Разное

Для развития мелкой моторики своими руками: Как своими руками изготовить игрушки для развития мелкой моторики рук ребенка

Игры для развития мелкой моторики рук

Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически в каждой статье о мелкой моторике рук и способах ее развитияМелкая моторика тесно связана с развитием нервной системы, мышления, речи, зрения. Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

О развитии мелкой моторики написано много статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент некоторых игр, которые я использую в своей работе с малышими. Все эти игры знакомы пользователям интернета, т. к. находятся в открытом доступе и хорошо копируются. Я создала свою небольшую коллекцию из наиболее мне понравившихся.

1. Упражнения с крупами, например:

Упражнение «Помоги Золушке» — рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Упражнение «Остатки запасов» — помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

Крупы подкрашивала пищевым красителем для дополнительного изучения цветов и большего интереса детей.

2. Самомассаж, например:

Самомассаж гранеными карандашами.

Самомассаж массажным мячиком.

Мячиками мы массажируем не только ручки, но и ступни.

3. Упражнения в сухом бассейне, например:

Упражнение «Домашние животные» — найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

Игра «Тесто» — имитация замешивания теста в сухом бассейне.

4. Упражнения со смятой бумагой, например:

Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение «Конфеты к чаю» — из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

5. Упражнения на развитие пальчиковнапример:

Пальчиковые гимнастики

Упражнение «Погуляем» — двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Упражнения с лабиринтами (дорожками):

Лабиринт «К какому растению летит бабочка».

«В лесу родилась ёлочка» — обводка трафарета елки.

7. Упражнения с прищепками, например:

Упражнение «Ежики на прогулке» — делаем колючки для ежиков (прищепки).

Упражнение «Солнечный денек» — с помощью прищепок делаем солнышко.

Мы представили вам самые любимые упражнения. Возможно, кому-нибудь пригодится.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.

Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.

Оборудование: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками, пробки, бумага для смятия.

Ход мастер-класса:

Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Что такое мелкая моторика? Кто-нибудь знает из вас?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются: память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Один из способов развития мелкой моторики рук из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.

«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила, деток кормила
Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальц)у
Дров не рубил, каши не варил –
Тебе нет ничего!( разводят обе руки в стороны)
«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

(поочерёдно сгибать пальчики к ладошке)

Вот и вся моя семья (энергично расжать кулачок).

«Капуста»

Мы капусту рубим, мы капусту рубим. (ребром ладони рубим другую ладошку)

Мы морковку трем, мы морковку трем. (трём одну ладошку о другую)

Мы капусту солим, мы капусту солим. (пальцы сложить в щепотку)

Мы капусту жмем, мы капусту жмем. (сжимать и разжимать кулаки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

Теперь вашему вниманию предлагаю игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы. Варианты игры:
Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру

Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Можно вырезать желтый круг из картона и прицепить к нему прищепки. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

Игра «Развесим бельё»

Взрослый натягивает шнурок, а ребенок вешает на него прищепки.

Игра «Разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус. Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.
Игра «Рисование на манке» Вот еще интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.
Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком. Варианты игры:Пересыпание из одной емкости в другую. Насыпание крупы ложкой в сосуд.

Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд.,Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.

Упражнения с карандашами
Катать карандаш между ладонями обеих рук — от кончиков пальцев до ладони.

Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.

Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Упражнение «Шагаем в пробках»

А сейчас возьмите две пробки, которые лежат у вас на столе. Итак, две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Сопровождается стихотворением «Мишка косолапый» и др. Такая игра поможет нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

Упражнение с бумагой

Смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. Способствует развитию мелкой моторики рук.

Игра «Сухой бассейн»

В своей работе я использую фасоль и горох. Итак, давайте немного поиграем! Перед вами стоит миска с фасолью, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.

Игра «Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать или опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).

Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.

Игра «Баночки от крема»

Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

В заключении я хочу сказать, что если дома вы будете устраивать вот такие тренировки по 15 минут в день, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Вручить каждой маме буклет.

Литература:

1.Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина // Дошкольная педагогика – 2007 — №7 – с. 33-39.

2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду. — М.: «Сфера», 2010. — 144 с.

3. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ, 2009. — №4. — С. 74-83.

4. Ермакова, С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»- Издательство: «Рипол Классик» 2007. — С. 255.

5. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2—3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 144 с. — (Ранний возраст).

6.Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]:-М.:Мозаика-Синтез,2003.-150с.

7.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009года № 655 // Справочно-правовая система Консультант Плюс

8. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.

Анкета для родителей

1. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?

(нужное подчеркнуть)

— полностью удовлетворен,

— частично,

— неудовлетворен.

2. Что произвело наибольшее впечатление?

___

3. Что не понравилось?

_

4. Закончите, пожалуйста, предложение:

развитие движения рук – это ___

— я узнала, что игры по развитию движений руки можно проводить ___

5. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

— да,

— не знаю,

— нет.

6. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?

— да,

— не знаю,

— нет.

7. Ваши предложения и пожелания: ___

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность контролировать использование мелких мышц рук и пальцев. Развитие мелкой моторики является важной частью дошкольного и детского возраста, чтобы помочь ребенку стать более независимым в повседневных задачах. Подумайте о том, чтобы застегнуть пальто, застегнуть брюки, отпереть дверь, написать свое имя — все это требует мелкой моторики с использованием маленьких мышц рук и пальцев.

 

Почему важна мелкая моторика?

 

Вам может быть интересно, насколько важны навыки мелкой моторики, и если подумать, эти навыки ежедневно используются почти в каждой задаче, которую выполняет ребенок. Навыки мелкой моторики, такие как пинцетный захват и сила рук, необходимы для развития ребенка и способности использовать свои руки в мелких двигательных движениях.

 

Занятия по уходу за собой, связанные с мелкой моторикой, включают, помимо прочего, завязывание шнурков на ботинках, использование вилки или ложки для еды, управление застежками одежды, использование зубной щетки и нарезание пищи ножом.

 

Навыки мелкой моторики необходимы и для многих других задач, таких как письмо от руки, держание посуды, резка и изоляция указательного пальца для управления планшетом с сенсорным экраном.

 

Что влияет на развитие мелкой моторики?

Как и во всех областях развития ребенка, отставание или задержка в одной области может повлиять на другие области развития. Если у вашего ребенка отставание в развитии, у него может отставать мелкая моторика, крупная моторика или и то, и другое. Задержка развития может быть вызвана многими факторами.

Задержка крупных мышечных движений, таких как плохой контроль туловища или слабая сила плеч, может повлиять на способность вашего ребенка эффективно использовать мышцы рук и пальцев. В свою очередь, это может привести к задержке мелкой моторики. Развитие мелкой моторики зависит от развития физических навыков, таких как контроль силы корпуса и плеч, что обеспечивает стабильную основу, с которой рука и кисть могут затем двигаться под контролем.

 

Двусторонняя координация — еще одна область развития, необходимая для развития мелкой моторики. Двусторонняя координация использует обе стороны тела вместе в одном движении или деятельности. Это может показаться странной основой для развития мелкой моторики, но если ваши руки плохо работают вместе, это повлияет на вашу способность выполнять многие задачи на мелкую моторику. Некоторые виды мелкой моторики, требующие двусторонней координации, включают нарезание пищи ножом и вилкой, удерживание листа бумаги во время резки ножницами и завязывание шнурков. Для всех этих видов мелкой моторики нужны обе руки, чтобы они работали скоординированно. Ребенок с плохими навыками двусторонней координации может в конечном итоге избегать мелкой моторики, что отрицательно скажется на развитии мелкой моторики.

 

Как улучшить мелкую моторику?

 

Если вы заметили, что вашему ребенку трудно выполнять задания на мелкую моторику, такие как рисование, письмо, манипулирование мелкими предметами, завязывание шнурков и т. д., вашему ребенку может быть полезна оценка трудотерапии. Ваш ребенок также получит пользу от ежедневных занятий, выполняемых дома.

 

Вот некоторые занимательные обучающие задания, которые вы можете выполнять дома для развития мелкой моторики: 

 

— Работайте над укреплением мышц рук, раскатывая тесто для лепки (вы даже можете найти рецепт, чтобы сделать собственное тесто для лепки и поработать над выполнением указаний и сенсорной игрой!) глаза и т. д., чтобы поместить их в тесто для лепки и создать забавное лицо или монстра

— Поместите бусины в тесто для лепки и попросите ребенка взять их пинцетом, чтобы вытащить бусины

— Сделайте еще один шаг и попросите ребенка использовать навыки двусторонней координации, чтобы затем наденьте бусины на нитку или на ершик

-Используйте вилку и нож, чтобы нарезать пластилин, чтобы имитировать еду для работы с ножом , маленькие игрушки, кусочки пазлов и т. д.)

— Используйте ложку, чтобы вычерпывать предметы из сенсорной корзины, чтобы правильно держать ложку

— Раскрасьте или распечатайте картинки, чтобы использовать их в качестве фона, а затем попросите ребенка использовать пинцет или щипцы. брать мелкие предметы, такие как ватный тампон, хлопья и т. д., и класть на рисунок

— Пример: пусть ваш ребенок использует пинцет, чтобы брать фруктовые петли из хлопьев и приклеивать их на изображение радуги. отклейте наклейку и положите ее на поверхность

— Попросите ребенка натянуть обеими руками резинки вокруг маленького мячика, консервы и т. д. для развития навыков укрепления рук и двусторонней координации

— Поработайте над рисованием фигур или писать буквы на кинетический песок или крем для бритья

— Наклейте наклейки на бумагу, образуя линию или другую форму. Затем пусть ваш ребенок потренируется разрезать наклейки пополам

-Напишите буквы на прищепках и вокруг бумажной тарелки, а затем потренируйтесь укреплять руки, попросив ребенка прижать прищепку к тарелке и соединить буквы вместе.

Это всего лишь несколько идей, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему ребенку развить мелкую моторику. Веселиться!

Навыки мелкой моторики — Kamloops Childrens Therapy

«Мелкая моторика» относится к движениям, которые мы совершаем маленькими мышцами рук. Дети начинают использовать свои руки с самого рождения, чтобы исследовать свое тело и окружающий мир. Их мелкая моторика развивается по мере того, как все их тело начинает двигаться и становится более устойчивым. Они также учатся делать больше вещей руками по мере улучшения своих когнитивных и социальных/эмоциональных навыков.

Ниже приведены некоторые типичные этапы развития мелкой моторики у младенцев. После каждой возрастной группы вы найдете несколько «красных флажков», которые могут указывать на проблему.

В возрасте от 0 до 4 месяцев ваш ребенок будет:

  • Поворачивают голову на звуки и голоса
  • Смотреть на яркие объекты и следить за ними взглядом
  • Двигать руками вместе и в стороны
  • Подносить руки ко рту и, возможно, сосать собственные руки или пальцы
  • К 4 месяцам отрывать голову и плечи от пола, лежа на животе

В возрасте от 4 до 8 месяцев ваш ребенок будет:

  • Хвататься за предметы в пределах досягаемости
  • Перевернитесь, чтобы исследовать и добраться до объектов
  • Приподниматься на руках, лежа на животе
  • Самостоятельное сидение на короткое время
  • Передавать предметы из одной руки в другую

Настораживающие признаки развития мелкой моторики (0–8 месяцев)

Если вы заметили у своего ребенка некоторые из следующих особенностей к тому времени, когда ему исполнилось 6–8 месяцев, вы можете поговорить со своим врачом или другому специалисту в области здравоохранения, например, эрготерапевту или физиотерапевту.

  • Они по-прежнему держат одну или обе руки сжатыми в кулак
  • Руки кажутся очень жесткими
  • Не может поддерживать себя, когда лежит на животе
  • Не может поднимать предметы в пределах досягаемости
  • Не способен сидеть самостоятельно в течение короткого времени
  • Невозможно перевернуться, чтобы получить объекты

В возрасте от 8 до 12 месяцев ваш ребенок будет:

  • Дотягиваться, хватать и класть предметы в рот
  • Сжимание мелких предметов (например, хлопьев) большим и указательным пальцами
  • Переносить предметы из одной руки в другую
  • Игрушки «бросай и поднимай»
  • Столкновение двух предметов
  • Целенаправленно отпускать предметы
  • Положить вещи в контейнеры (с большими отверстиями) и снова вынуть их
  • Игрушки для укусов и жевания
  • Держать ложку (но пока не кормить себя)
  • Держи свою бутылку
  • Протяните руку или ногу, чтобы помочь с одеванием
  • Помашите привет или до свидания

Настораживающие признаки развития мелкой моторики (12 месяцев)

Если вы заметите некоторые из следующих особенностей вашего ребенка к тому времени, когда ему исполнится 12 месяцев, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *