Разное

Ключевые потребности одаренных детей и подростков: Проблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы — Работа с одаренными детьми — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Где и как учить одаренных детей?

В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?

В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?

Это серьезные вопросы, от которых зависит не только судьба одаренных детей, но и судьба общества. В выражениях, которыми награждаются одаренные дети, — «золотой фонд», «будущее России», «надежда человечества» — при всей, может быть, чрезмерности пафоса есть немалая доля правды.

Любая школа должна предусматривать два направления работы с детьми: работу по развитию способностей у любого ребенка, пусть даже мотивационно еще не подготовленного к своему интеллектуальному развитию. Основой работы в этом направлении должна стать именно мотивационная подготовка детей к собственному развитию. Фактически речь в этом отношении будет идти о своеобразном «производстве» одаренных детей. Другое дело — работа с реально одаренными детьми и детьми, потребностно подготовленными для такой специальной работы («высокомотивированные дети»). Хотя эта задача ничуть не более важная, чем первая, наш Центр в силу определенных требований к нему работает пока по второму направлению.

Каковы ключевые позиции Центра относительно развития одаренных детей, требования к условиям развития, которые должна создавать для них образовательная среда, какую бы форму в каждом отдельном случае она ни принимала? На какой основе исключительно необходимо, на наш взгляд, решать стратегические и тактические вопросы образования этого контингента детей?

Какие дети относятся к группе одаренных детей?

Если не уточняется, какая именно одаренность имеется в виду, то в сообществе педагогов и психологов по умолчанию считается, что речь идет об интеллектуальной (умственной) одаренности. Так как умственная одаренность имеет определенный вес в любом без исключения виде одаренности (по исследованиям психологов, самый большой вес этой одаренности обнаружен в способностях к математике и физике, наименьший — в психомоторных способностях), то эта одаренность в научной литературе называется общей. При всем нашем безусловном почтении к социальной, художественной и даже психомоторной одаренности и понимании их высокой роли в развитии ребенка, видимо, стоит согласиться с тем, что именно развитие умственной одаренности может рассматриваться в системе школьного образования как исходная и в этом смысле первоочередная задача. Именно о детях с высокой умственной одаренностью я веду речь.

Группа одаренных детей неоднородна. С некоторой долей упрощения их можно разделить на три группы.

Особо одаренные дети. К ним относятся дети с весьма высоким уровнем умственного развития. Для числовой конкретизации понятия «высокий» к настоящему времени разработаны адекватные математические методы, безупречные в собственно математическом и достаточно приемлемые в психологическом отношении. Это дети с особым типом возрастного развития, который очень заметно отличает их от «обычных» детей. Они видны, что называется, невооруженным глазом: на их лице, как говорится, расписался сам Господь. Сравнительно небольшую часть в этой группе детей занимают дети-вундеркинды. В этой группе много детей с выраженными трудностями личностного развития, и потому они внесены Всемирной организацией здравоохранения в группу риска.

Высокая норма. К контингенту одаренных детей относятся и дети, которые по общему типу возрастного развития близки к обычным детям, но в силу имеющегося у них полного комплекта благоприятных условий их способности развились до высокого уровня. Это дети значительно более благополучные сравнительно с особо одаренными детьми.

Высокомотивированные дети. Это дети с потенциальной, но еще недостаточно проявившейся (не ставшей актуальной) одаренностью. От «обычных» детей их отличают повышенные возможности развития, которые создаются за счет высокой мотивации к саморазвитию (объяснение ниже). Если таким детям предоставить благоприятные условия для развития, то их потенциальные возможности превратятся в реальные высокие способности. Главное в этом случае — не упустить время.

Основные принципы работы с одаренными детьми

К сожалению, существует значительная неоднозначность понятийного, методического и собственно содержательного аппарата в теории и практике одаренности, что до некоторой степени результат социальной и даже политической ангажированности этой проблематики. Тем не менее можно выделить три принципа, которые я рассматриваю как исходные для работы нашего Центра, это, что называется, sinequanon (то, без чего нельзя).

Принцип первый. Мотивация саморазвития — движущая сила развития способностей. Высокая одаренность — системное психологическое образование, которое стало результатом развития не столько самих по себе интеллектуальных возможностей ребенка, сколько прежде всего его личности, его мотивации. Мотиваций у ребенка имеется великое множество. Основа для развития умственных способностей ребенка — его мотивация саморазвития, его сначала стихийное, почти биологическое, а потом уже осознанное, целенаправленное стремление к развитию своих возможностей.

Эта потребность проходит несколько возрастных этапов, начинаясь с хорошо известной «потребности в познании», проходя через стадию «потребности в умственном напряжении» и на высоте развития становясь «потребностью в самоактуализации». При этом всякий раз в разном виде выступает одна и та же потребность: в самоосуществлении, самопроявлении, в саморазвитии.

Принципиален в этом отношении тот факт, что способности ребенка развиваются в том, и только в том, случае, если опираются на эту мотивацию — его интересы, склонности, его познавательную потребность в целом. Для развития способностей категорически необходимо выраженное состояние удовольствия от умственной деятельности, которое возникает только в случае, если интеллектуальная деятельность изначально запускается этой мотивацией. Само по себе чистое «накачивание» ребенка знаниями может дать хорошие ЗУН (знания, умения и навыки), но не даст «прибавочной стоимости» в виде развития способностей. Мы еще не вполне понимаем биологическую, точнее, биохимическую природу этих процессов, но сам этот факт никакому сомнению в настоящее время не подлежит. Мотивация развития — единственный «мотор» развития способностей ребенка, и опора на эту мотивацию — обязательное условие достаточно высокого развития его способностей. Любое обучение должно считаться с этим обстоятельством.

Принцип второй. Практически любой обычный здоровый ребенок может в психологическом и статистическом смысле стать одаренным (войти в так называемую высокую норму), если сложились благоприятные условия для его развития. Особо подчеркнем, что понятие «благоприятные условия» не вполне эквивалентно понятию «хорошие условия». В силу некоторых причин благоприятные условия для развития умственных способностей на всем протяжении детства не такое частое явление. Именно потому детей, относящихся к «высокой норме», в большинстве стран сравнительно немного. Россия в этом смысле от большинства стран мало чем отличается.

Опыт и психологические исследования показывают, что изначально потребность в саморазвитии в ее исходном выражении — в форме яркой познавательной потребности — отмечается практически у всех здоровых детей и не так часто родителям удается значительно деформировать ее в дошкольном детстве. Именно потому потенциально одаренных детей в любой школе достаточно много. Есть все основания утверждать, что в каждой школе, в каждом классе есть дети с актуальной или потенциальной одаренностью (высокомотивированные дети), но для своего дальнейшего развития они нуждаются в специальных образовательных условиях, которые чаще всего необходимо создавать прямо на месте. В этом смысле приходится говорить о необходимости отдельной работы с одаренными детьми в каждой школе.

Принцип третий. Когда речь идет об организации специальной образовательной среды для одаренных детей, то начальное условие ее создания — учитель. Как отмечается в докладе фонда МакКензи, «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в этой системе учителей». Несмотря на банальность этого утверждения, оно было, есть и будет главным условием развития ума и личности ребенка.

Понятно, что организация образовательной среды для развития одаренных детей должна опираться, прежде всего, на соответствующие образовательные запросы одаренных детей.

Специальные образовательные запросы одаренных детей

В проведенном нами московском мониторинге одаренности, в котором участвовало около 10000 детей и более 100 учителей и администраторов образовательных учреждений, мы обращались к педагогам с просьбой сформулировать, как они понимают запросы одаренных детей. Полученные материалы были предложены для анализа группе экспертов — наиболее опытных педагогов и руководителей лучших школ Москвы. В конечном итоге достаточно единодушно были выделены такие образовательные запросы одаренных детей (обобщенные данные):

Специальные требования к учителю для одаренных детей. Он должен быть одновременно очень внимательным к каждому ребенку, создавать между учеником и собой «особое поле принятия ребенка» и вместе с тем крайне желательно, чтобы он был достаточно определенным в своей требовательности к ребенку. Именно учитель должен создавать те интеллектуальные и личностные вызовы, которые создают перспективу интеллектуально-личностного развития ребенка.

О том, что учитель должен быть образованным, иметь опыт собственной исследовательской работы, иметь хорошо развитую устную и письменную речь (в отчете Фонда МакКензи именно это обстоятельство оказалось практически главным для учителя начальной школы), не стоит и говорить, это очевидно, как говорится, по умолчанию. Как мне кажется, для начала в школе, которая собирается работать с одаренными детьми, достаточно одного-двух таких учителей, которые могут запустить процесс «кристаллизации» педагогического коллектива и превратить его в группу единомышленников, увлеченно работающих с одаренными детьми.

Обучение одаренных детей должно опираться на их познавательные приоритеты, то есть на их интересы и склонности. При этом на познавательные приоритеты ученика необходимо опираться не только в дополнительном, но и в особенности в основном образовании, начиная уже с младших классов школы. Одаренные дети, как правило, любят и хотят учиться, но не всему на свете, а именно тому, что им нравится. Для этого им требуется повышенное разнообразие образовательных форм и методов обучения и их содержательного наполнения. Познавательные приоритеты ребенка могут меняться, но логика обучения этих детей должна опираться именно на них. Опора на познавательные приоритеты ребенка не отменяет того обстоятельства, что любой ребенок должен иметь базу по всем предметам, которые заданы государственными стандартами образования. Поиск разумного баланса между разными задачами обучения одаренных детей — непростая задача, которая решается с помощью специальных образовательных стратегий для одаренных детей, разрабатываемых нашим Центром.

Повышенная интенсивность образовательной среды. Необходимо создавать своего рода познавательные вызовы для ребенка и стимулировать особый этап в развитии мотивации ребенка — потребность в сложной умственной деятельности («потребность в умственном напряжении»). Это основа для дальнейшего развития личности и способностей одаренных детей.

В понятие интенсивности входят высокая теоретичность и проблемность обучения, повышенный темп и увеличенные требования к результатам обучения по приоритетным для одаренного ребенка предметам. Некоторые педагоги предлагают включать особые лакуны при объяснении нового материала, намеренно создавая ситуации неполноты понимания. Благодаря этим лакунам создаются условия для интеллектуальной самостоятельности ребенка, в которой многие из них остро нуждаются.

Продуманный баланс свободы и долженствования. Образовательная среда для одаренных детей должна успешно решать две разнонаправленные и в этом смысле противоречащие друг другу задачи: давать достаточную свободу ребенку в выборе его познавательных и даже личностных приоритетов, но при этом сохранять достаточную требовательность в ситуациях долженствования (скажем, домашние задания, уборка помещений, строгое соблюдение графика, в том числе и при выполнении проектно-исследовательских заданий). Как показывает опыт, такое соединение таких разных задач хотя и сложная, но все-таки решаемая школой задача.

Достаточная социализация одаренного ребенка. При всей бесспорной самоценности детства основная задача школы — готовить ребенка к жизни. Одаренный ребенок должен понимать требования и нормы общества, уметь включаться в групповую работу разного типа. Это особенно важно, если учесть, что именно проблемы социализации достаточно болезненны для многих одаренных детей, прежде всего для особо одаренных.

У многих возникают резонные вопросы: а разве все образовательные запросы относятся только к группе одаренных детей? Разве самым обычным детям, у которых не удалось развить высокие способности, не нужны хороший учитель, вариативная среда, точный баланс жестких требований и предоставления свободы? ​Продолжение темы.

Да, все это нужно всем детям, любому ребенку. Разница в том, что большая часть этих запросов идет от самого одаренного ребенка, а не внедряется в него заботливым родителем и учителем, это сам ребенок в силу имеющейся у него особой мотивации хочет, чтобы ему позволили много учиться по приоритетным для него учебным предметам, а по другим предметам помогали ему оставаться в рамках единых школьных требований, сам одаренный ребенок тянется к повышенной проблемности и теоретичности обучения, к его повышенной трудности.

Конечно, далеко не все запросы полностью осознаются детьми и никогда не формулируются в форме, представленной здесь. Тем не менее, по существу, почти все перечисленные запросы идут от самих учеников. Значительная часть одаренных детей с повышенной рефлексией по поводу своих возможностей и личностных трудностей предъявляет прямой запрос к психологу по поводу сниженной саморегуляции, или, как они выражаются, «слабой воли». Тренинг саморегуляции мы проводим, только имея запрос на него от самих детей. Запрос на помощь в развитии саморегуляции достаточно часто встречается в старшем школьном возрасте, существенно реже в подростковом возрасте и крайне редко в младшем школьном возрасте. Запрос на социализацию встречается, конечно, еще реже, но все же некоторые ученики старших классов, особенно с повышенной рефлексией, обращаются к психологам и по этому поводу. Поэтому образовательные запросы, выделяемые нами как объективные требования к развитию одаренных детей, в значительной мере соотносятся с собственными запросами одаренных детей.

Где лучше учиться одаренным детям: в школе специализированной или массовой?

Ясно, что понятие «массовая школа» очень условно: бывают случаи, когда так называемая массовая школа во всех отношениях лучше для одаренного ребенка, чем так называемая специализированная. Обычно массовой школой называется школа, где нет прицельного отбора детей по признакам развития их способностей и где не предполагается сколько-нибудь специальная работа с этим контингентом детей. Соответственно специализированной мы называем школу, где с помощью отбора удается создать в школе значительный процент одаренных детей и где, конечно, школа пытается или действительно создает благоприятные условия для их развития.

Главное достоинство специализированной школы — это однородная среда. Ребенок в школе этого типа существенно реже становится изгоем, ему легче включаться в групповую работу, он быстрее адаптируется в целом к школьной среде. Понятно, что одаренные дети именно такую школу и больше любят. Именно это основное достоинство становится и главным недостатком специализированной школы. Социализация одаренных детей в специализированной для обучения именно этого контингента школе — это проблема, которую постоянно решают не только психологи, но и весь педагогический коллектив. В хороших школах этого типа детей все время вывозят то в спортивный лагерь, то в летние и зимние школы, то на разного рода другие объединенные мероприятия. Их занимают разного рода волонтерской работой, делают практически открытым дополнительное образование, когда в школу для одаренных детей вечером приходят самые обычные дети, которые посещают кружки, факультативы или многочисленные студии. Скажем, именно такая ситуация была программно и достаточно жестко задана первым директором школы-интерната «Интеллектуал» Евгением Маркеловым и сохраняется в рабочем виде до настоящего времени. Но при всей значимости этой задачи для специализированных школ социализация одаренных детей остается не вполне достаточной, некоторая искусственность такого «хождения в народ» все-таки сохраняется. Психологи, работающие в таких школах, убеждаются в этом ежедневно.

Другая, прямо противоположная ситуация формируется в так называемой массовой школе. Здесь далеко не всегда создается необходимый объем образовательных условий, в которых остро нуждаются одаренные дети, но зато уж с социализацией здесь полный порядок. И задача педагогов и психологов тоже прямо противоположная — так вести (сопровождать) одаренного ребенка, чтобы он в ходе такой естественной социализации, которая может быть существенно более жесткой для него, перспективно развивался. Иногда (существенно реже в хороших школах, куда чаще в плохих) могут возникать ситуации определенного стресса для одаренного ребенка, который хороший психолог в большинстве случаев может и должен превратить в необходимый для него развивающий дискомфорт. Как показывает опыт, развивающий дискомфорт, вообще говоря, при правильном психологическом сопровождении нужен многим детям, так как дает мощный и долговременный (часто на всю жизнь) развивающий эффект. Это тот эвстресс — хороший стресс (Ганс Селье), необходимый для развития любого человека. Стресс, без которого невозможно подлинное развитие.

С этой точки зрения объединение школ, в которых школа для одаренных детей инкорпорируется в другую, как правило менее специализированную, может быть весьма полезным для развития одаренных детей. Более того, оно может даже в большей мере отвечать объективным запросам одаренного ребенка, чем в специализированной школе, но лишь при условии, что достаточно грамотно создаются необходимые и достаточные условия для развития его личности и способностей. Это, конечно, очень непростая задача, но, как показывает опыт, вполне разрешимая.

Особенно интересен с этой точки зрения опыт Сингапура, где одаренные дети обучаются в самых обычных школах, но при этом выделяются в отдельный класс. При этом там вполне эвристично решаются задачи создания единой образовательной среды для всех детей и одновременно с этим организации специальных условий для одаренных и высокомотивированных детей.

При организации образовательной среды для одаренных детей в массовой школе необходимо соблюдать обязательное условие, без которого работа с одаренными детьми невозможна: при организации образовательной среды для одаренных детей необходимо, чтобы администрация школы руководствовалась не только здравым смыслом (как сказано, «в педагогике, медицине и политике разбираются все»), который, понятно, нужен любому педагогу, но его все-таки недостаточно.

При всей недостаточности наших знаний о развитии одаренного ребенка, плавающей понятийной системе, не всегда достаточно разработанных образовательных стратегиях обучения и развития для одаренных детей, при всем поразительном разнообразии возможных вариантов такой работы все-таки, как показывает опыт многих стран, давно и успешно работающих с одаренными детьми (это страны Юго- Восточной Азии, США и даже часть европейских стран), для такой работы нужны профессионалы, нужна помощь на регулярной основе той части педагогического сообщества, которая давно и успешно работает с одаренными детьми. Следует отметить, что для этой цели уже создана и успешно действует Ассоциация школ, работающих с одаренным детьми (руководитель — Сергей Менделевич).

В настоящее время МГППУ прицельно работает над задачей встраивания работы с одаренными детьми в общий контекст массовой школы. С этой целью в течение двух лет успешно работает магистратура МГППУ по направлению «Педагогика и психология образования одаренных детей», в соответствии с запросами Департамента образования туда включен отдельный курс «Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми в разных типах школ». Кроме того, уже проведен мониторинг выявления одаренности в массовых школах в 60 школах Москвы. Материалы мониторинга в настоящее время анализируют с позиций организации работы с этим контингентом детей в школах разного типа.

Центр одаренности МГППУ разрабатывает специальные образовательные стратегии психолого-педагогической работы с одаренными детьми (выявление, их обучение, сопровождение и социальная поддержка) для тех массовых школ, которые только планируют работу с одаренным детьми, проводит регулярные семинары с учителями и администраторами массовых школ, планирующих работу с одаренными и высокомотивированными детьми на базе школ, которые имеют значительный опыт работы с этим контингентом детей. В настоящее время идет работа по анализу и обобщению опыта лучших школ Москвы, работающих с одаренными детьми. На основе такого рода научной рефлексии на базе этих школ будут создавать стажировочные площадки для подготовки магистров, вести работу по повышению квалификации учителей массовых школ.

Городской Ресурсный центр одаренности при МГППУ вместе с Ассоциацией школ, работающих с одаренными детьми, разрабатывает систему психолого-педагогических требований для школ, планирующих работу с одаренными детьми, и готов выступить в качестве эксперта по проблемам качества работы с этим контингентом детей в школах разного типа. В нескольких массовых школах, направленных на работу с одаренными детьми, центр МГППУ осуществляет научно-методическую помощь в подготовке многоступенчатой (модульной) программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми на базе МГППУ, утвержденной окружным управлением образования и включающей проведение и посещение специальных семинаров по работе с одаренными и мотивированными детьми в масштабе округа или города, концепции работы с одаренными детьми, учитывающей специфику контингента учащихся, имеющихся педагогических кадров, наличной образовательной ситуации, программы и плана работы педагогического коллектива с одаренными и высокомотивированными детьми, программы работы психологической службы с одаренными и высокомотивированными детьми с четко обозначенными целевыми показателями работы, специальной целевой программы работы школы (летние школы, выездные мероприятия, психологическая подготовка детей к участию в интеллектуальных состязаниях).

С моей точки зрения, такие меры помогут каждой школе выстроить работу с одаренными детьми.

Торайгыров Университет



На Ученом совете 10 февраля 2021 года (протокол №7) было принято решение о создании нового факультета Computer Science (факультет компьютерных наук).

Новые программы:





Внедряется одна образовательная программа Computer Science (CS) со специализациями.
Специализация начинается со второго семестра.

Специализации CS, которые запускаются в 2021-2022 учебном году с 1 сентября:

CS: Кибербезопасность,

CS: Программная инженерия,

CS: Веб-разработка,

CS: DevOps-инженерия,

CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность.

Специализации CS, которые дополнительно запускаются в 2022-2023 учебном году с 1 сентября:

CS: Интеллектуальные технологии,

CS: Big Data и аналитика данных,

CS: Робототехника и интернет вещей.

Описание программ:

CS: Кибербезопасность — выявляет угрозы информационной безопасности и риски потери данных, вырабатывает и внедряет меры противодействия угрозам и решения для защиты от потери информации; обеспечивает сохранность и конфиденциальность данных; участвует в разработке и внедрении IT-решений.

CS: Программная инженерия – специалист создает, сопровождает и внедряет программное обеспечение с заданным качеством, в заданные сроки и в рамках заранее определенного бюджета.

CS: Веб-разработка — Специалист в области web-программирования, разработка веб-приложений

CS: DevOps-инженерия — контролирует отделы разработки и администрирования плюс автоматизирует выполнение их задач, внедряя различные программные инструменты, синхронизирует все этапы создания программного продукта.

CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность — проектирование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и программных продуктов виртуальной и дополненной реальности.

CS: Интеллектуальные технологии — Разработка интеллектуальных систем: нейронных сетей, систем распознавания в сельскохозяйственной, сервисной структуре, телеграм ботов для бизнеса.

CS: Big Data и аналитика данных — универсальный специалист (Data Scientist), который обладает знаниями в математике, статистике, информатике, компьютерных науках, бизнесе и экономике. извлекать нужную информацию из всевозможных источников, включая информационные потоки в режиме реального времени, и анализировать ее для дальнейшего принятия бизнес-решений.

CS: Робототехника и интернет вещей — разработка систем автоматизации технологических процессов на основе программируемых логических контроллеров, микропроцессоров, встроенных распределенных систем и систем реального времени, робототехнических устройств и систем, систем промышленного интернета вещей (IIoT).

Возможно выбрать дополнительную специализацию (Minor) за время обучения (бесплатно).

С 2021-2022 уч.года:

— Графика и дизайн,

— Веб-программирование,

— Дополненная и виртуальная реальность,

— SMM & SEO ,

— Видеопродакшн. ,

— Цифровой звукооператор,

С 2022-2023 уч.года:

— Дрон инженер,

— Big Data,

С 2023-2024 уч.года:

— Киберюрист,

— Блокчейн.

Контактная информация факультета

Факультет Computer Science

г. Павлодар, ул. Ломова 64, каб. №218

Тел: 8 (7182) 673629 (внутренний 1184)

Подробнее по информации вы можете позвонить
+7 705 725 6203.

Социальные сети



Instagram https://www.instagram.com/ithubkz/

Facebook https://www.facebook.com/ITClasterToU

Telegram https://t.me/tou_edu_kz

Одаренным учащимся нужен индивидуальный подход к обучению

Что делает учащегося одаренным?

В целом, 2% населения считаются одаренными, что чаще всего измеряется 130 баллами или выше в тесте личного интеллекта, таком как WISC-V или Stanford Binet. Однако, хотя это может быть наиболее распространенным количественным критерием, используемым для идентификации, в игру вступают многие другие факторы, в том числе: креативность, упорство, лидерство или особый талант в искусстве или музыке. Родители и учителя часто узнают о потенциальной одаренности ребенка благодаря повышенному использованию вербальной речи, большому словарному запасу, более высокой скорости обработки информации, эмоциональной чувствительности и/или высокому чувству личной справедливости. Эти когнитивные и социально-эмоциональные факторы приводят к тому, что называется асинхронным развитием, что означает, что умственный возраст ребенка превышает его или ее физический возраст. Чем более одаренный ребенок, тем больше асинхронность.

Социально-эмоциональный аспект одаренности часто равен или превосходит интеллектуальные факторы, особенно у детей младшего возраста. Такие проблемы, как перфекционизм, борьба с авторитетом, трудности в поддержании отношений со сверстниками того же возраста и борьба с мотивацией, часто подпитываются чувством непонимания, скукой от зубрежки или ранее усвоенной учебной программы, а также разочарованием из-за отсутствия контекста или применения к учебной программе ребенка. собственные цели, увлечения и интересы.

«Почему я должен делать домашнее задание по математике, если я хочу стать танцором?»

«Зачем мне выполнять это задание, если я уже знаю материал?»

«Почему меня определяют по оценкам, а не по моим усилиям и творчеству?»

Это множество вопросов, с которыми сталкиваются родители и учителя одаренных детей, и они заслуживают ответа. Очень часто одаренные дети расстраиваются, часто до эмоционального срыва, либо из-за того, что чувствуют себя неуслышанными, либо из-за того, что не понимают, почему правила применимы к ним или вообще «справедливы». Опять же, понятие асинхронного развития означает, что мы имеем дело с молодыми взрослыми, запертыми внутри биологического тела ребенка. Это сложная комбинация, которая часто заставляет одаренных детей чувствовать себя изгоями, а их родителей — разочарованием.

По этим причинам для воспитания одаренного ребенка действительно нужна команда, чаще всего между родителями, школой и некоторыми внешними ресурсами. Во-первых, большинство родителей не ожидают, что у них будет одаренный ребенок, поскольку шансы на то, что они будут благословлены, составляет лишь один из 50, родители часто нуждаются в поддержке, чтобы помочь им изменить то, как они взаимодействуют со своим ребенком, а также узнать больше о том, что это такое. означает быть одаренным за пределами стереотипов сбора фактов и наград. Учителя, которые играют неотъемлемую роль в жизни сотен или даже тысяч детей на протяжении всей своей карьеры, часто обеспечивают критический анализ не только помогая выявить одаренных детей, но и делясь стратегиями, которые способствуют их академическому и социально-эмоциональному развитию. В некоторых случаях, если одаренный ученик также имеет инвалидность, что приводит к двойной исключительности, или обладает высокой или глубокой одаренностью (IQ 145+ или 160+ соответственно), вероятно, потребуются дополнительные члены группы поддержки, часто включая педиатра ребенка. , школьный или личный психолог, или даже образовательный консультант или адвокат.

Что нужно одаренным ученикам для достижения успеха?

В идеале одаренным учащимся необходимы три компонента для максимального раскрытия их потенциала: безопасная и гибкая учебная среда, надлежащая академическая строгость и двойное внимание к социально-эмоциональному обучению. Асинхронность в развитии заставляет большинство одаренных учеников чувствовать себя отличными от своих сверстников, что приводит к чувствам от остракизма или стигматизации до негативного представления о себе. Некоторые одаренные дети даже отказываются от своей исключительной способности пытаться «приспособиться» к своим сверстникам в социальном или культурном плане, в зависимости от ситуации. Чтобы предотвратить это, одаренные ученики нуждаются в учителях и родителях, чтобы помочь им принять и принять свои способности и увидеть их в положительном свете. Надлежащим образом подготовленные учителя одаренных создают безопасную учебную среду, в которой уважаются и отмечаются навыки каждого, поощряется риск, а обучение на ошибках рассматривается как возможность обучения. В этих условиях не по годам развитые ученики научатся задавать вопросы, не опасаясь насмешек или презрения. Они также научатся отстаивать свои интересы, когда хотят подойти к проекту уникальным или творческим образом или когда чувствуют разочарование из-за скуки или сильных эмоций. Позитивная учебная среда также означает, что голоса учащихся имеют значение и их слышат. Объясняются правила, и взрослые помогают одаренному ребенку разобраться в своих чувствах или вопросах относительно авторитета. Дискурс заменяет дидактические команды, где взрослый отвечает, а ученик играет подчиненную роль. Чтобы преуспеть, одаренным учащимся должна быть предоставлена ​​возможность творческого выражения своих идей и возможность учиться инновационными способами, которые могут отличаться от их сверстников.

После того, как учащийся воспользуется своими способностями, создав, таким образом, положительное представление о себе, он будет готов к соответствующим академическим испытаниям, которые мотивируют его стараться изо всех сил и расширять свои знания. Это не означает, что ученики начальной школы должны запоминать число пи до пятидесятого знака, читать за лето 300 книг или изучать физику на уровне колледжа. Вместо этого учителя должны использовать комбинацию данных из оценок и заданий на успеваемость, таких как прошлые оценки или портфолио, и определять, какой уровень строгости подходит для каждого предмета. Другие соображения включают в себя привнесение соответствующего уровня творчества и решения реальных проблем. Для этого учителя одаренных часто используют один из следующих учебных приемов:

• Ускорение: Это означает пропуск материала, который был изучен ранее или слишком прост. Это может быть сделано для всего класса (т. е. перехода из четвертого класса в шестой) или по одному предмету, например, семиклассник, изучающий алгебру один, или его помещают в небольшую группу для чтения, где уровень текста и вопросы коррелируют. с его или ее уровнем чтения и словесными навыками рассуждения/обработки.

• Сжатие: это означает более быстрое прохождение материала, как правило, использование предварительных тестов для пропуска ранее изученного материала, сокращение заданий, чтобы сосредоточиться только на тех областях, которые студент действительно должен практиковать, или просто увеличение темпа заданий и оценок, чтобы сохранить вовлеченный учащийся, тем самым создавая время для возможностей обогащения или продолжения обучения за пределами основной или учебной программы на уровне класса.

• Обучение, основанное на проектах: этот метод предполагает, что учащиеся применяют свои знания путем практического создания проектов и артефактов, которые требуют повышенного уровня критического и творческого мышления, а также сосредоточения внимания на решении реальных проблем. Этот подход также работает для оценок, часто заменяя тесты с множественным выбором или эссе созданием моделей, видео, наборов слайдов или устных презентаций, а также художественных визуализаций и интерпретаций. В идеале обучение на основе проектов является междисциплинарным по нескольким предметам, что позволяет учащимся применять свои новые знания в различных областях, а также связывать их со своими прошлыми знаниями, с собой и с миром в целом.

В то время как академические аспекты имеют решающее значение для непрерывного когнитивного развития одаренных учащихся, социально-эмоциональная сторона не менее, а иногда и более важна для рассмотрения. Сама природа асинхронного развития означает, что одаренные дети чувствуют эмоции более интенсивно, чем их сверстники того же возраста, и борются с чувствами, которые даже взрослым трудно понять, не говоря уже о том, чтобы эффективно управлять ими. По этой причине очень важно, чтобы родители и учителя одаренных детей помогали им осваивать социально-эмоциональные навыки, начиная с раннего возраста с таких понятий, как уважение, ответственность и сотрудничество, а затем углубляясь в более продвинутые навыки, такие как эмпатия, дивергентное мышление. , саморегуляция и мужество с возрастом. Одаренные дети нуждаются в прямом обучении не только тому, что представляют собой эти навыки, но и тому, как использовать их в своей жизни, чтобы помочь справиться с трудностями асинхронного развития, а также создать синергетические отношения между их интеллектуальным и эмоциональным интеллектом, чтобы они могли лучше достигать своих целей. цели и преодоление трудностей. Наиболее хорошо приспособленные одаренные ученики — это те, кто полностью осознает свои способности, может правильно оценить свой уровень успеха и обладает социально-эмоциональными средствами для постановки соответствующих целей, сохраняет оптимизм даже перед лицом неудачи или неудачи и не допускает того, что происходит. они еще не знают, чтобы помешать им расширить свое понимание окружающего мира. В конечном счете, если одаренный учащийся получает надлежащий уровень академической и социально-эмоциональной поддержки в безопасной и благоприятной учебной среде, мир — его устрица, и это влияет не только на него, но также на людей и общество, с которыми он будет взаимодействовать. в будущем.

Как персонализированное обучение 1:1 может помочь одаренным учащимся?

Сама природа обучения 1:1 обеспечивает оптимальную среду обучения для всех учащихся, а не только для одаренных. Это связано с тем, что учитель уделяет все свое внимание учащемуся, не отвлекаясь ни на что. Точно так же и ученик занят на протяжении всего урока, потому что вокруг него нет других отвлекающих факторов от других учеников. В обычном классе большинство учителей стремятся к тому, чтобы 85% академического времени было занято, но во многих случаях это гораздо меньше, потому что учителя управляют поведением более 20 учеников, а также постоянно готовят материалы и отвечают на вопросы класса. При обучении 1:1 учитель и ученик являются единой командой 100% времени, изучая то, что делает каждую сторону, и развивая взаимопонимание и доверие, которые естественным образом создают безопасную и расширяющую возможности учебную среду. Более того, учителя 1:1 могут сосредоточить свое внимание на конкретных потребностях своего ученика, будь то одаренность, разница в обучении, дислексия, тревожность или сочетание нескольких факторов. Без необходимости разделять свое внимание во время обучения, эти личные учителя могут настроить программу, которая обеспечивает основу для успеха и постоянных возможностей для мастерского обучения и индивидуальной поддержки, которая намного превосходит то, к чему привыкло большинство студентов в стандартной обстановке в классе. По сути, при обучении 1:1 команда, которая обычно состоит из учителя, школьного консультанта и помощника преподавателя, объединяется в одного профессионала, который способен управлять и адаптироваться к потребностям ученика в режиме реального времени.

Однако преподавание — это только часть уравнения — сама учебная программа не менее важна. В то время как индивидуальное обучение по-прежнему основано на государственных стандартах и ​​стандартах на уровне класса, учителям в формате 1:1 предоставляется значительная свобода действий для обогащения учебной программы в зависимости от способностей и интересов их учеников, что является огромным преимуществом для одаренных учеников. Вместо того, чтобы читать ту же книгу, что и все остальные в классе, индивидуализированный учащийся вносит свой вклад в типы жанров, которые он или она предпочитает читать, задает вопросы, адаптированные к его или ее уровню способностей, и ему разрешено демонстрировать свое обучение с помощью различных альтернатив. или оценки эффективности посредством проектного обучения. Точно так же учащийся в системе обучения 1:1 может легко ускориться по всему классу или по одному предмету, особенно по математике. В то время как в больших школах не всегда осуществимо или разрешено, чтобы младшие школьники посещали продвинутые курсы, такие как алгебра или геометрия, это вполне возможно при индивидуальном обучении, если данные учащегося и прошлые успехи подтверждают это. Компактность также поощряется и дает преподавателям 1:1 преимущество в том, чтобы обучать своих одаренных студентов более глубокому обучению через проекты по обогащению и углубленную академическую программу. Используя теорию зоны ближайшего развития Выготского, учителя одаренных постоянно регулируют темп и строгость своего содержания, чтобы гарантировать, что их ученикам не надоедает повторяющаяся рутинная работа и не разочаровывают попытки понять слишком сложный и не соответствующий возрасту материал. По сути, зона ближайшего развития — это зона «Златовласки», где учащиеся могут сочетать свое предшествующее обучение с руководством учителя для все более глубокого понимания и связей между темами. Без стресса, связанного как с обучением средних, так и с небольшими группами, чтобы помочь как борющимся, так и продвинутым ученикам, учителя, имеющие только одного ученика, могут по-настоящему сосредоточить свой талант и поддержку на отдельном ученике, таким образом максимизируя его или ее успех, одновременно повышая внутреннюю мотивацию за счет вовлеченность и согласование с личными целями и способностями студента.

Наконец, учитывая крайне индивидуальный характер обучения 1:1, учитель служит не только хранителем знаний, но и наставником. В то время как социально-эмоциональное обучение может быть отнесено к ежемесячным урокам характера в больших школах, оно играет равную роль в разработке индивидуальных программ для учащихся в формате 1:1. Для одаренных учеников, которые, по иронии судьбы, часто недооценивают свои способности, это очень важно для повышения их самоэффективности. Синергия безопасной и благоприятной учебной среды в сочетании с учебным планом, соответствующим образом дифференцированным в соответствии с уровнем способностей и личными интересами одаренного учащегося, позволяет учителю 1:1 поощрять риск, перспективу, академическую любознательность, терпимость к двусмысленности, принятие неудач. , и обнаружение гармоничных увлечений — все это невероятно важные социально-эмоциональные навыки, которые помогают одаренным учащимся повышать свой эмоциональный интеллект наряду с их академической проницательностью. Эти отношения учитель-наставник позволяют инструктору вытолкнуть ученика далеко за пределы его или ее зоны комфорта, чтобы расширить свои знания в безрисковой среде, которая приветствует вопросы и неудачи так же, как правильные ответы и глубокое понимание. Учащиеся, которые доверяют своему учителю и чувствуют, что его понимают на базовом уровне, способны по-настоящему проявить себя, часто удивляя других глубиной и широтой не только своих знаний, но и сострадания, лидерского потенциала и творчества. По всем этим и многим другим причинам персонализированное обучение 1:1 действительно идеально подходит для одаренных учащихся и тех, кто хочет помочь сформировать общество, направляя их на этом пути.

Одаренные дети | Проблемы, проблемы, перфекционизм, проблемы с дружбой

Проблемы с самооценкой

Одаренность в учебе может заставить ребенка чувствовать себя не таким, как его сверстники, и даже может привести к тому, что над ним будут издеваться и он впадет в депрессию. Исследования показали, что чем более интеллектуально одаренный ребенок, тем выше риск социальных трудностей и несчастий. Важно следить за самооценкой вашего ребенка и работать с его учителем и школьным консультантом, если он действительно испытывает трудности. Негативные разговоры о себе и частые перепады настроения могут быть признаками проблем с самооценкой.

Совет: найдите вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку обрести уверенность в себе, почувствовать себя «обычным» ребенком и общаться со сверстниками через игру. Футбол, скейтбординг и хип-хоп — вот лишь несколько идей.

Вина

Некоторые одаренные дети чувствуют необходимость «отдавать взамен», потому что им так повезло, что у них есть собственные интеллектуальные способности. Помогать другим людям и делать добрые дела — это здорово, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым из-за своей одаренности и перенапрягаться, поговорите с ним об этих чувствах. Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своих обязанностях и добровольной помощью другим.

Совет: поощряйте вашего ребенка концентрировать свое «пожертвование», выбирая одну возможность или дело волонтера за учебный семестр — то, чем он больше всего увлечен.

Перфекционизм

Одаренные дети часто стремятся добиться высоких результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашних заданий или школьных проектов или тратить на них много дополнительного времени из-за своего желания сделать все как надо. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным в одних предметах, но средним в других, что также может подпитывать его перфекционизм во всем. Стремление сделать все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм связан с болями в животе, расстройствами пищевого поведения и обсессивно-компульсивными расстройствами личности.

Совет: ребёнку помладше не следует исправлять каждую маленькую грамматическую или фактическую ошибку, которую он делает, и напоминайте ему о том, что нужно быть поосторожнее с собой, когда проявляется его перфекционизм.

Ребенку постарше помогите установить некоторые основные цели и рекомендации для успешного школьного проекта или отчитаться перед тем, как он погрузится в работу. Например, просмотрите вместе с ним задание, определите, насколько длинным и подробным должен быть проект (сколько страниц , количество процитированных ссылок и т. д.), сделать набросок или черновик и установить, сколько времени ей следует уделить в зависимости от того, как задание повлияет на ее оценки. Другими словами, помогите своему ребенку «узнать, когда бросить курить» и получать удовольствие от процесса обучения на проекте, а не беспокоиться о том, чтобы все было идеально.

Проблемы управления

Многим одаренным детям нравится чувствовать себя под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать крайнюю самостоятельность: «Я сам сделаю!» Со временем желание вашего ребенка все контролировать может привести к тому, что его сверстники будут воспринимать его как «властных», а также к боязни рисковать, особенно когда он станет старше и узнает больше о последствиях.

Совет: побуждайте ребенка пробовать новые развлечения, например, кататься на страшных аттракционах в парке развлечений. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для его стремления к лидерству, например, помогая обучать или тренировать детей младше него.

Нереалистичные ожидания

Одаренные дети, как правило, сами себе являются самым жестким критиком. Многие борются с тестированием из-за заоблачных ожиданий, которые они испытывают, когда садятся на экзамен. После получения в школе в основном пятерок, получение оценок B или C может быть сокрушительным для вашего ребенка и шокирующим для мамы и папы. Помогите своему ребенку сохранять здоровый взгляд на оценки. От детского сада до выпускного невозможно получать пятёрки. Кроме того, будьте благосклонны, если ваш ребенок назван «одаренным» в один год, но не в следующий.

Подсказка: «Одаренный» — это термин (предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь способным ученикам), а не цель для вашего ребенка. Вместо того, чтобы использовать саму «одаренность» в качестве мотиватора или стандарта для успеваемости вашего ребенка в школе, постарайтесь сохранить те же самые высокие, но здоровые ожидания, которые у вас были, когда вы только что знали, что она была способным ребенком.

Нетерпение

Одаренные дети могут расстраиваться и проявлять нетерпение по отношению к себе и другим. Ваш ребенок может быть взволнован, когда он не сразу понимает слово в книге или вопрос домашнего задания, или он может быстро отказаться от внеклассных занятий, в которых он не сразу преуспевает. Младшие дети, которые еще не осознают свою одаренность, могут разочароваться в своих одноклассниках, которые не так быстро схватывают понятия.

Совет: поощряйте ребенка делать паузу, закрывать глаза и делать несколько глубоких вдохов всякий раз, когда он чувствует волнение. Напомните ему быть добрым в своих мыслях о себе и других в моменты разочарования.

Проблемы дружбы

Одним из потенциально наиболее сложных аспектов одаренности является проблема с заведением или сохранением друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными, но могут чувствовать себя одинокими или грустными из-за проблем со сверстниками. Ваш ребенок может чувствовать, что у него мало общего со своими одноклассниками, или у него могут возникнуть проблемы с началом игры или присоединением к группе. Или она может легко заводить друзей, но позже ее будут воспринимать как «показуху» или у нее будут другие ожидания от дружбы, чем у ее сверстников, из-за ее интеллектуальной глубины и эмоциональной чувствительности.

Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помочь детям с самыми большими социальными/эмоциональными трудностями как можно раньше с помощью школьного консультанта или терапевта со стороны. Социальные трудности могут увеличиваться с возрастом.

Совет: помогите своему ребенку, организовав игровые встречи с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя вашего ребенка помочь в выявлении других одаренных детей в школе вашего ребенка (не только в ее классе). Изучите такие возможности, как научные клубы и писательские мастерские, где ваш ребенок может познакомиться с умными сверстниками.

Внимание и организационные вопросы

Многие одаренные дети борются с проблемами внимания и организаторскими способностями, потому что они могут мыслить абстрактно и быстро им становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчики чаще бывают неорганизованными и рассеянными. К счастью, есть советы и инструменты, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему борющемуся с трудностями одаренному ученику — мальчику или девочке. Узнайте об особых ловушках вашего ребенка и поговорите с его учителем о проблемах и возможных решениях.

Совет. Для отслеживания заданий используйте письменную таблицу домашних заданий, а не мобильную или онлайн-систему. Планируйте короткие перерывы для выполнения домашних заданий примерно каждые 30 минут, чтобы дать ребенку отдохнуть.

Выгорание

Многие одаренные студенты очень энергичны. Но они также подвержены риску истощения и истощения. В то время как интеллектуальные способности вашего ребенка могут быть очень естественными, его беглый список дел по выполнению домашних заданий, организованности и стремлению к совершенству во внеклассных занятиях может сказаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *