Взаимоотношения

Взаимоотношения в семье между детьми и родителями: Психология отношений между детьми и родителями

Содержание

Психология отношений между детьми и родителями


Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.


Что такое семья и родительские отношения


Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.


В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.


Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.


Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:


  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.

  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.

  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.

  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.


Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.


Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.


Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:


  • общение;

  • совместная деятельность;

  • влияние родителей на формирование характера ребенка;

  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.


Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.


Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:


  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;

  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;

  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;

  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;

  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.


Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:


1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.


2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.


Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.


Типы семейных отношений


Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:


1. Социальнобиологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.


2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.


3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.


4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.


5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.


6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.


Способы воспитания детей в семье


Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.


Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:


1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.


2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.


3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.


4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.


5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.


Принципы детско-родительских отношений


Выделяют следующие основные принципы:


  • равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;

  • принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;

  • совместного развития детей и родителей;

  • понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;

  • дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;

  • общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.


Особенности воспитания в наши дни


Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.


Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!

Психология отношений между детьми и родителями


Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.


Что такое семья и родительские отношения


Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.


В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.


Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.


Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:


  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.

  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.

  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.

  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.


Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.


Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.


Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:


  • общение;

  • совместная деятельность;

  • влияние родителей на формирование характера ребенка;

  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.


Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.


Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:


  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;

  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;

  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;

  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;

  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.


Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:


1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.


2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.


Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.


Типы семейных отношений


Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:


1. Социальнобиологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.


2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.


3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.


4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.


5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.


6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.


Способы воспитания детей в семье


Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.


Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:


1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.


2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.


3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.


4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.


5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.


Принципы детско-родительских отношений


Выделяют следующие основные принципы:


  • равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;

  • принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;

  • совместного развития детей и родителей;

  • понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;

  • дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;

  • общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.


Особенности воспитания в наши дни


Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.


Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!

Безопасные отношения между родителями и детьми | ECLKC

Глава 6a: Безопасные отношения Испытайте это

Рассказчик: Беркис Родригес и Мириам Прието в Нью-Йорке навещают на дому Натали и ее родителей, Патрисию и Элвиса.

[Музыка]

Сегодня утром команда едет навестить 11-месячную Натали и ее мать Патрицию. Посещения на дому проводятся на английском или испанском языке, в зависимости от предпочтений семьи. Беркис: Сообщество в основном латиноязычное. Они приезжают из разных уголков страны, но большинство из них говорят по-испански. У них много доминиканцев, но есть и мексиканцы. Вы можете найти немного сальвадорцев и эквадорцев; так это смесь.

Мириам: Беркис и я — команда, потому что мы работаем вместе, как одна команда. В основном мы делаем все вместе.

Беркис: Это большой город, и здесь происходит много всего. И для ребенка это полезнее, потому что я могу увидеть то, чего не видит она, и наоборот. Итак, я думаю, что это сделано из соображений безопасности, а также для того, чтобы иметь четыре глаза вместо двух.

Мириам: Привет, Натали.

Рассказчик: Беркис и Мириам работали вместе, чтобы поддержать Патрисию во многих испытаниях, начиная с преждевременных родов Натали.

Патрисия: Она начинает; она начинает поворачиваться. И вот как она доберется сюда.

Беркис: Помнится, на днях она так ходила.

Патрисия: Теперь она вертится из стороны в сторону, и она толкает себя туда. Ну давай же. Ну давай же.

Беркис: Я думаю, что визит на дом для Натали очень полезен, потому что это возможность работать в обстановке, в которой они оба чувствуют себя комфортно.

Патрисия: Вы можете это сделать. Ну давай же. Ну вот. Ты почти понял. Еще один. Ура! Ура!

Беркис: Помнишь, на прошлой неделе в классе она ходила кругами?

Патрисия: Ага.

Беркис: Примерно так она и двигалась на прошлой неделе.

Патрисия: Сейчас она учится двигаться боком. Она качается вбок, чтобы достать что-то из рук.

Беркис: Я помню, как однажды мы пришли, и ты сказал, что она катается и больше сосредоточена. Мол, раньше она сдавалась бы легче.

Патрисия: Я была на 27 неделе беременности, когда она у меня появилась. Она была один фунт, 13 унций, когда она родилась. Она пролежала в больнице три месяца. Она родилась в феврале. Ее отпустили в мае. Дада дада.

[Детский лепет]

Дадада.

Мириам: Ты тренировался дома? С недоношенными детьми это очень, очень трудная дорога. Это похоже на то, что вы должны принять — научиться принимать это один день за раз.

Беркис: Это первый недоношенный ребенок, с которым мне приходилось работать. Я кое-что читал, чтобы получить представление о том, что ожидается, какой следующий этап — шаг, который Натали собирается делать, и в основном я просто встречаюсь с Натали на том уровне, на котором она находится, и пытаюсь взять это из там.

Патриция: Она делает это.

Беркис: Она?

Патрисия: Она считает пальцы, чтобы убедиться, что они все на месте. Это как раз, два, три. Одно дело с Беркис, она всегда планирует что-то новое для Натали. Я такой: «Беркис, я не уверен, что она сможет это сделать». Она такая: «Да, да. Она может это сделать. Давай сделаем это». Так она мне помогает, потому что я очень боюсь пробовать для нее что-то новое. Она вселяет в меня уверенность идти, ладно, давай, давай. Она будет в порядке. И она… я ей доверяю. Если Беркис говорит, что мы можем попробовать, я такой: давай попробуем.

Рассказчик: Отношения Патриции с Беркисом и Мириам, которые сложились, вдохновляют ее на поиск новых возможностей для дочери. Вместе они поставили перед собой цели развивать новые навыки Натали. Еженедельная социализация подкрепляет работу, которую они выполняют во время визитов на дом.

Беркис: Кто это? Кто это там? Кто эта девушка? Стараемся поставить погремушку чуть дальше, а когда она это освоит, будем делать что-то еще. Но сейчас мы сосредоточены на том, чтобы Натали дотянулась до погремушки и как бы проложила себе путь к погремушке. Итак, мы намеренно делаем это дома и делаем это здесь.

Патрисия: Мало-помалу, да, они помогали мне распознавать и помогали мне понять все, что она делает. И что бы она ни делала, они, типа, помогают мне стать лучше. Например, если она начинает раскачиваться, я говорю: «Хорошо, кладу игрушку в недоступное для нее место», чтобы она могла научиться раскачиваться и тянуться к ней, а также научиться дотягиваться до чего-либо.

[Элвис и Натали говорят по-испански]

Рассказчик: Отец Натали, Элвис, участвует в еженедельных мероприятиях, которые поддерживают ее развитие, а также проводят время с другими детьми и родителями.

[Поет]

Патрисия: Это здорово. Это лучшее, что могло случиться, даже начиная с такого малого. Некоторые люди говорят: «О, что они собираются делать? Они же совсем младенцы. Они даже не сидят». Они много делают и многому учатся.

Беркис: Мне повезло, что у меня есть возможность внести такой вклад в жизнь семьи. Я чувствую большую ответственность, делая это. Вот почему каждый день я хочу делать это как можно лучше.

Закрыть