Разное

Афазия симптомы у детей: Афазия – симптомы, причины, признаки, диагностика и лечение в «СМ-Клиника»

Содержание

Афазия. Симптомы, диагностика и лечение

Помогаем при афазии. Разрабатываем индивидуальные эффективные методики. Опытные специалисты с уникальной авторской методикой помогут вам!

АФАЗИЯ — системное нарушение формирования речи, вызванное поражением участков мозга, отвечающих за речь…

Патология возникает при травмах головного мозга, после инсультов, при опухолевых процессах в мозге, при некоторых психических заболеваниях, после оперативных вмешательствах на головной мозг и является неспецифическим признаком заболевания.

При этом, нарушение речи может быть полным: пациент не в состоянии воспроизводить речь, какие-либо звуки или даже воспринимать речь, обращенную к нему.

Течение болезни и скорость развития нарушений зависит от причины, которая ее вызвала:

если нарушение речи вызвано травмой головного мозга или кровоизлиянием в мозг, то симптомы заболевания проявляются резко и последствия, как правило, тяжелые.

если симптом вызван опухолевым процессом, то нарушение формируется постепенно, болезнь прогрессирует медленно по мере роста опухоли.

Классификация афазии:

Амнестическая

Собственная речь и восприятие чужой речи не нарушены. Сложность при этой форме заболевания — невозможность назвать предметы, которые показывают пациенту.

Моторная афазия

Пациент понимает чужую речь, но сам не в состоянии произносить слова. При этом сохраняется возможность произносить отдельные звуки.

Сенсорная афазия

Пациент произносит звуки и слова, лишенные смысла. Понять смысл чужой речи он также не может, хотя слух не нарушен.

Тотальная афазия

Речь у пациента отсутствует полностью, пациент не понимает обращенную к нему речь. Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это самая тяжелая степень поражения в связи с чем прогноз излечения пессимистический.

Диагностика заболевания должна осуществляться специалистами.

Основа диагностики — выявление основного заболевания, которое вызвало нарушение речи.

Лечение афазии начинается с избавления от заболевания, вызвавшего нарушение речи:

Если причиной был инсульт (кровоизлияние в мозг) — производят хирургическое удаление сгустка крови, или проводят консервативную терапию

Если причиной является опухоль — проводят операцию по ее удалению

Если нарушение было вызвано последствиями травмы, то проводят терапию восстановления поврежденных участков мозга.

После данных процедур проводят комплексную терапию, улучшающую мозговой кровоток, обмен веществ. Также назначается витаминотерапия, рефлексотерапия, массаж и физиотерапия.

После окончания комплексной терапии процесс реабилитации сводится к занятиям с психотерапевтом, логопедом, нейропсихологом и другими профильными специалистами.

Занятия с логопедом — основной метод восстановления коммуникативных навыков пациента, у которого, как правило, утрачивается способность общаться не только с другими людьми, но и понимать самого себя.

В связи с тем, что сама по себе речь не восстанавливается, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к специалисту.

Мировой опыт говорит, что реабилитация, начатая в первые три месяца после купирования процесса, вызвавшего нарушение речи, дает самый высокий процент восстановления и социализации пациента.

Выбор конкретной реабилитационной методики зависит от периода заболевания и формы афазии, а также специалиста, который проводит диагностику и назначает лечение.

Почему пациенты обращаются за помощью в Центр «АКМЕ»

Центр АКМЕ более 10 лет помогает людям с системными нарушениями речи. Наши специалисты практикуют совместную работу персонала, пациентов и его близких, применяя комплекс психологических, педагогических и медицинских методик.

Совместная деятельность позволяет специалистам Центра максимально вникнуть в проблему, определить ее причины и найти индивидуальный для пациента путь к выздоровлению. Родные и близкие становятся помощниками и наставниками для больного. Вовлечение близких в программу лечения позволяет добиться лучших результатов, ведь коррекция продолжается и вне клиники.

Развивающие занятия составляются с учетом возрастных и психологических особенностей пациента. Без давления и сопротивления со стороны больного, проводятся комплексы, развивающие работу органов чувств, умение правильно воспринимать и обрабатывать информацию. Занятия проводятся не только «за столом», но и в формате активных двигательных упражнений.

Пациентам у нас комфортно и уютно. Благодаря неформальной обстановке, отличной от «больничной», пациенты и их родственники не чувствуют психологического напряжения, что позволяет быстрее найти контакт и начать реабилитацию. Наши специалисты не носят врачебные халаты, что также позволяет исключить «синдром боязни врача».

Особенность реабилитации в Центре «АКМЕ» заключается в безмедикаментозном подходе лечения. Лекарственные препараты могут применяться только в крайних случаях, когда это действительно необходимо для улучшения состояния пациента.

Специалисты нашего центра имеют 10-летний опыт в диагностике и реабилитации пациентов с нарушенными функциями головного мозга. За эти годы Центр «АКМЕ» помог более 1578 пациентам, которые после прохождения курса реабилитации радуются жизни полной красок и эмоций.

Чтобы ваш близкий человек как можно раньше восстановился, почувствовал себя полноценным членом общества, подарил вам и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

причины, виды, формы, симптомы, признаки, диагностика, лечение

Особенности

Причины

Симптомы

Диагностика

Лечение

Признаки афазии возникают у людей, чья речь уже была сформирована. Это расстройство лексической (предметно-понятийного представления о предмете) или грамматической структуры, а также непонимание обращенной речи. Пациент не может пользоваться речью как средством коммуникации: не говорит, не пишет, не понимает инструкций. В зависимости от уровня и характера поражения выделяют различные виды расстройства, при которых нарушаются все функции речи или отдельные ее части.

Особенности афазии


Различные виды и формы афазии выделяют у детей старше трех лет и у взрослых, то есть у тех пациентов, чья ранее сформированная речь распалась вследствие патологических процессов. Основа расстройства – ограниченное (локальное) разрушение либо органическое угнетение определенных зон коры больших полушарий.

В возрасте до трех лет у детей об афазии говорить некорректно, отсутствие формирования речи называется алалией, свидетельствует о тяжелом поражении центральной нервной системы.

Важное свойство афазии – речь – нарушается системно, страдают:

  • экспрессия – произнесение звуков, словарный запас, грамматика;

  • импрессия – восприятие;

  • внутренняя часть – возможность думать про себя, без озвучивания;

  • письмо.


Нарушается не только речь, но и другие функции центральной нервной системы: произвольные движения, способность воспринимать невербальные (бессловесные) сигналы внешнего мира, личность, некоторые психические процессы.

Распространенность в нашей стране составляет около 150 тысяч вновь выявленных случаев в течение каждого года.

Причины афазии


Расстройство вызывается органическим поражением речевых центров больших полушарий и расположенной рядом подкорки. Основные речевые центры – это комплекс, состоящий из зон Брока и Вернике, связанных дугообразным пучком и угловой извилиной. Во всех процессах задействована кора больших полушарий.

Повреждаются центры при таких патологических процессах:

  • мозговые инсульты и инфаркты;

  • травмы различной степени тяжести;

  • инфекционные и асептические воспаления;

  • различные опухоли, в том числе доброкачественные;

  • хирургические вмешательства по удалению внутримозговых гематом, посттравматических костных отломков, опухолей;

  • болезнь Альцгеймера.


Отягощают ситуацию, повышают риск речевых расстройств церебральный атеросклероз, артериальная гипертензия, нарастающая деменция, транзиторные ишемические атаки и прочие разрушительные процессы.

Симптомы афазии


Конкретные проявления напрямую зависят от локализации очага поражения. При любом нарушении речи важно обратиться к неврологу как можно раньше, чтобы не пропустить начало разрушительного процесса. Безобидное на первый взгляд расстройство может оказаться маркером серьезной болезни.

Моторная афазия формируется вследствие повреждения премоторной коры левого полушария (зоны Брока). Нарушается моторный (двигательный) компонент речи, собственно произнесение. Пациент может произнести слоги, но не в состоянии произнести несколько слов подряд в правильном порядке в виде предложения. Возможны перестановки слогов, букв, иногда сохраняется возможность письма. Характерная особенность – сохранность ненормативной лексики, которой пациент преимущественно пользуется.

Сенсорная афазия возникает при повреждении зоны Вернике, или верхней височной извилины в левом полушарии. Страдает смысловая нагрузка речи, пациент не понимает обращенную речь, из-за чего не в состоянии выполнить инструкции. Произносить слова пациент может, но это нельзя назвать речью: звучат либо обрывки слов, либо бессмысленный и бессвязный набор слов.

Динамическая афазия – следствие повреждения префронтальной лобной коры. Нарушается грамматическое конструирование, невозможно составление внутреннего плана предложения. Пациент может сказать «да», «нет», назвать, хоть и с задержкой, предметы обихода, но не в состоянии связно рассказать о своей семье, профессии, изложить факты биографии. Пациент что-то говорит после многократного и настойчивого требования, но никогда не начинает речь самостоятельно. Сопровождается снижением эмоций и побуждения, нарушением счета, отсутствием жизненных целей.

Семантическая афазия – проявление поражения стыка между теменной, затылочной и височной долями левого полушария. Пациент не может соединить детали в единое целое, слова и понятия воспринимаются по отдельности. Например, пациент на просьбу показать дерево карандашом показывает рукой на дерево за окном и на карандаш, лежащий на столе. Показать карандашом он не может, потому что не понимает, что нужно сделать. Сохраняются простые односложные предложения, но нет возможности объединить несколько предметов в одну категорию.

Мнестическая (амнестическая) афазия появляется при поражении средней височной извилины, нижних частей теменной и затылочной областей. Нарушается запоминание слов, воспринимаемых на слух, невозможно соотнести зрительный образ предмета и его название. Пациент запоминает слово, произнесенное последним, и забывает то, что было сказано ранее. Условно говоря, объем слуховой памяти ограничивается тремя словами, а все остальное ускользает. Из-за этого пациент не может поддерживать разговор с 2–3 собеседниками, понять прочитанное, написать длинное предложение, совершить арифметическое действие. Также пациент не может вспомнить название предметов, понятий, хотя конкретные предметы (полотенце, зубную щетку, ложку) использует по назначению.

Афферентная афазия – поражаются теменная доля и задняя центральная кора. В легких случаях пациент не различает похожие по произношению звуки (стул-снуд, ребро-бедро), в тяжелых – может только мычать. Сохраняется произношение стереотипических высказываний (дай закурить, чашка чая). Сопровождается нарушениями мимики, внутренней речи, письма и чтения.

Логопедическая афазия – понятие, применимое к детям и подросткам от 3-х до 14-ти лет. Вызывается чаще всего сбоями в работе участков левого полушария, а также повышением порога судорожной готовности. Проявляется замедлением темпа речи, нелогичным построением предложения, употреблением неуместных слов или их пропуском, множественными ошибками письма.

Диагностика афазии


Поскольку расстройство находится на стыке неврологии и психиатрии, то и занимаются им неврологи совместно с психиатрами и клиническими психологами и логопедами.

При первичном обращении важно обнаружить точную локализацию очага поражения. Для этого используются методы нейровизуализации: МРТ, КТ, УЗИ сосудов головы и шеи, ангиография с контрастом. При необходимости исследования дополняются консультацией нейрохирурга.

Важное диагностическое значение имеет работа нейропсихолога, который исследует все составные части речи, а также виды памяти, праксиса (координированные произвольные движения), гнозиса (способность к познанию окружающего мира). У детей дополнительно исследуют признаки умственной отсталости. К обследованию детей привлекается сурдолог для исследования остроты слуха.

Лечение афазии


В лечебных мероприятиях участвуют невролог и логопед, по ситуации – психиатр и физиотерапевт.

Невролог назначает терапию, направленную на ограничение и уменьшение очага поражения. Для этого назначается противоотечные, метаболические и ноотропные средства, а также нейропротекторы.

Занятия с логопедом желательно начинать как можно раньше, в идеале – как только миновала угроза жизни. Для каждого пациента с афазией для восстановления речи специалист разрабатывает индивидуальную коррекционную программу в соответствии с тяжестью и особенностями поражения. Наилучшие результаты получаются в течение первых 2–3 лет, в более позднем периоде восстановление проблематично.

Общего для всех прогноза при афазии не существует. Вероятность хорошего исхода определяется очагом поражения, возрастом, сопутствующими болезнями, состоянием иммунитета.


Автор статьи:

Маркелов Глеб Владимирович

невролог, консультации онлайн

опыт работы 7 лет

отзывы оставить отзыв

Клиника


м. Сухаревская

Отзывы


Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-невролога первичный2300