Что дети должны уметь в 4 года: Календарь развития: что должен уметь ребенок в 4 года
Ребенку 4 года ✔️ Что должен уметь и знать
Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.
Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.
Содержание:
- Основные знания и умения в 4 года
- Нормы физического развития
- Различия между мальчиками и девочками
- Вес и рост
- Физические навыки
- Двигательные навыки
- Мелкая моторика
- Развитие органов чувств и уход за зубами
- Речь ребёнка в 4 года
- Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
- Изучение второго языка
- Социализация: общение, эмоции
- Психологическое состояние
- Интеллектуальное развитие
- Когнитивное развитие
- Навыки в быту
- Режим дня и уход за ребёнком
- Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
- Как помочь развитию ребёнка?
Основные знания и умения в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock. com
Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:
- хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
- уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
- достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
- владеть навыками самообслуживания;
- понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.
Нормы физического развития
В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.
Различия между мальчиками и девочками
Prostock-studio/Shutterstock.com
Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:
- Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
- Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.
Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.
С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.
Вес и рост
Prostock-studio/Shutterstock.com
Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.
Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.
Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.
Физические навыки
Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:
- уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
- едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
- умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:
- умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
- старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
- стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
- становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
- умеет ходить на цыпочках;
- одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.
Мелкая моторика
Prostock-studio/Shutterstock.com
От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:
- раскрашивает картинки, не выходя за контур;
- старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
- обводит карандашом образцы, трафареты;
- запускает юлу;
- складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
- сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
- нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
- достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.
Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.
Развитие органов чувств и уход за зубами
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.
Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.
У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.
Читайте также Почему так важно беречь молочные зубы? Всё о зубных проблемах детей.
Речь ребёнка в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.
В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.
Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.
Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.
Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.
Изучение второго языка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.
Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.
Социализация: общение, эмоции
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.
В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.
Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.
Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Психологическое состояние
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.
В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:
- учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
- быть по возможности самостоятельным;
- уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.
Интеллектуальное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:
- знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
- концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
- знает и называет не меньше семи цветов;
- запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
- различает и называет времена года и времена суток.
У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.
Окружающий мир
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:
- названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
- названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
- особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
- названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
- как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.
Математика
Prostock-studio/Shutterstock.com
Знания четырёхлетки в области элементарной математики:
- различает понятия «много» и «мало»;
- знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- различает правую и левую сторону;
- ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
- сравнивает размеры разных предметов.
Музыка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Развитие ребёнка в 4 года в сфере музыкального творчества:
- отстукивает ритм в такт любимым мелодиям;
- пробует исполнять детские песни;
- определяет настроение и темп музыки: радостная или грустная, быстрая или медленная.
Рисование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:
- аккуратно раскрашивать раскраски;
- использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
- схематично изображать людей, животных, растения.
Конструирование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:
- сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
- умеют аккуратно вырезать ножницами;
- учатся работать с природными материалами.
Когнитивное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Память
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети постепенно учатся «управлять» своей памятью. Они уже умеют запоминать не только то, что интересно, но и то, что важно запомнить: например, домашний адрес, стих к празднику в детском саду.
На правильное развитие памяти указывает умение ребёнка описать прошедший день, начиная с утра. Если во время такого рассказа ребёнка попросить детальнее описать конкретное событие прошедшего дня — малыш вспомнит это событие и расскажет о нём подробнее.
Внимание
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детское внимание тесно связано с памятью. В 4 года дети могут направлять внимание на неинтересные им предметы по просьбе взрослого — так формируется произвольное внимание. Четырёхлетнему малышу ещё трудно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, но иногда ему это удаётся. Внимание становится цепким: ребёнок может посвятить увлекательному занятию довольно много времени, не отвлекаясь.
Мышление
Prostock-studio/Shutterstock.com
Процесс мышления у четырёхлеток происходит уже не только через действия, как в более раннем возрасте, но и через образы. Малыш начинает делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.
Мышление в четыре года развивается нормально, если умеет:
- находить отличия на двух похожих изображениях;
- находить лишний предмет среди предметов, объединённых общим признаком: например, дикое животное среди домашних, дерево среди цветов;
- по описанию рассказчика угадывать загаданный им предмет или явление.
Навыки в быту
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.
В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:
- заправлять кровать;
- уносить грязные вещи в стирку;
- следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.
Режим дня и уход за ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:
07.00 | Подъём, гигиена |
08.00 | Завтрак |
09.00 | Спокойные игры, развивающие занятия |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
13.00 | Дневной сон |
15. 00 | Полдник |
16.00 | Активные игры или прогулка |
18.00 | Ужин |
19.00 | Общение с родными, развивающие занятия |
20.30 | Гигиена |
21.00 | Отход ко сну |
⠀
Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.
Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:
- напоминайте малышу о важности личной гигиены;
- подольше гуляйте в хорошую погоду;
- включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.
Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:
- не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
- не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
- не играет с игрушками и не интересуется ими;
- не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
- слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.
Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.
Как помочь развитию ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Занятия, которые помогут малышу в 4 года развиваться правильно:
- Простые физические и химические опыты. Например, с замерзающей на морозе водой, со смешением отстоявшейся воды с чернилами.
- Изучение новых математических понятий: «поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
- Чтение детских книг, пересказы их фрагментов. Пересказы можно начинать с одного абзаца, со временем малыш сумеет пересказать целую главу.
- Аппликации и лепка.
- Соответствующий возрасту спорт: катание на лыжах, плавание, бег.
Игры
Prostock-studio/Shutterstock.com
Игры для развития памяти, внимания и мышления четырёхлетних детей:
- Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть импровизированными или организованными: дети могут сами поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в «Один день в школе» или «На приёме у врача».
- Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка эмоционально изобразить разные настроения: показать очень уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
- Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки — «доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для наведения чистоты».
- Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы, развивающие карточки.
- Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха.
Несмотря на заметное взросление, главным занятием для четырёхлетнего малыша остаётся игра. Попробуйте включать игровые моменты в разные жизненные ситуации — даже процесс одевания можно обставить как весёлую игру. Не чувствуя давления и требований, ваш ребёнок будет развиваться вовремя и в комфортном именно для него темпе!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4. 6 / 5. Подсчет голосов: 8
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
/>
Что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие четырёхлетних девочек и мальчиков
- 1 Физическое развитие ребенка в 4 года
- 2 Нервно-психическое развитие ребенка
- 3 Что должен уметь ребенок в 4 года
- 4 Мальчики и девочки в 4 года
Современные родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и многие начинают подготовку к занятиям уже в 4 года. Но вот психологи и педагоги часто выступают против, аргументируя свою позицию тем, что малыш в 4 года просто не готов к таким нагрузкам и все занятия в этом возрасте должны проходить только в игровой форме. Итак, что же должен уметь ребенок в 4 года, и на какие особенности развития родители должны обратить свое внимание?
Физическое развитие ребенка в 4 года
Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов – 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна.
Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.
Справиться с дефицитом движения можно с помощью регулярных прогулок и игр на свежем воздухе или записав ребенка в спортивную секцию. В этом возрасте уже можно начинать посещать секцию легкой атлетики, гимнастики, танцев или плаванья.
В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.
В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.
В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.
Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки, знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.
Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.
Нервно-психическое развитие ребенка
В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.
В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.
В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия. Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме. Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.
В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей, умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.
Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Важнейшими навыками и умениями в этом возрасте считаются:
- умение быстро бегать, прыгать, держать равновесие;
- умение внятно произносить слова и предложения;
- навыки самообслуживания и личной гигиены – умение умыться, аккуратно есть жидкую и густую пищу, надевать и снимать одежду и так далее;
- умение считать хотя бы до 5 и знать все основные характеристики предметов: цвет, форму, размер и так далее;
- умение находить сходство и различие в предметах и обобщать их в группы;
- знание самых популярных сказок и мультфильмов – ребенок должен называть основных персонажей, рассказывать о событиях, происходящих в произведении и отвечать на вопросы;
- умение рисовать простейшие картинки: «палка-палка-огуречик» и раскрашивать их;
- умение держать в руках ножницы и резать по прямой;
- умение налаживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми – может подойти и начать разговор с другими детьми, попросится в игру, разговаривать со знакомыми взрослыми.
Мальчики и девочки в 4 года
В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.
В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».
Дата: 19.04.2015.
Обновлено: 22.02.2016
Фото:pixabay.com
вех развития для 4-летних | Понятно
Если вы думаете, что за 4-летними сложно угнаться, возможно, это потому, что в этом году они очень быстро осваивают множество новых навыков. Тем не менее, вы можете задаться вопросом, на что способен типичный 4-летний ребенок.
У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.
Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не достигает этих вех, это может указывать на возможные задержки в развитии. Поговорите с врачом вашего ребенка или другим поставщиком медицинских услуг. А если ваш ребенок ходит в дошкольное учреждение, поделитесь своими опасениями с учителем.
Вы также можете узнать больше о:
- Как развиваются координация и двигательные навыки в разном возрасте
- Как развиваются социально-эмоциональные навыки в разном возрасте
Социальные/эмоциональные вехи
- Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, супергероем, собакой)
- Просит пойти поиграть с детьми, если их нет рядом, например: «Могу я поиграть с Алексом?»
- Утешает других, которым больно или грустно, например, обнимает плачущего друга
- Умеет избегать опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
- Любит быть «помощником»
- продуктовый магазин против детской площадки)
Вехи языка/общения
- Говорит предложения из четырех или более слов
- Говорит несколько слов из песни, рассказа или потешки играл в футбол. »
- Отвечает на простые вопросы, например «Для чего нужно пальто?» или «Где собака?»
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
- Правильно называет цвета предметов
- Рассказывает, что будет дальше в известной истории
- Рисует человека с тремя или более частями тела
Вехи движения/физического развития
- Чаще всего ловит большой мяч
- Обливает водой или подает сам кушает под присмотром взрослых
- Расстегивает некоторые пуговицы
- Держит мелок или карандаш между пальцами и большим пальцем (не в кулаке)
Не все дети развиваются с одинаковой скоростью. Некоторые 4-летние дети немного отстают от своих сверстников, а некоторые опережают график. Но если ваш ребенок не достиг многих из этих этапов, важно выяснить, почему.
Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка о том, что может помочь вашему ребенку наверстать упущенное. Обязательно спросите о возможностях оценки поддержки специального образования в вашей местной школе.
Взгляните на этапы развития пятилетних детей.
Основные выводы
Четырехлетние дети обычно используют предложения из четырех или более слов.
Им нравится быть помощниками и утешать расстроенных людей.
Недостижение многих вех может быть признаком задержки развития.
Связанные темы
Признаки и симптомы
Запись основных этапов развития за 4 года: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002015.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Типичный 4-летний ребенок демонстрирует определенные физические и умственные способности. Эти навыки называются вехами развития.
Все дети развиваются немного по-разному. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
ФИЗИЧЕСКИЕ И МОТОРНЫЕ
В течение четвертого года ребенок обычно:
- Прибавляет в весе со скоростью около 6 граммов (менее одной четверти унции) в день
- Весит 40 фунтов (18,14 кг) и Рост 40 дюймов (101,6 см)
- Зрение 20/20
- Спит от 11 до 13 часов ночью, чаще всего без дневного сна
- Вырастает до роста, в два раза превышающего длину тела при рождении
- Демонстрирует улучшенный баланс
- Прыгает на одной ноге, не теряя равновесия
- Координированно бросает мяч сверху
- Может вырезать картинку ножницами
- Может еще мочиться в постель
СЕНСОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ
Типичный 4-летний:
- Имеет словарный запас более 1000 слов
- Легко составляет предложения из 4 или 5 слов
- Может использовать прошедшее время
- Может считать до 4
- Будет любопытен и будет задавать много вопросов
- Может использовать слова, которые он не полностью понимает
- Может начать использовать вульгарные слова
- Учит и поет простые песни
- Пытается быть очень независимым
- Может проявлять повышенную агрессивность
- Говорит о личных семейных делах с другими
- Обычно имеет воображаемых товарищей по играм
- Улучшает понимание времени
- Способен различать два объекта по таким признакам, как размер и вес
- Не имеет моральных представлений о добре и зле
- Бунтует, если от него ожидают слишком многого
ИГРА
Как родитель 4-летнего ребенка вы должны:
- Поощрять физическую активность и обеспечивать пространство для нее.
- Покажите ребенку, как участвовать в спортивных мероприятиях и соблюдать правила.
- Поощряйте игру и общение с другими детьми.
- Поощряйте творческие игры.
- Научите ребенка выполнять мелкие обязанности, например, накрывать на стол.
- Читать вместе.
- Ограничьте экранное время (телевидение и другие средства массовой информации) до 2 часов в день для просмотра качественных программ.
- Познакомьте своего ребенка с различными раздражителями, посещая местные достопримечательности.
Нормальные вехи детского роста — 4 года; Вехи роста для детей – 4 года; Вехи роста детства – 4 года; Здоровый ребенок — 4 года
Веб-сайт Американской академии педиатрии. Рекомендации по профилактике детского здоровья. www.aap.org/en-us/Documents/periodicity_schedule.pdf. Обновлено в марте 2020 г. По состоянию на 14 января 2021 г.
Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds.