Упражнения для развития внимания у подростков: 21 упражнение на развитие внимания
Упражнения для тренировки и развития внимания
Мария Гурьева
репетитор и консультант по образованию в США
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Если сконцентрироваться на усвоении учебного материала сложно, помогут упражнения на развитие внимания. Если выполнять их в течение 30 минут в день, заметно улучшится память и способность быстро запоминать изучаемую информацию. Давно доказано, что внимательность – это единственная «дверь», через которую материал проникает в сознание. Кроме того, именно внимание определяет готовность организма запоминать без лишних волевых усилий. Представляем самые эффективные упражнения для тренировки внимания у взрослых и детей.
Текст в разных цветах
Уже давно известно, что правое и левое полушарие головного мозга отвечают за разные виды восприятия полученной информации. Например, распознавание цветов обеспечивают клетки одного полушария, а при чтении задействуются центры другого. Именно это свойство и лежит в основе эффективного упражнения.
Для его выполнения на листке бумаги необходимо написать название цветов цветными ручками, которые не соответствуют написанному цвету:
- слово «черный» синим;
- «красным» зеленым;
- «оранжевый» коричневым;
- «синий» желтым;
- «зеленый» черным и так далее.
Затем необходимо вслух произносить по очереди цвета, но называть не слова, которые написаны, а их цвет. Например, если слово «черный» написано синим, произносить необходимо цвет – а именно синий. Назвав цвет всех написанных слов, нужно проговорить снова, но уже с конца списка.
На первый взгляд упражнение кажется простым, но на практике у многих возникают затруднения. Но регулярное повторение будет способствовать развитию внимательности у людей любого возраста.
Тренажер Шульте
Это таблица, разбитая на 25 квадратов, является не только отличным упражнением тренировки внимания у взрослых. При помощи простого тестирования с использованием таблиц Шульте определяют уровень работоспособности, степень истощаемости, психическую уравновешенность. Упражнение по таблице помогает развитию не только внимания, но и усидчивости, воли.
Тренажер для его выполнения можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится квадратный лист бумаги, расчертить на 25 ячеек. В каждой написать цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Писать одинаковыми чернилами или разным цветом, как нравится.
Как выполнять:
- Сначала найти в таблице число 17 и сконцентрировать внимание на ячейке с этой цифрой на несколько секунд.
- Затем поочередно находить числа от 1 до 25, перемещая на них взгляд.
- При этом проговаривать вслух цифры не рекомендуется.
Если делать его регулярно, увеличивается скорость восприятия поступающей информации, а также происходит развитие способности глаза к восприятию предметов, которые расположены не в поле центрального зрения.
Жесты пальцами рук
Следующее упражнение на внимание для детей и взрослых на первых порах нужно делать не торопясь с перспективой на постепенное развитие более быстрой реакции, скорости. Для этого необходимо задействовать только пальцы рук.
На правой руке необходимо сложить знак «Победа», а другой – «Всё отлично, по-другому Ок». Задача состоит в попеременном изменении жеста на правой и левой руке. То есть сначала пальцами правой руки жест «Победа», а левой «Ок». На следующем этапе показывать, что «Всё отлично» нужно показывать правой рукой, а соответственно «Победу» показывать левой рукой.
Это отличный способ развития быстрого переключения с одной задачи на другую, а одновременное задействие обоих полушарий. Повторять действия не менее 10 раз.
Синхронное написание
Это упражнение для тренировки внимания очень похоже на предыдущий вариант с жестами. Оно развивает повышенную эффективность в условиях многозадачности, стимулирует одновременное включение в обработки информации всеми клетками мозга.
Для его выполнения понадобится два чистых листка бумаги и два карандаша. В одно время на обоих листках нужно рисовать разные геометрические фигуры или писать различные слова. Если вы выбираете написание слов, то они должны состоять из одинакового количества букв.
Читайте также: Какие профессии будут востребованы в будущем
Картинки для сравнения
Не все знают, что известная игра «Найди отличия» — это упражнение на внимание у детей, хотя для взрослых оно тоже будет полезным. Существует 2 варианта для развития внимания:
- Человек рассматривает 2 картинки, которые кажутся абсолютно одинаковыми. Но на самом деле они отличаются мелкими деталями, которые без концентрации внимания не найти. Часто ребенка просят найти определенное количество отличительных деталей, что позволяет заранее формировать определенную задачу исполнителю.
- Второй вариант – изменения на картинке в динамике: одинаковый сюжет с одними героями только в действии. Например, на одном изображении два мальчика едят мороженое, а на другой – те же мальчики, только у одного мороженое уже лежит на земле. Задача ребенка объяснить, что герой упустил лакомство. Кстати, таких сюжетных отличий на картинках с развитием событий часто бывает несколько.
Читайте также:Какие средние зарплаты в США
Игра «Не говори число»
Тренировка внимания у взрослых упражнением «Не говори число» обычно дается легче, чем детям. Задача простая: нужно произносить вслух по порядку цифры от 1 до ста. Но каждое пятое число не проговаривать, а заменять фразой «Я внимателен».
Заключение
Обучение в высшем учебном заведении подразумевает запоминание большого количества новой информации в сжатые сроки. Для этого важно хорошо подготовиться, а если нужно – улучшить навыки: память, внимание и концентрацию. С этой задачей легко помогут справиться простые упражнения на развитие внимания. Достаточно уделять тренировке мозга 30-40 минут в день, чтобы перестать отвлекаться и довести память и развитие внимания до идеала.
Если у вас остались вопросы, записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертом Study America в рамках консультации мы поможем вам определить ступень для поступления, разобраться с таймингом, определить календарь поступления и выбрать подходящий способ подготовки.
Читайте также:
Упражнения на концентрацию внимания — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
Автор: Полина Сухова,Университет практической психологии[http://univerpp.ru ]
На что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управлять своим вниманием. Управление своим вниманием — обычный навык, и его можно и нужно тренировать.
Предупреждение: не следует тренировать концентрацию внимания непосредственно во время ответственных дел. Почему? Любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию. Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания (правильно!), то не занимайтесь в это время более ничем другим.
Основной массив упражнений для развития концентрации внимания — это тренировка управления лучом внимания. Упражнений, тренирующих управление лучом внимания – десятки и сотни, мы предлагаем здесь только самые простые, для примера.
Упражнение «Линия»
Задача — на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении — делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.
Упражнение «Дальтоник»
При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
Упражнение «Муха»
Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.
Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение «Муха» может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.
В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся «мухой» приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа «на измор» оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.
Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.
Упражнение «Две мухи» — более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи — муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один — вверх», «Муха два — вправо». Правила и задача — такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок — хороший результат.
Второй ряд упражнений на концентрацию внимания
Рефлексия — это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью. Рефлексия помогает личности осознать, где она находится, что делает, и что необходимо делать дальше.
- Упражнение «Куда направленно моё внимание»
- Упражнение «Рефлексивное чтение»
Упражнения смотрите здесь
Третий ряд упражнений на концентрацию внимания
Эмоциональное равновесие.
- Упражнение «Дыхание»
- Упражнение «Гладь озера»
- Упражнение «Четки»
- Упражнение «Кинолента»
- Упражнение «Мысленное расслабление»
- Упражнение «Сфинкс»
- Упражнение «Скульптура»
Упражнения смотрите здесь
Если в день этим заниматься полчаса (лучше отрезками по 5 минут), то навыки концентрации внимания развиваются в среднем за два месяца. И это того стоит. Успехов вам!
Здесь можно почерпнуть максимум информации по этой теме «Сила концентрации или Главное качество великих людей».
- Автор Полина Сухова
- Упражнения на концентрацию внимания
Комментарии (7):
ангелина, 15 апреля 2015 г., 12:24
супер!
Рина, 12 мая 2015 г., 22:30
Прочитала статью Сила концентрации, скажите пожалуйста, что дает концентрация на пламя свечи? Помогает в управление вниманием? И как правильно его выполнять (сколько по времени, в какое время дня, в какой позе)?
С уважением, Рина.
2
ответа
Гость, 24 декабря 2017 г., 05:19
Концентрация на пламя свечи тренирует ум фокусировать внимание + очищает мозг от кучи разных мыслей. По времени — чем дольше, тем лучше, но в то же время лучше меньше и качественнее, чем больше и некачественно. Утром скорее всего это упражнение делать будет легче, т.к. мозг свежий и неуставший. Можно делать перед сном, чтобы очистить мозг от лишних мыслей и лучше заснуть. Позу можете сами для себя выбрать такую, в которой у вас будет лучше получаться концентрироваться. Могу посоветовать просто сидеть с прямой спиной.
Гость, 07 марта 2019 г., 18:19
А где найти эту статью?
Елена, 16 ноября 2015 г., 20:43
Спасибо за интересный материал про «Силу концентрации»! Часть упражнений давно уже использую в работе с детьми (и видны результаты у тех, кто занимается постоянно упражнениями). Часть открыла для себя в этой статье. Каждое упражнение — еще и повод поговорить с ребятами, новые темы, новые открытия себя. С уважением, Елена.
Гость, 07 марта 2019 г., 18:18
Хорошая подборка!
Гость, 22 марта 2019 г., 15:56
Хорошие упражнения и статья, в целом, очень информативная. Спасибо! Только мне врач со всеми рекомендациями все равно добавила ноотропный препарат. И хочу сказать, что при его приеме значительно улучшилось состояние. Не уверена, что просто методиками и упражнениями я бы пришла к такому результату за такой же короткий период.
Материалы по теме:
31 дек. 2005 г.
Концентрация внимания
Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить — они это умеют! — сколько приучать. Взрослых людей, по крайней мере многих взрослых людей, концентрации внимания нужно уже учить, и это умение, умение концентрировать свое внимание на важных, а не только интересных вещах — вещь для взрослого человека исключительной важности.
6Подробнее
01 окт. 2022 г.
Концентрируем внимание с помощью определенных предметов
В жизни человека бывают ситуации, которые приводят в замешательство. Мысли разбегаются, и собрать их обратно задача не всегда простая. Так бывает: люди ведут себя довольно странным образом, как будто отстраняются от всего, что окружает, и заостряют внимание на том, что не достойно. Кто-то теребит пуговицу, кто-то наматывает на палец прядь волос, кто-то грызет и ломает казенные карандаши.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Тесты на уровень концентрации внимания
Представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
9Подробнее
01 окт. 2022 г.
Упражнения для осознанного управления своим вниманием
Рефлексия — это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью. Рефлексия — это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению — куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше.
0Подробнее
31 дек. 2009 г.
Зеленая точка. Упражнение для расширения поля зрения
Наблюдение зеленой точки — это одно из упражнений в скорочтении (быстром чтении). Созерцание зеленой точки происходит с помощью аутогенного погружения, нужен специальный настрой. Техника сильно развивает концентрацию внимания, тренирует силу воли так как вы даете себе сильные установки. С помощью этой техники вы научитесь лучше концентрироваться на любом деле.
;;
9Подробнее
Упражнения, познание и мозг подростка
1. ВОЗ | Преобладание недостаточной физической активности. http://www.who.int/gho/ncd/risk_factors/physical_activity_text/en/http://www.who.int/gho/ncd/risk_factors/physical_activity_text/en/
2. Ahler T, Bendiksen M, Круструп П., Веддеркопп Н. Аэробное фитнес-тестирование у детей в возрасте от 6 до 9 лет: надежность и достоверность модифицированного теста Yo-Yo IR1 и теста Андерсена. Eur J Appl Physiol. 2012;112(3):871–876. [PubMed] [Академия Google]
3. Андерсен Л.Б., Андерсен Т.Е., Андерсен Э., Андерсен С.А. Тест прерывистого бега для оценки максимального потребления кислорода: тест Андерсена. J Sports Med Phys Fitness. 2008;48(4):434–437. [PubMed] [Google Scholar]
4. Ардой Д.Н., Фернандес-Родригес Дж.М., Хименес-Павон Д., Кастильо Р., Руис Дж.Р., Ортега Ф.Б. Эксперимент по физическому воспитанию улучшает когнитивные способности и успеваемость подростков: исследование EDUFIT. Scand J Med Sci Sports. 2014;24(1):e52–61. [PubMed] [Академия Google]
5. Армстронг Н., Уэлсман Дж.Р. Аэробный фитнес: что мы измеряем? Мед Спорт Наук. 2007; 50:5–25. [PubMed] [Google Scholar]
6. Armstrong NvMW. Педиатрическая наука о физических упражнениях и медицина, второе издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2008. [Google Scholar]
7. Эшкрафт К.А., Пис Р.М., Бетоф А.С., Дьюхерст М.В., Джонс Л.В. Эффективность и механизмы аэробных упражнений при возникновении, прогрессировании и метастазировании рака: критический систематический обзор доклинических данных in vivo. Рак рез. 2016;76(14):4032–4050. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Бест Дж. Р., Миллер П. Х., Наглиери Дж. А. Отношения между исполнительной функцией и академической успеваемостью в возрасте от 5 до 17 лет в большой репрезентативной национальной выборке. Изучите индивидуальные отличия. 2011;21(4):327–336. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Биндер Д.К., Шарфман Х.Е. Нейротрофический фактор головного мозга. Факторы роста. 2004;22(3):123–131. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Bos I, De Boever P, Int Panis L, Meeusen R. Физическая активность, загрязнение воздуха и мозг. Спорт Мед. 2014;44(11):1505–1518. [PubMed] [Академия Google]
11. Bos I, Jacobs L, Nawrot TS, de Geus B, Torfs R, Int Panis L, Degraeuwe B, Meeusen R. Нет повышения уровня BDNF в сыворотке, вызванного физическими упражнениями, после езды на велосипеде рядом с крупной дорогой. Нейроски Летт. 2011; 500(2):129–132. [PubMed] [Google Scholar]
12. Bouchard C, An P, Rice T, Skinner JS, Wilmore JH, Gagnon J, Perusse L, Leon AS, Rao DC. Семейная агрегация отклика VO(2max) на тренировку: результаты семейного исследования HERITAGE. J Appl Physiol (1985) 1999;87(3):1003–1008. [PubMed] [Академия Google]
13. Каденас-Санчес С., Мора-Гонсалес Дж., Мигелес Дж. Х., Мартин-Матильяс М., Гомес-Вида Дж., Эсколано-Маргарит М.В., Мальдонадо Дж., Энрикес Г.М., Пастор-Вильескуса Б., де Тереза С., Наваррете С., Лозано Р.М., Беас-Хименес Х.Д., Эстевес-Лопес Ф., Мена-Молина А., Эрас М.Дж., Чильон П., Кампой С., Муньос-Эрнандес В., Мартинес-Авила В.Д., Мерчан М.Е., Пералес Х.К., Хиль А., Вердехо-Гарсия А. , Агилера К.М., Руис Дж.Р., Лабайен И., Катена А., Ортега Ф.Б. Основанное на упражнениях рандомизированное контролируемое исследование головного мозга, когнитивных функций, физического и психического здоровья детей с избыточным весом/ожирением (проект ActiveBrains): обоснование, дизайн и методы. Испытания Contemp Clin. 2016;47:315–324. [PubMed] [Академия Google]
14. Кэрни Дж., Вельдхуйзен С., Кван М., Хэй Дж., Фот Б.Э. Биологический возраст и связанное с полом снижение физической активности в подростковом возрасте. Медицинские спортивные упражнения. 2014;46(4):730–735. [PubMed] [Google Scholar]
15. Caspersen CJ, Powell KE, Christenson GM. Физическая активность, упражнения и физическая подготовка: определения и различия для исследований, связанных со здоровьем. Представитель общественного здравоохранения, 1985; 100(2):126–131. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Cassilhas RC, Lee KS, Fernandes J, Oliveira MG, Tufik S, Meeusen R, de Mello MT. Пространственная память улучшается аэробными упражнениями и упражнениями с отягощениями за счет различных молекулярных механизмов. Неврология. 2012;202:309–317. [PubMed] [Google Scholar]
17. CDC. Факты о физической активности. 2017 30.08.2017. https://www.cdc.gov/physicalactivity/data/facts.htm.
18. Чаддок Л., Эриксон К.И., Пракаш Р.С., Ким Дж.С., Восс М.В., Ванпаттер М. , Понтифекс М.Б., Рейн Л.Б., Конкель А., Хиллман Ч.Х., Коэн Н.Дж., Крамер А.Ф. Нейровизуализирующее исследование связи между аэробной выносливостью, объемом гиппокампа и памятью у детей предподросткового возраста. Мозг Res. 2010;1358:172–183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Чаддок Л., Эриксон К.И., Пракаш Р.С., Восс М.В., Ванпаттер М., Понтифекс М.Б., Хиллман К.Х., Крамер А.Ф. Функциональное МРТ-исследование связи между детской аэробной выносливостью и нейрокогнитивным контролем. Биол Психол. 2012а;89(1):260–268. [PubMed] [Google Scholar]
20. Chaddock L, Hillman CH, Pontifex MB, Johnson CR, Raine LB, Kramer AF. Аэробная подготовка в детстве предсказывает когнитивные способности через год. J Sports Sci. 2012b;30(5):421–430. [PubMed] [Академия Google]
21. Чаддок Л., Понтифекс М.Б., Хиллман К.Х., Крамер А.Ф. Обзор связи аэробной подготовки и физической активности со структурой и функцией мозга у детей. J Int Neuropsychol Soc. 2011;17(6):975–985. [PubMed] [Google Scholar]
22. Coe DP, Pivarnik JM, Womack CJ, Reeves MJ, Malina RM. Влияние физического воспитания и уровня активности на успеваемость детей. Медицинские спортивные упражнения. 2006;38(8):1515–1519. [PubMed] [Google Scholar]
23. Colcombe SJ, Erickson KI, Raz N, Webb AG, Cohen NJ, McAuley E, Kramer AF. Аэробный фитнес уменьшает потерю мозговой ткани у стареющих людей. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2003;58(2):176–180. [PubMed] [Академия Google]
24. Colcombe SJ, Erickson KI, Scalf PE, Kim JS, Prakash R, McAuley E, Elavsky S, Marquez DX, Hu L, Kramer AF. Аэробные упражнения увеличивают объем мозга у стареющих людей. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2006;61(11):1166–1170. [PubMed] [Google Scholar]
25. Cotman CW, Berchtold NC. Упражнение: поведенческое вмешательство для улучшения здоровья и пластичности мозга. Тренды Нейроси. 2002;25(6):295–301. [PubMed] [Google Scholar]
26. Cotman CW, Engesser-Cesar C. Упражнения улучшают и защищают функции мозга. Exerc Sport Sci Rev. 2002; 30 (2): 75–79.. [PubMed] [Google Scholar]
27. Денкер М., Андерсен Л.Б. Измеряемая акселерометром ежедневная физическая активность, связанная с аэробной выносливостью у детей и подростков. J Sports Sci. 2011;29(9):887–895. [PubMed] [Google Scholar]
28. Даймонд А. Исполнительные функции. Анну Рев Психол. 2013; 64: 135–168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Diamond A, Ling DS. Выводы о вмешательствах, программах и подходах к улучшению исполнительных функций, которые кажутся оправданными, а те, которые, несмотря на шумиху, — нет. Dev Cogn Neurosci. 2016;18:34–48. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Дишман Р.К., Дауда М., МакИвер К.Л., Сондерс Р.П., Пейт Р.Р. Естественные изменения социально-когнитивных факторов влияют на изменение физической активности в раннем подростковом возрасте. ПЛОС Один. 2017;12(2):e0172040. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Доннелли Дж. Э. , Ламбурн К. Физическая активность в классе, познание и успеваемость. Пред. мед. 2011;52(1):S36–42. [PubMed] [Google Scholar]
32. Дюмит С.К., Гиганте Д.П., Домингес М.Р., Коль Х.В., 3-е изменение физической активности в подростковом возрасте: систематический обзор и объединенный анализ. Int J Эпидемиол. 2011;40(3):685–69.8. [PubMed] [Google Scholar]
33. Дуайер Т., Саллис Дж. Ф., Близзард Л., Лазарус Р., Дин К. Связь академической успеваемости с физической активностью и фитнесом у детей. Педиатрическая наука о физических упражнениях. 2001; 13: 225–237. [Google Scholar]
34. Эстебан-Корнехо I, Техеро-Гонсалес CM, Sallis JF, Veiga OL. Физическая активность и познание у подростков: систематический обзор. J Sci Med Sport. 2015;18(5):534–539. [PubMed] [Google Scholar]
35. Etnier JL, Salazar W, Landers DM, Petruzzello SJ, Han M, Nowell P. Влияние физической подготовки и упражнений на когнитивные функции: метаанализ. Журнал спортивной и физической психологии. 1997;19:249–277. [Google Scholar]
36. Фокс К.К., Барр-Андерсон Д., Ноймарк-Штайнер Д., Уолл М. Физическая активность и участие в спортивных командах: связь с успеваемостью учащихся средних и старших классов. Дж. Ш. Здоровье. 2010;80(1):31–37. [PubMed] [Google Scholar]
37. Giedd JN, Lalonde FM, Celano MJ, White SL, Wallace GL, Lee NR, Lenroot RK. Анатомическая магнитно-резонансная томография головного мозга типично развивающихся детей и подростков. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2009 г.;48(5):465–470. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Грастен А., Ватт А., Яаккола Т., Люкконен Дж. Непосредственно измеренная и самооценка физической активности в выборке финских учащихся средних школ. Успехи в физическом воспитании. 2012;02(03):132–138. [Google Scholar]
39. Herting MM, Colby JB, Sowell ER, Nagel BJ. Связность белого вещества и аэробная пригодность у подростков мужского пола. Dev Cogn Neurosci. 2014;7:65–75. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Гертинг М.М., Кинан М.Ф., Нагель Б.Дж. Аэробный фитнес связан с развитием коры головного мозга у мужчин-подростков: предварительные результаты предполагают возможную роль генотипа BDNF. Передний шум нейронов. 2016;10:327. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Herting MM, Nagel BJ. Аэробный фитнес связан с обучением на виртуальной водной задаче Морриса и объемом гиппокампа у подростков. Поведение мозга Res. 2012;233(2):517–525. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Herting MM, Nagel BJ. Различия в активности мозга при выполнении задания на кодирование вербальной ассоциативной памяти у подростков с высокой и низкой физической подготовкой. J Cogn Neurosci. 2013;25(4):595–612. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Hillman CH, Erickson KI, Kramer AF. Будьте умны, тренируйте свое сердце: физические упражнения влияют на мозг и познание. Нат Рев Нейроски. 2008;9(1):58–65. [PubMed] [Google Scholar]
44. Hillman CH, Pontifex MB, Castelli DM, Khan NA, Raine LB, Scudder MR, Drollette ES, Moore RD, Wu CT, Kamijo K. Влияние рандомизированного контролируемого исследования FITKids на исполнительный контроль и работу мозга. Педиатрия. 2014;134(4):e1063–1071. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Хоган М., Кифер М., Кубеш С., Коллинз П., Килмартин Л., Броснан М. Интерактивные эффекты физической подготовки и интенсивных аэробных упражнений на электрофизиологическую когерентность и когнитивные способности у подростков. Опыт Мозг Res. 2013;229(1):85–96. [PubMed] [Google Scholar]
46. Hogan MJ, O’Hora D, Kiefer M, Kubesch S, Kilmartin L, Collins P, Dimitrova J. Влияние кардиореспираторной подготовки и интенсивных аэробных упражнений на исполнительные функции и энтропию ЭЭГ в подростки. Передний шум нейронов. 2015;9:538. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
47. Хуанг Т., Тарп Дж., Домазет С.Л., Торсен А.К., Фроберг К., Андерсен Л.Б., Багге А. Ассоциации ожирения и аэробной подготовки с исполнительной функцией и математическими показателями в Датские подростки. J Педиатр. 2015;167(4):810–815. [PubMed] [Google Scholar]
48. Janssen I, Leblanc AG. Систематический обзор пользы физической активности и фитнеса для здоровья детей школьного возраста и молодежи. Int J Behav Nutr Phys Act. 2010;7:40. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Кимблер Д.Э., Мерфи М., Дхандапани К.М. Сотрясение мозга и подросток-спортсмен. J Neurosci Нурс. 2011;43(6):286–290. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Kobilo T, Yuan C, van Praag H. Факторы выносливости улучшают нейрогенез гиппокампа и пространственную память у мышей. Выучить Мем. 2011;18(2):103–107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Lee TM, Wong ML, Lau BW, Lee JC, Yau SY, So KF. Аэробные упражнения взаимодействуют с нейротрофическими факторами для прогнозирования когнитивных функций у подростков. Психонейроэндокринология. 2014;39: 214–224. [PubMed] [Google Scholar]
52. Линднер К.Дж. Участие в спорте и предполагаемая успеваемость школьников и молодежи. Педиатрическая наука о физических упражнениях. 1999;11(2):129–143. [Google Scholar]
53. Линднер К.Дж. Новый взгляд на взаимосвязь между участием в физической активности и академической успеваемостью: воспринимаемая и фактическая производительность и эффект группирования (академическое отслеживание) Педиатрическая наука об упражнениях. 2002;14(2):155–169. [Google Scholar]
54. Лопес-Висенте М., Тимайер Х., Вильдебур А., Мютцель Р.Л., Ферхулст Ф.К., Джаддоу В.В.В., Суньер Дж., Уайт Т. Структуры коры головного мозга, связанные со спортом у детей: популяционное исследование. Дев Нейропсихология. 2017;42(2):58–69. [PubMed] [Google Scholar]
55. Малина Р.М. Физическая активность и фитнес: путь от детства к взрослой жизни. Am J Hum Biol. 2001;13(2):162–172. [PubMed] [Google Scholar]
56. Marchetti R, Forte R, Borzacchini M, Vazou S, Tomporowski PD, Pesce C. Физическая и моторная подготовка, спортивные навыки и исполнительная функция у подростков: модерируемая модель прогнозирования. Психология. 2015; 6: 1915–1929. [Google Scholar]
57. Морроу Дж. Р., Фридсон П. С. Взаимосвязь между привычной физической активностью и аэробной пригодностью у подростков. Педиатрическая наука о физических упражнениях. 1994;6(4):315–329. [Google Scholar]
58. Nader PR, Bradley RH, Houts RM, McRitchie SL, O’Brien M. Физическая активность от умеренной до высокой в возрасте от 9 до 15 лет. ДЖАМА. 2008;300(3):295–305. [PubMed] [Google Scholar]
59. О’Коннор П.Дж., Томпоровски П.Д., Дишман Р.К. Возраст смягчает связь аэробных упражнений с начальным изучением онлайн-задачи, требующей когнитивного контроля. J Int Neuropsychol Soc. 2015;21(10):802–815. [PubMed] [Google Scholar]
60. Ортега Ф.Б., Руис Дж.Р., Кастильо М.Дж. Физическая активность, физическая подготовка и избыточный вес у детей и подростков: данные эпидемиологических исследований. Эндокринол Нутр. 2013;60(8):458–469. [PubMed] [Google Scholar]
61. Park H, Poo MM. Нейротрофиновая регуляция развития и функции нервной цепи. Нат Рев Нейроски. 2013;14(1):7–23. [PubMed] [Google Scholar]
62. Pindus DM, Davis RD, Hillman CH, Bandelow S, Hogervorst E, Biddle SJ, Sherar LB. Взаимосвязь физической активности от умеренной до энергичной с когнитивной обработкой у подростков: результаты когорты рождения ALSPAC. Психолог Рез. 2015;79(5):715–728. [PubMed] [Google Scholar]
63. Roberts CK, Freed B, McCarthy WJ. Низкая аэробная подготовленность и ожирение связаны с более низкими результатами стандартизированных тестов у детей. J Педиатр. 2010;156(5):711–718. 718 е711. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
64. Росс Н., Яу П.Л., Конвит А. Ожирение, фитнес и целостность мозга в подростковом возрасте. Аппетит. 2015;93:44–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Сакер А., Кейбл Н. Способствуют ли физические занятия в свободное время подросткам здоровью и благополучию во взрослой жизни? Данные двух когорт британского рождения. Евр J Общественное здравоохранение. 2006;16(3):332–336. [PubMed] [Google Scholar]
66. Sallis JF, Saelens BE. Оценка физической активности по самоотчету: состояние, ограничения и будущие направления. Res Q Exerc Sport. 2000;71(2):1–14. [PubMed] [Академия Google]
67. Шерар Л.Б., Камминг С.П., Эйзенманн Дж.К., Бакстер-Джонс А.Д., Малина Р.М. Биологическая зрелость подростков и физическая активность: биология встречается с поведением. Pediatr Exerc Sci. 2010;22(3):332–349. [PubMed] [Google Scholar]
68. Shiely F, MacDonncha C. Соответствие международным рекомендациям по физической активности подростков: сравнение объективно измеренных и самооценки уровней физической активности. Ир Мед Дж. 2009;102(1):15–19. [PubMed] [Google Scholar]
69. Sibley BA, Etnier JL. Взаимосвязь между физической активностью и познанием у детей: метаанализ. Педиатрическая наука о физических упражнениях. 2003; 15: 243–256. [Академия Google]
70. Sigfusdottir ID, Kristjansson AL, Allegrante JP. Поведение в отношении здоровья и успеваемость исландских школьников. Медицинское образование Res. 2007;22(1):70–80. [PubMed] [Google Scholar]
71. Spear LP. Подростковое нервное развитие. Дж Адолеск Здоровье. 2013;52(2 Приложение 2):S7–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
72. Stanford KI, Goodyear LJ. Упражнения и диабет 2 типа: молекулярные механизмы, регулирующие усвоение глюкозы скелетными мышцами. Adv Physiol Educ. 2014;38(4):308–314. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. Stroth S, Kubesch S, Dieterle K, Ruchsow M, Heim R, Kiefer M. Физическая подготовка, но не интенсивные упражнения, модулирует связанные с событиями потенциальные показатели исполнительного контроля у здоровых подростков. Мозг Res. 2009;1269:114–124. [PubMed] [Google Scholar]
74. Tarp J, Domazet SL, Froberg K, Hillman CH, Andersen LB, Bugge A. Эффективность школьного вмешательства физической активности в отношении когнитивных способностей у датских подростков: LCoMotion-Learning, Cognition и Motion — кластерное рандомизированное контролируемое исследование. ПЛОС Один. 2016;11(6):e0158087. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
75. Трояно Р.П., Берриган Д., Додд К.В., Массе Л.С., Тилерт Т., Макдауэлл М. Физическая активность в США измеряется акселерометром. Медицинские спортивные упражнения. 2008;40(1):181–188. [PubMed] [Google Scholar]
76. Wang C, Chan JS, Ren L, Yan JH. Ожирение снижает когнитивные и двигательные функции на протяжении всей жизни. Нейр Пласт. 2016;2016:2473081. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Whiteman AS, Young DE, Budson AE, Stern CE, Schon K. Энторинальный объем, аэробная пригодность и память распознавания у здоровых молодых людей: морфометрия на основе вокселей изучать. Нейроизображение. 2016;126:229–238. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
78. Whiteman AS, Young DE, He X, Chen TC, Wagenaar RC, Stern CE, Schon K. Взаимодействие между сывороточным BDNF и аэробной выносливостью предсказывает распознающую память у здоровых молодых людей. Взрослые. Поведение мозга Res. 2014; 259:302–312. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Райт С.М., Дюкенэ П.Дж., Анцман-Фраска С., Хомиц В.Р., Чуи К., Экономос К.Д., Ланжевен Э.Г., Нельсон М.Е., Сачек Дж.М. Протокол исследования: исследование «Подпитка обучения через упражнения» (FLEX) — рандомизированное контролируемое исследование влияния школьных программ физической активности на физическую активность детей, когнитивные функции и успеваемость. Общественное здравоохранение BMC. 2016;16(1):1078. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Влияние физических упражнений на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
1. Thapar A., Cooper M., Rutter M. Нарушения развития нервной системы. Ланцет Психиатр. 2017; 4: 339–346. [PubMed] [Google Scholar]
2. Познер Дж., Поланчик Г.В., Сонуга-Барке Э. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ланцет. 2020; 395: 450–462. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Американская психиатрическая ассоциация. 5-е изд. США: Американская психиатрическая ассоциация; 2013. Диагностико-статистическое руководство по психическим расстройствам. [Академия Google]
4. Брасселл А.А., Шоулберг Э.К., Понтифекс М.Б., Смит А.Л., Делли Паоли А.Г., Хоза Б. Аэробная подготовленность и торможение у детей раннего возраста: смягчающая роль статуса СДВГ и возраста. J Clin Child Adolesc Psychol. 2017; 46: 646–652. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Эггер Х., Кондо Д., Ангольд А. Вопросы эпидемиологии и диагностики при дошкольном синдроме дефицита внимания/гиперактивности: обзор. Младенцы Маленький ребенок. 2006; 19: 109–122. [Google Scholar]
6. Liu W.Y., Wang H.S., Hsu L.Y., Wong A.M., Chen C.L., Lien H.Y. Управление физической подготовкой ребенка с синдромом Туретта, связанное со здоровьем. Chang Gung Med J. 2011; 34: 4–9. [PubMed] [Google Scholar]
7. Шарма А., Кутюр Дж. Обзор патофизиологии, этиологии и лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Ann Pharmacother. 2014;48:209–225. [PubMed] [Google Scholar]
8. Анастопулос А.Д., Смит Т.Ф., Гарретт М.Е., Моррисси-Кейн Э., Шац Н.К., Соммер Дж.Л. и др. Саморегуляция эмоций, функциональные нарушения и сопутствующие заболевания у детей с СДВГ. Джей Аттен Расстройство. 2011; 15: 583–592. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Ходженс Дж. Б., Коул Дж., Болдизар Дж. Различия между сверстниками среди мальчиков с СДВГ. Дж. Клин Детская психология. 2000; 29: 443–452. [PubMed] [Google Scholar]
10. Yu C.L., Hsieh S.S., Chueh T.Y., Huang C.J., Hillman C.H., Hung T.M. Влияние острых аэробных упражнений на тормозной контроль и вариабельность сердечного ритма в состоянии покоя у детей с СДВГ. Научный представитель 2020; 10:19958. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Кристиансен Л., Бек М.М., Биленберг Н., Винеке Дж., Аструп А., Лундби-Йенсен Дж. Влияние упражнений на когнитивные способности у детей и подростков с СДВГ: потенциальные механизмы и рекомендации, основанные на фактических данных. Дж. Клин Мед. 2019;8:841. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Liang X., Li R., Wong S.H.S., Sum R.K.W., Sit C.H.P. Влияние вмешательств с упражнениями на исполнительные функции детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: систематический обзор и метаанализ. Int J Behav Nutr Phys Activ. 2021;18:68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Шварк С., Шмикер М., Дордевич М., Рефельд К., Мюллер Н., Мюллер П. Индивидуальные различия в когнитивной реакции на одиночный бой физических упражнений — рандомизированное контролируемое перекрестное исследование. Дж. Клин Мед. 2019;8:1101. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Wang H.S., Kuo M.F., Stern J.S. Возможная роль повторяющихся действий, требующих рефлекторных реакций, при лечении синдрома Туретта. Chang Gung Med J. 2011; 34: 650–653. [PubMed] [Google Scholar]
15. Лигуори Г., (ACSM) ACoSM . 11-е изд. Филадельфия: Уолтерс Клювер; 2021. Руководство ACSM по нагрузочному тестированию и назначению. [Google Scholar]
16. Huang J.H., Yeh C.P., Chan Y.S. Влияние физической активности на поведение и когнитивные функции у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности [Влияние физической активности на поведение и когнитивные функции детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности] Sports Res Rev. 2017:43–51. [Академия Google]
17. Хоза Б., Мартин С.П., Пирог А., Шульберг Э.К. Использование физической активности для управления симптомами СДВГ: состояние доказательств. Curr Psychiatr Rep. 2016; 18:113. [PubMed] [Google Scholar]
18. Мюллер П., Дудерштадт Ю., Лессманн В., Мюллер Н.Г. Лактат и BDNF: ключевые медиаторы нейропластичности, вызванной физическими упражнениями? Дж. Клин Мед. 2020;9:1136. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Hoza B., Shoulberg E.K., Tompkins C.L., Martin C.P., Krasner A., Dennis M., et al. Физическая активность от умеренной до высокой и скорость обработки информации: прогнозирование адаптивных изменений уровней СДВГ и связанных с ними нарушений у дошкольников. JCPP (J Child Psychol Psychiatry) 2020; 61: 1380–1387. [PubMed] [Академия Google]
20. Камп К.Ф., Сперлих Б., Холмберг Х.К. Упражнения уменьшают симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности и улучшают социальное поведение, двигательные навыки, силу и нейропсихологические параметры. Акта Педиатр. 2014; 103:709–714. [PubMed] [Google Scholar]
21. Чан Ю. С., Хо К. С. Улучшение реакции у детей с СДВГ за счет адаптированной физической активности? Пилотное исследование. Дтч З Спортмед. 2021; 72: 21–27. [Google Scholar]
22. Meßler C.F., Holmberg H.C., Sperlich B. Мультимодальная терапия, включающая высокоинтенсивные интервальные тренировки, улучшает физическую форму, двигательные навыки, социальное поведение и качество жизни мальчиков с СДВГ: рандомизированное контролируемое исследование. Джей Аттен Расстройство. 2018;22:806–812. [PubMed] [Академия Google]
23. Lipszyc J., Schachar R. Тормозной контроль и психопатология: метаанализ исследований с использованием задачи стоп-сигнала. J Int Neuropsychol Soc. 2010;16:1064–1076. [PubMed] [Google Scholar]
24. Гальперин Дж.М., Хили Д.М. Влияние обогащения окружающей среды, улучшения когнитивных функций и физических упражнений на развитие мозга: можем ли мы изменить траекторию развития СДВГ? Neurosci Biobehav Rev. 2011; 35:621–634. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Durston S., van Belle J., de Zeeuw P. Дифференциация лобно-полосатых и лобно-мозжечковых цепей при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Биол Психиатр. 2011;69:1178–1184. [PubMed] [Google Scholar]
26. Иванов И., Бансал Р., Хао X., Чжу Х., Келлендонк С., Миллер Л. и соавт. Морфологические аномалии таламуса у юношей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Am J Psychiatr. 2010; 167: 397–408. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
27. Коннолли А.Дж., Райнхарт Н.Дж., Филдинг Дж. Адаптация саккад у молодых людей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности комбинированного типа. Неврология. 2016; 333:27–34. [PubMed] [Академия Google]
28. Медина Дж.А., Нетто Т.Л., Мушкат М., Медина А.С., Боттер Д., Орбетелли Р. и соавт. Влияние упражнений на устойчивое внимание детей с СДВГ, эффекты метилфенидата. Дефицитное гиперактивное расстройство Аттен. 2010;2:49–58. [PubMed] [Google Scholar]
29. Ng QX, Ho CYX, Chan HW, Yong BZJ, Yeo W.S. Лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков (СДВГ) с помощью упражнений: систематический обзор. Compl Ther Med. 2017; 34:123–128. [PubMed] [Академия Google]
30. Гальперин Дж.М., Бедар А.С., Курчак-Лихтин Дж.Т. Профилактические вмешательства для СДВГ: перспектива развития нервной системы. Нейротерапия. 2012; 9: 531–541. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Den Heijer AE, Groen Y., Tucha L., Fuermaier AB, Koerts J, Lange KW, et al. Попотеть? Влияние физических упражнений на познание и поведение у детей и взрослых с СДВГ: систематический обзор литературы. J Neural Transm. 2017; 124:3–26. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Тантилло М., Кесик С.М., Хайнд Г.В., Дишман Р.К. Влияние физических упражнений на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Медицинские спортивные упражнения. 2002; 34: 203–212. [PubMed] [Google Scholar]
33. de Greeff J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Влияние физической активности на исполнительные функции, внимание и успеваемость у детей предподросткового возраста: метаанализ. J Sci Med Sport. 2018;21:501–507. [PubMed] [Google Scholar]
34. Kim D.D., Warburton D.E.R., Wu N., Barr AM, Honer WG, Procyshyn RM. Влияние физической активности на симптомы синдрома Туретта: систематический обзор. Европейский психиатр. 2018; 48:13–19. [PubMed] [Google Scholar]
35. Джексон Г.М., Никсон Э., Джексон С.Р. Частота тиков и поведенческие показатели когнитивного контроля улучшаются у людей с синдромом Туретта за счет аэробных упражнений. кора. 2020; 129: 188–198. [PubMed] [Google Scholar]
36. Чен М.Ю., Чен М.Х. Влияние острых ритмических движений на внимание у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Влияние острых ритмичных движений на внимание у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности] Bull Sport Exerc Psychol Taiwan. 2018;18:59–76. [Google Scholar]
37. Этньер Дж., Смит А., Гапин Дж., Лаббан Дж. Физическая активность и когнитивные способности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — обзор симпозиума. J Sport Exerc Psychol. 2009;31:S11. [Google Scholar]
38. Дроллетт Э.С., Скаддер М.Р., Рейн Л.Б., Мур Р.Д., Салиба Б.Дж., Понтифекс М.Б. и др. Острые упражнения облегчают работу мозга и познание у детей, которые больше всего в этом нуждаются: исследование ERP индивидуальных различий в способности сдерживающего контроля. Dev Cogn Neurosci. 2014;7:53–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Gapin J., Etnier J.L. Взаимосвязь между физической активностью и выполнением исполнительных функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. J Sport Exerc Psychol. 2010; 32: 753–763. [PubMed] [Google Scholar]
40. Висняуске Р., Вербург Л., Остерлан Дж., Молендейк М.Л. Влияние физических упражнений на функциональные результаты при лечении СДВГ: метаанализ. Джей Аттен Расстройство. 2020; 24: 644–654. [PubMed] [Google Scholar]
41. Piepmeier A.T., Shih C.H., Whedon M., Williams L., Davis M., Henning D., et al. Влияние острых упражнений на когнитивные способности у детей с СДВГ и без него. J Sport Health Sci. 2015;4:97–104. [Google Scholar]
42. Месслер К.Ф. Auswirkungen sportlicher Aktivitäten bei Kindern mit Aufmerksamkeits-Defizit-Hyperaktivitäts-Störung (ADHS) unter besonderer Betrachtung von Hochintensivem Intervalltraining als Innovationn, Therapeutischen Ansatz [Влияние физической активности на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) со ссылкой на высокоинтенсивные интервальные тренировки как инновационный терапевтический подход] Bewegungstherap Gesundheitsport. 2019;35:88–92. [Академия Google]
43. Smith A.L., Hoza B., Linnea K., McQuade J.D., Tomb M., Vaughn A.J., et al. Пилотное вмешательство в области физической активности снижает тяжесть симптомов СДВГ у маленьких детей. Джей Аттен Расстройство. 2013;17:70–82. [PubMed] [Google Scholar]
44. Chan Y.S., Ho C.S., Wu H.H. Психофизиологический механизм и преимущества физических упражнений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [психофизиологический механизм и преимущества физических упражнений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности] Спорт Рез. ред. 2011:69–75. [Google Scholar]
45. Chang Y.K., Hung C.L., Huang C.J., Hatfield B.D., Hung T.M. Влияние программы водных упражнений на тормозной контроль у детей с СДВГ: предварительное исследование. Арч Клин Нейропсихология. 2014;29:217–223. [PubMed] [Google Scholar]
46. Schmiedeler S. [Вмешательство на основе осознанности при синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)] Z Kinder JugenPsychiatr Psychother.