Разное

Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: Страница не найдена — Детский сад №56 города Ставрополя

Содержание

Психологические особенности старшего дошкольного возраста

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. 

Ведущая потребность  в этом возрасте — потребность в общении.


Этот период называют сензитивным   (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как  его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно  влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками 

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.  Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. 
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора.  В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры ,  направленные на  расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т. п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте  успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно. 

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • —  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:                                           

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Педагог-психолог

Томрачева Ю.А.

1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста. Особенности эмоциональных реакций дошкольников

Особенности эмоциональных реакций дошкольников

курсовая работа

Дошкольный возраст — это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Дошкольное детство — короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

К 1 году ребёнок использует 7 — 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).

К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 — 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?

К 2 годам словарный запас — 300 — 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.

К 3 годам появляется вопрос вопросов — Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные, и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.

Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.

К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.

3-4 года — самоутверждение. Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, обзывание взрослых, («Я сам», нарциссизм — восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 — 50 минут.

К 4,5 годам ребенок способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?

К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.

С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

5-6 лет гармонизация отношений с взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

Делись добром 😉

Анализ методики преподавания детям дошкольного возраста

1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). ..

Возможности дидактической игры в развитии памяти у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит…

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления…

Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

1.2 Психологические особенности дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями…

Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления

1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности…

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития [2, с 58]. Повышается активность ребенка…

Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр

1.2 Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Г.А. Урунтаева считает, что элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. ..

Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Четвертый год жизни — ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии.
Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей…

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста

В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман)…

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

1.3 Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.
Организм дошкольника интенсивно развивается…

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

1.2 Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки…

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы

1.2 Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

Выше нами было дано определение времени, раскрыты его свойства. Также выявлено, что при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток…

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста

Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности. ..

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Глава I. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения…

Формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на среднем этапе с использованием современных аудиовизуальных средств

1.3 Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст это возраст учеников от двенадцати до пятнадцати лет. То есть возраст учеников 5-9 классов. Этот возраст является переходным от детства к юности. Его основная черта — сильная перестройка всего организма подростка…

МБДОУ детский сад №1 п. Новоильинский

Возрастные особенности детей дошкольного возраста связаны с активным физическим и психическим развитием ребенка. Начиная с 3-х лет у ребенка постепенно ослабевает связь с матерью и отцом. Он стремится активно познавать внешний мир, интересуется законами и правилами существования в нем. С началом процесса социализации связаны особенности развития детей дошкольного возраста.

Игра является главным инструментом познания мира для малыша. Она помогает развитию социального взаимодействия и творческих способностей детей. Психологи выделяют три типа детских игр, которые последовательно сменяют друг друга и соответствуют трем этапам дошкольного возраста.

 

Для периода 3-4-х лет (ранний дошкольный возраст) характерна режиссерская игра: малыш использует игрушки и различные предметы для имитации действий взрослых или повторного переживания личного опыта (приготовление обеда для куклы, резка хлеба, покупка вещей, поездка на машине и др.). Такие игры не имеют сложного сюжета, ребенок концентрируется на выполнении одного определенного действия, как бы заново переживает его. В период от 3-х до 4-х лет доминирует предметное мышление.

Приблизительно в 5 лет маленький человек начинает создавать образно-ролевые игры, в которых воображает себя в роли какого-нибудь объекта действительности: статуи, дерева, домашней кошки, увиденного по телевизору певца или актера. В этой игре малыша интересует не само действие, а качества и свойства объекта, его внутренняя сторона. Появление в жизни дошкольника образно-ролевой игры говорит о развитии у него воображения и абстрактного мышления.

 

В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) появляются сюжетно-ролевые игры, в которых дети придумывают сюжет и правила, а также распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх важны не сами действия как таковые, а отношения между участниками и сам процесс игры: поход в театр, визит к врачу, поездка на море и пр.

Дошкольный период делится на три этапа и связан с постепенным приобщением ребенка к существованию в обществе. Игра является важнейшим инструментом познания социальных отношений. Игры в жизни ребенка постепенно приобретают более сложные формы, сюжеты и правила, со временем они становятся отображением социальных отношений взрослых. Одновременно с этим увеличивается и время игры, которое у старших дошкольников может достигать нескольких дней. Особенности воспитания детей дошкольного возраста также связаны с игрой как формой имитации социальных отношений. От того, насколько родители и педагоги сумели, благодаря игровой среде, развить понимание законов жизни в обществе, зависит успешная подготовка к школьной и последующей взрослой жизни.

 

Младший дошкольный возраст характеризуется появлением внимания к форме, размерам и целям использования окружающих его предметов. На этом этапе дети могут рисовать простые геометрические фигуры, закрашивать их и вырезать ножницами. Возможно создание простых коллажей и несложных гербариев.

Родителям и воспитателям следует учитывать, что возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста не позволяют выдерживать длительные физические или умственные нагрузки. В норме малыш 3-4-х лет может провести за работой 15-20 минут.

Не стоит давать несколько заданий одновременно, потому что он способен удерживать в памяти только одно основное условие. После выполнения первого задания можно дать следующее, например: нарисовать кружок, закрасить его, нарисовать квадрат, вырезать кружок, вырезать квадрат, наклеить обе фигуры на лист бумаги. Последовательное выполнение действий поможет ребенку обдумать связь между ними и увидеть конечный результат.

 

В 3-4 года человек еще не способен четко видеть взаимосвязь между причиной и следствием, его игровые действия нацелены на имитацию процесса и не обязательно приводят к конкретному результату: малыш может приготовить обед для куклы, но забыть ее покормить, может положить в игрушечный фургон кубики для строительства пирамидки, а затем переносить их в нужное место руками. Эти особенности детской психики необходимо учитывать родителям и не требовать от ребенка того, что он пока еще не может делать.

Взрослые играют важную роль в процессе развития детей раннего и дошкольного возраста, потому что в этот период дети еще не умеют играть совместно, каждый ребенок полностью поглощен процессом игры и не обращает внимания на действия других детей.

Особенности воспитания дошкольников предполагают их постепенное приобщение к социальной жизни. Родители и воспитатели должны стараться развивать в малыше ассоциативное мышление, подключая его в процесс совместной игры.

При работе в группе детей необходимо постепенно приучать к выполнению ролевых игр, давать каждому одно несложное задание, а затем объединять результаты этих заданий в нечто целое. Например, можно попросить одного ребенка нарисовать желтый круг, другого — вырезать облако, третьего — вырезать домик, а затем объединить эти фигурки в один коллаж.

 

В 5 лет, иногда — немного раньше, начинает складываться образ личности, появляются первичные представления о его месте в окружающем мире. Мы уже знаем, что средний дошкольный возраст характеризуется становлением образно-ролевых игр, когда малыш не просто имитирует какое-то увиденное им ранее действие, но и представляет себя в роли какого-то объекта действительности.

В этот период дошкольного возраста взрослые должны принимать активное участие в процессе развития ребенка. К 5-летнему возрасту психика дошкольника достигает того момента, когда становится способным распределять в порядке возрастания или убывания до 10-ти различных предметов, последовательно выполнять несколько условий, работать в группе с другими детьми. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста связаны с необходимостью научить неконфликтному взаимодействию с другими детьми, развить способность работать сообща и уважать игровые роли, которые выполняют другие.

В 5-летнем возрасте активно развивается речь, проявляется особый интерес к рисованию. Дошкольник начинает различать предметы не только по цветам и форме, но и по оттенкам цвета, начинает самостоятельно выбирать сюжеты для рисунка. По характеру детских рисунков среднего и старшего дошкольного периодов психологи могут определить ключевые доминанты психики и эмоциональное состояние.

 

Развитие детей дошкольного возраста всегда связано с игрой формой познания. Образно- и сюжетно-ролевые игры, выполняемые при участии взрослых, учат детей соблюдать правила, ответственно относиться к поставленному заданию, следить за действиями других участников, проявлять активность. При этом взрослые могут выступать как в роли руководителей, так и в роли старших участников игры. В последнем случае взрослые оказываются включенными в игровой процесс, дети становятся более открытыми и дают взрослым возможность незаметно корректировать процесс игры и направлять действия ее участников.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.

 

В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.

Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.

При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.

Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.

 

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста связаны с их психическим развитием.

Ребенок 3-х лет еще плохо контролирует свои эмоции и не может их подавлять. Даже незначительный физический дискомфорт, как легкий голод или неудобная одежда, способен отвлечь малыша от выполнения какого-то задания или даже от процесса игры.

Мышление и память детей раннего и младшего дошкольного возраста непроизвольны. Дети в этот период еще не способны анализировать поступающую к ним информацию, однако они активно за ней наблюдают и воспроизводят увиденное. На физиологическом уровне наблюдается увеличение активности.

Формирование костной системы и мышц ребёнка еще не завершено, потому родителям необходимо следить, чтобы малыш не горбился и физически не переутомлялся. Для улучшения моторики рук в этот период рекомендовано заниматься лепкой.

Младшие дошкольники сконцентрированы на своем внутреннем мире, потому сверстников и посторонних взрослых они воспринимают скорее как очередные объекты внешнего мира. Психологи говорят, что дети раннего дошкольного возраста «играют не вместе, а рядом». Однако к 2-3-м годам у детей появляется первичное представление о половой принадлежности.

 

Дошкольный возраст 4-5-ти лет характеризуется появлением ситуативно-делового поведения, ребенок проявляет активный интерес к сверстникам и другим взрослым. Эмоциональная сфера становится более контролируемой, но непроизвольность памяти и мышления сохраняются. Время работоспособности достигает 25-30 минут.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста связаны с завершением периода активного физического становления организма. К 6-летнему возрасту значительно улучшается слух и зрение, молочные зубы заменяются постоянными, завершается формирование скелета и мышц. Развивается произвольное внимание и память.

 

 У ребенка дошкольного возраста складываются базовые представления о мире, которые влияют на всю его последующую жизнь.

Чрезмерные физические нагрузки, психические, психологические травмы могут негативно отразиться на нормальном развитии дошкольника. Педагогам и родителям необходимо участвовать в развитии творческих способностей детей, постоянно наблюдать за изменениями в мировосприятии и его эмоциональной сферой.

В этот период малыш начинает осознавать себя частью большого мира, процесс сопровождается переходными периодами в психике, повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Отрыв от родителей и погружение в социальную жизнь у некоторых детей вызывает стрессовые ситуации.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста могут быть связаны с такими факторами, как:

  • гиперактивность;
  • повышенная тревожность;
  • агрессивность;
  • аутизм;

Каждый из этих факторов может стать причиной развития патологии и послужить барьером для нормальной социализации ребенка. Ответственность за здоровое дошкольное развитие детей лежит на родителях и педагогах, которым нельзя забывать о том, что целью воспитания является не навязывание определенных моделей поведения, а помощь в становлении всесторонне развитой личности.

 

Исследование установок детей старшего дошкольного возраста

Реферат

В статье представлены результаты московского лонгитюдного исследования установок старших дошкольников. Исследование проводится более 25 лет. Его цель – проанализировать влияние происходящих в стране изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней. Данное исследование является примером современного подхода к изучению особенностей детей раннего возраста. Основным методом исследования является качественный анализ, позволяющий «услышать голос ребенка» и посмотреть на жизнь детей их глазами. На сегодняшний день проведено семь опросов (обзоров), каждый из которых включал в себя интервью со старшими дошкольниками: дети рассказывали о том, как они живут в настоящее время, что думают о происходящем, о том, какой видят свою жизнь в будущем, о том, что им нравится, о чем они мечтают, чего боятся, что знают о политике и экономике, кем хотят стать, когда вырастут, и т. д. Результаты этого исследования свидетельствуют о влиянии социальных изменений на ряд представлений детей об окружающем мире и о себе, а также устойчивость некоторых представлений. Также показано, что в целом самочувствие дошкольников не зависит от социальных изменений. Члены семьи, такие как родители, представляют собой буфер, защищающий детей от негативных последствий кризисов.

Ключевые слова: Старший дошкольный возрастмировоззренческие установкисоциальные измененияструктурированное интервьюкачественный анализ

Введение

Исследование, описанное в этой статье, было начато зимой 1992 г. с целью выявить, как рыночные реформы в России повлияли на отношение детей младшего возраста. Затем было проведено еще несколько обзоров: в периоды относительной стабилизации экономической ситуации (май 1995 г. и весна 1998 г.), после банковского кризиса и девальвации национальной валюты (осень 1998 г.).98). Следующий пересмотр был проведен в 2000-2001 годах (когда произошло много знаменательных событий, таких как отставка Бориса Ельцина с поста президента России и назначение Президентом Владимира Путина, Вторая чеченская война, катастрофа подводной лодки Курск , теракт в Москве, пожар на Останкинской телебашне, утверждение государственного флага, гимна и герба России). Через 10 лет, в 2010 году, был проведен еще один этап исследования, чтобы оценить, как события десятилетия повлияли на детские представления о мире, и выяснить, отличаются ли дети, родившиеся в ХХ веке, от своих сверстников прошлое. В 2016 году, после присоединения Крыма, военных действий на Украине, ухудшения отношений с США и странами Европы, взаимного введения санкций, девальвации рубля, был запущен очередной этап исследования. Таким образом, каждый обзор проводился после определенных значимых событий в стране. По результатам первых рецензий книга «Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире» (Егорова и др., 2001), а также ряд статей (Зырянова, 2010, 2017; Егорова и др., 2012; Егорова и др., 2016).

Постановка проблемы

Можно сделать вывод, что кризис меняет отношение детей к некоторым темам, но не затрагивает общий баланс их существования.

Исследовательские вопросы

  • Можно ли зафиксировать картины мира дошкольников в период экономического кризиса?

  • Как кардинальные изменения в стране влияют на мировоззрение детей?

  • Дают ли качественные методы анализа возможность сравнить картины мира современных дошкольников (родившихся в новом веке) с их сверстниками, родившимися в конце ХХ века?

Цель исследования

Цель исследования — проанализировать влияние происходящих в России изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней.

Методы исследования

Участники исследования – дети шести лет, посещающие детские сады г. Москвы. Дети этого возраста уже имеют некоторый жизненный опыт и могут рассказать об этом. Но, и это очень важно, шестилетние дети открыты, искренни, склонны говорить то, что думают, а не то, что от них ждут взрослые. Планирование беседы с ребенком основывалось на общих принципах опроса детей раннего возраста, рассмотренных в ряде работ (например, Brubacher et al., 2015, 2016; Hritz et al., 2015; Roberts, Lamb & Sternberg). , 2004). С каждым ребенком проводится 60-минутная беседа, которая предполагает свободный рассказ ребенка по заданному вопросу, погружение в интересующие его темы. Беседа начинается с установления контакта с ребенком, для чего проводится небольшая беседа проводится на общие темы («Как тебя зовут?», «Что ты делал?» и др.), затем ребенку сообщается тема разговора и его просят сказать все, что он знает. Беседа ведется в свободной форме; вопросы к ребенку в основном открытые. Во время интервью интервьюер поддерживает ребенка, проявляет интерес к тому, что ребенок рассказывает. Ребенок может переспросить интервьюера, он может не отвечать на вопрос, если не хочет или не знает ответа. Когда ребенок молчит, ему задают дополнительные вопросы, чтобы дать ему возможность рассмотреть вопрос под другим углом. Но если ребенок говорит «не знаю», интервьюер не настаивает на ответе. Ребенок может отвлекаться во время других бесед на другие темы, глубже погружаться в одну из них.

Интервью записываются на цифровой диктофон, затем расшифровываются и анализируются: проводится качественный анализ содержания ответов детей. Составляется тезаурус их высказываний по темам. Для выделения тем используется подход, близкий к общему индуктивному методу анализа качественных данных Д. Томаса (2006). Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выделить наиболее частые, доминирующие или значимые темы, доступные в необработанных данных.

Процесс индуктивного кодирования заключается в следующем: начальное чтение текста разговора, затем выделение конкретных текстовых сегментов, имеющих отношение к задачам исследования, затем выделение и определение сфокусированных тем с последующим пересмотром и закреплением категории и получение более широких категорий или тем; и, наконец, создание модели или теории, относящейся к основной теме исследования (Thomas, 2006).

Выводы

Полученные данные позволяют сделать интересные и важные выводы не только о представлениях детей о мире, но и об их жизни в России в эпоху кардинальных перемен. Они дают возможность увидеть, как события отражаются в мировоззрении дошкольников, какие факторы способствуют тому, что дети остаются детьми в любой социальной ситуации, рассмотреть, как дети меняются со временем. Исходная гипотеза исследования предполагала, что коренные изменения в стране влияют на мировоззрение детей, что в периоды интенсивных социальных изменений дети более информированы об общественной жизни, имеют более высокую тревожность и менее благополучную самооценку. Эти гипотезы в какой-то степени подтвердились.

В результате индуктивного анализа были отобраны темы, представления детей о которых подвержены социальным изменениям, и те, о которых представления остаются устойчивыми.

Представления дошкольников особенно заметно изменяются в периоды резких и значительных социальных изменений. Например, в периоды относительной стабильности в разговоре о политике дети этого возраста не только не в курсе того, что происходит в мире, но и затрудняются ответить на вопросы о событиях в России, часто не могут вспомнить фамилию нашего президент. В периоды интенсивных социальных изменений дети становятся несколько более информированными, например, в 2016 году все знали, что Путин был президентом России, некоторые могли сказать, что на Украине была война, а самые информированные могли даже рассказать о вожде. оппозиции, Навальный. Но, тем не менее, и в эти периоды дети имеют очень слабое представление о мировых событиях. Так вот, почти все опрошенные нами в 2016 году дошкольники считали, что наша страна самая лучшая в мире, наш президент хороший. Но им было трудно объяснить, почему они так думают. Все это свидетельствует о том, что происходящие в общественной жизни события не оказывают серьезного влияния на жизнь детей даже в периоды серьезных перемен. У детей есть другие дела, более важные для них. Например, один мальчик на вопрос, что говорят дома о нашем президенте, дал следующий ответ: «Ничего. Мы не говорим о нем конкретно, потому что у нас нет времени, у нас свои дела».

Были выявлены и другие представления детей, отражавшие изменения в жизни общества. Так, например, было выявлено, что изменилась структура детских желаний: увеличилось количество «волшебных» желаний. Выяснилось, что современные шестилетки лучше ориентируются в мире профессий, чем их сверстники прошлых лет. Заметны также изменения во взглядах детей на использование Интернета, компьютеров, планшетов и мобильных телефонов. Отношения дошкольников в сфере общественной жизни также подвержены социальным изменениям (например, изменилось представление о безработных и безработных, о богатых и бедных и т. д.).

Их представления о семейных ролях, количестве детей в семье, о дружбе и любви, о хороших и плохих профессиях, о любимых книгах, играх, мультфильмах и т. д. были относительно устойчивыми. Так, например, в рамках темы «Семья и семейные отношения» дети рассказывали о роли мужчины и женщины в семье, о сиблинговых отношениях, об участии бабушек и дедушек в их жизни, о любви, браке, какой они видят свою семью в будущем, сколько детей они хотели бы иметь. Выяснилось, что представление о мужских и женских ролях остается стабильным на протяжении многих лет исследований и характерно для традиционной семьи. Большинство детей хотели бы иметь больше братьев и сестер. И многие из них хотят быть старшими детьми в семье. Дети из многодетных семей или конфликтующие с братом или сестрой чаще говорят о нежелании иметь еще одного брата или сестру. На вопросы о дальнейшей жизни дети в основном говорили, что поженятся, создадут семью, потому что встретят хорошего человека и полюбят его. Большинство из них хотели бы иметь двоих детей в будущем. При обсуждении темы усыновленных детей дошкольники высказывали противоречивые мнения. С одной стороны, почти все считают, что детям лучше жить в семье, чем в детском доме, но только треть из них хотела бы видеть усыновленного ребенка в своей семье. Дети, ответившие на этот вопрос отрицательно, говорили, что ребенок из детского дома будет для них чужим, выражали опасения по поводу его поведения и здоровья.

Заключение

В результате исследования выявлено, что динамика изменений с 1992 по 2016 год различна для разных сторон жизни детей. Некоторые детские образы и установки не претерпели существенных изменений по сравнению с 1992 годом. В целом оказалось, что дети этого возраста считают себя счастливыми, несмотря на кризисы. Очевидно, что в нормальных семьях родители стараются оградить детей от негативных последствий кризисов, сохранить привычный образ жизни, делают все возможное, чтобы детям жилось хорошо.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, ​​проект «Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру» № 16-06-00758.

Ссылки

  1. Брубахер, С., Пул, Д., Дикинсон, Дж. (2015). Использование основных правил в следственных интервью с детьми: синтез и призыв к исследованию. Обзор развития, 36. 15–33.
  2. Брубахер, С., Пауэлл, М., Сноу, П., Скутерис, Х., Мангер, Б. (2016). Руководство для учителей по получению от детей подробных и точных повествовательных рассказов. Обзор услуг для детей и молодежи. 63. 83–92.
  3. Егорова М., Зырянова Н., Пьянкова С., Черткова Ю. (2001). Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире //Москва. [на русском].
  4. Егорова М., Алексеева О., Зырянова Н., Козлова И., Панкратова А., Паршикова О., Пьянкова С., Черткова Ю. (2012). Дошкольники нового века //Образовательная политика; 6(62). Стр. 54-70. [на русском].
  5. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. (2016). Мечты и желания дошкольников. Procedia — Социальные и поведенческие науки, ElsevierLtd. 233. 463 — 466.
  6. Hritz, C.E. Royer, R.K. Хельм, К.А. Бурд, К. Охеда, С. Дж. Сечи. (2015). Исследование детской внушаемости: что нужно знать, прежде чем брать интервью у ребенка. AC Anuario de PsicologíaJurídica. 2015. 25. С. 3–12.
  7. Робертс, К., Лэмб, М., Штернберг, К. (2004). Влияние стиля построения взаимопонимания на детские отчеты об инсценированном мероприятии. Прикладная когнитивная психология. 18. 189–202.
  8. Томас, Д. Р. (2006). Общий индуктивный подход к анализу данных качественной оценки. Американский журнал оценки. 27(2), 237–246.
  9. Зырянова Н. (2010). Счастье есть? (Счастливы ли дети в кризис?) // Психологические исследования; 5(13). [на русском].
  10. Зырянова Н. (2017). Исследование взглядов детей старшего дошкольного возраста. //Современное дошкольное образование: теория и практика; 10. С.22-32. [на русском].

Информация об авторских правах

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) – Здоровое питание рядом со мной

Одной из характерных черт старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к обобщению, классифицировать, осознать категории времени и пространства, искать ответы на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на способности ребенка принимать и отыгрывать роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целеустремленными. Сформированы: система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До 5 лет мальчики могут торжественно заявить матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С 5 до 8 лет они «женятся» или «выходят замуж» преимущественно за своих сверстников, воспроизводя таким образом форму отношений взрослых в игровой ситуации.

В целом дети старшего дошкольного возраста отличаются общительностью и потребностью в дружбе. Отмечается заметное преобладание в детсадовской группе общения со сверстниками того же пола, принятие среди которых необходимо для самоутверждения и адекватной самооценки.

6-летние дети уже выработали понимание того, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть еще и плохие. Плохи не только те, кто несправедливо относится к ребенку, но и те, кто ссорятся и не могут найти между собой согласия. Мы находим отражение в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и установленных устоев, а вместе с тем и представителями потустороннего мира.

Послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины за нарушение норм и правил по отношению к значимым для них авторитетным лицам, более подвержены страху перед чертями.

В 5 лет характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6 лет детей одолевают тревога и сомнения в своем будущем: «А вдруг я не буду красивой?», «Что если за меня никто не женится?», у 7-летнего наблюдается мнительность: «не опоздаем?», «пойдем?», «купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами по себе исчезают у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Наказания за нецензурные слова следует избегать, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Также помогает наладить дружеские отношения с детьми противоположного пола, и здесь без помощи родителей не обойтись.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным объяснением и убеждением. В отношении мнительности лучше всего не подкреплять ее, отвлекать внимание ребенка, бегать с ним, играть, вызывать физическую усталость и постоянно выражать собственную твердую уверенность в несомненности происходящих событий.

Как уже было сказано, родитель того же пола пользуется исключительным авторитетом у старших дошкольников. Ему подражают во всем, включая привычки, манеру поведения и стиль отношений с родителем противоположного пола, которого они до сих пор любят. Таким образом, создается модель семейных отношений.

Обратите внимание, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, так как в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к семейным отношениям (а также к отношению других значимых для них людей) .

Авторитет родителя того же пола снижен из-за эмоционально неприемлемого поведения для ребенка и невозможности стабилизировать ситуацию в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя своего пола, нет желания делать все как «папа» или «мама». Они стараются быть только собой или выбирают роль родителя противоположного пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если по разным причинам в детстве возникают проблемы, трения, конфликты в отношениях с родителем того же пола, то это способствует возникновению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытала в детстве авторитарное влияние матери, то, став самой матерью, она будет в чем-то подчеркнуто строгой и принципиальной с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, не может стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от житейских опасностей и страхов.

Кроме того, развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее негативное влияние на мальчиков, чем на девочек. Недостаточное влияние отца в семье или его отсутствие может наиболее затруднить у мальчиков формирование адекватных полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом опасности, пусть и мнимой, но заполняя сознание.

Итак, 6-летний мальчик из неполной семьи (отец ушел после развода) ужасно боялся Змея Горыныча. «Он дышит и все», — так он объяснял свой страх. Под «всем» он имел в виду смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубины своего подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной мнимой угрозы свидетельствует об отсутствии психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного отцовского влияния.

У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого можно было бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или приведем случай 5-летнего мальчика, который боялся «всего на свете», был беспомощен и в то же время заявлял: «Я как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан беспокойной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к независимости в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем быть на него похожим. Но отца от воспитания отстранила властная мать, заблокировав все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность отождествления себя с ролью скупого и неавторитетного отца при наличии беспокойной и чрезмерно опекающей матери — именно семейная ситуация способствует разрушению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать всю семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно либо себя, либо отца, не понимая, что рисунок должен включать и мать, и старшую сестру. Он также не мог выбрать роль отца или матери в игре и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были связаны с тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу же ложился спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом» — неприметным, тихим, оторванным от семейных проблем и не занимающимся воспитанием детей.

Мальчик тоже не мог быть самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение от покидавшего ее влияние отца, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, был похож на презираемого мужа во всем и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему его матери, которая была строга с эмоционально чувствительным мальчиком, без конца отчитывала его и наказывала. Кроме того, она сверхопекала сына, держала его под неусыпным контролем и пресекала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что вскоре он стал «вредным», в сознании матери, потому что пытался как-то проявить себя, и ей это напомнило о прежней деятельности отца. Именно это и напугало мать, не терпящую никаких разногласий, стремящуюся навязать свою волю и всех подчинить себе. Она, подобно Снежной Королеве, восседала на троне принципов, властная, указующая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных потребностей сына и обращающаяся с ним как со слугой. Муж одно время начал пить в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием».

В разговоре с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и множество страхов, исходящих из предыдущего возраста, в том числе наказания от матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выраженным был страх одиночества, и это понятно. У него нет друга и защитника в семье, он эмоциональный сирота при живых родителях.

Неоправданная суровость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных потребностей и чувства собственного достоинства также приводят к возникновению страхов.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости , беспомощность, являющиеся питательной средой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. .

Социально-нравственное развитие дошкольников: аспекты теории и практики

. 201927 ноября; 9(12):129.

дои: 10.3390/bs9120129.

Евгения Коротаева
1
, Ирина Чугаева
1

принадлежность

  • 1 Институт педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
  • PMID:

    31783710

  • PMCID:

    PMC6960976

  • DOI:

    10. 3390/бс9120129

Бесплатная статья ЧВК

Евгения Коротаева и др.

Behav Sci (Базель).

.

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 ноябрь 27;9(12):129.

дои: 10.3390/bs9120129.

Авторы

Евгения Коротаева
1
, Ирина Чугаева
1

принадлежность

  • 1 Институт педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
  • PMID:

    31783710

  • PMCID:

    PMC6960976

  • DOI:

    10.3390/бс9120129

Абстрактный

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Теоретическое осмысление современного состояния данной области отражено в современных нормативных документах «Об образовании в Российской Федерации», государственных образовательных стандартах. Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований в этой области показывает, что словосочетание «нравственное воспитание» сегодня постепенно заменяется на «социально-нравственное воспитание» и «социально-нравственное развитие». Это направление встречается в дошкольной педагогике (работы Л. В. Абрамовой, Р. С. Буре, С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, И. Ф. Слепцова и др.). Именно на изучение социальных и нравственных представлений дошкольников направлены многие актуальные диагностические методы: объяснить действия детей и их взаимоотношения друг с другом и взрослыми, дать оценку этим действиям (т. моральная норма). Представленное исследование базировалось на методике исследования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, разработанной Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькина. Анализ результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста охотно включаются в пересказ действий, описанных в ситуациях, но затрудняются оценить происходящее с нравственной точки зрения. Очевидно, что в этом направлении необходима психолого-педагогическая работа с учетом возрастных особенностей детей, а также социальных и нравственных ориентиров, соответствующих современной ситуации в отношении развития общества.


Ключевые слова:

коммунитарный подход; дошкольный возраст; социальное и нравственное воспитание.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Похожие статьи

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В.
    Малларди В.
    Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27.
    Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005.

    PMID: 16602332

    итальянский.

  • Решения о включении детей младшего возраста в контексты моральных и социально-конвенциональных групповых норм.

    Риццо М.Т., Кули С., Эленбаас Л., Киллен М.
    Риццо М.Т. и др.
    J Exp Детская психология. 2018 янв; 165:19-36. doi: 10.1016/j.jecp.2017.05.006. Epub 2017 20 июня.
    J Exp Детская психология. 2018.

    PMID: 28645542

    Клиническое испытание.

  • Опыт студентов и преподавателей в обучении, основанном на моделировании матери и ребенка: систематический обзор протокола качественных доказательств.

    Маккиннон К., Марселлус Л., Риверс Дж., Гордон С., Райан М., Батчер Д.
    Маккиннон К. и др.
    JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Jan; 13(1):14-26. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1694.
    Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г.

    PMID: 26447004

  • Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.

    Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н.
    Уилсон Р. и соавт.
    JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150.
    Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г.

    PMID: 26571290

    Обзор.

  • Истоки развития наивной психологии в младенчестве.

    Пулен-Дюбуа Д., Брукер И., Чоу В.
    Пулен-Дюбуа Д. и соавт.
    Adv Child Dev Behav. 2009;37:55-104. doi: 10.1016/s0065-2407(09)03702-1.
    Adv Child Dev Behav. 2009.

    PMID: 19673160

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Происхождение и развитие нравственного чувства: систематический обзор.

    Лимоне П. , Тото Г.А.
    Лимоне П. и др.
    Фронт Псих. 2022 9 мая; 13:887537. doi: 10.3389/fpsyg.2022.887537. Электронная коллекция 2022.
    Фронт Псих. 2022.

    PMID: 35615195
    Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

    1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Педагогика; Москва, Россия: 1982. с. 576.

    1. Руссо З.-З. В кн.: Педагогические труды в 2-х томах. Джтбладзе Г.Н., редактор. Том 1. Педагогика; Москва, Россия: 1981. с. 565.

    1. Толстой Л.Н. В: Педагогические труды. Вейкман Н.В., редактор. Педагогика; Москва, Россия: 1989. 544с.

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *