» И.Х. Виглеба. Поэтому центральный мотив – оживший автомат, губящий живое существо. (Э.Т. Гофман, примечания к рассказу «Песочный человек», стр. 518).

[7]     Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1994

[8]     Э.Т. Гофман, там же, стр. 284.

[9]     З. Фрейд «Художник и фантазирование», стр.276.

[10]       В этой серии фотографий 1992 г. Синди Шерман обращается к дезартикулированному телу, к комбинации частей кукольного тела, в которых механические сочленения сочетаются со вполне узнаваемыми человеческими половыми органами.

[11]       В ее сборнике «Холостяки» ( М.: Прогресс-Традиция, 2004 / пер. с англ. Дубина С.Б.) Синди Шерман посвящена большая одноименная статья, одна из которых так и называется: «Сексуальные куклы».

[12]       Р. Краусс «Синди Шерман»/ «Холостяки», стр. 118.

[13]    “Cindy, the Doll is mine”, фильм Бертрана Бонелло, в главной роли Азя Арженто. 2005, Франция.

Нестареющая Барби: как появилась знаменитая кукла

О ней мечтали все девчонки 90-х. Еще бы, ведь Барби так не похожа на остальных кукол. Нет в мире более скандальной игрушки, которую бы одновременно настолько любили дети и критиковали взрослые.

Почему же Барби вызывает так много споров. Ответ лежит на поверхности. Фактически это первая кукла, которая представляет собой взрослого человека, живущего взрослой жизнью со взрослыми проблемами, пусть и не особо серьезными. Однако не все «прелести» такой жизни ребенок должен познавать в раннем возрасте.

В пользу Барби говорит довод, что взрослая жизнь – это не только материнство, к чему девочек готовит игра «дочки-матери», но и, например, осознание себя как привлекательной и успешной женщины. Эту взаимосвязь, возможно, и увидела Рут Хэндлер, стенографистка и супруга совладельца компании Mattel, наблюдая за игрой своей дочери и ее подруг. Поскольку игрушечным пупсам девочки предпочитали «взрослых» бумажных кукол, которых вырезали из картона.

Из Лилли в Барби

 

Несмотря на всю уникальность Барби, у нее существовал прототип — Лилли, героиня юмористических комиксов для взрослых из немецкой газеты Bild Zeitung, в основе сюжета которых лежали ее отношения с кавалерами. Кукла Лилли появилась в 1955 году и произвела настоящий фурор своей формой тела, а также двигающимися руками и ногами. Продавали куклу в табачных лавках как шуточный подарок для мужчин. Рут Хэндлер впервые увидела ее во время своего отпуска в Швейцарии. А в 1964 году Mattel выкупила права на Лилли, и с тех пор кукла больше не производилась.

Несмотря на то, что поначалу в компании мужа идею Рут всерьез не восприняли, куклу все же запустили в производство. В США дизайн Лилли доработали. Чтобы понять, какие нужно внести коррективы, провели социологическое исследование. Женщины и девочки, участвовавшие в нем, должны были рассмотреть куклу и высказать свое мнение о ней. Точки зрения взрослых и детей оказались диаметрально противоположны: мамам не понравился большой бюст Лилли, а девочки были от куклы в восторге.

Производители решили найти компромисс и выпустить куклу-тинейджера. Тем не менее, на подростка Барби стала похожа не сразу. Хотя ей уменьшили размер груди и изменили лицо, первые куклы по-прежнему оставались чересчур взрослыми и накрашенными.

Сегодня над созданием каждой новой Барби трудится до 100 человек.

Первая кукла Барби.

 
фото: liveinternet.ru

  

Моментальный успех

 

Барби (полное имя — Барбара) «родилась» 9 марта 1959 года в штате Висконсин (США). Ее рост был 29 см, а вес — 135 гр. Назвали ее в честь дочери Рут и Эллиота Хэндлеров.

Самая первая Барби не была блондинкой. У нее были темные волосы, собранные в «конский хвост», а из одежды и аксессуаров – полосатый купальник, босоножки и перламутровые серьги.

Зимой 1959 года на ярмарке игрушек в Нью-Йорке, где Барби представили впервые, вся партия кукол (351 штука) разошлась мгновенно. Всего же за первый год было продано 300 тыс. кукол Барби. Тогда каждая из них стоила всего 3 доллара. Сегодня же стоимость такой куколки составляет 25-70 долларов.

фото: go2life.net
 

За время своего существования Барби неоднократно подвергалась редизайну: меняла цвет и длину волос, начала сгибать и поворачивать руки, ноги и другие части тела, научилась открывать и закрывать глаза, говорить. Но одно из главных изменений в ее облике произошло в 1972 году, когда была выпущена знаменитая «Барби Малибу». Если раньше ее взгляд, как и у Лилли, был направлен немного в сторону, то теперь она смотрела прямо перед собой. Кроме того, у Барби появилась ее фирменная улыбка.

На протяжении нескольких десятков лет Барби была одной из самых популярных игрушек. Каждую секунду в мире продавалось от одной до трех кукол. В целом на данный момент их продано уже более миллиарда. При этом наиболее продаваемой стала модель Totally Hair Barbie (1992 года выпуска) с волосами до пяток. Таких кукол было продано 10 млн штук.

 

Кукольная биография

 

Начиная с 60-х годов, считалось, что Барби была дочкой Джорджа и Маргарет Робертс, которая родилась и выросла в городке Уиллоус штата Висконсин. Но в 90-е в связи с выпуском новой серии кукол ее биография несколько изменилась, и она оказалась уроженкой Нью-Йорка. В 1961 году Барби начала встречаться со своим бойфрендом Кеном, которого назвали в честь сына Рут Хэндлер — Кеннена. В 1963 году у нее появилась подруга Мидж, а в 1964 — сестра Скиппер. К 2002 году у Барби было уже шесть братьев и сестер и 31 подруга. Причем некоторые друзья и родственники имели собственных друзей или вторую половинку. Сегодня кампанию Барби составляют более 60 кукол и животных.

фото: obitelzla3.ru

 

Между двух огней

 

Несмотря на безумную любовь детской аудитории Барби подвергалась критике по разным причинам. Во-первых, за неестественные пропорции фигуры. Производителей обвиняли в том, что кукла формирует у детей ложное представление о красоте и развивает комплексы. Им ставили в вину распространение «синдрома Барби» — то есть анорексии и булимии, которые поклонницы куклы «приобретали», стремясь стать похожими на свой идеал. Если бы Барби была человеком, то при росте 170 см ее вес составлял бы примерно 50 кг, объем груди – 99 см, талии – 45 см, а бедер – 84 см. В реальности женщина с такими параметрами рождается одна на 100 тыс. В Центральном госпитале Хельсинки выяснили, что при этом ей бы не доставало 20% процентов веса для нормального функционирования организма.

Так бы выглядели пропорции Барби в реальной жизни.

 
фото: izuminki.com
 

Американка Синди Джексон даже попала в Книгу рекордов Гиннеса, сделав больше всех в мире пластических операций, чтобы стать похожей лицом и фигурой на куклу Барби. Она перенесла более 50 изменений внешности, потратив на них порядка миллиона долларов.

Синди Джексон до операций и после.

 
фото: mediarost26.ru
 

После многочисленных нападок в конце 90-х Mattel слегка изменили фигуру куклы, уменьшив ей бюст и увеличив талию. А впоследствии выпустили новую коллекцию кукол, похожих на реальных женщин, — пышных, миниатюрных и высоких красоток.

Различные модели кукол — Барби с различным цветом кожи, волос, низкого и высокого роста, с окрурглыми формами.

 
фото: Mattel
 

Второй претензией к Барби стала пропаганда ею потребительской философии жизни и формирование у детей стереотипов, присущих «девочкам-пустышкам». В первую очередь все это относится к «говорящей Барби», которая была выпущена в 1992 году. «Достаточно ли у нас одежды?», «Я люблю шоппинг!», «Математика — это трудно!» — твердила она.

Из-за этого Барби запрещены в ряде мусульманских стран. Однако там есть аналоги куклы, такие как Фулла, Разанна, Джамиля. Они схожи с оригиналом, но пропагандируют мусульманские ценности. В комплект их одежды, например, обязательно входит хиджаб или чадра.

Такая разная Барби

 

За время своего существования Барби стала представительницей 50 национальностей и 108 профессий. И в данном случае ей не откажешь в толерантности, а также маркетинговой дальновидности. Барби побывала не только деловой женщиной, певицей или учительницей, но и космонавтом, и даже кандидатом в президенты.

Особой популярностью пользовались куклы, изображающие реальных людей, например, звезд кино и эстрады или героев фильмов. Mattel выпустила Барби в образе Твигги, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн, Кейт Миддлтон, Риз Уизерспун, Леди Гага, Грейс Келли, Холли Бери, Дженнифер Лопес, Бейонсе и пр. А после выхода трилогии «Властелин колец» — серию кукол, изображающих главных персонажей фильма.

Барби из коллекции «Римские каникулы» (1959 года выпуска) продавалась всего один год и шла в комплекте с различными маленькими пудреницами. Сейчас каждая такая пудреница сама по себе стоит от 330 до 1500 долларов.


Барби в образе Одри Хэпбёрн и Мэрилин Монро.

 
фото: woman.ru и youloveit.ru
 

Наряды для коллекционных кукол придумывают и шьют в модных домах. В гардеробе Барби уже есть туалеты от Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана-Поля Готье, Кристиана Диора, Живанши, Бласса и Боба Мэкки. Стоимость одного наряда «от кутюр» может составлять порядка 850 долларов.

Самую дорогую в мире куклу Барби совместно с компанией Mattel создал австралийский дизайнер ювелирных украшений Стефано Кантури. Целью акции стал сбор средств на исследования рака молочной железы. На кукле было ожерелье из белых бриллиантов весом три карата и розовых весом один карат, которое стоило 300 тыс. долларов, и кольцо с розовым бриллиантом. В 2010 году она была продана анонимному покупателю за рекордные 302 500 долларов. 

Arms Legs Move Doll — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
26 релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Кукла с

    подвижными руками и ногами|TikTok Search

    TikTok

    Загрузить

    kimberly_.

    268

    Кимберли Люби их Игрушки 🧸

    #BarbieExtra Мини Я люблю этих милых маленькие куколки, которые мне нравятся, они могут двигать ручками и ножками, супер мило.

    Видео TikTok от Kimberly Love the Toys 🧸 (@kimberly_.268): «#BarbieExtra Minis Я люблю этих милых маленьких кукол, мне нравится, что они могут двигать руками и ногами, супер мило». Дети в Америке [2020 Remaster] — Ким Уайлд.

    577 просмотров|

    Kids In America [2020 Remaster] — Kim Wilde

    archthot

    Археолог Стеф

    Дети всегда играли с куклами #history #historytok #ancienthi история #древний #археология # archaeologytiktok #археолог

    126,3 тыс. лайков, 272 комментария. Видео TikTok от Steph the Archaeologist (@archthot): «Дети всегда играли с куклами #история #историяток #древняяистория #древняя #археология #археологтикток #археолог». Единственная важная история касается королей и сражений. Больше ничего интересного | Более 2000 лет назад девочки играли с куклами и двигали ногами и руками, как я делал с моим оригинальным звуком Барби — abbyೃ⁀➷ (версия королевы).

    541,4 тыс. просмотров|

    оригинальный звук — abbyೃ⁀➷(queens version)

    p0rtalb0und

    inky

    вы можете бросить ему n вещей

    62 лайка, TikTok видео от inky (@p0rtalb0und): «вы можете швыряй его вещами» . кукла геймбой
    его руки и ноги двигаются
    Он как тряпичная кукла Die In A Fire (Instrumental) — The Living Tombstone.

    2300 просмотров|

    Die In A Fire (Instrumental) — The Living Tombstone

    aquagal17

    Aquagal

    Давайте откроем куклу Secret Crush #secretcrushminis #mysterytoy #Cute #Kawaii #pretty #toys #Mia #mysterybox #Doll

    26 лайков, TikTok видео от Aquagal (@aquagal17): «Давайте откроем куклу Secret Crush #secretcrushminis #mysterytoy #Cute #Kawaii #pretty #toys #Mia #mysterybox #Doll». Смешное веселье с милым питомцем — SOUND BANK.

    816 просмотров|

    Комичное развлечение для милого ребенка — SOUND BANK

    peekaco

    Peeka & Co.

    Как здорово, что у нее есть собственный шкаф! #toy #doll #parentsoftiktok #peekaco #HolidayOREOke #happy

    TikTok видео от PeekTok & Ко. (@peekaco): «Как же здорово, что у нее есть собственный шкаф! #toy # кукла #parentsoftiktok #peekaco #HolidayOREOke #happy». Нам очень нравится эта кукла, она мягкая, милая, с подвижными ручками и ножками для легкого одевания, милыми нарядами и красивыми волосами, которые можно расчесывать! Моя счастливая песня — супер простые песни.

    219 просмотров|

    Моя веселая песня — Супер простые песни

    maurklatillman43

    iamnotkaylaabdiorr2

    Злодеи. Девушка когда-либо.

    Видео в TikTok от iamnotkaylaabdiorr2 (@maurklatillman43): «Злодеи. Девушка на свете». Крошечная комната — Артур Хилл.

    4 просмотра|

    Tiny Room — Arthur Hill

    4everlovedolls

    Wykeitha Benton

    Мне нужно было сделать куклу «помни меня». Big Chunky была куклой моей мамы, которую я сделала для нее в качестве рождественского подарка. Она размером с 6-месячного ребенка с подвижными руками и ногами

    43 лайка, видео TikTok от Wykeitha Benton (@4everlovedolls): «Мне нужно было сделать куклу «Помни меня». Big Chunky была куклой моей мамы, которую я сделала для нее в качестве рождественского подарка. Она размером с 6-месячного ребенка с подвижные руки и ноги». Повышение уровня — Сиара.

    303 просмотра|

    Повышение уровня — Сиара

    audiluvslemon

    🥐Abryne🥐

    Часть вторая за 1 час! » Часть вторая за 1 час! #zyxcba#fypシ゚viral # paperdollmoving#fypage». Переезд
    бумажная кукла!
    Часть 1! | рисунок наряд.. | Ноги и руки | … оригинальный звук — аудио..

    12 тыс. просмотров|

    оригинальный звук — аудио.

    microtoys_by

    Ольга Microtoysby

    Посмотрите, как эта очаровательная миниатюрная вязаная кукла в кигуруми оживает с подвижной головой, руками и ногами! Это крошечное творение наверняка заставит ваше сердце таять от переизбытка милоты. Не пропустите этот уникальный и очаровательный TikTok!
    #вязание крючком #миниатюра #кукла #кигуруми #подвижная #голова #руки #ноги #маленькие #милые #милые #ручная работа #поделки #Сделай сам 90 111 #art

    64 лайка, TikTok видео от Ольги Microtoysby (@microtoys_by ): «Посмотрите, как эта очаровательная миниатюрная вязаная кукла в кигуруми оживает с подвижной головой, руками и ногами! Это крошечное творение обязательно заставит ваше сердце растаять от переизбытка милоты.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *