Разное

Глотательный рефлекс у новорожденного: Ослабление глотательного или сосательного рефлекса у младенца: проявление, причины, профилактика

Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей раннего возраста

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.

Все статьи


Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем  компенсировать её будет значительно труднее.


В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.


Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.


Глотание – сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.


Глотательный рефлекс относится к врождённым. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное. Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.


Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищечное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса. Родители малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу. Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления — глотать быстрее, чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое. Казалось бы – столько плюсов! Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение). Низкий тонус мышц  может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Кислород является питанием для головного мозга.


Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком  и формировать пищевой комок. Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание — жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи (кусочковое питание)) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.


Таким образом, развитие правильного глотания и жевания  влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие  психической активности ребенка в целом. На осмотре детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы пор профилактике нарушений речи.

Все статьи

Наши врачи

Все специалисты

Моисеева Татьяна Николаевна

Заведующая отделением педиатрии, врач аллерголог, иммунолог, кандидат медицинских наук, высшая категория

Галиулин Муса Ягокупович

Врач детский хирург, 1-ая категория

Жигулёва Александра Сергеевна

Врач-педиатр

Зубрилина Анастасия Сергеевна

Врач-педиатр

Горяева Ирина Сергеевна

Врач — педиатр

Боженко Яна Леонидовна

Врач педиатр

Кирпичникова Светлана Ивановна

Врач педиатр

Миндлина Анна Олеговна

Врач педиатр, вторая категория

Бородина Ксения Николаевна

Врач педиатр, детский гастроэнтеролог

Камалетдинова Наталия Леонидовна

Врач педиатр, высшая категория

Горшкова Лада Львовна

Врач педиатр

Родионова Наталья Алексеевна

Врач педиатр

Михалева Ирина Игоревна

Врач педиатр, гастроэнтеролог, пульмонолог, функциональной диагностики

Санникова Лариса Александровна

Врач педиатр

Рефлексы новорожденных | Мамоведия — о здоровье и развитии ребенка

Вы когда-нибудь задумывались о том, как выглядит тело вашего новорожденного ребенка и каковы его рефлексы?

Если вы когда-либо держали на руках новорожденного, значит точно заметили несколько необычных вещей. Новорожденный малыш способен взаимодействовать с внешним миром и реагировать на раздражители посредством набора неонатальных рефлексов, которые позволяют ему немедленно адаптироваться к внематочной жизни.

Рефлексы новорожденных – это «врожденные», автоматические и инстинктивные реакции, которые зависят от среднего мозга (части мозга, которая также играет важную роль в развитии зрения и слуха ребенка) и спинного мозга.
Наличие или отсутствие этих рефлексов указывает на целостность нервной системы. По сути, организм сообщает вам, здоров ли ваш ребенок или у него есть какие-то проблемы, которые лучше всего проконсультировать у педиатра.
Кратко рассмотрим самые главные рефлексы новорожденных детей.

Дыхательный рефлекс

Первое действие, которое новорожденный должен предпринять при рождении, – это дышать. Через первые крики воздух попадает в легкие и расширяет их, активируя автономное дыхание. С этого момента начинается сердечно-легочное кровообращение: частота сердечных сокращений может достигать 180 ударов в минуту.

Ползание по груди

Среди неонатальных рефлексов также есть ползание по груди, врожденная способность, проявляющаяся в первые минуты жизни: ребенок, опираясь на грудь матери, способен инстинктивно и с помощью запаха – подползти к соску и начать сосать молозиво.
Однако для проявления этой способности необходимо, чтобы ребенка сразу после рождения положили на грудь матери – кожа к коже – и оставили в покое, без постороннего вмешательства (даже мытье/вытирание следует отложить на потом).

Сосательный рефлекс

Младенец поворачивает голову в поисках груди. Сосательный рефлекс снижается и исчезает примерно через 10-11 месяцев после рождения.
Глотание активируется при контакте пищи с глоткой. Этот механизм отличается от сосания тем, что ребенок не сосет при глотании, глотательный рефлекс больше не пропадет, он будет служить всю жизнь.

Защитный рефлекс

Здоровому малышу этот рефлекс помогает рефлекторно повернуть голову в сторону, оказавшись лежа на животе, чтобы не задохнуться. Данный рефлекс у новорожденного проявляется в первые часы жизни. 

Водолазный рефлекс (или нырятельный рефлекс)

Он позволяет новорожденному испытывать апноэ при погружении в воду. Это неонатальный рефлекс, когда рефлекторно перекрываются дыхательные пути ребенка. 
По мнению некоторых ученых, это «память» о внутриутробной жизни, для других реакция новорожденного сравнима с реакцией всех млекопитающих, которые, падая в воду, задерживают дыхание, даже если они не принадлежат к водным видам.

Нырятельному рефлексу суждено исчезнуть в течение первых недель жизни. Но даже когда этот рефлекс еще активен, малыш никогда не должен оставаться вне поля зрения во время купания.

Рефлекс Бабинского

Его можно заметить, когда мы касаемся внутренней стороны стопы, большой палец ноги сгибается внутрь, если вместо этого касаться внешней стороны стопы, большой палец ноги вытягивается, а пальцы ног растопыриваются.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если держать ребенка в вертикальном положении, чтобы ступни оказались на кровати, ребенок начнет делать один шаг, а затем другой, и будет казаться, что он может медленно шагать.
Помните, что это всего лишь рефлекс, а не реальные шаги, как может показаться. Позже этот рефлекс исчезает, примерно в возрасте 2–3 месяцев.

Рефлекс Моро

Новорожденный широко раскидывает ручки, как бы испугавшись, выгибает спину и гримасничает, пока не заплачет. Эти движения возникают при резких изменениях окружающей среды (например, резкий громкий звук) или положения новорожденного. Этот рефлекс будет исчезать к 6 месяцам жизни.

Хватательный рефлекс

В этом рефлексе мы можем наблюдать, что ребенок будет пытаться схватить предмет, дотрагивающийся до его ладони. Хватка будет достаточно сильной, чтобы заставить ребенка приподняться на несколько мгновений.
Этот рефлекс исчезнет примерно к 9-10 месяцам, когда ребенок сможет произвольно расслабиться; уже через 3–4 месяца рефлекс ослабнет, и, чтобы убедиться в этом, нужно будет сильнее надавливать на ладонь. 

Хватательный рефлекс также есть и на ступнях малыша, если прикоснуться к стопе, вы заметите как ребенок подвернет пальцы внутрь стопы, якобы пытаясь захватить предмет.

Рефлекс Галанта

Проведя вдоль позвоночника с одной стороны, удерживая ребенка на весу, вы увидите, как его тело изогнется в сторону раздражения, и подогнет ножку. Данный рефлекс проявляется с 5-6 дня рождения и исчезает после 6 месяцев. 
Отличный способ развить у малыша проприоцепцию (ощущение относительного положения частей тела и их движения), и чувствительность собственного тела – детский массаж.

Рефлекс Ландау

Этот рефлекс является предшественником вертикального положения тела. Проявляется он в позе лежа на животе, когда ребенок разгибает и поднимает вверх голову, удерживаясь на руках, выгибает спину дугой и поднимает ноги. Этот рефлекс возникает примерно в два-три месяца и исчезает в год жизни.
 

Семь оральных рефлексов | Речевая динамика

Брук Эндрюс | 18 марта 2017 г.

Знаете ли вы, что ваш ребенок родился с рефлексами, которые помогают ему при кормлении до тех пор, пока он не будет готов выполнять движения самостоятельно? Есть 7 рефлексов, которые помогают ребенку при кормлении. Большинство этих рефлексов «интегрируются» или «исчезают» в течение первого года жизни или вскоре после этого. Два из этих рефлексов, глотательный и рвотный, сохраняются на протяжении всей жизни. Давайте рассмотрим эти рефлексы:

Рефлекс укоренения: Ваш ребенок движется к источнику, когда вы касаетесь его щеки или губ. Это поможет ребенку найти грудь для кормления. Этот рефлекс «интегрируется» между 3 и 6 месяцами.

Сосательный рефлекс : Этот рефлекс запускается, когда вы кладете палец, соску от бутылочки или соску в рот ребенка. Сосание — это движение вперед-назад, которое запечатывает и распечатывает заднюю 1/3 языка. Это позволяет вашему ребенку кормить из груди или бутылочки. Сосание интегрируется между 6 и 12 месяцами.

Языковой рефлекс: Это волнообразное движение вперед-назад, помогающее ребенку сосать грудь. Интегрируется к 12-18 месяцам.

Глотательный рефлекс : Глотание начинается, когда пища, жидкость или слюна достигают горла вашего ребенка. Ваш ребенок попадает под контроль этого рефлекса к 18 месяцам, и он остается важным рефлексом на протяжении всей нашей жизни.

Рефлекс прикуса : Ваш ребенок открывает и закрывает челюсть, чтобы «кусать» вверх и вниз, когда вы надавливаете на его десны. Этот рефлекс интегрируется на 9-12 месяцев.

Поперечный язык: Ребенок перемещает свой язык в сторону, когда он получает прикосновение, пищу или вкус на любой стороне языка. Этот рефлекс исчезает в возрасте 9-24 месяцев.

Кляп: Рвотный рефлекс защищает дыхательные пути ребенка от проглатывания слишком больших предметов. Чего вы можете не знать, так это того, что рвотный рефлекс у ребенка располагается в передней части языка и «перемещается» назад, на заднюю ¼ часть языка при переживаниях во рту. Рвотный рефлекс сохраняется на протяжении всей нашей жизни.

Иногда рефлексы не интегрируются сами по себе. В других случаях рефлексы могут использоваться для облегчения соответствующих оральных движений для кормления. Детский логопед может оценить эти рефлексы, а также орально-моторные навыки, необходимые для кормления. Если терапия оправдана, логопед может предоставить соответствующее лечение, чтобы обеспечить счастливое и успешное время приема пищи для вас и вашего ребенка.

Ссылки:

Bahr, D. (2011). Никто никогда не говорил мне (или моей матери) об этом!: Все, от бутылочек и дыхания до здорового развития речи. Корк: BookBaby.

Брук является владельцем The Speech Dynamic LLC, где она проводит игровую и семейную речевую терапию и кормление. в районе Большого Хьюстона Она является соавтором «Время покачивания», междисциплинарной учебной программы для педиатрической терапии. На конференции исключительных детей Северной Каролины она выступила с докладом о встраивании языка в распорядок дня. Она также поделилась своим опытом на панели Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Брук стремится помочь семьям понять важность игры для развития речи и языка.

Тестирование, обращение за помощью и другие рефлексы

Обзор

Новорожденные рождаются с несколькими важными рефлексами, которые помогают им в первые недели и месяцы жизни. Эти рефлексы представляют собой непроизвольные движения, которые происходят либо спонтанно, либо в ответ на различные действия. Например, сосательный рефлекс возникает при прикосновении к небу ребенка. Ребенок начнет сосать при стимуляции этой области, что помогает при грудном вскармливании или кормлении из бутылочки.

Рефлексы могут быть сильными у одних младенцев и слабыми у других в зависимости от ряда факторов, в том числе от того, насколько рано ребенок родился раньше срока. Читайте дальше, чтобы узнать о сосательном рефлексе, его развитии и других рефлексах.

Когда возникает сосательный рефлекс?

Сосательный рефлекс развивается еще в утробе матери. Самое раннее его развитие — на 32-й неделе беременности. Обычно он полностью развивается к 36 неделе беременности. Вы даже можете увидеть этот рефлекс в действии во время обычного УЗИ. Некоторые младенцы будут сосать свои большие пальцы или руки, показывая, что эта важная способность развивается.

У недоношенных детей может отсутствовать сильный сосательный рефлекс при рождении. У них также может не хватить выносливости, чтобы завершить сеанс кормления. Недоношенным детям иногда требуется дополнительная помощь, чтобы получить питательные вещества через зонд для кормления, который вводится через нос в желудок. Недоношенному ребенку могут потребоваться недели, чтобы координировать сосание и глотание, но многие понимают это к тому времени, когда их первоначальные сроки родов.

Сосательный рефлекс и кормление грудью

Сосательный рефлекс происходит в два этапа. Когда соска — от груди или из бутылочки — помещается в рот ребенка, он автоматически начинает сосать. При грудном вскармливании ребенок кладет свои губы на ареолу и сжимает сосок между языком и нёбом. Они будут использовать подобное движение, когда кормят бутылочку.

Следующий этап наступает, когда ребенок перемещает язык к соску, чтобы сосать, то есть, по сути, доит грудь. Это действие также называется выражением. Всасывание помогает удерживать грудь во рту ребенка во время процесса за счет отрицательного давления.

Копание и сосательный рефлекс

Существует еще один рефлекс, сопровождающий сосание, называемый копанием. Младенцы будут инстинктивно копаться или искать грудь, прежде чем сосать ее. Хотя эти два рефлекса связаны, они служат разным целям. Укоренение помогает ребенку найти грудь и сосок. Сосание помогает ребенку извлекать грудное молоко для питания.

Как проверить сосательный рефлекс у ребенка

Вы можете проверить сосательный рефлекс у ребенка, поместив соску (грудь или бутылочку), чистый палец или пустышку в рот ребенка. Если рефлекс полностью выработался, ребенок должен обхватить предмет губами, а затем ритмично сжать его между языком и небом.

Поговорите с педиатром вашего ребенка, если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с сосательным рефлексом. Поскольку сосательный рефлекс важен для кормления, нарушение этого рефлекса может привести к недоеданию.

Проблемы с грудным вскармливанием и обращение за помощью

Дыхание и глотание при сосании могут быть сложной комбинацией для недоношенных детей и даже некоторых новорожденных. В результате не все младенцы профессионалы — по крайней мере, поначалу. Однако с практикой дети могут справиться с этой задачей.

Чем вы можете помочь:

  • Кенгуру. Обеспечьте ребенку как можно больше контакта кожа к коже или то, что иногда называют кенгуру. Это помогает вашему ребенку согреться и может даже увеличить количество молока. Метод кенгуру подходит не для всех детей, особенно для детей с определенными заболеваниями.
  • Будильник для кормления. Будите ребенка каждые 2-3 часа, чтобы поесть. Ваш лечащий врач может помочь вам определить, когда вам больше не нужно будить ребенка для кормления. Недоношенных детей, возможно, нужно кормить чаще или будить, чтобы они поели дольше, чем других детей.
  • Занять позицию. Держите ребенка в положении для кормления грудью, даже если он находится на искусственном вскармливании. Вы даже можете попробовать смачивать ватные шарики грудным молоком и класть их рядом с ребенком. Идея состоит в том, чтобы заставить их узнать запах вашего молока.
  • Попробуйте другие позиции. Поэкспериментируйте, удерживая ребенка в разных положениях во время кормления грудью. Некоторым детям хорошо в позе «близнеца» (или «футбольном захвате»), когда их поджимают под руку, а их тело поддерживается подушкой.
  • Увеличьте рефлекс прилива. Работайте над усилением рефлекса прилива молока, который вызывает выделение молока. Это облегчит ребенку сцеживание молока. Вы можете помассировать, сцедить руками или приложить к груди теплый компресс, чтобы ускорить процесс.
  • Будьте позитивны. Старайтесь изо всех сил не падать духом, особенно в первые дни. Самое главное – узнать своего ребенка. Со временем они должны начать потреблять больше молока при более длительных кормлениях.

Консультанты по грудному вскармливанию

Если у вас возникли проблемы с грудным вскармливанием, также может помочь сертифицированный консультант по грудному вскармливанию (IBCLC). Эти специалисты сосредоточены исключительно на кормлении и всем, что связано с уходом за больными. Они могут помочь с чем угодно: от проблем с замком и закупоркой воздуховодов до оценки и исправления других проблем с кормлением, таких как позиционирование. Они могут предложить использовать различные устройства, такие как накладки на соски, чтобы способствовать лучшему захвату.

Педиатр вашего ребенка, акушер-гинеколог или акушерка могут порекомендовать консультацию по грудному вскармливанию. В Соединенных Штатах вы можете найти ближайший к вам IBCLC, выполнив поиск в базе данных Ассоциации консультантов по грудному вскармливанию США. Вы можете запросить посещения на дому, частные консультации или помощь в клинике грудного вскармливания. Вы также можете арендовать оборудование, например, молокоотсосы больничного класса. Некоторые больницы предлагают бесплатные консультации, пока вы находитесь в родильном зале или даже после того, как вы ушли домой.

Рефлексы младенцев

У младенцев вырабатывается несколько рефлексов, которые помогают им приспособиться к жизни вне матки. У недоношенных детей развитие некоторых рефлексов может быть задержано, или они могут сохранять рефлекс дольше, чем в среднем. Поговорите с врачом вашего ребенка, если вас беспокоят его рефлексы.

Копательный рефлекс

Копательный и сосательный рефлексы идут рука об руку. Ваш ребенок повернет голову, когда его щеку или уголок рта погладят. Как будто они пытаются найти сосок.

Для проверки копательного рефлекса:

  • Погладьте ребенка по щеке или по рту.
  • Часы для копания из стороны в сторону.

По мере того, как ваш ребенок становится старше, обычно в возрасте около трех недель, он быстрее поворачивается на сторону, которую гладят. Рефлекс укоренения обычно исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро также известен как рефлекс испуга. Это потому, что этот рефлекс часто возникает в ответ на громкие звуки или движения, чаще всего на ощущение падения назад. Вы можете заметить, что ваш ребенок вскидывает руки и ноги в ответ на неожиданные звуки или движения. После разгибания конечностей ваш ребенок будет сокращать их.

Рефлекс Моро иногда сопровождается плачем. Это также может повлиять на сон вашего ребенка, разбудив его. Иногда пеленание помогает уменьшить рефлекс Моро, пока ребенок спит.

Для проверки рефлекса Моро:

  • Понаблюдайте за реакцией ребенка на громкие звуки, например, на лай собаки.
  • Если ваш ребенок резко вытягивает ручки и ножки, а затем сгибает их обратно, это признак рефлекса Моро.

Рефлекс Моро обычно исчезает к 5-6 месяцам.

Тонус шеи

Асимметричный тонус шеи или «рефлекс фехтования» возникает, когда голова ребенка поворачивается в одну сторону. Например, если их голова повернута влево, левая рука вытянется, а правая согнется в локте.

Для проверки тонуса шеи:

  • Аккуратно поверните голову ребенка набок.
  • Следите за движением их рук.

Этот рефлекс обычно исчезает в возрасте от 6 до 7 месяцев.

Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс позволяет младенцам автоматически хватать ваш палец или маленькие игрушки, когда они кладут их на ладонь. Он развивается внутриутробно, обычно примерно через 25 недель после зачатия. Чтобы проверить этот рефлекс:

  • Сильно погладьте ладонь вашего ребенка.
  • Они должны цепляться за палец.

Хватка может быть довольно сильной и обычно длится, пока ребенку не исполнится 5–6 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского возникает, когда ребенка сильно поглаживают по подошве. Это приводит к тому, что большой палец сгибается к верхней части стопы. Другие пальцы также будут растопырены. Для проверки:

  • Сильно погладьте нижнюю часть стопы вашего ребенка.
  • Смотри, как их пальцы ног расходятся веером.

Этот рефлекс обычно исчезает к тому времени, когда вашему ребенку исполняется 2 года.

Шаговый рефлекс

Шаговый или «танцевальный» рефлекс может привести к тому, что ваш ребенок сможет ходить (с помощью) вскоре после рождения.

Для проверки:

  • Держите ребенка вертикально над плоской твердой поверхностью.
  • Поставьте ножки ребенка на поверхность.
  • Продолжайте оказывать полную поддержку телу и голове ребенка и наблюдайте, как он делает несколько шагов.

Этот рефлекс обычно исчезает примерно через 2 месяца.

Краткий обзор рефлексов

Еда на вынос

Несмотря на то, что у младенцев нет инструкции по эксплуатации, у них есть ряд рефлексов, призванных помочь им выжить в первые недели и месяцы жизни. Сосательный рефлекс помогает вашему ребенку получать достаточно еды, чтобы он мог развиваться и расти.

Не все дети сразу осваивают комбинацию сосания, глотания и дыхания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *