Разное

Трудности адаптации первоклассников к школе: Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть? | Консультация (1 класс) на тему:

Содержание

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Возрастные особенности первоклассников.

Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период адаптации у 1-классников длится от 1 месяца, до 6 месяцев .

Особенности современного первоклассника.

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие — дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются? быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Когда уместна тревога? Обычно cнижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинают время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуются всем остальным. Радуются, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хотят остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражают недовольство учителем или опасения по его поводу. Опасно полное отсутствие интереса к учёбе, делают уроки только «из-под палки». Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любят или боятся учителя, испытывают по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. Ничего не интересно, безразличны ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Показатели адаптационных затруднений:

Недостаточная реализация личностного потенциала;

Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;

Трудности в общении;

Острое переживание неудач;

Неадекватная самооценка;

Несамостоятельность, поиск причин во вне.

Советы родителям:

Школа – это не страшно! Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу. И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет. С момента просыпания у ребёнка должно быть хорошее самочувствие и приподнятое настроение, для этого родителям необходимо предусмотреть следующие моменты. Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность. Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение. Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее. Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе. Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми. Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно» Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте. Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать. Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка.

Памятка родителям первоклассника.

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. «Уроки задают тебе, ты их и делай», — заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» — спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Правила для первоклассника.

Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. Попросили –дай, пытаются отнять – старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в сказку!

Адаптация детей в школе: трудности первоклассников и пятиклассников

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребёнка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы. Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья ваших детей и для нервной системы родителей?» — ищите в данной статье.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Содержание:

  • Адаптационный период
  • Этапы адаптации
  • Особенности адаптации первоклассников
  • Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену
  • Виды адаптации
    • Социально-психологическая адаптация
    • Физиологическая адаптация 
  • Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители
  • Условия для успешной адаптации 
    • Признаки успешной адаптации
  • Общие рекомендации для родителей
    • Советы психолога
    • Медицинские рекомендации

Адаптационный период

Prostock-studio/Shutterstock.com

Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.

Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Первый этап адаптации носит название «Ориентировочный»

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Второй этап – этап «Неустойчивого приспособления»

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

 Третий этап адаптации – «Относительно устойчивое приспособление»

На этом этапе у ребёнка появляется уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми; происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит»…

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Боитесь за юного школьника? Проверьте, всё ли хорошо у него складывается в школе, не обижают ли его сверстники или педагоги, плавно ли проходит сложный период адаптации. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену

Prostock-studio/Shutterstock.com

Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

Успехи или неудачи оказывают значительное влияние на мотивацию обучения. Ведь высокая оценка «подтверждает» возможности подростка. Идеальным является тот момент, когда «оценка» и самооценка совпадают. Если же этого не случается, происходит нарастание внутреннего дискомфорта, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации

Prostock-studio/Shutterstock.com

Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Креативное мышление

В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения

В первые дни обучения, особенно, если ребёнку понравилось в школе, он пробуждается без каких-либо сложностей. Со временем, первый интерес к школе притупляется, начинается обыденность и процесс пробуждения может стать не таким простым. Нередко, именно в утренние часы, перед школой у ребёнка случаются истерики. Одним из способов гармоничного выхода из этой проблемы считается «постепенное пробуждение». Это значит, что ребёнка нужно будить не резко, а постепенно, с временным запасом, который позволит ему «понежится» в постели.

«Хочу, как у Сашки!»

Новоиспечённый ученик, помимо процесса обучения и подготовки домашнего задания, активно общается со сверстниками. Есть большая вероятность, что он может увидеть у другого мальчика/девочки красивый рюкзак, крутой айфон и понять, что он хочет такой же. Здесь перед родителями встаёт сложный выбор: найти возможность для совершения покупки ребёнку, чтобы «не быть хуже других» или же не идти на поводу у ребёнка, но в таком случае он может чувствовать себя неуверенно.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как гармонично выйти из такой ситуации, когда ребёнок, придя из школы заявит: «Хочу планшет, как у Сашки!»? Наиболее оптимальный вариант: предложить школьнику копить деньги. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, и даёте «возможность» ребёнку со временем принять окончательное решение: «Действительно ли это так необходимо или лучше купить что-то другое?».

Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Позволить ребёнку быть самостоятельным – не значит пустить всё на самотёк: вы можете контролировать ситуацию не навязываясь. Так вы даёте понять своему ребёнку: «Я тебе доверяю!» и «Ты всё можешь!».

Условия для успешной адаптации

Prostock-studio/Shutterstock.com

К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

Prostock-studio/Shutterstock.com

3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

Ребёнок не хочет делать домашнее задание или его трудно заставить сесть за уроки? Найдите правильную мотивацию для школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

  • легко ли ребёнок «включается в работу»?
  • сколько времени требуется «на разгон»?
  • сколько времени, после включения, он может работать не уставая?
  • как быстро наступает истощение?

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителю важно понимать и осознавать возможности ребёнка. Для этого можно просто наблюдать: что у начинающего школьника получается хорошо, а что – не совсем. Ставьте «цели» мягко, чуть-чуть выше возможностей ребёнка или в соответствии с ними.

Ставка на уверенность

Для мамы и папы очень важно знать «сильные» стороны своего начинающего ученика. Для этого ответьте себе на вопросы:

  • «Что восхищает меня в моём ребёнке?»;
  • «Что он умеет делать хорошо?».

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

В подобных случаях нельзя говорить такие фразы: «Не обращай внимание!», «Это же фигня-вопрос…», «Такие это мелочи!» и т.д.

Нужно обозначить, что вы понимаете его чувства: «Я знаю, ты расстроен» и осторожно попросить рассказать что случилось. Пока ребёнок будет рассказывать, эмоция выразится и ребёнку станет легче.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

  • развивайте у начинающего школьника «чувство» времени;
  • приучайте содержать свои вещи в порядке;
  • помните: «Ребёнок тоже имеет право на ошибку!»;
  • предоставляйте своему ребёнку возможность самому себя обслуживать.

Медицинские рекомендации

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

Готовимся к школе на следующий год:

  • Как поступить в школу: полный гид для родителей первоклассника
  • Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению
  • Буллинг в школе: что делать родителям и жертве
  • С какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов
  • Лучший гаджет для безопасности младшего школьника и спокойствия его родителей – GPS-часы для ребёнка

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 1

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Как помочь первокласснику подготовиться и адаптироваться к школе

Поступление в школу — один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. Переход из детского сада в школу может быть эмоционально сложной ситуацией в связи со всеми изменениями в жизни, в том числе с повышенным психоэмоциональным напряжением. Даже дети с эмоциональной зрелостью иногда испытывают трудности с адаптацией к школьной жизни. Родители и учителя могут сыграть важную роль в облегчении переходного процесса, помогая первоклассникам должным образом подготовиться к школе.

Адаптация к школе

Адаптация к школе включает в себя акклиматизацию ребенка к новым условиям и школьным правилам.

Школа – новое социальное учреждение для ребенка, где все по-другому, в том числе:

  • новые образовательные мероприятия, такие как обучение чтению и первое знакомство с математикой
  • новое расписание дня,
  • новые среды: классы, столовые и т. д.
  • новых учителей с разным стилем общения,
  • новых одноклассников: ребенок познакомится с новыми людьми и заведет новые отношения.

Адаптация к школе может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, но в среднем процесс адаптации занимает ~2 месяца. За это время первоклассник усваивает множество правил и социальных норм, связанных с поведением на уроках, выполнением заданий, общением с учителями и одноклассниками.

Критерии успешной адаптации к школе

Оценка адекватной подготовки и адаптации первоклассника к школе включает субъективные и объективные критерии. Объективно можно рассматривать продуктивность и успешность ребенка в учебной деятельности, вовлеченность ребенка в школьную жизнь, его социальный статус среди одноклассников (дружба, микрогруппы, лидерские позиции) как меру успешной адаптации. К субъективным критериям оценки адаптации к школе относятся эмоциональное здоровье ребенка, активность ребенка в школе, его физиологическое состояние и удовлетворенность учебой.

Итак, основными показателями успешной школьной адаптации ребенка являются:

  • положительное отношение ребенка к школе,
  • принятие школьных правил и положений,
  • академическая мотивация,
  • хорошее эмоциональное состояние ребенка и общее положительное эмоциональное состояние,
  • адекватное поведение на уроках и в свободное время
  • Трудности адаптации к школе

С первых дней обучения в школе первоклассник сталкивается с рядом проблем, которые связаны с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и др.

Трудности адаптации к школе

С первых дней обучения в школе, первоклассник может столкнуться с рядом проблем, связанных с личностью учителя, одноклассниками, новым режимом дня, строгими школьными правилами и т. д.

Во время адаптации к школе ребенок может чувствовать разочарование или обиду. Все эти проблемы также могут проявляться по-разному: неуспеваемость в школе, снижение мотивации к учебе, нежелание ходить в школу, негативизм, лень, рассеянность и т. д.

Как учителя могут помочь первоклассникам адаптироваться к школе

Это Учителю важно помнить, что ребенок является новичком в школьной системе и основными задачами для ребенка на этом этапе являются адаптация, развитие новых навыков, учебная деятельность, общение с другими детьми и взрослыми.

Задача учителя — обеспечить гармоничный переходный период для ребенка, в течение которого он будет изучать школьные правила через различные ситуации.

Для первоклассника жизненно важно чувствовать, что он способен освоить любой новый навык или деятельность, поэтому учитель должен поощрять уверенность ребенка в себе.

В значительной степени именно учитель несет ответственность за создание дружеской атмосферы в классе и поощрение позитивного настроя без боязни совершить ошибку.

Межличностные отношения первоклассников часто зависят от педагогического стиля учителя. Непредвзятый педагог вдохновляет детей на общение со сверстниками, что добавляет положительных стимулов к общению в классе.

Помните: первоклассник хочет хорошо успевать и быть «хорошим», а если не получается – это стресс и разочарование для ребенка. Похвала учителя в адрес ученика — чрезвычайно важный стимул, поэтому всегда находите, за что похвалить, и только после этого критически отзывайтесь о том, что можно улучшить!

Конечно, все усилия учителей ничто без сотрудничества с родителями. Все взрослые вокруг ребенка должны действовать сообща: только единые правила и требования помогут первокласснику адаптироваться в школе.

Вебинар для всех Lehrer*innen

Registrieren

Любовь к жизни и школе тоже в 1 классе

В 1 классе дети интересуются всем. Они любят школу (и своих учителей!). Они в восторге от обучения и стремятся угодить. Для них школа — хорошее время. Но весь этот энтузиазм делает класс шумным местом. Пяти- и шестилетним детям не терпится поделиться тем, что они знают. Отвечать до того, как его вызовут, часто случается в 1-м классе, но дети не грубят – они просто не выучили правила.

Развитие самоконтроля требует практики, и учителя тратят много времени на изучение правильного поведения. Мягкие (и частые) напоминания о поднятии руки помогают им помнить о хорошем поведении. Учителя любят обращать внимание на хорошо выполненную работу. Например: «Мне нравится, как Сара подняла руку, когда у нее возник вопрос. Отличная работа, Сара!» Учителя иногда поощряют хорошее поведение билетами, которые можно обменять на небольшие призы. Такое признание — наряду с похвалой учителя — обычно вызывает цепную реакцию в классе 1-го класса.

  • Признаки зрелости
    После летних каникул первые несколько недель в школе считаются периодом адаптации. Многие дети, поступающие в 1-й класс, привыкли к более короткому школьному дню. (По данным Национального центра статистики образования, около 40% детских садов в государственных школах работают неполный рабочий день.) Они также привыкли, что им помогают во всем, от надевания курток до использования туалета.

    Но в 1 классе дети готовы стать более самостоятельными. Их продолжительность концентрации внимания больше, поэтому они не так легко отказываются от новых задач. Обучение чтению расширяет возможности и ускоряет их путь к независимости. Сидеть за отдельными партами, а не за столами с другими детьми, — еще одно большое изменение от детского сада к 1-му классу. Первоклассникам нравится чувствовать себя взрослыми, когда у них есть собственный стол, и независимо от того, грязные они или аккуратные, многие гордятся своим пространством.

 

  • Сосредоточьтесь на Зубной фее
    Из всех важных вех в 1-м классе потеря зубов, пожалуй, самая важная. Большинство 6-летних детей могут кратко рассказать о состоянии молочных зубов каждого члена класса, а учителя часто размещают таблицу, чтобы отслеживать визиты зубной феи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *