Возрастные особенности детей 11 12 лет: Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) | Консультация по теме:
Возрастные особенности детей: средний возраст (10-12 лет)
Главная/Обучающий материал/Возрастные особенности детей: средний возраст (10-12 лет)
Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Разработайте систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить отряд.
Дети стремятся подражать старшим и пример вожатого очень важен. Авторитет вожатого должен быть более значимым для детей, нежели пример курящего ребенка из старших отрядов.
Беседа – лучший метод воздействия.
Физический рост и развитие:
- у девочек очень резкий скачок в росте, по сравнению с мальчиками;
- у мальчиков период замедления роста;
- непропорциональное развитие тела вызывает ощущение неловкости, неуклюжести;
Характерные особенности:
- физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе;
- начинается формирование критического мышления;
- колебания настроения;
- боятся проиграть, чувствительны к критике;
- начинают понимать и принимать нравственные нормы;
- шумны, любят спорить;
- начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты.
- энергичные, инициативные, «легки на подъем»;
- стремятся к лидерству и соперничеству;
- хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых.
Советы вожатым:
- организуйте больше коллективных игр;
- учитывайте интересы детей при выборе деятельности;
- организуйте спортивные игры и мероприятия;
- развивайте элементы самоуправления в отряде;
- давайте детям возможность реализовать творческий потенциал;
- обращайте внимания на достижения ребенка и отряда в целом, хвалите и поощряйте детей.
Прогнозируемые ситуации и советы по их решению.
Обидчивость, бурная реакция на несправедливость.
Обязательно разобраться в причинах, повлиявших на поведение ребенка. Отзывчивое, доброе, внимательное отношение к воспитанникам.
Попытки курения и употребления алкоголя, игры в карты, употребление нецензурных выражений при разговоре, излишнее использование косметики и украшений у девочек.
Необходимо проводить профилактическую работу: разъяснительные беседы, инструктажи. Предъявление педагогических требований. Пресекать возможность употребления алкоголя, энергетиков, курения. Привлекать специалистов при необходимости (методист, психолог, старший вожатый).
Замкнутость, одиночество.
Привлекать к отрядным, коллективным мероприятиям. Завлечь интересным делом. Дать ответственное, выполнимое задание, для ощущения необходимости в коллективе. Больше общения с такими детьми. Выявить причину подобного поведения.
Плохое поведение, специальные действия «наперекор» вожатым, конфликты.
Беседовать с детьми, выявлять их интересы и потребности, при выборе деятельности учитывать их. Организовать элементы самоуправления в отряде. Стать примером для подражания для детей, заслужив авторитет.
Появление секретов, укромных мест, проявление озорства и шалости, интерес к противоположному полу.
Доверительные отношения с детьми помогут узнать секреты детей, совместно сохранить их, разумно использовать, давать советы, направлять по правильному пути. Организовывать мероприятия для взаимоотношений мальчиков и девочек.
Советуем вам так же изучить особенности других возрастов: младший школьный возраст и старший школьный возраст. Вся необходимая информация есть на сайте.
Возрастные особенности подросткового возраста (12 – 16 лет)
Подростковый возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения.
Подростковая депрессия.
Исследования показывают, что каждый восьмой подросток страдает депрессией. Но депрессию и серьёзные проблемы, связанные с ней, можно лечить. Так что, если плохое настроение подростка длится более 2 недель, и у него проявляются симптомы депрессии, настало время обратиться к врачу.
Причины депрессии у подростков
Существует ряд причин, которые могут вызвать депрессию у подростков. Например, развитие чувства неполноценности и неадекватности в начальных классах школы. Успеваемость, социальное положение и семейная жизнь оказывают большое влияние на психологию подростка. Иногда депрессия у подростков может быть результатом экологического стресса. Но независимо от причины, когда друзья или семья (или те, с кем подросток чаще общается) не помогают ему улучшить настроение, снизить печаль и чувство изоляции, имеется большая вероятность развития депрессии.
Симптомы депрессии у подростков
Часто подростки, страдающие депрессией, имеют заметные изменения в мышлении и поведении. Они могут не иметь мотивации и даже становиться замкнутыми, закрывая дверь спальни после школы и оставаясь в своей комнате в течение нескольких часов. Подростки с депрессией могут много спать, менять предпочтения в еде, а также совершать преступления.
Что делать родителям для смягчения депрессии у подростков и достижения взаимопонимания с ребенком?
Подростки могут сложно поддаваться воспитанию. Однако есть эффективные методы, помогающие снизить уровень стресса у подростков: вместо наказаний за плохое поведение поощряйте подростка поощрениями за хорошие поступки. Позор и наказания приводят подростков к чувствам бесполезности и делают их неадекватными. Позвольте юноше или девушке совершать ошибки. Предостережение или принятие решений за них могут восприниматься как отсутствие веры в их способности. Это снижает их уверенность в себе. Дайте вашему ребёнку передышку. Не рассчитывайте, что он будет делать именно то, что вы говорите. Не навязывайте подростку привлекательный для вас жизненный путь. Не пытайтесь вновь пережить свою молодость через деятельность своего ребёнка. Если вы подозреваете, что подросток находится в стадии депрессии, выделите время, чтобы выслушать его проблемы. Даже если вы думаете, что у проблемы нет реальных причин, имейте ввиду, что для развивающегося человека она может казаться жизненно важной. Контактируйте и ненавязчиво держите связь с подростком, даже когда он уходит. Старайтесь не говорить своему ребёнку, что ему нужно делать. Вместо этого внимательно прислушивайтесь, чтобы узнать больше о причинах, вызывающих его проблемы. Если вы чувствуете недоступность и неподвластность ребёнка, и никак не можете ему помочь, обратитесь за помощью к профессиональному врачу.
Подростки: возраст 11–13 лет — Лаборатория цифрового оздоровления
Темы развития
На этом жизненном этапе, также известном как предподростковый возраст, дети начинают иначе думать о школе и учебе, придают большее значение дружбе и начинают начальные этапы полового созревания. Хотя они движутся к тому, чтобы стать более независимыми, родители должны уделять пристальное внимание изменениям в развитии, происходящим на этом этапе, в том числе:
Физическое развитие
За это время форма и состав тела часто быстро меняются, развиваются вторичные половые признаки. Важно поощрять подростков к здоровому питанию и регулярным занятиям физическими упражнениями, которые им нравятся для поддержания их физического здоровья. Некоторые другие изменения, которые могут возникнуть в раннем подростковом возрасте, включают акне, рост волос на лобке и первый менструальный цикл у женщин.
Я-концепция
В этом возрасте самосознание сосредотачивается на внешних характеристиках из-за всех многочисленных и быстро происходящих физических изменений, которые испытывают подростки. Подростки обычно уделяют много внимания изменениям своего тела и судят о своей внешности. Родители должны продолжать поддерживать здоровую самооценку подростков, чтобы помочь им избежать развития негативного образа тела или расстройств пищевого поведения.
Когнитивное и нравственное развитие
На этом этапе происходит переход к логическому мышлению, рассуждениям и суждениям. Эти новые когнитивные навыки могут возникать с разной скоростью в разных сферах жизни подростков, поэтому подростки могут по-разному их применять. Несмотря на то, что подростки лучше способны принимать логические решения на этом этапе, они часто находятся под влиянием своих эмоций и нуждаются в руководстве, когда сталкиваются с важным выбором.
Социальные навыки
Подростки, как правило, меньше интересуются тем, чем интересуются их родители, и больше интересуются своими сверстниками, особенно сверстниками того же пола. Этот сдвиг в поведении может помочь поощрять и поддерживать индивидуализацию и независимость подростков от семей. Для родителей важно не путать такое поведение с крайней замкнутостью или проблемной враждебностью. Подростки могут выбирать образцы для подражания (которые не являются их родителями), такие как учителя, наставники или даже родители других детей. Многие подростки сталкиваются с новыми структурами при переходе из начальной школы в среднюю, и это изменение часто отражает разлуку с семьей. Однако родители и учителя должны быть обеспокоены, если ребенок не может адаптироваться к новой структуре через несколько месяцев.
Сексуальность
Подростки часто проявляют повышенный интерес к сексу и половой анатомии и могут испытывать беспокойство по поводу сексуальности. Многие подростки начинают сравнивать себя в сексуальном плане со своими сверстниками, однако на этом этапе свидания и близость ограничены.
СМИ и подростки
СМИ могут стать прекрасным дополнением к жизни подростков; однако важно знать, какие средства массовой информации и в какой степени являются уместными и неуместными на данном этапе разработки. Также важно отметить, что Академия педиатрии рекомендует родителям устанавливать для своих детей лимиты средств массовой информации в зависимости от конкретного ребенка.
Телевидение и фильмы
Как и в случае с младшими возрастными группами, Digital Wellness Lab рекомендует родителям найти баланс между временем для СМИ и временем для семьи, друзей, школы и сна. Родители должны следить за тем, сколько времени их дети проводят перед экраном, чтобы избежать повышенного риска ожирения, депрессии и недосыпания.
Фильмы и телепередачи, предназначенные для подростков, могут подчеркивать важность внешнего вида, что может негативно повлиять на представление о теле подростка.
Существует множество образовательных документальных фильмов и телешоу для подростков, которые могут способствовать их обучению. Помогите ребенку помнить о фильмах и передачах, которые он смотрит, рассказывая об изображенных сообщениях, о том, что это значит для них и почему. Подростки могут продолжать работать над развитием своих навыков медиаграмотности, критически размышляя о телевизионных шоу, фильмах и рекламе, которые они смотрят.
Печатные издания
Журналы — это печатные издания, популярные среди подростков. Ретушированные изображения как мужских, так и женских моделей, которые появляются во многих журналах, ориентированных на эту возрастную группу, могут повлиять на то, как подростки мужского и женского пола думают об образе тела и самооценке. Реклама в журналах (и других средствах массовой информации) также может повлиять на предпочтения детей в отношении товаров и даже продуктов питания.
Что касается литературы, подростки могут начать изучать более зрелые темы через книги. Если вы ищете книги для своего подростка, обратитесь к местной публичной библиотеке или посетите веб-сайт Американской библиотечной ассоциации, которая составляет списки рекомендуемых книг с содержанием, соответствующим возрасту.
Музыка
Ваш подросток может начать слушать разную музыку и разделять музыкальные интересы со своими друзьями. Хотя вам может не нравиться музыкальный вкус вашего подростка, прослушивание музыки может быть эффективным способом для детей младшего школьного возраста регулировать свое настроение и размышлять. Имейте в виду, что ваш подросток может слушать музыку, содержащую сексистские или иные неприемлемые выражения; прославляет употребление наркотиков, алкоголя и табака; или носит унизительный, сексистский или гомофобный характер. Лирический контент может негативно повлиять на поведение подростка, поэтому боритесь с потенциальными негативными последствиями, обсуждая музыкальные предпочтения вашего подростка и заставляя его критически осмысливать смысл своих любимых песен.
Социальные сети
Многие сайты социальных сетей требуют, чтобы пользователям было не менее 13 лет, поэтому ознакомьтесь с условиями обслуживания сайта, прежде чем помогать своему подростку обойти возрастное ограничение. Социально тревожные подростки могут чувствовать себя более уверенно, общаясь со своими друзьями в Интернете; однако подростки с учетными записями в социальных сетях могут иметь более негативный образ тела.
Видеоигры
Видеоигры, помеченные ESRB как «E 10+» (для всех 10 лет и старше), могут подходить для подростков в этом возрастном диапазоне. Однако важно сопоставлять любой отраслевой рейтинг, читая обзоры, просматривая трейлеры и/или играя в игру самостоятельно, чтобы убедиться, что она подходит для развития вашего ребенка.
Игра в видеоигры с другими людьми (будь то с друзьями или членами семьи) может быть социальной деятельностью для подростков, которая поощряет сотрудничество и терпение. Видеоигры, включающие физический компонент или компонент фитнеса, также могут побуждать детей к активности.
Мобильные устройства
Дети в этом возрасте могут больше интересоваться мобильными устройствами и могут начать запрашивать одно из своих. Решение о том, подарить ли вашему подростку мобильный телефон или планшет, зависит от его уровня зрелости и независимости. Если вы решили подарить ребенку собственное устройство, убедитесь, что он занимается соответствующей возрасту деятельностью и общается только со знакомыми людьми. Это прекрасное время, чтобы установить основные правила, такие как зарядка всех мобильных устройств в родительской спальне на ночь и запрет мобильных телефонов за обеденным столом. Подростки также рискуют получить травму, если во время прогулки их отвлекает мобильный телефон. Всегда оставляйте линии связи открытыми, когда дело доходит до обсуждения любых проблем или вопросов, которые могут возникнуть у вашего ребенка во время2 использования устройства.
Компьютеры и Интернет
В этом возрасте родители, скорее всего, позволят своим детям пользоваться компьютером без их присмотра. В то время как дети, безусловно, могут извлечь выгоду из многих возможностей, которые предоставляет им Интернет, таких как создание видео, общение с друзьями, игра в образовательные игры и проведение исследований для школы, родители и дети должны практиковать мастерство в Интернете и управление временем, чтобы избежать многих рисков использования паутина. Родители должны следить за тем, как их ребенок использует компьютер и Интернет, оставляя подключенные к Интернету устройства в общих комнатах и время от времени предлагая подростку показывать им, что они делают в сети.
Темы развития Источник: Behrman RE, Kliegman R, Schor NF, St. Geme JW, Stanton B, Nelson W. (2020). Учебник Нельсона по педиатрии. Филадельфия, Пенсильвания, Elsevier, Inc.
Эмоциональное и социальное развитие в возрасте от 11 до 14 лет
Содержание темы
- Обзор темы
- Связанная информация
- Кредиты
Обзор темы
Независимость, индивидуальность, идентичность и чувство собственного достоинства — это модные слова для эмоционального и социального развития раннего подростка.
Дети младшего школьного возраста тесно связаны со своими семьями и хотят угодить своим родителям. 11-14 лет – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Соответственно, подростки начинают чувствовать психологическую потребность стать более независимыми от своих семей. Иногда это проявляется во всепоглощающем интересе к друзьям и подростковым увлечениям. Ранние подростки, как правило, завязывают крепкие однополые дружеские отношения. У них могут быть такие сильные союзы и чувства, что они могут задаться вопросом, могут ли они быть геями или лесбиянками.
Подростки часто теряют интерес к семейным делам. Находясь дома, они могут захотеть побыть в одиночестве, болтаясь в своих комнатах под громкую музыку.
Стремление к независимости — полезный и необходимый шаг, хотя его часто неправильно понимают. У подростков могут быть периоды угрюмости и отчужденности, и родители обижаются на такое поведение. Но это нормально для возраста. Когда подростки находятся с родителями, им напоминают, что они дети, даже если родители не относятся к ним так, и они хотят чувствовать себя взрослыми. Часто, чем больше родители пытаются удержать детский образ своих детей, тем больше самостоятельности обычно проявляют подростки.
С независимостью приходит потребность в индивидуальности. Для установления своей идентичности многие подростки объединяются со сверстниками и стремятся быть независимыми от семьи. Группа сверстников часто заменяет, по крайней мере частично, родителей в качестве источника поддержки и совета. Подростки часто выражают свою индивидуальность, одеваясь, как их друзья, или присоединяясь к тем же занятиям, например, катаясь на скейтборде или чирлидинге.
Некоторые родители воспринимают это изменение отношения как личную атаку, хотя это нормальная часть социального и эмоционального развития подростков. Помните: ваш ребенок утверждает себя как личность, а это часто означает, что он не похож на вас. Так что будьте готовы!
Подростки со здоровой самооценкой могут быть наименее уязвимы к давлению со стороны сверстников. Когда они сталкиваются с трудными решениями, они лучше всего могут воспользоваться ценностями, усвоенными дома.
Кредиты
Об этой странице
Общая обратная связь
Ссылка по электронной почте
Услуги физической активности
Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.