Разное

Дети 5 6 лет: Психологические особенности детей 5-6 лет — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

ГКУ РХ «УСПН» — Родителям – о детях 5-6 лет

Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Считается, что именно 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Это очень важный возраст, когда родители могут понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих функций необходимо усложнять игровой материал, делать его логическим, интеллектуальным, тогда ребенку будет необходимо думать и рассуждать.

Для более полезного проведения досуга, который будет способствовать развитию ребенка и улучшению семейных взаимоотношений, можно дать родителям некоторые рекомендации.

Делайте с ребенком поделки

Поделки – хороший способ развлечь ребенка и дать ему возможность проявить свои творческие способности. Использовать для этого можно любые подручные материалы. Фантазия детей безгранична, и они могут использовать для поделок и игр практически все, что будет под рукой.

Играйте с ребенком в его любимые игрушки

Как правило, у каждого ребенка есть любимая игрушка, с которой он может играть часами. Это настольные игры, мягкие игрушки, куклы, машинки, конструкторы. Дети любят воспроизводить разные сюжеты из того, что видели в жизни, создавать разные объекты из деталей конструктора. Для того чтобы мотивировать ребенка, вы можете поставить ему задачу, например, спросить: «Насколько высокую башню ты сможешь построить?».

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Привлекайте ребенка к работе по дому

Чем младше ребенок, тем больше ему нравится помогать родителям в разных домашних делах. Это происходит, потому что для детей родители являются авторитетом, они стараются вести себя как мама и папа, «делать как они». Поэтому привлекайте ребенка к совместному приготовлению обеда, стирке, уборке и т.д., пусть малыш выполняет какие-то несложные задания.

Создайте домашний спектакль или концерт

Игра может лечь в основу спектакля: предложите детям поиграть в театр со всеми атрибутами – костюмами, приглашениями, программками. Это может быть костюмированный спектакль, теневое или кукольное представление, концерт с песнями и танцами. Пусть дети с вашей помощью готовятся, придумывают сценарий, декорации, костюмы, а вечером для всей семьи устроят представление. Это не только развивает фантазию, развлекает, но и сближает всех членов семьи.

Развивайте речь ребенка

Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, мотивируйте думать и рассуждать. Достаточно простых вопросов: «А почему сейчас зима? Докажи», «А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».

Рисуйте вместе с ребенком

Используйте интересные нетрадиционные техники рисования. Это может быть пальчиковое рисование, рисование ватными палочками, губками для посуды, зубными щетками, рисование на мокрой или смятой бумаге. Вариантов множество. Проявляйте заинтересованность и творческий подход.

Варианты игр

«Четвертый лишний»

На картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

Пример задания:

 

«Разложи по порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

Пример задания:

 

«Кто наблюдательнее»

Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.

Пример задания:

Очень важно в занятиях с детьми 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.

Много игр и вариантов заданий также можно посмотреть, например, на интернет-сайтах для детей и родителей: maam.ru, solncesvet.ru, igraemsa.ru и др.

Используйте перечисленные задания или придумывайте свои игры, пишите результаты. Будем благодарны за обратную связь!

 

Возрастная характеристика детей 5 — 6 лет

Главная / СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / Руководство.Педагогический состав / Странички педагогов / Страничка воспитателя Сыропятовой Марины Юрьевны / Методический аспект профессиональной педагогической деятельности / Для вас, родители!!! / Работа с родителями 2020-2021 уч. год / Возрастная характеристика детей 5 — 6 лет

Консультация для родителей

тема:

«Возрастные особенности детей 5-6 лет».

 Возраст 5-6 лет – возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Анатомо-физиологические особенности

Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Развитие личности

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

  

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. 

Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

  • С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. — Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
  • Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
  • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность

 

Детские этапы развития — 5-6 лет Веселое детство

Ребенок в этот период имеет хорошее чувство равновесия и становится более координированным. Он или она должны уметь пинать мяч, ходить по прямой, подпрыгивать, прыгать и маршировать. Малыш учится шнуровать и завязывать обувь, а также пуговицы и молнии на одежде. Им нравится рисовать, раскрашивать и участвовать в мероприятиях и играх.
Распознает буквы, цифры и некоторые слова. Им нравится притворяться, что они читают и пишут. Задает вопросы, делает комментарии и дает ответы, демонстрирующие повышенное понимание. Дети хорошо решают задачи. Она любопытна и жаждет фактов. Они начинают отличать правду от фантазии. У него короткая, но растущая продолжительность концентрации внимания, и ему нравятся определенные задачи. Дети любят шутки и фокусы, но не могут смеяться над собой. Они обожают рассказы, пение, поэзию и инсценировки.
Дети дружелюбны и стремятся к удовольствиям и сотрудничеству. Они начинают предпочитать быть в небольших группах детей, но могут предпочесть лучшего друга. Могут создавать меньше конфликтов в групповой игре, потому что начинают понимать правила. В играх часто пытаются изменить роль в свою пользу.
Ребенок 5-6 лет учится отличать правильное от неправильного. Иногда говорит неправду или обвиняет других в своих проступках из-за сильного желания угодить взрослым и поступать правильно. Готов к обучению духовным принципам.

 

Физическое развитие (крупная и мелкая моторика)

 

Типичное физическое развитие:

– Ребенок этого возраста совершенствует деятельность, которой он научился в предыдущий период: более ловко бегает, прыгает через препятствия , ходьба по прямой и т. д.
– Развивает чувство ритма и может освоить простые хореографии.
– Бьет по мячу своими воротами, ловит мяч в прыжке, одной рукой.
— Он знает, что рисует человека, дом, дерево — рисунок узнаваем.
– Вырежьте и склейте простые формы из бумаги для коллажей.
– Он знает, что также называет основные формы (круг, квадрат, треугольник…).

Поощряйте развитие детей:

– Обеспечьте вашему ребенку достаточную двигательную и физическую активность для дальнейшего улучшения и развития его двигательных навыков.
– Поощряйте вашего ребенка танцевать индивидуально и в группе, чтобы сопровождать и выражать телесные ощущения с помощью музыкальных движений.
— Купите или сделайте свои раскраски и разные рабочие листы; усадите ребенка, развивайте внимательность и терпение, потренируйтесь пользоваться ручкой и
второй аксессуар, решайте задачи из рабочих листов (проще и удобнее в дизайне).
— Сосредоточьтесь на подготовке к школе, развитии графомоторных навыков и расширении возможностей вашего ребенка.

 

Развитие речи/общение

 

Типичное физическое развитие:

– Ребенок использует полные предложения для сообщения чего-либо (четыре-шесть слов подряд).
— Артикулирует все голоса (возможно, отсутствует голос R, Lj, L).
— Она ясно знает, что рассказывает/рассказывает событие.
— Задает вопросы: «Когда?», «Почему?», «Как?»

Поощряйте развитие детей:

– Используйте повседневные ситуации, события и занятия, чтобы поговорить с ребенком.
– В ходе спонтанной беседы побудите ребенка рассказать о событии, которое он видел, о ситуации, в которой он участвовал.

Дети в детском саду

Когнитивное развитие

 

Типичное физическое развитие:

– Он знает, что у него левая и что правая рука.
— Понимает и использует сравнение речи: короче, длиннее, тяжелее, легче…
— Видит сходства и различия.
— Происходит начало логических операций (классификация, сериализация, соответствие и сохранение).

Поощряйте развитие детей:

– Пусть ваш ребенок решит такие задачи, как: найти выход из лабиринта, соединить изображения линиями, сформировать фигуры, соединяя точки, обвести линии, скопировать фигуры, буквы, цифры, считать, круг, крест, подчеркивание, выявление противоположностей, цвет, составление последовательностей событий, рисование на тему…
– Практикуйте группировку, классификацию, группировку, сравнение в повседневных делах: спаривание предметов одежды, классификацию одежды по цвету, по погоде…
– Попросите ребенка сортировать и делать наборы из фруктов, овощей и т. д. на кухне.
– Побуждать ребенка сравнивать предметы по размеру, цвету, находить отличия и сходства в разных ситуациях; например, спросите его: на что похожи яблоки и лимоны и чем они отличаются?
– Поощряйте различные исследовательские игры и занятия: Почему все падает на землю? Как тела стартуют и останавливаются? Как возникают волны?
— Поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно; хвалите его за тяжелую работу, а не только за успешное выполнение задачи.

 

Социально-эмоциональное развитие

 

Типичное физическое развитие:

– Развивает способность к сотрудничеству для совместной деятельности.
— Укрепляет самооценку.
— Способен распознавать, различать и правильно называть свои чувства.
— Соблюдает правила игры в группе (со сверстниками).
— Выбирает любимого друга.

Поощряйте развитие детей:

– Поощряйте у вашего ребенка ответственность, самостоятельность, выполнение ожиданий в различных ситуациях, осознание себя, своей личности, сходства и отличия от других.
— Постоянно хвалите тяжелую работу, желательное поведение.

 

Самопомощь / уход за собой

 

Типичное физическое развитие:

– Полностью самостоятельно пользуется туалетом (и салфетками).
— Привязывает бут (или пытается).
— Он накрывает себе стол, использует принадлежности для кормления.

Способствовать развитию детей:

– Требовать большей самостоятельности в повседневных делах: туалет, кормление, одевание, вынос, уборка игрушек, организация и поддержание гигиены пространства и личных вещей, игрушек.
– Научите ребенка готовить простую еду (дома), запирать и отпирать дверь (должен знать, кого открывать только дома
), когда и как пользоваться телефоном. Попросите ребенка пойти в продуктовый магазин в одиночестве.

 

Источник:
Важность игры, д-р Дэвид Уайтбред
Игра и развитие ребенка, ДЖО Л. ФРОСТ, СЬЮ К. УОРТЭМ, СТЮАРТ РАЙФЕЛЬ Развитие: 6-7 лет

Развитие мозга детей на этом этапе ускоряется, поскольку в школе они получают возможность осваивать новые мыслительные навыки и понятия. По мере роста и развития они становятся более любопытными к окружающему миру, проявляют больший интерес к его изучению и начинают самостоятельно решать проблемы. Важно отметить, что на этом этапе развития мозга обучение происходит наиболее эффективно через конкретный игровой опыт.

На этом этапе дети обычно:

  • Расширяют словарный запас, позволяя выражать интересы, мысли и чувства — обычно очень подробно.
  • Используйте языковые навыки как средство социализации.
  • Научитесь определять время.
  • Начните получать удовольствие от драматической игры и берите на себя разные роли.
  • Научитесь задавать вопросы.
  • Начать понимать числовые понятия (но еще нужен опыт работы с реальными объектами).
  • Читать и писать простые слова, предложения и тексты.
  • Начните понимать концепции жизненного цикла (например, смерть).
  • Продемонстрируйте постепенное увеличение концентрации внимания.
  • Проявите большую осведомленность об окружающей среде за пределами дома.
  • Наслаждайтесь вызовами игр и головоломок.
  • Проявляйте больше самостоятельности при чтении и письме.

Что могут сделать родители

Старайтесь регулярно общаться с учителем о том, как дела у вашего ребенка, помимо родительских собраний. Спросите, читает ли ваш ребенок учебники для своего класса. Хорошо ли они пишут и говорят? Спросите, умеет ли ваш ребенок складывать и вычитать. Попросите показать образец работы вашего ребенка и задайте вопросы о том, как ее можно улучшить. Попросите дополнительную помощь, если ваш ребенок в ней нуждается.

Постарайтесь создать для ребенка тихое место для учебы и каждый день выделяйте время, когда ваш ребенок может сосредоточиться на чтении, письме и математике. Читайте вместе каждый день.    Разыгрывайте вместе истории из книг, телевидения или воображения вашего ребенка.

О чем еще нужно помнить?

Смотреть экранное время.  Детям этого возраста необходимо много упражнений и игр для умственного и физического развития, поэтому ограничьте их время перед телевизором или экраном компьютера.

Первоклассники используют фонетику (сопоставление букв и звуков) и навыки анализа слов, чтобы различать незнакомые слова при чтении и письме.  Они описывают персонажей, обстановку и основные события в истории, используя ключевые детали. Они пишут на тему, предоставляя некоторые факты и обеспечивая некоторый смысл открытия и закрытия.

Первоклассники складывают с суммой 20 или меньше и вычитают с суммой 20 или меньше, например, используя стратегии, основанные на числе 10.  Пример: чтобы решить 13–4, вы можете начать с 13, вычтите 3, чтобы получить 10, а затем вычтите еще 1, чтобы получить 9. Они быстро и точно складывают с суммой 10 или меньше, и быстро и точно вычитают с суммой 10 или меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *