Разное

В 3 месяца малыш не держит голову: Когда малыш научится держать головку?

причины мышечной слабости и советы по восстановлению тонуса мышц

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Детский невролог

Новорожденные малыши не владеют навыками управления мышцами шеи и контроля над положением головы. На протяжении первого полугода жизни ребенок активно тренирует свои мышцы, чтобы развить в себе данные способности, и обычно к 6-месячному возрасту уже уверенно держит головку. В случае, если малыш плохо держит голову или даже не пробует ее поднять, родителям следует показать его специалистам. Записаться вы можете в Калининграде к детскому неврологу клиники «Эдкарик» — врач проведет комплексное обследование, от результатов которого будет зависеть дальнейшая тактика лечения.

Как развивается моторика ребенка в первые полгода жизни?

Способность поднимать и удерживать голову влияет на развитие мелкой и крупной моторики детей. Этот навык свидетельствует о том, что малыш начинает контролировать части своего тела. В положении лежа с поднятой головой происходит укрепление мышц шеи и плечевого пояса, а благодаря умению неподвижно держать голову и поднимать ее, смотреть по сторонам ребенок имеет возможность сидеть, стоять, переворачиваться и ползать.

Этапы развития моторики у здорового малыша выглядят следующим образом:

  • От момента рождения до 1 месяца. Новорожденный может поднимать голову в положении лежа на животе и поворачивать ее в стороны. Самостоятельно удержать ее он не может, в связи с чем родителям необходимо постоянно поддерживать ребенка за шею.
  • От 1 до 2 месяцев. Малыш может поднимать головку и удерживать ее в течение нескольких минут, лежа при этом на животике или спинке и опираясь на предплечья.
  • От 3 до 4 месяцев. На этом этапе моторика крохи активно развивается. Он способен контролировать движения головки, поднимать ее на 450, а также удерживать, лежа при этом на животе и опираясь на локти. Кроме того, малыш способен вытянуть ручки вперед.
  • Ребенок в возрасте от 4 до 5 месяцев приобретает способность поднимать грудь лежа на животике, опираясь на руки, при этом одна рука у него оказывается свободной для игры.

Здоровый четырехмесячный малыш обладает такими способностями:

  • может поднимать голову на 45-90 градусов, лежа при этом на животике;
  • лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
  • заливисто смеется;
  • при потягивании за ручки сгибает их в локтевых суставах и подтягивается;
  • способен произносить отдельные слоги;
  • тянется за игрушками, пытается засунуть их в рот.

Если малыш плохо держит головку в возрастном периоде до 3 месяцев, не следует тревожиться прежде времени. Двигательная активность и темп развития моторики зависят от индивидуальных особенностей организма. Дети, родившиеся раньше срока, также постигают многие навыки позже своих ровесников. Детские неврологи  в таких случаях советуют мамам как можно чаще выкладывать кроху на животик: находясь в такой позе, он будет поднимать голову, пытаясь разглядеть интересующие его объекты. Специальные гимнастические упражнения делать не стоит — достаточно выполнять те, что рекомендуются деткам в этом возрасте. Также слабость мышц шеи может быть связана с тем, что ребенок постоянно находится на руках у мамы, и ему нет необходимости напрягаться.

Четыре месяца считаются крайним сроком для формирования способности держать головку. В случае если к этому времени малыш не приобрел этот навык, необходимо проконсультироваться у детского невролога в Калининграде для исключения задержки психомоторного развития и патологии нервной системы.


Ребенок плохо держит голову: основные причины

На развитие моторных навыков в большой степени влияет центральная нервная система, в частности, отделы головного мозга, которые отвечают за равновесие, положение тела в пространстве, осанку. Однако мозг не сможет руководить движениями, если структура мышц не сформировалась на уровне, необходимом для удержания тела и выполнения движений. Продуктивная двигательная активность возможна лишь при гармоничном развитии всех систем и органов детского организма.

Некоторые дети, достигшие четырехмесячного возраста, или неуверенно держат голову, или вообще ее не поднимают. Неврологи в Калининграде выделяют несколько причин, из-за которых ребенок не может контролировать мышцы шеи:

  • Патология центральной нервной системы (головного и спинного мозга). Причиной этого могут быть родовые травмы, нейроинфекции, а также травмы, полученные после рождения.
  • Слабый тонус мышц шеи (гипотонус), при этом они постоянно находятся в расслабленном состоянии, и малыш не в состоянии их контролировать.
  • Преждевременные роды. Недоношенный ребенок имеет недостаточный вес, отстает в развитии от своих сверстников.

Иногда внимательные мамы замечают, что их малыши склоняют голову вправо или влево, а не держат вертикально. Причиной такого наклона может быть неправильное положение ребенка во время сна, при котором головка всегда повернута в одном направлении. Кроме того, дети с кривошеей также не способны удержать голову вертикально — при этой патологии она всегда наклонена под одним углом.


Малыш плохо держит головку: советы мамам

Установить причину слабости мышечного тонуса шеи может только специалист. Малыша осматривают специалисты разных профилей: педиатры, диетологи, неврологи, ортопеды. Ребенку назначают ряд обследований и по результатам диагностики назначают лечение.

Если мышечная слабость ребенка связана с его низким весом, специалист по грудному вскармливанию выяснит у мамы особенности режима кормления малыша и проведет необходимую коррекцию.

Устранение причин, обусловленных патологией центральной нервной системы, занимается детский невролог. Оздоровительные процедуры включают сеансы массажа и гимнастику, которые укрепляют мышцы малыша и восстанавливают мышечный тонус. Если тяжелых органических поражений нервной системы нет, массаж и детская гимнастика оказывают положительное действие на детский организм.

Первые 5-10 сеансов массажа следует проводить с профессиональным массажистом. Он подскажет маме, на какие группы мышц и с какой интенсивностью необходимо воздействовать, чтобы в дальнейшем она делала массаж своему чаду самостоятельно в домашних условиях.

Гармоничному развитию ребенка способствует специальная гимнастика, направленная на укрепление шейно-плечевого отдела. В комплекс упражнений можно добавить упражнения на фитболе. Рекомендуется уделять гимнастике ежедневно по 30-60 минут.

Если при обследовании ребенка у него не обнаружено серьезных проблем со здоровьем, для укрепления мышечного тонуса достаточно простых упражнений:

  • Плавание в бассейне со специальным кругом, который одевается ребенку на шею. Малыш при этом свободно двигается в воде, в результате чего укрепляются все мышцы тела.
  • Частое удержание ребенка в вертикальном положении. Он поворачивает голову со стороны в сторону, вследствие чего происходит быстрое укрепление мышц шеи.
  • Выкладывание малыша на живот несколько раз в течение дня. Интересуясь происходящим вокруг него, он будет поворачивать голову в стороны и постепенно научится ее поднимать.

При подозрении на кривошею ортопед назначает ребенку курс массажа и физиотерапевтические процедуры (парафинотерапия, грязелечение).

Детский невролог, который принимает в клинике «Эдкарик» в Калининграде поможет восстановить мышечный тонус маленького пациента. Кроме того, наши специалисты подскажут, как следует заниматься с ребенком с момента его рождения, чтобы он к 3 месяцам начал держать голову.

Пожалуйста, оцените доступность/качество описания и оформления этой страницы

Средняя оценка 3.98 на основании 40 голосов.

«ЭДКАРИК» В ФОТОГРАФИЯХ

РЦМП

jpg»>






Найдите время для здоровья – это единственное сокровище жизни! Пол Брэгг



Главная/ Профилактика/ Информационные материалы для населения/ Статьи/ Моторное развитие ребенка первого года жизни



Самым напряженным в жизни ребенка считается первый год жизни, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.

Известно, что формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать…

Моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно — сосудистых, гинекологических, эндокринологических и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.

Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.

К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе. В положении лежа на спине и животе малыш поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. Укреплению мышц шеи в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.

В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, но она еще «болтается»; свободно поворачивает голову в сторону громких звуков или яркой игрушки.

В положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке. Нарастает объем активных движений. Малыш периодически разжимает кулачки и отводит руки в стороны, поднимает их вверх. При купании производит плавательные движения. Это самый подходящий период для обучения плаванию в большой ванне.

К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. Малыш поднимает руки вверх, размахивает руками, кисти открыты, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой. При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья под острым углом. При попытке потянуть за руки приподнимает голову. При поддержке под мышки отмечается опора на полусогнутые ноги.

С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, лежа на животе приподнимается, опираясь на локти под прямым углом, пытается менять положение тела: поворачивается со спины на бок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается. Рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении. При поддержке под мышки упирается ногами и начинает выпрямлять ножки.

На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку. При потягивании за руки присаживается, но во время сидения еще отмечается кифоз позвоночника.

6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения. Может держать в каждой руке по игрушке, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее, подносит удерживаемый предмет ко рту. Переворачивается с живота на спину. В положении на животе может опираться на одну руку и перемещать все тело с одной руки на другую. При вертикализации хорошо опирается на ноги. Посаженный удерживает позу с опорой на две руки. Некоторые дети, особенно находящиеся много времени на животе, перед тем как научиться садиться, начинают ползать на животе, передвигаясь с помощью рук вокруг своей оси, потом назад и немного позже вперед.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений.

К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. «Обезьяний захват» всей ладонью сменяется захватом пальцами с противопоставлением большого пальца. Может сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, или самостоятельно садиться из положения на спине. Поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, упирается ногами и делает шаговые движения.

В этом возрасте ребенок начинает осваивать навык ползания – группируется «на четвереньки», раскачивается и, наконец, ползет… Это очень важный период. Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию. Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать. Необходимо способствовать тому, чтобы этот период был максимально продолжительным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.

К 8–месячному возрасту большинство детей овладевает умением устойчиво сидеть. Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это может создавать дискоординацию в регуляции и, возможно, отставание (или опережение) формирования функции посадки. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Именно у этих детей в дальнейшем формируются неправильная осанка (например, сколиоз). Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит.

К этому возрасту малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку. Стоит с опорой, если его поставить, или держится у опоры самостоятельно на коленях. Следующий этап подготовки к ходьбе — самостоятельное вставание у опоры, а вскоре и шаги вдоль нее.

На 9-м месяце ребенок обычно хорошо ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности. Активизация ползания приводит к четкому передвижению на четвереньках с отрывом колен от пола (переменное ползание).

В этом возрасте ребенок захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами. Садится из положения лежа с помощью одной руки. Хорошо встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору, переступает при поддержке за обе ручки. Стоит при поддержке за одну руку. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.

Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что небезразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения. Также у детей, родители которых стимулируют их к раннему вставанию и ходьбе, в дальнейшем отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп.

На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой. Стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

К 11 месяцам ребенок ходит при поддержке за одну руку, делает первые самостоятельные шаги, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку с пола. Иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, приседает и встает, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – заполнять и опорожнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.

У ребенка первого года жизни постепенно совершенствуются захват, навыки манипулирования пальцами, к году он уже трясет удерживаемыми в руках предметами и стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой. Малыш держит в руке еду, например яблоко, печенье, обеими руками удерживает кружку, из которой пьет, и поддерживает бутылочку.

Необходимо помнить, что навык ходьбы развивается постепенно между 9-м и 14-м месяцами жизни, разными темпами у разных детей, проходя следующие фазы: боковые шаги вдоль опоры; шаги вперед с опорой; ходьба с поддержкой за руки; самостоятельная ходьба.

Совершенствование самостоятельной ходьбы длится много месяцев и проходит по-разному. Одни дети делают шаги очень осторожно, другие шагают быстро, несмотря на преграды, а третьи долгое время быстрее ползают, чем ходят.

Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения.

Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.

Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка и в чем отстает ее малыш.

Помните: Ни в коем случае не торопите ребенка, пусть он развивается в том темпе, в котором он развивается. И не нужно сравнивать вашего малыша с другими его сверстниками – каждый малыш уникален. Ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются.

Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:

– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;

– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;

– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;

– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;

– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;

– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;

– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;

– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;

– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;

– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;

– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.

Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять плановые профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Врач-методист ГКУЗ НСО «РЦМП», к.м.н.

Жиленко Елена Леонидовна



Вехи развития: контроль головы — BabyCentre UK

В этой статье

  • Когда мой ребенок сможет держать голову?
  • Как мой ребенок научится контролировать голову?
  • Как я могу помочь своему ребенку держать голову?
  • Когда мой ребенок научится держать голову, что будет дальше?
  • Моему ребенку три месяца. Должен ли я беспокоиться, что они еще не могут держать голову?

Голова вашего ребенка нуждается в значительной поддержке в течение первых нескольких месяцев, пока мышцы шеи не окрепнут.

Умение держать голову вверх — это основа, на которой строится развитие всех других движений вашего ребенка. Это поможет им переворачиваться, сидеть, ползать и ходить (Шеридан, 2014).

Хорошее управление головой также поможет вашему ребенку узнать об их маленьком мире. Это поможет им повернуться, чтобы посмотреть на интересные вещи, повернуться на ваш голос или звук и посмотреть, что происходит вокруг них.

Когда мой ребенок сможет держать голову?

К трем месяцам ваш ребенок может контролировать свою голову, когда ему помогают сидеть. К шести месяцам у них будут мышцы шеи, достаточно сильные, чтобы держать голову и поворачивать ее из стороны в сторону (Шеридан, 2014).

Как мой ребенок научится контролировать голову?

Ваш ребенок будет принимать его медленно. Они будут постепенно развивать контроль головы в течение первых шести месяцев.

Новорожденный

Мышцы шеи вашего ребенка при рождении довольно слабые. Если вы осторожно потянете их за руки в сидячее положение, их голова откинется назад, потому что мышцы шеи не могут ее поддерживать (Шеридан, 2014).

Первые несколько месяцев они будут полагаться на то, что вы поддержите их голову и шею руками, когда вы их держите. Возможно, это естественный способ убедиться, что вы проводите много времени, глядя друг на друга лицом к лицу. Пока вы баюкаете их на руках, наслаждайтесь возможностью заглянуть им в глаза. Это поможет вам сблизиться и заставит их чувствовать себя в безопасности.

От одного месяца до двух месяцев

К концу первого месяца жизни ваш ребенок может пытаться ненадолго приподнять голову, когда лежит на животе (Sheridan 2014). Они также могут немного повернуть голову в сторону, прежде чем их голова вернется на прежнее место (Шеридан, 2014).

В возрасте от 4 до 12 недель они могут поднимать голову, когда лежат на животе, как будто они делают небольшие отжимания (NHS 2016).

К тому времени, когда ему исполнится три месяца, ваш ребенок должен быть в состоянии поднять голову и верхнюю часть груди, а также поддерживать себя руками, когда он лежит на животе (Sheridan 2014).

Ваш ребенок, вероятно, будет достаточно сильным, чтобы держать голову в автокресле или слинге. Но вы можете обнаружить, что они все еще слишком шаткие для легкой коляски или рюкзака. Подождите, пока они не смогут устойчиво держать голову без какой-либо поддержки с вашей стороны, чтобы использовать их, вероятно, примерно в шесть месяцев.

Поощряйте раннее развитие вашего ребенка

 Наш медицинский работник показывает, как вы можете помочь развитию вашего ребенка в первые несколько месяцев его жизни. Другие детские видеоролики

От трех месяцев до четырех месяцев

Когда вы держите ребенка на плече, у него должно быть достаточно контроля, чтобы держать голову без какой-либо поддержки с вашей стороны (CDC 2018).

Попробуйте эту веселую игру, которая поможет развить мышцы шеи вашего ребенка. Положите ребенка на спину на пол и медленно подтяните его за руки в сидячее положение. Медленно опустите их спину и повторите. Они должны быть в состоянии держать голову более или менее на одной линии с остальной частью тела, когда вы их подтягиваете (Шеридан, 2014).

От пяти месяцев до шести месяцев

К шести месяцам ваш ребенок должен устойчиво держать голову в вертикальном положении, а не только в сидячем (Graber 2016). Их голова не должна отставать от тела, когда вы подтягиваете их, чтобы сесть (Harding 2014a).

Как помочь ребенку держать голову?

Вам не нужно много делать, чтобы побудить вашего ребенка научиться контролировать голову. Но вы должны быть осторожны, чтобы поддерживать их голову в первые месяцы. Держите шею и голову ребенка на ладони, когда берете его на руки.

Предоставление ребенку времени на животик с первого дня поможет ему развить мышцы, необходимые для того, чтобы поднять голову и удерживать ее, а затем начать переворачиваться (AOTA 2013). Время, проведенное на животике, побуждает вашего ребенка двигать руками и ногами, а также наращивать мышцы головы, шеи и верхней части тела (AOTA 2013).

Некоторым детям сначала не нравится лежать на животике. Пребывание в этой новой должности может быть для них странным опытом. Если это произойдет, вы можете попробовать:

  • положить ребенка к себе на колени или на грудь
  • положить несколько игрушек, чтобы они могли легко дотянуться до них
  • говорить, петь или играть с ребенком
  • немного поддерживать его, подкладывая под него маленькое свернутое полотенце их оружие
    (NHS nd)

Никогда не оставляйте ребенка одного, когда он лежит на животике.

В возрасте от трех до шести месяцев вы можете положить ребенка на диван или на кровать. Это даст им лучшее представление о том, что происходит. Если вы хотите посадить ребенка, убедитесь, что он находится посередине кровати или дивана и подальше от края. Оставайтесь с ними все время. Обеспечьте им достаточную поддержку головы и шеи.

Подушки полезны для поддержки, но вы также можете посадить их себе на колени, затылком к животу. Посадите их в разных местах вашего дома, чтобы их взгляд изменился, и они могли смотреть на разные вещи.

Когда мой ребенок научится держать голову, что будет дальше?

Как только ваш ребенок научится хорошо контролировать голову, он сможет садиться, переворачиваться и ползать.

Ваш ребенок также должен хорошо держать голову, прежде чем он начнет есть твердую пищу. Они должны быть в состоянии сидеть и устойчиво держать голову, чтобы правильно есть (NHS 2010).

Моему ребенку три месяца. Должен ли я беспокоиться, что они еще не могут держать голову?

Во время шестинедельного осмотра вашего ребенка патронажник или врач проверит, как он держит голову, а также его осанку и другие движения (Harding 2014b). Если есть какие-либо опасения, ваш патронажный работник или врач, вероятно, порекомендует повторный прием.

Младенцы развивают навыки по-разному, одни быстрее, другие быстрее, и контроль над головой ничем не отличается. Если к пяти месяцам ваш ребенок плохо держит голову, поговорите со своим врачом или патронажной сестрой (Harding 2014a).

Имейте в виду, что если ваш ребенок родился раньше срока (до 37 недель беременности), он может достичь этого и других этапов позже, чем большинство других детей (AAP 2017). Поговорите со своим врачом или патронажной сестрой, если вы беспокоитесь.

Узнайте, когда ваш ребенок может достичь следующих физических показателей:

  • Ползание
  • Переворачивание
  • Сидение
  • Стояние
  • Ходьба

Каталожные номера

ААП. 2017. вех Preemie. Американская академия педиатрии. www.healthychildren.org [По состоянию на июнь 2018 г.]

AOTA. 2013. Установление режима пребывания на животе для улучшения развития вашего ребенка. Американская ассоциация трудотерапии. www.aota.org [По состоянию на июнь 2018 г.]

CDC. 2018. Важные вехи. Центры по контролю и профилактике заболеваний. www.cdc.gov [По состоянию на июнь 2018 г.]

Graber E. 2016. Развитие детства. Руководство Merck (Профессиональный). www.msdmanuals.com [По состоянию на июнь 2018 г.]

Хардинг М. 2014а. Задержка в ходьбе . Пациент Великобритания. www.patient.co.uk [По состоянию на июнь 2018 г. ]

Harding M. 2014b. Шестинедельный детский чек. Пациент Великобритания. www.patient.co.uk [По состоянию на июнь 2018 г.]

NHS. 2010. Введение прикорма . NHS, Start4Life/Юнисеф. www.nhs.uk [По состоянию на июнь 2018 г.]

NHS. 2016. График разработки от рождения до пяти . Выбор NHS, Инструменты. www.nhs.uk [По состоянию на июнь 2018 г.]

NHS. й. Малыш шевелится. NHS, Start4Life. www.nhs.uk [По состоянию на июнь 2018 г.]

Sheridan M. 2014. От рождения до пяти лет: прогресс развития детей . Лондон: Рутледж

Показать ссылки
Скрыть ссылки

Когда дети могут держать голову?

Примерно через три месяца после рождения у младенцев развивается достаточная сила шеи, чтобы держать голову прямо. Они не смогут полностью контролировать его примерно до шести месяцев.

Передайте новорожденного человеку, не имеющему большого опыта работы с младенцами, и практически гарантированно кто-то в комнате крикнет: «Поддержите голову!» (И они могут даже прыгнуть, чтобы убаюкать эту сладко пахнущую башку. )

И это, безусловно, может быть тревожным временем, пока вы ждете, когда ваш ребенок обретет контроль над мышцами шеи. До тех пор может показаться, что их голова — это шаткий разрушающий шар, поддерживаемый кучей лапши спагетти.

К счастью, все начинает меняться примерно в возрасте 3 месяцев, когда у большинства детей шея становится достаточно сильной, чтобы держать голову частично в вертикальном положении. (Полный контроль обычно достигается в возрасте около 6 месяцев.)

Но, как и во всем, что касается воспитания детей, существует широкий диапазон «нормальности». У некоторых младенцев с самого начала более крепкая шея, в то время как другим требуется время, чтобы нарастить мышцы, необходимые для хорошего взгляда на мир. Вот подробнее о том, когда и как это происходит.

В самые первые дни жизни младенцы совсем не могут поднять голову. Но это быстро меняется: некоторые дети добиваются успехов (каламбур!), когда им всего 1 месяц.

Эти небольшие подъемы головы — не то же самое, что полный контроль над головой — наиболее заметны, когда ваш малыш лежит на животе. Например, вы можете заметить их, когда ваш ребенок отдыхает на вашей груди или плече, пока вы срыгиваете его или прижимаетесь друг к другу.

Если вы ввели время на животе, вы также можете увидеть, как ваш ребенок пытается поднять голову настолько, чтобы повернуть ее с одной стороны на другую. Эта практика важна для будущего контроля над головой, но она также играет роль в развитии окружающих мышц плеч, рук и спины, что поможет вашему ребенку в дальнейшем стать более подвижным.

Новорожденный ребенок может быть еще не очень заинтересован в деятельности или ковриках для игр, но никогда не помешает положить ребенка на животик на несколько минут несколько раз в день. (Обязательно оставайтесь с ребенком, наблюдая за сеансом времени на животе, чтобы он не заснул таким образом.)

Вы также можете практиковать время на животе, положив ребенка лицом вниз к себе на грудь, колени или живот. Некоторым детям это нравится больше, потому что они все еще могут видеть ваше лицо, и вы можете взаимодействовать с ними более тесно.

В возрасте от 1 до 3 месяцев ребенок обычно начинает чаще поднимать голову (обычно осваивая угол в 45 градусов), а также может частично отрывать грудь от пола.

К этому моменту зрение вашего ребенка еще больше развилось, и этот коврик для занятий может быть даже более привлекательным, чем в первый месяц. Они ценят геометрические узоры и черно-белые узоры, поэтому привлекательный ковер или одеяло могут работать так же хорошо, как коврик для занятий на этом этапе.

Вы также можете поощрить игру ребенка, поместив игрушку или другой желанный предмет вне досягаемости ребенка. Вы также можете лечь на пол рядом с малышом, привлекая его своим вниманием.

Это также прекрасное время, чтобы немного приподнять ребенка, когда он лежит на животе, с помощью подушки для кормления или свернутого детского одеяла (опять же, под вашим присмотром). Иногда небольшая дополнительная поддержка — и лучший обзор того, что их окружает — дает детям мотивацию продолжать тренироваться самостоятельно поднимать голову.

В конце концов, ваш ребенок начнет отталкиваться руками от пола, прежде чем начнет ползать. В этот момент они обычно могут полностью поднять грудь и удерживать голову почти ровно под углом 90 градусов, хотя, вероятно, ненадолго. Другими словами, следите за неизбежными колебаниями!

Все, что происходит с подъемом головы в период между рождением и 3-4-месячным возрастом, является разминкой перед главным событием: важной вехой, когда ваш ребенок полностью контролирует свою голову.

К 6 месяцам у большинства детей шея и верхняя часть тела приобретают достаточную силу, чтобы держать голову с минимальными усилиями. Обычно они также могут легко поворачивать голову из стороны в сторону и вверх и вниз.

Если вы считаете, что вашему ребенку нужна небольшая помощь в развитии контроля над головой, есть несколько занятий, которые вы можете включить в свой распорядок дня, чтобы побудить его продолжать наращивать эти мышцы:

  • Проводите время, сидя с ребенком вертикально на коленях. или на подушке для кормления. Это позволяет вашему ребенку практиковаться в том, чтобы держать голову, а защитная сетка помогает поддерживать его спину.
  • Посадите их на стульчик для кормления на короткое время, даже если они еще не едят полноценно. Это также даст им некоторую поддержку, поощряя их держать голову прямо и ровно. Убедитесь, что они пристегнуты ремнями, а сиденье зафиксировано под углом 90 градусов, а не в наклонном положении.
  • Подумайте о том, чтобы носить вашего ребенка в переноске, которая позволяет размещать его в вертикальном положении, когда вы выполняете поручения или идете на прогулку. Мир — увлекательное место: большинство детей захотят сесть и осмотреться, если вы им позволите! Проверьте правильность размера, выбора и ношения переноски, чтобы снизить риск получения травм.
  • Положите ребенка на спину на коврик для занятий с аркой или другой подвесной деталью. Ваш ребенок будет естественным образом склонен тянуться к тому, что он видит, укрепляя мышцы шеи, спины и плеч.

Пока ваш ребенок не научится держать голову, убедитесь, что он поддерживается в любое время, когда он не лежит на спине. Когда вы берете ребенка на руки, просуньте одну руку ему под лопатки, чтобы приподнять его голову и шею, а другой рукой приподнимите его попку. Повторите действия по укладыванию ребенка обратно.

Когда ребенок срыгивает, держите свободную руку на его шее и голове, чтобы он не раскачивался. Автокресла, коляски, детские качели, люльки и шезлонги должны быть зафиксированы с правильным наклоном для возраста вашего ребенка, чтобы поддерживать правильный уровень поддержки головы; если голова вашего ребенка наклоняется вперед, отрегулируйте угол наклона.

Некоторые компании продают подушки или вкладыши для поддержки шеи для младенцев, поощряя родителей использовать их в кроватках и автокреслах, чтобы их головы не болтались. Но большинство экспертов (в том числе Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) согласны с тем, что ничего лишнего никогда не следует помещать в среду сна вашего ребенка или вставлять под или позади вашего ребенка в его автокресле.

В этих ситуациях использование подушки может быть опасным: во время аварии она может привести к удушью или помешать работе ремней безопасности.

По данным Американской академии педиатрии, ребенок с плохим контролем головы или слабыми мышцами шеи должен быть осмотрен педиатром, если он не соответствует типичным показателям контроля головы.

Если ваш ребенок не может держать голову без опоры в возрасте 4 месяцев, это может не вызывать беспокойства, но стоит проконсультироваться с педиатром. Иногда отсутствие контроля над головой является признаком задержки развития или моторики. Это также может быть симптомом церебрального паралича, мышечной дистрофии или другого нервно-мышечного расстройства.

Однако в большинстве случаев это просто кратковременная задержка. Все младенцы из набора развиваются по собственному графику, и некоторые младенцы осваивают определенные навыки быстрее или медленнее, чем другие младенцы. Трудотерапия и другие услуги раннего вмешательства могут помочь независимо от причины.

Когда ваш ребенок, наконец, сможет держать голову, все ставки сняты! Затем следует перекатывание, сидение, движение и ползание (через ползание, беготню и ползание), подтягивание себя, чтобы встать, и, как вы уже догадались, ходьба.

Мы не говорим, что ваши дни сочтены, как только ваш ребенок держит голову, но… Хорошо, мы есть , говоря это. Начните защищать ребенка прямо сейчас!

Не существует определенного времени, когда ребенок должен уметь держать голову. Это требует терпения и практики. Но все, что делает ваш ребенок — от того, что он тянется к игрушкам и отрывает голову от игрового коврика, до установления зрительного контакта с вами во время сеанса отрыжки — подготавливает его к достижению этой важной вехи.

Если вы беспокоитесь об успехах вашего малыша в какой-либо момент, поговорите со своим педиатром во время следующего визита к врачу. Они могут либо успокоить вас, либо дать совет и ресурсы, необходимые для решения проблем, связанных с развитием вашего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *