Упражнение логопедическое: упражнения дома на каждый день
Логопедическое упражнение «Карусель»
- Фоминова Любовь Олеговна, Учитель-логопед
Разделы:
Логопедия
Ключевые слова:
логопедические упражнения
Актуальность данного материала в том, что возрастает необходимость пропедевтики дислексии у детей дошкольного возраста. Трудности овладения навыком чтения не позволяют ребенку с дислексией полноценно воспринимать материал в школе. Отмечено нейрофизиологами, что при взаимодействии всех речедвигательных анализаторов, автоматизация звука проходит быстрее и эффективнее.
Практическая значимость: на коррекционных занятиях, направленных на автоматизацию поставленного звука, необходимо сформировать мотивационную сферу и вовлекать детей в активное соревнование. При такой работе можно увидеть насколько ребенок внимателен, может координировать речедвигательную деятельность. Упражнение проводится на всех этапах автоматизации в словах разной слоговой структуры, в зависимости от позиции звука в слове.
Инновационное направление — модификация упражнений на развитие самоконтроля и способности к концентрации, распределению и переключению внимания, закрепление и автоматизация полученных навыков. Логографические упражнения позволяют сочетать процесс автоматизации с привычной деятельностью ребенка, максимально приближая коррекционные упражнения к естественному речевому поведению; сократить срок автоматизации; мотивировать к выполнению упражнений, создавая положительный эмоциональный фон; разнообразить коррекционную работу; развить мелкую моторику, готовить руку к письму.
Данный материал адресован логопедам, воспитателям и родителям. Упражнение легко повторять дома, картинный материал знаком детям и проходит 2, 3 этапа усложнения, что позволяет закрепить поставленный звук в речи.
В этом материале реализуются принципы: ранняя коррекционная помощь, системность профилактических и развивающих задач, доступность, наглядности.
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Задачи:
- Ввести поставленный звук в слова с разной слоговой структурой,
- развивать мелкую моторику,
- развивать графо-моторные навыки,
- развивать слухо-речевой контроль.
Описание: На каждую ступень автоматизации поставленного звука (в начале слова, в середине между гласными, в стечении согласных, в обратных слогах) подобраны картинки (3-4) и напечатаны в 4 строки в произвольном порядке.
Инструкция: «Назови все картинки правильно, следи за звуком, одновременно выполняя определённые действия. Этот предмет (указывается какой) обведи карандашом, этот зачеркни, третий подчеркни, над четвёртым поставь галочку».
С усложнением:
- Действия можно менять, например: обведи треугольником, квадратом, подчеркни волнистой линией, поставь сверху галочку, поставь снизу точку и т.д.)
- Поменять цвет карандаша и действия на одной карточке.
- Произнести слова в обратном порядке снизу вверх справа-налево.
- Произнести слова с перевернутой карточкой.
Презентация
Приложение «Упражнения на автоматизацию звуков»
Список литературы
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.
- Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? — Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Логопедическое упражнение «чашечка» для артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика является одним из компонентов комбинированной терапии нарушений развития речи. Ее обязательное условие заключается в полном прохождении курса, закреплении результатов через некоторый промежуток времени, занятиях с коррекционным педагогом и на дому. Сеансы проводятся ежедневно до достижения стойкого терапевтического результата.
СодержаниеСвернуть
- Основы терапии
- Как научиться правильно произносить шипящие звуки
- Техника выполнения
- Часто возникающие сложности
Задачи артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, иннервации речевого аппарата;
- увеличение подвижности органов речи;
- укрепление мышц;
- обучение фиксации в определенной позе;
- снижение напряженности;
- увеличение амплитуды движений.
Основы терапии
Длительность лечения всегда индивидуальна: постановка произношения звуков может занять 1-6 мес. В ходе выполнения упражнений с логопедом необходимо соблюдать несколько правил:
- постепенно усложнять задачу;
- проводить занятия для детей в игровой форме;
- не допускать переутомления во время сеанса;
- использовать зеркало в качестве основного предмета отработки информации.
Цель артикуляционной гимнастики в логопедии заключается в доведении до автоматизма выполнения упражнений по произношению фонем. На первом занятии педагог расскажет о предназначении и технике выполнения конкретного упражнения. Затем он продемонстрирует правильную артикуляцию звука, объяснив, на какие моменты нужно особенно обратить внимание. Если это упражнение ребенок затрудняется выполнить, логопед может использовать шпатель или зонд. Очень важно, чтобы движения были точными и правильными, симметричными, плавными и в достаточном объеме.
Дети по-разному поддаются логопедической коррекции − это зависит как от диагноза и степени проявления нарушений, так и от эмоционального состояния ребенка.
После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому. Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле.
Как научиться правильно произносить шипящие звуки
Проблемы с произношением возникают из-за быстрой смены положения органов артикуляционного аппарата в процессе разговора. Чтобы звуки были разборчивыми и четкими, специалист должен устранить спазм мускулатуры и увеличить подвижность органов речи, а также настроить координацию действий.
Для постановки шипящих звуков язык должен загибаться в форме чашки, так и называется подходящее для этого упражнение. Проблемы с воспроизведением фонем возникают, если он круглый и распластанный. Вследствие этой ошибки воздух выходит из ротовой полости через щеки, а не через щель между зубами. Упражнение простое в выполнении, но требует гибкости мышц и соблюдения направления выхода воздушной струи из ротовой полости.
Техника выполнения
Упражнение «чашечка» основано на расслаблении определенных участков языка. Для повышения его эффективности параллельно делают логопедический массаж. Сначала перед ребенком ставится задача выполнить его технически правильно, загибая вверх язык. Затем подключают счет до 3, 5 и 10. Не должно быть дрожания, хаотичных движений. Упражнение «чашечка» предназначено для укрепления мускулатуры языка и постановки шипящих звуков.
Описание действий:
- Усадить ребенка на стул в удобную позу.
- Дать ему зеркало, при этом специалист находится напротив.
- Попросить малыша широко открыть рот и растянуть губы.
- После их расслабления положить на нижнюю губу язык (он должен быть максимально мягким).
- Попытаться сформировать из него чашечку с приподнятыми боковыми стенками. Для лучшего понимания необходимо наглядно продемонстрировать на себе.
Обратите внимание, передний край языка должен быть ровным.
Часто возникающие сложности
Распространенная ошибка – и губа, и челюсть тянутся за язычком. Если ребенок слишком мал и не понимает, как это сделать, в языке делают ямку посередине, надавливая пальцем руки. Это вызовет рефлекторное его сгибание. Если затруднения не купированы таким образом, значит нужно тренировать мышцы с помощью массажа.
При самостоятельном выполнении старайтесь разрабатывать язык бережно, не повреждая слизистую оболочку. Перед началом самомассажа нужно продезинфицировать поверхность рук, за слизистую браться только через носовой платок или сухую салфетку.
К приемам самостоятельного массажа относятся шлепанье по губам, причесывание языка, покусывание слева и справа. Для лучшего запоминания нужно чередовать положения органа, делая его попеременно узким и широким. Необходимо, чтобы малыш запомнил свои ощущения, когда язык расслабленный и широкий.
Еще можно выполнять занятие «обнимашки»: широким языком обхватывать мягко верхнюю губу, таким же образом обнимать зубы. Следите, чтобы упражнение делалось не кончиком, а всем основанием органа. После получения положительного результата возвращаются к «чашке».
В логопедии роль артикуляционной гимнастики достаточно велика, однако, при недобросовестном выполнении рекомендаций специалиста невозможно добиться положительных результатов. Этот метод коррекции нарушений речи не является основным, необходим комплексный подход к решению проблемы.
Логопедические упражнения, которые можно попробовать дома
Что такое логопедия?
Логопедия — это оценка, диагностика и лечение речевых и языковых нарушений и других коммуникативных проблем. Целью логопедической терапии является улучшение речи, языка и коммуникативных навыков, уделяя особое внимание таким вещам, как беглость речи, фонология и артикуляция.
Логопедия также помогает повысить способность к пониманию, независимость и уверенность в себе. Логопедия успешна, когда она приводит к четким и эффективным коммуникативным навыкам, а также сильным навыкам понимания и интерпретации. Начать заниматься логопедией с помощью Great Speech просто и легко. Начните свое логопедическое путешествие, записавшись на бесплатный ознакомительный звонок уже сегодня!
Как работает логопед для детей?
Логопедия для детей начинается с тщательной оценки коммуникативных навыков ребенка, определения областей, вызывающих особые трудности, и постановки краткосрочных и долгосрочных целей. Оттуда логопед разработает полностью индивидуальный план лечения, чтобы оптимизировать назначения логопеда и помочь ребенку достичь своих целей. Существует множество подходов и методов, которые логопед будет использовать при тесной работе с ребенком. Вот некоторые из них:
- Использование досок с картинками
- Использование языка жестов, рукописного письма или набора текста для общения
- Модуляция тембра голоса
- Интерпретация языка тела и выражения лица
- Ориентация на определенные звуки букв и звуковые комбинации
- Возможности для практики разговорных навыков
- Игра с громкостью, высотой тона и скоростью речи
Эти техники нацелены на расширение прав и возможностей ребенка и предоставление ему навыков и методов, необходимых для достижения успеха в социальных, академических и личных ситуациях. Логопедия — отличный вариант для всех детей, даже для тех, у кого коммуникативные навыки и развитие находятся на правильном пути. Начать работу так же просто, как запланировать бесплатный ознакомительный звонок уже сегодня!
Какие логопедические упражнения можно попробовать дома? Какие упражнения помогают с речью?
В то время как логопед с опытным логопедом является лучшим ресурсом, когда речь идет об улучшении коммуникативных навыков, существует множество способов поработать над коммуникативными навыками вашего ребенка дома. Вот некоторые из лучших бесплатных упражнений, которые можно выполнять дома, чтобы поработать с ребенком, чтобы помочь ему общаться более эффективно и чувствовать себя более уверенно.
Общайтесь с ребенком . Хотя это может показаться слишком очевидным или простым, постоянное общение с ребенком имеет жизненно важное значение. Начиная с рождения, разговаривайте со своим ребенком и повторяйте ему его звуки, пока он экспериментирует со своим голосом. По мере того, как ребенок растет, занимайтесь с ним, рассказывая ему, что вы делаете, называя предметы и любимых людей и проводя время, разговаривая вместе. Когда в окружении ребенка есть акцент на общение, ребенок будет более склонен к участию в общении.
Пойте песенки . Пение — это еще один замечательный и увлекательный способ поощрения ребенка к развитию речи и языковых навыков. Песни помогут ребенку выучить и освоить использование новых слов, а также научат их рифмовать слова и играть с высотой, тоном и скоростью голоса.
Читайте вместе . Чтение вашему ребенку очень важно, когда речь идет о том, чтобы помочь ему развить свои коммуникативные навыки. Начните читать своему ребенку еще в младенчестве, выбирая подходящие по возрасту книги, которые будут побуждать его обращать внимание, сопоставлять слова с картинками и побуждать к изучению новых слов. Чтение вслух – один из лучших способов расширить словарный запас ребенка.
Занимайтесь повседневными делами вместе — Пригласите ребенка участвовать в повседневных делах вместе с вами. Совместные действия, такие как составление списка продуктов, планирование праздничной вечеринки, составление меню на неделю вперед или ведение дневника, — отличный способ сотрудничать с ребенком, поощрять его коммуникативные навыки и преподать ему ценные уроки навигации. повседневная жизнь.
Рассказывание историй . Рассказывание историй — еще один увлекательный и простой способ попрактиковаться в общении с ребенком. Вы можете попробовать рассказать им короткую историю и попросить их повторить ее вам. Вы также можете играть в такие игры, как «к счастью, к сожалению», где вы по очереди добавляете предложение к истории. Эти игры помогают вашему ребенку слушать и понимать историю, а также запоминать информацию и вспоминать ее.
Ограничение доступа . Один из очень простых способов побудить вашего ребенка к общению — это ограничить его доступ к определенным элементам. Положив любимую игрушку в шкаф или любимую закуску в шкаф, до которого они не могут дотянуться. Затем ребенку предлагается устно попросить этот предмет.
Играйте в игры – Играя с ребенком в простые игры в прятки, настольные или карточные игры, игра помогает приобрести некоторые важные навыки. Такие навыки, как чередование, слушание и понимание указаний, а также соблюдение правил, являются строительными блоками сильных социальных и коммуникативных способностей.
Слушай! . Хотя это может показаться еще одним слишком простым или очевидным упражнением, слушать ребенка, когда он говорит, очень важно для укрепления доверия и общения. Дайте ребенку время, необходимое для размышлений и ответов. Не поддавайтесь желанию закончить предложение или немедленно заполнить любые паузы или паузы, когда ваш ребенок говорит.
Корчить глупые звуки и гримасы . Это упражнение можно выполнять перед зеркалом, и вы с ребенком корчите рожицы, глядя на свое отражение. Вы также можете поэкспериментировать с различными звуками и вокализациями. Это побуждает ребенка играть со своими чертами лица и своим голосом, что, в свою очередь, поощряет чувство контроля и мастерства, а также повышает артикуляцию, личную и пространственную осведомленность.
Занимайтесь физическими упражнениями . Такие занятия, как выдувание мыльных пузырей и надувание воздушных шаров, помогают укрепить мышцы, необходимые для речи, и поощряют физические способности ребенка и овладение дыханием.
Задавайте много вопросов / Играйте в интервью . Задавайте вопросы своему ребенку — это отличный способ побудить его общаться и практиковать обмен естественной беседой. Обязательно вовлекайте их в темы, которые представляют для них особый интерес, чтобы поощрять их участие в более полном объеме.
Несмотря на то, что существует множество замечательных способов поощрения развития речи, языка и навыков общения вашего ребенка в домашних условиях, лучшим ресурсом для общения ребенка является логопед. Логопедия — отличный вариант для всех детей, даже для тех, которые развиваются так, как должны. Направьте своего ребенка на путь улучшения общения и повышения уверенности в себе, запланировав бесплатный ознакомительный звонок уже сегодня!
Домашняя гимнастика: Логопедия — Институт детской реабилитации TeletonUSA (CRIT)
Автор: TELETONUSA /
В этом разделе вы найдете упражнения, вмешательства и стратегии, рекомендованные вам вашим логопедом. Сюда могут входить: упражнения на оральную моторику, рекомендации по домашним программам, стратегии кормления, стратегии развития речи и многое другое!
Видео: Орально-моторная активность дома
- Ссылка: https://youtu.be/1QmGCq1ZXbs
- Техника: Оральный двигатель.
- Цель упражнения: Улучшить внимание к оральной моторике, силу, координацию и диапазон движений.
- Требования к физическим упражнениям: Ребенок должен получить разрешение врача или логопеда на употребление жидкости через рот во время действий, связанных с питьем через соломинку.
- Меры предосторожности: Будьте осторожны, если у вашего ребенка есть меры предосторожности в отношении перенапряжения мышц или диетические ограничения. Ребенок должен постоянно находиться под присмотром родителя или опекуна.
- Оборудование: Соломинки всех размеров, ватные шарики, помпоны, пузыри, электрическая зубная щетка.
- Противопоказания: Дети с НПО не должны пить через соломинку.
Видео: Использование жестов для общения с ребенком
- Ссылка: https://youtu.be/fZx2EYlt-iA
- Язык, вмешательство3, когнитивная техника3,
- Цель упражнения: Способствовать функциональной коммуникации основных желаний и потребностей. Дополнить вербальное и невербальное общение.
- Требования к упражнениям: Нет.
- Меры предосторожности: Дети, которые не переносят прикосновения к своим рукам для подсказок.
- Оборудование: Нет.
- Противопоказания: Нет.
Видео: Чтение ребенку для развития речи
- Ссылка: https://youtu.be/h5-YOro6gq8
- Техника: Язык, познание, раннее вмешательство.
- Цель упражнения: Улучшить навыки довербального или вербального общения, улучшить рецептивные языковые навыки и улучшить понимание прочитанного.
- Требования к упражнениям: Нет.
- Меры предосторожности: Нет.
- Оборудование: Книги.
- Противопоказания: Нет.
Video: Sabotage as a Language Strategy
- Link: https://www.youtube.com/watch?v=lxcPkhKq4bI
- Technique: Language, cognition, and early вмешательство.
- Цель упражнения: Улучшить экспрессивное общение, используя языковую стратегию, которая используется в качестве инструмента во время игры и повседневной жизни.
- Требования к упражнениям: Нет.
- Меры предосторожности: Нет.
- Оборудование: Игрушки, прозрачные пластиковые контейнеры или коробки с крышками.
- Противопоказания: Н/Д.
Видео: Следующие направления во время игры
- Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=a25oz27v5vs
- 556 и Costmition: и Decymition: 6, 6, 6, 6, 6, 6, 6, , , , . .
- Цель упражнения: Для улучшения понимания, рецептивных языковых навыков, внимания и развития словарного запаса.
- Требования к упражнениям: Нет.
- Меры предосторожности: Дети, которые не переносят прикосновения к своим рукам для подсказок.
- Оборудование: Игрушки.
- Противопоказания: Н/Д.
Видео: Использование AAC для игр
- Ссылка: https://www.