Разное

Упражнения для развития речи для дошкольников: Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста | Картотека по развитию речи (старшая группа):

Содержание

Игры и упражнения для развития речи детей

До возраста 7-8 лет дети очень хорошо воспринимают и запоминают новые слова. Поэтому очень важно сделать всё возможное, чтобы начать развитие речи у детей в самом начале их жизненного пути. Используйте специальные игры и упражнения для развития речи детей, помогающие знакомить малыша с новыми словами, учить его обдумывать их и вместе с тем запоминать.


 

Содержание

 

Этапы развития речи у детей

Развиваем речь ребенка: простые правила

Речевые дидактические игры как вид деятельности

Пальчиковые игры

Артикуляционные упражнения по развитию речи

Развитие речевого дыхания

Постановка речи детей через разные виды деятельности

Работа над речью через изучение алфавита

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Занятия на развитие связной речи

 


В процессе своего развития ребёнок овладевает уникальной способностью, присущей только человеку – речью. Сначала он понимает, что слова обращены к нему, реагирует на это, позже он начинает общаться с окружающим миром, выражать свои желания, мнения, отношения. Развитие речи для малышей — важная часть развития их личности. Правильно поставленное произношение, достаточный словарный запас, грамотно организованное обучение языку гарантирует воспитание всесторонне развитой личности.

 

По данным исследователей в 70-е годы дефекты и задержка речевого развития были выявлены у 4% детей. За последние 20 лет это число выросло более чем в 6 раз. Эти цифры являются не просто статистикой для тех, кто работает и общается с детьми, имеющими речевые нарушения. 

 

 

 

Этапы развития речи у детей

 

Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.

 

 

Грудной возраст

 

Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».

В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку».

 

 

1 год

 

В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.

Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.

 

 

От 1,5 до 2 лет

 

К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».

Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.

 

 

2 года

 

С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.

 

 

Дошкольный возраст

 

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.

  

 

 

 

Развиваем речь ребенка: простые правила

 

Итак, как уже было сказано, ситуации, когда к 3 годам ребенок практически не произносит слов или разговаривает так, что его сложно понять, — наблюдаются довольно часто. Сколько родителей могут похвастаться, что их дети не страдают задержкой или нарушением развития речи? Когда проблема актуальна, начинаются поиски способов ее решения. С одной стороны, опытный логопед советует подождать до 5 лет, а с другой – ребенок рискует пойти в первый класс с речевыми дефектами, поскольку может не хватить времени на их устранение.

Что же делать? Как можно раньше организовать самостоятельные занятия и регулярно выполнять упражнения для развития речи ребенка, взяв за основу специальный тематический курс.

 

Задача – сформировать речевое мышление путем отработки артикуляции, расширения активного словарного запаса и развития грамотной связной речи.

 

На первый взгляд кажется, что речевым занятиям следует уделять много времени. По этой причине родители долго не решаются их начинать. На самом деле все не так сложно: упражнения на развитие речи можно делать практически в любой момент повседневной жизни и без финансовых затрат. Как развить речь ребенка? Соблюдайте несложные правила.

 

  1. Фундамент речевого развития — постоянное общение с детьми. Они задают множество вопросов, от ответов на которые не стоит уклоняться. Если сразу ответить затруднительно, лучше так и сказать. Пусть ребенок подождет, пока взрослые подумают, зато позже он получит нужную информацию, заинтересуется собеседником и будет стремиться к общению с ним.
  2. Дети подражают разговору взрослых, поэтому не следует имитировать «детскую» манеру говорить, искажая слово или звук и используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это мешает правильному произношению и ведет к формированию таких речевых недостатков, устранить которые может только логопед. Также нельзя общаться сложными предложениями и произносить непонятные ребенку слова, тем более, заставлять повторять их в попытке форсирования развития речи. Рабочий материал – это отдельные звуки, короткие рассказы и стихотворения, соответствующие дошкольному возрасту.
  3. Произношение улучшится, если его тренировать. Здесь помогут упражнения для речи, проходящие в доступной игровой форме. Как улучшить речь у ребенка подобным способом? Обратить внимание на рекомендации дефектологов и разработать индивидуальный план занятий по улучшению артикуляции, увеличению запаса слов и формированию навыков разговорного общения.

 

 

 

 

Речевые дидактические игры как вид деятельности

 

Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.

 

Для ребёнка с задержкой речи общение и удовлетворение жизненных потребностей и желаний, а именно невозможность их удовлетворить, так как их не понимают, или они не могут их выразить, может привести к большим разочарованиям и отрицательно повлиять на личностное развитие.

 

И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.

 

 

Виды дидактических игр, развивающих речь

 

Педагоги выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные, словесные игры.

 

Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.

Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками. Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей. Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.

 

 

Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи

 

Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.

 

  1. Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре.
  2. Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении.
  3. Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга.
  4. Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения.
  5. Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов. Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
  6. Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.

 

 

 

Пальчиковые игры

 

Еще в глубокую старину щекотание и игры с помощью пальцев были самыми первыми играми, привлекавшими внимание малыша.

Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова. Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью.

 

Столетиями родители, бабушки и дедушки обучали с помощью пальчиковых игр своих детей и внуков простым стихам и играм. Такие игры способствуют не только развитию речи, но и развитию ловкости рук, памяти, координации движений.

 

 

Сегодня существуют и многие другие развивающие игры и упражнения, а так же игрушки, которые не только помогут вашему малышу заговорить и произносить слова правильно, но и будут способствовать расширению словарного запаса ребенка, умению строить связные предложения и тексты.

 

 

 

Артикуляционные упражнения по развитию речи

 

Детские органы артикуляции (язык, губы, зубы) еще недостаточно развиты, чтобы ребенок мог полноценно разговаривать (осуществлять речевой акт). Для этого требуются окрепшие мелкие мышцы, которые нельзя путать с крупными мышцами, развивающимися за счет жевания, глотания или сосания. Их укрепляет артикуляционная гимнастика как совокупность упражнений для органов речи, помогающая подготовиться к нагрузке во время разговора. Обычно она проводится дважды в день (с утра и после дневного сна), сидя перед зеркалом.

В языковые игры малыши как правило играют с огромным удовольствием. Начните занятие, расположившись вместе с ребенком поудобнее перед зеркалом. Выполняйте самые разные движения губами и языком, а малыша попросите повторять за вами. Свои гримасы сопровождайте небольшими историями. Такая зарядка для рта поможет совершенствовать малышу свою речь.

Кроме того, вы можете использовать специальные детские артикуляционные упражнения, статические и динамические. Достаточно будет 2-3-х продолжительностью около 5 минут.

 

Например:

  1. На развитие круговых губных мышц «Улыбка»: зубы сомкнуты, губы широко растянуты в улыбке, в таком положении задерживаются на 10-15 секунд, потом расслабляются.
  2. На развитие мышц языка «Маляр»: открывается рот, широкий кончик языка помещается на верхние резцы, оттуда медленно направляется к небу и обратно, подобно кисточке маляра.

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания

 

Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными голосовыми связками, является источником звука. Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание. Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.


 

Развитие речи у детей от 1 года до 5 лет (включает дыхательные упражнения)

 

 


 

Для этого нужно:

 

  • быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
  • не надувать щеки;
  • плечи держать ровно, не опускать.

 

Существует множество упражнений, проводимых в игровой форме и позволяющих развить речевое дыхание: сдувать шапку одуванчика («Одуванчик»), снежинки с руки, бумажные шарики со стола («Забей гол»), надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть вслед кораблику, на игрушку — ветряную мельницу.

 

 

 

 

Еще некоторые задания:

 

  • «Буря в стакане»: в стакан с водой вставляем трубочку, через которую ребенок дует, создавая вибрацию.
  • «Дровосек»: дети занимают положение «стоя», ноги — на ширине плеч, руки опущены вниз, а пальцы скреплены в «замок». Быстро поднимая руки вверх на вдохе, медленно опускают их на выдохе и одновременно наклоняются вперед со словами «Ух!», как бы роняя мнимый топор.
  • «Жук»: имитируя крылья, ребенок разводит прямые руки в стороны и немного назад, вдыхая, жужжит и опускает руки вниз, затем без звука поднимает их вверх, совершая непроизвольный вдох.

 

При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут.

 

 

 

Постановка речи детей через разные виды деятельности

 

Помимо уже названных выше, существуют и некоторые другие отличные способы, с помощью которых вы сможете естественным образом стимулировать развитие речи у детей. Рассмотрим их более подробно.

 

 

Чтение

 

Как можно больше читайте книг с вашими детьми. Параллельно с чтением просите их предположить, что будет дальше, и чем закончится рассказ. Просто остановите чтение и попросите малышей рассказать свою версию продолжения истории. Когда дети слышат новые слова в определённом контексте, они намного легче запоминают их значение, а это в свою очередь стимулирует развитие речи у детей. Они будут пересказывать услышанную историю, используя новые для них слова. Во время чтения книг также можно разговаривать о картинках и обсуждать их. Например, можно спросить малыша, как зовут его собаку, когда вы читаете книгу о собаках.

 

 

Диалог

 

Разговаривайте с вашими детьми. Исследования показали, что слушать ребёнка так же важно, как и говорить с ним. Просто говорить с малышом о его действиях недостаточно, чтобы эффективно развивать речь. Вам необходимо поддерживать диалог и внимательно слушать, что говорит ваш ребёнок. Помогайте малышу вступить в диалог с вами, задавая различные вопросы и повторяя фразы. Например, спросите ребёнка: «Какой бутерброд ты хочешь: с арахисовым маслом или с сыром?» Малыш ответит: «С сыром». Дальше вы должны продолжить: «С сыром? Ты хочешь бутерброд с сыром? Хорошо, я сейчас приготовлю бутерброд с сыром тебе и себе».

 

 

Объяснения

 

Поощряйте ребёнка к тому, чтобы он рассказывал о предметах, которые видит вокруг себя. С помощью вопросов подводите к тому, чтобы малыш учился давать объяснение обычным предметам и явлениям. К примеру, спросите вашего ребёнка, что он кушал на завтрак, а затем продолжите вопросами, касающимися еды.

 

 

 

 

Работа над речью через изучение алфавита

 

Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.

Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей. Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится. Ребёнок будет доверять вам.

 

Алфавит не вызывает сложных ассоциаций у малыша. Из-за неумения читать, алфавит для самых маленьких воспринимается как фигурки с названием.

 

И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.


 

15 упражнений для развития речи

 

 


 

  

 

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

 

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками. Он может быть активным, состоящим из слов, употребляемых ежедневно, либо пассивным, когда сами слова произносятся редко, но на слух воспринимаются согласно значению. К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.

 

 

 

Следующие детские игры для развития речи будут очень полезны

 

 

«Рифмы».

Ребёнку интересно будет поиграть в рифмы. Такая игра поможет расширить словарный запас ребёнка и одновременно повеселит его. Просто помогите своему малышу подобрать рифмы к как можно большему количеству слов.

 

 

«Угадай-ка».

Это ещё одна замечательная игра для развития речи, которая наверняка понравится вашему малышу. Поместите какой-нибудь предмет внутрь сумки или коробки и попросите ребёнка угадать, что спрятано внутри. Пусть дитя задаёт наводящие вопросы о предмете, а вы давайте ему подсказки в виде прилагательных, описывающих этот предмет.

 

 

«Алфавит».

Ребенку ставят задачу назвать много слов, начинающихся на определенную букву алфавита. У взрослого должны быть готовы еще 3-4 слова, которые он добавит, когда все слова закончатся. 

 

 

«Проводник».

Гуляя на улице, детей просят побыть проводником взрослого, который в данный момент закрыл глаза (ничего не видит) и перечислять все, что его окружает. Можно усложнить задачу и сообщить, что дважды называть одно и то же слово нельзя, иначе взрослый заблудится. Затем глаза открываются и взрослый, оглядываясь вокруг, предлагает назвать те предметы, которые еще не упоминались, подсказывая их название.

 

 

Игра с мячом «Съедобное – не съедобное».

Кидая ребенку мяч, взрослый произносит слово, ребенок должен ловить мяч, если слово означает съедобный предмет или оттолкнуть, если не съедобный. 

 

 

Существуют не менее действенные способы пополнения детского словарного запаса без участия взрослого. Это прослушивание ребенком аудиокниг и просмотр кинолент. Детям будут интересны мультики для развития речи (они могут быть рассчитаны на возраст от 12 месяцев и старше), направленные на изучение новых слов для обозначения частей лица и тела, животных, овощей и фруктов, посуды и прочего.

 

 

 

Занятия на развитие связной речи

 

Важная часть языкового развития – это работа над становлением связной речи. Она обогащает словарный запас, позволяет добиться правильного звукопроизношения, способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова и предложения, готовит к письму.

 

 

 

Обучиться рассказыванию помогут занятия по развитию речи, проводимые в разной форме

 

 

Игры с деревянными брусками.

Исследования подтвердили, что у детей из семей с низким доходом у родителей, которые играли брусками, развитие навыков коммуникации происходит лучше и быстрее, чем у тех, кто такими брусками не играл.

 

 

«Покажи и расскажи».

Попросите малыша принести в комнату его любимые игрушки и рассказать всем что-нибудь интересное о них. Затем начните спрашивать ребенка, почему ему нравится та или иная игрушка, как её зовут, как он с ней играет. Это очень хороший способ улучшить навыки речевой коммуникации у детей.

 

 

«Домашнее хозяйство».

Распределите роли, сделав малыша родителем, и обсуждайте все повседневные домашние дела и обязанности.

 

 

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Способствует в том числе и тренировке воображения. Взрослый рассказывает детям начало истории (сказки, стихотворения), а они сами придумывают концовку.

 

 

Речевое упражнение «Построй предложение».

Цель: развитие навыков построения длинных предложений из знакомых слов. Ребенок должен закончить предложение, начатое взрослым, опираясь на его наводящие вопросы: «Маша пошла в лес с корзинкой, зачем? (собирать грибы, в гости к бабушке). У нее в корзинке, что? (ничего нет, пирожки)». Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

 

 

Игровое упражнение «Если бы…».

Ставит достаточно сложную для дошкольника мыслительную задачу по анализу, моделированию и прогнозированию ситуации. Ребенку предлагают поразмышлять о том, что бы произошло, если бы у него в руках оказалась волшебная палочка, он стал бы невидимым и тому подобное.

 

 

Речь ребенка станет образной и выразительной только тогда, когда понятно и логично с ним будет общаться взрослый, поэтому занятия для развития речи должны проходить неторопливо и последовательно. Чтобы дети заинтересовались, нужно использовать доступные им методы обучения, привлекать других детей, самим родителям принимать активное участие.

Создать благоприятные условия для занятий помогут игровые уголки и наборы игрушек, позволяющие придумывать игры для развития речи детей дома. Лучшее, что может быть, — это домашний театр с разными персонажами и простыми декорациями (домики из конструктора, ветки деревьев, кубики). Так ребенок научится хорошо разговаривать и творчески импровизировать.


 

Повторюша. Мультфильм на звукоподражание

 

57 упражнений для запуска речи у малышей

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Упражнения для развития речи дошкольников – Развитие ребенка

Развитие детей проходит с разной, сугубо индивидуальной скоростью. Однако важно контролировать достижение ребенком определенных возрастных целей, чтобы иметь возможность вовремя определять, развивается ли он должным образом или нет.

Например, если ребенку сложно генерировать звуки или произносить слова, его необходимо обязательно показать логопеду. Специалист сможет определить, есть ли у малыша проблемы со слухом или проблемы, связанные с речевым развитием. Такая информация очень важна, поскольку помогает родителям объективно оценить ситуацию и предпринять необходимые меры для устранения проблем. Ниже приведены признаки задержки речевого развития у детей разных возрастов и методы устранения проблем, включая некоторые несложные упражнения для развития речи, предназначенные для детей дошкольного возраста.

Признаки задержки речевого развития у детей дошкольного возраста

Далее приводятся некоторые признаки, на которые необходимо обратить особое внимание в период роста ребенка. Обязательно проконсультируйтесь у вашего педиатра, если у ребенка появляются эти или любые другие тревожные признаки.






Возраст

Признаки задержки речевого развития

2 года

  • Плохо, с трудом произносит слова и только имитирует речь, не может произносить фразы.
  • Оперирует только несколькими словами, употребляя их снова и снова, не может выражать свои мысли с помощью речи.
  • Есть проблемы с пониманием простых команд.

3 года

  • Не умеет общаться с помощью коротких предложений.
  • Не может объяснить, что он хочет или в чем нуждается, хотя к этому возрасту уже должен это уметь.

4 года

  • Не может формулировать предложения, состоящие из нескольких слов.
  • Путается в использовании местоимений «ты» и «я».

5 лет

  • Не может следовать указаниям, которые содержат предлоги «на» или «под».
  • Не умеет правильно произносить собственное имя.
  • Не может правильно говорить в прошедшем времени и избегает использования в разговоре множественного числа.
  • Не может рассказать историю о том, что он узнал в детском саду.

 

Упражнения на развитие речи для детей дошкольного возраста

1. Дидактические карточки

Дидактические карточки великолепно помогают детям изучать звуки, которые они не могут правильно произнести. Лучше всего превратить это упражнение в игру и награждать ребенка, когда он правильно произносит звуки, проиллюстрированные на карточке. Это не только делает упражнение более привлекательным, но и мотивирует ребенка стараться добиваться наилучших результатов.

2. Упражнения перед зеркалом

Детям с проблемами артикуляции трудно произносить слова и звуки из-за неумения правильно двигать ртом для произношения правильного звука. Упражнение перед зеркалом – это одно из самых полезных речевых упражнений для детей дошкольного возраста, которое способно помочь решить данную проблему. Вы можете научить вашего ребенка правильному положению и движению губ, языка и рта, что необходимо для произнесения определенного звука, демонстрируя их перед зеркалом. Таким образом ребенок сможет понять, какие движения ему необходимо выполнить, чтобы произносить звуки и слова.

3. Прыг-скок

Прыг-скок – это веселое и простое речевое упражнение, которое заключается в повторении слова, проблемного для ребенка в плане произношения, не менее шести раз. В упражнении используются шесть бумажных основ, называемых кувшинками, которые раскладывают на полу по всей комнате. На них должно быть написано слово, произношение которого должен тренировать ребенок. Малышу необходимо произносить слово каждый раз, когда он прыгает на кувшинку. Когда же он запрыгнет на шестую кувшинку, вы можете наградить его любимым лакомством.

4. Постоянно разговаривайте с ребенком

Языковые навыки детей развиваются быстрее, если родители и члены семьи регулярно общаются с ними. Когда окружающие люди часто разговаривают с ребенком, а также в его присутствии, у него появляется возможность слушать новые слова и общаться.

5. Поощряйте вашего малыша говорить

Регулярные беседы с ребенком – это лучший способ помочь ему развить речевые и языковые навыки. Другой способ достижения этой цели заключается в том, чтобы произносить названия предметов, на которые указывает малыш, поощряя его проговаривать слова, чтобы понять их произношение и запомнить. Специалисты считают, что нужно исполнять желания детей, только если они выражают их словами и пытаются объяснить, чего они хотят, с помощью жестов. Это будет мотивировать ребенка искать пути решения своих языковых проблем, чтобы получить то, что ему нужно.

6. Повторяйте

По сравнению с прочими речевыми упражнениями для детей дошкольного возраста многократное повторение слов может показаться родителям утомительной работой, особенно если малыш по своей природе любознателен. Тем не менее это занятие может быть очень полезным при обучении разговорной речи. Повторяя ребенку слова, лучше произносить их медленно и выразительно, чтобы он мог четко расслышать их и запомнить все фонемы в словах. Чтобы облегчить для малыша процесс запоминания, можно разбивать слова на части. Наблюдая за вашими движениями рта, ребенок сможет запоминать произношение слова, но для этого ему нужно быть очень внимательным.

7. Читайте книги вместе с малышом

Один из лучших способов развития речевых навыков у детей – это чтение. Однако стоит позаботиться о выборе такой книги, которая понравится ребенку. Отведите его в библиотеку и позвольте малышу самому решить, какие книги он находит интересными, а затем купите их в магазине. Книги с картинками нравятся детям больше всего и позволяют беседовать с ребенком во время чтения. Старайтесь простыми словами объяснять малышу, о чем говорят иллюстрации, и просите его повторять слова вслед за вами или задавать вопросы, касающиеся рисунков, и стараться отвечать на них вместе с вами. Это сделает чтение более продуктивным и интересным занятием.

Речевые упражнения для дошкольников — New Kids Center

Циклы развития детей развиваются с разной скоростью, и трудно определить нормальный темп. Однако необходимо отслеживать цели развития, чтобы быстро определить, развивается ли ребенок не так, как должен.

Например, ребенка, которому трудно воспроизводить звуки или произносить слова, необходимо немедленно показать логопеду. Патологоанатом сможет определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом или какие-либо проблемы, связанные с речью. Получение этих знаний важно, так как это поможет вам оценить ситуацию вашего ребенка и сделать то, что требуется, чтобы помочь ему. Ниже приведены признаки задержки речи у детей разного возраста и то, что вы можете сделать, чтобы включить некоторые речевые упражнения для дошкольников.

Ниже приведены некоторые из признаков, на которые следует обратить внимание во время роста вашего ребенка. Немедленно обратитесь к своему педиатру, если появляются эти или любые другие предупреждающие сигналы.

Возраст

Признаки задержки речи

2-летние

  • С трудом произносят слова и могут только имитировать манеру речи, но не могут произносить фразы.
  • Говорит всего несколько слов снова и снова, но не может передать свои сообщения другим, используя язык.
  • Есть проблемы с пониманием простых команд.

3 года

  • Не могут общаться короткими предложениями
  • Не могут объяснить, чего они хотят или в чем нуждаются, что они уже должны уметь делать.

4 года

  • Не может составлять предложения, состоящие из нескольких слов
  • Испытываете трудности с правильным употреблением слов «вы» и «я»

5 лет

  • Не удается следовать командам, содержащим такие предлоги, как «вкл» или «под».
  • Не могут правильно произносить свои имена
  • Испытываете проблемы с правильным употреблением прошедшего времени и избегаете использования множественного числа в разговоре.
  • Не могу рассказывать вам истории о том, чему он научился в школе.

Дополнительная информация о задержке речи у детей и о том, что родители могут сделать, чтобы справиться с этой проблемой:

1.      Флэш-карты

Флэш-карты могут очень помочь детям выучить звуки, которые они не могут произнести правильно. Лучше всего превратить это упражнение в игру и поощрять ребенка, когда он правильно произносит звуки, изображенные на карточках. Это не только сделает игру более увлекательной для ребенка, но и побудит его попытаться правильно произносить звуки.

2.      Упражнения с зеркалом

Дети, страдающие проблемами артикуляции, испытывают трудности с произношением слов и звуков из-за неспособности совершать правильные движения ртом для воспроизведения правильного звука. Упражнение с зеркалом — одно из самых полезных речевых упражнений для дошкольников, которое может помочь в решении этой проблемы. Вы можете научить ребенка правильному движению рта, необходимому для произнесения определенного звука, показав ему это перед зеркалом. Это помогло бы ему узнать, как он должен двигать ртом, чтобы произносить разные слова.

3.      Лягушка-прыжок

Лягушка-прыжок — это веселое и простое речевое упражнение, которое включает в себя повторение слова, которое ваш ребенок не может произнести, как минимум шесть раз. В упражнении используются шесть бумажных блокнотов, также известных как листы лилий, которые нужно разбросать по всей комнате. Внутри этих подушечек должно быть слово, которое вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал. Ребенок должен произносить слово каждый раз, когда он прыгает на кувшинку, и после того, как он совершит все шесть прыжков, вы можете вознаградить его конфетой.

4.      Чаще разговаривайте с ребенком

Речевые навыки детей развиваются быстрее, если родители и члены семьи часто общаются с ними. Когда вокруг него часто разговаривают люди, ребенок получает возможность все время слушать новые слова и общаться с ними.

5.      Поощряйте ребенка говорить

Регулярные разговоры с ребенком — лучший способ развить его речевые и языковые навыки. Другой способ добиться этого — произнести название предмета, который хочет ребенок, побуждая его произнести это слово, чтобы получить его. Согласно Healthy Children, лучше всего выполнять желания детей, только если они используют слова и пытаются объяснить, чего они хотят, используя жесты рук. Это побудит ребенка искать способы, с помощью которых он сможет решить свои языковые проблемы и получить то, что он ищет.

6.      Повторить

Среди всех других речевых упражнений для дошкольников повторение слов снова и снова может оказаться утомительной работой для родителей, особенно если малыш любознателен по своей природе. Тем не менее, это может сыграть огромную роль в том, чтобы заставить его говорить быстро. Повторяя ребенку слова, лучше произносить их медленным и легким тоном, чтобы он отчетливо их слышал и выучил входящие в них фонемы. Чтобы облегчить ребенку задачу, вы также можете разбить слова на части. Наблюдая за движением вашего рта, ребенок может уловить произношение слова, но ему придется смотреть очень внимательно.

7.      Читаем книги вместе

Одним из лучших способов развития языковых навыков у детей является чтение им книг. Однако убедитесь, что книги, которые вы читаете, нравятся ребенку. Отведите его в библиотеку, пусть он решит, какие книги ему интересны, и купит их. Книги с картинками больше нравятся детям и позволяют разговаривать с ребенком при их чтении. Попробуйте простыми словами объяснить, о чем говорят картинки, и попросите ребенка повторить их за вами или задайте вопросы по картинкам и предложите ребенку ответить на них. Это сделало бы упражнение по чтению более продуктивным и интересным для ребенка.

15 простых упражнений на задержку речи для вашего малыша, чтобы быстро улучшить речь!


Повеселитесь с этими 15 удивительными упражнениями на задержку речи для малышей, которые разработаны логопедом и помогут вашему малышу заговорить раньше, чем вы это заметите!

Упражнения — это фантастический способ научить ребенка языку и научить его говорить! Эти упражнения забавны и мотивируют вашего ребенка, а также позволяют вам сосредоточиться на обучении вашего ребенка новым навыкам.

Если вы найдете эти 15 упражнений полезными, почему бы не посмотреть мою большую книгу из 50 простых упражнений, которые помогут вашему малышу заговорить?

Повторение играет важную роль в обучении этим новым навыкам, поэтому не беспокойтесь о том, чтобы повторять любимые упражнения вашего ребенка снова и снова, если он этого хочет. Не стесняйтесь выбирать те, которые лучше всего подходят вам, вашему ребенку и вашей семье.

Эти упражнения разработаны таким образом, чтобы вы могли легко настроить уровень под уровень вашего ребенка.

Если ваш малыш еще не говорит, эти упражнения на задержку речи помогут вашему малышу говорить, особенно если вы также используете языковые стратегии. Если ваш малыш уже говорит, эти упражнения будут расти и развивать его языковые навыки.

Прежде всего, эти упражнения созданы для развлечения! Так дети учатся лучше всего!

 

 

 

 

СТРАТЕГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Дети изучают язык, слушая язык. Они впитывают язык, на котором говорят их родители, братья и сестры и другие люди вокруг них.

Детям нужно слышать язык снова и снова в течение месяцев и лет, прежде чем они начнут использовать его для себя.

Как родитель, вы являетесь самым важным человеком в языковом развитии вашего ребенка. Стратегии , которые вы используете в повседневной жизни для развития речи вашего ребенка, окажут наибольшее влияние на его речь и языковое развитие.

Использование языковых стратегий будет иметь большое значение и может использоваться как часть повседневной жизни во всех ваших взаимодействиях с ребенком.

 

Хотите еще немного?

Получите бесплатную копию основных шпаргалок по речевым и языковым стратегиям. Распечатайте и используйте вместе с упражнениями на задержку речи для малышей, чтобы улучшить речь и язык вашего ребенка. Наслаждаться!

 


15 УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАДЕРЖКУ РЕЧИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Упражнения основаны на следующих ключевых областях:

  • Упражнения для развития навыков слушания
  • Упражнения на развитие первых слов
  • Упражнения для расширения словарного запаса
  • Упражнения для понимания
  • Упражнения с карточками
  • Упражнения для построения грамматики
  • Упражнения для раннего развития навыков чтения
  •  

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ

 

Этот первый раздел упражнений на задержку речи, помогающий вашему малышу говорить, предназначен для развития навыков слушания . Внимание и умение слушать — это базовые навыки языка. Мы наблюдаем, как это развивается у младенцев, когда они начинают сосредотачиваться на лицах своих родителей, реагировать на звуки и начинают отзываться на свое имя.

Через несколько лет они смогут внимательно слушать истории, слушать своих друзей, а поскольку они умеют слушать, они будут знать, как реагировать. Язык невозможен без прочной основы внимания и слушания.

 

1. «Найди звук»

«Найди звук» — увлекательный способ развить навыки слушания. Купите игрушку или предмет, который издает шум. Для этого хорошо подойдут заводные или музыкальные игрушки или даже обычные предметы домашнего обихода, такие как таймер для яиц или метроном. Попросите ребенка закрыть глаза и спрятать предмет где-нибудь в комнате. под подушкой, за дверью.

Это помогает детям научиться слушать. Чтобы усложнить задачу, попробуйте уменьшить звук, чтобы он был еще тише. Это игра для детей младшего возраста, и она отлично подходит для развития внимания и слушания, которые являются основополагающими навыками для языка.

Вы можете использовать это даже с младенцами — разместите предмет где-нибудь в комнате и посмотрите, поворачивают ли они голову в поисках звука. Если нет, вы можете сделать это очевидным и указать на него со словами: « Вау! Ты слышишь музыку? Это здесь!»

 

2. Stop and Go

Stop and Go — увлекательная подвижная игра для детей. Основной принцип заключается в том, что когда вы говорите «иди», они могут бегать. Они должны прислушиваться к слову «стоп», что означает, что они должны остановиться и немедленно замереть на месте.

Чтобы сделать эту игру еще более полезной, почему бы не дать им разные варианты, когда вы говорите «иди». Вы можете сказать: «Хорошо, на этот раз, когда я говорю «иди», я хочу, чтобы вы ходили, как тигры / балерины / прыгать на одной ноге/ходить задом наперёд» или что-то ещё, что вы можете придумать.

Когда вы говорите «стоп», вы можете пройти вокруг, чтобы убедиться, что они совершенно неподвижны. Если вы играете с группой детей, вы можете устранить любого, кто двигается или шатается.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ СЛОВ

 

Эти упражнения на задержку речи для малышей специально ориентированы на первые слова. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать вашего ребенка и мотивировать его сказать свои первые слова.

Первое слово вашего ребенка — это момент, который волнует всех родителей! По мере роста понимания языка, использование языка вашим ребенком начнет развиваться.

Когда вы ободряете первые слова, выберите мотивирующие. Также подбирайте слова, где есть возможность использовать их по-разному в течение дня. Стремитесь повторять это много-много раз в разных контекстах в течение дня.

 

3. Catch the Gap

Catch the Gap — умная игра, которая поможет вашему ребенку произнести свои первые слова. Понимание предшествует разговору, поэтому научите ребенка стишкам. Не бойтесь сильно повторяться.

Упражнение «Лови пробел» состоит в том, что вы произносите детскую песенку, с которой ваш малыш уже знаком, но затем останавливаетесь перед тем, как сказать последнее слово в строке.

Посмотрите на своего малыша и покажите на своем лице, что вы поощряете его закончить линию.

Например, вы могли бы сказать: Паук Инси Винси взобрался по смерчу/ Пошел дождь и смыл паука…. (out)

Если ваш ребенок не сказал последнее слово, сделайте паузу всего на несколько секунд, а затем скажите это за него и продолжите стихотворение. Не откладывайте — продолжайте придерживаться этой стратегии.

Стихи увлекательные и забавные, малыши легко с ними знакомятся, поэтому для них это очень простой способ произнести свои первые слова.

 

4. Завершение фраз

Завершение фраз — еще один простой и не требующий особого напряжения способ помочь ребенку произнести первые слова.

Это немного похоже на Catch the Gap, но без рифм.

Просто скажите фразу (выберите ту, с которой ваш ребенок знаком) и остановитесь, прежде чем произнести последнее слово.

Например, можно сказать:

  • Иди к (кровати)
  • Давай почистим тебе (зубы/волосы)
  • Открыть (дверь)

Используйте фразы, которые вы каждый день говорите своему малышу. Используйте завершение фразы в контексте (например, когда держите предмет) и сделайте это очень очевидным с помощью голоса.

Повысьте голос в конце, чтобы было ясно, что будет следующее слово, и смотрите ему в глаза и улыбайтесь, чтобы показать малышу, что вы хотите, чтобы он закончил предложение.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАРАЩИВАНИЯ СЛОВА

 

 

Обширный словарный запас необходим для общения, общения с друзьями и изучения всех школьных предметов. Помните, что словарный запас состоит не только из названий слов.

Чтобы расширить словарный запас вашего ребенка, выберите много разных типов слов: слова-действия, слова-описания, слова-местоположения и слова-эмоции. Вашему ребенку понадобятся все они, чтобы иметь возможность участвовать в разговорах.

Расширение словарного запаса — основное направление упражнений для малышей, занимающихся задержкой речи.

 

5. Чего не хватает моему мужчине? (Части тела)

Это отличная игра, которая отлично подходит для изучения частей тела. Нарисуйте двух мужчин рядом. На одном рисунке исключите часть тела, например руку или голову. Спросите ребенка: «Чего не хватает моему человечку?»

Они могут знать это слово, а если не знают, то могут указать на первого попавшегося человечка. Когда они это сделают, кормите языком часть тела. Повторите это два или три раза, чтобы они действительно услышали это и начали запоминать.

Не бойтесь делать недостающие части тела все более и более непонятными, как только ваш ребенок освоит основные части тела. Вы можете убрать локоть, колено, бровь — проявите творческий подход!

Сначала ваш ребенок назовет общую область, такую ​​как «нога». Вы можете сказать: «Правильно. У него отсутствует часть ноги. Эта часть называется коленом. У него нет колена! Можешь показать мне свое колено?»

 

6. Игра «Покупки»

Эта игра «Покупки» расширит словарный запас вашего ребенка, а также поможет ему понять категории.

Сделайте много фотографий покупок. Лучший способ сделать это — взять рекламный буклет в супермаркете и вырезать множество картинок.

Скажите ребенку, что вы собираетесь «убрать покупки».

Вы можете выдвинуть холодильник, шкаф, морозильник и вазу с фруктами — все, что подходит для вашего дома. Тогда разберитесь с покупками вместе. Описывайте предметы по ходу дела. Например, ‘ о, смотри- мороженое! Это действительно холодно! Куда нам его положить?»

Будьте осторожны, чтобы не превратить эту игру в испытание для вашего ребенка, а моделируйте как можно больше речи. Кормите, не выдавливайте!

 

7. Фотодневник

Создание фотокниги особенно хорошо подходит для обучения словам местоположения, таким как: под, рядом, внутри, на, сзади.

Вы также можете использовать его для обучения словам действия, таким как: прыгать, прыгать, бегать, прыгать, стоять, растягиваться, катиться.

Повеселитесь со своим ребенком, когда будете делать фотокнигу — попросите его залезть «под» стул — покажите ему, что это значит. Затем сделайте снимок, чтобы продемонстрировать каждое слово.

Вы можете распечатать картинки со словами под ними.

Например:

  • Молли под стулом
  • Молли за стулом
  • Молли растягивается

Скрепите их скобами или скрепите их вместе, чтобы они были в одной книге. Затем прочитайте книгу вместе с ребенком, зачитывая слова и подчеркивая новые слова.

Книга будет очень мотивирующей для вашего ребенка. В конце концов, он содержит их фотографии! Скорее всего, они будут возвращаться к книге снова и снова. Помните, что когда вы вместе смотрите на картинки, продолжайте вставлять слова.

Вы можете использовать эту идею, чтобы выучить множество других новых слов. Это отличный способ научить цвета.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ

 

Имея прочную основу для внимания и игры, ваш ребенок будет развивать понимание языка. Дети должны хорошо понимать слова, прежде чем они начнут использовать их для себя.

Это похоже на изучение иностранного языка во взрослом возрасте — вы не можете открыть рот и общаться, пока не поймете слова, которые можете использовать.

Как правило, дети понимают язык больше, чем могут сказать, и чем больше они понимают, тем больше они вскоре могут сказать!

Следующие упражнения на задержку речи для малышей сосредоточены на их понимании языка, который является основой для их речи.

 

8. Игра с барьером

Игра с барьером — это увлекательный способ научить ребенка давать и получать инструкции. Основная идея состоит в том, чтобы поставить перед каждым из вас совпадающие изображения или предметы с барьером между ними, чтобы вы не могли видеть вещи друг друга.

Может быть, у каждого из вас есть неокрашенная картинка с изображением дома или у каждого из вас может быть несколько игрушек: мишка, ложка и кровать. Барьером может быть стоящая книга в твердом переплете или даже кусок картона.

По очереди давайте друг другу инструкции. Например, вы можете сказать: «Покрась дверь дома в красный цвет» или, если у вас есть игрушки, вы можете сказать: «Положи мишку под кровать»

Затем, когда будете готовы, уберите барьер и посмотрите если ваши фотографии или игрушки совпадают.

В зависимости от возраста и стадии развития вашего ребенка вам может потребоваться сделать инструкции очень простыми и проверять их после каждой. Возможно, вам даже придется давать сигналы (например, показывать «под» рукой). По мере практики вы можете начать уменьшать их.

Если ваш ребенок старше, попробуйте дать ряд инструкций, прежде чем проверять, совпадают ли они. Также дайте им возможность дать вам инструкции, которым нужно следовать.

 

9. Поиск объекта

Детская охота в помещении не обязательно должна быть полномасштабной охотой за мусором, которая требует серьезной подготовки. Более простая идея состоит в том, чтобы составить для детей список вещей, которые нужно найти, а затем позволить им отправиться на поиски объектов.

Это может быть связано с текстурой (что-то гладкое/шероховатое), с цветом (что-то темно-синее/что-то двухцветное), со звуком (что-то, что начинается со звука «ссс») и даже с функцией (что-то, что вы используете, чтобы приклеить вещи). Это может быть все, что вы выберете.

Вы можете вознаградить своего ребенка за то, что он нашел все в списке.

 

УПРАЖНЕНИЯ С КАРТОЧКАМИ

 

 

Карточки – прекрасный инструмент для выполнения упражнений на задержку речи малышей. Они позволяют вам выбирать слова, которые вы хотите учить, и играть во множество разных веселых игр. Они отлично подходят для обучения играм с чередованием и простыми «правилами», такими как «Лови рыбу» или «Снэп».

Подбирая слова для карточек, выбирайте разные слова. Старайтесь выбирать слова, которые интересны и значимы для вашего ребенка.

Однако дидактические карточки — это лишь часть пазла в изучении новых слов. Дети лучше всего учатся через реальный жизненный опыт. Может быть полезно записать слова, используемые на ваших карточках, а затем использовать их в различных контекстах в течение недели. Это расширит их понимание слова. Когда дети действительно хорошо понимают слово, они начинают его использовать!

 

10. Игра с крышками от бутылок

Игра с крышками от бутылок — еще один вариант карточных игр. Чтобы играть в эту игру, выберите около трех карточек со словами, которые вы хотите научить. Помните, что это не обязательно должны быть просто слова-названия, это могут быть любые слова — слова-действия или слова-описания хорошо работают.

Возьмите три крышки от бутылок и прикрепите карточки к верхушкам (чем меньше, тем лучше). Кроме того, вы можете приклеить карточки к крышкам от банок с вареньем. Найдите что-нибудь, что можно спрятать под пробками или крышками от бутылок — это может быть монета или даже скрепка (будьте осторожны с мелкими предметами, если у вас есть ребенок младшего возраста, так как они могут подавиться!)

Попросите ребенка закрыть глаза, положить предмет под одной из крышек, а потом пусть угадывают, где он. Научите их произносить слово на карточке, прежде чем поднять ее, чтобы проверить.

Например, если вы учите слова действия и у вас есть карточки с изображением сидения, еды и бега, они могут сказать «есть», а затем посмотреть вниз, чтобы убедиться, что они правы, или они могут сказать: «Это недоедание?» ‘ если их язык находится на более высоком уровне.

Вашему ребенку понадобится помощь, чтобы сделать это, так как он будет просто увлечен угадыванием и не назовет карточку, пока вы не научите его «правилам». хм, это недоедание?»

 

11. Игра «Рыбалка»

Чтобы играть в игру «Рыбалка», просто прикрепите скрепку к каждой используемой карточке. Если вы хотите быть необычным, вы можете сделать изображения рыбок, чтобы приклеить их к обратной стороне открыток. Затем сделайте свою «удочку» — используйте материал любой длины и привяжите к нему шнурок с магнитом на конце.

Разбросайте карты по полу, а затем отправляйтесь на рыбалку, чтобы поймать карты удочкой. Помните, что когда они «ловят рыбу», им нужно назвать картинку на карточке.

Это мотивирующая игра, которая очень нравится детям. Вы также можете превратить это в пошаговую игру и научить своего ребенка этим ранним социальным навыкам. Смоделируйте слова «моя очередь» и «твоя очередь».

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИКИ

 

 

Эти упражнения на задержку речи помогут вашему малышу использовать правильную грамматику, когда он говорит.

Грамматика — это то, как мы используем слова, чтобы выразить то, что мы имеем в виду. Если мы не будем использовать правильные окончания слов, времена и местоимения, мы изменим смысл того, что говорим. Например, «Я шел» против « Я иду ».

Грамматика имеет решающее значение для развития и правильного использования детьми. Тем не менее, это немного похоже на вишенку на торте.

Есть так много навыков, которые необходимо освоить, прежде чем можно будет развить грамматику. К ним относятся: внимание и слушание, игровые навыки, понимание и использование языка. Чем сильнее эти базовые навыки у вашего ребенка, тем больше у него будет возможностей отточить свою грамматику.

Однако, если эти базовые навыки уже хорошо развиты, и вы хотите дать дополнительный толчок развитию грамматики вашего ребенка, вы можете целенаправленно попрактиковаться с подобными упражнениями. Эти упражнения предназначены для самых ранних стадий грамматики — местоимений, множественного числа и основного прошедшего времени.

 

12. He is/She is

Местоимения могут быть довольно сложными для детей. Сначала они могут сказать «мальчик идет» вместо «мальчик идет». упражняться.

Просмотрите спортивный, садовый или детский журнал и вырежьте множество изображений мужчин и женщин. Затем разделите их на две стопки: стопку «он…» и стопку «она». Научите ребенка говорить «он плавает» или «она идет». Сами поиграйте в игру и смоделируйте эту грамматику — пусть ваш ребенок услышит ее много раз.

Не забывайте использовать его и в реальной жизни, когда у вас есть возможность, указывая и комментируя «он» и «она», немного подчеркивая слова.

Это также поможет вашему ребенку попрактиковаться в окончаниях глаголов –ing.

Это упражнение наряду с практикой в ​​повседневной жизни поможет вашему ребенку быстро освоить эти грамматические конструкции!

 

13. Карточки до и после

Найдите в Интернете фотографии до и после или сделайте свои собственные фотографии! Убедитесь, что фотографии демонстрируют как до, так и после с грамматикой для каждого. Вы можете превратить их в фотокнигу с целевой грамматикой в ​​словах под ними.

Начните с обычных грамматических правил, прежде чем переходить к неправильным.

Карточки «до» и «после» могут включать:

  • Прошедшее время — (сначала выучите окончание –ed). Пример: Я прыгаю – я прыгал / Я иду – я шел.
  • Множественное число – (Сначала выучите окончание –s). Пример: одна корова-две коровы/одна лошадь-две лошади.

Некоторые неправильных грамматических структур могут включать:

  • Я ем- Я ел
  • Я рисую- я нарисовал
  • Я за рулем- я ехал
  • Одна мышь- две мыши
  • Один зуб-два зуба
  • Один человек — два человека

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАННИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

 

Как родители, мы хотим знать, как научить нашего малыша читать. Мы хотим, чтобы они начали школу на прочной основе, чтобы иметь все преимущества для академической успеваемости.

Грамотность приобретает все большее значение в современном мире. Даже в работе, которая не связана с этим, нам все равно нужно уметь заполнять формы, читать инструкции и в целом иметь достаточную грамотность, чтобы выходить в интернет или иметь дело с банками и другими организациями.

Эти упражнения помогут вам развить у вашего ребенка навыки раннего чтения.

Связанные : 5 удивительных навыков, которые нужно развить, прежде чем учить малыша алфавиту

 

‘мм’ вы можете найти.

Помните, что звук буквы и название буквы — это очень разные вещи. Вы можете повысить осведомленность своего ребенка об этом, найдя возможности подчеркнуть это.

Например:

«о, паук — это начинается с sssss- sssspider. Этот звук называется С».

Или «т шляпа начинается с буквы М- эта буква дает звук- мммм.

Однако имейте в виду, что найти что-то, начинающееся со звука, сложнее, чем прослушать слово и определить, начинается ли оно со звука.

 

15. Создайте коллаж

Создайте коллаж из изображений, используя всего один звук. Вырежьте из журналов и газет вещи, которые звучат так, как вы хотите.

Развлекайтесь, используя звук цели во время крафта. Если ваш целевой звук — «S Blends», вы можете слепить хитрого снеговика. Целевые звуки могут включать: снег, снежок, шарф, страх, улыбка, блестки, палка, камни, звезды, скользко и живот.

 

50 простых упражнений, чтобы ваш малыш заговорил

Если вам понравились эти упражнения на задержку речи для малышей, ознакомьтесь с моей большой книгой из 50 простых упражнений, которые помогут вашему малышу заговорить!

Книга доступна в мягкой обложке или в электронной форме. У вас будет огромный выбор упражнений, которые помогут вашему малышу говорить так, как это лучше всего подходит для него и вашей семьи.

Возьмите свою копию и научите своего малыша говорить!

 

Вам также могут быть интересны:

  • 8 основных стратегий улучшения речи и языка для занятых родителей [+printable]
  • 5 простых советов от логопеда: как побудить малышей говорить
  • 5 удивительных навыков, которые нужно развить, прежде чем учить малыша алфавиту
  • Полное руководство, как помочь ребенку говорить четко

5 упражнений Эксперты клянутся, что помогут с задержкой речи у малышей

Для родителей нет ничего более захватывающего, чем наблюдать, как их ребенок достигает новых вех в своем развитии, и нет ничего более тревожного, чем когда они чувствуют, что их ребенок может отставать . Хотя языковые навыки развиваются у всех детей в разное время, если вы подозреваете, что ваш ребенок отстает в развитии, существуют рекомендованные экспертами упражнения для коррекции задержки речи у малышей.

Содержание

  • Упражнения при задержке речи у малышей
  • Может ли малыш перерасти задержку речи?
  • Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?
  • Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?

Несмотря на то, что задержка речи у малышей часто может быть проблемой, из которой ваш ребенок вырастает, это не делает его менее тревожным, если вы являетесь родителем. К счастью, есть способы помочь своему малышу, если вы чувствуете, что он отстает от своих сверстников. Вот пять упражнений, которые эксперты клянутся помочь с задержкой речи у малышей, которые вы можете делать дома.

По данным Nemours Kids Health, у вашего ребенка может быть задержка речи, если к 2 годам он только имитирует звуки и шумы и не говорит спонтанно, произносит только определенные звуки и слова и не может общаться с вами вербально, может не следуют простым указаниям и имеют хриплый или гнусавый голос. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка речи, важно поговорить с врачом, но есть некоторые упражнения, которые вы можете выполнять дома, чтобы помочь своему ребенку.

Упражнения при задержке речи у малышей

Прочтите им

Один из способов помочь вашему малышу с задержкой речи — читать ему каждый день как можно чаще. Дети учатся говорить и издавать звуки часто посредством имитации и взаимодействия. Читайте вместе с ребенком подходящие по возрасту книги и позволяйте ему практиковаться в «чтении» вместе с вами.

Поговорите с ними

По данным Reid Health, вы также можете помочь улучшить задержку речи вашего малыша, практикуя разговор с ним. Они предлагают попрактиковаться в работе со звуками или словами, с которыми ваш малыш может бороться, и даже сделать из этого игру, чтобы сделать ее более увлекательной. Когда ваш ребенок начнет осваивать различные звуки, вы можете помочь ему применить свои новые навыки при изучении слов с таким же звучанием.

Поощряйте пение

Знаете ли вы, что ваш малыш может спеть песню раньше, чем произнести полное предложение? Пение на самом деле является отличным способом помочь малышу, который испытывает задержку речи, потому что пение может помочь расширить словарный запас малыша. Согласно недавнему исследованию, «неформальный музыкальный опыт дома способствует развитию грамматики».

Модель разговора с самим собой

Стамурай предлагает использовать внутренний диалог, чтобы улучшить задержку речи у малыша. В основном это означает, что когда вы со своим ребенком, вы всегда говорите о том, что вы делаете, и называете различные предметы или предметы вокруг вас. Если вы в продуктовом магазине, вы можете назвать каждый предмет и рассказать о нем, когда кладете его в тележку, или, если вы дома и играете с игрушками, расскажите об игрушке и о том, как вы с ней играете. . Опять же, повторение является ключом к тому, чтобы помочь малышам развить свои языковые навыки.

Используйте соломинки для питья

Reid Health также предлагает использовать соломинки для питья, чтобы помочь вашему малышу развить мышцы во рту, которые могут помочь в его языковых навыках. Они могут использовать соломинку для питья или просто выдувать воздух, чтобы укрепить эти мышцы. Они предлагают взять мяч для пинг-понга или что-то подобное, чтобы сделать из него игру, посмотреть, сможет ли ваш малыш дунуть в соломинку и провести мяч через импровизированные ворота.

Может ли малыш перерасти задержку речи?

Возможно, малыш перерастет задержку речи. Speech Buddies предполагает, что есть три фактора, которые могут помочь определить, перерастет ли малыш речевой вызов; возраст ребенка, тяжесть речевых проблем у ребенка, а также наличие речевых проблем у ребенка и/или его семьи в анамнезе. Центр Ханена также отмечает, что у большинства детей, которые испытывают задержку речи, которая только связана с речью, а а не с пониманием или использованием языка, имеют шанс от 70 до 80% перерасти задержку речи. Если вас беспокоит языковое развитие вашего малыша, всегда лучше проконсультироваться с врачом, чтобы узнать, нужна ли логопедическая терапия или они думают, что ваш ребенок перерастет задержку речи.

Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?

Родители могут помочь своим 2-летним детям дома, побуждая их использовать слова. Детский логопед Алисса Гусенофф объяснила Verywell Family, что предвидение того, что ребенок хочет или в чем нуждается, не побуждает его говорить. Вместо этого она предлагает подождать, пока они сами спросят о том, чего хотят, чтобы попрактиковаться в разговорной речи. Она также предлагает предлагать ребенку выбор, например, спрашивая: «Хочешь молока или сока?» вместо «Что бы вы хотели выпить?» Это дает ребенку слово, которое ему нужно сказать, вместо того, чтобы полагаться на то, что он придумает слово.

Другие эксперты рекомендуют свести к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы, а также не включать телевизор во время работы с ребенком. Ребенку может быть трудно сосредоточиться, когда есть отвлекающие факторы, поэтому наличие области, на которой он может сосредоточиться, способствует лучшей учебной среде.

Гусенофф также рекомендует много раз повторять, разговаривая с ребенком, в том числе повторять, как он что-то неправильно произносит. Она говорит, что многие дети не понимают, что неправильно произносят слова, пока не услышат, что им говорят в ответ. Она также отмечает, что родители должны знать ограничения своих малышей, и если кажется, что их ребенку не помогает помощь дома, возможно, пришло время для профессионального руководства и вмешательства.

Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?

Хотя у детей с диагнозом аутизм часто встречается задержка речи, многие дети без аутизма также испытывают ее. По данным Verywell Health, дети с расстройством аутистического спектра часто сталкиваются с проблемами социального общения, а также с задержкой речи, в то время как другие дети, не принадлежащие к спектру аутизма, могут испытывать задержку речи, но по-прежнему мотивированы этими социальными сигналами от других людей.

Все дети разные, и каждый ребенок достигает вех на разных этапах развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *