Разное

Воспитание мальчика 6 лет: Как воспитывать мальчика 6 лет: советы опытного психолога

Содержание

Воспитание мальчика: что мамы делают не так — Parents.ru

Фото
didesign021/Getty Images/iStockphoto

«Не понимаю, почему сегодня из мальчиков растят слюнтяев и слабаков? Помню, когда я маленькой ходила в детский сад и потом в школу, мальчикам внушали, что плакать стыдно, что ноют только девчонки. Я и стараюсь воспитывать своего сына именно так, а в детском саду со мной не согласны. Но разве такое воспитание не портит будущих мужчин?»
Юлия Б., г. Новосибирск

— Большая проблема воспитания мальчиков в нашей культуре до недавнего времени заключалась в том, что им отказывали в открытом проявлении чувств. Мальчик не должен плакать! Мальчик должен быть мужественным с детства! Увы, «плоды» этого воспитания — готовые пациенты психолога, люди с подавленными чувствами, невротики.

На самом деле выражение чувств: обиды, нежности, радости и т. п. — никак с полом не связано. Это нормально и хорошо и для девочек, и для мальчиков. Это то, чему психологи вынуждены учить взрослых людей, в которых подобное подавили в детстве родители, воспитатели, педагоги. Важно понимать, что проявление чувств не делает мальчиков похожими на девочек и не делает из них слюнтяев.

Есть множество культур, в которых мужчины открыто выражают свои эмоции. На Кавказе мужчины вовсе не стесняются слез. А кто их обвинит в немужественности?

Чувства нужно регулировать, ими нужно управлять, но не подавлять их. Вообще — что такое НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА? Поверьте, у мужчин и у женщин разный взгляд на это понятие. Женщины любят манипулировать им. Для женщины «настоящий мужчина» — тот, кто делает ЕЕ жизнь лучше. И поэтому он настоящий мужчина?.. Это вопрос. И вопрос: как же воспитать мальчика, чтобы он прожил жизнь счастливо? Не другие, живущие рядом с ним, а он сам! Правда, любой нормальный мужчина будет счастлив, делая счастливой свою женщину, а для этого нельзя быть эгоистом, нельзя быть лентяем и т. п. Вот таким его и стоит растить маме.

«Я воспитываю сына одна. Пока ему только 3 года и особых проблем нет, но у меня даже нет никакого примера воспитания мальчиков, я и сама выросла без отца. Нет ли каких-то универсальных приемов?»
Лина С., г. Москва

— Если мама с мальчиком живет одна, ей довольно сложно воспитать из него мужчину. У ребенка просто нет образца для подражания. Что делать? Найти себе мужа и отца ребенку — это первый универсальный совет. Причем, женщина должна найти себе мужа не потому, что малышу нужен отец, а потому что в изменившейся ситуации изменится и ее поведение, оно станет правильным по отношению к ребенку. Но не всегда этот совет можно реализовать… Тогда место папы, хоть бы время от времени, должен занимать другой мужчина: учитель, тренер, руководитель детской студии и т. п.

Если в семье отца нет, мальчику грозит гиперопека со стороны матери, что крайне вредно и тяжело для ребенка. Гиперопека — это большая проблема одиноких матерей, и с ней необходимо бороться всеми силами. Снять гиперопеку — значит перестать заботиться о ребенке чересчур сильно. Не поел сынок? Ничего страшного, захочет — поест, с голоду не умрет! Простудился? Обычное дело — выздоровеет! Гиперопека потому и гипер, что мать выливает в ней на своего мальчика все свои чувства: и те, что предназначались ему, и те, что должны были излиться на мужчину. Итак, снять гиперопеку — это второй универсальный совет для всех мам.

Главная задача в воспитании мальчика — привить ему чувство ответственности. Вот третий универсальный совет. Для девочки это не так важно, потому что в нашей культуре главное отличие мужчины от женщины именно в принятии представителем сильного пола личной ответственности. Если мужчина что-то делает, он отвечает за свои поступки. И каждый мужчина знает, что так и должно быть. Другое дело, если он на подобное не способен — значит, достойный образец отсутствовал, а со стороны матери была гиперопека.

Личный пример

Мужественность помогут воспитать книги, фильмы. Но главное — личный пример. Папа ведет себя как подобает мужчине — и сын это видит. А если папы нет, то мама должна относиться к сыну не как к мальчику, а как к мужчине. Это еще один совет. Мама должна рассказать ему, как поступают мужчины в тех или иных ситуациях, и ждать от сына соответствующей реакции. Чтобы помогал по хозяйству, уступал место и т. п.

Трудовое воспитание — ничего лучше не придумали со времен СССР! Буквально: «Ты подметаешь пол, потому что я тут главная, я зарабатываю деньги, кормлю тебя. И еще: «Потому что ты — мальчик, ты сильнее, а я устала, я — женщина». Если ребенок задает вопрос, почему он подметает, а не мама, это бунт, это проверка ролей в семье. Вы должны ее выдержать.

Фото
ljubaphoto/Getty Images/E+

«Невестка считает себя очень современной, модной, поэтому и моего внука хочет видеть таким же. Елисею только 7 лет, но одевается он как заправский модник, причем, прежде чем выйти из дома, тщательно выбирает, что надеть. А поход с родителями в магазин за обновками — среди главных развлечений. С одной стороны, это, конечно, хорошо, что Елисей следит за собой, старается быть аккуратным, а с другой… Разве это нормальное поведение для мальчика его лет?»
Эльвира Д., г. Тюмень

— Это отличное поведение! Правы его родители: их ребенок вырастет с развитым чувством вкуса, с привычкой к аккуратности и чистоте. Умение хорошо одеваться — бонус для любого мужчины. Хорошо одетый, он всегда будет нравиться девушкам, а модная, красивая одежда не делает мальчика менее мужественным, это не имеет к мужественности никакого отношения. Вспомните фотографии русских дворянских детей, которых было принято в детстве одевать одинаково, как девочек, — в платьица, отращивать длинные волосы, да еще и завивать их в локоны. Но вырастали эти юноши в настоящих мужчин.

Однако не все, что касается внешнего вида, столь однозначно. В любом случае стоит помнить, что все, что так или иначе выделяет мальчика из коллектива, может и навредить ему, привести к конфликтам со сверстниками.

Воспитывать (и одевать в том числе) ребенка приходится с учетом того, как это принято в окружающем его обществе, чтобы мальчику было комфортно существовать. Если, например, в вашей школе нормально, что у мальчика из младших классов в ухе серьга (которую ему повесила мама), то ничего страшного. Если в вашей школе мальчики-старшеклассники ухаживают за ногтями в салоне, мажут губы гигиенической помадой и ваш сын поступает так же — то же самое. Но есть коллективы, где подобное становится вызовом. Следовательно, нужно учитывать место своего самовыражения и самовыражения своего ребенка.

«До каких лет маме (и папе) мальчика можно обнимать его, целовать, гладить по спинке, спать в одной кровати? Ведь выразить свою нежность ему, хотя бы в детстве, пока он дает это делать, так хочется…»
Марина М. г. Саратов

Обнимать, целовать, гладить и мальчика, и девочку можно без ограничений. По мере взросления телесный контакт с ребенком должен становиться «более взрослым», ведь, очевидно, что отец сына в 5 лет и в 20 обнимает по-разному. Мамам надо помнить, что сын растет, мужает, сюсюкать с ним в 10 лет, как с трехлетним, не годится. Впрочем, он вам и сам не позволит этого делать.

Спать с родителями не возбраняется до 2 лет примерно. Точнее — до первых сигналов проявления самостоятельности и отделения себя от родителей. Пример такого сигнала — когда ребенок говорит: «Я больше не маленький, не надо меня обнимать и тискать». Обычно такое происходит года в 3, у кого-то чуть раньше, у кого-то позже. Но! Если ребенок сам не прочь пообниматься, не отталкивайте его, если он не в состояние уснуть один, также идите ему в этом навстречу.

Новые нравы

По мере того как нарастает либерализм в отношении детей, их воспитание ухудшается. На самом деле раньше воспитание и дома, и в школе было более авторитарным, с детьми вели себя жестче, они росли дисциплинированнее. Кроме того, раньше детей считали взрослыми с более раннего возраста, чем сейчас. Многие в 14–16 лет уже вовсю работали, а сегодня лет до 25 он может считаться — и, главное, считать себя сам! — «еще совсем ребенком». Это не хорошо, не плохо — просто времена меняются. Сегодняшним мальчикам дольше позволяют оставаться детьми.

Фото
Getty Images/Radius Images

Раньше — будем говорить, до перестройки — и в обществе вообще либерализма было куда меньше, существовали пионерские организации, например, где были свои законы, которым, так или иначе, но необходимо было соответствовать. Но нельзя говорить о том, что тогда дети вели себя лучше. Дети вообще никогда не ведут себя лучше или хуже, всегда примерно одинаково. И ровно насколько, насколько им это позволяют. Сегодня — да, позволяют больше. Однако мысль о том, что «раньше дети вели себя лучше», преследует человечество последние 2 тысячи лет.

Это не шутка: во времена Древнего Рима говорили, что «раньше молодежь была более воспитанной». Почему так происходит? Когда вы видите детей, которые ведут себя неподобающе, вы объясняете это их плохим воспитанием. А ведь вы в детстве тоже не всегда вели себя хорошо, правда? Но спроси вас сейчас о каком-то эпизоде вашего непослушания, наверняка объясните все «сложившейся ситуацией». И такой подход совершенно нормален и свойственен всем людям. Сейчас виноваты они, а тогда не я, а «ситуация». Вот от этого и столь критичное отношение к нынешним детям.

«Недавно пришлось краснеть на детской площадке во дворе. Мой сын-первоклассник бросался палками в прохожих, а двое его друзей наблюдали и смеялись, о чем мне рассказали соседи. С возрастом он становится совсем неуправляемым. Почему он это делал? И что делать мне?»
Елена К., г. Тула

Зачем делал, это нужно спросить у него. А вообще не думайте, что ребенок видит реальность так же, как взрослый: он наблюдает за миром абсолютно альтернативным способом. У него в 7 лет еще нет четких критериев морали, он просто не понимает, что люди могут что-то испытывать. Высшие психические функции вроде сопричастности и сочувствия воспитываются по мере того, как человек взрослеет.

Ваш сын совершил случайный проступок. Но он поступил плохо, и ему на это надо указать, то есть наказать. Надо перестать сюсюкать с ребенком, а относиться к нему как к взрослому, как к самостоятельной личности — в любом возрасте! Когда делает что-то не так по умыслу — наказывать непременно. Тогда и вести себя будет соответственно. Неуправляемый — это значит не уважающий авторитет родных. А те, следовательно, провалили свою ролевую позицию, не считают себя главными и пытаются договариваться с ребенком. Это неправильно. Но не поздно все исправить.

Напомню, что о подобном писал А.С. Макаренко. Была у него ситуация, когда ребенок своим поведением настолько разозлил педагога, что тот ударил его. И после случившегося долго испытывал угрызения совести. А потом понаблюдал за наказанным и убедился: работает! Ребенок понял, кто тут главный, и стал более послушным.

Я не призываю к физическим наказаниям (хотя это проще и порой стоит прибегать и к этому), но наказания в воспитании необходимы, можно лишить чего-то, например оставить без вкусной еды. У ребенка без наказаний просто не будет мотивации для послушания, мы же помним, что всякие моральные нормы ему пока недоступны. Родители говорят, чего не надо делать, но никак не наказывают, если он их не слушает. Напротив, они продолжают ласкать его, кормить. Кто тут главный? Кто на вершине? Ребенок! И ему там, на вершине, очень хорошо.

То есть в воспитании и мальчика, и девочки непременно должны быть инструменты наказания и поощрения, которые позволят родителям выбрать правильную — главную — роль. Авторитет — это не то, что автоматически достается родителям. Его нужно заработать. Конечно, нашим мамам, у которых буквально в генах живет память о том, что мужчин в стране мало (последняя война оставила незаживающую рану в сердце даже нынешнего поколения) и для некоторых из которых Мальчик — это воплощение мечты и о Сыне, и о Мужчине сразу, авторитет заработать трудно. Но надо себя перебороть ради этого самого Сына.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании и психологии детей — в нашем канале на Яндекс. Дзен.

Дарья Вейцлер

Воспитание сына: важные советы психологов для родителей

В разные времена менялись взгляды на воспитание мальчиков, причем практически всегда господствовало мнение, что этим делом должные заниматься непременно отцы: только мужчине удастся заложить в малыша необходимые качества. Так, в древней Спарте поддерживалось очень суровое воспитание – с ранних лет ребенка отнимали от матери и заставляли заниматься физическими упражнениями, обучали тонкостям военного дела. В России буквально позапрошлого века дети в 6-7 лет помогали своим родителям-крестьянам, выполняя вполне взрослые обязанности.

Едва ли такие подходы в наше время хоть кто-то назовет приемлемыми. Сейчас воспитывать ребенка необходимо в атмосфере любви, уважения, уделяя внимание, прежде всего, личностному развитию и реализации детского потенциала.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

В современном мире подход к воспитанию мальчиков изменился, чаще всего этим занимаются женщины. Достаточно вспомнить, что в детских садах и школах основная часть педагогического состава женского пола. Поэтому ребенок может не получить необходимого мужского опыта. В данном случае возрастает роль семейного воспитания, в рамках которого отец собственным примером будет показывать сыну нормы поведения.

Матерям-одиночкам приходится непросто, ведь им нужно объяснять ребенку то, с чем сами они не сталкивались – мужскую модель поведения. Не всегда это получается успешно, именно поэтому так много мужчин, ведущих себя как «типичная девочка».

Нередко и в полных семьях отцы либо слишком заняты, пропадая на работе, чтобы обеспечить семью всем необходимым, либо самоустраняются от воспитания, возлагая всю ответственность на супругу, либо же сами воспитаны неправильно, инфантильны и немужественны и ничему хорошему научить не в состоянии. Поэтому мамам приходится заниматься столь непростым неженским делом – учить своего ребенка становиться мужчиной.

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА

Психологи провели исследования и выяснили, какие качества хотели бы видеть у своих сыновей современные матери. Результаты довольно неожиданны:

  • аккуратность;
  • старательность;
  • добросовестность.

В то время как мужественность и смелость многие матери ставят на последние места. Позиция понятна – серьезный и спокойный ребенок не создаст проблем, в отличие от сорвиголовы и добродушного хулигана. Но в итоге сами же мамы останутся изумлены – почему их мальчик вырос безынициативным, робким, скромным, не готовым к преодолению препятствий, не понимая, что сами же стали причиной такого положения.

Опекая малыша, не давая ему резвиться в компании таких же детей, матери часто воспитывают его так, как удобно им – домашним ребенком без лишних проблем, искажая таким образом саму мужскую природу. Малыш становится слабовольным, не в силах дать сдачу, если на него нападают ровесники, терзается постоянными страхами, не имеет собственного мнения. Гиперопекаемый ребенок едва ли сможет вырасти гармоничной и целеустремленной личностью, готовой к жизненным трудностям, до седых волос он будет рассчитывать на помощь мамы и искреннее не понимать, что всего добиться он мог бы сам.

Второй вариант – проявление протестов, что свойственно детям, которые обладают некоторой силой духа. Такие мальчики категорически отказываются слушать родителей, не выполняют их просьбы, агрессивны, делают назло. Причина такого поведения – также гиперопека матерей, против нее ребенок и бунтует. Особенно страдают долгожданные и единственные малыши в семье.

Далее предлагаем познакомиться с тем, как психологи советуют правильно воспитать мальчика, чтобы он не вырос женоподобным, избалованным и не готовым к самостоятельной жизни, но в то же время не страдал от нехватки внимания. Женщинам следует отказаться от своей позиции «чрезмерно заботливой мамы», отпустить собственные страхи, дать ребенку чуть больше свободы. То есть отказаться от собственного материнского эгоизма и задуматься о том, кем станет ее сын в будущем.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

Рассмотрим основные тезисы, которые должны учитываться матерями при воспитании сыновей.

  • Отсутствие тотального контроля. Каждая мать сама определяет, что она будет разрешать малышу, в какой момент его неудачи придет на помощь, однако важно соблюдать «золотую середину», не превращаясь в суровую даму, уверенную в пользе спартанских условий, и не уподобляясь гиперзаботливым матерям.
  • Использовать пример чужих отцов. Если женщина вынуждена воспитывать малыша одна, ей следует понаблюдать за тем, как ведут себя отцы других детей. Так, если во время прогулки кроха упал, папа не бежит к нему на помощь, более спокойно реагирует на слезы и крик, поскольку понимает, что падения в детском возрасте неизбежны.
  • Не менее важно и понаблюдать за тем, где отцы проявляют твердость, а в каких моментах готовы уступить.
  • Воспитать мужскую манеру поведения поможет не отдергивание, а подбадривание. Нужно помочь ребенку преодолеть препятствие, а не держаться подальше от опасного места.
  • Слово – важнейший помощник родителей. Поэтому, говоря «мальчик», нужно постараться почаще употреблять характеристики «мужественный», «выносливый». У ребенка постепенно отложится в голове, как ведет себя представитель мужского пола.

Отметим, что воспитывать мужественность следует осторожно, с учетом возраста малыша. Так, если крохе всего 2 года, допустимо уступить, не требовать от него сверхусилий и супервыносливости. Сейчас детям очень нужна поддержка взрослого, жалость, общение – нельзя лишать ребенка необходимой психологической помощи.

Приведем пример:

  1. Если ребенок упал, заплакал, его следует пожалеть, даже если взрослый уверен, что крохе не больно.
  2. Когда мальчик, упав, не расплакался, его мужественность стоит отметить и похвалить, показать, как родители гордятся его стойкостью.

Только так можно воспитать гармоничную личность, а не забитую и неуверенную в себе или протестующую по любому вопросу.

СВОБОДА

Отдельно поговорим об ограничении самостоятельности. Фразу «ты неправильно делаешь, иди, я лучше сама» приходится слышать довольно часто, причем даже по отношению ко взрослым мужчинам. Она губительна для личности мальчика, учит его быстро сдаваться, передать ответственность другому лицу. Такой ребенок всегда будет ждать, что в трудную минуту к нему на помощь придет мама и все за него сделает. Поэтому потом родителям не стоит обижаться, что повзрослевший сын постоянно просит у них денег, плачется из-за жизненных трудностей. Они сами подготовили себе и ему такую судьбу.

Выход прост – необходимо позволить ребенку действовать, методом проб и ошибок учиться, добиваться поставленной цели. Родители могут подсказать советом, но ребенок с дошкольного возраста должен быть самостоятельным.

Конечно, маме 4-летнего крохи проще самой одеть его на прогулку, чем наблюдать, постепенно теряя терпение, как он пытается завязать шнурки. Специалисты советуют: если малыш не просит помощи, нужно дать ему свободу. Лучше приступить к сборам заранее, но предоставить ребенку возможность одеваться самостоятельно. Если ребенок говорит «я сам», так и должно быть. Нельзя убивать в нем инициативу и желание учиться.

ЗАПРЕТЫ

Определяясь с уровнем свободы для ребенка, родители решают, какие запреты для него установить. Здесь возможны две популярные ошибки:

  • Полное их отсутствие. С одной стороны, мальчик чувствует, что ему можно все, ощущает свою значимость, самостоятельность. Но с другой – в мире много опасностей, которые малыши в силу своего возраста не понимают. Поэтому такая позиция родителей ставит под угрозу здоровье и даже жизнь крохи.
  • Огромное количество запретов. Крохе запрещают буквально все, для совершения любого действия мальчику приходится спрашивать разрешение (к примеру, можно ли взять ту или иную игрушку). Результат – ребенок вырастает неуверенным в себе, скромным, с полным отсутствием лидерских качеств и стремлений чего-то добиться самостоятельно.

Именно поэтому очень важно определиться с тем, что запрещать, а что разрешать малышу. Каждое «табу» должно быть обосновано и понятно ребенку – нужно объяснить, почему нельзя совать пальцы в розетку, к чему это приведет, почему нужно переходить проезжую часть только по пешеходному переходу, предварительно посмотрев по сторонам. Только в этом случае мальчик будут стремиться сознательно не нарушать правила, а не пытаться потихоньку «попробовать запретный плод», пока родители не видят.

Система запретов должна формироваться с 2 лет, следует постепенно приучать мальчика к слову «нельзя», поясняя ему, по какой причине нельзя.

ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВ

Обозначим такое правило: чрезмерная опека губительна, как и невнимание. Поэтому мамам нужно постараться не «сюсюкать» с мальчиком, но папам необходимо не стесняться выражать свои нежные чувства. Ребенок, растущий в атмосфере любви и уважения, сам научится любить и уважать. Следует учить сына с детских лет помогать старикам, особым образом относиться к девочкам и младшим детям как к более слабым и нуждающимся в поддержке.

Просить у малыша прощения, если родители поняли, что были неправы, – значит не утратить свой авторитет, а, напротив, укрепить его. Ведь ребенок осознает, что каждый может допустить ошибку, признать которую может только сильная личность.

ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ

Поговорим о принципах выбора игрушек для мальчика в 3-4 года. Психологи рекомендуют предлагать ему как можно больше «мужских» развлечений, причем речь идет не и машинках, солдатиках и оружии, а о каске пожарника, наборе столярно-слесарных инструментов, штурвале корабля. Подобные забавы можно приобрести в магазинах либо сделать самостоятельно.

Преимуществ у таких игрушек несколько:

  • с ранних лет малыш знакомится с «мужскими» профессиями;
  • меньше времени проводит за компьютером;
  • ребенку подобные игры очень интересны.

Совет от психологов таков: следует приобретать подобные игрушки сдержанной окраски, это также помогает воспитывать мужественность.

В 5-6 лет можно давать детям возможность помочь папе, забив гвоздь или что-то построгав. Важно не пытаться запретить им работать, а держать под присмотром, чтобы кроха случайно не поранился. Такая помощь позволяет ребенку почувствовать себя более значимым, улучшает его самооценку. От отца требуется проявить терпение и не срываться на малыше, если что-то у него получаться не будет. Крики и ругань сделают свое дело – интерес к физической работе пропадет навсегда.

В неполной семье мальчики могут помогать кому-либо из родственников мужского пола, таким образом они сумеют приобщиться к мужским занятиям. Когда кроха немного подрастет, следует найти для него кружок, преподавателем которого является мужчина, причем такой, который действительно понравится ребенку. Подобный положительный пример очень важен в становлении характера.

АКТИВНЫЕ ИГРЫ

Воспитание сына предполагает обязательное использование подвижных игр, однако не все родители от этого в восторге. Шум, беспорядок – вот то, что влекут за собой догонялки, прятки и подобные забавы. Кроме того, в помещении может быть недостаточно свободного места. Однако такие игры необходимы.

Задача родителей не запрещать всеми силами, а облагородить эти забавы, сделать из них способ развития личности. Так, ребенок может просто играть в догонялки, а может с помощью родителей придумать сложный сюжет, в котором присутствуют положительные и отрицательные персонажи, ведутся настоящие межпланетные войны. Можно рассказать малышу о викингах, индейцах, партизанах, самураях, римских легионерах, дружинниках русских князей и других, подобрать для них подходящее оборудование. Детям, безусловно, интересно на время перевоплотиться в жителя прошлых эпох, кроме того, они узнают и новую информацию.

Нельзя запрещать активные игры, в противном случае ребенок, который вынужден сдерживаться себя в детском саду или в школе, не получая эмоционального разряда дома, станет нервным и раздражительным.

ВОСПИТАНИЕ ГЕРОИЗМА, СМЕЛОСТИ

Важно знакомить мальчиков с подвигами жителей прошлых эпох – это не только станет положительным примером, но и поможет укрепить в них уважение к старшему поколению. На подсознательном уровне в каждом мужчине (вне зависимости от его возраста) заложено стремление к подвигам, к проявлению смелости, к риску ради какой-то высокой цели. Это и нужно использовать в воспитании: перед глазами ребенка должен быть герой, кто-то близкий по духу и понятный им, поступающий правильно, мужественно, решительно. На такие образы дети будут равняться, на них будут хотеть быть похожими. Если же не знакомить мальчиков с проявлениями героизма, то у них будет отсутствовать стремление к совершению подвигов, даже небольших, малозначительных, например к защите слабого и обижаемого.

Психологи подходят к вопросу так:

  • Дети, даже не знакомые с подвигами истинных героев, понимают, что быть трусливым – плохо, стыдно.
  • В каждом мальчишке жива тяга к романтике, однако, не имея перед собой полноценного примера, они начинают использовать те образы, которые видят на телеэкране или узнают у сверстников.
  • Понятие «герой» заменяется на «крутой», что не всегда хорошо, поскольку «крутым» может быть и аморальный персонаж, не трусливый, мужественный, но не готовый к сочувствию, помощи, совершающий неблаговидные поступки. Именно подобная тенденция становится причиной роста подростковой преступности.

Вот почему родителям, не желающим допустить такой ситуации, важно вовремя познакомить малышей с теми, кто действительно достоин стать примером для подражания. Сделаем оговорку: идеал недостижим, но, пытаясь приблизиться к нему, человек становится лучше. Стараясь быть смелым, как настоящий герой, ребенок, возможно, и не добьется желаемого, но будет стремиться к покорению высоты. А если снизить планку, сделать поблажку, то получится, что и стараться необязательно. Результат – трусость, пассивная жизненная позиция, ориентир на неизбежное поражение. У мальчика появляется установка «зачем что-то делать, если все равно ничего не получится». Для ее преодоления важно внушить ребенку, что он обладает героическими качествами, а не ругать и стыдить за проявленную трусость.

Вообще, стремление к идеалу должно стать хорошей привычкой каждого. Приведем простой пример. Начиная изучение иностранного языка, человек не ставит своей целью владеть им как родным. Результат – полученных знаний хватит, чтобы кое-как изъясняться, продавцы и сотрудники отелей поймут такого туриста, но переводчиком ему не стать никогда. Именно поэтому надо с ранних лет учить мальчика ставить высокую цель. Достичь ее трудно, практически невозможно, но старания и стремления неизбежно повлекут за собой успех.

ЛУЧШИЕ КНИГИ

Воспитанию мальчиков очень поможет чтение с ними подходящей литературы. Поэтому даже дошкольника можно познакомить с произведениями Катаева, Олеши, Кассиля, Пантелеева, в которых герои совершают настоящие подвиги. Кроме того, дети обязательно оценят «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Приключения Эмиля из Линнеберге» А. Линдгрен. Можно рассказать им о подвигах Ивана Сусанина, русских солдат и партизан в годы Великой отечественной войны. В каждом городе есть улицы, названные в честь героев, поэтому мальчикам наверняка будет интересно узнать, что же такого героического, какой подвиг совершил тот или иной человек, что его именем назвали улицу.

Все это поможет непростому делу – воспитанию сына как настоящего мужчины.

МИФЫ И ИХ РАЗВЕНЧАНИЕ

Некоторые родители неверно понимают воспитание мальчиков – и неизбежно допускают ошибки. Вот три основных мифа относительно воспитания сыновей:

  1. Поведение ребенка мужского пола обусловлено физиологией, и даже самое качественное воспитание не справится с природой. Мальчики всегда будут агрессивны, шаловливы, будут баловаться и рисковать. Это не так. Исследования доказали, что те дети, которых любят, сами способны дарить любовь, те, о которых заботятся – проявлять заботу. То, как мальчик будет себя вести, зависит, прежде всего, от воспитания, а не от особенностей пола.
  2. Мальчикам нужно быть мужественными. Из-за этого убеждения многие дети не могут жить так, как того хотели бы, опасаясь стать предметом насмешек и издевательств ровесников. На самом же деле мужественность можно проявлять по-разному, следовать общепринятым канонам не нужно. Мальчик может плакать, играть в «игры для девочек», оставаясь достойным представителем своего пола. Так, некоторые подростки предпочитают проводить время не на спортивных площадках, а на кухне, создавая собственные кулинарные шедевры, и в этом нет ничего предосудительного и постыдного. Напротив, они занимаются тем, чего по-настоящему хотят, полностью реализуют свой потенциал, счастливы и довольны собой.
  3. Мальчики представляются опасными, агрессивными, предрасположенными к насилию. В действительности же они чувствительны, способны к сопереживанию, помощи нуждающимся.

Родителям важно понять своего ребенка, отказаться от стереотипов, прикладывать все усилия к гармоничному развитию личности, только в этом случае сын будет расти мужественным, смелым, но заботливым и понимающим.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ

Предлагаем познакомиться с некоторыми советами практикующих психологов, которые помогут в воспитании мальчиков. Конечно, мальчик энергичен, порой может показаться агрессивным, чрезмерно динамичным. Поэтому важно направить его энергию в мирное русло:

  • если он любит драться – предложить записаться в кружок или секцию восточных единоборств или бокса;
  • если обожает покричать – дать возможность сыграть в игру, где крики являются необходимыми, так кроха «выпустит пар» и кричать в домашней обстановке не станет;
  • если малыш не хочет проводить выходные так, как запланировали мама с папой, необходимо обсудить с ним этот вопрос, предложить внести собственное предложение, пояснить свое нежелание. Часто дети, понимая, что их мнение важно, перестают капризничать и на все соглашаются, ведь они убеждаются – для родителей их позиция важна.

При появлении в семье второго ребенка, особенно девочки, важно провести со старшим сыном беседу, убедить его в том, что родители не станут его меньше любить, что появление сестренки не скажется негативно на его жизни.

Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей.

Не менее опасно и сравнивать своего сына с другими детьми, ставить их в пример. Это и обидно, и не всегда справедливо, поскольку соседский мальчишка может хорошо бегать, но, в отличие от вашего ребенка, быть совершенно не способным к музыке. Такие сравнения часто становятся первопричиной заниженной самооценки.

Далее – следует видеть в своем сыне личность, которая может существенно отличаться от других детей, активных и спортивных. Не давить на малыша, помочь ему с самоопределением – вот основное правило воспитания в психологии. Важно отказаться от стереотипного понимания того, что именно должен делать и уметь мужчина, предоставить ребенку немного больше свободы, не навязывать ему свои мечты и стремления.

Воспитание мальчика – дело непростое, особенно если речь идет о первом сыне, когда знаний и опыта явно недостаточно. Очень важно во всем соблюдать меру и помнить: то, что удобно маме «здесь и сейчас», может стать губительным для нормального развития личности ее малыша. Именно поэтому собственным спокойствием можно слегка пожертвовать, дав крохе больше свободы для изучения мира и своего места в нем. Спокойный малыш, весь день играющий в настольные игры, конечно, создаст для своих родителей мало проблем, но не станет мужественным и смелым. В то же время если кроха не похож на соседских детей, не желает озорничать, предпочитая тихие забавы, не стоит давить на него – все дети разные, у каждого из них свой путь.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

12 советов, как вырастить уверенных в себе детей | Повышение самооценки

С самого рождения дети учатся новым навыкам с головокружительной скоростью. И вместе с этими новыми способностями они также приобретают уверенность в их использовании.

Когда дети становятся старше, эта уверенность может быть столь же важна, как и сами навыки. Чтобы процветать, дети должны верить в свои способности и в то же время знать, что они могут справиться с этим, если они не преуспеют в чем-то. Благодаря опыту мастерства и восстановлению после неудач они развивают здоровую уверенность в себе.

Вот 12 способов настроить детей на то, чтобы они чувствовали себя способными и максимально эффективно использовали свои навыки и таланты.

1. Моделируйте уверенность в себе

Даже если вы ее не чувствуете! Видя, как вы с оптимизмом подходите к новым задачам и много готовитесь, вы подаете детям хороший пример. Это не значит, что вы должны притворяться идеальным. Признайте свое беспокойство, но не сосредотачивайтесь на нем — сосредоточьтесь на положительных вещах, которые вы делаете, чтобы подготовиться.

2. Не расстраивайтесь из-за ошибок

Помогите детям понять, что все совершают ошибки, и важно учиться на них, а не зацикливаться на них. Уверенные люди не позволяют страху неудачи встать у них на пути — не потому, что они уверены, что никогда не потерпят неудачу, а потому, что они знают, как преодолевать неудачи спокойно.

3. Поощряйте их пробовать что-то новое

Вместо того, чтобы сосредотачивать всю свою энергию на том, в чем они уже преуспели, детям полезно разнообразить занятия. Приобретение новых навыков заставляет детей чувствовать себя способными и уверенными в том, что они могут справиться со всем, что встретится им на пути.

4. Позвольте детям ошибаться

Естественно хотеть защитить своего ребенка от неудач, но дети учатся методом проб и ошибок, а неспособность достичь цели помогает детям понять, что это не смертельно. Это также может подтолкнуть детей к большим усилиям, которые сослужат им хорошую службу во взрослом возрасте.

5. Хвалите настойчивость

Научиться не сдаваться при первом же разочаровании или бросить вызов после одной неудачи — важный жизненный навык. Уверенность и чувство собственного достоинства не в том, чтобы постоянно добиваться успеха во всем, а в том, чтобы быть достаточно устойчивым, чтобы продолжать попытки, и не расстраиваться, если вы не лучший.

6. Помогите детям найти свое увлечение

Изучение собственных интересов может помочь детям развить чувство идентичности, которое необходимо для укрепления уверенности в себе. Конечно, наблюдение за тем, как растут их таланты, также сильно повысит их самооценку.

7. Ставьте перед собой цели

Формулирование больших и малых целей и их достижение заставляют детей чувствовать себя сильными. Помогите своему ребенку превратить желания и мечты в реальные цели, побуждая его составить список того, чего он хотел бы достичь. Затем потренируйтесь разбивать долгосрочные цели на реалистичные ориентиры. Вы будете подтверждать их интересы и помогать им осваивать навыки, которые им понадобятся для достижения своих целей на протяжении всей жизни.

8. Отмечайте усилия

Хвалить детей за их достижения — это здорово, но также важно, чтобы они знали, что вы гордитесь их усилиями независимо от результата. Для развития новых навыков требуется тяжелая работа, и результаты не всегда приходят сразу. Пусть дети знают, что вы цените их работу, будь то малыши, строящие из кубиков, или подростки, которые учатся играть на гитаре.

9. Ожидайте, что они заявят о себе

Они могут жаловаться, но дети чувствуют себя более связанными и ценными, когда от них ожидают выполнения соответствующей их возрасту работы, от сбора игрушек и мытья посуды до уборки младших братьев и сестер из игровое свидание. Домашняя работа и внеклассные занятия — это здорово, но быть нужным своей семье бесценно.

10. Примите несовершенство

Будучи взрослыми, мы знаем, что совершенство нереально, и для детей важно понять это как можно раньше. Помогите детям увидеть, что, будь то по телевизору, в журнале или в ленте друзей в социальных сетях, идея о том, что другие всегда счастливы, успешны и идеально одеты, — это фантазия, причем разрушительная. Вместо этого напомните им, что быть несовершенным — это нормально.

11. Настройте их на успех

Проблемы хороши для детей, но у них также должны быть возможности, где они могут быть уверены, что добьются успеха. Помогите ребенку заняться теми делами, которые заставят его чувствовать себя комфортно и достаточно уверенно, чтобы справиться с более сложной задачей.

12. Покажите свою любовь

Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его, несмотря ни на что. Выиграйте или проиграйте большую игру, хорошие оценки или плохие. Даже когда ты злишься на него. Убедившись, что ваш ребенок знает, что вы считаете его замечательным — и не только тогда, когда он совершает великие дела, — вы повысите его самооценку, даже если он не чувствует себя хорошо.

Часто задаваемые вопросы

Как вы формируете у ребенка уверенность и чувство собственного достоинства?

Один из способов помочь детям обрести уверенность в себе — продемонстрировать уверенность в себе, приступая к новым задачам с оптимизмом и тщательной подготовкой. Чтобы повысить самооценку вашего ребенка, позвольте ему потерпеть неудачу, чтобы он понял, что все делают ошибки. Еще один способ повысить самооценку детей — поощрять их пробовать что-то новое и находить свое увлечение, что позволит им развить чувство идентичности и укрепить уверенность в себе, чтобы противостоять всему, что встречается на их пути.

Видеоматериалы для детей

Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Калифорнийского проекта Healthy Minds, Thriving Kids.

Начать просмотр

Как закалить чувствительного ребенка

Мы все хотим, чтобы наши дети были сильными, чтобы у них была сила переносить трудные времена и быть в состоянии справиться с любыми жизненными трудностями.

Как правильно закалить ребенка, не сломив его дух?

Давайте посмотрим, что говорит наука о воспитании крепких детей.

Почему родители хотят закалить своих детей

Нам нравится слово «жесткий», потому что оно звучит, ну, жестко.

Из начальной школы мы узнаём, что противоположностью жесткости является хрупкость или слабость.

Никто не любит быть хрупким или слабым.

Итак, мы хотим быть крутыми.

Мы хотим использовать жесткую любовь в воспитании детей, потому что это должно сделать наших детей жесткими.

Закаливание детей делает их сильными. В этом есть смысл. Имеет ли это?

Но на самом деле мы хотим, чтобы наши дети были достаточно сильными психически, чтобы справляться с жизненными невзгодами. Родители хотят, чтобы их дети выстояли и оправились от трудностей, а не развалились.

Вот такой «жесткий» нам и нужен.

Но для этого есть лучший термин…. мы хотим, чтобы наши дети были стойкими , а не просто казались крутыми.

Как построить крепкую машину (для детей)

Подумайте о сборке автомобиля.

Автопроизводители и инженеры тратят много времени и ресурсов на совершенствование конструкции автомобилей из поколения в поколение.

Помимо производительности и тщеславия, наиболее важной частью дизайна нового автомобиля является обеспечение того, чтобы он мог защитить водителя и пассажиров внутри, особенно в автомобильных авариях.

Итак, нам нужны крепкие машины.

Значит ли это, что инженеры продолжают создавать все более и более прочные конструкции и рамы автомобилей?

Ну да, есть… частично.

Но другая часть и одна из самых важных частей в создании сильного автомобиля на самом деле создание зоны деформации , часть автомобиля, которая может деформироваться и поглощать энергию удара, чтобы защитить пассажиров в случае аварии.

Автомобильная безопасность прошла долгий путь за последнее столетие.

Мы больше не сосредотачиваемся только на создании прочных экстерьеров. Мы не просто хотим, чтобы машина выглядела неповрежденной после аварии. Мы также хотим, чтобы люди внутри были в целости и сохранности.

Тот же принцип применим и к воспитанию детей. Мы не должны просто сосредотачиваться на том, насколько жестко они действуют снаружи. Мы хотим, чтобы они были умственно сильными и суметь взять себя в руки, как бы тяжело это ни было.

Как воспитать сильного ребенка

Из исследований устойчивости мы знаем, что одним из наиболее важных факторов устойчивости является наличие теплой, тесной связи со взрослым (обычно с родителем).

Авторитетные родители проявляют теплоту и отзывчивость к эмоциональным потребностям ребенка. Они естественно создают близкие отношения со своими детьми.

С другой стороны, авторитарные родители, которые холодны и не реагируют на эмоциональные потребности своих детей, обычно не имеют таких близких отношений со своими детьми.

Итак, вопреки общепринятому мнению, жестокие родители не воспитывают крепких детей. Хуже того, это обычно приводит к средним детям ​1​ .

В Израиле было проведено исследование, согласно которому 18-летние мужчины должны проходить обязательную военную службу. Выявлено, что подростки мужского пола, выросшие в неблагополучной среде, хуже справлялись и адаптировались в суровых военных условиях, чем те, кто вырос в заботливой семье ​2​

Превращение истерик в триумф

Сильный ребенок не должен постоянно вести себя жестко. Они тоже могут плакать и проявлять эмоции (помните зону деформации?)

Ребенок, выражающий эмоции, не является мягким или слабаком.

Они просто люди.

Когда родители позволяют своим детям проявлять эмоции и помогают им научиться их регулировать, у детей лучше развиваются навыки эмоциональной регуляции, которые защитят их и помогут пережить трудные времена.

Кроме того, доказано, что подавление эмоций приносит больше вреда, чем пользы ​3​ .

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

Какой «жесткости» мы хотим от наших детей

Итак, устойчивость означает, что ребенок силен внутри, несмотря на то, что время от времени проявляет негативные эмоции .

Но мы не хотим, чтобы наши дети ломались перед каждым испытанием.

Итак, мы по-прежнему хотим иметь крепких детей, но другого типа жесткости.

Что означает слово «жесткий»?

Физически можно стать сильным, выполняя упражнения, такие как поднятие тяжестей.

Вы начинаете с гири в 5 или 10 фунтов.

Затем 20 фунтов, 30 фунтов, постепенно увеличивайте, чтобы нарастить мышечную силу.

Вы не начинаете со 100 фунтов или веса, который вы не можете выдержать сначала.

Вы не просите кого-то бросить в вас 100-фунтовую гирю.

Вы также не хотите, чтобы кто-то обидел вас за то, что вы не смогли поднять 100-килограммовый вес в первый день.

Когда вы тренируетесь и поднимаете все более и более тяжелые веса, вам нужны поддержка и признание на этом пути.

Физическая выносливость заключается в усердных тренировках, повышении выносливости и увеличении мышечной силы для поднятия тяжестей.

Как закалить ребенка

Мы уже не говорим о тяжелой атлетике, но это то же самое.

Вы начинаете с чего-то маленького, с чем может справиться ребенок ​4​ .

Затем вы постепенно увеличиваете уровень сложности.

Со временем они меньше борются, становятся более терпимыми к невзгодам, восстанавливаются после неудач и достигают большей способности решать проблемы даже в сложных ситуациях.

Истинное закаливание — это

  • Позволить детям бороться в те моменты, когда они могут разумно справиться с ситуацией самостоятельно, вместо того, чтобы налетать и делать это за них,
  • Обучение детей тому, как справляться со все более и более сложными ситуациями, и предоставление им возможности практиковаться в безопасной среде,
  • Поддерживать, когда их дети терпят неудачу, и подбадривать их, когда они преодолевают одну трудность за другой в жизни.

Что означает жесткая любовь

К сожалению, большинство родителей не закаляют таким образом ребенка.

Когда авторитарные родители говорят о жесткой любви, они обычно имеют в виду

  • Они будут толкать ребенка в трудные ситуации, независимо от того, готов ли ребенок справиться с ними в своем развитии или нет,
  • Они недобры, если ребенок терпит неудачу.
  • Они безразличны к страданиям ребенка.
  • Они грубы со своим ребенком или относятся к нему неуважительно.
  • Они считают, что забота и поддержка сделают ребенка слабым.

В такой жестокой любви нет ЛЮБВИ.

Почему эти родители так закаляют детей?

Иногда это происходит потому, что у нас есть образ накачанного парня, который ходит громко, никогда не проигрывает и кажется «крутым» снаружи, как это изображается в глупых фильмах.

Мы думали, что это сложно.

Иногда это происходит потому, что мы думаем, что предлагаем нашим детям потренироваться, поскольку в конечном итоге они столкнутся с жестокостью и суровостью в реальном мире. Мы хотим познакомить наших детей с такой средой сейчас, чтобы они не остались неподготовленными.

Намерение хорошее, но метод неправильный.

Но иногда это происходит потому, что родители не хотят уважать или хорошо относиться к своим детям и используют «ужесточение» в качестве оправдания.

Начнем с того, что обычно это злые люди.

Они могут быть добры к другим взрослым по большей части, но они очень способны быть злыми, если вы им не нравитесь, даже если вы взрослый.

Закалять своих детей обычно не является реальным намерением этих людей.

Итак, родители прибегают к жесткой любви по разным причинам, есть хорошие, а есть и не очень.

Что такое настоящая стойкость

Настоящая стойкость — это упорство и воля к преодолению невзгод , а также способность оставаться добрым и заботливым перед лицом трудностей .

Настоящая стойкость — это быть сильным внутри и ментально, а не только внешне.

Вот такую ​​стойкость мы хотим, чтобы наши дети развивали.

Как показано в приведенном выше исследовании, закаливание ребенка не может сделать его жестким.

Быть заботливыми и поддерживающими родителями для наших детей.

Твердый и добрый родитель может воспитать гораздо более сильного ребенка, чем подлый и жестокий родитель.

Заключительные мысли о том, как закалить вашего ребенка

Нет ничего плохого в том, чтобы вырастить сильных, выносливых детей, но убедитесь, что вы стремитесь к правильному типу жесткости, т. е. к психологической стойкости.


Ссылки

  1. 1.

    Кнафо А. Авторитаристы, следующее поколение: ценности и травля среди детей-подростков авторитарных отцов. Анализы Soc Iss & Public Pol . Декабрь 2003 г.: 199–204. doi:10.1111/j.1530-2415.2003.00026.x

  2. 2.

    Мэйзелесс О., Шарф М., Шолт М. От авторитетных методов воспитания к авторитарному контексту: изучение соответствия человека и окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *