Разное

Комфортная развивающая среда это: ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Развивающая предметно — пространственная среда ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной игровой деятельности ребенка». Именно поэтому наши педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению, моделированию предметно-развивающей среды ДОУ.

Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга состояния РППС детского сада «Калейдоскоп»    г. Данилова Ярославской области от 17.01.2023 г.

Для просмотра РППС ДОУ нажмите 

Для просмотра кабинетов и залов ДОУ нажмите 

     

 

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций:
—  Информационно-познавательная функция
—  Стимулирующая функция
—  Развивающая функция 
—  Воспитательная функция 
—  Функция сохранения психологического здоровья
         Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции. Среда должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.
         Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Чем и занимаются наши коллеги в течении длительного времени. Полезно привлекать к деятельности по преобразованию предметно-пространственной среды и родителей. Наши родители с большим удовольствием включаются в данную деятельность и являются первыми и главными помощниками в обновлении, обогащении предметно-пространственной среды.
         Наши педагоги – творческие, трудолюбивые, активные, целеустремленные личности, потенциал неисчерпаем, поэтому в нашем саду нет свободного пространства, которое не было бы задействовано при организации развивающей предметно-пространственной среды.
         Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность.
         Каждый педагог ДОУ решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность, учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды всего ДОУ.
         В нашем общем деле очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
         Стандарт говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных, дидактических и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. В нашем детском саду действует образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников.
        Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только группы, но и всей территории.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС

Педагогический совет

От 02.12. 2015 г.

Тема:«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Ход педсовета

п/п

Вид деятельности

Ответственный

1.

Психологический настрой

Педагог — психолог

2.

Выбор экспертной группы

Коллектив

3.

Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Заведующая

4.

Создание проблемной ситуации.

Методист

5.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Методист

6.

Принципы.

Учитель — дефектолог

7.

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Воспитатели, муз.рук.., психолог, логопед.

8.

Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Методист

9.

Принятие проекта решения педагогического совета.

Экспертная группа

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

5. Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

6. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

7.Принятие проекта решения педагогического совета.

Предварительная работа:

Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета.

Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.

Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.

Разработка протокола анализа состояния предметно-развивающей среды возрастных групп ДОО.

Ход педагогического совета.

Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОУ. Под этим понятием понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

— содержательно-насыщенной, развивающей, т. Е. она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

— трансформируемой, т. Е. предполагается возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей.

— полифункциональной, т. Е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например ширм, мебели и т.д.; наличие в группе предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (предметы-заменители).

— доступной, т.е. свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности;

— безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

— вариативной ( наличие пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; переодическую сменяемость игрового материала, появление новых материалов, стимулирующих активность детей).

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-исследовательской деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и т.д.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружева, банты, зонтики и т.д; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, которые творчески используются для решения игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игры в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это значит, что всестороннего развития ребёнка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, физического, эстетического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

Создание проблемной ситуации.

На дворе 21 век. Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям интересно было обучаться? Как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное? Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространствен- ной среды дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.

Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть:

* сборно-разборная мебель;

* игрушечная мебель;

* ёмкости для хранения игрушек;

* игрушки;

* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

*использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*мебель-трансформер;

*использование вертикальных разделителей;

*кукольный театр;

*костюмерную;

*игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонированияреализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

игровых зон;

зон уединения;

современных игрушек;

развивающих игр;

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

уголков экспериментирования;

уголка природы;

логопедического уголка;

фонотеки, видеотеки;

спортивного инвентаря и оборудования и т. д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, т.е. на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО.

Выступление педагогов ДОУ.

Осуществляется анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группах .

Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Принятие проекта решения педагогического совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ объектов развивающей предметно-пространственной среды:

— 3 балла – если объект присутствует в хорошем состоянии;

— 2 балла – объект есть, но его состояние требует реставрации или его необходимо поменять;

— 1 балл – объект присутствует частично, и его состояние оставляет желать лучшего;

— 0 баллов – объект отсутствует.

Протокол анализа состояния предметно-развивающей среды группы

Группа…………………………

Количество детей…………………….

Дата заполнения……………………….

Анализ проводил ……………………

п/п

Классы объектов

3

2

1

0

1.

«Художественно-эстетическое развитие».

Уголок изодеятельности.

*Альбомы, цветная бумага, картон, кисти, клей, ножницы, пластилин,, книжки-раскраски.

*Разнообразные средства изобразительной деятельности(лекала, трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда).

*Эстетическое оформление.

Выставочный уголок творчества.

*Наличие детских и родительско-детских творческих работ.

*Эстетическое оформление.

Уголок ряжения.

Уголок музыкальных инструментов

2.

«Социально-коммуникативное развитие».

Уголок детской субкультуры.

*Мини-музей.

*Детские коллекции.

*Эстетическое оформление.

Сюжетно-ролевые игры:

*Больница.

*Магазин.

*Дом.

*Парикмахерская.

*Гараж.

*Пожарное депо.

*Строительный материал.

Уголок дежурства:

* «Экран дежурства»

*Униформа дежурных

*Эстетическое оформление

3.

«Физическое развитие».

Уголок двигательной активности:

*Спортивный инвентарь.

*Картотека подвижных игр.

*Эстетическое оформление.

Уголок психологической разгрузки

4.

«Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

Детская библиотека:

*Художественные произведения различных жанров.

*Картотека рекомендуемой литературы для детского чтения.

*Эстетическое оформление.

Уголок природы.

*Растения.

*Наглядность (плакаты, планшеты, тематические альбомы, календарь погоды и т.д.).

*Природный материал (мох, камни, почва, шишки, гербарий).

*Инструментарий для детского экспериментирования.

Сенсорный уголок:

*Наличие наглядного и дидактического материала.

Уголок логики, математики:

*Дидактические игры.

*Ребусы, загадки.

*Тематические альбомы.

5.

Наличие эмблем, понятных для детей, в каждом уголке.

Выступление заведующей ДОО.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/169139-modelirovanie-razvivajuschej-predmetno-prostr

адаптивных обучающих сред | ECLKC

Ознакомьтесь с этим кратким описанием, чтобы узнать, как посетители на дому могут создавать гибкую среду обучения для поддержки развития детей. Найдите самую актуальную информацию, чтобы ответить на три вопроса: «Что говорят исследования?»; «Как это выглядит?»; и «Попробуй это!» Существует также сопутствующий ресурс Connecting at Home, который содержит простые советы, которые помогут семьям создать гибкую среду для обучения дома.

Скачать PDF

Исследовательские заметки

Учебная среда — это развивающее пространство, поддерживающее развитие детей. Сюда входят детские сады, дом, открытые пространства, классы и другие места, которые ребенок посещает каждый день. Это также включает расписания и материалы в этих пространствах. Адаптивная среда адаптирована к уровню развития, потребностям, культуре и интересам каждого ребенка. Отзывчивые взрослые, такие как учителя и родители, всегда являются самой важной частью любой учебной среды. Вы можете использовать окружающую среду как инструмент для поддержки готовности к школе для всех детей.

The Take Home

  1. Адаптивная учебная среда гостеприимна и увлекательна. Они адаптированы к индивидуальным потребностям и интересам всех детей.
  2. Учебная среда включает классы, игровые площадки, дома и открытые площадки. Они также включают в себя другие области, посещаемые ребенком в течение его повседневной жизни.
  3. Отзывчивые взрослые — самая важная часть любой учебной среды. Сюда входят учителя, посетители на дому, семьи и лица, осуществляющие уход.

Что говорят исследования?

  • Отзывчивые взрослые — самая важная часть любой учебной среды. К ним относятся родители, опекуны, учителя, посетители на дому и другие работники сферы образования. Отзывчивые взрослые заботливо и чутко относятся к темпераменту и потребностям каждого ребенка.
  • Среда обучения может влиять на отношения и поддерживать позитивное поведение. Например, если ребенок может видеть много вещей, с которыми ему нельзя играть, вы можете постоянно повторять «не трогай это». Когда дети чувствуют поддержку и вовлеченность в «среду «да», они с меньшей вероятностью будут демонстрировать поведение, которое бросает вызов взрослым.
  • Окружающая среда привлекает детей, когда она включает в себя различные культурно значимые материалы. Дети лучше всего учатся, когда материалы открыты, без «неправильного» способа их использования. Следуйте примеру детей: они покажут вам то, что им интересно!
  • Увлекательная учебная среда обеспечивает дополнительную поддержку для детей, изучающих более одного языка. Дети могут использовать окружающую среду как способ общения с вами. Они могут не знать слова «слон», но могут дотянуться до игрушечного слона, чтобы показать вам, что они знают!
  • Домашний язык является ключевым компонентом формирования личности ребенка. Это необходимо для подготовки к школе и успеха в жизни. Адаптивная среда обучения интегрирует родной язык (языки) и культуру (культуры) детей и семей в вашу программу.
  • Окружающая среда, поддерживающая высококачественное включение, обеспечивает поддержку в повседневной жизни. Запланированные адаптации и модификации делают работу сотрудников, членов семьи и детей более гладкой. Это также способствует вовлечению и обучению детей. Например, миска, стабилизированная присоской, может помочь ребенку, который учится черпать ложкой, есть самостоятельно.

Как это выглядит?

  • Учебные помещения безопасны, гостеприимны и удобны для всех. Каждый может принять участие в мероприятиях. Сюда входят дети с выявленными нарушениями или предполагаемыми задержками. Поддержка окружающей среды может помочь. Это небольшие изменения в текущих мероприятиях или материалах, которые могут увеличить участие детей. Например, на ручку погремушки можно добавить нетоксичную резину, чтобы ее было легче брать и трясти.
  • Дети могут легко получить доступ к материалам. Есть много интересных материалов на выбор. Но дети не ошеломлены количеством доступных вариантов. Есть спокойные места, которые дети могут искать по мере необходимости.
  • Учебная среда включает в себя соответствующие физические задачи. Это способствует физическому и умственному развитию детей. Например, есть мягкие области, где младенцы могут ползать или кататься. Детям постарше достаточно места, чтобы побегать, не натыкаясь друг на друга или на мебель.
  • Среда обучения разнообразна, как дети и семьи. На уровне глаз детей вы можете видеть фотографии, книги, игрушки и куклы, отражающие детей, находящихся под вашим присмотром. Представлены люди из вашего сообщества, в том числе люди разного возраста и способностей.

Попробуй!

  • Спросите семьи, как сделать так, чтобы ваши учебные помещения были уютными, спокойными и успокаивающими для их ребенка. Что нужно их детям, чтобы чувствовать себя заинтересованными и готовыми учиться?
  • Уважать и учитывать культуру семьи в предоставляемых системах и услугах. Учиться у семей — отличное место для начала! Один из способов узнать о семейной культуре и ценностях — сосредоточиться на таких процедурах ухода, как прием пищи и сон.
  • Круиз на уровне глаз детей, с которыми вы работаете. Подведите итоги того, что они видят: есть ли какие-то коррективы, которые вы хотели бы внести?
  • Создайте «среду согласия», в которой все, к чему дети могут получить доступ, безопасно и приемлемо для них. Работайте с семьями, чтобы сделать то же самое.
  • Организуйте окружающую среду так, чтобы достичь баланса привлекательных (но не подавляющих) пространств. Есть ли урны или корзины, в которые можно складывать игрушки? Есть ли уютные места для спокойного времяпрепровождения? Домашние посетители могут помочь семьям подумать об этом в домашних условиях.
  • Поощряйте физическую активность в течение дня. Разложите пенопластовые блоки и подушки: дети могут безопасно прыгать с этих материалов. Вырежьте бумажные круги и приклейте их к полу: дети могут сидеть или стоять на месте и двигаться под музыку! Домашние посетители могут помочь семьям создать безопасные физические проблемы в их доме.
  • Думай как ученый! Продолжайте наблюдать за детьми в ваших учебных помещениях. Вносите коррективы по мере того, как дети растут и меняются со временем.

Узнать больше

Early Essentials, веб-эпизод 7: Окружающая среда
Узнайте, как создать уютные учебные пространства, поддерживающие младенцев, детей ясельного возраста и их семьи

Создание среды, включающей языки и культуры детского дома
Откройте для себя способы создания среды, включающей детский дом языков и культур.

Среды, поддерживающие высокое качество интеграции
Найдите информацию об универсальных принципах проектирования.

Learning Environments
Изучите ресурсы по созданию учебной среды, отвечающей потребностям маленьких детей и их семей.

Домашнее общение

Учебная среда — это развивающее пространство, поддерживающее развитие детей. Это включает в себя ваш дом, открытые пространства и другие места, которые ваш ребенок посещает каждый день. Адаптивная среда адаптирована к уровню развития, потребностям и интересам каждого ребенка. Вот несколько советов, которые вы можете попробовать.

Проявите творческий подход

Предоставьте вашему ребенку различные материалы для игр. Вам не нужно покупать модные или дорогие игрушки. Как можно играть с обычными предметами домашнего обихода, такими как кастрюли и пустые коробки? Можете ли вы издавать разные звуки с предметами в доме?

Создайте уютное место

Старайтесь не брать с собой слишком много вещей одновременно. Иногда дети могут переутомляться. Ищите признаки того, что вашему ребенку нужно немного побыть в тишине. Они кажутся застенчивыми? Или суетиться или дергать их за одежду? Попробуйте уютно устроиться вместе и почитать книгу на удобных подушках.

Добавление безопасных задач

Детям нужна возможность работать над своими моторными навыками в течение дня. Это означает такие действия, как ползание, ходьба или прыжки. Добавьте веселых и безопасных физических упражнений в свой дом. Ползите через туннель стульев! Танцуй под музыку!

Пусть они покажут вам, на что они способны

Найдите способы, чтобы дети могли делать что-то самостоятельно. Могут ли они добраться до раковины, чтобы вымыть руки? Могут ли они получить доступ к своим любимым книгам или игрушкам? Есть ли у них столовые приборы, которые они могут удобно держать в руке? Это развивает их физические, моторные и перцептивные навыки!

« Перейти к соединению исследований с практикой

Подробнее:

Учебная среда

Тип ресурса:
Публикация

Национальные центры:
Раннее развитие детей, преподавание и обучение

Последнее обновление: 9 декабря 2021 г.

примеров воспитания – как создать благоприятную среду в раннем возрасте | Обучение и развитие

Крайне важно уделять пристальное внимание среде, в которой о детях заботятся, чтобы поддерживать их эмоциональное благополучие, говорит Кэт Хантер…

Физическая среда в дошкольном учреждении может иметь большое влияние на эмоциональное благополучие всех, кто входит в здание, будь то дети, родители или персонал.

Для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и чувствовали себя комфортно, находясь там, необходимо чувство организованности. Это особенно важно для детей, которые могут испытывать неорганизованность дома, поскольку структурированная и упорядоченная среда, которую обеспечивает детская комната, может способствовать их чувству безопасности и благополучия.

Чистота и порядок, обеспечивающие хранение вещей в одном и том же месте, чтобы дети могли иметь к ним свободный доступ, создают необходимое ощущение стабильности и предсказуемости.

Ребенок, который живет в неуверенности, может чувствовать себя утешительно, находя кубики там, где он ожидал в детской каждый день; хаотичная и неопрятная среда в лучшем случае сбивает с толку детей, пытающихся найти что-то, а в худшем — пугает.

Безопасный и надежный

Полезно помнить, что маленькие дети не обладают такими же языковыми навыками, как взрослые, и не могут сформулировать свои чувства, которые передаются через их поведение.

Если окружающая среда спокойная, опрятная и мирная, дети будут чувствовать себя в безопасности, и это будет отражаться на их поведении, но если обстановка неубранная и хаотичная, дети могут чувствовать тревогу и страх, а их поведение может ухудшиться соответственно.

Стоит задуматься о том, какое первое впечатление произведет человек, посетивший ваше заведение – теплое, гостеприимное и заботливое или же грязное, хаотичное и захламленное?

Практический пример: У Джейн были хорошие отношения с детьми, но она заметила, что после выходных или праздников они с трудом приходят в себя, поскольку они беспокойны и прилипчивы. Она попросила меня понаблюдать за ней в детской.

Когда я вошла в комнату, я была поражена тем, насколько она выглядела неорганизованной и грязной, и заметила, что оборудование, казалось, расставлено случайным образом, без постоянного места жительства. Я предложил ей поработать с детьми, чтобы изменить это и привлечь их к организации, надписав коробки с изображением оборудования.

Она согласилась и сразу же заметила перемену – как в самочувствии, так и в поведении детей; по мере того как она чувствовала, что лучше контролирует свое окружение, уровень детской тревожности снижался.

Подготовка к замене

Рекомендуется заранее предупреждать детей о любых изменениях в физическом окружении — например, о смене дисплея или перемещении области, — поскольку даже маленькие дети могут испытывать беспокойство и тревогу из-за этого.

Также важно объяснить, почему происходят изменения, используя язык, соответствующий их возрасту и стадии развития. Например: «Стена сносится, чтобы у нас была большая игровая площадка».

Эти изменения могут также включать появление новых игрушек или исчезновение старых, поскольку дети могут привязываться к вещам, которые мы считаем старыми и нуждающимися в замене. Помните оборванного любимого плюшевого мишку с отсутствующим глазом, которого вы все еще любите, даже несмотря на то, что теперь он может жить в коробке на чердаке?

Вы должны побуждать детей также нести ответственность за уход за своей детской. Важно привлечь их, поскольку это их пространство, и чем комфортнее они будут себя чувствовать, тем легче будет добиться того, чтобы они чувствовали себя более уравновешенными и защищенными.

Даже очень маленьким детям можно поручить работу и роли, которые укрепят уверенность в себе и чувство собственного достоинства, а также чувство сопричастности. Это дает детям понять, что «мы заботимся о нашей детской и друг о друге».

Вы можете объяснить и показать детям, как ухаживать за вещами. Старайтесь не делать предположений, что дети знают или имеют опыт в том, как это делать. Дети также должны участвовать в выборе тем для выставок вокруг детской комнаты, а также оборудования и ресурсов, если это уместно, чтобы укрепить их чувство сопричастности и убедиться, что они чувствуют, что их взгляды важны.

Самосознание

Поощрение персонала детского сада правильно называть и выражать свои чувства — это эффективный способ помочь детям научиться делать то же самое. Когда взрослый может открыто, честно и уместно поделиться своими чувствами с ребенком, это дает ему разрешение делать то же самое и создает более позитивную атмосферу для всех.

Дает положительный опыт выражения чувств и подтверждает их наличие.

Дети будут замечать вербальное и невербальное общение между сотрудниками и реагировать на них. Например, ребенок, который замечает, что рабочий всегда выглядит несчастным, может попытаться подбодрить его или вообще избегать его, опасаясь расстроить его.

Работник, который часто выглядит напряженным или встревоженным, может сообщить об этом своей реакцией на детей. Это может повысить вероятность того, что дети будут испытывать стресс и тревогу, а также создать эмоционально нездоровую среду для персонала и детей.

Когда вы сможете определить возможные чувства, которые могут быть вызваны в той или иной ситуации, и признать это перед детьми, произойдет более глубокое понимание и усиление саморегуляции. Например: «Я вижу, ты сердишься из-за того, что тебе приходится ждать, пока я начну читать историю».

Повышение осведомленности и использование этого подхода всеми сотрудниками позволит понять и использовать этот процесс как взрослым, так и детям.

Использование окружающей среды

То, что дети видят вокруг себя, может служить сильным сигналом о том, что о них заботятся. Яркие и красочные стены или витрины, которые регулярно меняются, а не невзрачные и выцветшие, предполагают обстановку, о которой заботятся и которую ценят.

Важно обеспечить показы с эмоциональной направленностью, например, показы лиц с чувствами, возможно, с изображениями рядом с ними – может быть, ребенок выглядит грустным, когда роняет мороженое на пол, или злится, когда другой ребенок берет игрушку из их.

Эти дисплеи можно интегрировать в вашу повседневную жизнь, чтобы убедиться, что эмоциональный словарь используется ежедневно. Например: «Давайте посмотрим, сможем ли мы все найти картинку, на которой мальчик выглядит грустным. Почему он грустный? Кто-нибудь может вспомнить другие моменты, когда нам может быть грустно?»

В зависимости от своего опыта и уровня эмоционального развития дети примерно с трехлетнего возраста часто способны отождествлять себя со своими чувствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *