Развитие

Речевое развитие детей 2 3 лет: упражнения и занятия, чтобы научить говорить

Содержание

Как развивать речь у детей 2-3 лет

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • гимнастика
  • игры для развития

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,

и заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот так, топни ножкой,

Вот так, вот так, топни ножкой

(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, вот так, бей в ладоши,

Вот так, вот так, бей в ладоши

(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытами стучу!

Если надо – прокачу!

3.

«Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать,

а за ней ребятки,

желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

Какой талант у вашего ребенка?

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

Нормы речевого развития детей 2-3 лет | Консультация по развитию речи (младшая группа):

Нормы речевого развития детей 2-3 лет

     Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.

     То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.

     Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

  1. Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
  2. Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
  3. Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи. Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
  4. Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
  5. Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
  6. Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это будут утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
  7. Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.

Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет

Что влияет на развитие речи у двухлетки

     На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

   Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

    Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.

     Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

     Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Какой должна быть речь ребёнка 2-3-х лет в норме.

1. Произношение звуков.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба — «сюба» , жарко — «зяйко», чашка — «цяська» и т. д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч — «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка — «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка — «сюмка», зубы — «зюбы».

Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л’], [й]. Например, рука — «ука», река — «ека», лампа — «ампа», салат — «сялят», стул — «стуй».

2. Лексический (словарный) запас.

Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.

Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.

После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.

3. Фразовая речь

Почти все мои коллеги сходятся во мнении, что в 2 года дети должны уже начать говорить фразами.

Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» — мама, идём. «Дай пи» — дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».

     Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.

Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.

Уровень речевого развития детей от 2 до 7 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316 комбинированного вида» Советского района г.Казани


Развитие речи детей от 2 до 7 лет

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровень развития речи детей в 2 года

1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2. Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3. Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

4. Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.

6. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

7. Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и

стоимение «я».

8. Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9. Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.

10. Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.

11. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.

4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит

его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки

3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. В активной речи появляются слова второй степени

обобщения.

7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик — это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные

Развитие речи у детей 2-3 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте словарный запас вашего ребенка быстро расширяется – он может даже учить новые слова каждый день. В целом ваш ребенок понимает больше слов, чем может использовать.

Ваш ребенок будет использовать много существительных , например, «ребенок», «друг» или «машина». Вы услышите и другие типы слов, в том числе:

  • глаголы — например, «играть», «идти»
  • прилагательные – например, «мокрый», «больной»
  • местоимения – например, «я», «ты»
  • локационные слова – например, «в», «на».

Ваш ребенок начнет использовать такие слова, как «больше» и «большинство», а также слова, которые вызывают вопросы, такие как «кто», «что» и «где».

И ваш ребенок начнет говорить «я», «мое» и «ты». К трем годам ваш ребенок поймет разницу между «мое» и «твое».

Предложения и грамматика в языковом развитии

В рамках развития речи ваш ребенок начнет использовать предложений из двух слов примерно в 2 года . К трем годам они смогут использовать предложения из трех и более слов, например, «Мама, садись в машину» или «Я тоже пойду».

Вы начнете слышать грамматику и более структурированные предложения. Например, вместо «я иду» ваш ребенок может сказать «я иду». Вы также услышите, как ваш ребенок использует прошедшее время, например, «шел», «прыгал». И они начнут использовать формы множественного числа, такие как «кошки» или «лошади».

Ваш ребенок может не всегда правильно понимать множественное число и прошедшее время. Например, ваш ребенок может сказать «ноги» вместо «ноги» или «пошел» вместо «пошел».

Понимание и развитие речи

Развитие речи включает в себя понимание ребенком того, что ему говорят и как говорят. Ваш ребенок поймет намного больше, чем сможет сказать.

Ваш ребенок поймет одноэтапные и двухэтапные инструкции , если они касаются вещей, которые он уже знает – например, «Собери свои игрушки и сложи их в коробку». Им все еще может быть трудно следовать инструкциям о незнакомых объектах или задачах.

Ваш ребенок начнет отвечать на вопросы взрослых о том, «кто», «что» и «где», но он может еще не понимать, как отвечать на вопросы «почему» и «как».

По тону вашего голоса ваш ребенок может сказать, счастливы вы, любвеобильны или злы.

Произношение в языковом развитии

К трем годам ваш ребенок будет использовать большинство звуков речи в своих словах , но он все еще может произносить слова иначе, чем взрослые. Например, даже если ваш ребенок может произносить звуки «б» и «л», у него могут возникнуть проблемы с их сочетанием в слове «синий». Некоторые сложные звуки, такие как «з», «ш», «ф», «в», «р» и «й», вашему ребенку все еще может быть трудно произнести.

Когда вашему ребенку два года, незнакомые люди обычно могут понять примерно половину того, что говорит ваш ребенок. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три года, незнакомые люди обычно могут понять примерно три четверти того, что они говорят.

Развитие разговорных навыков

Ваш ребенок начнет осваивать разговорную речь по очереди и, возможно, сможет завязать с вами короткую беседу.

Ваш ребенок расскажет о том, что произошло в течение дня. С вашей помощью они могут составить простую историю — например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?» Они ответят: «Купить хлеба». К трем годам они могут рассказать простую «выдуманную» историю, основанную на собственном опыте, но они, вероятно, упустят много деталей.

Ваш ребенок будет говорить о людях и предметах, которых нет, например, «Бабушка в магазине», «Мой мячик на дереве».

И ваш ребенок начнет говорить так же, как говорите вы или другие близкие взрослые. Вы можете даже услышать, как ваш ребенок говорит определенные вещи так же, как и вы.

В этом возрасте ваш малыш может плакать меньше, чем раньше, когда он не может что-то сделать или чувствует разочарование. Это потому, что ваш ребенок может использовать свои слова, чтобы объяснить проблему и попросить о помощи.

Игра и развитие речи

Ваш ребенок сможет играть и говорить к трем годам. Например, они могут озвучивать игрушки, с которыми играют. Они также начнут играть в группах с другими детьми, делясь игрушками и по очереди.

Вы можете услышать, как ваш ребенок играет с языком посредством рифмовки, пения и прослушивания историй. Они также разговаривают сами с собой и могут использовать очень громкий или тихий голос при разговоре.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш ребенок:

  • не использует слова для общения
  • его часто трудно понять, когда он разговаривает с вами, семьей или друзьями
  • перестал использовать языковые навыки, которыми он когда-то владел.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Речевое развитие – возраст от 2 до 3 лет

Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для обучения речи и языковым навыкам. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей. Дети могут развивать речевые и языковые навыки с несколько разной скоростью, однако они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. См. ниже контрольный список нормальных речевых и языковых вех у детей в возрасте от 2 до 3 лет.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок должен уметь делать следующее:

  • Начинать понимать противоположности, фразы, обозначающие расположение предметов и их размеры, такие как «вверх/вниз, большой/маленький»
  • Следуйте двухэтапным инструкциям для вещей, которые не связаны между собой, например, «положи мяч в чашку и дай мне машину»
  • Говорить слово почти обо всем
  • Используйте фразы из 2-3 слов, чтобы говорить о вещах, таких как «мой грузовик», и задавать вопросы, например «Где мама?»
  • Назовите предметы, чтобы обратить на них внимание или попросить их
  • Используйте речь, которую друзья и близкие члены семьи могут понять большую часть времени
  • Понимать и использовать слова общего действия, такие как «бег», «прыжки»
  • Наименование 1–2 цвета
  • Отвечайте на простые вопросы, например «Где вы спите?»
  • Обращайтесь к себе, используя местоимения, такие как «я, я, мой»
  • Участвуйте в притворной игре

Чем вы можете помочь

  • Будьте хорошим образцом речи. Не имитируйте нечеткую речь вашего ребенка. Исправьте своего ребенка в положительную сторону, перефразируя, повторяя и переименовывая.
  • Научите ребенка новым словам и понятиям, повторяя и расширяя то, что он говорит. Например, если ваш ребенок говорит «красивый цветок», вы можете ответить: «Да, это красивый цветок. Цветок ярко-красный. Он тоже хорошо пахнет. Хочешь понюхать цветок?»
  • Дайте понять ребенку, что для вас важны попытки общения, попросив его повторить то, что вы не совсем понимаете. Например, скажите: «Я знаю, что ты хочешь блокировку. Скажи мне еще раз, какой блок ты хочешь».
  • Увеличьте словарный запас вашего ребенка. Вводите новые слова, читая книги, в которых на каждой странице есть простое предложение. Продолжайте называть предметы и описывать картинку на каждой странице книги. Назовите синонимы или слова с похожим значением для знакомых слов и используйте эти новые слова в предложениях, чтобы помочь вашему ребенку выучить их в том контексте, в котором они используются.
  • Посмотрите на семейные фотографии и назовите людей. Используйте простые предложения, чтобы описать, что происходит на картинках, например: «Вы плаваете в бассейне».
  • Задавайте ребенку вопросы, требующие выбора, а не просто ответа «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать: «Хочешь молока? Хотите воды?» спросите: «Вы хотите стакан молока или воды?» Обязательно дождитесь ответа и подкрепите успешное общение.
  • Продолжайте петь песни, играть в пальчиковые игры («Где пальчик?») и рассказывать детские стишки. Эти песни и игры помогают детям выучить новые слова, рифму и последовательность.
  • Читайте книги вместе с ребенком. Покажите ему, как правильно держать книгу и переворачивать страницы. Читайте книги в темпе вашего ребенка. Если он хочет указать на множество картинок на каждой странице, прежде чем продолжить, следуйте его примеру. Вам не нужно читать слова на странице, чтобы успешно читать.
  • Используйте игрушки, чтобы научить ребенка новым понятиям. Сортируйте кубики или машинки по цвету. Поговорите о цветах, форме, размере и т. д. Попрактикуйтесь в понятиях «внутри», «на», «под» и «рядом», а также потренируйтесь создавать основные узоры. Мыльные пузыри; сделать большие и маленькие пузыри. Пусть ваш ребенок попросит больше пузырей вместо того, чтобы автоматически дуть больше.
  • Разговаривайте с ребенком и побуждайте его говорить о том, что он делает или о том, что он видит, когда вы находитесь в машине, в магазине или во время повседневных дел. Например, в магазине расскажите о цвете, размере и форме разных фруктов. Во время купания называйте этапы приготовления ванны, говоря: «Сначала я включаю воду» и т. д. 

Адаптировано из материалов Американской ассоциации по изучению речи и слуха, www.ASHA.org

Вопросы?

Если у вас есть вопросы о развитии речи, позвоните в Службу реабилитации по телефону 901-595-3621. Если вы находитесь в больнице, наберите 3621. Если вы находитесь за пределами Мемфиса, позвоните по бесплатному номеру 1-866-2ST-JUDE (1-866-278-5833), добавочный номер 3621.


 

Этот документ не предназначен для замены заботы и внимания вашего личного врача или других профессиональных медицинских услуг. Наша цель состоит в том, чтобы способствовать активному участию в вашем уходе и лечении путем предоставления информации и обучения. Вопросы об индивидуальных проблемах со здоровьем или конкретных вариантах лечения следует обсудить с врачом.

St. Jude соблюдает федеральные законы о гражданских правах, связанные со здравоохранением, и не допускает дискриминации по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, возраста, инвалидности или пола.

ВНИМАНИЕ: Если вы говорите на другом языке, вам доступны бесплатные услуги поддержки. Позвоните по номеру 1-866-278-5833 (TTY: 1-901-595-1040).

ATENCIÓN: si habla español, tiene a su disposición servicios gratuitos de asistencia lingüística. Llame al 1-866-278-5833 (TTY: 1-901-595-1040).

تنبيه: إذا كنت تحدث باللغة العربية فيمكنك الاستعانة بخدمات ايمكنك الاستbice بخدمات المساعدة اللغوية المتбольный . يرجى الاتصال بالرقم. 5833-278-866-1  (الهاتف النصي: 1040-595-901-1).

Речевые и языковые вехи для детей от 2 до 3 лет

В других статьях мы рассмотрели важные языковые вехи в возрасте 0–12 месяцев   и   12–24 месяцев . Первые несколько лет жизни ребенка – время быстрого изучения языка, и возраст 24-36 месяцев не исключение!

Чтобы проиллюстрировать это, обратите внимание на взрыв словарного запаса, который происходит на этой стадии развития. Словарный запас типично развивающегося ребенка в 2 года обычно составляет 200-300 слов. Это число увеличивается примерно до 450 слов к 30 месяцам и до 1000 слов к 36 месяцам.

Как вы понимаете, требования к ребенку также возрастают. Дети в этом возрасте обычно используют эти слова, чтобы сообщить, что они хотят и чувствуют, а также могут следовать более сложным указаниям. Они могут сидеть и участвовать в более сложных мероприятиях и взаимодействовать со своими сверстниками, чтобы начать строить социальные отношения.

Давайте углубимся и обсудим, чего следует ожидать на этом решающем этапе разработки.

Навыки рецептивной речи для детей от 2 до 3 лет

Рецептивная речь   относится к тому, как мы обращаем внимание, обрабатываем и понимаем речь. Это один из важнейших строительных блоков социального и академического развития ребенка. В возрасте от 2 до 3 лет вы должны знать следующее:

  • Ответы на вопросы WH. Ваш ребенок должен начать понимать и отвечать на вопросы, начинающиеся с 9.0151 кто, что, когда, где и почему . Примеры включают: «Что это?» «Кто __?» или «Где __?» Они также должны уметь указывать на объекты при описании, например: «Что у тебя на ногах?»

  • Указание на части тела при устном названии

  • Выполнение двухшаговых связанных указаний, таких как «Пожалуйста, подойдите к столу и принесите мне чашку». Они также должны начать выполнять двухшаговые инструкции, которые не связаны друг с другом, например, «Бросьте мяч и хлопните в ладоши».

  • Указание не менее чем на 15 изображений объектов, когда они названы большой, большой, маленький, маленький

  • Понимание «твой» и «мой», а также чередование: «моя очередь» и «твоя очередь»

  • Понимание глаголов и определение их на картинках как прыгать, бегать, бросать

  • Распознавать семейные ярлыки, такие как папа, мама, брат, сестра, ребенок или бабушка

  • Слушать книги и рассказы в течение более длительного периода времени, а также показывать пальцем к интересующим объектам, слушая читателя

Навыки выразительной речи для детей от 2 до 3 лет

Выразительная речь  относится к тому, как мы используем звуки и слова, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях. Мы предполагаем, что в 24 месяца ребенок использует для самовыражения в основном слова. В возрасте 2-3 лет вы должны заметить следующее:

  • Около 24 месяцев использует предложения из 2-3 слов, которые увеличиваются до предложений из 3-4 слов к 36 месяцам

  • Вступает в короткие разговоры мой, мой, ты, твой/с, она, он и мы

  • Начинает использовать WH-вопросы, такие как «Где ___» и «Что ___ делает?»

  • Использует предлоги, такие как in, on, off, down, up

  • Начинает выражать свои чувства и эмоции вербально, а не физически

  • Использует больше грамматических морфем, таких как множественное число (носки), настоящее прогрессивное время (плач) и притяжательные формы (детская бутылочка)

  • Использует не менее 50 слова при спонтанной и самостоятельной речи

  • Называет членов семьи и сверстников

  • Начинает играть и экспериментировать со своим голосом, например, шептать

  • Посвященные поют свои любимые песни

Другие важные вехи для детей в возрасте 2 и 3 лет

Помимо речи и языка, есть много других важных навыков развития, которые обычно приобретаются на этом этапе.

Например, у ребенка часто наблюдается улучшение развития игровых навыков . Их игровая деятельность усложняется по мере того, как они начинают участвовать в притворной игре и использовать игрушки по прямому назначению. Вы можете поймать своего малыша, играющего в дом, разговаривающего по воображаемому телефону или разговаривающего со своими куклами. Они также должны быть в состоянии выполнять более сложные действия, такие как решение головоломок или участие в сенсорных играх, таких как Play Doh или кинетический песок.

Малыши только учатся общаться с помощью языка, и вовлечение вашего ребенка в простую воображаемую игру позволяет им расширить эти основные языковые и социальные навыки. Совместное внимание, возникающее при обмене опытом, например, игра на кухне, также помогает развивать такие навыки, как способность обращать внимание, что имеет решающее значение в академической среде.

Младенцы и дети младшего возраста

Использование игр для развития речи и языка

Лиэнн Шерред, магистр медицины, CCC-SLP4 ЧТЕНИЕ В МИНУТАХ

В этом возрасте дети также должны изучать большинство продуктов и текстур. Дети должны самостоятельно кормить себя вилкой или ложкой, а также использовать клешневой захват (удерживая что-то между большим и указательным пальцами). Они должны начать пить из открытой чашки или соломинки и больше не использовать бутылочку и соску. Хотя они могут сильно отдавать предпочтение макаронам и сыру, они также будут пробовать новые продукты и после нескольких попыток могут включить эти новые продукты в свой рацион.

Как должна звучать речь детей 2-х и 3-х лет?

Хотя все дети разные, вот общее практическое правило: к 24 месяцам вы должны понимать около 50 % речи ребенка. Это число должно увеличиться примерно до 75% к тому времени, когда им исполнится три года.

В это время ваш ребенок также должен осваивать новые звуки речи. Мы ожидаем, что в возрасте от 2 до 3 лет ребенок усвоит звуки /p/, /m/, /h/, /n/, /w/ и /b/. Они должны быть близки к освоению звуков /k/, /g/, /d/, /t/ и /ng/. Они также должны были начать использовать звуки /f/ и /y/.

К тому времени, как детям исполнится 3 года, они не должны говорить «няня», когда просят «банан». Они также не должны пропускать последний согласный в слове, например, говоря «ca» вместо «кошка». В течение этого года развития они также должны говорить «бутылка» вместо повторения слога, такого как «баба».

Когда вашему ребенку требуется логопед?

Как упоминалось ранее, иногда детям требуется дополнительная помощь для развития речи и языка. Языковые навыки со временем накладываются друг на друга, подобно лестнице. И когда дети не достигают важных этапов общения на раннем этапе, они часто рискуют отстать. Чем раньше вы сможете вмешаться, тем больше вероятность того, что они достигнут своих коммуникативных целей. Вот на что стоит обратить внимание:

  • В возрасте 24 месяцев следите за тем, кажется ли ваш ребенок ограниченным в речи и использует ли он менее 50 слов. Также важно, чтобы они начали объединять свои слова в фразы из двух слов. Обратите особое внимание на то, насколько хорошо вы понимаете их язык, и не кажется ли, что они отстают в своем развитии.

  • В возрасте 36 месяцев проверьте, ограничен ли язык вашего ребенка односложными словами без конечных согласных, использует ли он мало или совсем не использует многословные фразы, не может задавать общие вопросы WH, или их речь кажется неразборчивой. Еще одна причина для беспокойства, если у вашего ребенка частые истерики из-за их неспособности быть понятыми или если у них эхолалия (попугайская речь без попытки общаться).

Если ваш ребенок не достигает возрастных показателей или говорит не так много, как его сверстники, не паникуйте! Важно то, что поговорите с профессионалом, например, с вашим педиатром и квалифицированным логопедом.

Поскольку возраст 2 и 3 года является критически важным для обучения, важно оказывать детям поддержку, в которой они нуждаются, чтобы они могли самовыражаться и в полной мере сообщать о своих желаниях и потребностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *