Ювелирное мастерство: что такое ювелирное дело, его особенности и история развития. Самые известные мастера ювелирного дела и примеры их работ
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО — БИЗНЕС ИЛИ ИСКУССТВО?
Автор: Жанат Щербаева
Что для нас ювелирное искусство?
Древнейший вид искусства. Если уйти вглубь истории, предстоит в ином мире. Украшения народов схожи и отличаются друг от друга. Своеобразные знаки, социальный статус владельца и ряд украшений, которые имели магический смысл.
Когда мы примеряем или носим украшения, не задумываемся как человечество пришло к такому феномену, который уходит своими корнями в глубину тысячелетий, очень далеко, можно сказать в эпоху палеолита (каменный век). Удивительно, специфика первобытного искусства — социальная и религиозная. Украшения использовались как амулеты и обереги, защита от злых духов. По украшениям определялся статус, кто есть кто в племени, к примеру: вождь, воин, охотник.
Человек приобретая украшения, придает значение драгоценным камням и символике. По украшениям, где бриллианты в один карат и более, определяем статусного человека. К чему веду, что мы не изменились с того времени, возможно подсознательно заложено в нас «наследственные знания».
Культурный феномен характерен не только для Европы, но и для скифского мира. Изучая, погружаешься в тот мир, где уже знали бронзу, железо, серебро, золото. В украшениях выделяется скифский манер с элементами греческих и древневосточных художественных традиции. Речь идет о зверином и полихромном стиле. Но чтобы разобраться в этих стилях с его историей, следует разгадать целый исторический кроссворд, где на сегодняшний день исследуют ученые. Мне показалось любопытным, если развернуть этот феномен во времени, мы получим историю угасания и возрождения.
Давайте перенесемся в «совдеповское» время, где все было массовое, безликое, индивидуальность исключалось. Заводы штамповали миллионные тиражи ювелирных украшений, одна и та же модель, что для молодой девушки, то и для возрастной женщины. В тот период партийная номенклатура решила, что советские женщины и так красивы своей внутренней красотой. Натуральные камни заменены на синтетические, где изделия были лишены наполненности и значимости, но стоит отметить, сделаны на совесть. Бабушкины рубины, советское золото 583 пробы. . http://www.jewellery.org.ua/stones/sintetica2.htm.
На сегодня с красотой намного лучше, большой выбор, украшения доступны. Новые технологии кардинально перевернули ювелирный мир. Но опять-таки есть НО. Переключились на масс-маркет, на массовое производство, перенимая дизайн, что иногда удручает современных дам. Ювелирные изделия перестают быть уникальными, интересные дизайны ставят на поток, втискивается в стандартную схему. К сожалению, видим обесценивание творчества художника–ювелира. Для массового производства другие требования, продукция создается в упрощенном виде. Как автор методических пособий для ювелирного салона, знаю «политику» изнутри, замечу, ювелирное дело воспринимают как площадку для бизнеса, забывая о том, что все-таки это искусство. В нем собраны все открытия, технологии, вся история, существовавшие на весь период времени.
Образцы ювелирных украшений представлены в музеях, искусствовед расскажет о тонкостях орнаментации, технические стороны ювелир-мастер. Теоретические знания малы, чтобы овладеть ювелирным искусством. Ювелир учится всю жизнь. Ручной труд ценится, ведь красота и энергия оживает в украшении, благодаря мастеру. Нужны годы, чтобы зарекомендовать себя, а потерять свое имя можно в одну секунду. Серьезный ювелир никогда не будет работать с сомнительным материалом. В кризисное время многие независимые ювелиры, продолжают работать, сохранив свой стиль и свою клиентуру.
Сознание людей меняется, желание подчеркнуть индивидуальность. А ювелирное изделие характеризует личность, эго. Вы приобрели у мастера художественное произведение, получаете большие эмоции. Да, ювелирные изделия — это в первую очередь эмоции. Неоднодневный процесс. Идея создания, неповторимость дизайна, учитывается характер, внешность. В дальнейшем подбираются металл, камни. Опытные ювелиры понимают, недостаточно вставить в каст бриллиант, главное в создании формы — художественная и технологическая, символы и их влияние на замысел. Приближение замысла к смыслу дает внутреннюю красоту. Причем это красота стоит над всеми понятиями моды и стиля, подходит не к одежде и имиджу, а к конкретному владельцу. Такое произведение становится живым и понятным большинству зрителей.
В последние годы людей интересует тема истории и культура своей семьи. Узнают о своих предках, прикасаются к очень важному для них – к истории своего рода. Желание сохранить семейные духовные ценности через поколения. Возрождение традиции фамильных драгоценностей. И все же это большая ценность, сконцентрированная в малом объеме. Это материальные воплощения человеческих страстей, символ любви и ненависти, победы и поражения, власти и покорности. Ювелирные украшения дадут вам успех, собственную значимость.Хочется восхищаться произведениями искусства и однажды непременно заполучить в личную коллекцию.
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО: ИСКУССТВО ИЛИ ДИЗАЙН? (Тезисы)
Ломаева А.В.
Представляется актуальным рассмотрение положения ювелирного дела среди прочих видов творческой деятельности человека, таких как декоративно – прикладное искусство или дизайн. Несомненно, деятельность ювелира относится к художественно-образному способу освоения мира, однако, для дальнейшего продуктивного развития теории и практики этого вида деятельности следует определить его место в современной культуре. Т.е. относить ли ювелирное творчество к области только искусства, либо и к области дизайна? Для ответа на этот вопрос следует дать определения всем этим культурным явлениям.
Согласно энциклопедическому определению, декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, а следовательно, художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов в декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные технологии, тесно связанные с особенностями материала, используемого для производства изделия. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем и между собой, образуя художественный комплекс. Возникшее в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство становится одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала 20 в. также и с художественным конструированием. [1]
Безусловно, наиболее верным определением ювелирного дела будет изготовление именно декоративных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения), преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также стеклом, перламутром, костью и другими экзотическими материалами. Учитывая особенности материала, ювелирное дело стремится подчеркнуть красоту исходного материала и ориентируется на изысканность его обработки. Будучи рассматриваемым в этом контексте, оно, конечно, является одним из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства, впервые появившимся еще в палеолите и имеющим богатую историю развития выразительных и технологических средств.
Являясь изначально единичными и элитарными, даже в силу дороговизны и редкости используемых материалов, ювелирные изделия выступают в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели сакральный смысл (уже в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние). Постепенно, по ходу исторического развития, социально-престижное значение изделий ювелирного искусства начинает преобладать над религиозно-магической функцией.
И в середине XIX века, уже утерявшее сакральные функции, производство ювелирных изделий становится механизированным, более дешевым и, соответственно, более массовым. Начинают использовать менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы), а затем синтетические имитации. Осваивается множество новых материалов — платина, палладий, анодированный алюминий. Учитывая развитие буржуазного, среднего класса, ювелирное искусство выходит на массовый рынок.
Возникновение рынка массового искусства оказывает на профессиональную деятельность художника-проектировщика значительное влияние, этот рынок использует труд значительно большего числа профессиональных художников, чем рынок элитарного искусства. Так как массовое ювелирное дело является уже полноценной индустрией, производящей мелкосерийную продукцию для массового потребителя, для участников этой индустрии возникают те же задачи, что и в любом другом промышленном производстве. Перед производителем ювелирных украшений встают те же проблемы, связанные с проектированием предметов, что и у любого другого промышленного дизайнера.
Здесь следует определить промышленный дизайн как творческую деятельность, целью которой является определение эстетических и функциональных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. [3]
Следовательно, продукту дизайна – независимо от его истории – принято приписывать определенные качества: функциональность (обычно в технически-эксплуатационном смысле), конструктивность, экономичность и эстетическую выразительность, массовый в современном значении характер и коммерческую значимость. Массовость, по отношению к продукту дизайна, включает, несомненно, определенную типизацию восприятия, стандартизацию (хотя стандартов может быть и много) потребительских реакций, в отличие от максимально индивидуализированной реакции зрителя на произведение искусства.
Таким образом, при сравнении искусства и дизайна вычленяются следующие категории сравнения:
-
Искусство – способ духовного освоения действительности, а дизайн – материально-духовного.
-
Искусство – ответ на потребность в самореализации, а дизайн – на практически-духовную потребность другого человека.
-
Искусство создает художественную реальность, удваивая мир; дизайн формирует реальность, предметную среду, в случае ювелирного дела – потребности человека в персонификации.
-
Искусство воспринимается главным образом высшими чувствами, продукт дизайна – телесно-чувственно.
-
Произведение искусства может возникать спонтанно, под влиянием вдохновения или эмоций; для создания дизайнерского проекта требуется рациональное осмысление целей, задач, функций.
-
Искусство предполагает возможность свободного поиска и построения формы; дизайн, по большому счету, его запрещает, исходя из обязательности связи функции и формы, внешних и внутренних качеств предмета и т. п. [2]
-
Искусство предполагает целостный (общий) взгляд на мир, тогда как дизайн предельно конкретен.
Таким образом, можно сказать, что современное массовое ювелирное дело, реализуя материально-духовную потребность человека в персонификации, самовыделении, не предполагаемое в отрыве от телесно-чувственных реакций, связанности формы и функции, попадает в область влияния промышленного дизайна.
С другой стороны, существует направление ювелирного дела, направленное на поиск и реализацию принципиально новых, свободных в построении форм, нередко даже не связанных с человеческим телом, которое можно назвать искусством…
Литература
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 CD, 2003 г.
-
Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. – 288 с.
-
Глазычев В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). – М.: Искусство, 1970. – 192 с.
Ломаева Анастасия Владимировна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
доцент Борщ Е.В.
Четыре уровня ювелирного мастерства — Леон Меже
Существует две различные техники изготовления ювелирных изделий. Один из них кует вручную, а другой, называемый литьем, заливает жидкий металл в форму. Существует четыре уровня ювелирного мастерства в зависимости от типа производственного процесса, используемого при его создании.
- Ручная ковка на заказ, без литья
- Ручная работа с некоторыми литыми деталями
- Литье из САПР
- Литье из формы
1. Ювелирные изделия ручной ковки – это высший класс ювелирного мастерства. Так же, как джинсы с кромкой или сшитые на заказ костюмы, изделия ручной ковки являются наиболее желанными и востребованными.
Украшения ручной ковки изготавливаются без применения литья, с использованием только традиционных слесарных инструментов.
2. Производство ювелирных изделий включает отливку и отделку различных элементов изделия по отдельности и последующую сборку. Детали можно отливать по одной или небольшими партиями.
Сиденья для паве не отливаются, их просверливают, а бортики для паве поднимают вручную. Очень немногие изделия, продаваемые в роскошных магазинах, изготовлены с использованием этой технологии. Остальное – коммерческое производство (см. 3)
3. Коммерческие украшения производятся в больших объемах, иногда сотни штук за один раз. Каждая деталь отливается максимум из двух частей, чтобы свести к минимуму время и стоимость. Отделка и посадка в лучшем случае тусклые. Большинство ювелирных изделий в мире производится таким образом.
4. Бюджетное массовое производство. Цельнолитое литье. Поверхность отливки механически зачищается и полируется.
Литье
Литье по выплавляемым моделям — это тысячелетняя технология, используемая с доисторических времен. Некоторые виды ювелирных работ лучше выполнять с помощью литья: например, любое украшение с легкодоступными поверхностями, как, например, цыганское колечко.
Вырезать такую цельную деталь из массивного куска металла было бы расточительно и неэффективно. С другой стороны, отливка решетчатого кольца, имитирующего проволочную работу, неприемлема, так как сохранить профиль проволоки при очистке отливки практически невозможно.
Изготовление ювелирных изделий литьем дешевле и быстрее, но в результате литья получается деформированное изделие с грубой, пористой кожей.
Все поверхности должны быть зачищены вручную и изменены. Труднодоступные места остаются нетронутыми благодаря грубым зубчатым лескам, которые невозможно очистить.
Отливки являются репликами; им не хватает ясности и утонченности мастер-модели.
Типовая литая деталь имеет пористую, морщинистую поверхность, искаженную форму, полости, пористость. В последующем процессе отделки и полировки изделие теряет четкость деталей, и ювелиру остается деталь, которая значительно уступает мастер-модели.
Существует несколько методов изготовления восковой модели для литья, например, вырезание куска воска вручную или использование резиновой формы для воспроизведения мастер-модели.
Для ручной резьбы требуется талантливый, опытный модельер, которому требуется много времени, чтобы изготовить всего один воск. Использование резиновых форм дешево; он дает большой объем идентичных восков в основном автоматизированном процессе.
Пятьдесят оттенков САПР
Печать модели на 3D-принтере — популярный метод изготовления восковой модели для литья. Этот процесс называется CAD/CAM (автоматизированное проектирование/моделирование с помощью компьютера), сокращенно CAD.
Вместо использования резиновых форм технология позволяет печатать воск из файла. Файлы САПР редко разрабатываются с нуля, они собираются из библиотеки шаблонов.
САПР часто рекламируют как альтернативу индивидуальной работе. Однако на самом деле это скучный путь для ювелиров, неспособных к ручному изготовлению.
Кольцо, созданное с помощью САПР, по сравнению с кольцом, выкованным вручную, — это то же, что фотография по сравнению с шедевром, нарисованным вручную.
После того, как деталь отлита, она все еще тусклая, губчатая, с выпуклостями и не может достичь элегантности и блеска изделия ручной ковки.
После завершения кастинг совсем не похож на четкое виртуальное изображение, которое вы видели на экране компьютера.
Настоящие профессиональные ювелиры используют для изготовления украшений настольные инструменты, а не клавиатуру. Файлы CAD обычно создаются графическими дизайнерами с очень ограниченным пониманием ювелирных изделий. Большинство из них никогда не делали украшения своими руками.
Полезная терминология:
Серийное производство
Ювелирные изделия, изготовленные в больших количествах методом литья. Каждое изделие является точной копией мастер-модели. Репликация выполняется быстро и дешево, что позволяет фабрикам производить тысячи изделий одновременно с минимальным использованием квалифицированного труда.
Custom
В прошлом изделия на заказ изготавливались вручную мастерами-ювелирами и модельерами. Теперь производство САПР обычно называют изготовлением на заказ, несмотря на то, что детали отливаются. Текущее определение «кастомного» — это изделие, которое было продано до того, как оно было изготовлено.
Сделано на заказ
Как и термин «на заказ», «на заказ» подразумевает более высокое качество и лучшее мастерство. «Сделано на заказ» звучит лучше; у него есть аура эксклюзивности, но это почти то же самое.
Ручная работа
Всеобъемлющий термин, намекающий на высочайший уровень мастерства, но не оправдывающий обещаний.
По определению, любое ювелирное изделие изготавливается вручную (даже низкокачественного производства), если на каком-то этапе производства к нему прикасалась человеческая рука. Расплывчатое значение индивидуального внимания представляет собой не что иное, как шумиху.
Ручная ковка
Термин указывает на то, что деталь была выкована, а не отлита. Как правило, ручная ковка обеспечивает превосходное качество и отделку, но это зависит от навыков отдельного ювелира. Некоторые изделия ручной ковки грубы и примитивны.
Скамья
Традиционно скамья изготавливается поштучно. Изделия, изготовленные на скамье, изготавливаются группой мастеров, которые часто работают со скамейки, используя только ручные инструменты.
Индивидуальный заказ
Ювелирное изделие, изготовленное по индивидуальному заказу с камнем, изготавливается строго на заказ. Украшения на заказ выкованы вручную на станке из цельного куска металла без какого-либо машинного вмешательства или литья.
Это высший уровень мастерства, не говоря уже об уважении носить произведение искусства, созданное опытным мастером.
Ремесленник
Ювелирные изделия ремесленника обычно относятся к грубым, грубым и неочищенным. Ювелирные изделия ручной работы считаются искусством, в отличие от традиционных украшений, которые носят утилитарный характер.
Грубое пренебрежение симметрией и отсутствие утонченности часто считается преднамеренным, а не признаком плохих навыков жима лежа. Ювелирные изделия ручной работы – это синоним качества и высочайшего уровня детализации.
Мастерство изготовления бриллиантов и ювелирные изделия
Алмазное мастерство и ювелирный опыт | Де Бирс США
Язык
Английский
французский
中文
Страна/регион
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Материковый Китай
Франция
Германия
Греция
САР Гонконг
Италия
САР Макао
Нидерланды
Швеция
Тайваньский регион
Соединенное Королевство
США
Язык
Английский
французский
中文
Страна/регион
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Материковый Китай
Франция
Германия
Греция
САР Гонконг
Италия
САР Макао
Нидерланды
Швеция
Тайваньский регион
Соединенное Королевство
США
Мы расширили нашу политику возврата до 60 дней для отвечающих критериям покупок, сделанных с 15 ноября по 15 декабря.
Бриллианты — наша муза. Они вдохновляют нас на творчество и формируют наши проекты, освещая вневременные творения, в которых техническое мастерство сочетается с эмоциями.
Обладая более чем 130-летним опытом работы с бриллиантами, мы сознательно отбираем самые эффектные бриллианты для создания необычных ювелирных украшений, которые подчеркивают красоту природы.
Будь то сдержанная или замысловатая композиция, каждый дизайн мастерски создан, чтобы усилить и подчеркнуть сияние наших бриллиантов.
Натуральные бриллианты, искусно ограненные для красоты и дополненные продуманным дизайном, являются бесспорными героями всех наших изделий.
Невероятная креативность наших произведений высокого ювелирного искусства свидетельствует о высочайшем мастерстве наших мастеров. Подобно тому, как Мать-природа формирует бриллианты, они берут редкий и драгоценный материал и превращают его в пригодные для носки произведения искусства, навсегда увековечивающие красоту природы с помощью вечных дизайнов.
Когда воображение встречается с безупречным мастерством, мы можем создавать изделия, которые двигают и очаровывают, отстаивая при этом оригинальность и технические инновации.
Наши коллекции высокого ювелирного искусства, отличающиеся уникальным творческим подходом, искусно созданы для того, чтобы раздвинуть границы дизайна бриллиантов. Часто со съемными элементами и смелыми контрастами цветов и текстур они сочетают в себе изысканность и универсальность, традиции и современность.
Инновационное сочетание необработанных и полированных бриллиантов в ювелирных изделиях является уникальным для De Beers.
Благодаря нашей культовой коллекции Talisman мы являемся единственным ювелирным брендом, который уделяет основное внимание необработанным бриллиантам. Всегда вдохновленные природой, мы прославляем грубую красоту ее лучших произведений искусства, каждое из которых уникально, как и их владелец.
Используя традиционную технику закрепки, называемую serti poinçon, которая включает в себя тщательную ручную чеканку драгоценного металла, наши мастера смогли включить необработанные алмазы — с их уникальными формами и размерами — в дизайн, придающий текстурную глубину каждому изделию и создающий захватывающий спектр цвета.
Исследуйте
компанию
Найдите нас
Фейсбук
Ютуб
Инстаграм
Пинтерест
Служба поддержки клиентов
Политика конфиденциальности и файлов cookie
Положения и условия
Наши опытные бренд-амбассадоры будут рады проконсультировать вас по вопросам покупки и ответить на ваши вопросы. Вы можете записаться на прием, чтобы посетить один из наших магазинов или связаться с нами через чат, отправив запрос, по электронной почте, обратно или по телефону. Пожалуйста, не стесняйтесь посетить нашу страницу часто задаваемых вопросов.
При обработке вашего запроса произошла ошибка. Пожалуйста, свяжитесь с нашей службой поддержки. Укажите URL-адрес страницы, которую вы запрашивали, любой идентификатор ошибки, показанный на этой странице, а также любую другую связанную информацию. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.