Разное

Тренировка памяти у детей 7 лет: 9 способов развить память и внимание у ребенка

Содержание

Как развить память у ребенка 8 лет. Как улучшить память и внимание.

Как развить память у ребенка 8 лет. Как улучшить память и внимание.

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 2 ноября, 2021

Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью.  Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познает мир [1].

Критический период для ребенка наступает с момента поступления в школу. В начальной школе, тренировка памяти у детей 7-8 лет – важнейший элемент воспитания и развития. Уделять этому внимание родителям нужно ежедневно. Рассмотрим с позиций педагогов и нейропсихолога, что развивает память у детей. Используя эти методы и приемы, можно не только поддержать первоначальный уровень, но и укрепить навык запоминания.

Содержание статьи:

  • 1 Виды памяти, которые необходимо развивать
  • 2 Что влияет на качество памяти?
  • 3 Специальные упражнения
  • 4 Полезные советы
  • 5 Список использованной литературы

Виды памяти, которые необходимо развивать

Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех ее сторон.

Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребенка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:

  • Кратковременная, оперативная. С помощью этого механизма, мы в течение 2-30-40 секунд удерживаем в памяти информацию, 5-10 объектов. Уровень ее развития определяется внимательностью ребенка, умение его концентрироваться.
  • Долговременная, главное хранилище воспоминаний человека. Отвечает за всю, усвоенную когда-либо информацию.
  • Образная, абстрактная. Это способность запоминать образы, создаваемые органами чувств. Чем больше сторон восприятия задействуется при создании образа, тем полнее он будет запечатлен и на дольше запомнится.
  • Непроизвольная, спонтанная. Информация запоминается случайно и бессистемно, без стараний со стороны человека. Как правило, не в полном объеме, урывками.
  • Произвольная, когда информация запоминается целенаправленно и осознанно. Это процесс, направленный на волевое подчинение сознания и усвоение информации с помощью определенных приемов для достижения заранее поставленной цели.
  • Непосредственная, прямая. Запоминание происходит непосредственно воспринятой органами чувств информации: глазами, на слух, на вкус или после ощупывания. Как правило, образ формируется не полностью, цельным удерживается в памяти непродолжительное время.
  • Опосредованная, косвенная. Человек запоминает с помощью специальных техник, определенных якорей или систем самоподсказок, ассоциаций, впоследствии помогающих быстро вспомнить необходимые знания. то надежный метод, отлично подходит для детей младшего школьного возраста.

Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.

Что влияет на качество памяти?

Родители нередко уже в первые годы обучения ребенка в школе сталкиваются с проблемами в учебе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.

Типичная ситуация, когда вечером ребенок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.

Корень проблемы не всегда лежит в лени или неспособности ученика. Суть в необходимости активного развития памяти у детей 7-8 и 10 лет.

Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:

  1. ребенок активно общается с сверстниками, имеет друзей, но не рассказывает о них подробности;
  2. вызывают сложности прямые ответы на вопросы взрослых;
  3. выражена невнимательность не только в учебе, но и повседневной жизни;
  4. сложность вызывают задания и игры, где требуется запоминать и пересказывать информацию через время;
  5. не получается следовать озвученным инструкциям к заданию или правилам в игре;
  6. не может подробно рассказать, как прошел день;
  7. отказывается решать сложные задачи или примеры по пройденным 2-3 дня назад темам, не проявляет интереса к учебе.

Привести к такому явлению как слабая память у школьника, могут несколько факторов [3]:

  1. недостаток питательных элементов в ежедневном рационе;
  2. отсутствие тренировки памяти на дошкольном этапе жизни;
  3. переутомление ребенка из-за чрезмерных умственных и физических нагрузок;
  4. проблемы со здоровьем, недостаточное снабжение мозга кислородом;
  1. генетическая предрасположенность, когда у папы и мамы собственная память не совершенна;
  2. патология беременности, родов и раннего детства – негативные факторы отрицательно влияют на формирование и созревание мозга, приводя к расстройствам запоминания.

Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более, что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.

Специальные упражнения

Как конкретно развить память и внимание у ребенка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведет осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.

Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребенка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Учите наизусть стихи и песни, начиная с текстов, которые нравятся самому ребенку.
  • Используйте ассоциативные методы запоминания. При изучении нового материала, подбирайте аналогии, понятные и привычные для ребенка.
  • Регулярно повторяйте с ребенком информацию, которую нужно запомнить. Особенно полезно делать это непосредственно перед сном.
  • Играйте в «найди отличия». Можно использовать как похожие картинки с различающимися мелкими деталями, так и создавать игровую ситуацию самостоятельно. Выложите на стол несколько предметов, покажите порядок на несколько секунд ребенку, а затем попросите его отвернуться. Поменяйте вещи местами, уберите или добавьте некоторые. Для победы нужно назвать все изменения.
  • Играйте в повторение цифр, заучивайте номера телефонов членов семьи. Отличным тренажером является запоминания ряда цифр и повторение наоборот [4].
  • Игра в карточки «найди пару». Переверните рубашкой вверх несколько картинок, переворачивайте за один раунд 2 картинки изображением вверх. Задача играющего запомнить расположение картинок, и находить пары с одинаковыми рисунками.
  • Подходят для улучшения памяти детям кинезиологические упражнения. Пусть чистит зубы правой и левой рукой через раз. Или держит расческу поочередно в правой и левой руке. Выполняя повседневные вещи не ведущей рукой, мы ставим перед мозгом необычную задачу и развиваем связи между полушариями.

Даже спрашивая вечером о том, как прошел день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.

Поэтому очень важно общаться с ребенком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.

Полезные советы

Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:

  • Обеспечьте полноценный рацион с учетом продуктов, необходимых для развития мозга и укрепления памяти. Если по каким-то причинам невозможно использовать те или иные ингредиенты, подберите подходящий витаминный комплекс, чтобы не возникло недостатка в незаменимых витаминах.
  • Установите режим дня с учетом продолжительного и спокойного ночного сна. Ночью мозг отдыхает и набирается сил для дальнейшего функционирования, поэтому режим сна для младших школьников крайне важен.
  • Не пренебрегайте спортивными секциями, но и не злоупотребляйте ими. Физические нагрузки в этом возрасте важны. Они помогают мозгу лучше развиваться. Однако, избыток физкультуры, приводит к переутомлению, с отрицательным результатом.
  • Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте детскую комнату. Достаточное количество кислорода – весомый фактор развития способностей к учебе.
  • Избегайте стрессов, но создавайте яркие, эмоционально положительно окрашенные воспоминания.
  • Выполняйте упражнения, играйте с развивающие игры систематически. Поддерживайте уровень сложности, наращивайте его по мере необходимости.
  • Помогите ребенку освоить дыхательную гимнастику. Она не только помогает отдыхать и насыщать мозг кислородом, но и обучает сдерживать эмоции. Научит владеть собой в кризисной ситуации.

Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребенка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения [5].

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×


Развитие памяти у детей: упражнения, игры и способы

Память — это процесс сохранения, анализа и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря способности запоминать информацию человек может накапливать знания и эволюционировать. В нашем сознании ежедневно откладывается множество деталей, благодаря чему нам становится легче принимать решения и находить выход из сложившейся ситуации.

Содержание статьи:

  • Виды памяти
  • Особенности памяти дошкольников
  • Способы развития памяти у детей
  • Игры и упражнения для развития памяти
  • Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников
  • Выводы
  • Заключение

Виды памяти

Различают несколько видов памяти, в зависимости от срока хранения информации, объекта запоминания, формы хранения информации в памяти и т. п.

По сроку хранения

  1. Мгновенная память — память-образ. Восприятие информации органами чувств, без какой-либо  обработки.
  2. Кратковременная. Быстрое запоминание информации на небольшой срок. Это могут быть номер телефона, дата, пароль, адрес.
  3. Долговременная. Глубокое запоминание важных деталей, способных оказывать влияние на последующую жизнь. Образуется путем выделения фрагментов из краткосрочной памяти и перемещения их усилием воли в долговременную.

По объекту запоминания

  1. Зрительная: удержание и воспроизведение при необходимости визуальных символов (память на лица и пр.).
  2. Слуховая: cохранение звуковых образов и впечатлений.
  3. Тактильная: удержание ощущений, полученных при прикосновении к чему-либо.
  4. Эмоциональная: сохранение ощущений, полученных при потрясении, всплеске чувств.
  5. Вкусовая: запоминание вкусовых ощущений.
  6. Обонятельная: восприятие запахов.
  7. Двигательная, или моторная: запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная: мозг обладает способностью собирать обрывки сенсорных впечатлений и создавать на их основании образы, дающие отсылку к необходимой информации.
  2. Словесно-логическая: запоминание и воспроизведение мыслей в процессе обдумываний, размышлений, чтения книг  и пр. 

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная:  с приложением усилий и формированием определенной цели. Например, при подготовке к экзамену.
  2. Непроизвольная: когда информация откладывается в голове автоматически.

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая: доскональное заучивание информации без собственных ассоциаций и без обращения к личному опыту.
  2. Логическая: главное — суть того, что требуется запомнить, без зубрежки.
  3. Ассоциативная: использование личного опыта для связи с новым опытом.

Вкратце информацию, приведенную выше, можно представить в виде таблицы.







КритерийВиды памяти
По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек. )
  2. Кратковременная (3-30 сек.)
  3. Долговременная (срок хранения неограничен)
По объекту запоминания

  1. Зрительная
  2. Слуховая
  3. Тактильная
  4. Эмоциональная
  5. Вкусовая
  6. Обонятельная
  7. Двигательная
По форме хранения информации в памяти

  1. Образная
  2. Словесно-логическая
По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (с приложением усилий)
  2. Непроизвольная (запоминание происходит само собой)
По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)
  2. Логическая (запоминание по смыслу)
  3. Ассоциативная (использование прошлого опыта)

Особенности памяти дошкольников

Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит непроизвольно. Как правило, дети не ставят себе цели что-то запомнить.

У школьников память уже достаточно развита для того, чтобы строить логические цепочки, анализировать информацию и  делать выводы.  

Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка:

0-2 года. На первом году жизни происходит развитие моторной памяти: ребенок активно запоминает жесты, движения и старается их повторить. С 1 года до 2 лет развивается ЦНС, увеличивается объем запоминаемой информации;

2-4 года. В данный период происходит развитие механической памяти. После двух лет ребенок начинает запоминать больше слов, выстраивать логические цепочки;

5-6 лет. В данный период задействована преимущественно непроизвольная память: ребенок уже может отталкиваться от собственных впечатлений и личного опыта. Лучше всего он запоминает информацию, которая его заинтересовала;

6-12 лет. В этот период существенно улучшается долговременная память. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им дают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.

Способы развития памяти у детей

Лучше всего память помогают развивать специальные упражнения, которые можно преподнести  ребенку в виде увлекательной игры. В зависимости от информации, которую необходимо запомнить, такие упражнения обычно подразделяются на несколько видов:

  • На развитие зрительной памяти.
  • На развитие двигательной и тактильной памяти.
  • На развитие слуховой памяти.
  • На развитие эмоциональной памяти.
  • На развитие словесно-логической памяти.
  • На развитие образной памяти.
  • На развитие ассоциативной памяти.
  • На развитие логической памяти.

Важно помнить, что при выполнении упражнений главную роль играет возраст ребенка. У малышей внимания совсем мало. Постепенно мозг растет, и объем детской памяти увеличивается. Дети старшего дошкольного возраста могут хорошо запоминать информацию, которая им пригодится, однако для улучшения результата часто необходима мотивация.

Для тренировки произвольной памяти можно каждый день расспрашивать ребенка о том, что сегодня происходило, просить его составить рассказ по картинкам и т. п.

Бездумного заучивания, зубрежки лучше стараться избегать. Процесс запоминания можно упростить, проговаривая нужную информацию, рисуя картинки по теме и т. д.

Особое внимание нужно уделять повторению пройденного: чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти, необходимо возвращаться к ней в течение дня. Рекомендация родителям:  утром можно прочитать с ребенком стихотворение, вечером — повторить, через день — вернуться к прочитанному.

Также не следует забывать и об отдыхе: ребенку нужно устраивать перерывы, это усилит восприимчивость, и потом можно будет вернуться к занятиям с новыми силами.

Игры и упражнения для развития памяти

Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших результатов. Ниже приведены примеры игр, подобранные для развития каждого вида памяти.

Для развития зрительной памяти

  1. «Какой игрушки не хватает?». Разложите перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, уберите одну или две и спросите, что изменилось.
  2. «В чем отличия?».  Находить разницу между двумя картинками очень полезно не только для развития памяти, но и для усиления внимательности.
  3. «Опиши товарища». Это игра для группы малышей. Малышей просят посмотреть внимательно на соседа, запомнить, как он выглядит, во что одет, а потом отвернуться и рассказать про его внешность.

Для развития двигательной и тактильной памяти

  1. «Восстанови последовательность». На стол выкладываются 5-6 кусочков тканей. Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребенку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.
  2.  «Повтори движения».   В эту игру можно играть как с одним малышом, так и с группой. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.
  3.  «Остановись вовремя!». Перед началом игры нужно договориться с ребенком или с группой, какое движение под запретом (например, хлопок в ладоши). Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.

Для развития слуховой памяти

  1. «Повтори мелодию». Для этой игры понадобится фортепиано или игрушечный синтезатор. Можно предложить малышу отвернуться и сыграть ему 3-4 ноты, после чего попросить повторить, найдя их на клавиатуре и воспроизведя в нужной последовательности.
  2. «Найди лишнее». Нужно зачитать малышу несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.
  3. «Угадай мультфильм». Упражнение заключается в попытке ребенка угадать, песенку из какого мультфильма он сейчас слышит. Также можно попросить малыша пересказать сюжет этого мультфильма.

Для развития эмоциональной памяти

  1. «Веселый-грустный». Малышу нужно показать карточки с изображениями леденцов, воздушных шаров, пышного торта — всего, что может вызвать положительные эмоции. И изображения, которые вызовут негативные чувства — разбитую чашку, серые тучи, закрывающие солнце, болеющего человека с градусником под мышкой. Показывая каждую карточку по очереди, нужно попросить малыша сказать, что он чувствует при взгляде на картинку. Какие эмоции вызывает у него рисунок? Главная задача — вовлечь ребенка в процесс восприятия, в котором сознательно включается эмоциональный фактор.
  2. «Выбери эмоцию». Для этой игры понадобятся карточки с изображением эмоций — радость, грусть, гнев и т. п. Малыш должен выбрать карточку, а потом попытаться рассказать о том, какую эмоцию он выбрал и почему. Например: «Сегодня я злой, потому что…».
  3. «Угадай по голосу». Еще одна форма игры — угадывание эмоций по голосу. Можно произносить простые фразы, например: «Сегодня утром я снова ел кашу». Постарайтесь передать голосом эмоцию, которую испытываете, и пусть ребенок попробует отгадать, что это за эмоция.

Для развития словесно-логической памяти

  1. «Назови второе слово». Для игры необходимо подготовить 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: мышь-сыр, зима-санки. Прочитать все пары слов ребенку, не торопясь, давая время запомнить. Потом объяснить, что основная задача — вспомнить и назвать второе слово после того, как будет названо первое в паре.
  2. «Свяжи слова, близкие по смыслу». В этой игре задача обратная: нужно подготовить пары слов таким образом, чтобы они не были связаны по смыслу, но при этом среди других пар должно найтись слово, которое можно объединить с первым названным. Пример: изначальный вариант — яблоко-море. Другая пара слов: груша-лодка. Яблоки и груши можно съесть, а на лодке можно плавать по морю.
  3. «Третий — лишний!». Для игры необходимо подготовить несколько цепочек из трех слов. В каждой из цепочек два слова должны быть связаны по смыслу, а третье — нет. Задачей ребенка будет определить, какое слово является лишним в смысловой цепочке.

Для развития образной памяти

  1. «Опиши предмет». Нужно выбрать какой-то предмет — например, игрушку, или машину, если вы на прогулке — и предложить ребенку вспомнить как можно больше отличительных признаков. Признаки нужно называть по очереди. Проигрывает тот, кто не сможет назвать признак, когда придет его очередь.
  2.  «Угадай героя». Здесь цель вспомнить героя мультфильма или книги, которого ребенок точно знает, называя ему отличительные признаки этого персонажа.
  3.  «Вспомни детали». Ребенку показывается коллаж из нескольких рисунков. Например, это могут быть герои мультфильмов. Затем коллаж убирается, и ребенка просят назвать все, что он сумел разглядеть и запомнить.

Для развития ассоциативной памяти

  1. «Придумай ассоциацию». Нужно прочитать ребенку небольшое стихотворение, а затем предложить ему нарисовать картинку к каждой фразе. По этим картинкам ребенок должен будет  попытаться повторить стихотворение. Это упражнение — хорошая тренировка не только ассоциативного мышления, но также и логики.
  2. «Запомни слово к знаку-символу». Ребенку показывают несколько символов, изображенных на отдельных карточках. Показывая каждый символ, взрослый называет слово. Далее ребенка нужно попросить вспомнить, какое слово к какому символу относилось, показывая ему карточки в произвольном порядке.
  3. «Я знаю пять…». Смысл игры заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо или имена, отбивая мяч. Например, «Я знаю пять имен девочек: Маша — раз, Даша — два…» и т. д.

Для развития логической памяти

  1. «Поеду на море!». В игре могут участвовать несколько человек, а можно играть вдвоем с ребенком. Первый игрок начинает словами «Я поеду на море и возьму с собой…» — и говорит то, что возьмет (один предмет). Второй продолжает начатую цепочку, упоминая предмет, который уже называли, и добавляя свой. И так до тех пор, пока кто-то не собьется.
  2. «Продолжи смысловой ряд». Взрослый называет слово — например, «школа». Ребенок должен продолжить смысловой ряд (например, «дети», «учитель», «книга» и т. п.).
  3. «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен закончить его так, чтобы все совпадало по смыслу. Например: «Машина не может ехать дальше, потому что у нее… (сломан двигатель)».

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Игры и упражнения, несомненно, помогают развивать память ребенка. Однако развитая память — это не только ежедневные упорные занятия. Не следует забывать и о самых простых вещах, от которых также зависит результат:

  • о правильном питании;
  • о полноценном, здоровом сне;
  • о прогулках;
  • о соблюдении режима дня;
  • о физической активности.

Все эти пункты крайне важны для усиления концентрации внимания на занятиях и  стимулирования умственной деятельности.

Выводы

Память ребенка постоянно трансформируется и совершенствуется: поначалу это механическое  запоминание, которое с течением времени становится все более и более осознанным. Для ускорения и улучшения результатов можно использовать игры, приведенные выше, как упражнения, способствующие максимальному раскрытию способностей.

Заключение

В детских центрах и садах «Бэби-клуб» ребенок дошкольного возраста в игровой форме познает окружающий мир, попутно развивая навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Здесь не только  подготовят вашего ребенка к школе, но и научат его свободно мыслить, чувствовать себя уверенно в любом окружении, дадут совет, в каком направлении ему лучше развиваться дальше. Самое надежное инвестирование — это вложение в образование.

Что на самом деле может сделать тренировка мозга для детей?

За последние несколько лет бизнес «мозговых игр» взлетел как ракета. Если вы вообще проводите какое-то время в Интернете, скорее всего, вас попросила по крайней мере одна компания, обещающая, что примерно за 10 долларов в месяц вы сможете обратить старение вспять! Предотвратите болезнь Альцгеймера! Улучшите свою память! Или даже повысить свой IQ!

По данным SharpBrains, исследовательской фирмы, занимающейся нейровелнес, расходы на аппаратное и программное обеспечение для фитнеса мозга достигли 1,3 миллиарда долларов в 2013 году и, как ожидается, достигнут 6 миллиардов долларов к 2020 году. около 20% доходов таких компаний, как Lumosity, Cogmed, Posit Science и других.

Но есть большая разница между большим бизнесом по тренировке мозга и не очень надежной наукой, стоящей за многими заявлениями некоторых компаний. «Я очень скептически отношусь к этому», — говорит Майк Милхэм, доктор философии, директор Центра развития мозга в Институте детского разума. «Есть некоторые исследования, говорящие о том, что тренировка мозга имеет определенную ценность, и другие исследования говорят, что это не так. Никто не продемонстрировал особенно впечатляющего размера эффекта, так что даже когда вы показываете некоторую пользу, стоит ли это потраченного времени и денег?»

Что такое тренировка мозга?

Это компьютеризированная деятельность, предназначенная для укрепления когнитивных навыков или определенного когнитивного навыка. «Можно назвать тысячу различных функций мозга или даже больше, — говорит нейропсихолог Доминик Аусиелло, PsyD, — но основная идея заключается в том, что с помощью компьютеризированной практики вы улучшите эти навыки». Существует множество различных программ с различными видами деятельности и упражнениями, предназначенными для улучшения различных когнитивных функций. Большинство из них пытаются научить людей:

  • Улучшить внимание
  • Быстрее обрабатывать информацию
  • Сохранять информацию
  • Учиться и запоминать больше Аусиелло обучен использованию Cogmed, программы тренировки мозга, специально разработанной для улучшения рабочей памяти. Оперативную память можно рассматривать как поисковую систему мозга или ментальный блокнот, и она используется для таких вещей, как запоминание звуковых и визуальных указаний, математические вычисления в уме и визуализация шагов, связанных с задачей. Но в то время как доктор Аусиелло использует Cogmed в качестве лечения для решения этой конкретной проблемы у некоторых детей, и он «осторожно оптимистичен», он еще не прыгает на подножку игры для мозга для всех.

    Приведите пример упражнения, направленного на улучшение рабочей памяти?

    Один из примеров включает в себя набор лампочек на экране, которые загораются в определенном порядке. Вы должны помнить порядок. Тест работает, заставляя пользователей обращать внимание на строку информации. Он начинается очень легко, а затем усложняется в зависимости от способностей ребенка. Программа использует алгоритм, чтобы постепенно давать более сложные задания, и когда дети ошибаются, она дает им более простые. В конце концов, это продолжает подталкивать детей, пока они не вспомнят шесть лампочек, а затем семь, восемь, девять, десять.

    Каким детям полезна тренировка мозга?

    Дети с дефицитом рабочей памяти могут получить наибольшую пользу от занятий с Cogmed. Вы можете измерить рабочую память ребенка, и низкая рабочая память может быть симптомом ряда различных диагнозов, в том числе:

    • СДВГ
    • Нарушения обучения (чтение и математика)
    • Речевые расстройства
    • Проблемы исполнительной функции

    Для детей с языковыми расстройствами, по словам доктора Осиелло, программа Scientific Learning Fast-For-Word работает над навыками чтения и общим улучшением речи. «Некоторые исследования показывают, что в области мозга, отвечающей за язык с этой программой, уровень активности выше. У него есть приличные данные, подтверждающие это», — говорит он.

    Но прежде чем приступить к любой программе тренировки мозга, родители должны также учитывать личность своего ребенка, предупреждает доктор Милхэм. «Есть люди, которым нравится делать такие структурированные вещи, — говорит он. Но это работа, и она может быть очень неприятной. «Потенциально у вас будут дети, которые будут злиться, потому что их заставляют делать что-то, что затрагивает их слабости».

    Доктор Милхэм предлагает сначала поговорить с терапевтом вашего ребенка и спросить, как, по его мнению, ваш ребенок перенесет тренировку мозга. «Иногда терапевт скажет: «Вы с ума сошли?! Нет, пожалуйста, не делайте этого — вы просто собираетесь вступить в драку».

    Как навыки тренировки мозга переходят в навыки реальной жизни?

    После пяти недель практики упражнений Cogmed, доктор Аучиелло говорит, что дети стали намного лучше выполнять упражнения. «Может быть интересно, а иногда даже замечательно, насколько они улучшили эти действия, — говорит он, — но само по себе это мало что значит. Это не говорит нам, произошли ли изменения в повседневной жизни».

    «На самом деле они не развили способность обобщать», — соглашается доктор Милхэм. «Есть одно исследование, в котором говорится, что это хорошо для краткосрочной памяти, но как насчет более длительного удержания? Что он делает на самом деле? Никто не продемонстрировал последовательного обобщения».

    Насколько эффективна тренировка мозга?

    Суть в том, что, по словам доктора Осиелло, когда дело доходит до тренировки мозга, бизнес намного опережает науку. «Я думаю, что есть большие перспективы, но я думаю, что эти вещи нужно изучить очень тщательно», — говорит он. «Я бы сказал, что для большинства существующих программ либо нет, либо очень мало исследований, подтверждающих, что есть дети, которым становится лучше, занимаясь этим».

    Он осторожно говорит с родителями о Когмеде, потому что считает, что необходимо провести дополнительные исследования. «На Cogmed есть около 80 исследований, некоторые положительные, некоторые нет. Они предполагают, что здесь что-то происходит, но этого недостаточно», — говорит он. «Если вы сравните это с золотым стандартом лечения СДВГ, где есть десятилетия исследований, мы просто далеки от этого».

    Но доктор Аусиелло говорит, что у некоторых детей он видит тонкие, но полезные эффекты тренировки мозга. «Никто не приходит и не говорит: «Боже мой, жизнь моего ребенка полностью изменилась, и это потрясающе». Может быть, в результате они не решают более сложные математические задачи, но, может быть, математика, которую они — это , делающие это менее утомительно. Может быть, они стали немного более уверенными. Если выгода неуловима, пусть будет так».

    Доктор Милхэм соглашается, что это может быть полезно в некоторых очень специфических ситуациях. «Если вы сделали мудрый выбор и у вас нет ребенка с оппозиционными наклонностями, у которого есть вероятность провала, и если есть много похвал и вознаграждений, возможно, это сработает», — говорит он. «Если у вас этого нет, вы можете столкнуться с другой проблемой, из-за которой родитель и ребенок будут драться, из-за чего ребенок не сможет этого сделать, и вы будете платить за это деньги».

    Что-то для поддержки лечения, а не для его замены

    В любом случае, доктор Милхэм говорит, что семьи не должны отказываться от более традиционных методов лечения. «Я бы не сказал, что это не может помочь кому-либо — это было бы несправедливо — но недостаточно доказательной базы, чтобы это действительно стало каким-то стандартом практики. Если вы хотите использовать его в дополнение к стандартному уходу, это похоже на любое другое экспериментальное лечение: если ребенок будет его терпеть, все в порядке. Только не пытайтесь заменить им лечение».  

    Эффективность тренировки рабочей памяти для детей с низкой рабочей памятью

    Сохранить цитату в файл

    Формат:

    Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

    Добавить в коллекции

    • Создать новую коллекцию
    • Добавить в существующую коллекцию

    Назовите свою коллекцию:

    Имя должно содержать менее 100 символов

    Выберите коллекцию:

    Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
    Повторите попытку

    Добавить в мою библиографию

    • Моя библиография

    Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
    Повторите попытку

    Ваш сохраненный поиск

    Название сохраненного поиска:

    Условия поиска:

    Тестовые условия поиска

    Электронная почта:

    (изменить)

    Который день?

    Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

    Который день?

    ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

    Формат отчета:

    SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

    Отправить максимум:

    1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

    Отправить, даже если нет новых результатов

    Необязательный текст в электронном письме:

    Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

    Рандомизированное контролируемое исследование

    . 2020 декабрь;146(6):e20194028.

    doi: 10.1542/пед.2019-4028.

    Epub 2020 6 ноября.

    Меган Спенсер-Смит
    1

    2
    , Джон Куах
    3

    4
    , Фиона Менса
    3

    5
    , Гехан Робертс
    3

    6

    5
    , Сьюзан Гатеркоул
    7
    , Мелисса Уэйк
    3

    5

    8
    , Питер Дж. Андерсон
    9

    2

    Принадлежности

    • 1 Институт мозга и психического здоровья Тернера, Школа психологических наук, Университет Монаша, Клейтон, Виктория, Австралия; [email protected].
    • 2 Тема клинических наук.
    • 3 Тема здоровья населения и.
    • 4 Высшая педагогическая школа Мельбурна, Мельбурнский университет, Карлтон, Виктория, Австралия.
    • 5 Кафедра педиатрии и.
    • 6 Центр общественного детского здоровья, Королевская детская больница, Парквилл, Виктория, Австралия.
    • 7 Медицинский исследовательский совет, Отдел познания и наук о мозге, Кембриджский университет, Кембридж, Соединенное Королевство; и.
    • 8 Институт Лиггинса, Оклендский университет, Окленд, Новая Зеландия.
    • 9 Институт Тернера мозга и психического здоровья, Школа психологических наук, Университет Монаша, Клейтон, Виктория, Австралия.
    • PMID:

      33159002

    • DOI:

      10.1542/пед.2019-4028

    Рандомизированное контролируемое исследование

    Меган Спенсер-Смит и др.

    Педиатрия.

    2020 Декабрь

    . 2020 декабрь;146(6):e20194028.

    doi: 10.1542/пед.2019-4028.

    Epub 2020 6 ноября.

    Авторы

    Меган Спенсер-Смит
    1

    2
    , Джон Куах
    3

    4
    , Фиона Менса
    3

    5
    , Гехан Робертс
    3

    6

    5
    , Сьюзан Гатеркоул
    7
    , Мелисса Уэйк
    3

    5

    8
    , Питер Дж Андерсон
    9

    2

    Принадлежности

    • 1 Тернерский институт мозга и психического здоровья, Школа психологических наук, Университет Монаша, Клейтон, Виктория, Австралия; megan. [email protected].
    • 2 Тема клинических наук.
    • 3 Тема «Здоровье населения» и.
    • 4 Высшая педагогическая школа Мельбурна, Мельбурнский университет, Карлтон, Виктория, Австралия.
    • 5 Кафедра педиатрии и.
    • 6 Центр общественного детского здоровья, Королевская детская больница, Парквилл, Виктория, Австралия.
    • 7 Медицинский исследовательский совет Отделение познания и наук о мозге, Кембриджский университет, Кембридж, Соединенное Королевство; и.
    • 8 Институт Лиггинса, Оклендский университет, Окленд, Новая Зеландия.
    • 9 Институт Тернера мозга и психического здоровья, Школа психологических наук, Университет Монаша, Клейтон, Виктория, Австралия.
    • PMID:

      33159002

    • DOI:

      10.1542/пед.2019-4028

    Абстрактный


    Цели:

    Подгруппы детей могут получить больше пользы от тренировки рабочей памяти, чем другие. В этом исследовании мы стремились изучить, различалась ли реакция на программу тренировки рабочей памяти Cogmed у детей с низким IQ и повышенным синдромом дефицита внимания/гиперактивности, эмоциональными и поведенческими симптомами, особыми потребностями в медицинской помощи или полом.


    Методы:

    Мы использовали данные исследования Memory Maestros, популяционного рандомизированного контролируемого исследования программы Cogmed, проводимой в школе (90 299 n 90 300 = 226), по сравнению с обычным обучением (90 299 n 90 300 = 226) у детей 1-го класса (средний возраст 6,9 лет). ;SD 0.4) с малой оперативной памятью. Когмед включает от 20 до 25 сеансов продолжительностью 45 минут в течение 5-7 недель. Дети прошли подтесты из автоматизированной оценки рабочей памяти, чтобы измерить изменение рабочей памяти от исходного уровня до 6 месяцев после рандомизации.


    Полученные результаты:

    После обучения улучшенные стандартные баллы рабочей памяти (> 1 SD) по сравнению с исходным уровнем до 6 месяцев наблюдались примерно у одной трети детей, при этом более чем у половины показатели оставались стабильными (в пределах 1 SD). Однако аналогичные результаты наблюдались у детей, получавших обычное обучение. Дифференциальный эффект Когмеда по сравнению с обычным обучением был очевиден для детей с повышенной гиперактивностью и/или невнимательностью, у которых менее вероятно улучшение зрительно-пространственной рабочей памяти, но не для других исследуемых подгрупп.


    Выводы:

    Дети с повышенной гиперактивностью и/или невнимательностью с меньшей вероятностью демонстрировали клинически значимое улучшение после приема Когмеда; однако дифференциальные эффекты не были очевидны для детей с низким IQ и повышенными эмоциональными и поведенческими симптомами, особыми потребностями в медицинской помощи или полом. Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, могут ли тренировки улучшить рабочую память, и если да, то для кого.

    © 2020 Американская академия педиатрии.

    Заявление о конфликте интересов

    w3.org/1998/Math/MathML» xmlns:p1=»http://pubmed.gov/pub-one»> ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы указали, что у них нет потенциальных конфликтов интересов, о которых следует сообщать.

    Похожие статьи

    • Тренировка рабочей памяти у детей с нервно-психическими расстройствами и интеллектуальными нарушениями легкой и пограничной степени, роль коучинга; двойное слепое рандомизированное контролируемое исследование.

      Рординг-Рагетли С., Клип Х., Буителаар Дж., Слаатс-Виллемсе Д.

      Рудинг-Рагетли С. и др.
      БМС Психиатрия. 2017 28 марта; 17 (1): 114. doi: 10.1186/s12888-017-1274-6.
      БМС Психиатрия. 2017.

      PMID: 28351374
      Бесплатная статья ЧВК.

      Клиническое испытание.

    • Академические результаты через 2 года после тренировки рабочей памяти для детей с низкой рабочей памятью: рандомизированное клиническое исследование.

      Робертс Г., Куах Дж., Спенсер-Смит М., Андерсон П.Дж., Гатеркол С., Голд Л., Сиа К.Л., Менса Ф., Рикардс Ф., Эйнли Дж., Уэйк М.

      Робертс Г. и соавт.
      JAMA Педиатр. 2016 2 мая; 170 (5): e154568. doi: 10.1001/jamapediatrics.2015.4568. Эпаб 2016 2 мая.
      JAMA Педиатр. 2016.

      PMID: 26954779

      Клиническое испытание.

    • Предотвращение академических трудностей у недоношенных детей: рандомизированное контролируемое исследование адаптивной тренировки рабочей памяти — исследование IMPRINT.

      Паско Л., Робертс Г., Дойл Л.В., Ли К.Дж., Томпсон Д.К., Сил М.Л., Джосев Э.К., Носарти С., Гатеркол С., Андерсон П.Дж.

      Паско Л. и др.
      БМС Педиатр. 2013 16 сент.; 13:144. дои: 10.1186/1471-2431-13-144.
      БМС Педиатр. 2013.

      PMID: 24041245
      Бесплатная статья ЧВК.

      Клиническое испытание.

    • [Эффективность частотной нейробиоуправления и тренировки рабочей памяти Cogmed JM у детей с СДВГ].

      Ван Донген-Бумсма М., Воллебрегт М.А., Слаатс-Виллемсе Д., Буителаар Дж.К.

      ван Донген-Бумсма М. и соавт.
      Tijdschr Psychiatr. 2015;57(7):508-16.
      Tijdschr Psychiatr. 2015.

      PMID: 26189419

      Обзор.
      Голландский.

    • Эффективна ли тренировка рабочей памяти? Метааналитический обзор.

      Мелби-Лервог М., Хьюм К.

      Мелби-Лервог М. и др.
      Дев Психология. 2013 фев; 49(2): 270-91. doi: 10.1037/a0028228. Epub 2012 21 мая.
      Дев Психология. 2013.

      PMID: 22612437

      Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Нейронные и поведенческие данные, подтверждающие взаимосвязь между обычными упражнениями и точностью рабочей памяти у здоровых молодых людей.

      Юань С, Ли Д, Ху И, Ци М, Конг И, Чжао С, Хуан Дж, Сун Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *