Разное

Игры для детей речевые: картотека игр по развитию речи

Содержание

Игры на развитие речи для детей: игры на развитие связной речи и речевого дыхания для дошкольников и младших школьников

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Содержание:

  • Роль игры в развитии речи ребёнка
  • Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
  • Игры по развитию речи для детей 4-5 лет 
  • Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
    • Игры для развития словарного запаса
    • Звуковые игры
    • Игры на грамматику
    • Игры на развитие связной речи
  • Нетрадиционные речевые игры
  • Другие способы развития речи ребёнка

Роль игры в развитии речи ребёнка

Sergey Novikov/Shutterstock. com

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

  • стимулируют познавательную активность ребёнка;
  • активизируют мышление;
  • обогащают словарный запас;
  • закрепляют правильное произношение звуков;
  • развивают внимание и память;
  • улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей!

Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)

Antonio Guillem/Shutterstock. com

В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.

В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.

1. Угадай игрушку

Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.

Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.

2. Кто как говорит

Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.

Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).

3. А у тебя?

Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.

Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:

— У меня мишка. А у тебя?

— Лиса.

— У мишки шубка коричневая. А у лисы?

— Рыжая.

— У мишки хвостик маленький. А у лисы?

— Большой.

И т. д.

4. Задуй свечу

Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.

Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.

Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет

fizkes/Shutterstock.com

В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

  1. Огурец — это… овощ.
  2. Банан — это… фрукт.
  3. Медведь — это… животное.
  4. Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.

  1. Кто рисует картины? — Художник.
  2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
  3. Кто строит дом? — Строитель
  4. Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».

  1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
  2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

  1. Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
  2. Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
  3. Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».

Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)

Studio Romantic/Shutterstock.com

В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.

Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.

Игры для развития словарного запаса

1.

Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.

  1. Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
  2. Зелёный огурец, зелёная трава.
  3. Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
  4. Красная ягода, красный цветок.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.

2. Кто как говорит?

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.

  1. Собака лает.
  2. Кошка мяукает.
  3. Лягушка квакает.

fizkes/Shutterstock.com

3. Я знаю пять имен…

Вам понадобится: мяч.Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.

4. Земля, вода, небо, огонь

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.

5. Дополни предложение

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

Варианты могут быть самые разные:

  1. Когда на улице идёт дождь, мне…
  2. Когда мама приходит с работы, она выглядит…
  3. Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
  4. Летом ярко светит солнце и…
  5. Когда я вырасту, я…
  6. Мы с моим другом очень любим…

Звуковые игры

Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

1. Рифмовки

Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.

Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.

Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.

2. Замени звук

Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.

  1. Чашка — кашка.
  2. Гайка — майка.
  3. Рейка — лейка и т. д.

Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.

  1. Луч — лук.
  2. Мел — мех.
  3. Клюв — ключ и т. д.

Pixel-Shot/Shutterstock.com

3. Найди лишнее слово

Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.

Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.

4. Где стоит звук?

Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.

5. Цепочка слов

В эту игру играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.

Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.

6. Кто больше назовёт?

Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.

Игры на грамматику

fizkes/Shutterstock.com

1. Скажи ласково

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.

  1. Заяц — зайка, зайчик.
  2. Стул — стульчик.
  3. Голова — головка, головушка.
  4. Рука — ручка, рученька.
2. Животные и их детёныши

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.

  1. Слон — слонёнок.
  2. Медведь — медвежонок.
  3. Лиса — лисёнок.
  4. Кошка — котёнок.
3. Кому нужны эти вещи?

Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.

Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.

Sergey Novikov/Shutterstock.com

4. Магазин

Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.

Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.

— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).

— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).

— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).

5. Один — много

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку, называя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно взрослому, называя это слово во множественном числе.

  1. Глаз — глаза.
  2. Стул — стулья.
  3. Кошка — кошки.
  4. Салфетка — салфетки.
6. А у меня…

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.

7. Скажи наоборот

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.

  1. Слон большой, а бабочка…
  2. Камень тяжёлый, а пушинка…
  3. Зимой на улице холодно, а летом…
  4. Дерево высокое, а куст…
  5. Лев смелый, а заяц…

Игры на развитие связной речи

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

1. История по картинкам

Вам понадобится: набор из 4-5 сюжетных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.

Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.

2. Хорошо или плохо

Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.

Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».

3. Загадка про друга

Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.

Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».

4. Кот в мешке

Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.

Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»

5. Отгадай предмет

Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.

Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».

Нетрадиционные речевые игры

lev.studio/Shutterstock.com

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из жизни, вместе с традиционными способами развития речи можно использовать и нестандартные методы.

Нетрадиционные речевые игры повышают работоспособность мозга, стимулируют познавательную и творческую активность, а также развивают внимание, память и мышление ребёнка.

1. Игры с нетрадиционным оборудованием (крышки от бутылок, прищепки, грецкие орехи, зубные щётки, губки для мытья посуды и др.)

Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим.

Например, ребёнок надевает на указательный и средний палец крышки от бутылок как лыжи и передвигает пальцами по столу, проговаривая при этом стихотворение:

Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.

Или ребёнок сжимает поочередно то правой, то левой рукой губку от посуды, говоря при этом следующие слова на каждый ударный слог:

Тесто долго мы месили,

А как печь блины — забыли.

2. Игры с конструктором «Лего»

LightField Studios/Shutterstock.com

Ещё одним нетрадиционным способом развития речи детей является использование конструктора «Лего». С его помощью можно корректировать произношение звуков и слогов, развивать связную речь и повышать словарный запас.

Отличным помощником в этом направлении станет книга Елены Мазановой «Речевые игры с лего».

3. Игры со сказками

Оказывается, сказки можно рассказывать разными способами.

Можно предложить ребёнку:

  • рассказать любимую сказку от лица главного героя;
  • рассказать по очереди с мамой небольшой кусочек из понравившейся сказки;
  • придумать продолжение к знакомой сказке;
  • придумать свою сказку.

Другие способы развития речи ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock. com

Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.

К ним относятся:

Хороводные игры и игры с пением

Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.

Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.

Подробнее узнать о хороводных играх для детей можно здесь.

Пальчиковая гимнастика

Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.

Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.

Чтение детской литературы

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.

Переходите в раздел «Книжная полка» в нашем блоге: там собраны лучшие книги разных жанров для детей разного возраста!

Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой

Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.

Настольные игры

Lyakhova Evgeniya/Shutterstock.com

Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки.

Детские логопеды рекомендуют воспользоваться следующими играми:

1. Для младших дошкольников (3-5 лет):

  • настольная игра по сказке «Репка»;
  • настольная игра по сказке «Колобок»;
  • настольная игра по сказке «Курочка Ряба».

2. Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • настольная игра по сказке «Волк и семеро козлят»;
  • домино «Где чей домик?»;
  • лото «Домашние и дикие животные».

3. Для будущих первоклассников (6-7 лет):

  • обучающая настольная игра «Простоквашино. Азбука»;
  • обучающая игра «Фефекты фикции».

Ещё больше вариантов настолок ищите в материале Настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия

Chubykin Arkady/Shutterstock.com

Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 10

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

речевые игры для малышей | Материал на тему:

 

Речевые игры для малышей

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

 

 

 Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Кто что делает?

С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

Части тела

 Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части тела, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.

Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

Волшебный мешочек

Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

Кто это?

Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т.  д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т.   д.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

Что делает?

Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т.  п. (для одной игры – не более пяти картинок).

Слушай и выполняй

Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т.   п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

5 Логопедические игры для малышей и дошкольников

Когда у вас дома малыш, не всегда легко придумать новые занятия и игры для совместной игры. Иногда у вас просто заканчиваются идеи (и энергия!). И если ваш ребенок занимается с логопедом, когда дело доходит до практики речи и языка дома, вам действительно  нужно найти что-то веселое и мотивирующее.

Когда работа больше похожа на игру, все счастливы. Вот почему мы составили список из пяти простых игр, рекомендованных логопедом, в которые вы можете играть, чтобы сохранить девятку.0003   обучение продолжается .

Expressable

Пройдите наш тест, чтобы узнать, нуждается ли ваш ребенок в помощи с речью и языком

Leanne Sherred, M. S., CCC-SLP

1. Занятия на ощупь и на ощупь

Это увлекательное занятие, которое ваш ребенок не захочет хочу перестать играть! Возьмите коробку, пакет или любую другую емкость, в которую ребенок не может заглянуть. Возьмите несколько предметов со всего дома, чтобы поместить их внутрь. Вот несколько идей: маленькая мягкая игрушка, пластилин Play-Doh или слайм, яблоко, мяч, игрушечная машинка и расческа.

Поместите каждый предмет по одному, чтобы ребенок не видел. Затем пусть ваш ребенок протянет руку, пощупает предмет и угадает, что это такое.

Чтобы улучшить речевые и языковые навыки, они могут попытаться описать свои чувства, используя такие слова, как «холодный» или «мягкий».

Вы также можете помочь своему ребенку угадать, дав ему подсказки о каждом предмете. Например, «Мы используем это, чтобы расчесать вам волосы» или «Это одна из ваших любимых закусок».

Эта игра отлично подходит для того, чтобы помочь вашему ребенку попрактиковаться в произношении новых слов и увеличить словарный запас. Можно бросать в коробку какие-то предметы, названия которых они не знают. Это помогает им учиться еще больше!

Советы и ресурсы

10 способов сделать логопедическую практику увлекательной

Линн Шерред, магистр искусств, CCC-SLP ЧТЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ

2. Фриз-танец

Кто не любит фриз-данс? Ваш малыш или дошкольник, безусловно, будет! Включите их любимую музыку и потанцуйте вместе. В зависимости от возраста вашего ребенка вы можете немного разнообразить эту игру. Вот как играть.

Для малышей или детей, которые работают над более базовым словарным запасом, используйте такие слова, как «стоп» и «иди» на протяжении всей игры. Объясните, что когда вы говорите «Стоп», ваш ребенок должен перестать танцевать и стоять совершенно неподвижно. Вы можете показать им, что вы имеете в виду, чтобы помочь им понять.

Затем объясните, что когда вы говорите «Давай!», они могут снова начать танцевать. Это помогает им узнать значение этих слов. И если они еще не говорят эти слова, они могут начать их использовать! Так что включите музыку и танцуйте вместе. Скажи «стоп!» и иди!» на протяжении всей песни.

Для старших дошкольников не стесняйтесь использовать слово «замри» каждый раз, когда вы хотите, чтобы они перестали танцевать. Вы даже можете произносить слова, которые рифмуются со словом «замри», чтобы поработать над их способностью слушать и навыками распознавания слов. Вы можете попробовать сказать «Сыр!» или «Ключи!» Ваш ребенок будет предвкушать слово «замри», поэтому ему действительно придется прислушиваться к вашим словам, прежде чем двигаться.
Посмотрите это для детей видео  для примера того, как играть в эту игру.

Младенцы и дети ясельного возраста

Использование игры для поощрения общения с ребенком

Линн Шерред, магистр медицины, CCC-SLP

3. Движение и физические игры

Никогда не недооценивайте, насколько детям нравятся физические игры, связанные с движением. Это могут быть простые действия, такие как щекотка, катание на спине, гонка или строительство крытой крепости.

Дети любят проводить время со своими воспитателями. Индивидуальное внимание, которое вы уделяете им во время этих занятий, не говоря уже о том, насколько они увлекательны, может помочь вашему ребенку в различных областях речи и языкового развития. Давайте посмотрим на некоторые вещи, на которые вы можете ориентироваться во время этих игр:

Щекотка:  Это идеальное занятие для детей, которые учатся говорить. Они могут попросить «больше» или «стоп», произнося слова самостоятельно, подражая вам или даже подписываясь! Они могут попросить «больше» щекотки, но быстро сказать «Стоп!» когда это слишком много. Смех и улыбки вашего малыша сделают эту игру любимой!

Катание на спине : Большинство детей любят кататься на спине. Вы можете работать над тем, чтобы ваш ребенок использовал отдельные слова, чтобы попросить то, что он хочет, например «вверх». Для детей старшего возраста вы можете сосредоточиться на структуре и длине предложения, например: «Я хочу покататься на спине».
Устроить гонку:  Гонки друг с другом — полезный способ попрактиковаться в глаголах. У вас может быть одна гонка, в которой вы пробегаете , в другой пропускаете , в одной крутите  к финишу, или, может быть, даже в той, где вы выбрасываете !

Для детей младшего возраста, которые учатся говорить, вы можете поработать над тем, чтобы назвать глагол в только что пройденном забеге и использовать его в коротких фразах, например: «Мы бежим!» или «Я пропускаю!» Для детей старшего дошкольного возраста вы можете поработать над употреблением правильного времени глагола, например, «Мы пробежали гонку» или «Я добежал до финиша» в прошедшем времени. Вы также можете практиковать настоящее время: «Я пропускаю».

Строительство форта:  Это хорошая возможность поработать над пространственной концепцией. Вы можете сказать что-то вроде: «Иди в форт», «Встань за фортом» или «Положи подушку сверху. ” Посмотрите, насколько хорошо ваш ребенок может следовать этим указаниям. Это нормально, если вам нужно им помочь.

Советы и ресурсы

Что делает малыш в логопедии?

Эбби Барнс, MS, CCC-SLP

4. Охота за мусором

Чем хороша охота за мусором, так это тем, что вы можете играть в помещении или на улице! Дайте вашему малышу или дошкольнику несколько подсказок о предметах, которые нужно найти. Вы можете сделать подсказки настолько простыми или сложными, насколько хотите, в зависимости от возраста вашего ребенка.

Можно сказать что-то вроде: «Найди что-нибудь, что согреет нас». Ваш ребенок может найти одеяло или пальто.

Если вы собираетесь на охоту за мусором, вы можете дать ребенку подсказки, чтобы найти такие предметы, как палки, листья или цветы.

Для детей, практикующих произношение звуков , попросите их найти предметы, которые используют их целевые звуки. Например, если ваш ребенок работает над звуком /к/, он может потренироваться говорить, что нашел «камень». Или, если они работают над звуком /b/, они могут попрактиковаться в том, чтобы сказать, что нашли «ошибку».

Вы также можете попрактиковаться с ребенком в   рецептивном языке   задачах, таких как определение предметов или выполнение указаний. Попросите ребенка найти «шланг» или сорвать «цветок». Или настройте таргетинг на выполнение одно- или многошаговых  указаний . Дайте указание, например: «Подними мяч» или «Подними мяч и положи его у двери». Посмотрите, как легко ваш ребенок может следовать этим указаниям. Если им нужна небольшая помощь, попробуйте повторить указания или жестикулировать, чтобы показать им, что вы имеете в виду.

5.

I Spy

Классическую игру, такую ​​как I Spy, можно легко использовать в логопедической практике! По мере того, как вы и ваш ребенок находите предметы для «шпионажа», вы можете сосредоточиться на любых целях, которые могут быть для него наиболее полезными.

Например, если ваш ребенок работает над звукоизвлечением, потренируйтесь «подглядывать» за предметами, которые начинаются с целевого звука в слове или содержат его.

Если ваш ребенок работает над , имитируя фразы, или учится использовать фразы самостоятельно, он может повторять фразу «Я шпионю…» снова и снова. Повторение такой знакомой фразы и добавление каждый раз одного нового слова — отличный способ попрактиковаться.

Как видите, логопедические игры и занятия дома не обязательно должны быть чем-то сложным. Ключ в том, чтобы найти игру, которая заинтересует вашего ребенка, а затем воплотить в ней конкретные цели вашего ребенка. Чем больше удовольствия они получают, тем больше практики они завершат. Кроме того, вы вдвоем наслаждаетесь общением один на один. Это победа для всех!

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Веселые и простые советы по речи и языку подаются каждый месяц!

7 Игры для детей с нарушениями речи

Родителям и опекунам может быть нелегко придумать веселые игры для тренировки звуков речи. Игры могут быть веселым и очень интерактивным способом для детей с нарушениями речи. Все любят игры. Если вы являетесь родителем или опекуном, который всегда в поиске того, чтобы сделать звуковую практику речи веселой, вы попали в нужное место! Вот несколько игр для детей с нарушениями речи.

  1. Веселье с фонариком

Для этой игры вам понадобятся некоторые предметы или картинки. Например, если вы работаете над звуком /p/, вы можете получить изображения или предметы горшка, яблока, тарелки, чашки, бумаги, кепки и т. д. Выберите комнату, например спальню вашего ребенка, и поместите эти предметы и изображения случайно. Затем выключите свет в комнате. Дайте ребенку фонарик и попросите его найти предметы/картинки в комнате. Дети любят играть с фонариками, и им это понравится.

  1. Спичка памяти

Это забавная игра, в которую можно играть с большим количеством детей. Вы можете сделать небольшие карточки с изображениями целевого звука речи. Вам понадобится по две штуки каждой картинки. Например, если вы работаете над звуком /b/, вы можете получить два одинаковых изображения летучей мыши, мяча, печенья, коробки, краба, мрамора и т. д. Возьмите все карточки и положите их лицевой стороной вниз. Вы можете показать ребенку лицевую сторону карточки, когда будете класть ее вниз. Затем попросите ребенка угадать совпадающие карты. Вы можете по очереди играть с ребенком в эту игру. И тот, кто делает больше совпадений, выигрывает игру.

  1. Я шпион

Вот игра, в которую можно играть на улице. Эта игра требует минимальной подготовки. Вы можете посещать различные места, такие как игровая площадка, парк, сад и т. д. Вы можете попросить своего ребенка осмотреться и найти предметы, которые имеют целевой звук, над которым вы работаете. После того, как они идентифицировали объект, вы можете использовать его как упражнение «покажи и расскажи» и попросите ребенка описать объект. Одна из лучших особенностей этой игры заключается в том, что вы можете играть по очереди, а также играть в группе!

  1. Просто Саймон говорит

Это еще одна игра, которая поможет вашему ребенку поработать над звуками речи. Вы можете специально работать над звуками речи /s/ и сочетаниями на уровне предложения. Вы можете по очереди и лежать, а также играть в группе. Дети могут по очереди быть Простым Саймоном. У вас может быть список предложений, готовых к использованию для каждого ребенка, или вы можете позволить своему ребенку придумывать предложения, используя целевые слова.

  1. Бинго

Вы можете выбрать несколько изображений или слов целевого звука или даже написать свой. Вот ссылка на бесплатный настраиваемый генератор карточек для бинго (https://myfreebingocards.com/bingo-card-generator). Все по очереди говорят слова. Это отличный способ поработать над звуками речи, когда у вас несколько членов семьи.

  1. Настольные игры

Вы можете использовать любимую настольную игру вашего ребенка, чтобы работать над целевыми звуками речи. Вы можете использовать любую игру, такую ​​как лотки и лестницы, UNO, ludo и т. д. Каждый раз, когда ваш ребенок получает свою очередь, он должен произнести слово с нужным звуком речи. Для этого упражнения вы можете использовать заранее подготовленный список слов.

  1. Перемешанные слова

Перемешанные слова — очень интересный способ поработать над звуками речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *