Разное

Астения у детей: Астения у детей и подростков

Астенический синдром у детей

«Все время тянет спать», «Мне ничего не интересно» — слышали такие жалобы от своих детей? На что взрослые зачастую отвечают: «Успеваемость на нуле!», «Они ничего не хотят». Не спешите списывать все на лень, такое состояние может быть вызвано астеническим синдромом.

В мире отмечается рост этого заболевания у детей. Он связан с увеличением ритма жизни, информационного потока, урбанизации и снижением устойчивости к стрессу из-за дефицита времени. Все это ведет к повышению утомляемости и, как следствие, неуспеваемости в школе и падению интереса к жизни. Врачи ОН КЛИНИК Бейби знают, как диагностировать этот синдром и быстро помочь ребенку.

Подробное описание заболевания

Если попробовать объяснить на пальцах, что такое астения, то это чрезмерное чувство усталости, не соответствующее эмоциональной и физической нагрузке. При астеническом синдроме страдает центральная нервная система. Ее восстановление может занять достаточное количество времени. Но это важно сделать, иначе синдром может привести к тяжелым депрессиям и тревожным расстройствам.

Выделяют два типа астенических расстройств:

  • гиперстенический (от латинского «сверх») тип: утомляемость в сочетании со сверхвозбудимостью сенсорного восприятия детей (реакция на звуки, свет), нарушениями сна, раздражительностью и обидчивостью,
  • гипостенический (от латинского «недо») тип, при котором, наоборот, отмечают слабость, сонливость и вялость.

Повышенная утомляемость – один из главных симптомов астенического синдрома у детей. Важно не путать его с обычной усталостью – она свойственна всем людям, даже детям, которые, казалось бы, просто гуляют и играют. Усталость, возникающая после физической, психологической или интеллектуальной деятельности, является нормальным ответом организма, и не требует лечения, только полноценного отдыха. А вот при астении усталость не проходит и чувствуется постоянно.

Симптомы заболевания

Проверьте, есть ли следующие симптомы астенического синдрома у детей:

  • сниженная работоспособность;
  • нежелание участвовать в предлагаемых развлечениях: кино, прогулках и пр. ;
  • сон не приносит бодрости, усталость после сна;
  • раздражительность, крики и вспыльчивость, агрессия;
  • обидчивость и слезливость;
  • жалобы на головную боль, напряжение в висках, шум в ушах;
  • снижение или отсутствие аппетита;
  • излишняя потливость или зябкость.

Дети еще не умеют обращаться со своими эмоциями, за криками и агрессией часто стоит страх. «Я не знаю, что со мной не так» — это не оправдание, а показатель, что малыш растерян. И в такие моменты особенно важна родительская поддержка и забота.

Причины заболевания

Выделяют несколько причин возникновения:

  • вирусные инфекции: чем дольше длится болезнь и ярче выражены симптомы — тем выше вероятность появления астенического синдрома после ОРВИ;
  • травмы, например, сотрясение мозга;
  • переутомление и перенапряжение при учебе, например, при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
  • длительное воздействие психотравмирующих факторов: конфликты между родителями или в детском учреждении, обстановка повышенной тревожности.

Заболевание может быть не только приобретенным, но и врожденным. У некоторых подростков отмечают особый тип характера, астено-невротический, с длительным пребыванием в состоянии астении.

Диагностика заболевания

Диагностикой постинфекционного астенического синдрома у детей в медицинском центре ОН КЛИНИК Бейби занимается педиатр или невролог. Они осматривают детей и узнают, что предшествовало такому состоянию, поэтому важно к приему собрать информацию о перенесенных в последние месяцы заболеваниях, стрессовых ситуациях дома и в детском коллективе. При сборе анамнеза врачи используют специальные шкалы и опросники, часто подключают детского психиатра или психолога.

Дополнительно могут назначить такие исследования:

  • ЭХО ЭГ (эхоэнцефалография) — обследование головного мозга с помощью ультразвука;
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) — диагностика электрической активности головного мозга;
  • КТ или МРТ головного мозга.

Все исследования выполняются на базе ОН КЛИНИК Бейби. Не стоит пренебрегать этими назначениями, они нужны, чтобы исключить органические поражения центральной нервной системы.

Лечение заболевания

Лечение астенического синдрома у детей от 3 до 18 лет в медицинском центре ОН КЛИНИК Бейби в Москве включает совместную работу нескольких врачей: педиатра, невролога, психолога и психиатра. В первую очередь, следует выявить и устранить основные причины возникновения нервно-астенического синдрома у детей.

Наши специалисты стараются обходиться без медикаментозного лечения, поэтому акцент делает на организации здорового образа жизни ребенка. Что он включает:

  • Нормализация режима дня и сна: ограничение времени с гаджетами, своевременный отход ко сну, достаточное время для отдыха.
  • Организация качественного питания: баланс в части КБЖУ и получение необходимых витаминов и минералов. В рацион вводят продукты с витамином В (субпродукты, яйца) и триптофаном (нежирное мясо индейки, сыры, бананы). Исключают фаст-фуд, избыточный сахар, стимулирующие напитки и острую пищу.
  • Физические нагрузки по возрасту: прогулки, гимнастика, плавание.
  • Умеренные психологические нагрузки: кружки, развивающие центры, нахождение в большом коллективе.
  • Работу с психологом, при котором используют арт-терапию, занятия в сенсорной комнате с использованием звуко-, арома- и светотерапии. Все эти услуги доступны в ОН КЛИНИК Бейби.
  • Расслабляющие процедуры: ванны, массаж.
  • Важно настроиться, что восстановление займет некоторое время. Но это важно для физического и психического здоровья ребенка.

Профилактика заболевания

Длительное пребывание в астеническом состоянии может существенно снизить качество жизни детей и их родителей. Сон, питание, физическая и психоэмоциональная нагрузка по возрасту – вот самые важные и простые рекомендации для профилактики.

Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей | Немкова С.А.

В статье приведены современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей

Для цитирования. Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей // РМЖ. 2016. № 6. С. 368–372.

     Повышенная утомляемость – наиболее распространенная жалоба при обращении пациентов к врачам. Одной из причин этого симптома могут быть астенические расстройства, которыми, по данным различных исследователей, страдают 15–45% людей [1, 2]. Наряду с повышенной утомляемостью и психической неустойчивостью у больных с астенией наблюдаются раздражительность, гиперестезия, вегетативные нарушения, расстройства сна [3, 4]. Если простую утомляемость после мобилизации психических и физических сил организма можно характеризовать как физиологическое временное состояние, быстро проходящее после отдыха, то астения подразумевает более глубокие патологические изменения, длящиеся месяцами и годами, справиться с которыми без врачебной помощи достаточно трудно [4]. 

     Классификация астенических состояний 

1. Органическая форма

Встречается у 45% пациентов и связана с хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующими патологиями (неврологическими, эндокринными, гематологическими, неопластическими, инфекционными, гепатологическими, аутоиммунными и т. д.).

2. Функциональная форма

     Возникает у 55% больных и считается обратимым, временным состоянием. Такое расстройство также называют реактивным, т. к. оно является реакцией организма на стресс, переутомление или перенесенное острое заболевание (в т. ч. ОРВИ, грипп) [1].

     Отдельно выделяют психическую астению, при которой наряду с функциональными пограничными расстройствами (тревога, депрессия, инсомния) выявляют астенический симптомокомплекс [1]. 

     При классификации по остроте процесса выделяется острая астения, которая представляет собой реакцию на стресс или незначительные перегрузки, и хроническая астения, возникающая после инфекционных заболеваний, родов и т. д. 

     По типу различают гиперстеническую астению, для которой характерна сверхвозбудимость сенсорного восприятия, и гипостеническую астению – со сниженным порогом возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам, с вялостью и дневной сонливостью [1].

     В МКБ-10 астенические состояния представлены в нескольких разделах: астения БДУ (R53), состояние истощения жизненных сил (Z73. 0), недомогание и утомляемость (R53), психастения (F48.8), неврастения (F48.0), а также слабость – врожденная (P96.9), старческая (R54), истощение и усталость вследствие нервной демобилизации (F43.0), чрезмерного напряжения сил (T73.3), длительного пребывания в неблагоприятных условиях (T73.2), теплового воздействия (Т67.5), беременности (O26.8), синдрома усталости (F48.0), синдрома утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3).

     Постинфекционный астенический синдром [5–7]:

– возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), встречается у 30% пациентов, которые обращаются с жалобами на физическую утомляемость;

– первые симптомы появляются через 1–2 нед. после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1–2-х мес., при этом если первопричина имела вирусное происхождение, то возможны периоды колебания температуры; 

– преобладают общее утомление, усталость, усиливающаяся при физических нагрузках, слабость, раздражительность, нарушение сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок [7].  

     Это объясняется тем, что после излечения основной болезни в организме остаются небольшие нарушения энергетических и метаболических процессов, которые и провоцируют развитие недомогания. Если астенический синдром оставлен без внимания, то его прогрессирование может стать причиной вторичного инфицирования, что существенно ухудшит работу иммунной системы и состояния больного в целом [7, 8].

     Выделяют два основных типа постгриппозной астении:

– гиперстенического характера: этот вид астении имеет место на ранних этапах при легких формах течения гриппа, главными симптомами становятся внутренний дискомфорт, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, сниженная работоспособность, суетливость и несобранность;

– гипостенического характера: эта разновидность астении характерна для тяжелых форм гриппа, при этом прежде всего снижается активность, появляется сонливость и мышечная слабость, возможны кратковременные вспышки раздражительности, пациент не чувствует в себе сил для активной деятельности [2, 5].

     Клинические проявления постинфекционной астении [8–11]

– Повышенная истощаемость психических и физических функций, при этом ведущими симптомами выступают повышенная утомляемость, усталость и слабость, неспособность полноценно отдохнуть, что приводит к длительному умственному и физическому напряжению.

     Сопутствующие проявления астении

– Эмоциональная неустойчивость, которая чаще всего выражается в частой смене настроения, нетерпеливости, неусидчивости, чувстве тревоги, раздражительности, беспокойстве, внутреннем напряжении, неспособности расслабиться. 

– Вегетативные или функциональные нарушения в виде частых головных болей, потливости, ухудшения аппетита, перебоев в сердце, одышки. 

– Когнитивные нарушения в виде снижения памяти и внимания. 

– Повышенная чувствительность к внешним раздражителям, например скрипу двери, шуму телевизора или стиральной машины.

– Нарушение сна (трудности засыпания ночью, отсутствие бодрости после ночного сна, дневная сонливость).

     Катамнестические наблюдения за детьми, перенесшими грипп и ОРВИ с поражениями нервной системы, выявили, что основным нарушением, возникающим у детей после гриппа, является астения, имеющая свои особенности в зависимости от возраста [3, 12–14]. У маленьких детей астения чаще проявляется астено-гипердинамическим синдромом, у старших – астено-апатическим. Показано, что для церебральной астении у ребенка характерны истощаемость, раздражительность, проявляющиеся аффективными вспышками, а также двигательная расторможенность, суетливость, подвижность; при этом длительные астенические состояния, развивающиеся у детей после гриппа, могут привести к нарушениям памяти, задержке психического развития и снижению умственных способностей, а также анорексии, повышенной потливости, сосудистой лабильности, длительному субфебрилитету, расстройствам сна, что позволило исследователям говорить о поражении диэнцефальной области [15, 16]. Диэнцефальная патология у детей после гриппа наиболее часто протекает в форме нейроэндокринных и вегетативно-сосудистых симптомов, диэнцефальной эпилепсии, нейромышечных и нейродистрофических синдромов. В значительной степени после гриппа страдает эмоциональная сфера ребенка. Д.Н. Исаев (1983) отмечал у детей послегриппозные осложнения в форме психозов, в которых на первый план выступали эмоциональные расстройства. Об этом же говорят данные других исследователей, описавших у детей после гриппа расстройство настроения с преобладанием депрессии [15]. Отмечено развитие аментивно-делириозного синдрома, психосенсорных изменений, нарушения восприятия окружающего с недостаточной ориентацией. Помимо психических изменений, после гриппа возникают неврологические расстройства в виде нарушений слуха, зрения, речи, движений, судорожных приступов [16, 17].

     Исследование, посвященное изучению психоэмоциональных расстройств у больных с болезнью, обусловленной вирусом Эпштейна – Барр, вирусным инфекционным мононуклеозом и паротитной инфекцией с серозным менингитом, показало, что нарушения представлены в виде трех основных синдромов: астенического, астено-ипохондрического и астено-депрессивного, при этом разнообразие и частота встречаемости психоэмоциональных нарушений зависят от длительности и выраженности синдрома послевирусной астении и состояния вегетативной регуляции [14].

     Ряд исследований, посвященных изучению катамнеза у больных с поражениями нервной системы при гриппе и энтеровирусной инфекции, выявили функциональные нарушения в виде астении, вялости, снижения аппетита, рассеянности, вегетативной лабильности (в форме сердечно-сосудистой дисфункции и изменения электрокардиограммы) и эмоциональной неуравновешенности, при этом частота возникновения указанных синдромов находилась в прямой зависимости от тяжести течения заболевания в острый период и преморбидных особенностей организма [14, 16, 18]. Преморбидному состоянию ребенка в развитии постгриппозных остаточных явлений со стороны нервной системы придается очень существенное значение [14]. Установлена важная роль преморбидного состояния в развитии острого периода заболевания, в исходе болезни и, наконец, в формировании резидуальных явлений [14]. Усугубляет неблагоприятное течение постгриппозного репарационного периода ранняя церебральная недостаточность в анамнезе (судороги, рахитическая гидроцефалия, повышенная возбудимость, черепные травмы), а также наследственная отягощенность. С целью изучения функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у больных с постгриппозными осложнениями некоторыми авторами проводились электроэнцефалографические исследования, полученные при этом результаты чаще всего указывали на явления торможения в центральной нервной системе у пациентов с постинфекционной астенией [5, 14].

     Наиболее крупное катамнестическое исследование состояния здоровья и особенностей развития 200 детей, переболевших гриппом и аденовирусной инфекцией, на протяжении 1–7 лет после выписки из стационара [2], показало, что в дальнейшем нормально развивались 63% пациентов, а у 37% обнаружены нарушения функционального характера в виде астении, эмоциональной и вегетативной лабильности, легких неврологических синдромов (высокие сухожильные рефлексы, клонус стоп и т. д.), при этом частота и выраженность патологических изменений зависели от тяжести поражения нервной системы в острую фазу болезни, а также от преморбидной отягощенности. Характер нервно-психических нарушений в катамнезе был различен, наиболее часто отмечалась церебральная астения (у 49 детей из 74 с остаточными явлениями), которая проявлялась разнообразными симптомами (резкая истощаемость, вялость, легкая утомляемость, неспособность к длительной сосредоточенности, беспричинные капризы, рассеянность, изменение поведения). У школьников наблюдались снижение успеваемости, медлительность в приготовлении уроков, плохое запоминание прочитанного. У детей в возрасте до 3–5 лет имелись определенные особенности в проявлении этого синдрома (повышенная раздражительность, возбудимость, излишняя подвижность, частые капризы). Вторым по частоте синдромом были эмоциональные нарушения, которые заключались в быстрой смене настроения, обидчивости, излишней впечатлительности, приступах агрессивности, злости, сменявшихся угнетенностью и плаксивостью. На третьем месте оказались выраженные вегетативные нарушения (лабильность пульса, колебания артериального давления, бледность, гипергидроз, холодные конечности, длительный субфебрилитет при отсутствии каких-либо воспалительных процессов), а также плохой аппетит, склонность к рвоте при насильственном кормлении [2]. Все эти симптомы косвенно указывали на поражение диэнцефальной области, при этом длительность указанных нарушений составляла 1–3 мес., реже – 4–6 мес. Частота остаточных явлений была значительно ниже в той группе детей, у которых дома соблюдался правильный режим и выполнялись все указания, данные родителям перед выпиской. При церебральной астении важное значение придавалось созданию необходимого режима, предполагающего: удлинение ночного и дневного сна, длительное пребывание на воздухе, уменьшение школьной нагрузки (дополнительный свободный день в неделю), временное освобождение от усиленных занятий физкультурой (с рекомендацией ежедневной утренней гимнастики), назначение витаминов, особенно группы В, препаратов, содержащих фосфор, усиленное, полноценное питание. При выраженной эмоциональной лабильности и вегетативной неуравновешенности, помимо общеукрепляющего лечения, давались препараты валерианы, брома. Всех детей, перенесших грипп и другие респираторные вирусные инфекции с неврологическими расстройствами, на 6 мес. освобождали от профилактических прививок. Также поставлен вопрос о целесообразности создания санаториев, специальных лесных школ и дошкольных учреждений для детей, перенесших респираторно-вирусные и другие заболевания с поражением центральной нервной системы [2].

     Основные принципы терапии астенических состояний

     Лечение астении предполагает полноценный восстановительный период после перенесенной инфекции, при этом обязательным является укрепление иммунной системы, полноценное питание, здоровый сон и отдых, рациональная фармакотерапия [2, 18, 19].

     Использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. Достижение психостимулирующего эффекта для подобных пациентов возможно с помощью препаратов нейрометаболического ряда, ноотропов, которые в настоящее время выделяют в группу антиастенических средств (Нооклерин, этилтиобензимидазол, гопантеновая кислота), а также адаптогенов. 

     Одним из наиболее современных препаратов антиастенической направленности является деанола ацеглумат (Нооклерин, «ПИК-Фарма», Россия») – современный ноотропный препарат комплексного действия, обладающий структурным сходством с гамма-аминомасляной и глутаминовой кислотами, рекомендованный к применению у детей с 10 лет [20–23]. Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа), предшественником холина и ацетилхолина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует детоксицирующую функцию печени [20–22].  

Препарат прошел широкое и многоплановое изучение в крупных медицинских центрах России (на 800 больных 8 клиник), и полученные при этом результаты свидетельствовали о значительном положительном влиянии Нооклерина на астенические (вялость, слабость, истощаемость, рассеянность, забывчивость) и адинамические расстройства [23–26]. 

     Показано, что наиболее выраженную терапевтическую эффективность Нооклерин оказывает при астении (в 100% случаев), астенодепрессивных состояниях (75%) и при адинамических депрессивных расстройствах (88%), повышая активность поведения в целом и улучшая общий тонус и настроение [23]. Исследование эффективности применения Нооклерина при функциональной астении психогенного характера у 30 подростков в возрасте 13–17 лет (с определением состояния пациентов по Шкале субъективной оценки астении MFI–20 и Визуальной аналоговой шкале астении) свидетельствовало, что препарат является эффективным и безопасным антиастеническим средством в терапии данного контингента больных [24]. Было выявлено, что эффективность Нооклерина не зависит от пола пациента, его возраста и социального статуса. После курса Нооклерина, по шкале MFI-20 средний общий счет снизился с 70,4 до 48,3 балла, а по шкалам, отражающим общую астению, – с 14,8 до 7,7 балла, при этом из 27 пациентов респондерами оказались 20 человек (74,1%). Нонреспондерами оказались 25,9% подростков, среди которых преобладали пациенты с астеническими проявлениями на фоне длительных невротических расстройств (свыше 2-х лет). Других факторов, влияющих на эффективность Нооклерина, у исследуемых подростков отмечено не было. Результаты исследования также свидетельствовали о необходимости приема Нооклерина не менее 4-х нед., при этом максимально отчетливый антиастенический эффект был отмечен на последнем визите (28-й день) и отсутствовал на 2-м визите (7-й день), за исключением легких проявлений инсомнии (у 4-х пациентов), исчезнувших без медикаментозного вмешательства. Никаких побочных эффектов отмечено не было [24].

     Показано, что применение Нооклерина у детей 7–9 лет с задержкой психического развития, энцефалопатией (с выраженными явлениями астении и психопатоподобного поведения) способствовало снижению астенических проявлений, улучшению памяти, работоспособности, возможности удерживать активное внимание, расширению словарного запаса, при этом нивелировались головные боли, а также проявления кинетоза (дети лучше переносили езду на транспорте) [25]. При проведении исследования эффективности и переносимости Нооклерина при пограничных нервно-психических расстройствах, формирующихся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС астенического и невротического спектра, у 52-х детей в возрасте 7–16 лет, было выявлено положительное отчетливое ноотропное и мягкое стимулирующее воздействие Нооклерина: уменьшение астении, тревожности, снижение эмоциональной лабильности, укрепление сна, ослабление энуреза – у 83% детей, улучшение внимания – у 80%, слуховой вербальной памяти – у 45,8%, зрительной образной памяти – у 67%, запоминания – у 36%, при этом антиастеническое и психостимулирующее действие не сопровождалось явлениями психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости [26]. В другом клиническом исследовании, с участием 64 подростков в возрасте 14–17 лет, страдающих неврастенией на фоне школьной дезадаптации, после лечения Нооклерином отмечалось достоверное снижение показателей утомляемости и астении [27]. Деанола ацеглумат включен в стандарты специализированной медицинской помощи Российской Федерации и может применяться при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией. Также выявлено, что Нооклерин оказывает положительное влияние на зрительный анализатор в виде увеличения его функциональной активности [28]. Таким образом, результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Нооклерин является эффективным и безопасным препаратом для лечения астенических и астенодепрессивных состояний, а также когнитивных и поведенческих расстройств различного генеза у детей.

     Показана высокая терапевтическая эффективность Нооклерина при серозных менингитах у детей [29]. Было проведено клинико-лабораторное обследование 50 больных с серозным менингитом в возрасте от 10 до 18 лет, при этом у 64% пациентов была установлена энтеровирусная этиология заболевания, а 36% переносили серозный менингит неустановленной этиологии. В ходе исследования 1-я группа (основная) вместе с базовой терапией серозного менингита получала препарат Нооклерин с 5-го дня госпитализации, 2-я группа (группа сравнения) получала только базовую терапию (противовирусные, дегидратационные, дезинтоксикационные препараты). Оценивали: степень астении по Шкале симптомов астении у детей и Шкале астении Шаца, качество жизни при помощи опросника PedsQL 4.0, а также динамику ЭЭГ. Полученные результаты показали, что в периоде реконвалесценции через 2 мес. после выписки из стационара проявления церебрастенического синдрома в группе сравнения выявлялись значительно чаще, чем у детей, получавших Нооклерин. Проведенное тестирование больных серозными менингитами по двум шкалам (Опроснику для выявления уровня астении И.К. Шаца и Шкале симптомов астении у детей) для определения уровня астении в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки в различных группах выявило достоверно более низкий уровень развития астенических проявлений у детей, получавших Нооклерин, к моменту выписки из стационара, а также значительное уменьшение проявлений астении через 2 мес. приема препарата, по сравнению с группой сравнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что Нооклерин оказывает не только психостимулирующее, но и церебропротективное действие. При оценке изменения качества жизни у этих пациентов проведенное исследование выявило снижение уровня качества жизни через 2 мес. после перенесенного серозного менингита у детей, получавших только базовую терапию в остром периоде заболевания, в то время как у детей, получавших вместе с базовой терапией серозного менингита в течение 2 мес. Нооклерин, качество жизни оставалось на первоначальном уровне. Данные, полученные при ЭЭГ-обследовании в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки из стационара, полностью коррелировали с клиническими наблюдениями и данными, полученными при анкетировании больных. Авторами сделано предположение, что Нооклерин как препарат, по своей химической структуре близкий к естественным веществам, оптимизирующим деятельность мозга (гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты), при применении у детей, больных серозными менингитами, облегчая процесс передачи нервного импульса, улучшая фиксацию, консолидацию и воспроизведение памятных следов, стимулируя тканевой обмен, способствует оптимизации нейрометаболических процессов, что предупреждает формирование органического дефицита. Применение Нооклерина в комплексной терапии серозных менингитов сглаживает межполушарные различия в функционировании головного мозга, что также способствует протекции развития симптоматической эпилепсии в периоде поздней реконвалесценции. В целом полученные в исследовании результаты показали высокую терапевтическую эффективность Нооклерина, а также подтвердили его психостимулирующее, нейрометаболическое и церебропротективное действие наряду с хорошей переносимостью, что позволило рекомедовать его к включению в стандарт оказания помощи детям, переносящим серозный менингит, для профилактики и лечения постинфекционной астении для улучшения исходов заболевания [29].

     Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что Нооклерин является высокоэффективным и безопасным средством для лечения широкого круга состояний, сопровождающихся явлениями астении. К этим состояниям относятся повышенная хроническая утомляемость, слабость, хронические органические неврологические психические и соматические заболевания (инфекционные, эндокринные, гематологические, гепатологические, шизофрения, пристрастие к психоактивным веществам и др. ). Препарат Нооклерин вызывает достаточно быстрое уменьшение астенических нарушений у большинства больных, при этом достоинством препарата является отсутствие у него отрицательных свойств и осложнений, характерных для других психостимуляторов. Все перечисленное позволяет рекомендовать Нооклерин в качестве эффективного и безопасного средства в терапии астенических состояний у детей, в том числе постинфекционной астении. 

     В лечении астении после гриппа и ОРВИ широко применяются и растительные общеукрепляющие препараты – экстракт элеутерококка (Extractum Eleutherococci), настойка лимонника (Tinctura fructuum Schizandrae), настойка женьшеня (Tinctura Ginseng). Если усталость сочетается с повышенной раздражительностью, рекомендованы седативные препараты растительного или комбинированного состава – настойки валерианы, пустырника, экстракт пассифлоры и др. Также показан прием поливитаминных препаратов и средств, содержащих магний.

[Астенические расстройства у детей] — PubMed

Контролируемое клиническое исследование

. 2010; 110(11 ч. 1): 26-9.

[Статья в

Русский]

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П.

  • PMID:

    21183919

Контролируемое клиническое исследование

[Статья в

Русский]

Л. С. Чутко и соавт.

Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова.

2010.

. 2010; 110(11 ч. 1): 26-9.

Авторы

Чутько Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П.

  • PMID:

    21183919

Абстрактный

Настоящее исследование состояло из двух частей. В первой части авторы попытались разработать систематику астенических расстройств на основе собственных наблюдений за 189 детьми в возрасте 7-14 лет. Выделены следующие клинические варианты астенических состояний у детей: цереброгенная астения (14,3%), соматогенная (13,8%), резидуальная (16,4%), дизонтогенетическая (20,1%) и неврастения (35,4%). Во второй части мы суммировали результаты лечения неврастении адаптолом (32 больных) в сравнении с пантогамом (30 больных). Эффективность адаптола была выше: улучшение отмечено у 71,9% случаев по сравнению с пантогамом (56,7%). Обсуждается хорошая переносимость адаптола, клиническая эффективность которого подтверждена нейрофизиологическими и психологическими исследованиями.

Похожие статьи

  • Астенические расстройства у детей и их дифференцированное лечение.

    Чутько Л.С., Сурушкина С.И., Никишена И.С. , Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Бондарчук И.Л., Сергеев А.В.

    Чутько Л.С., и соавт.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2014;114(12):99-103. doi: 10.17116/jnevro201411412199-103.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2014.

    PMID: 25726788

    Клиническое испытание.
    Русский.

  • Клинико-нейрофизиологическое исследование эффективности адаптола в лечении эмоционального выгорания.

    Чутько Л.С., Сурушкина С.И., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Рожкова А.В., Анисимова Т.И.

    Чутько Л.С., и соавт.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010;110(10):30-3.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010.

    PMID: 21183911

    Клиническое испытание.
    Русский.

  • Пантогам в лечении больных с органическими поражениями головного мозга различного генеза.

    Рогачева Т.А., Мельникова Т.С., Краснослободцева Л.А., Назметдинова Д.М., Лапин И.А.

    Рогачева Т.А. и соавт.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010;110(10):34-9.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010.

    PMID: 21183912

    Русский.

  • [Последние достижения в области активаторов метаболизма головного мозга].

    Отомо Э.

    Отомо Э.
    Нет Синкею. 1984 г., июль; 36 (7): 619–32.
    Нет Синкею. 1984.

    PMID: 6386014

    Обзор.
    Японский язык.
    Аннотация недоступна.

  • [Фармакологические эффекты и клиническое применение пантогама и пантогама активного].

    Воронина Т.А., Литвинова С.А.

    Воронина Т.А. и соавт.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2017;117(8):132-139. doi: 10.17116/jnevro201711781132-139.
    Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2017.

    PMID: 28884730

    Обзор.
    Русский.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Весенняя астения у детей: симптомы и лечение

3 минуты

Наиболее частыми последствиями весенней астении у детей являются усталость, перепады настроения, сонливость и потеря аппетита. Узнайте, как предотвратить и лечить все эти симптомы.

Последнее обновление: 27 октября 2018 г.

Весенняя астения у детей — временное расстройство, связанное со сменой времени года. Температура становится теплее, и начинается весна. Это происходит потому, что детский организм должен адаптироваться к новой погоде, из-за чего многие дети чувствуют себя слабее.

С ним связан набор симптомов, связанных с усталостью. На самом деле они поражают большое количество людей в теплое время года.

Имейте в виду, что весенняя астения проходит самостоятельно через одну-две недели. Время может варьироваться в зависимости от каждого человека.

Правда в том, что специального лечения для избавления от симптомов не существует. Однако вы можете свести их к минимуму, повысив адаптационный процесс организма.

Каковы симптомы весенней астении?

Весенняя астения не влияет на всех детей одинаково. Обычно у детей младшего возраста он дает четкие признаки. Однако у некоторых детей симптомы вообще не проявляются.

Следующие симптомы характерны для детей с весенней астенией:

  • Упадок сил и чувство общей усталости
  • Изменения настроения (без видимых причин)
  • Раздражительность
  • Потеря аппетита
  • Проблемы со сном

Имейте в виду, что симптомы обычно длятся несколько дней. Затем тело возвращается к своему обычному ритму.

Обратите внимание, если у вашего ребенка чихание, покраснение глаз и носа, легкая лихорадка или диарея. Кроме того, обратите внимание, если это длится дольше недели или двух.

Если у вашего ребенка наблюдается что-либо из перечисленного, это уже не весенняя астения. Это может быть началом болезни, требующей визита к врачу.

Профилактика и лечение весенней астении у детей

Лучшим способом лечения весенней астении у детей является ведение здорового и сбалансированного образа жизни. Вот несколько советов, как избавиться от него как можно быстрее:

1. Проводите больше времени на солнце

Пусть ваши дети   с удовольствием проводят время на солнце, занимаясь спортом на свежем воздухе. Это поможет им как можно быстрее адаптироваться к изменениям.

Помните, перед игрой на улице им необходимо наносить солнцезащитный крем. Это потому, что они будут подвергаться воздействию солнца в течение длительного времени.

2. Делайте физические упражнения и внеклассные мероприятия

Даже если ваши дети чувствуют усталость, мы рекомендуем уделять не менее 30 минут упражнениям. Это помогает повысить уровень эндорфинов в мозге и улучшить общее настроение. Это поможет им расслабиться. В результате они будут лучше спать по ночам.

3. Высыпайтесь

Еще одним важным средством борьбы с весенней астенией у детей является  предоставление им возможности поспать. Позвольте им спать столько, сколько обычно требуется их телу. Так их тела лучше приспособятся к изменениям.

Исследования показывают, что дети должны спать от 9 до 10 часов в день, пока им не исполнится 18 лет.

–Juan Rulfo–

4. Пейте много воды и других жидкостей

Для всех детей важно пить воду. Вы также можете давать им соки, которые полны витаминов.

5. Питайтесь правильно

Хороший способ избежать чувства усталости — готовить пищу из продуктов, дающих энергию. Например, включите орехи, бобовые, бананы и другие продукты с высоким содержанием клетчатки и железа.

На ужин рекомендуем легкие блюда. Желательно есть не менее чем за два часа до сна. Таким образом, пищеварение не мешает вам комфортно отдыхать.

Увеличьте потребление омега-3

Рекомендуется есть много продуктов, богатых омега-3. Вы можете найти этот витамин в такой рыбе, как лосось и форель. В то же время уменьшите потребление насыщенных жиров и жареной пищи. Исключите продукты, которые не приносят пользу вашим детям, такие как пирожные и другие сладости.

Соблюдайте сбалансированную диету

Для детей идеально подходит питание 5 раз в день и соблюдение сбалансированной и разнообразной диеты. Им нужно есть много фруктов и овощей, особенно богатых антиоксидантами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *