Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста: Публичная лекция «Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников»
Как развивать эмоциональный интеллект у школьников
Считается, что в современном мире главное — образованность. Родители хотят дать ребенку самое лучшее образование и бросают все силы на то, чтобы он получал знания, которые позволят ему преуспеть в жизни. Но высокого IQ и большого багажа знаний сегодня недостаточно. Востребованы еще и умения понимать свои и чужие чувства, проявлять чуткость, строить здоровые отношения, дружить и любить, за которые отвечает эмоциональный интеллект.
Мы сознательно или неосознанно развиваем эмоциональный интеллект у своих детей с самых первых дней жизни. В детском саду и особенно в школе он часто играет ключевую роль в том, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями, какое место займет ребенок в детской компании, будут ли у него друзья, сможет ли он разрешать конфликты и отстаивать свое мнение.
Как чувствуют школьники
Стресс средней школы
Когда ребенок переходит в среднюю школу из начальной, он проходит через множество стрессовых ситуаций — новый классный руководитель и новые учителя по разных предметам, более сложные дисциплины, новые правила, много незнакомых кабинетов. Ребенок еще не успел привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, а родители и педагоги уже требуют: занимайся больше, не спорь со взрослыми, делай то, что тебе говорят, разберись, наконец, что тебе нравится.
Гормональная перестройка
Чуть позднее, в 6–7 классе, ребенок переживает сложнейший период перехода от детства к юности. С 11 лет у мальчиков и девочек начинается половое созревание, когда помимо физиологической перестройки организма дети сталкиваются с новыми переживаниями. В этом возрасте особую роль играют чувства — они становятся сильными, яркими, под их влиянием дети могут действовать импульсивно. Младшие подростки проявляют свои эмоции бурно, становятся упрямыми, уходят в себя, зачастую испытывают вспышки гнева.
Угроза отвержения
Дети, попадая в большие сообщества, такие как класс, отряд в лагере или группа в спортивной секции, стремятся быть «такими как все». Самое страшное для них в этом возрасте — прослыть белой вороной. Если же вдруг ребенка начинают дразнить, поддевать или даже просто подшучивать над ним — эмоции берут верх, он может замкнуться в себе. Если не поддержать его, не помочь ему разобраться в ситуации, чувство одиночества и непонятости может сопровождать его долгие годы.
Родителям и учителям важно как можно более бережно относиться к душевным состояниям подростков; они могут помочь им пережить этот этап взросления, в частности, развивая их эмоциональный интеллект.
Инструменты коммуникации
Большинство родителей стремятся развивать своего ребенка, понимая под развитием прежде всего интеллектуальные достижения. Но даже интеллектуалу-вундеркинду не обойтись без чувств, его эмоциональная сфера тоже нуждается в развитии. Ребенок с высоким уровнем эмоционального интеллекта — общительный, открытый, чуткий. У него лучше развито мышление, память, рефлексия, он умеет сопереживать другим. Таким детям легко общаться окружающими, дружить со сверстниками, они лучше понимают не только окружающих, но и самих себя. В будущем такой человек сможет конструктивно действовать в сложных ситуациях, уверенно вести переговоры с коллегами, находить компромиссы и влиять на других людей.
Что важнее — ум или чувства?
В научном сообществе эмоциональный интеллект принято обозначать буквами ЕQ (emotional quotient, эмоциональный коэффициент, по аналогии с IQ). Попробуем разобраться, что же сегодня важнее — IQ или EQ?
По данным многочисленных исследований, успех в жизни примерно на 80% зависит от эмоционального интеллекта и только на 20% — от интеллектуального развития. Мы знаем примеры отличников и эрудитов, которые в школе подавали большие надежды, потом получили по 2–3 диплома, но не смогли найти хорошую работу с достойной зарплатой. Не меньше есть примеров троечников, которые еле-еле закончили школу, а потом стали успешными предпринимателями или руководителями.
Очевидно, что образования и интеллекта во взрослой жизни недостаточно; нужно уметь общаться и добиваться своего, выстраивать связи, быть гибким, правильно оценивать других людей. Это касается не только отношений с коллегами — людям с развитым эмоциональным интеллектом легче найти себе пару и построить крепкую семью.
Какие качества развивать?
- Эмпатию и умение слушать — тогда ребенок сможет сопереживать окружающим. Внимательный, чуткий человек вызывает больше доверия, с ним легко и приятно общаться.
- Благодарность — тот, кто испытывает благодарность и умеет ее выразить, располагает к себе других людей.
- Самоуважение — зная свои сильные и слабые стороны, ребенок при этом сохраняет самоуважение.
- Умение работать в команде — мало понимать, что чувствуют другие и какое влияние на них оказывают наши слова и действия; развитый эмоциональный интеллект позволяет найти свое место в команде и наладить взаимодействие с другими, чтобы достичь общего результата.
- Умение выражать свои эмоции — быть искренним и показывать разные эмоции (и негативные в том числе) иногда бывает страшно, но развитый эмоциональный интеллект позволяет преодолеть страх и выбрать приемлемый и соответствующий обстановке способ выражения эмоций и не испытывать напряжения от накопившихся сильных чувств. В общении с человеком, который умеет выражать свои эмоции, другие люди чувствуют себя спокойнее и могут, в свою очередь, вести себя более естественно.
Способы развития EQ у школьника
Начиная с раннего детства, родители могут не только читать детям и вместе с детьми книжки, но и сочинять вместе сказки и истории — и не обязательно со счастливым концом. Ребенок имеет возможность моделировать разные жизненные ситуации, а взрослый — видеть, как ребенок поступил бы в той или иной ситуации, и обсуждать разные варианты слов и поступков. Подростку полезно вести личный дневник или даже сочинять литературные тексты — так он сможет лучше понять себя и свои эмоции.
Также можно поиграть с подростком в такую игру — родитель произносит фразы с разным настроением, а ребенок должен угадать настроение, с которым эта фраза произнесена. Можно предложить ребенку послушать музыку и затем обсудить услышанное (какое настроение передает эта музыка, какие эмоции вызывает, как они меняются от начала к концу произведения, что ребенок себе представляет, слушая музыку).
Еще одним отличным способом развития EQ в любом возрасте может стать обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов и сериалов, анализ эмоций и мотивов героев.
Как это происходит на практике
Школы развития
Если мы хотим доверить развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков ребенка профессионалам, можно записать его, например, в «Академию Монсиков» или в школу развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети».
По мнению эксперта по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской, развитие эмоционального интеллекта помогает улучшить успеваемость ребенка. Чтобы мотивировать младших школьников к учебе, можно использовать технологию социально-эмоционального обучения, которая помогает сделать обучение интересным, повышает успеваемость и положительно влияет на поведение ребенка.
Эта технология представлена в нашей стране в «Академии Монсиков». Издательство «Просвещение» выпустило первые отечественные книжки-тетради для развития эмоционального интеллекта детей серии «Академия Монсиков».
«ЭИ дети» — еще один российский центр развития эмоционального интеллекта. В команду экспертов «ЭИ дети» входят ведущие ученые и практики: профессор Института психологии РАН, доктор психологических наук Е.А. Сергиенко, сотрудник Йельского университета Дэвид Карузо, эксперт в области социально-эмоционального образования Давиде Антоньяцца. В школе «ЭИ дети» обучение проходит в форме игры, этому способствуют персонажи «Интерески», которые показывают различные эмоциональные состояния человека. Эти персонажи учат ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.
Наиболее эффективным считается выполнение упражнений в форме игры. У первоклассников, занимающихся в небольших группах, улучшается память, усидчивость, логическое мышление, творческие способности, способность долго удерживать внимание, мелкая моторика, речь. По мнению родителей, в результате занятий у них улучшились отношения с детьми, стали более близкими и теплыми.
Игры
Для развития эмоционального интеллекта специалисты советуют родителям и детям играть в игры. Одна из таких игр, «Мириады», учит чуткости: родители и дети угадывают эмоции друг друга и подбирают ассоциативные ряды, делятся впечатлениями и воспоминаниями.
В настольной игре «Эмоциональный интеллект» участникам предстоит демонстрировать собственные эмоции и угадывать эмоции других игроков. Игра поможет «прокачать» эмоциональный интеллект, научиться слушать и слышать.
Также можно отметить психологическую игру «Телепат» для взрослых и подростков. В ней каждый игрок может научиться читать мысли друг друга. Игра «Телепат» развивает социальный интеллект: помогает видеть невербальные сигналы, тренирует внимание и воображение, позволяет глубже понимать внутренний мир другого человека.
Книги
Чтобы эффективно развивать эмоциональный интеллект у детей, родителям предстоит начать с себя и свой эмоциональной грамотности. Повысить ее можно, обратившись к научно-популярным книгам на эту тему.
Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» (МИФ, 2018)
Книга известного научного журналиста и психолога, который способствовал популяризации термина «эмоциональный интеллект» во всем мире. В книге подробно объясняется, что такое эмоциональный интеллект, какие мозговые структуры за него отвечают и как он проявляется в повседневной жизни.
Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» (МИФ, 2018)
Отличное руководство для родителей, которые хотят помочь детям научиться контролировать эмоции и чувства. Психолог Джон Готтман — один из самых известных в мире специалистов в области семейных отношений. В книге авторы показывают, что дети с высоким эмоциональным интеллектом успешны, здоровы, коммуникабельны, им легко дается учеба, и объясняют, каким образом можно развивать эмоциональный интеллект ребенка. Отдельная глава посвящена роли отцов, которые «влияют на детей не так, как матери», и «вносят уникальный вклад в их благополучие».
Джон Арден «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга» (МИФ, 2016)
Книга поможет взрослым понять, как управлять эмоциями, мыслями, настроением, желаниями и привычками: «Многие привычные эмоциональные реакции и образцы поведения, которые вы считаете неотъемлемой частью своей личности, на самом деле являются вашими воспоминаниями, сохраненными в имплицитной памяти, например в раннем детстве».
Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни» (МИФ, 2017)
По мнению психолога Сьюзан Дэвид, успех напрямую зависит от способности управлять своим внутренним миром и взаимодействовать со своими эмоциями. Родители познакомятся с интересной концепцией «эмоциональной гибкости» как способом управления своими эмоциями и чувствами. Читатель научится не попадать в ловушку своих собственных эмоций, работать с непростыми переживаниями и получать удовольствие от отношений с другими людьми.
Источники:
Онлайн-проект для родителей Letidor.ru
Международная сеть развития эмоционального интеллекта для детей «ЭИ дети»
Детский познавательный телеканал «О!»
Интернет-издание «Мел»: 1, 2, 3
Издательство «Манн, Иванов и Фарбер»
Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников
В современной психолого-педагогической науке изучение природы и составляющих эмоционального интеллекта и особенностей его развития в младшем школьном возрасте является востребованной и актуальной. Сложность и противоречивость данного направления исследования проявляется, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Это обусловлено тем, что понятие «эмоциональный интеллект» – впервые появляется в зарубежной психологической науке в работах Дж.Мейера, Д. Гоулмэна, П. Сэловея в ХХ веке и после используется в отечественной науке [1]. Однако исследования последних десятилетий в разработку самого понятия так и не внесли ясности. В современном обществе понятие «эмоциональный интеллект» несет скорее коммерционализированное понятие, некий бренд, чем научное понятие, требующее детального исследования [1, 5]. Однако теоретический анализ позволяет выдвинуть иную точку зрения на данное понимание. Понятие «эмоциональный интеллект» возникает при разработке социального интеллекта, который согласно трудам Э.Трондайка представляет собой способность человека понимать других людей, поступать мудро в отношении других. Основной функцией эмоционального интеллекта является прогнозирование поведения, наиболее вероятных реакций других людей.
Способность выстраивания информации, формировать заключение при минимуме информации – это функция интеллекта, при этом, если информация относится к эмоциональной сфере, то можно выделить отдельно эмоциональный интеллект как самостоятельный психологический феномен. В своих трудах Д. Гоулмэн выделял, что эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность человека в жизни [5].
Так, эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и понимать проявляемые человеком эмоции, а также управлять своими эмоциями на основе интеллектуальных процессов; способность определять свои эмоциональные состояния и эмоции других людей, для успешного использования полученной информации в реализации собственных целей (Д. Гоулмен) [5]. Таким образом, можно выделить, что эмоциональный интеллект – системное интегративное образование.
В эмоциональном интеллекте выделены следующие компоненты: восприятие, понимание, идентификация эмоций, поведение в соответствии с эмоциональными переживаниями. Развитие эмоционального интеллекта позволяет личности осознавать собственные эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоциональные проявления других людей. Так, способность понимать эмоции позволяет устанавливать факт наличия переживания эмоциональных состояний. Идентификация эмоций позволяет определять, какая эмоция переживается человеком и подобрать соответствующее для этого словесное выражение. Понимание эмоций предполагает понимание причин, которые вызвали данную эмоцию и к каким следствиям приведет данная эмоция. Способность управлять эмоциональными состояниями предполагает контроль человека интенсивности их проявления, способность приглушать чрезмерно сильные их проявления, контроль внешнего их проявления, произвольное проявление данных эмоций [1].
Актуальность развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обусловлено психолого-педагогическими особенностями детей на данном этапе онтогенеза. В этот период происходит активное развитие эмоциональной сферы младших школьников, совершенствуется самосознание, возможности к рефлексии, умение принимать сторонний взгляд на ситуацию, а также учитывать чувства и потребности другого человека. В начальной школе постепенно развивается саморегуляция поведения в процессе ежедневного выполнения школьных обязанностей, соблюдения норм поведения в школе, соответствие предъявляемым требованиям от учителя учащимся, а позже со стороны коллектива [3].
В рамках нашего исследования было проведено эмпирическое изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Цель – провести анализ развития компонентов эмоционального интеллекта младших школьников. Выборку составили 60 учащихся 3 классов, средний возраст испытуемых – 9,5 лет.
Были применены следующие методики: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, диагностическая серия №2 для определения сформированности процессов распознавания и понимания эмоциональных состояний, а также определения уровня идентификаций эмоций младшими школьниками [2]. «Эмоциональная пиктограмма» в модификации М.А, Кузьмищевой для выявления когнитивно-аффективного компонента эмоционального интеллекта младших школьников и методика «Что-почему-как» по М. А. Нгуен [4]. В ходе исследования эмоционального интеллекта младшим школьникам предлагалось рассмотреть предложенные картинки и рассказать про изображенных на них людей. Люди изображены в разных эмоциональных ситуациях: «день рождения», «нападение», «драка», «расставание».
Результаты по компонентам восприятия, понимания и идентификации эмоциональных состояний младшими школьниками: среди учащихся 3 классов восприятие эмоциональных состояний высокий уровень имеют 19%, средний уровень – 45% и низкий уровень выявлен у 36% учащихся. Понимание эмоциональных состояний выявлено на низком уровне у 60% исследуемых, на среднем уровне выявлено у 33% исследуемых и только 17% исследуемых имеют высокий уровень. Идентификация эмоциональных состояний на низком уровне выявлено у 35% исследуемых, 52% исследуемых имеют средний уровень и только 13% исследуемых имеют высокий уровень идентификации эмоциональных состояний.
По методике «Эмоциональная пиктограмма» были получены следующие результаты: 58% имеют средний уровень восприятия эмоций. Исследуемые испытали затруднения в вербализации таких сложных эмоций, как ревность, удивление, презрение и зависть. Высокий уровень выявлен у 15% исследуемых, которые распознали и назвали сложные эмоциональные состояния. Низкий уровень выявлен у 27% исследуемых, которые из 10 предложенных модальностей смогли распознать 4-6 эмоции и испытывали сложности при их назывании.
По методике «Что-почему-как» по М.А. Нгуена были получены следующие результаты исследования эмоционального интеллекта младших школьников. Средний уровень решения проблемных ситуаций выявлен у 58% исследуемых, 29% имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта и 13% исследуемых показали высокий уровень восприятия и объяснения ситуации по картинкам, верно объяснили сложившуюся ситуацию и смогли опираться на эмоции участников, сами принимали решения на основе распознанных эмоциональных состояний.
Таким образом, эмпирическое изучение особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников показало, что большинство исследуемых имеют средний и низкий уровень развития восприятия, распознавания и понимания своих и у других людей эмоциональных состояний. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости подбора психолого-педагогических условий для эффективного развития эмоционального интеллекта.
эмоций: Эмоциональный интеллект | Энциклопедия раннего развития детей
1 Susanne A. Denham, PhD, 2 Katherine Zinsser, PhD, 3 Craig S. Bailey, PhD
1 Университет Джорджа Мейсона, США, 2 Университет Иллинойса, Чикаго, США, 3 Йельская школа медицины, США
, ред. ред.
PDF-версия
Введение
Конструкт эмоционального интеллекта (ЭИ) относится к отдельной группе умственных способностей, в которых люди 1) воспринимают, оценивают и выражают эмоции; 2) использовать эмоции для облегчения мышления; 3) понимать предпосылки и последствия эмоций; и 4) регулировать эмоции в себе и других. 1 Эти способности хорошо согласуются с тем, что в литературе по психологии развития называется «эмоциональной компетентностью» (ЭК). 2 Из-за акцента на развитии в литературе по ЭК мы используем здесь этот термин. ЭК детей раннего возраста – выражение полезных эмоций, знание эмоций себя и других, а также регулирование своей и чужой эмоциональной экспрессивности и опыта при необходимости – способствует их социальной и доакадемической адаптации как одновременно, так и во времени. 3-5
Субъект
Из-за связи с социальными и доакадемическими успехами существует значительный интерес к теме ЭК в раннем детстве; становится очевидным ее актуальность для политиков и поставщиков услуг в области ухода за детьми, дошкольного образования и психического здоровья. Существует три основных компонента ЭК с особыми достижениями в период раннего детства: 2
Выражение : Маленькие дети становятся способными использовать эмоциональную коммуникацию для выражения четких невербальных сообщений о социальных ситуациях и отношениях (например, топание ногами, обнять). У них также развивается эмпатическое участие в эмоциях других (например, поглаживание одноклассника от боли). Кроме того, они демонстрируют сложные социальные и самосознательные эмоции, такие как вина, гордость, стыд и презрение, в соответствующих контекстах. 6,7
Знания : Появляются способности маленьких детей точно определять и обозначать свои эмоции и эмоции других, особенно отдельные эмоции счастья, печали, гнева и страха. В частности, с помощью методов, встроенных в игру, они могут идентифицировать причины и последствия этих эмоций и демонстрируют зарождающееся понимание сложных, индивидуальных причин эмоций. 8
Постановление : Маленькие дети начинают продуктивно регулировать эмоции, проявляя понимание своих чувств, наблюдая за ними и изменяя их при необходимости, чтобы эмоции помогали, а не мешали справляться с различными ситуациями. Хотя маленькие дети начинают понимать, какие стратегии регуляции являются наиболее полезными, они все еще часто нуждаются в помощи взрослых в этих усилиях. 6,7,9
Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этих аспектов ЭК. Знание эмоций, несомненно, играет важную роль в способности детей регулировать эмоции; когда ребенок знает, например, что его товарищ по играм рад поднять свой трехколесный велосипед после долгой борьбы, он сам больше не огорчается, пытаясь понять, что делать с разгневанным другом. Кроме того, ее знание эмоций может помочь ее собственному адаптивному, регулируемому выражению эмоций — если она понимает, что делает ее (и других) грустными и с какой интенсивностью, она может показать грусть при падении с игрового оборудования таким образом, чтобы вызвать помощь. не подавляя ее. Из-за сложного взаимодействия компонентов ЭК неудивительно, что дошкольный дефицит как знаний об эмоциях, так и плохо регулируемого выражения гнева предсказывает трудности с учителями и сверстниками в детском саду. 5,8 Например, дошкольники с дефицитом понимания эмоций проявляют агрессию или проблемы со сверстниками как одновременно, так и предсказуемо. 8,9 Более того, аспекты ЭК в раннем детстве, по отдельности и как взаимосвязанная группа, предсказывают успехи детей раннего возраста в школе. 3-7,9
Контекст исследования
Контекст исследования ЭК меняется на протяжении всей разработки. Изучение детских эмоций основывалось преимущественно на внешних признаках переживаемых эмоций, таких как мимика, жесты и вокализация. Когда дети выходят из младенчества, исследователи используют как натуралистические наблюдения, так и процедуры прямой оценки в различных условиях, чтобы лучше уловить выражение и опыт детей, понимание и регулирование эмоций. В процедурах оценки ЭК у детей иногда намеренно используются фрустрирующие ситуации с поддержкой взрослых и без них, чтобы понять детскую регуляцию эмоций. Ответы детей на прямые вопросы, часто в рамках экологически обоснованных игровых процедур, показывают их понимание себя и других чувств в различных ситуациях, а также причин и последствий эмоций. Методы наблюдения и самоотчета используются для изучения социализации взрослых ЭК детей.
Ключевые вопросы исследования и недавние результаты
- Как ЭК связана с успешными решениями маленьких детей по другим важным задачам развития?
а) ЭК связана с успехом маленьких детей в отношениях. Маленькие дети должны научиться отправлять и получать эмоциональные сообщения, используя свои знания об эмоциях и свои способности регулировать эмоции, чтобы они могли успешно вести межличностный обмен, формировать отношения и сохранять любопытство и энтузиазм по отношению к своему миру. Когда они это делают, у них более удовлетворительные и успешные отношения с другими, особенно на новой арене сверстников. 4,7-9
б) ЭК связана с успехами детей раннего возраста в школе. Эмоции вездесущи в классе раннего детства; поскольку молодые студенты учатся вместе и в сотрудничестве с учителями и сверстниками, они должны использовать свои эмоции, чтобы облегчить обучение. Способности детей понимать эмоции себя и других, регулировать эмоции и выражать здоровые эмоции — все это работает вместе, чтобы смазать винтики успешной школьной жизни. 3,5-7 - Как родители способствуют развитию ЭК у детей?
Моделируя различные эмоции, умеренно экспрессивные родители дают детям информацию о характере эмоций ̶ их выражении, возможных ситуациях и более личных причинах. 10,11 Жизнь в особом «аффективном климате» способствует переживанию, выражению и регулированию определенных эмоций у детей. 10 В частности, положительный аффективный климат способствует положительным эмоциональным результатам у детей. 12 И наоборот, там, где семьи проявляют больше негативных эмоций, дети хуже ладят со сверстниками. 13 Реакция родителей на эмоции маленьких детей и их прямое обучение эмоциям также являются важными инструментами социализации, которые поддерживают развитие ЭК. 14
- Что еще мы можем сделать для популяризации детского ЭК?
Существуют возможности для продвижения ЭК маленьких детей в учреждениях по уходу за детьми и в учреждениях дошкольного образования. 15 Например, программа PATHS для дошкольников обучает детей выражению эмоций, знаниям и регуляции. 16 Дополнительные программы были созданы специально для использования в классах Head Start, чтобы помочь маленьким детям эффективно использовать EC. 17 Также существует родительское программирование. 18
Пробелы в исследованиях
Предстоит провести много фундаментальной исследовательской работы, особенно в изучении того, как компоненты ЭК работают вместе. Исследования также должны определить местонахождение способностей ЭК у «всего ребенка», рассматривая, как ЭК взаимодействует с другими областями развития, как одновременно, так и предсказуемо.
Кроме того, несмотря на накопленные данные о родительской социализации и исследования в раннем детстве, которые показывают, что учителя участвуют в поведении эмоциональной социализации, мы мало знаем о том, как учителя (или, если уж на то пошло, сверстники или братья и сестры 10 ) социализируют детский ЭК. 19 Однако появляются новые данные, свидетельствующие о том, что моделирование, реакции и обучение учителей действительно способствуют развитию ЭК у детей. 20-23 Также необходимы исследования для выявления возможных косвенных факторов, влияющих на ЭК, таких как психопатология родителей, развод, бедность и качество ухода за детьми. 2 Кроме того, наш уровень знаний созрел для более активного изучения прикладных тем, таких как программирование на основе фактических данных. Наконец, необходимы еще более совершенные инструменты оценки для отслеживания развития ЭК у маленьких детей. 24
Заключение
Таким образом, эмоциональная компетентность — это развивающаяся в процессе развития конструкция, которая включает в себя способности детей надлежащим образом выражать, интерпретировать и регулировать свои эмоции, а также понимать эмоции других. Понимание взаимосвязей между этими аспектами ЭК, а также того, как ЭК социализируется, имеет решающее значение для понимания эмоционального опыта детей и того, почему у одних дошкольников ЭК более развита, чем у других. Существующие данные свидетельствуют о том, что 1) ЭК связана с успехом маленьких детей в отношениях; 2) ЭК связана с ранними успехами детей младшего возраста в школе; 3) родители моделируют эмоциональное выражение и регулирование и структурируют среду, способствующую достижению ЭК; и 4) родительская социализация эмоций — не единственный механизм социализации детских ЭК. Понимание и продвижение ЭК дома становится жизненно важным, но исследования должны более полно изучить, как учителя и школьный контекст способствуют развитию ЭК у детей.
Последствия для родителей, службы и политики
Хотя исследователи, педагоги дошкольного образования и политики все больше понимают и ценят ЭК в раннем детстве, пробелы в такой поддержке все еще необходимо заполнить. Например, чтобы обеспечить оптимальную учебную среду для каждого учащегося, учителя должны быть обучены программированию и инструментам оценивания, которые продвигают EC. Родителей также следует поддерживать в их роли социализаторов ЭК.
Образовательные стандарты по-прежнему важны. Политические инициативы также могут повысить осведомленность учителей об ЭК и помочь им поощрять его, тем самым создавая гармоничную среду в классе и продвигая основу ЭК, которую дети могут использовать во многих контекстах. Законодательные инициативы могут помочь создать программы, выделить средства для создания центров технической помощи и обучения, а также предоставить гранты для поддержки программ ЭК, основанных на фактических данных, и их оценки. 24
Каталожные номера
Mayer JD, Roberts RD, Barsade SG. Человеческие способности: Эмоциональный интеллект. Annual Review of Psychology 2008;59(1):507-536.
Денхэм С.А. Эмоциональное развитие детей раннего возраста . 2 -е изд. . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Под давлением.
Denham SA, Brown C, Domitrovich CE. «Хорошо играет с другими»: социально-эмоциональное обучение и успехи в учебе. Раннее образование и развитие 2010;21(5):652-680.
Denham SA, Blair KA, DeMulder E, Levitas J, Sawyer K, Auerbach-Major S, Queenan P. Дошкольная эмоциональная компетентность: путь к социальной компетентности. Развитие ребенка 2003;74(1):238-256.
Denham SA, Bassett HH, Mincic MM, Kalb SC, Way E, Wyatt T, Segal, Y. Социально-эмоциональные профили обучения дошкольников в ранней школе: личностно-ориентированный подход. Обучение и индивидуальные различия 2012;22:178-189.
Эрнандес М.М., Айзенберг Н., Валиенте С., ВанШиндел С.К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Бергер Р.Х., Диас А., Террелл Н., Томпсон М.С., Саутворт Дж. Эмоциональное выражение в школьном контексте, социальные отношения и академическая адаптация в детском саду. Эмоция 2016;16:553-566.
Herndon KJ, Bailey CS, Shewark EA, Denham SA, Bassett HH. Выражение и регулирование эмоций дошкольников: отношения со школой. Journal of Genetic Psychology 2013;174:642-663.
Ди Маджио Р., Заппулла С., Пейс У. Взаимосвязь между знанием эмоций, регулированием и адаптацией эмоций у дошкольников: модель посредничества. Journal of Child and Family Studies 2016; 25:2626-2635.
Denham SA, Blair K, Schmidt M, DeMulder E. Скомпрометированная эмоциональная компетентность: семена насилия посеяны рано? Американский журнал ортопсихиатрии 2002;72(1):70–82.
Denham SA, Bassett HH, Wyatt T. Социализация эмоциональной компетентности. В: Грусек Дж., Гастингс П., ред. Пособие по социализации. 2 -е изд. . Нью-Йорк: Guilford Press; 2014: 590-613.
Драммонд Дж., Пол Э.Ф., Уитни Э.В., Хаммонд С.И., Браунелл, Калифорния. Здесь, там и везде: разговоры об эмоциях и психическом состоянии в различных социальных контекстах предсказывают эмпатическую помощь у малышей. Границы психологии 2014;5:361.
Дэвис М., Сувег С., Шаффер А. Положительный аффект матери опосредует связь между семейным риском и положительным аффектом дошкольников. Детская психиатрия и развитие человека 2015;46:167-175.
Newland RP, Crnic KA. Аффект матери и ребенка и процессы социализации эмоций в позднем дошкольном периоде: прогнозы возникающих проблем с поведением. Развитие младенцев и детей 2011;20(6):371-388.
Люббе А.М., Киль Э.Дж., Бусс К.А. Контекстно-зависимые эмоции малышей, материнские реакции на эмоции и интернализованное поведение. Эмоция 2011;11:697-703.
Bierman KL, Motamedi M. SEL Программы социального и эмоционального обучения для детей дошкольного возраста. В: Дурлак Дж. А., Домитрович К. Э., Вайсберг Р. П., Гуллотта Т. П., ред. Справочник по социальному и эмоциональному обучению: исследования и практика . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2015:135-151
Hughes C, Cline T. Оценка дошкольной программы PATHS по развитию детей дошкольного возраста. Педагогическая психология на практике 2015;31(1):73-85.
Изард К.Э., Кинг К.А., Трентакоста К.Дж., Морган Дж.К., Лоуренсо Д.П., Краутхамер-Юинг Э.С., Финлон К.Дж. Ускорение развития эмоциональной компетентности у детей Head Start: влияние на адаптивное и неадаптивное поведение. Развитие и психопатология 2008;20(1):369-397.
Havighurst SS, Wilson KR, Harley AE, Prior MR, Kehoe C. Настройка на детей: улучшение практики социализации эмоций у родителей детей дошкольного возраста — результаты общественного испытания. Журнал детской психологии и психиатрии 2010;51(12):1342-1350.
Denham SA, Bassett HH, Zinsser K. Педагоги раннего детства как социализаторы эмоциональной компетентности маленьких детей. Журнал дошкольного образования 2012;40(3):137–143.
Ahn HJ, Stifter C. Реакция учителей по уходу за детьми на эмоциональное выражение детей. Раннее образование и развитие 2006;17(2):253-270.
Bassett HH, Denham SA, Fettig NB, Curby TW, Mohtasham M, Austin N. Темперамент в классе: дети с низким уровнем срочности более чувствительны к реакции учителей на эмоции. Международный журнал поведенческого развития 2017;41(1):4-14.
Denham SA, Bassett HH. Социализация детской эмоциональной компетентности педагогами раннего детства. Журнал исследований в области инновационного преподавания и обучения 2019;12(2):133–150.
Орнаги В., Граццани И., Черубин Э., Конте Э., Пиралл Ф. «Давайте поговорим об эмоциях!». Влияние разговорного обучения на понимание эмоций и просоциальную ориентацию дошкольников. Социальное развитие 2015;24(1):166-183.
Денхэм С.А. Оценка SEL в образовательных контекстах. В: Дурлак Дж. А., Домитрович К. Э., Вайсберг Р. П., Гуллотта Т. П., ред. Справочник по социальному и эмоциональному обучению: исследования и практика . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс: 2015: 285-300.
Как цитировать эту статью:
Denham SA, Zinsser K, Bailey CS. Эмоциональный интеллект в первые пять лет жизни. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Льюис М., тема под ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/emotions/according-experts/emotional-intelligence-first-five-years-life. Обновлено: сентябрь 2022 г. По состоянию на 30 ноября 2022 г.
Текст скопирован в буфер обмена ✓
Как укрепить эмоциональный интеллект вашего ребенка
Детям необходимо научиться чувствовать эмоции и терпеть их, чтобы развивать самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Детям необходим опыт переживания эмоций и практика терпимости к ним для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта.
Детям необходим опыт переживания эмоций и практика терпимости к ним для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта.
Когда эмоции зашкаливают, люди делают и говорят то, чего обычно не делают. Когда вы маленький ребенок, это то, что вы делаете все время.
Эмоциональная саморегуляция, важный компонент эмоционального интеллекта, представляет собой способность управлять своим опытом и выражением эмоций. С практикой дети улучшают свою способность к эмоциональной саморегуляции. К четырем годам большинство детей начинают использовать стратегии устранения мешающих внешних раздражителей. Другими словами, они закрывают глаза, когда им страшно, и затыкают уши, когда слышат громкий шум.
Только в возрасте 10 лет дети последовательно используют более сложные стратегии эмоциональной саморегуляции. Эти стратегии можно разделить на две упрощенные категории: те, которые пытаются решить проблему, и те, которые пытаются терпеть эмоции.
Когда ребенок может внести изменения для решения проблемы, он занимается совладанием, сфокусированным на проблеме, определяя проблему и составляя план ее решения. Когда они считают проблему неразрешимой, они прибегают к совладаниям, сосредоточенным на эмоциях, стараясь терпеть и контролировать дистресс.
Все эти стратегии являются частью эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя осознание, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.
В то время как мир был сосредоточен на академических достижениях в детстве, эмоциональная саморегуляция в значительной степени игнорировалась. Это плохая стратегия, учитывая, что исследования показывают, что эмоциональный интеллект в два раза сильнее предсказывает дальнейший успех, чем IQ.
Самоконтроль, один из элементов эмоционального интеллекта, особенно важен для прогнозирования достижений детей. Дети, которые способны подавлять импульсы (часто вызванные эмоциями) и избегать отвлекающих факторов, способны вести себя более просоциально и достигать своих целей.
В ходе особенно мощного исследования проверялись дети школьного возраста на самоконтроль и проводились последующие исследования этих детей в возрасте 30 лет. Исследование показало, что самоконтроль предсказывает успех лучше, чем IQ, социально-экономический статус и семейное окружение. Дети с высоким уровнем самоконтроля также были здоровее, зарабатывали больше денег и реже имели судимости или проблемы с алкоголем.
Чувства служат цели
Первая часть эмоционального интеллекта — это осознание и понимание эмоций. Мы должны понять и принять, прежде чем сможем контролировать и выражать свои эмоции. Эмоции — это не неудобство, а часть человеческой эволюции, которая служит определенной цели. Дискретная теория эмоций предполагает, что каждая из наших основных эмоций эволюционировала, чтобы служить определенным целям и мотивировать наше поведение.
Печаль — это эмоция, которая обладает уникальной способностью замедлять как мыслительную, так и двигательную деятельность. Это может дать нам возможность поразмышлять над источником нашего эмоционального расстройства и поближе взглянуть на его предшественники.
Гнев, напротив, ускоряет нас, мобилизуя интенсивную энергию и приливая кровь к конечностям. Эволюционно это подготовило нас к бою; в наше время это дает устойчивую энергию для борьбы другого характера. Гнев сигнализирует нам о том, что наши права были нарушены, и помогает нам мобилизоваться для защиты от будущих угроз.
Наши эмоции нужно уважать и отражать. Это включает в себя сильные эмоции наших детей в, казалось бы, ненапряженных ситуациях. Моя дочь испытывает сильную ярость, когда не может сделать то, что раньше делала, например, самостоятельно пристегнуть автомобильное кресло.
В своем недавнем политическом заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не использовать технологии как способ успокоить или усмирить негативные эмоции своего ребенка. В частности, они выразили «обеспокоенность тем, что использование средств массовой информации в качестве стратегии успокоения может привести к проблемам с установлением ограничений или неспособности детей развивать собственную регуляцию эмоций».
По сути, детям нужен опыт переживания этих эмоций и практика терпимости к ним для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта.
Повышение эмоционального интеллекта вашего ребенка
Поскольку эмоциональный интеллект является сильным предиктором успеха, исследователи изучили, как воспитатели могут способствовать его развитию. В частности, доктор Джон Готтман наблюдал за тем, как родители реагируют на эмоции своих детей, пытаясь понять, как развивается эмоциональный интеллект. Он обнаружил, что родители реагируют на детские эмоции одним из четырех возможных способов.
- Уволенные родители считают детские эмоции неважными и пытаются быстро их устранить, часто отвлекая внимание.
- Неодобрительные родители считают, что отрицательные эмоции нужно подавлять, обычно с помощью наказания.
- Родители невмешательства принимают все эмоции от ребенка, но не могут помочь ребенку решить проблемы или ограничить соответствующее поведение.
- Тренировка эмоций для родителей ценит отрицательные эмоции, не раздражается, когда ребенок их выражает, и использует эмоциональный опыт как возможность для сближения, предлагая руководство, обозначая эмоции и решая возникшую проблему.
Исследование доктора Готтмана показывает, что дети, родители которых занимаются эмоциональным коучингом, физически здоровее, лучше учатся в школе и лучше ладят с друзьями. Родители, занимающиеся эмоциональным коучингом, следовали пяти основным шагам, чтобы помочь своим детям справиться с эмоциями. Иногда это может занять много времени.
Доктор Готтман обнаружил, что родители, обучающие эмоциям, следовали всем пяти шагам только в 20-25% случаев, предполагая, что нет необходимости испытывать чувство вины, поскольку ни один родитель не может выполнять этот процесс постоянно.
Практика пяти шагов к обучению эмоциям
Шаг 1: Будьте в курсе эмоций вашего ребенка.
Родители, обучающие эмоциям, осознают свои собственные чувства и чувствительны к эмоциям своих детей. Они не требуют, чтобы их ребенок усиливал свое эмоциональное выражение, чтобы чувства были признаны.
Щелкните здесь, чтобы приобрести этот плакат для печати.
Шаг 2. Воспринимайте эмоции как возможность для связи и обучения.
Детские эмоции — это не неудобство и не вызов. Это возможность установить связь с вашим ребенком и научить его преодолевать сложные чувства.
Шаг 3: Выслушайте и подтвердите чувства.
Уделите своему ребенку все свое внимание, слушая его эмоции. Отражайте то, что вы слышите, тем самым показывая ребенку, что вы понимаете то, что он видит и переживает.
Шаг 4: Назовите их эмоции.
После того, как вы полностью выслушаете, помогите ребенку развить понимание и словарный запас для выражения своих эмоций.
Шаг 5: Помогите ребенку решить проблемы с ограничениями.
Все эмоции приемлемы, но не все виды поведения. Помогите ребенку справиться со своими эмоциями, развивая навыки решения проблем. Ограничьте выражение соответствующим поведением. Это включает в себя помощь вашему ребенку в постановке целей и поиске решений для достижения этих целей.