Разное

Что дети должны уметь в 4 года: Календарь развития: что должен уметь ребенок в 4 года

Содержание

Ребенку 4 года ✔️ Что должен уметь и знать

Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.

Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.

Содержание:

  • Основные знания и умения в 4 года
  • Нормы физического развития
    • Различия между мальчиками и девочками
    • Вес и рост
    • Физические навыки
  • Двигательные навыки
  • Мелкая моторика
  • Развитие органов чувств и уход за зубами
  • Речь ребёнка в 4 года
    • Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
    • Изучение второго языка
  • Социализация: общение, эмоции
  • Психологическое состояние
  • Интеллектуальное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Навыки в быту
  • Режим дня и уход за ребёнком
  • Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
  • Как помочь развитию ребёнка?

Основные знания и умения в 4 года

Prostock-studio/Shutterstock. com

Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:

  • хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
  • уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
  • достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
  • владеть навыками самообслуживания;
  • понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.

Нормы физического развития

В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.

Различия между мальчиками и девочками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:

  1. Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
  2. Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.

Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.

С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.

Вес и рост

Prostock-studio/Shutterstock.com

Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.

Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.

Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.

Физические навыки

Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:

  • уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
  • едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
  • умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.

Двигательные навыки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:

  • умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
  • старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
  • стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
  • становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
  • умеет ходить на цыпочках;
  • одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.

Мелкая моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:

  • раскрашивает картинки, не выходя за контур;
  • старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
  • обводит карандашом образцы, трафареты;
  • запускает юлу;
  • складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
  • сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
  • нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
  • достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.

Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.

Развитие органов чувств и уход за зубами

Prostock-studio/Shutterstock. com

В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.

Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.

У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.

Читайте также Почему так важно беречь молочные зубы? Всё о зубных проблемах детей.

Речь ребёнка в 4 года

Prostock-studio/Shutterstock.com

Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.

В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.

Если ребёнок не говорит или плохо говорит?

Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.

Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.

Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.

Изучение второго языка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.

Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.

Социализация: общение, эмоции

Prostock-studio/Shutterstock. com

В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.

В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.

Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.

Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.

Психологическое состояние

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.

В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:

  • учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
  • быть по возможности самостоятельным;
  • уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.

Интеллектуальное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:

  • знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
  • концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
  • знает и называет не меньше семи цветов;
  • запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
  • различает и называет времена года и времена суток.

У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.

Окружающий мир

Prostock-studio/Shutterstock.com

Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:

  • названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
  • названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
  • особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
  • названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
  • как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.

Математика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Знания четырёхлетки в области элементарной математики:

  • различает понятия «много» и «мало»;
  • знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • различает правую и левую сторону;
  • ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
  • сравнивает размеры разных предметов.

Музыка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Развитие ребёнка в 4 года в сфере музыкального творчества:

  • отстукивает ритм в такт любимым мелодиям;
  • пробует исполнять детские песни;
  • определяет настроение и темп музыки: радостная или грустная, быстрая или медленная.

Рисование

Prostock-studio/Shutterstock.com

В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:

  • аккуратно раскрашивать раскраски;
  • использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
  • схематично изображать людей, животных, растения.

Конструирование

Prostock-studio/Shutterstock.com

В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:

  • сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
  • умеют аккуратно вырезать ножницами;
  • учатся работать с природными материалами.

Когнитивное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.

Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

Память

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети постепенно учатся «управлять» своей памятью. Они уже умеют запоминать не только то, что интересно, но и то, что важно запомнить: например, домашний адрес, стих к празднику в детском саду.

На правильное развитие памяти указывает умение ребёнка описать прошедший день, начиная с утра. Если во время такого рассказа ребёнка попросить детальнее описать конкретное событие прошедшего дня — малыш вспомнит это событие и расскажет о нём подробнее.

Внимание

Prostock-studio/Shutterstock.com

Детское внимание тесно связано с памятью. В 4 года дети могут направлять внимание на неинтересные им предметы по просьбе взрослого — так формируется произвольное внимание. Четырёхлетнему малышу ещё трудно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, но иногда ему это удаётся. Внимание становится цепким: ребёнок может посвятить увлекательному занятию довольно много времени, не отвлекаясь.

Мышление

Prostock-studio/Shutterstock.com

Процесс мышления у четырёхлеток происходит уже не только через действия, как в более раннем возрасте, но и через образы. Малыш начинает делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.

Мышление в четыре года развивается нормально, если умеет:

  • находить отличия на двух похожих изображениях;
  • находить лишний предмет среди предметов, объединённых общим признаком: например, дикое животное среди домашних, дерево среди цветов;
  • по описанию рассказчика угадывать загаданный им предмет или явление.

Навыки в быту

Prostock-studio/Shutterstock.com

Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.

В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:

  • заправлять кровать;
  • уносить грязные вещи в стирку;
  • следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.

Режим дня и уход за ребёнком

Prostock-studio/Shutterstock.com

Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:

07.00Подъём, гигиена
08.00Завтрак
09.00Спокойные игры, развивающие занятия
10.00Прогулка
12.00Обед
13.00Дневной сон
15. 00Полдник
16.00Активные игры или прогулка
18.00Ужин
19.00Общение с родными, развивающие занятия
20.30Гигиена
21.00Отход ко сну


Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.

Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:

  • напоминайте малышу о важности личной гигиены;
  • подольше гуляйте в хорошую погоду;
  • включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:

  • не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
  • не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
  • не играет с игрушками и не интересуется ими;
  • не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
  • слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.

Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.

Как помочь развитию ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Занятия, которые помогут малышу в 4 года развиваться правильно:

  1. Простые физические и химические опыты. Например, с замерзающей на морозе водой, со смешением отстоявшейся воды с чернилами.
  2. Изучение новых математических понятий: «поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
  3. Чтение детских книг, пересказы их фрагментов. Пересказы можно начинать с одного абзаца, со временем малыш сумеет пересказать целую главу.
  4. Аппликации и лепка.
  5. Соответствующий возрасту спорт: катание на лыжах, плавание, бег.

Игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игры для развития памяти, внимания и мышления четырёхлетних детей:

  1. Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть импровизированными или организованными: дети могут сами поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в «Один день в школе» или «На приёме у врача».
  2. Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка эмоционально изобразить разные настроения: показать очень уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
  3. Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки — «доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для наведения чистоты».
  4. Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы, развивающие карточки.
  5. Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха.

Несмотря на заметное взросление, главным занятием для четырёхлетнего малыша остаётся игра. Попробуйте включать игровые моменты в разные жизненные ситуации — даже процесс одевания можно обставить как весёлую игру. Не чувствуя давления и требований, ваш ребёнок будет развиваться вовремя и в комфортном именно для него темпе!

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 4. 6 / 5. Подсчет голосов: 8

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие четырёхлетних девочек и мальчиков

  • 1 Физическое развитие ребенка в 4 года
  • 2 Нервно-психическое развитие ребенка
  • 3 Что должен уметь ребенок в 4 года
  • 4 Мальчики и девочки в 4 года

Современные родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и многие начинают подготовку к занятиям уже в 4 года. Но вот психологи и педагоги часто выступают против, аргументируя свою позицию тем, что малыш в 4 года просто не готов к таким нагрузкам и все занятия в этом возрасте должны проходить только в игровой форме. Итак, что же должен уметь ребенок в 4 года, и на какие особенности развития родители должны обратить свое внимание?

Физическое развитие ребенка в 4 года

Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов – 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна.

Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.

Справиться с дефицитом движения можно с помощью регулярных прогулок и игр на свежем воздухе или записав ребенка в спортивную секцию. В этом возрасте уже можно начинать посещать секцию легкой атлетики, гимнастики, танцев или плаванья.

В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.

В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.

В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.

Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки, знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.

Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.

В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.

В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия. Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме. Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.

В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей, умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.

Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Важнейшими навыками и умениями в этом возрасте считаются:

  • умение быстро бегать, прыгать, держать равновесие;
  • умение внятно произносить слова и предложения;
  • навыки самообслуживания и личной гигиены – умение умыться, аккуратно есть жидкую и густую пищу, надевать и снимать одежду и так далее;
  • умение считать хотя бы до 5 и знать все основные характеристики предметов: цвет, форму, размер и так далее;
  • умение находить сходство и различие в предметах и обобщать их в группы;
  • знание самых популярных сказок и мультфильмов – ребенок должен называть основных персонажей, рассказывать о событиях, происходящих в произведении и отвечать на вопросы;
  • умение рисовать простейшие картинки: «палка-палка-огуречик» и раскрашивать их;
  • умение держать в руках ножницы и резать по прямой;
  • умение налаживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми – может подойти и начать разговор с другими детьми, попросится в игру, разговаривать со знакомыми взрослыми.

Мальчики и девочки в 4 года

В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.

В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».

Дата: 19.04.2015.

Обновлено: 22.02.2016


Фото:pixabay.com

вех развития для 4-летних | Понятно

Если вы думаете, что за 4-летними сложно угнаться, возможно, это потому, что в этом году они очень быстро осваивают множество новых навыков. Тем не менее, вы можете задаться вопросом, на что способен типичный 4-летний ребенок.

У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.

Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не достигает этих вех, это может указывать на возможные задержки в развитии. Поговорите с врачом вашего ребенка или другим поставщиком медицинских услуг. А если ваш ребенок ходит в дошкольное учреждение, поделитесь своими опасениями с учителем.

Вы также можете узнать больше о: 

  • Как развиваются координация и двигательные навыки в разном возрасте
  • Как развиваются социально-эмоциональные навыки в разном возрасте

Социальные/эмоциональные вехи

  • Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, супергероем, собакой)
  • Просит пойти поиграть с детьми, если их нет рядом, например: «Могу я поиграть с Алексом?»
  • Утешает других, которым больно или грустно, например, обнимает плачущего друга
  • Умеет избегать опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
  • Любит быть «помощником»
  • продуктовый магазин против детской площадки)

Вехи языка/общения

  • Говорит предложения из четырех или более слов
  • Говорит несколько слов из песни, рассказа или потешки играл в футбол. »
  • Отвечает на простые вопросы, например «Для чего нужно пальто?» или «Где собака?»

Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)

  • Правильно называет цвета предметов
  • Рассказывает, что будет дальше в известной истории
  • Рисует человека с тремя или более частями тела

Вехи движения/физического развития

  • Чаще всего ловит большой мяч
  • Обливает водой или подает сам кушает под присмотром взрослых
  • Расстегивает некоторые пуговицы
  • Держит мелок или карандаш между пальцами и большим пальцем (не в кулаке)

Не все дети развиваются с одинаковой скоростью. Некоторые 4-летние дети немного отстают от своих сверстников, а некоторые опережают график. Но если ваш ребенок не достиг многих из этих этапов, важно выяснить, почему.

Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка о том, что может помочь вашему ребенку наверстать упущенное. Обязательно спросите о возможностях оценки поддержки специального образования в вашей местной школе.

Взгляните на этапы развития пятилетних детей.

Основные выводы

  • Четырехлетние дети обычно используют предложения из четырех или более слов.

  • Им нравится быть помощниками и утешать расстроенных людей.

  • Недостижение многих вех может быть признаком задержки развития.

    Связанные темы

    • Признаки и симптомы

    Запись основных этапов развития за 4 года: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

    URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002015.htm

    Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

    Типичный 4-летний ребенок демонстрирует определенные физические и умственные способности. Эти навыки называются вехами развития.

    Все дети развиваются немного по-разному. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.

    ФИЗИЧЕСКИЕ И МОТОРНЫЕ

    В течение четвертого года ребенок обычно:

    • Прибавляет в весе со скоростью около 6 граммов (менее одной четверти унции) в день
    • Весит 40 фунтов (18,14 кг) и Рост 40 дюймов (101,6 см)
    • Зрение 20/20
    • Спит от 11 до 13 часов ночью, чаще всего без дневного сна
    • Вырастает до роста, в два раза превышающего длину тела при рождении
    • Демонстрирует улучшенный баланс
    • Прыгает на одной ноге, не теряя равновесия
    • Координированно бросает мяч сверху
    • Может вырезать картинку ножницами
    • Может еще мочиться в постель

    СЕНСОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ

    Типичный 4-летний:

    • Имеет словарный запас более 1000 слов
    • Легко составляет предложения из 4 или 5 слов
    • Может использовать прошедшее время
    • Может считать до 4
    • Будет любопытен и будет задавать много вопросов
    • Может использовать слова, которые он не полностью понимает
    • Может начать использовать вульгарные слова
    • Учит и поет простые песни
    • Пытается быть очень независимым
    • Может проявлять повышенную агрессивность
    • Говорит о личных семейных делах с другими
    • Обычно имеет воображаемых товарищей по играм
    • Улучшает понимание времени
    • Способен различать два объекта по таким признакам, как размер и вес
    • Не имеет моральных представлений о добре и зле
    • Бунтует, если от него ожидают слишком многого

    ИГРА

    Как родитель 4-летнего ребенка вы должны:

    • Поощрять физическую активность и обеспечивать пространство для нее.
    • Покажите ребенку, как участвовать в спортивных мероприятиях и соблюдать правила.
    • Поощряйте игру и общение с другими детьми.
    • Поощряйте творческие игры.
    • Научите ребенка выполнять мелкие обязанности, например, накрывать на стол.
    • Читать вместе.
    • Ограничьте экранное время (телевидение и другие средства массовой информации) до 2 часов в день для просмотра качественных программ.
    • Познакомьте своего ребенка с различными раздражителями, посещая местные достопримечательности.

    Нормальные вехи детского роста — 4 года; Вехи роста для детей – 4 года; Вехи роста детства – 4 года; Здоровый ребенок — 4 года

    Веб-сайт Американской академии педиатрии. Рекомендации по профилактике детского здоровья. www.aap.org/en-us/Documents/periodicity_schedule.pdf. Обновлено в марте 2020 г. По состоянию на 14 января 2021 г.

    Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *