Астенический синдром что это у детей: Перегляд не знайдено [ім’я, тип, префікс]: article, htmlitemid357, contentView
Астенический синдром у детей
«Все время тянет спать», «Мне ничего не интересно» — слышали такие жалобы от своих детей? На что взрослые зачастую отвечают: «Успеваемость на нуле!», «Они ничего не хотят». Не спешите списывать все на лень, такое состояние может быть вызвано астеническим синдромом.
В мире отмечается рост этого заболевания у детей. Он связан с увеличением ритма жизни, информационного потока, урбанизации и снижением устойчивости к стрессу из-за дефицита времени. Все это ведет к повышению утомляемости и, как следствие, неуспеваемости в школе и падению интереса к жизни. Врачи ОН КЛИНИК Бейби знают, как диагностировать этот синдром и быстро помочь ребенку.
Подробное описание заболевания
Если попробовать объяснить на пальцах, что такое астения, то это чрезмерное чувство усталости, не соответствующее эмоциональной и физической нагрузке. При астеническом синдроме страдает центральная нервная система. Ее восстановление может занять достаточное количество времени. Но это важно сделать, иначе синдром может привести к тяжелым депрессиям и тревожным расстройствам.
Выделяют два типа астенических расстройств:
- гиперстенический (от латинского «сверх») тип: утомляемость в сочетании со сверхвозбудимостью сенсорного восприятия детей (реакция на звуки, свет), нарушениями сна, раздражительностью и обидчивостью,
- гипостенический (от латинского «недо») тип, при котором, наоборот, отмечают слабость, сонливость и вялость.
Повышенная утомляемость – один из главных симптомов астенического синдрома у детей. Важно не путать его с обычной усталостью – она свойственна всем людям, даже детям, которые, казалось бы, просто гуляют и играют. Усталость, возникающая после физической, психологической или интеллектуальной деятельности, является нормальным ответом организма, и не требует лечения, только полноценного отдыха. А вот при астении усталость не проходит и чувствуется постоянно.
Симптомы заболевания
Проверьте, есть ли следующие симптомы астенического синдрома у детей:
- сниженная работоспособность;
- нежелание участвовать в предлагаемых развлечениях: кино, прогулках и пр. ;
- сон не приносит бодрости, усталость после сна;
- раздражительность, крики и вспыльчивость, агрессия;
- обидчивость и слезливость;
- жалобы на головную боль, напряжение в висках, шум в ушах;
- снижение или отсутствие аппетита;
- излишняя потливость или зябкость.
Дети еще не умеют обращаться со своими эмоциями, за криками и агрессией часто стоит страх. «Я не знаю, что со мной не так» — это не оправдание, а показатель, что малыш растерян. И в такие моменты особенно важна родительская поддержка и забота.
Причины заболевания
Выделяют несколько причин возникновения:
- вирусные инфекции: чем дольше длится болезнь и ярче выражены симптомы — тем выше вероятность появления астенического синдрома после ОРВИ;
- травмы, например, сотрясение мозга;
- переутомление и перенапряжение при учебе, например, при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
- длительное воздействие психотравмирующих факторов: конфликты между родителями или в детском учреждении, обстановка повышенной тревожности.
Заболевание может быть не только приобретенным, но и врожденным. У некоторых подростков отмечают особый тип характера, астено-невротический, с длительным пребыванием в состоянии астении.
Диагностика заболевания
Диагностикой постинфекционного астенического синдрома у детей в медицинском центре ОН КЛИНИК Бейби занимается педиатр или невролог. Они осматривают детей и узнают, что предшествовало такому состоянию, поэтому важно к приему собрать информацию о перенесенных в последние месяцы заболеваниях, стрессовых ситуациях дома и в детском коллективе. При сборе анамнеза врачи используют специальные шкалы и опросники, часто подключают детского психиатра или психолога.
Дополнительно могут назначить такие исследования:
- ЭХО ЭГ (эхоэнцефалография) — обследование головного мозга с помощью ультразвука;
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма) — диагностика электрической активности головного мозга;
- КТ или МРТ головного мозга.
Все исследования выполняются на базе ОН КЛИНИК Бейби. Не стоит пренебрегать этими назначениями, они нужны, чтобы исключить органические поражения центральной нервной системы.
Лечение заболевания
Лечение астенического синдрома у детей от 3 до 18 лет в медицинском центре ОН КЛИНИК Бейби в Москве включает совместную работу нескольких врачей: педиатра, невролога, психолога и психиатра. В первую очередь, следует выявить и устранить основные причины возникновения нервно-астенического синдрома у детей.
Наши специалисты стараются обходиться без медикаментозного лечения, поэтому акцент делает на организации здорового образа жизни ребенка. Что он включает:
- Нормализация режима дня и сна: ограничение времени с гаджетами, своевременный отход ко сну, достаточное время для отдыха.
- Организация качественного питания: баланс в части КБЖУ и получение необходимых витаминов и минералов. В рацион вводят продукты с витамином В (субпродукты, яйца) и триптофаном (нежирное мясо индейки, сыры, бананы). Исключают фаст-фуд, избыточный сахар, стимулирующие напитки и острую пищу.
- Физические нагрузки по возрасту: прогулки, гимнастика, плавание.
- Умеренные психологические нагрузки: кружки, развивающие центры, нахождение в большом коллективе.
- Работу с психологом, при котором используют арт-терапию, занятия в сенсорной комнате с использованием звуко-, арома- и светотерапии. Все эти услуги доступны в ОН КЛИНИК Бейби.
- Расслабляющие процедуры: ванны, массаж.
- Важно настроиться, что восстановление займет некоторое время. Но это важно для физического и психического здоровья ребенка.
Профилактика заболевания
Длительное пребывание в астеническом состоянии может существенно снизить качество жизни детей и их родителей. Сон, питание, физическая и психоэмоциональная нагрузка по возрасту – вот самые важные и простые рекомендации для профилактики.
Астено-невротический синдром у детей. Что такое Астено-невротический синдром у детей?
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.
МКБ-10
F48.0 F48.8
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение астено-невротического синдрома у детей
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.
Астено-невротический синдром у детей
Причины
Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.
Патогенез
В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.
Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.
Классификация
Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:
- Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в результате острых или хронических стрессов. Термин неврастения часто используется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и детей.
- Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
- Соматогенная. Обусловлена соматическими или инфекционными болезнями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
- Резидуальная. Возникает в раннем детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных нарушений, у таких детей бывают проблемы с умственным развитием, расстройства мелкой моторики.
- Дизонтогенетическая. Эта форма считается более легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью клиники. Симптомы чаще усиливаются весной и осенью.
Симптомы
Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.
Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.
Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.
Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.
Осложнения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.
Диагностика
Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.
Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:
- эхоэнцефалография;
- ЭЭГ;
- КТ или МРТ головного мозга.
Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.
Лечение астено-невротического синдрома у детей
Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.
Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.
Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.
Прогноз и профилактика
Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.
В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении астено-невротического синдрома у детей.
Источники
- Астенический синдром в практике невролога и семейного врача. О.В. Котова, Е.С. Акарачкова// Регулярные выпуски «РМЖ». — 2016.
- Астено-невротический синдром/ В.В. Скворцов, Е.М. Скворцова// Медицинская сестра. — 2016.
- Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение/ А.М. Пивоварова// Практика педиатра. — 2012.
- Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
[Астенические расстройства у детей] — PubMed
Контролируемое клиническое исследование
. 2010; 110(11 ч. 1): 26-9.
[Статья в
Русский]
Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П.
PMID:
21183919
Контролируемое клиническое исследование
[Статья в
Русский]
Л. С. Чутко и соавт.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова.
2010.
. 2010; 110(11 ч. 1): 26-9.
Авторы
Чутько Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П.
PMID:
21183919
Абстрактный
Настоящее исследование состояло из двух частей. В первой части авторы попытались разработать систематику астенических расстройств на основе собственных наблюдений за 189 детьми в возрасте 7-14 лет. Выделены следующие клинические варианты астенических состояний у детей: цереброгенная астения (14,3%), соматогенная (13,8%), резидуальная (16,4%), дизонтогенетическая (20,1%) и неврастения (35,4%). Во второй части мы суммировали результаты лечения неврастении адаптолом (32 больных) в сравнении с пантогамом (30 больных). Эффективность адаптола была выше: улучшение отмечено у 71,9% случаев по сравнению с пантогамом (56,7%). Обсуждается хорошая переносимость адаптола, клиническая эффективность которого подтверждена нейрофизиологическими и психологическими исследованиями.
Похожие статьи
Астенические расстройства у детей и их дифференцированное лечение.
Чутько Л.С., Сурушкина С.И., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Бондарчук И.Л., Сергеев А.В.
Чутько Л.С., и соавт.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2014;114(12):99-103. doi: 10.17116/jnevro201411412199-103.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2014.PMID: 25726788
Клиническое испытание.
Русский.Клинико-нейрофизиологическое исследование эффективности адаптола в лечении эмоционального выгорания.
Чутько Л.С., Сурушкина С.И., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Рожкова А.В., Анисимова Т.И.
Чутько Л.С., и соавт.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010;110(10):30-3.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010.PMID: 21183911
Клиническое испытание.
Русский.Пантогам в лечении больных с органическими поражениями головного мозга различного генеза.
Рогачева Т.А., Мельникова Т.С., Краснослободцева Л.А., Назметдинова Д.М., Лапин И.А.
Рогачева Т.А. и соавт.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010;110(10):34-9.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2010.PMID: 21183912
Русский.
[Последние достижения в области активаторов метаболизма головного мозга].
Отомо Э.
Отомо Э.
Нет Синкею. 1984 г., июль; 36 (7): 619–32.
Нет Синкею. 1984.PMID: 6386014
Обзор.
Японский язык.
Аннотация недоступна.[Фармакологические эффекты и клиническое применение пантогама и пантогама активного].
Воронина Т.А., Литвинова С.А.
Воронина Т.А. и соавт.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2017;117(8):132-139. doi: 10.17116/jnevro201711781132-139.
Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 2017.PMID: 28884730
Обзор.
Русский.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Предполагаемая минимальная мозговая дисфункция у детей: связь с выполнением отдельных поведенческих тестов | JAMA Psychiatry
Предполагаемая минимальная мозговая дисфункция у детей: связь с выполнением отдельных поведенческих тестов | ДЖАМА Психиатрия | Сеть ДЖАМА
[Перейти к навигации]
Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер
Фейсбук
Эл. адрес
LinkedIn- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Март 1967 г.
Дуглас А. Стивенс, доктор философии ; Джеймс А. Бойдстун, MD ; Роско А. Дайкман, доктор философии ; и другие
Джон Э. Питерс, MD ; Дэвид В. Синтон, доктор медицины
Принадлежности авторов
Литл-Рок, Арк
Отделение психиатрии Медицинского центра Университета Арканзаса, Литл-Рок.
Доктор Синтон умер 23 января 1964 года.
Арх генерал психиатрия. 1967;16(3):281-285. doi:10.1001/archpsyc.1967.01730210021004
Полный текст
Абстрактный
ТЕ, кто изучает детей с нарушениями поведения и обучения, в последние годы чаще выявляют органические факторы.