Взаимоотношения в семье между детьми и родителями: Психология отношений между детьми и родителями
Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
-
Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве. -
Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата. -
Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно. -
Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
-
общение; -
совместная деятельность; -
влияние родителей на формирование характера ребенка; -
влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
-
взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи; -
соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов; -
союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды; -
конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи; -
антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально—биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
-
равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права; -
принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением; -
совместного развития детей и родителей; -
понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи; -
дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится; -
общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
-
Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве. -
Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата. -
Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно. -
Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
-
общение; -
совместная деятельность; -
влияние родителей на формирование характера ребенка; -
влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
-
взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи; -
соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов; -
союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды; -
конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи; -
антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально—биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
-
равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права; -
принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением; -
совместного развития детей и родителей; -
понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи; -
дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится; -
общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Безопасные отношения между родителями и детьми | ECLKC
Глава 6a: Безопасные отношения Испытайте это
Рассказчик: Беркис Родригес и Мириам Прието в Нью-Йорке навещают на дому Натали и ее родителей, Патрисию и Элвиса.
[Музыка]
Сегодня утром команда едет навестить 11-месячную Натали и ее мать Патрицию. Посещения на дому проводятся на английском или испанском языке, в зависимости от предпочтений семьи. Беркис: Сообщество в основном латиноязычное. Они приезжают из разных уголков страны, но большинство из них говорят по-испански. У них много доминиканцев, но есть и мексиканцы. Вы можете найти немного сальвадорцев и эквадорцев; так это смесь.
Мириам: Беркис и я — команда, потому что мы работаем вместе, как одна команда. В основном мы делаем все вместе.
Беркис: Это большой город, и здесь происходит много всего. И для ребенка это полезнее, потому что я могу увидеть то, чего не видит она, и наоборот. Итак, я думаю, что это сделано из соображений безопасности, а также для того, чтобы иметь четыре глаза вместо двух.
Мириам: Привет, Натали.
Рассказчик: Беркис и Мириам работали вместе, чтобы поддержать Патрисию во многих испытаниях, начиная с преждевременных родов Натали.
Патрисия: Она начинает; она начинает поворачиваться. И вот как она доберется сюда.
Беркис: Помнится, на днях она так ходила.
Патрисия: Теперь она вертится из стороны в сторону, и она толкает себя туда. Ну давай же. Ну давай же.
Беркис: Я думаю, что визит на дом для Натали очень полезен, потому что это возможность работать в обстановке, в которой они оба чувствуют себя комфортно.
Патрисия: Вы можете это сделать. Ну давай же. Ну вот. Ты почти понял. Еще один. Ура! Ура!
Беркис: Помнишь, на прошлой неделе в классе она ходила кругами?
Патрисия: Ага.
Беркис: Примерно так она и двигалась на прошлой неделе.
Патрисия: Сейчас она учится двигаться боком. Она качается вбок, чтобы достать что-то из рук.
Беркис: Я помню, как однажды мы пришли, и ты сказал, что она катается и больше сосредоточена. Мол, раньше она сдавалась бы легче.
Патрисия: Я была на 27 неделе беременности, когда она у меня появилась. Она была один фунт, 13 унций, когда она родилась. Она пролежала в больнице три месяца. Она родилась в феврале. Ее отпустили в мае. Дада дада.
[Детский лепет]
Дадада.
Мириам: Ты тренировался дома? С недоношенными детьми это очень, очень трудная дорога. Это похоже на то, что вы должны принять — научиться принимать это один день за раз.
Беркис: Это первый недоношенный ребенок, с которым мне приходилось работать. Я кое-что читал, чтобы получить представление о том, что ожидается, какой следующий этап — шаг, который Натали собирается делать, и в основном я просто встречаюсь с Натали на том уровне, на котором она находится, и пытаюсь взять это из там.
Патриция: Она делает это.
Беркис: Она?
Патрисия: Она считает пальцы, чтобы убедиться, что они все на месте. Это как раз, два, три. Одно дело с Беркис, она всегда планирует что-то новое для Натали. Я такой: «Беркис, я не уверен, что она сможет это сделать». Она такая: «Да, да. Она может это сделать. Давай сделаем это». Так она мне помогает, потому что я очень боюсь пробовать для нее что-то новое. Она вселяет в меня уверенность идти, ладно, давай, давай. Она будет в порядке. И она… я ей доверяю. Если Беркис говорит, что мы можем попробовать, я такой: давай попробуем.
Рассказчик: Отношения Патриции с Беркисом и Мириам, которые сложились, вдохновляют ее на поиск новых возможностей для дочери. Вместе они поставили перед собой цели развивать новые навыки Натали. Еженедельная социализация подкрепляет работу, которую они выполняют во время визитов на дом.
Беркис: Кто это? Кто это там? Кто эта девушка? Стараемся поставить погремушку чуть дальше, а когда она это освоит, будем делать что-то еще. Но сейчас мы сосредоточены на том, чтобы Натали дотянулась до погремушки и как бы проложила себе путь к погремушке. Итак, мы намеренно делаем это дома и делаем это здесь.
Патрисия: Мало-помалу, да, они помогали мне распознавать и помогали мне понять все, что она делает. И что бы она ни делала, они, типа, помогают мне стать лучше. Например, если она начинает раскачиваться, я говорю: «Хорошо, кладу игрушку в недоступное для нее место», чтобы она могла научиться раскачиваться и тянуться к ней, а также научиться дотягиваться до чего-либо.
[Элвис и Натали говорят по-испански]
Рассказчик: Отец Натали, Элвис, участвует в еженедельных мероприятиях, которые поддерживают ее развитие, а также проводят время с другими детьми и родителями.
[Поет]
Патрисия: Это здорово. Это лучшее, что могло случиться, даже начиная с такого малого. Некоторые люди говорят: «О, что они собираются делать? Они же совсем младенцы. Они даже не сидят». Они много делают и многому учатся.
Беркис: Мне повезло, что у меня есть возможность внести такой вклад в жизнь семьи. Я чувствую большую ответственность, делая это. Вот почему каждый день я хочу делать это как можно лучше.
Закрыть
Американская семья сегодня | Pew Research Center
Семейная жизнь меняется. Количество семей с двумя родителями сокращается в Соединенных Штатах, поскольку количество разводов, повторных браков и сожительства растет. И семьи сейчас меньше, как из-за роста домохозяйств с одним родителем, так и из-за падения рождаемости. Мало того, что у американцев стало меньше детей, изменились и обстоятельства, связанные с родительством. Если в начале 1960-х дети обычно рождались в браке, то сегодня четыре из десяти родов приходится на женщин, которые одиноки или живут с внебрачным партнером. Одновременно с трансформацией семейных структур изменилась и роль матерей на рабочем месте и дома. По мере того, как все больше матерей появлялись на рынке труда, все больше женщин становились кормильцами — во многих случаях первичных кормильцев – в своих семьях.
В результате этих изменений в США больше нет одной доминирующей формы семьи. Сегодня родители воспитывают своих детей в условиях все более разнообразных и, во многих случаях, постоянно развивающихся форм семьи. Напротив, в 1960 году, в разгар бума рождаемости после Второй мировой войны, преобладала одна форма семьи. В то время 73% всех детей жили в семье с двумя женатыми родителями в первом браке. К 19В таком типе семьи проживало 80,61% детей, а сегодня меньше половины (46%). Сокращающаяся доля детей, живущих в семьях, которые часто называют «традиционными», в значительной степени вытесняется растущей долей детей, живущих с родителями-одиночками или сожителями.
С начала 1960-х годов увеличилось не только разнообразие семейных условий жизни, но и изменчивость семьи. Внебрачное сожительство и развод, наряду с преобладанием повторных браков и (внебрачных) воссоединений в США, создают семейные структуры, которые во многих случаях продолжают развиваться на протяжении всей жизни ребенка. В то время как в прошлом ребенок, рожденный в супружеской паре, как и большинство детей, с большой вероятностью рос в доме с этими двумя родителями, сегодня это встречается гораздо реже, поскольку условия жизни ребенка меняются с каждым изменением отношений. статус их родителей. Например, одно исследование показало, что за трехлетний период примерно трое из десяти (31%) детей в возрасте до 6 лет испытали серьезные изменения в своей семье или структуре домохозяйства в форме развода родителей, раздельного проживания, вступления в брак. , сожительство или смерть.
Растущая сложность и разнообразие семей
Доля детей, живущих в семьях с двумя родителями, находится на самом низком уровне за более чем полвека: 69% сегодня находятся в такой семье по сравнению с 73% в 2000 г. и 87% в 1960 г. И даже дети, живущие с двумя родителями, с большей вероятностью будут испытывать различные семейные отношения из-за увеличения числа разводов, повторных браков и совместного проживания. 3 Сегодня 62% детей живут с двумя женатыми родителями – рекордно низкий показатель. Около 15% живут с родителями, состоящими в повторном браке, а 7% живут с совместно проживающими родителями. 4 Наоборот, доля детей, живущих с одним родителем, составляет 26% по сравнению с 22% в 2000 году и всего 9% в 1960 году. более высокие ставки, чем в прошлом. Сейчас около двух третей (67%) людей моложе 50 лет, которые когда-либо были женаты, все еще состоят в первом браке. Для сравнения, в 1960 г. эта доля составляла 83%.Согласно анализу данных Бюро переписи населения, 80-е годы все еще оставались целыми 10 лет спустя, 88% браков, заключенных в конце 1950-х годов, продлились столько же. 6
Увеличение количества семей с одним родителем и изменения в семьях с двумя родителями
Несмотря на сокращение за последние полвека числа детей, проживающих с двумя родителями, большинство детей по-прежнему растут в условиях такого образа жизни договоренность. 7 Однако менее половины — 46% — живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Эта доля снизилась с 61% в 1980 8 и 73% в 1960 г.
Еще 15% детей живут с двумя родителями, по крайней мере один из которых ранее был женат. Эта доля оставалась относительно стабильной на протяжении десятилетий.
В остальных семьях с двумя родителями родители живут совместно, но не состоят в браке. Сегодня 7% детей живут с сожительствующими родителями; однако гораздо большая их часть в какой-то момент своего детства испытает на себе такой образ жизни. Например, по оценкам, около 39% детей будут иметь мать в сожительстве к тому времени, когда им исполнится 12 лет; и к тому времени, когда им исполнится 16 лет, почти половина (46%) будут иметь опыт совместного проживания с матерью. В некоторых случаях это происходит из-за того, что мать, никогда не состоявшая в браке, вступает в сожительские отношения; в других случаях мать может вступить в сожительские отношения после разрыва брака.
Сокращение числа детей, живущих в полных семьях, было компенсировано почти трехкратным увеличением числа детей, живущих только с одним родителем, обычно с матерью. 9 Почти четверть (26%) детей в возрасте до 18 лет в настоящее время живут с одним родителем, по сравнению с 9% в 1960 г. и 22% в 2000 г. Доля детей, живущих без родителей, составляет 5%. ; большинство этих детей воспитывают бабушки и дедушки. 10
Большинство белых, латиноамериканских и азиатских детей живут в семьях с двумя родителями, в то время как менее половины чернокожих детей живут в таких семьях. Кроме того, по крайней мере половина азиатских и белых детей живут с двумя родителями в первом браке. Доли испаноязычных и чернокожих детей, живущих с двумя родителями в первом браке, намного ниже.
Азиатские дети, скорее всего, будут жить с обоими родителями — 84%, включая 71%, которые живут с родителями, состоящими в первом браке. Около 13% азиатских детей живут в семьях с одним родителем, 11% живут с родителями, вступившими в повторный брак, и только 3% живут с совместно проживающими родителями.
Примерно восемь из десяти (78%) белых детей живут с двумя родителями, в том числе около половины (52%) с родителями, состоящими в первом браке, и 19% с двумя родителями в повторном браке; 6% имеют совместно проживающих родителей. Примерно каждый пятый (19%) белый ребенок живет с одним родителем.
Среди латиноамериканских детей две трети живут с двумя родителями. В общей сложности 43% живут с двумя родителями в первом браке, 12% живут с родителями в повторном браке, а 11% живут с совместно проживающими родителями. Около 29% латиноамериканских детей живут с одним родителем.
Условия жизни чернокожих детей резко контрастируют с другими основными расовыми и этническими группами. Большинство – 54% – живут с одним родителем. Только 38% живут с двумя родителями, в том числе 22% живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Некоторые 9% живут с родителями, вступившими в повторный брак, а 7% проживают с совместно проживающими родителями.
Дети, по крайней мере у одного из родителей с высшим образованием, гораздо чаще живут в семье с двумя родителями и с двумя родителями в первом браке, чем дети, чьи родители менее образованны. 11 Полностью 88% детей, у которых хотя бы один из родителей имеет степень бакалавра или выше, живут в семье с двумя родителями, в том числе 67% детей, живущих с двумя родителями в первом браке.
Для сравнения, около 68% детей, чьи родители имеют некоторый опыт обучения в колледже, живут в семье с двумя родителями, и только 40% живут с родителями, состоящими в первом браке. Около шести из десяти (59%) детей, чьи родители имеют аттестат о среднем образовании, живут в семье с двумя родителями, в том числе 33% живут с родителями в первом браке. При этом чуть более половины (54%) детей, чьи родители не имеют аттестата об окончании средней школы, проживают в полных семьях, в том числе 33%, чьи родители состоят в первом браке.
Смешанные семьи
Согласно самым последним данным, 16% детей живут в так называемых «смешанных семьях» Бюро переписи населения – домохозяйстве с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой. Эта доля оставалась стабильной с начала 1990-х годов, когда впервые стали доступны надежные данные. В то время 15% детей жили в смешанных семьях. В общей сложности около 8% живут с отчимом, а 12% живут со сводными или сводными братьями и сестрами. 12
Многие, но не все повторные браки заключаются в смешанных семьях. 13 По данным Национального центра медицинской статистики, шесть из десяти (63%) женщин, вступивших в повторный брак, состоят в смешанных семьях, и примерно в половине таких повторных браков участвуют пасынки, живущие с повторной супружеской парой.
Испаноязычные, черные и белые дети с одинаковой вероятностью будут жить в смешанной семье. Около 17% латиноамериканских и чернокожих детей живут с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой, как и 15% белых детей. Однако среди азиатских детей 7% — гораздо меньшая доля — живут в смешанных семьях. Эта низкая доля согласуется с выводом о том, что азиатские дети чаще, чем другие, живут с двумя женатыми родителями, оба из которых состоят в первом браке.
Сокращающаяся американская семья
Рождаемость в США снижается после окончания послевоенного бэби-бума, в результате чего семьи становятся меньше. В середине 1970-х годов 40% матерей, достигших конца детородного возраста, родили четырех и более детей. 14 Сейчас такая же доля (41%) матерей в конце детородного возраста имела двоих детей, и только 14% имели четырех и более детей. 15
В то же время доля матерей в возрасте от 40 до 44 лет, родивших только одного ребенка, удвоилась: с 11% в 1976 г. до 22% в настоящее время. Доля матерей с тремя детьми практически не изменилась и составляет около четверти.
Повышение уровня образования женщин и участие их в рабочей силе, а также улучшение средств контрацепции, не говоря уже о отказе от брака, вероятно, сыграли свою роль в сокращении размера семьи.
Размер семьи заметно различается в зависимости от расы и национальности. У азиатских мам самая низкая фертильность, а у латиноамериканских матерей самая высокая. Около 27% азиатских матерей и одна треть белых матерей в конце детородного возраста имели троих и более детей. Среди чернокожих матерей в конце детородного возраста у четырех из десяти было трое или более детей, как и у половины (50%) латиноамериканских матерей.
Точно так же существует разрыв в рождаемости среди женщин с разным уровнем образования, несмотря на недавнее увеличение рождаемости высокообразованных женщин. Например, только 27% матерей в возрасте от 40 до 44 лет с высшим образованием, таким как степень магистра, профессиональная или докторская степень, родили троих и более детей, как и 32% матерей со степенью бакалавра. Среди матерей той же возрастной группы с дипломом средней школы или какого-либо колледжа 38% имели троих и более детей, в то время как среди матерей без аттестата средней школы большинство — 55% — имели троих и более детей.
Рост рождаемости у незамужних женщин и рождаемость от нескольких партнеров
Сегодня женщины не только рожают меньше детей, но и рожают их при других обстоятельствах, чем в прошлом. Если когда-то практически все рождения происходили в браке, то сейчас эти два жизненных события гораздо менее взаимосвязаны. И хотя в прошлом у людей было гораздо больше шансов «спариваться на всю жизнь», сегодня у значительной доли детей есть дети более чем с одним партнером — иногда в браке, а иногда и вне его.
Рождение незамужних женщин
В 1960 г. только 5% всех рождений произошли вне брака. К 1970 г. эта доля увеличилась вдвое и достигла 11%, а к 2000 г. на долю незамужних женщин пришлась треть рождений. Рождаемость вне брака продолжала расти до середины 2000-х годов, когда доля рождений у незамужних женщин стабилизировалась на уровне около 40%. 16
Однако не все дети, рожденные вне брака, обязательно живут только с одним родителем. Согласно анализу Национального исследования роста семьи, большинство этих рождений в настоящее время происходит у женщин, живущих с романтическим партнером. Фактически, за последние 20 лет практически весь прирост рождаемости вне брака был обусловлен увеличением рождаемости у сожительниц. 17
Исследователи обнаружили, что хотя браки менее стабильны, чем когда-то, они остаются более стабильными, чем союзы сожительства. Прошлый анализ показывает, что примерно каждый пятый ребенок, рожденный в браке, переживет распад этого брака к 9 годам. Для сравнения, половина детей, рожденных в гражданском браке, испытают распад своих родителей к тому же возрасту. В то же время дети, рожденные в сожительстве, чаще, чем дети, рожденные от матерей-одиночек, когда-нибудь будут жить с двумя женатыми родителями. По оценкам, 66% сделают это к 12 годам, по сравнению с 45% тех, кто родился от незамужних матерей, не проживающих в гражданском браке.
Доля внебрачных рождений заметно различается в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Среди чернокожих женщин 71% рождений в настоящее время вне брака, как и около половины (53%) рождений у латиноамериканок. Напротив, 29% рождений у белых женщин происходят вне брака.
Расовые различия в уровне образования объясняют некоторые, но не все различия во внебрачной рождаемости.
Молодые матери с высшим образованием гораздо чаще выходят замуж, чем менее образованные. В 2014 году только 11% женщин с высшим образованием или выше, родивших ребенка в предыдущем году, не были замужем. Для сравнения, эта доля была примерно в четыре раза выше (43%) среди молодых матерей, имеющих высшее образование, но не имеющих высшего образования. Около половины (54%) женщин со средним школьным образованием на момент родов не состояли в браке, как и примерно шесть из десяти (59%).%) новоиспеченных матерей, у которых не было аттестата об окончании средней школы.
Многопартнерская фертильность
Роды вне брака связаны с тем, что исследователи называют «многопартнерской фертильностью». Этот показатель отражает долю людей, у которых были биологические дети от более чем одного партнера как в браке, так и вне брака. Увеличение числа разводов, разлучений, повторных браков и серийных сожительств, вероятно, способствовало увеличению рождаемости при наличии нескольких партнеров. Оценки различаются, учитывая ограниченность данных, но анализ лонгитудинальных данных показывает, что почти 20% женщин в конце детородного возраста имели детей более чем от одного партнера, как и примерно три из десяти (28%) женщин с двое и более детей. Исследования показывают, что многопартнерская фертильность особенно распространена среди чернокожих, выходцев из Латинской Америки и менее образованных.
Современные родители: пожилые и более образованные
Хотя сегодняшние родители гораздо реже состоят в браке, чем в прошлом, они, скорее всего, старше и имеют более высокий уровень образования.
В 1970 году средний возраст молодой матери составлял 21 год. С тех пор этот возраст вырос до 26 лет. Повышение материнского возраста в основном было обусловлено снижением рождаемости среди подростков. Сегодня 7% всех родов приходится на женщин моложе 20 лет; еще в 1990 г. эта доля была почти в два раза выше (13%).
Несмотря на то, что возраст первого рождения увеличился среди всех основных рас и этнических групп, между этими группами сохраняются значительные различия. Среднему возрасту белой мамы, впервые родившей ребенка, сейчас 27 лет. Средний возраст при рождении первого ребенка среди чернокожих и латиноамериканцев немного меньше — 24 года, что отчасти обусловлено преобладанием подростковой беременности в этих группах. Только 5% рождений у белых происходят до 20 лет, в то время как эта доля достигает 11% для неиспаноязычных чернокожих и 10% для латиноамериканцев. С другой стороны, 45% рождений у белых приходится на женщин в возрасте 30 лет и старше, по сравнению с 31% среди чернокожих и 36% среди выходцев из Латинской Америки.
Современные матери гораздо лучше образованы, чем в прошлом. В то время как в 1960 году только 18% матерей с младенцами дома имели какой-либо опыт обучения в колледже, сегодня эта доля составляет 67%. Эта тенденция во многом обусловлена резким повышением уровня образования всех женщин. В то время как около половины (49%) женщин в возрасте от 15 до 44 лет в 1960 году не имели диплома средней школы, сегодня наибольшая доля женщин (61%) имеет хотя бы некоторый опыт обучения в колледже, и только 19% не имеют диплома средней школы.
Матери, выходящие на работу
В дополнение к изменениям в структуре семьи, которые произошли за последние несколько десятилетий, на семейную жизнь сильно повлиял выход все большего числа матерей на работу. Этот рост участия в рабочей силе является продолжением вековой тенденции; уровень участия в рабочей силе среди замужних женщин, особенно замужних белых женщин, растет, по крайней мере, с начала 20-го века. Хотя уровень участия матерей в рабочей силе более или менее выровнялся примерно с 2000 года, он остается намного выше, чем четыре десятилетия назад.
В 1975 г., в первый год, за который имеются данные об участии матерей в рабочей силе, в составе рабочей силы было менее половины матерей (47%) с детьми до 18 лет и около трети матерей с детьми младше 18 лет. старше 3 лет работали вне дома. Эти цифры быстро менялись, и к 2000 году 73% матерей были в составе рабочей силы. Участие в рабочей силе сегодня составляет 70% среди всех матерей детей до 18 лет и 64% матерей с детьми дошкольного возраста. Около трех четвертей всех работающих мам работают полный рабочий день.
Среди матерей с детьми моложе 18 лет чернокожие чаще всего входят в состав рабочей силы – около трех четвертей. Для сравнения, среди белых матерей эта доля составляет 70%. Около 64% азиатских матерей и 62% латиноамериканских матерей работают. Относительно высокая доля иммигрантов в этих группах, вероятно, способствует их более низкой вовлеченности в рабочую силу — матери иностранного происхождения гораздо реже работают, чем их коллеги, родившиеся в США.
Чем выше образование у матери, тем выше вероятность того, что она будет работать. В то время как около половины (49%) мам, у которых нет аттестата об окончании средней школы, работают, эта доля возрастает до 65% у тех, у кого есть аттестат об окончании средней школы. Целых 75% матерей с каким-либо колледжем работают, как и 79% матерей с высшим образованием или выше.
Наряду с выходом на рынок труда женщины даже в большей степени, чем мужчины, достигают все более высокого уровня образования. Фактически, среди супружеских пар сегодня более распространено, что жена имеет более высокий уровень образования, чем муж, что противоречит прежним образцам. Эти изменения, наряду с увеличением доли семей с одним родителем, означают, что матери больше, чем когда-либо, играют роль кормильца — часто основного кормильца — в своих семьях.
Сегодня в 40% семей с детьми до 18 лет есть матери, которые зарабатывают большую часть семейного дохода. 18 Эта доля выросла с 11% в 1960 году и 34% в 2000 году. Большинство этих кормильцев — 8,3 миллиона — либо не замужем, либо замужем и живут отдельно от супруга. 19 Остальные 4,9 миллиона, состоящие в браке и живущие со своим супругом, зарабатывают больше, чем их мужья. В то время как семьи с замужними матерями-кормильцами, как правило, имеют более высокий средний доход, чем семьи с женатыми родителями, где отец зарабатывает больше (88 000 долларов против 84 500 долларов), семьи, возглавляемые незамужними матерями, имеют доходы намного ниже, чем семьи неженатых отцов. В 2014 году средний годовой доход незамужних матерей составлял всего 24 000 долларов.
Матери-кормильцы особенно распространены в чернокожих семьях, чему способствует очень высокий уровень материнства-одиночки. Около трех четвертей (74%) чернокожих мам являются кормильцами. Большинство из них не состоят в браке или живут отдельно от своего супруга (61%), а остальные (13%) зарабатывают больше своего супруга. Среди латиноамериканских матерей 44% являются основными кормильцами; 31% не состоят в браке, а 12% состоят в браке и зарабатывают больше, чем их мужья. Для белых матерей 38% являются основными кормильцами, 20% — незамужними матерями, а 18% замужем и имеют доход выше, чем у их супругов. Азиатские семьи с меньшей вероятностью будут иметь женщину в качестве основного кормильца в своих семьях, по-видимому, из-за крайне низкого уровня одинокого материнства. Всего 11% азиатских мам не замужем. Доля тех, кто зарабатывает больше своих мужей, — 20% — несколько выше, чем среди других расовых и этнических групп.
Оборотной стороной движения матерей на рынок труда стало резкое снижение доли матерей, которые теперь являются домохозяйками. Около 29% всех матерей, живущих с детьми до 18 лет, находятся дома с детьми.